Неочевидные особенности бизнеса на автотюнинге
Прежде всего услуги модификации автомобиля стандартной комплектации предполагают повышение мощности двигателя. Это интересует уличных гонщиков, количество которых стремительно растет. Помимо увеличения мощности путем изменения конструкции двигателя, существуют и другие направления тюнинга. Мощность двигателя можно увеличить путем настройки блока управления, что получило название чип-тюнинга.
Специалисты по внутреннему оснащению могут внести изменения в конструкцию салона автомобиля, установив современное акустическое оборудование, обтянув сидения кожей и т.д. Наконец, изменения в автомобиле могут носить чисто внешний характер, для этого устанавливают молдинги, спойлеры, антикрылья. Это придает машине спортивный вид и пользуется высоким спросом среди людей, решивших приобщиться к спорту.
Тюнинг-ателье обычно работает в каком-либо одном направлении, компаний, предоставляющих услуги полного тюнинга, насчитывается немного. Производители автомобилей ревностно относятся к любым изменениям в серийной модели, особенно если они являются делом рук умельцев, не имеющих специального оборудования и средств контроля. Кроме того, малейшее изменение в конструкции двигателя способно привести к его преждевременному износу. Повышение мощности автомобиля в тюнинг-ателье не регистрируется, а обнаружить какие-либо изменения при осмотре мотора невозможно.
Не каждое авто может подвергнуться тюнингу. За некоторые модели автомобилей предпочитают не браться даже самые опытные специалисты. И дело не в том, эти машины являются совершенными. Наоборот, их двигатели после внесенных изменений быстро выходят из строя. А ответственность за поломку ложится на тюнинг-ателье. Как бы то ни было, тюнинг двигателей пользуется большим спросом, который со временем будет только расти.
Несколько проще начать собственное дело в сфере повышения комфортабельности салона. Все современные автомобили предоставляют одинаковые возможности для установки нового оборудования. Поэтому вносимые изменения зависят от суммы, которую автолюбитель готов вложить в модификацию салона. Современным акустическим оборудованием можно оснастить как современную машину, так и автомобиль 80-х годов выпуска. Стоимость услуг по установке оборудования составляет 50% от стоимости аппаратуры.
Оформление документов
Чтобы ваша студия работала официально, потребуется оформить пакет документов.
- Открыть ИП.
- Указать ОКВЭД. Для России это коды – 45.20, 45.20.1, 45.20.2.
- Подписать договор аренды на помещение.
- Получить разрешение на работу от СЭС и пожарной службы.
- Оформить на работу персонал.
- Иметь сертификаты на используемое оборудование и материалы.
После обращения клиента в ваше тюнинг ателье вы будете заключать с ним договор, где будут указаны объемы и виды работ, сроки выполнения, и обязанности обеих сторон. Чтобы составить правильный пакет документов и шаблонный договор с клиентами вы можете обратиться к юристу в вашем городе.
Регистрация ателье
Для регистрации можно остановиться на такой форме организации, как индивидуальный предприниматель. Это займет всего рабочую неделю времени и не более 800 руб. государственной пошлины. Но если вы открываете такой сервис в складчину, вам придется регистрировать ООО и формировать уставной капитал юридического лица. Такая форма организации имеет свои преимущества. Например, в случае банкротства, ООО отвечает только размером своего уставного капитала, тогда как предприниматель обязан рассчитаться своим личным имуществом.
Из документального оформления желательно еще включить в бизнес-план создание проектной документации помещения, где будет размещаться ваш автосервис. Прежде чем начинать ремонт или строительство желательно провести негосударственную экспертизу всей проектной документации. Это поможет быть удостовериться, что все работы будут проводиться соответственно с требованиям закона.
Выбираем нужное помещение
Чаще всего предприниматели, решившие открыть такой сервис, используют в качестве помещения собственный гараж или же арендуют подходящий. Это самый дешевый вариант, который облегчит ваш старт в бизнес. Но при этом вы именно на старте рискуете доверием клиентов, что не есть хорошо. Поэтому, если есть возможность арендовать или купить отдельно стоящее строение в городе, лучше использовать этот шанс. Правда, многое зависит от того, где находится это здание. Важно, чтобы рядом был удобный подъезд для машин.
Подыскивая помещение под данные сервис, учитывайте, что авто в нем должны располагаться свободно, доступ к смотровым ямам тоже не должен создавать проблем. Отдельное помещение надо выделить под смотровую комнату, где клиенты могут детально ознакомиться с работой. Помимо этого для полноценной работы ателье должны быть предусмотрены помещения для персонала, администрации, а также комната ожидания для клиентов.
Перечень оказываемых услуг
Игроки рынка советуют заниматься не только обшивкой салона авто. Необходимо расширять перечень оказываемых услуг, чтобы зарабатывать действительно приличные деньги. Например, можно предлагать клиентам тонировку стекол, автовинил, антигравийные пленки, бронирование оптики, химчистку салона, полировку, ремонт и заправку кондиционера и так далее. Да, это потребует покупку доп оборудования и найма дополнительных работников (или обучение действующих), однако это позволит избежать периодов полного отсутствия заказов (сезон, конкуренты и прочее).
Оборудование
Для тюнинг-ателье приобретается качественное оборудование, так как от его мощности и возможностей зависит результат работы. Покупка аппаратуры обойдется предпринимателю в 15-20 тыс. долларов. Количество оборудования зависит от вида услуг, предоставляемых мастерской. В стандартный набор техники для тюнинг-ателье входит:
- Мощный подъемник.
- Набор шиномонтажных узлов.
- Аэрограф.
- Комплекты ручных инструментов.
- Сварочный аппарат, сверлильный станок.
- Компрессор.
- Окрасочная камера.
- Сушка.
Дополнительно приобретаются краскопульты, аппараты для покрытия при декорировании авто. Также стоит предложить клиенту возможность заказать детали тюнинга или специальные материалы под заказ.
Сканеры
Любой современный сканер способен проверять электронный блок управления мотора, сообщая диагностирующему специалисту о текущем состоянии силового агрегата. Используя в работе сканер, можно будет:
- увидеть сигналы, поступающие с датчиков системы, а также отслеживать их изменения с течением времени;
- узнать о функционировании различных исполнительных элементов системы посредством визуального контроля;
- проверить неисправности агрегата, ознакомившись с сохранёнными в системе кодами;
- узнать идентификационные данные ЭБУ.
Те, кого интересует чип-тюнинг для начинающих, должны понимать, что показания любого сканера — это ничто иное, как отображение данных, хранящихся в ЭБУ. В связи с чем проводящий диагностику и чип-тюнинг специалист воспринимает отображаемые значения не как реальные значения определённых параметров. Сканер способен только отобразить данные, предварительно не определяя их так, как это делают измерительные приборы.
Кроме отображения параметров, сканеры осведомляют о кодах имеющихся неисправностей. Правда, не следует относиться ко всем указанным сканером кодам как к побуждению к срочной замене или ремонту той или иной детали мотора. Любое показание сканирующего устройства должно, в первую очередь, натолкнуть специалиста на дальнейшие размышления и поиск реальных угроз.
В продаже есть портативные и программные сканеры для чип-тюнинга, которые не могут функционировать отдельно от ПК. При покупке программного оборудования понадобится ноутбук, оснащённый COM-портом или переходником PCMCI-COM. Вместе с этим придётся приобрести адаптер K-Line со множеством проводов и разъёмов.
Чтобы провести чип-тюнинг, обучение различному диагностическому программному обеспечению должен пройти каждый мастер. Некоторые выбирают для работы бюджетные приложения, как SMS-Diagnostic (позволяет проверить новые ЭСУД ВАЗ/ГАЗ). Если автолюбитель собирается диагностировать различные авто зарубежного производства, то ему, вероятнее всего, нужно будет купить либо несколько узкоспециализированных сканеров, либо один универсальный агрегат, который имеет меньше возможностей.
Мотортестеры
Базовые понятия чип-тюнинга могут быть раскрыты только при полном изучении всех типов необходимых в работе приспособлений. Например, мотортестеры являются измерительными приборами, которые считывают данные непосредственно с силового агрегата, определяя при этом те неисправности, которые не может обнаружить ни один сканер. Мотортестеры определяют формы напряжения, токи датчиков, отображают осциллограммы высокого напряжения и давления в цилиндрах. Кроме того, эти многофункциональные устройства способствуют измерению давления топлива, стартерного тока и УОЗ (что обязательно следует учитывать при проведении чип-тюнинга).
Например, мотортестер позволяет косвенно произвести оценку воспламенения и сгорания топливно-воздушной смеси, для чего в приборе предусмотрено наличие осциллограмм вторичного напряжения. Благодаря полученному после измерений графику можно понять:
- правильно ли установлены фазы ГРМ;
- каково состояние цилиндро-поршневой группы;
- есть ли подсос воздуха во впускном тракте;
- каковы показатели противодавления выпускной системы;
- состояние угла опережения зажигания.
Мотортестер с лёгкостью (в течение нескольких минут) определяет наличие обрыва или межвиткового замыкания форсунок, проводит качественное измерение стартерного тока (благодаря этому диагностирующий специалист оценивает состояние аккумулятора и стартера). Кроме этого, прибор проверяет функциональность различных датчиков, что делает чип-тюнинг более простой и лёгкой процедурой.
Тем, кому интересен чип-тюнинг для начинающих, должны быть готовы к тому, что покупка мотортестера потребует огромных затрат. На российском рынке представлено множество различных приборов, неплохим соотношением цены и качества обладают приборы фирмы Quantex Laboratory.
Газоанализаторы
Что касается этого приспособления, то лучше всего в работе себя показали четырёхкомпонентные приборы. Ранее активно используемые для чип-тюнинга двухкомпонентные агрегаты вместе с карбюраторами уже не встречаются на более-менее «крутых» сервисных центрах. Поэтому покупать необходимо лишь качественные газоанализаторы, позволяющие не «отрегулировать СО», а лишь стать источником для продиагностированной информации.
Основы чип-тюнинга подразумевают наличие всех трёх видов приборов, которые, используя совершенно разные методы определения данных, способны дать автомобилисту разную информацию. Естественно, есть параметры, которые могут быть одинаково точно определены всеми тремя агрегатами, однако, в большинстве случаев, все данные у каждого прибора уникальны. Следует понимать, что грамотный поиск неисправностей должен быть основан исключительно на анализе полученных данных и измерениях.
Приборы вспомогательного характера
Кроме основного оборудования, начинающему проводить процедуру чип-тюнинга авто можно приобретать различные вспомогательные приспособления, которые позволяют оптимизировать работу, в их числе:
- топливный манометр;
- приспособление, позволяющее произвести очистку форсунок;
- стенды, способствующие качественной проверке свечей или модулей зажигания;
- ампервольтомметр;
- качественный инструментарий;
- различные приборы и устройства, которыми пользуются опытные мастера, изготавливаемые исключительно «под специалиста».
Подбор персонала
«Хорошему ателье нужны хорошие мастера» — вот такой лозунг должен быть у каждого новоиспеченного автоателье. В минимальный штат рабочих должны входить две швеи, закройщик, мастер по перетяжке салона и специалист по монтажу/демонтажу. Примерный фонд оплаты труда такого коллектива составит порядка 60 — 90 тыс. рублей в месяц.
В идеале работник автоателье должен пройти соответствующие курсы по данному делу. Для этого скорее всего придется посетить Москву. Например, есть такая компания Rusty Brothers, которая предлагает всем желающим овладеть искусством изготовления эксклюзивных салонов автомобилей. Примерная стоимость 20-дневного курса составляет 30 — 50 тыс. рублей. По завершению курсов обучаемый получает знания об материалах, используемых в тюнинге салона авто, об оборудовании и инструментах для перетяжки салона. Работник с легкостью сможет изготавливать лекала и осуществлять перетяжку руля, ручки КПП, сидений, потолка, дверей и приборной панели.
Да, здесь есть риск, что обучив работника за свои деньги, он затем благополучно уйдет в свое дело (или к конкуренту). Но, увы, без квалифицированных кадров построить прибыльный бизнес не получится.
Квалифицированные работники, кстати говоря нужны не только чтобы делать красивую обшивку. В большинстве своем работа здесь строится на сборе и разборе деталей салона, что при отсутствии соответствующего опыта может дорого стоить исполнителю заказа. На форумах о бизнесе можно прочитать случаи, когда «гаражные умельцы» по неопытности ломали подушки безопасности у дорогих авто, что в итоге стоило им немалых сумм (40 — 60 тыс. рублей). Только один такой случай может погубить бизнес на корню.
Обучение специалиста
Кроме оборудования и специального программного обеспечения, любого желающего научиться чип-тюнингу интересует вопрос обучения. Правда, даже несмотря на то, что некоторые компании набирают группы автовладельцев для обучения чип-тюнингу, на деле мало кто из них получает полезные познания, помогающие в дальнейшем осуществлять качественно услуги другим автолюбителям. Чаще всего человек, который делает чип-тюнинг, обучение проходит непосредственно на практике, методом проб и ошибок учится «понимать» силовой агрегат, менять его свойства и увеличивать производительность.
Поиск клиентов
Целевой аудиторией студии тюнинга будут молодые люди, которые хотят выделить свой автомобиль с помощью визуального акцента или же увеличения мощности двигателя. Также, будут обращаться и другие автолюбители, которым, к примеру, нужно затянуть пленкой авто, прошить блок управления двигателем, сделать шумоизоляцию или же перешить руль.
Есть несколько способов привлечь клиентов в этот бизнес.
- Создание сайта с описанием услуг, ценами и формой для записи. Для получения первого трафика можно использовать контекстную рекламу.
- Реклама в социальных сетях, особенно актуально для Instagram. Публикация фото «до/после», отзывов, и цен на услуги помогут набрать аудиторию, которая в итоге будет конвертироваться в заказчиков.
- Сотрудничество с автосервисами. Можно организовать партнерскую программу и платить определенный процент за каждого приведенного клиента.
- Реклама на досках объявлений: Avito, OLX.
- Баннерная реклама в вашем городе.
- Скидки и акции при первом посещении салона, а также для постоянных клиентов.
В последующем к вам будут приходить клиенты, через личные рекомендации довольных заказчиков. Перед тем, как открыть тюнинг ателье, желательно провести мониторинг спроса на услуги, а именно посмотреть конкурентов, оценить их сильные и слабые стороны и только после этого можно выделить список услуг, которые вы будете предоставлять. Второй момент – этот бизнес подходит для крупного города, где есть спрос, в мелких городах запуск такой студии будет не выгоден.
Возможные концепции ателье
Еще на том этапе, когда вы формируете свой бизнес-план, надо определиться с концепцией вашего ателье. Дело в том, что тюнинговать можно практически все детали машины. Но на старте дела рекомендуется выбрать какую-то одну специализацию. Ведь бизнес будет иметь успех только тогда, когда вы сможете предоставлять качественные услуги. Пытаясь охватить все сразу, за качеством уследить практически невозможно.
Поэтому предварительно бизнес-план должен предусмотреть проведение небольшого маркетингового исследования, на основе которого определить, в каком направлении открывать свой сервис. Можно выделить четыре основных направления, которые можно выбрать для работы вашего сервиса:
- чип-тюнинг – изменение программного обеспечения и увеличение мощности авто;
- тюнинг салона авто – смена электроники, шумоизоляция, отделка кожей и прочее;
- внешний тюнинг – изменение порогов, крыльев, бамперов и прочее.;
- тюнинг внедорожников.
Что касается мегаполисов, бизнес-план вашего ателье может основываться на любой концепции. Для менее крупных городов надо тщательно выбирать направление, в котором будет работать ваш сервис.
Технический тюнинг
Следует понимать, что технический тюнинг, обычно, сложнее и дороже, чем стайлинг. Ведь в нём одни изменения тянут за собой другие. Например, установка более мощного двигателя требует работы над трансмиссией, тормозной системой, подвеской, а также внесения изменений в электронные системы авто.
Не стоит начинать с серьезных изменений в моторе, системах впуска, выхлопа и трансмиссии. Лучше сделать улучшения в системе тормозов и подвески, потом взяться за трансмиссию, а уже в конце заниматься двигателем. Если же начать с мотора, то штатные системы могут просто не справиться с увеличившейся мощностью и выйти из строя.
Стайлинг
Стайлинговая отделка автомобиля охватывает следующие виды работ:
- Тонировка поверхности стекол.
- Работа со светотехникой (светодиодный тюнинг).
- Внешний дизайн кузова (установка дополнительных спойлеров, «юбок», молдингов).
- Декорирование виниловых и карбоновых покрытий, наклеек.
- Обработка кузова антикоррозийными средствами, полировка.
- Работы с интерьером салона (перетяжка сидений, декор панелей).
- Аэрография.
Отдельная специфика затрагивает направление тюнинга внедорожных автомобилей: установку дополнительного оборудования и «лифтовку» (установку специальной внедорожной подвески).
Чип-тюнинг
Надо понимать, что производители авто отрицательно относятся к тому, что модели их авто переделываются, особенно когда речь идет о программном обеспечении и мощности. Поэтому машина, которая прошла через ваш сервис, скорее всего, будет обслуживаться у вас же. Но для этого надо завоевать хорошее доверие у автовладельцев – они не отдадут машину в первое попавшееся ателье. Кроме этого, определенные марки авто не способны пережить такой тюнинг в принципе. Это надо знать, поскольку, изменяя авто, ваше ателье берет на себя ответственность за безопасность водителя. Что лишний раз говорит о необходимости подбора квалифицированного персонала.
Тюнинг салона авто
Самое перспективное направление, которое рекомендуется включить в бизнес-план начинающему предпринимателю. Такие услуги пользуются успехом, независимо от того, в какой местности вы предоставляете свои услуги. Их цена зависит только от финансовых возможностей и желаний клиента – ателье устанавливает оплату примерно в половину стоимости использованных материалов. Для открытия такого салона надо включить в план инвестиций примерно миллион рублей, которые покроют расходы на оборудование и оплату услуг мастеров.
Внешний тюнинг
Модификация бамперов, спойлеров, молдингов и прочих внешних деталей – тоже одно из универсальных направлений. Окупается такой сервис довольно быстро за счет того, что на тюнинг берутся авто любого класса, а стоимость услуг устанавливается в размере 20-30% от стоимости использованных материалов.
Тюнинг внедорожников
Часто это направление выделяют в отдельный вид работ. Машин такого типа, особенно в крупных городах страны, немало. Поэтому вполне можно строить свой бизнес-план на обслуживании внедорожников. План затрат на них аналогичный предыдущим типам ателье, а вот доход от выполненных работ может быть намного выше. Например, комплексный тюнинг такого авто обходится в среднем в 15-20 тыс. долл. При этом конкуренция в данном направлении невысокая. Правда, поток желающих оттюнинговать внедорожник сравнительно небольшой, но при высоком качестве услуг вы легко наработаете постоянную базу клиентов.
Выгоды
Для открытия полноценного тюнинг-ателье на стартовом этапе понадобится не менее 30-35 тысяч долларов. Статьи расходов включают затраты на арендную плату, коммунальные услуги и зарплату работникам. Львиная доля средств уйдет на закупку дорогостоящего оборудования, лакокрасочных материалов. Приобретение деталей для декорирования авто обычно происходит под заказ, тратиться на них не придется.
Для привлечения клиентов продумывается и воплощается в жизнь рекламная кампания. Информация о профессиональных услугах тюнинг-мастерской размещается в интернете, специализированных автомобильных СМИ, создаются визитки.
Если ваш салон оказывает услуги на профессиональном уровне, использует качественные материалы и детали, о точке быстро узнают автолюбители. Ваши основные рекламщики – благодарные клиенты. Люди молниеносно распространят информацию о блестящем тюнинг-салоне в своих кругах, повысив вашу популярность. К грамотным специалистам в этой области люди готовы ездить из других регионов.
Тюнинг-ателье – интересная и рентабельная бизнес-идея. Наценки на услуги и материалы составляют от 300% до 500%, что делает окупаемость проекта очень высокой. При грамотной рекламной кампании, стабильном потоке клиентов и ежедневной целенаправленной работе над своим имиджем тюнинг-салон окупится за 1-2 года.
В итоге
Мастерская по тюнингу автомобилей – не новый вид бизнеса. Однако, правильно выбрав специализацию, предприниматель добьется быстрой окупаемости и популярности салона. В больших городах целесообразно открыть тюнинг-салон узкой специализации, например по отделке внедорожников. Такое направление не предполагает огромного потока клиентов, однако стоимость одного заказа может превысить дневной доход небольшой мастерской.
Свежие комментарии