На протяжении тысячелетий существования человечества потребности людей постоянно менялись. По мере развития цивилизации, запросы человека возрастали и становились более изощренными. Удовлетворение потребностей человека, в большинстве случаев, стоит денег.
Недостатки отечественного рынка услуг
На отечественном рынке услуг набор зрелищных мероприятий весьма ограничен. Бизнес развлечений в развитых зарубежных странах имеет и больший ассортимент в предложении, и более широкую доступность для населения, и более высокую привлекательность с точки зрения качества услуг.
Вакуум в Белоруссии
Сегодня в Белоруссии существует значительный вакуум в сфере проведения досуга, а то немногое, что присутствует на рынке развлечений, пришло из прошлого или сводится на нет недоступными для большинства людей ценами и нашим «ненавязчивым сервисом».
Развитие рынка
Насыщение рынка пойдет по пути: увеличения разнообразия предлагаемых услуг и повышения их качества. Собственно, заполнение это уже началось. Мы являемся свидетелями распространения ранее неизвестных и недоступных развлечений.
Автомобильные гонки
Автомобильные гонки — это то, о чем широкий зритель слышал и то, что всегда мечтал увидеть; то, чего у нас никогда не было; за что зритель готов платить свои деньги. Задачей настоящего бизнес-плана является рассмотрение практической возможности строительства в непосредственной близости от города Гродно спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок.
Создание предприятия
Создание нового предприятия, например акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (ООО), которое возьмет на себя координацию всех вопросов, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией спортивного комплекса.
Участок земли
Речь идет о конкретном участке земли площадью приблизительно до 15 га в районе местечка Поречье, расположенном в 30 км от областного центра города Гродно. Владелец (собственник) земли — Поречский Сельский Совет войдет в состав АО или ООО, внеся свою долю уставного капитала в виде указанного участка земли.
Переваги
Размеры и расположение указанного участка земли как нельзя лучше отвечают решению поставленных задач: непосредственная близость к областному центру, Литве и Польше, что позволит тысячам зрителей легко добираться до спортивного комплекса; непосредственная близость к местечку Поречье (около 5,0 тысяч жителей), что сводит к минимуму затраты на строительство инженерных коммуникаций и электро-, тепло-, газо-, водопривязок.
Перспективы
Для того чтобы попасть на территорию спортивного комплекса, жителям Поречья достаточно будет пройти 1 км, что позволит превратить спортивный комплекс в зону отдыха района и значительно увеличит число зрителей и посетителей спортивного комплекса; удобное транспортное сообщение с городом Гродно и местечком Поречье.
Проектирование спортивного комплекса может быть поручено специализирующимся городским проектным организациям. АО (ООО) необходимо заключить договор с местными проектными организациями, предоставить проекты и осуществлять контроль за выполнением работ. По завершении проектирования АО (ООO) проведет конкурс на выбор генерального подрядчика для строительства и будет контролировать качество и сроки выполнения строительных работ (Эта задача будет поручена администрации проекта EXTRIM-Авто).
Решение четвертой задачи является одним из важнейших аспектов для достижения максимальной эффективности эксплуатации комплекса. Главные усилия должны быть сосредоточены на этом направлении, созданное АО (ООO) должно заниматься решением этой задачи.
Под организационными задачами понимается:
-
Проведение длительной рекламной кампании (на 2-3 года, то есть в период строительства) через телевидение, радио, газеты, журналы, выпуск рекламных товаров с информацией о будущей деятельности СК, стимулирование демонстрации по центральному телевидению трансляций зарубежных соревнований по автогонкам, продвижение импорта зарубежной видео-продукции (художественных и документальных фильмов) о гонках на автомобилях и автогонщиках и т. п. Цель кампании — сформировать устойчивый интерес к таким соревнованиям и их участникам среди широкой аудитории, создать ажиотаж вокруг автогонок, сравнимый с популярностью футбола, хоккея или тенниса, чтобы пик популярности и спроса на подобные события пришелся на момент открытия комплекса.
-
Взаимодействие с автомобильными компаниями, заводами, фирмами и институтами по созданию или модернизации гоночных автомобилей и средств поддержки в соответствии с требованиями проведения автогонок на конкретной трассе.
Эта работа может быть осуществлена путем финансирования необходимых разработок или привлечения этих предприятий в качестве инвесторов проекта или акционеров-участников АО (ООO). На определенном этапе может потребоваться изменение правового статуса АО (ООO) и его трансформация, например, в акционерное общество открытого типа с правом эмиссии акций. Эмитирование акций позволит значительно снизить финансовое бремя первоначального инвестора, уменьшить риски и повысить известность автогонок.
На данном этапе возможно привлечение финансовых средств крупных иностранных и белорусских компаний, работающих в автомобильной отрасли или спонсирующих автоспортивные события (например, Agip, Castrol, Elf, Bosch, Michelin, Texaco, Shell, Champion, Nokia, Basf, Mobil, Slik, Ford, Nissan, Honda, Toyota, BMW, Volvo, Renault, Citroen, Mersedes, Ferrari, Coca-Cola, АЗОТ, МАЗ, БелАЗ, Белорусбанк и др.).
Кроме того:
— Необходимо создать юридическое лицо для будущих автоспортивных событий, сформировать ассоциацию команд, разработать правила и условия проведения гонок, наладить взаимодействие с Международной автомобильной федерацией (ФИА) и другими международными организациями, которые организуют подобные соревнования в Европе и Америке.
Планируемая эксплуатация СК — это период, следующий за трехлетним этапом проектирования и строительства комплекса. Под эксплуатацией понимается рентабельная деятельность всех компонентов спортивного комплекса. Это проведение гоночных событий, собирающих полные трибуны, теннисные корты, гимнастические залы, бани, гостиницы, детские спортивные школы, мастерские по ремонту автомобилей для зрителей, платные стоянки и многое другое. Это получение доходов от продажи прав на телевизионную трансляцию соревнований и рекламы на территории комплекса. Это организация работы СК в период между гонками круглый год, использование его как зоны отдыха населения, место для занятий спортом, обучения детей в спортивных школах, развлечения после работы, место проведения общественных мероприятий и т. д.
В случае успешного выполнения предыдущих задач (пункты 1, 2, 3 и 4), реализация данного плана позволяет ожидать полной окупаемости затрат на строительство спортивного комплекса для кольцевых автогонок в течение одного с половиной года.
Одной из ключевых целей настоящего бизнес-плана является демонстрация рентабельности многопрофильной эффективной эксплуатации спортивного комплекса, подходящего для проведения автоперегонов такого класса.
- Характеристики бизнеса:
Поскольку данный проект ориентирован на массовую аудиторию, необходимо обеспечить удовлетворение спроса на максимальное количество услуг в рамках ограниченной территории, при этом сохраняя высокий уровень качества этих услуг.
Из предыдущего описания становится понятно, что организация автоперегонов такого уровня в Белоруссии станет привлекательной для международной аудитории и, безусловно, окупит инвестиции в строительство трибуны и специальной трассы. Задача разработчика проекта — сократить срок окупаемости до приемлемого для реальных инвестиций уровня и предусмотреть механизмы достижения этой цели.
Рассмотрим условия проведения автоперегонов такого класса в Европе:
Автомобильные гонки на кольцевой трассе проходят на закрытой трассе с 10 до 20 поворотами. Средняя длина трассы составляет от 3 до 5 километров, ширина — от 10 до 20 метров. Цель гонщиков — проехать определенное расстояние за определенное время. Старт обычно дается в одно и то же время для всех участников. Продолжительность гонки варьируется от одного до двух с половиной часов. Во время соревнований участники могут заезжать в боксы для заправки топливом и замены шин.
Для зрителей организуются трибуны вдоль внешней стороны трассы, позволяющие наблюдать за гонками. Зрители приезжают на стадион, расположенный обычно в пригороде, на личных автомобилях или на специальных автобусах-экспрессах. Стоимость билетов может варьироваться от 50 до 300 долларов в зависимости от категории и местоположения. Для парковки личного автотранспорта организуются охраняемые платные стоянки стоимостью от 10 до 45 долларов за машину, а стоимость проезда на автобусах-экспрессах составляет от 2 до 7 долларов.
Зрители, приехавшие издалека, могут остановиться в гостинице рядом со стадионом или внутри комплекса спортивных сооружений. Стоимость номера варьируется от 18 до 33 долларов в сутки.
Автомобильные гонки обычно проходят в выходные дни, а тренировки и квалификационные заезды — в будние.
Существуют различные по вместимости стадионы: обычно они рассчитаны на около 100 тысяч зрителей.
Несмотря на захватывающий характер автоперегонов, человеку сложно оставаться на месте в течение трех часов. Поэтому во время гонки зрители могут попробовать еду и напитки, посетить туалет или купить сувениры. За небольшую плату (до 35 долларов) они могут принять участие в экскурсии в боксы технических команд и на трассу для зрителей.
Автомобильные гонки, организованные в Поречье, будут проходить в другом климатическом поясе. Поэтому конструкция стадиона должна обеспечивать комфортные условия для зрителей как в жаркий июль, так и в холодные апрель и октябрь.
В данном проекте предлагается построить стадион с утепленными закрытыми трибунами и открытым треком. Такой стадион будет состоять из одной трибуны на 25 тысяч зрителей вдоль прямой части трассы. Предусматривается возможность строительства дополнительных трибун на 5 тысяч мест в будущем. Трасса будет иметь длину около 3,5 километров и соответствовать стандартам международных автоперегонов.
Зрители с высоты трибуны могут свободно наблюдать за гонками на всем протяжении трассы (кольца). Закрытая трибуна обеспечивает максимальный комфорт зрителей при любых погодных условиях.
Главная трибуна представляет собой сооружение длиной около 500 метров, с одной стороны которого расположены места для зрителей. В подтрибунных помещениях размещаются административные службы и предприятия СК.
Прибыль от работы СК будет состоять из доходов, полученных различными службами и предприятиями, входящими в комплекс.
Служба продаж
Функции службы включают продажу билетов на автомобильные гонки, спортивные и культурные мероприятия, проводимые на СК, бронирование мест в гостевой зоне (в Поречье расположены два санатория, несколько турbas и детских лагерей, гостиница, магазины разных профилей) и т. д. Также будет осуществляться предварительная продажа билетов. Зрители могут забронировать места на любые анонсированные соревнования с помощью любого удобного метода. Продажа билетов будет проходить как на территории СК, так и через интернет. На ответственность службы будет также приходиться анализ продаж по различным категориям зрителей, местам и времени продаж (Эта задача будет поручена администрации проекта EXTRIM-Авто).
Служба питания
В состав службы входят временные точки питания: передвижные и стационарные. Можно заключить соглашения с местными предприятиями и предпринимателями.
Служба торговли
Существуют палатки, равномерно расположенные по трибунам для продажи сувениров, товаров первой необходимости, а также предметов развлечения (бинокли, подзорные трубки). Кроме того, множество подвижных лотков (тележек) торгуют самыми необходимыми товарами и сувенирами непосредственно в рядах зрителей.
Служба спортивных мероприятий
Эта служба занимается управлением открытой теннисной площадкой, залом спортивной гимнастики с тренажерами, футбольным полем, хоккейной площадкой, полем для гольфа и крокета, лыжной базой, школой со специальной трассой, баней и сауной.
Служба культурных мероприятий
В ее состав входят открытая площадка с автомобильными аттракционами, зал игровых автоматов и компьютерных игр, дискотека и кинозал.
Служба охраны
Главная задача службы — контроль за порядком на всей территории комплекса, охрана отдельных объектов СК. Служба будет также отвечать за платные парковки автомобилей зрителей. Крытые автостоянки расположены в цокольном этаже трибуны на протяжении всего ее μήκους. Открытые площадки для парковки автотранспорта оснащены освещением и расположены на территории СК. Рядом с местом планируемой постройки СК находится пограничная комендатура и служебные квартиры пограничников. Можно заключить договор с комендатурой о круглосуточной охране СК.
Техническая служба
Обязанности технической службы включают контроль за исправностью, обслуживание и ремонт трибун, инженерных коммуникаций и всех технических средств, используемых в СК.
Врачебная служба
Врачи службы будут оказывать экстренную медицинскую помощь в случае травм или различных приступов, которые могут произойти из-за скопления людей. В Поречье, рядом с СК, расположен врачебный и лечебный санаторий, с которым можно заключить договоры о сотрудничестве.
Служба технического обеспечения соревнований
Она занимается обслуживанием боксов для гоночных автомобилей, наблюдением за состоянием трека и технических средств безопасности. Ее обязанности включают также эвакуацию поврежденных на трассе машин и обеспечение противопожарной безопасности. В Поречье, рядом с СК, находится пожарная колонна, оснащенная необходимой техникой, а также Гродненский филиал автодорожной службы.
Служба уборки
Обязанности службы включают поддержание чистоты на трибунах и территории СК. Служба будет обеспечена необходимыми техническими средствами.
Дирекция
Дирекция заниматься организацией соревнований и управлять деятельностью всех служб комплекса.
Все перечисленные службы будут необходимы в период эксплуатации СК. На этапе проектирования и строительства все работы будет выполнять аппарат АО (ООО).
Для проведения соревнований строятся огромные стадионы, вмещающие до полумиллиона зрителей, прокладываются специальные трассы (например, автодромы).
В СССР всякая конкуренция отсутствовала в принципе, не только в автомобилестроении, поэтому у автомобильных заводов не было стимулов вкладывать деньги в организацию соревнований. Такая роскошь могла позволить себе только государство. У нас получили развитие мотогонки и автокросс. Однако из-за плохой организации соревнований, отсутствия специальных трасс и надлежащих трибун для зрителей, эти гонки не привлекали значительных аудиторий.
Пример: можно было бы констатировать полное отсутствие рынка подобных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали проводиться так называемые «Гонки на выживание». Эти соревнования организовала компания АО «Коррида-А» и начала регулярно проводить с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 соревнований, а к концу 1995 года было проведено около 30 стартов.
Рублевая цена входного билета в пересчете на доллары составляет в среднем 4 доллара и может варьироваться в зависимости от роста цен.
Стадион для проведения «Гонок на выживание» рассчитан на 8 тысяч зрителей. Если на первые соревнования пришло не более 700 человек (с января по март 1994 года), то к середине летнего сезона (май-ноябрь) количество зрителей выросло до 8 тысяч. В летний период маленький стадион не мог вместить всех желающих, и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.
Важно отметить, что такое резкое увеличение числа участников было достигнуто в основном благодаря устной рекламе соревнований («Я там был, советую и тебе попробовать»). Популярность мероприятий мгновенно выросла, несмотря на отсутствие какой-либо системной рекламной кампании и неудобные условия для зрителей: открытые трибуны, отсутствие комфорта, подверженность погодным условиям и т. д. Эти соревнования, проводимые в сложных организационных условиях, по праву называются «гонками на выживание» как для участников, так и для зрителей.
К концу летнего сезона 1994 года организаторы соревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:
1) Организовать рекламную кампанию;
2) Провести реконструкцию стадиона и трассы.
Согласно証言 руководителей АО «Коррида-А», наиболее эффективным с точки зрения роста популярности зрителей являются регулярные телевизионные трансляции «Гонок на выживание» по московскому каналу, кабельному телевидению, а также информация о соревнованиях в журнале «За рулем».
Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как: ТВТ, Юникол-76, АО «Логоваз», «Сименс-Трик», Монтана, Тексако, Финансовая корпорация «Траст», банк «Метрополь», Уникомбанк, Союзный банк, банк «Деловой кредит» и ряд коммерческих банков.
Хоккей планируется проводить в формате развлекательного шоу с элементами акробатики. Ввиду низкой стоимости билетов соревнования ориентированы на широкую аудиторию — от низкооплачиваемых работников и студентов до среднего класса.
Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых кольцевых автомобильных гонок, можно предположить, что определяющим фактором посещаемости будет цена входного билета. Цены будут варьироваться в зависимости от занимаемого места, близости к стартам и боксам. Представляется целесообразным установить диапазон цен на билеты от 20 до 50 долларов США (из расчета на 2011 год).
Учитывая соотношение дешевых и дорогих мест, мы можем принять для дальнейших расчетов среднюю стоимость входного билета — 35 долларов США.
В соответствии с данными «Статистического обзора» за 1995 год, на покупку товаров и оплату услуг в Белоруссии тратится 74% средств. Из этой суммы не учитываются обязательные платежи, взносы, накопления в банках и покупка конвертируемой валюты для «чулок».
Эти цифры отражают доходы, заявленные предприятиями. Кроме того, статистика не включает значительную группу самозанятых и мелких предпринимателей.
Наряду с этим, за рамками исследования остается и число иностранцев.
Учитывая все вышеперечисленное, можно оценить потенциальную аудиторию автогонок в Гродненской области и близлежащих регионах в 2-2,5 миллиона человек. Это те люди, которые имеют достаточные доходы для ежегодных крупных покупок и развлечений. Реалистично ожидать, что такие люди могут потратить небольшую сумму на посещение уникального события один или два раза в год.
В течение года можно провести около 30 соревнований. Предлагаемый нами состав достаточно велик, чтобы заполнить стадион для 40-тысячной аудитории на протяжении всего сезона.
Что же может мотивировать людей посетить автогонки и стать зрителями такого мероприятия? Можно выделить следующие основные причины:
- Желание увидеть что-то необычное, невиданное раньше;
- Стремление к рискованному и азартному зрелищу;
- Желание быть в престижном месте среди известных людей;
- Потребность интересно провести время с друзьями или семьей;
- Доступность и близость такого события;
- Желание записать детей в автоспортивную школу;
- Желание сам попробовать заниматься спортом;
- Возможность воспользоваться услугами сопутствующих сервисов.
Очевидно, что продвижение спортивного комплекса должно быть направлено на расширение клиентской базы, предлагая конкурентоспособные цены и систему скидок, поощряющую покупку билетов и использование услуг.
В заключение следует отметить, что стабильность экономической, политической и социальной ситуации в стране позволяет с оптимизмом говорить о потенциальном положительном развитии событий для такого комплекса. Этот оптимизм основан на следующих факторах:
-
Комплекс практически не имеет конкурентов в Белоруссии;
-
Независимо от политических настроений, социальная направленность проекта очевидна и полезна;
-
Реформы, проводимые в стране, уже создали значительную группу людей с хорошим доходом;
-
Политика Центрального Банка обеспечивает стабильность и предсказуемость курса доллара, что позволяет точно планировать бизнес;
-
Такой проект является привлекательным для белорусских и иностранных инвесторов;
-
Реализация проекта будет стимулировать развитие отечественного автомобильного бизнеса и смежных отраслей.
Все вышеперечисленные факторы позволяют положительно оценить потенциал рынка подобных услуг в Белоруссии.
- Анализ конкурентов
Как упоминалось выше, автоспортивный комплекс для кольцевых гонок не имеет конкурентов в Беларуси и будет единственным монополистом на рынке. Однако важно обратить внимание на некоторые важные аспекты:
соревнования по автогонкам будут проходить по выходным дням один раз в неделю; остальное время комплекс должен функционировать как зона отдыха, занятий спортом и досуга;
Таким образом, в дни проведения гонок все службы комплекса работают непосредственно для зрителей, которые специально приходят посмотреть соревнование. Для них предлагается уникальный опыт, которого нет нигде больше. Эта аудитория меняется с каждым мероприятием в течение года. Прибыль, получаемая от проведения гонок, является основным источником дохода комплекса.
В период подготовки к соревнованиям, в течение недели, основными посетителями спортивного комплекса станут жители Гродненской области. Для них будут работать рестораны, магазины, бассейны, теннисные корты, пляж, гимнастические залы, спортивные площадки, лыжная база, бани и сауны, аттракционы, компьютерные игры, дискотека, библиотека, кинотеатр, охраняемые автостоянки, мастерские по ремонту и мойке автомобилей, салоны массажа, авто-диагностический центр, парикмахерская, залы лечебной гимнастики и фитнеса, а также различные детские спортивные школы (обратите внимание: многие из этих услуг уже доступны в ближайшем месте размещения комплекса).
Все это будет способствовать популяризации комплекса как торгового, культурного, спортивного центра и зоны отдыха для жителей района.
- Маркетинговая стратегия
В предыдущем разделе были перечислены семь основных направлений работы для эффективной реализации потенциала комплекса. Теперь рассмотрим их подробнее:
Перед началом продажи билетов стоит задача продать 40 тысяч билетов за 7 дней (время между двумя соревнованиями). Часть билетов, возможно, даже значительная, будет продаваться непосредственно на стадионе перед стартом гонок. Это означает, что зрители, не имеющие билета, приезжают на соревнование и покупают билеты в касах стадиона, расположенных у входов на трибуны, или у продавцов билетов при входе на территорию комплекса, на подъездах к нему и на автостоянках. Ориентировочное количество проданных билетов непосредственно на стадионе перед гонками может составлять 50% или около 18-22 тысяч штук (обратите внимание: продажу билетов можно и необходимо стимулировать с помощью маркетинговых акций). Эта задача будет поручена администраторам проекта EXTRIM-Авто.
Остальные 18-22 тысячи билетов должны быть проданы в сети предварительной продажи. Для этого необходимо организовать точки реализации во всех региональных центрах, обеспечив их технической и рекламной поддержкой, а также привлекательной рекламой в виде плакатов, брошюр, календарей и т. д. (ответственность за эту задачу возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Целесообразно размещать рекламу покупки билетов через сайт, где потенциальный покупатель может зайти в течение дня. Места для размещения такой рекламы включают крупные универмаги, супермаркеты, магазины импортной одежды, электроники и автомобилей, ярмарки, центральные гостиницы, ночные клубы, рестораны, казино, банки, престижные выставки и т. д. (ответственность за эту задачу возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Для стимулирования предварительной продажи через сайт можно предложить скидку в 5% на стоимость билета.
Оставшиеся не проданные через сеть места будут продаваться непосредственно на комплексе в день проведения соревнований. Для этого вдоль маршрутов движения зрителей и у входов на трибуны устанавливаются кассы по продаже билетов (КПБ). Количество КПБ может варьироваться в зависимости от числа оставшихся незанятых билетов, но не должно превышать 20 единиц. Снижение количества КПБ позволит сократить время покупки билетов каждым зрителем и реализовать весь остаток билетов за один час до начала гонок (ответственность за эту задачу возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Реклама должна проводиться постоянно:
- а) через средства массовой информации, включая трансляции соревнований по центральному телевидению и кабельным каналам, специальные телевизионные и радиопередачи, газеты и специализированные журналы (ответственность за эту задачу возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто);
- б) путем изготовления специальных полиграфических изданий, рекламных листовок, плакатов, буклетов и т. д., а также их распространения через маркетинговую сеть, службу питания и торговли комплекса, а также индивидуальную почтовую рассылку жителям близлежащих районов (ответственность за эту задачу возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто);
- в) путем производства различных сувениров с рекламной информацией (например, майки, шапочки, наклейки, флажки и т. д.) и их продажи через сеть службы торговли комплекса (ответственность за эту задачу возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Увеличение продаж билетов можно обеспечить не только агрессивной рекламной кампанией, но и рядом дополнительных мероприятий:
- организация системы скидок на стоимость билетов;
- создание программы поощрения покупателей билетов;
- организация продажи билетов через сайт
Анализ продаж и эффективное управление аудиторией являются ключевыми аспектами для успешной работы спортивного комплекса (СК). Администрация проекта EXTRIM-Авто должна проводить регулярный анализ продаж по различным критериям, включая время и место проведения мероприятий, опросы зрителей.
Транспортный план:
40 000 зрителей должны прибыть на стадион в определенное время, используя различные виды транспорта: дизель-поезд, общественный транспорт, личный автомобиль или пешком из близлежащих районов. Предлагается использовать специальные автобусы-экспрессы вместимостью до 50 пассажиров для снижения неудобств зрителей. Средняя продолжительность поездки от Гродно до Поречье на дизель-поезде, маршрутном автобусе и личном автомобиле составляет 35–40 минут. Время в пути можно использовать для продажи билетов и предоставления информации зрителям без входных билетов. Автобусы могут быть арендованы у автопредприятий или частных фирм, а стоимость поездки оплачивается пассажирами.
Ожидается, что около 25% зрителей приедут на стадион на личных автомобилях. evenment_13 даже при движении со скоростью 40–45 км/ч пропускная способность магистралей позволяет 6–7 тысячам автомобилей за час добраться до стадиона. В проекте СК должны быть предусмотрены специальные места для выхода пассажиров и парковки автомобилей.
Финансовый план:
Функцию питания зрителей могут выполнять местные предприниматели по договору с SK, при этом часть прибыли отшкуривается SK. Предполагается, что основные фонды не потребуют замены в первые три года эксплуатации, поэтому затраты будут связаны только с текущими расходами.
Доходы SK поступают из различных источников: продажа билетов на соревнования, услуги питания, торговля, спортивные мероприятия, культурные события и реклама. Оценка доходов основана на предположении, что гонки проводятся по субботам один раз в неделю, и в период с ноября по март из-за снега гонки не проводятся. Продажа билетов на квалификационные заезды перед основными стартами не учитывается.
Для стимулирования продаж билетов на начальном этапе предлагается установить низкую цену входных билетов, которая будет постепенно повышаться вместе со зростанием популярности соревнований. Средняя стоимость билета зависит от числа участников заезда:
Порядковый номер соревнования | Средняя стоимость билета |
---|---|
1–4 | $20 |
5–8 | $25 |
9–12 | $30 |
13–16 | $35 |
17–20 | $40 |
21–24 | $45 |
25–30 | $50 |
Исходя из этих данных, можно рассчитать общий годовой доход SK за один год эксплуатации (при заполнении 40 000 мест во время одного заезда):
Соревнования 1-4 | x $20 = $3 |
---|---|
Соревнования 5-8 | x 160 000 х $25 = $4 |
Соревнования 9-12 | x 160 000 х $30 = $4 |
Соревнования 13-16 | x 160 000 х $35 = $5 |
Соревнования 17-20 | x 160 000 х $40 = $6 |
Соревнования 21-25 | x 200 000 х $45 = $9 |
Соревнования 26-30 | x $50 = $10 |
Всего от продажи билетов: — $43 |
Общий годовой доход (за первый год) является условным и рассчитывается на основе стоимости входного билета, количества занятых мест и числа организованных заездов.
В расчетах, представленных ниже, показано, что ежегодный доход уже в первый год эксплуатации спорткомплекса (СК) может полностью покрыть не только первоначальные затраты на проектирование и строительство, но и дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией. При этом не учитываются дополнительные поступления от самоокупирующихся услуг СК и продажи билетов на квалификационные заезды, что потенциально может увеличить доходы на 20-25% от основных соревнований.
Оценка рисков и страхование:
-
Рассмотрим возможные причины, которые могут повлиять на степень риска:
-
Ситуации форс-мажорного характера, связанные со стихийными природными бедствиями.
- Изменение политической ситуации в стране, которое может снизить интерес зрителей к автомобильным гонкам или уменьшить заинтересованность инвестора в проекте.
- Возникновение межнациональных или межрегиональных конфликтов.
- Организация забастовок, акты гражданского неповиновения или другие стихийные или спланированные протестные действия определенных слоев населения.
- Изменения в регулировании бизнеса (РБ).
- Колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю.
- Угрозы, связанные с высокой криминогенной ситуацией в стране.
Вероятность возникновения первой причины в Беларуси не выше, чем в других частях мира, и это не должно служить основанием для беспокойства в бизнес-планировании.
Вторая причина может повлиять на интерес зрителей к соревнованиям, но люди всегда нуждаются в отдыхе и развлечениях, поэтому изменение политической ситуации вряд ли приведет к снижению спроса на мероприятия на стадионе. Однако возможное ухудшение отношений с собственностью (экспроприация) может стать проблемой. Левые политические силы, действующие в странах СНГ, в своих программах исключают экспроприацию всего и национализацию только криминально приватизированных предприятий. Таким образом, вероятность реализации второй причины не так высока.
Третья причина практически невозможна в Беларуси из-за отсутствия исторических основ для таких конфликтов в данном регионе.
Четвертая причина имеет некоторую вероятность, но серьезно отразится на деятельности СК лишь в случае длительной забастовки работников (например, многомесячной). Вероятность такой забастовки в данном регионе близка к нулю.
Пятая причина может быть актуальной, но учитывая направление и тенденции развития РБ, данная причина стремится к нулю, а не наоборот.
Шестая причина ежедневно проявляется в Беларуси, но проводимая Центральным Банком политика в значительной степени делает прогнозирование движения валютного курса более стабильным. Нет оснований полагать, что приносящая реальные положительные результаты политика будет изменена. Обвал рубля по типу «черного вторника» может повлиять на финансовое положение СК, но такая ситуация не продлится долго, и она не затронет только скрупулезно планируемый бизнес.
Седьмая причина не имеет высокой вероятности в Беларуси (верите или нет — посетите сами), и многие транснациональные компании уже убедились в этом, создав свои предприятия на территории Республики Беларусь.
В заключение можно сказать, что оформление страхового полиса для защиты финансовых или других рисков проекта не является необходимым, так как анализ показал очень высокую рентабельность инвестиций и значительную прибыль с относительно коротким сроком возврата первоначальных затрат.
- Стратегия финансирования:
Как мы уже отмечали в предыдущих разделах, создание спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок потребует определенной суммы денег (которая будет значительно меньше, чем вы можете подумать) и рассчитана на основе рассматриваемого проекта СК.
Средства планируется получить в виде инвестиций в проект. Инвестиции распределены довольно равномерно по кварталам, как показано в таблице.
Инвестор получит долю акций создаваемого акционерного (или ООО) общества в зависимости от его вклада, но не менее 80%.
Возврат средств инвестору начнется с момента начала проведения соревнований на СК.
На графике представлена динамика инвестирования проекта и получения выручки от эксплуатации СК. Отрицательная область по вертикальной оси представляет расходы (инвестиционные платежи), положительная область — доходы предприятия.
- Резюме:
Предлагается создание спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок в Поречье, Гродненский район, Республика Беларусь.
Предлагается сделать комплекс максимальной привлекательностью для жителей близлежащих районов путем создания дефицитных услуг в этих районах и превращения комплекса в зону отдыха региона.
Планируется, что основной доход будет получен за счет продажи билетов на автогонки. Соревнования будут проводиться 7-8 месяцев в году с помощью строительства стадиона с трибунами, обеспечивающими комфортные условия для зрителей независимо от погоды.
Устойчивая реализация билетов обеспечивается следующими мерами:
- Создание специальной службы по продаже билетов (эта задача будет доверена администрации проекта EXTRIM-Авто).
- Проведение целенаправленной рекламной кампании на телевидении, радио, в периодической печати, с почтовой рассылкой и т. д. (также под контролем администрации проекта).
Создание максимально комфортных условий для зрителей, позволяющих присутствовать на стадионе при любой погоде, является ключевым фактором. Предложение зрителям уникального зрелища, такого которого еще не было в Белоруссии, также привлечет внимание и интерес людей.
В заключение следует отметить, что автогонки и бизнес вокруг них чрезвычайно популярны во всем мире. В Беларуси строительство специального стадиона для кольцевых гонок — это первый шаг к развитию этого направления с огромными перспективами и потенциалом. Это начинание похоже на поезд, готовый к pohybu: те, кто хочет в нем поехать, должны быстро занять свои места, так как поезд автогонок в Белоруссии отходит от станции без опоздания!
Свежие комментарии