На протяжении тысячелетий существования человечества потребности людей постоянно менялись. По мере развития цивилизации, запросы человека возрастали и становились более изощренными. Удовлетворение потребностей человека, в большинстве случаев, стоит денег. Дайте людям «хлеба и зрелищ — это все, что им нужно» — так считали сенаторы Древнего Рима. Такой взгляд на потребности людей можно назвать циничным, но именно за это человек всегда готов платить.
На отечественном рынке услуг набор зрелищных мероприятий весьма ограничен. Бизнес развлечений в развитых зарубежных странах имеет и больший ассортимент в предложении, и более широкую доступность для населения, и более высокую привлекательность с точки зрения качества услуг.
Сегодня в Белоруссии существует значительный в сфере проведения досуга, а то немногое, что присутствует на рынке развлечений, пришло из прошлого или сводится на нет недоступными для большинства людей ценами и нашим «ненавязчивым сервисом». Как известно, природа не терпит пустоты и этот вакуум объективно будет заполняться. Насыщение рынка пойдет по путям: увеличения разнообразия предлагаемых услуг и повышения их качества.
Собственно, заполнение это уже началось. Мы являемся свидетелями распространения ранее неизвестных и недоступных развлечений, таких как: , казино и гольф-клубы, таких состязаний как пейнтбол , соревновения по бодибиддингу, все большие аудитории собирают турниры по большому теннису, боевым искусствам борьбы и так далее.
автомобильными гонками
Отсутствие подобного зрелища в Белоруссии указывает на существенную незаполненную нишу на рынке бизнеса развлечений, на потенциально огромную зрительскую аудиторию, ожидающую появления подобного зрелища.
Это то, о чем широкий зритель слышал и то, что всегда мечтал увидеть; то, чего у нас никогда не было; за что зритель готов платить свои деньги.
Задачей настоящего бизнес-плана является рассмотрение практической возможности строительства в непосредственной близости от города , а конкретно в из давно туристическом местечке под названием Поречье, спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок и эффективности его последующей эксплуатации.
2. Постановка задачи
Целью предлагаемого проекта является создание и развитие в Белоруссии новой области в сфере бизнеса развлечений на базе спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок и его эффективная эксплуатация.
Для достижения этой цели представляется необходимым решение следующих задач:
1. Создание нового предприятия, например акционерного общества или (ООО) которое возьмет на себя координацию всех вопросов, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией спортивного комплекса (СК).
3. Проектирование и строительство на полученном участке земли спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок.
4. Параллельно с выполнением п. п.1, 2 и 3 — решение организационных задач, связанных с достижением максимальной эффективности последующей эксплуатации СК.
5. Плановая эксплуатация СК.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных задач.
1. Создаваемое предприятие по своему статусу может быть акционерным обществом закрытого или открытого типа (АО), а также обществом с (ООО). В состав его учредителей могут войти: частные инвесторы, региональная администрация того города или района, где будет располагаться СК.
2. Речь идет о конкретном участке земли площадью приблизительно до 15 га в районе местечко Поречье, расположенном в 30 км от областного центра города Гродно, на расстоянии 1го километра от ЖД станции Поречье ( перваой ЖД ветка на территории Царской России имевшей конечные пункты следования Варшава – Вильнюс — Санкт Петербург ). Владелец (собственник) земли — Поречский Сельский Совет войдет в состав АО или ООО, внеся свою долю уставного капитала в виде указанного участка земли. Таким образом будут обеспечены все юридические гарантии на использование земли созданным АО или ООО.
Ситуационный план участка по предлагаемому проекту предоставляется дополнительно.
Размеры и расположение указанного участка земли как нельзя лучше отвечают решению поставленных задач:
- непосредственная близость к областному центру, Литве и Польши, что позволит тысячам зрителей легко добираться до С К;
- непосредственная близость к местечку Поречье (около 5,0 тысяч жителей), что сводит к минимуму затраты на строительство инженерных коммуникаций и электро-, тепло-, газо-, водо-привязок.
Для того чтобы попасть на территорию СК, жителям Поречья достаточно будет пройти 1(км), что позволит превратить СК в зону отдыха района и значительно увеличит число зрителей и посетителей СК;
— удобное транспортное сообщение с городом Гродно и местечком Поречье. По маршруту Гродно-Поречье проходят автобусные маршруты пригородного транспорта, а по железной дороге от городского вокзала до станции Поречье постоянно курсируют пригородные дизель — поезда.
3. Проектирование С К могут взять на себя городские проектные организации, специализирующийся на проектировании спортивных сооружений. АО (ООО) необходимо будет заключить договор с местными проектными организациями, выдать на проектирование СК и осуществлять контроль за выполнением задачи. По окончании проектных работ , АО (ООО) проведет подбор на конкурсной основе Генерального подрядчика на производство строительных работ и будет осуществлять контроль за качеством и сроками выполнения работ (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
4. Решение четвертой задачи представляется одним из важнейших моментов в достижении максимальной эффективности эксплуатации комплекса. На решение этой задачи должны быть брошены основные силы созданного АО (ООО). (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Под решением организационных задач понимается:
Проведение длительной (2-3 года, то есть период строительства) рекламной кампании в (телевидение, радио, газеты, журналы), выпуск рекламной продукции (майки, кепочки, календари, открытки, объявления и т. д.) с информацией о будущей деятельности СК, стимулирование демонстрации по каналам ЦТ трансляций зарубежных соревнований по автогонкам, стимулирование ввоза на белорусский рынок зарубежной видео-продукции (художественных и документальных фильмов) о соревнованиях по автогонкам и об автогонщиках и т. п. Целью рекламной кампании должно быть формирование устойчивого интереса к таким соревнованиям и их участникам у широких слоев населения, формирование заочной популярности автогонок (на уровне футбола, хоккея или большого тенниса) с таким расчетом, чтобы пик популярности и зрительского спроса на подобные соревнования пришелся на момент завершения строительства СК.
Проведение работы с автомобильными предприятиями и фирмами, заводами и НИИ шинной продукции, машинных топлив и масел, лакокрасочной продукции, в плане создания или модернизации существующего гоночного автомобиля и технических средств обеспечения, отвечающих требованиям проведения соревнований по кольцевым автомобильным гонкам и конкретно строящейся трассе.
Эта работа может проводиться как путем финансирования требуемых разработок, так и путем привлечения указанных предприятий в число инвесторов проекта или акционеров-участников АО (ООО). На каком-то этапе возможно потребуется изменение правового статуса АО (ООО) и превращение его, например, в акционерное общество открытого типа, наделенное правом эмиссии своих акций на . Привлечение средств от эмиссии акций зволит значительно снизить финансовую нагрузку на первоначального Инвестора, сократить его финансовые риски и популяризировать соревнования по автогонкам.
На этом этапе представляется возможным: привлечение финансовых средств крупных иностранных и Белорусских компаний, специализирующихся в автобизнесе или являющихся постоянными спонсорами соревнований по автогонкам и не только (таких как Agip, Castrol, Elf, Bosch, Michelin, Texaco, Shell, Champion, Nokia, Basf, Mobil, Slik, Ford, Nissan, Honda, , BMW , Volvo , Renault , Citroen , Mersedes, Ferrary, Coca-Cola, АЗОТ, МАЗ, БелАЗ, БелорусБанк и т. д.;
— проведение работ по приданию юридического статуса будущим соревнованиям по автогонкам, создание , объединение создаваемых команд в ассоциацию, разработка правил и условий проведения соревнований, работа с ФИА (Международная автомобильная ассоциация) и другими международными организациями, под эгидой которых проводятся подобные соревнования в Европе и Америке.
5. Плановая эксплуатация СК — это период, отделенный от начального момента тремя годами проектирования и строительства комплекса. Под эксплуатацией понимается прибыльная работа всех звеньев, составляющих СК. Это проведение соревнований, собирающих полные трибуны, теннисных кортов, гимнастических залов, бань, гостиниц, детских спортивных школ, , мастерских по мелкому ремонту, обслуживанию автомашин зрителей, платных стоянок автотранспорта и т. д. Это получение доходов от продажи прав телевизионных трансляций соревнований и размещения коммерческой рекламы на территории комплекса. Это организация работы СК в период между соревнованиями в течение всей недели с утра до позднего вечера, использование его как зоны отдыха населения, как место проведения досуга, спортивных занятий, обучения детей в спортивных школах, как место отдыха после работы, место проведения народных гуляний и т. д.
В случае успешного выполнения предыдущих задач (п. п.1, 2, 3 и 4), представляется вполне реальной такая организация работы СК, которая позволит полностью окупить все затраты на его создание в течение 1,5 лет.
Одной из задач настоящего бизнес-плана как раз и является доказательство возможности многосторонней эффективной эксплуатации спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок.
3. Характеристика бизнеса
Поскольку настоящий проект рассчитан на самую массовую аудиторию, необходимо предусмотреть удовлетворение спроса на максимально возможное количество услуг, в условиях ограниченной территории и при обеспечении достаточно высокого качества этих услуг.
Из предыдущего описания понятно, что организация в Белоруссии впервые соревнований по международного класса, в «принципе», рано или поздно безусловно окупит затраты на строительство трибун и специальной трассы. Обязанность разработчика проекта — максимально сократить срок окупаемости затрат до приемлемой для реальных инвестиций величины и предусмотреть в проекте способы достижения этой цели.
Рассмотрим условия, в которых проходят автогонки этого класса, например в Европе.
Соревнования по кольцевым гонкам проходят на замкнутой кольцевой трассе, имеющей от 10 до 20 поворотов. Длина трассы в среднем (3-5 км), ширина от 10 до 20 м. Для определения победителя гонщики должны проехать определенное расстояние за определенное время. Средняя продолжительность соревнований – 1,5 — 2,5 часа. По условиям гонок допускается заезд в боксы для дозаправки топливом и замены резины. Трибуны для зрителей размещаются вдоль трассы по внешнему периметру. Зрители приезжают на стадион, обычно расположенный в пригороде, на личных автомашинах или на специально курсирующих автобусах-экспрессах. Стоимость входных билетов, в зависимости от уровня соревнований и занимаемых мест, колеблется от 50 до 300 долларов. Для парковки личного автотранспорта, вокруг стадиона или внутри периметра трассы организуются платные охраняемые стоянки. Стоимость парковки одной автомашины составляет от 10 до 45 долларов, а стоимость проезда на автобусах-экспрессах — от 2 до 7 долларов.
Зрители, приезжающие издалека, имеют возможность остановиться в гостинице, расположенной либо рядом со стадионом, либо входящей в комплекс стадионных построек. Плата за один номер в сутки от 18 до 33 долларов.
Соревнования обычно проводятся в выходные дни. Тренировочные и квалификационные заезды — в будни.
Существуют разные по вместимости стадионы. Обычно стадионы рассчитаны примерно на 100,0 тысяч зрителей.
Несмотря на увлекательность соревнований по автогонкам, человеку трудно провести, не поднимаясь с места, 3 часа. Поэтому зрители имеют возможность, не покидая территории стадиона, слегка перекусить, выпить прохладительные напитки, сходить в туалет, купить сувениры. За небольшую плату (до 35 долларов) зрители могут организованными группами совершить экскурсию в боксы технического обслуживания гоночных автомобилей и на трассу соревнований.
Соревнования, организованные в местечке Поречье, будут проходить в другом, более суровом климатическом поясе. В связи с этим конструкция стадиона должна обеспечивать максимально комфортные условия для зрителей и в жаркий июль, и в холодные, дождливые апрель и октябрь.
Представляется возможным устраивать гонки на открытом треке в любую погоду, кроме тех месяцев, когда появляется устойчивый снежный покров. Это значит, что соревнования будут проходить 7-8 месяцев в году.
В данном проекте рассматривается вариант стадиона с утепленными закрытыми трибунами и открытым треком. Стадион такой конструкции будет состоять из одной трибуны вместимостью 25 тысяч зрителей, расположенной вдоль прямолинейного участка трассы. Предусматривается возможность постройки в дальнейшем второй трибуны на 5 тысяч человек, третьей трибуны на 5 тысяч человек и четвертой на 5 тысяч зрителей.
Трасса представляет собой замкнутую дорожную полосу длиной приблизительно 3,5 км, ширинойм, в зависимости от участка трассы. Все тактико-технические параметры трассы являются стандартными для проведения соревнований международного класса.
Каждый зритель с высоты трибуны получает возможность свободно наблюдать ход гонки на всей протяженности трассы (кольца). Одновременно закрытая трибуна позволяет зрителям чувствовать себя максимально комфортно при любых погодных условиях.
Главная трибуна представляет собой сооружение длиной приблизительно 500 м, на одной стороне которой располагаются места для зрителей. Все основные службы и предприятия СК находятся в подтрибунных помещениях.
Прибыль от работы СК будет складываться из прибылей, получаемых различными службами и предприятиями, входящими в комплекс.
Служба продаж
Служба будет заниматься продажей билетов на автомобильные гонки, продажей билетов на любые спортивные и культурные мероприятия, проводимые на СК, бронированием мест в гостинице (в местечке Поречье имеется два санатория, несколько тур баз и детских лагерей, гостиница, магазины различного профиля) и т. д. Будет производиться также предварительная продажа билетов. Забронировать места на любые анонсированные соревнования можно будет любым доступным методом. Продажу билетов предполагается продавать на территории СК и через интернет. В обязанность службы будет входить также анализ продаж по различным зрителей, по местам и по времени продаж (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Служба питания
В состав службы входят: временно обустроенные точки питания передвижные и стационарные. Можно заключить договора с местными предприятиями и предпринимателями.
Служба торговли
Палатки, равномерно распределенные по трибунам (осуществляют торговлю сувенирами, мелкой , предметами первой необходимости, а также продажу и прокат биноклей и подзорных труб), множество подвижных лотков (тележек) для торговли самыми необходимыми товарами и сувенирами непосредственно в рядах зрителей.
Служба спортивных мероприятий
В ведении этой службы находятся: площадка с открытыми теннисными кортами, зал для атлетической гимнастики с тренажерами, футбольное поле, хоккейная площадка, поле для гольфа и крокета, лыжная база, школа со специальной трассой, баня и сауна.
Служба культурных мероприятий
В ее составе: открытая площадка с автомобильными аттракционами, зал игровых автоматов и компьютерных игр, дискотека и кинозал.
Служба охраны
Ее главной задачей будет контроль за порядком на всей территории комплекса, охрана и отдельных объектов СК. В ведении службы будут также находиться платные стоянки автомашин зрителей. Крытые стоянки будут располагаться в цокольном этаже трибуны по всей ее протяженности. Открытые площадки для парковки автотранспорта, обеспеченные освещением, будут расположены на территории СК. Рядом с местом планируемой постройки СК находится пограничная комендатура и служебные квартиры пограничников. С руководством комендатуры можно заключить договор на круглосуточную охрану СК.
Техническая служба
В ее обязанности будет входить контроль за исправностью, обслуживание и ремонт трибун, инженерных коммуникаций и всех технических средств, обслуживающих СК.
Врачебная служба
Врачи службы будут оказывать экстренную медицинскую помощь в случае травм или различных приступов, возможных при массовом скоплении людей. В местечке Поречье рядом с СК находится врачебная и лечебный санаторий, с ними можно заключить договора о взаимном сотрудничестве в нужных направлениях.
Служба технического обеспечения соревнований
Она будет заниматься обслуживанием боксов для гоночных автомобилей, следить за состоянием трека и технических средств безопасности. В ее обязанности входит также эвакуация поврежденных на трассе гоночных машин и противопожарная безопасность. В местечке Поречье рядом с СК находится пожарная колонна обеспеченная всей необходимой техникой для , а также Гродненский филиал автодорожной службы.
Служба уборки
Обязанность службы обеспечить чистоту на трибунах и на территории СК. Служба будет снабжена необходимыми техническими средствами.
Дирекция
Будет заниматься организацией соревнований и руководить деятельностью всех служб комплекса.
Разумеется, все эти службы станут необходимы в период эксплуатации СК. На этапе проектирования и строительства все работы будет осуществлять аппарат АО (ООО).
Как ясно из вышеизложенного, СК начнет окупаться в период эксплуатации. Эффективность этой работы целиком и полностью зависит от количества зрителей и посетителей СК. На наш взгляд, следует выделить следующие основные направления, на которых надо сконцентрировать работу с тем, чтобы добиться максимальной посещаемости СК в течение всего года.
1. Продажа билетов на соревнования.
2. Продажа билетов на прочие спортивные и культурные мероприятия, организуемые на СК.
3. Обеспечение посещаемости спортивно-туристической гостиницы не только в период проведения соревнований, но и в течение недели (создается для гонщиков участвующих в состязаниях, так и для туристов желающих пожить жизнью настоящих гонщиков).
4. Организация телевизионных трансляций соревнований.
6. Обеспечение заполнения платных стоянок автотранспорта.
7. Продажа тренировочного времени на треке, боксов технического обслуживания гоночных автомобилей.
Успешная деятельность по перечисленным семи направлениям возможна лишь при соблюдении следующих необходимых условий:
- предварительное проведение продуманной рекламной кампани (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто);
- высокое качество предоставляемых услуг.
На проведение соответствующей рекламной кампании в первоначальный период проектирования и строительства комплекса, то есть на первые три года, не потребуется, по предварительным оценкам, больших вложений, это связано с тем что реклама будет проводится с использованием наработанной базы в рамках проекта EXTRIM-Авто (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто). Это позволит, выстроить рекламную кампанию таким образом, чтобы добиться пика зрительского интереса к моменту открытия СК(К слову данная работа уже ведется и интерес людей к данному направлению как автогонки с успехом подтверждается).
Высокое качество услуг, предоставляемых посетителям СК, будет обеспечено:
- а) удачным, во всех отношениях, местом строительства СК в центре Европы;
- б) высоким уровнем проектных и конструкторских решений, разрабатываемых ведущими специалистами Белоруссии, которые специализируются на проектировании крупных спортивных комплексов и сооружений;
- в) качественным выполнением , что будет достигнуто путем тщательного выбора Генерального подрядчика на конкурсной основе;
- г) подбором ассортимента необходимых услуг и товаров с акцентом на удовлетворение спроса жителей близлежащих регионов;
- д) тщательным подбором и расстановкой кадров рабочих и служащих комплекса.
Следует отметить, что те государственные структуры, с которыми уже проведены предварительные переговоры, проявили высокий интерес к созданию спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок. На наш взгляд, это, помимо всего прочего, объясняется и тем, что данный проект будет социально полезен в наше время. Он обеспечит появление множества рабочих мест, позволит создать на пустыре культурную зону отдыха, для детей и подростков местечка Поречье и близлежащих районов будет организована спортивная школа для занятий во внеурочное время (к слову спортивная авто-школа уже существует и базируется в местечке Поречье, организована она в рамках проекта EXTRIM-Авто), а студенты и старшие школьники будут привлекаться для работы службами питания, торговли и уборки СК. Таким образом, будут решены многие социальные проблемы района, связанные с , проведением досуга и т. д. Помимо этого в работе СК будет максимально задействован потенциал сельскохозяйственных и промышленных предприятий района.
Можно с полной уверенностью сказать, что подобное взаимопонимание будет найдено и в Администрации , и в Правительстве Республики Беларусь.
4. Оценка рынка
На Западе профессиональные автогонки проводятся практически с начала 20-го века, с момента появления серийных автомобилей. Традиция проведения соревнований в течение 90 лет сформировала целую отрасль бизнеса развлечений. В силу того, что подобные соревнования всегда притягивали к себе огромное число зрителей, автогонки стали прекрасным местом, где автомобилестроительные фирмы могли демонстрировать потенциальным покупателям свои последние достижения: новые автомобили, авторезину, аксессуары и т. д. Фирма, выпустившая победивший в автогонках автомобиль, могла рассчитывать на значительный рост прибылей от продажи своих машин. В связи с этим автомобилестроительные фирмы и другие предприятия (часто далекие от автобизнеса, но желающие разместить свою рекламу на бортах гоночных машин и прославиться вместе с победителем соревнований) не жалели и не жалеют денег на развитие автогонок.
Для проведения соревнований строятся огромные стадионы, вмещающие до полумиллиона зрителей, прокладываются специальные трассы (например, трассы «Формула»).
В СССР всякая конкуренция отсутствовала в принципе, не только в автоделе, поэтому не было стимулов для автомобилестроительных заводов вкладывать деньги в организацию соревнований. Такую роскошь из альтруистических соображений могло позволить себе только государство. У нас получили некоторое развитие мотоспорт и автокросс. Но из-за плохой организации соревнований, отсутствия специальных трасс, отсутствия нормальных помещений и трибун для зрителей, эти гонки никогда не собирали более или менее значительных аудиторий.
(ПРИМЕР) Можно было бы констатировать полное отсутствие рынка подобных услуг, если бы два года назад в Крылатском не начали проводить так называемые «Гонки на выживание». Эти соревнования были организованы АО «Коррида-А» и начали регулярно проводиться с января 1994 года. В течение года проходит примерно 15 соревнований и к концу 1995 года было проведено 30 стартов.
Рублевая цена входного билета в пересчете на долларовый эквивалент составляет в среднем 4 доллара и растет в зависимости от роста .
Трибуны стадиона для проведения «Гонок на выживание» рассчитаны на 8000 человек. Если на первые соревнования приходило не более 700 человек (январь-март 1994 г.), то уже в середине летнего сезона 1994 г. (май-ноябрь) было 8000 зрителей. В летний период маленький стадион не мог вместить всех желающих посмотреть соревнования и зрители располагались на холмах вокруг стадиона.
Необходимо отметить, что такое нарастание зрительского интереса — более чем в 10 раз за незначительный отрезок времени (5 месяцев), было достигнуто практически только за устной рекламы соревнований (по принципу: «Я там был, советую посмотреть»). Популярность соревнований мгновенно выросла, несмотря на то, что:
а) полностью отсутствовала какая-либо системная рекламная кампания;
б) не были созданы сколько-нибудь комфортные условия для зрителей, участников соревнований и обслуживающего персонала (неудобные открытые трибуны, отсутствие обслуживания зрителей во время соревнований, подверженность зрителей капризам погоды, грязь на стадионе и т. д. и т. п.).
Эти соревнования, проводимые в экстремальных условиях (с точки зрения организации, с точки зрения удобств) с полным правом носят название «гонок на выживание» как для участников, так и для зрителей.
К концу летнего сезона 1994 года организаторы соревнований пришли к выводу, что для поддержания и развития достигнутого успеха необходимо:
а) организовать и регулярно проводить рекламную кампанию;
б) провести реконструкцию стадиона и трассы.
По свидетельству руководителей АО «Коррида-А» наибольший эффект, с точки зрения роста зрительской популярности, дают регулярные телевизионные передачи «Гонки на выживание» по московскому каналу, трансляция соревнований по кабельному телевидению, информация о соревнованиях в журнале «За рулем».
Среди спонсоров и инвесторов проекта такие компании как:
ТВТ, Юникол-76, АО «Логоваз», «Сименс-Трик», Монтана, Тексако, Финансовая корпорация «Траст», банк «Метрополь», Уникомбанк, Союзный , банк «Деловой кредит» и ряд коммерческих банков .
Соревнования планируется проводить в плане развлекательного шоу с элементами каскадерства. Ввиду низкой стоимости входных билетов, соревнования рассчитаны на широкую аудиторию, начиная от низкооплачиваемых и студентов и кончая так называемым «средним классом».
Оценивая потенциальную аудиторию предлагаемых соревнований по кольцевым автомобильным гонкам, можно предположить, что определяющим посещаемость фактором станет цена входного билета. Цены на билеты будут в зависимости от занимаемого ряда, близости старта и боксов. Представляется целесообразным установить диапазон цен на входные билеты в пределах 20-50 долл. США (из расчета на 2011г).
Учитывая пропорциональное соотношение дешевых и дорогих мест, можем принять для последующих расчетов среднюю стоимость входного билета — 35 долларов США.
По данным «Статистического обозрения» за 1995 год в структуре использования Белоруссии 74% составляют расходы на покупку товаров и оплату услуг (эти расходы не включают обязательные платежи и взносы , накопления в банках и покупку конвертируемой валюты в «чулок»).
Приведенные цифры отражают статистику по учтенным доходам. Кроме того, эта статистика не учитывает достаточно большой контингент мелких предпринимателей.
Помимо этого, остался за пределами данных многочисленный контингент приезжих.
Все вышесказанное позволяет оценить потенциальную аудиторию соревнований по автомобильным гонкам в Гродненской области и ближайших регионов в 2,0-2,5 млн. человек. Это те люди, которые имеют достаточный доход, чтобы тратить в год приличные средства на покупки и развлечения. Вполне реальной представляется вероятность, для таких людей, потратить небольшую сумму на невиданное доселе развлечение один или два раза в год.
В течение года на СК может быть проведено примерно 30 соревнований. Определенный нами состав более чем достаточен, чтобы заполнять стадион на 40 тысяч зрителей в течение всего года.
Что же может побуждать этих людей покупать билеты на соревнования и посещать СК? Можно выделить следующие основные причины:
- потребность в необычном, невиданном еще зрелище;
- желание опасного, рискованного, азартного зрелища;
- желание побывать в престижном месте в кругу известных людей;
- желание интересно провести время с друзьями или с семьей;
- доступность, территориальная близость такого необычного соревнования;
- желание устроить детей в спортивную школу;
- желание заняться спортом самому;
- желание воспользоваться услугами какой-либо службы комплекса.
Очевидно, что работа СК должна быть направлена на расширение охвата клиентов, на предоставление конкурентоспособных тарифов на услуги, а также системы скидок, поощряющих приобретение билетов и оплату услуг.
В заключение необходимо отметить, что стабильность экономической, политической и социальной ситуации в стране позволяют уверенно говорить о возможной положительной динамике развития СК. Эта уверенность продиктована следующими факторами:
1. Предприятие практически не имеет конкурентов в Белоруссии.
2. При любом раскладе политических сил социальная направленность проекта очевидна и полезна.
3. Идущие в стране реформы уже сформировали достаточно большую прослойку людей, имеющих хороший доход. Этот «средний класс» имеет возможность и желание потратить свои деньги на необычное развлечение.
4. Политика Центрального Банка позволяет надеяться на стабильное, прогнозируемое движение курса доллара, что, в свою очередь, дает возможность достаточно точно выстроить СК.
5. Подобное предприятие является очевидно выгодным партнерам для инвестирования средств как Белорусских, так и зарубежных .
6. Осуществление проекта в дальнейшем позволит дать толчок развитию отечественного авто-бизнеса и всех смежных отраслей.
Все это позволяет дать уверенно положительную оценку рынка подобных услуг в Белоруссии.
5. Оценка конкурентов
Как уже упоминалось выше, спортивный комплекс для кольцевых автомобильных гонок не имеет конкурентов и будет являться абсолютным монополистом в Белоруссии, поскольку подобные соревнования пока нигде не проводятся.
Но необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Соревнования по автогонкам будут проводиться в выходные дни один раз в неделю. В остальное время СК должен работать в основном как автомобильный , зона отдыха, занятий спортом, проведения досуга.
Таким образом, в дни проведения соревнований все службы СК работают со зрителями, приезжающими специально, чтобы посмотреть автогонки. Для них здесь предлагается не имеющее аналогов зрелище. Это не постоянная аудитория. Она меняется от соревнования к соревнованию в течение года. Прибыль, получаемая от проведения соревнований, является доминирующей статьей дохода СК.
В период между соревнованиями, в течение недели, основным контингентом посетителей СК будут жители Гродненской области. Для них постоянно будут работать рестораны, магазины, бассейны, теннисные корты, пляж, гимнастические залы, площадки для игр, лыжная база, бани, сауны, площадки аттракционов и компьютерных игр, дискотека, библиотека, кинотеатр, охраняемые автостоянки, мастерские по ремонту и мойка автомашин, массажные кабинеты, авто-диагностический центр, , парикмахерская, залы лечебной гимнастики и шейпинга , различные детские спортивные школы (ВНИМАНИЕ Большая часть перечисленных услуг уже прекрасно работают в местечке Поречье, месте размещения СК).
Все это будет в значительной степени способствовать популяризации СК, превращению его в торговый, культурный, спортивный центр и зону отдыха района.
6. Стратегия маркетинга
В разделе «Характеристика бизнеса» были перечислены семь основных направлений работы для достижения максимальной эффективности комплекса. Рассмотрим их подробнее.
Перед службой продажи билетов будет стоять задача реализовать перед соревнованиями 40 тысяч билетов в течение 7 дней (срок между двумя соревнованиями). Часть билетов, может быть даже значительная, будет продана непосредственно на стадионе перед началом гонок. То есть зрители, не имея билета на руках, приезжают на соревнования и приобретают билеты в кассах стадиона, расположенных у входов на трибуны, и у продавцов билетов при входе на территорию СК, на подъездах к и на самих автостоянках. Ориентировочное количество билетов, проданных непосредственно на стадионе перед началом гонок, можно оценить в 50% или 18-22 тысяч штук (ВНИМАНИЕ Продажу билетов можно и нужно стимулировать путем проведения различных маркетинговых акций), (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Остальные 18-22 тысячи билетов должны быть реализованы в сети предварительной продажи. Для этой цели необходимо организовать во всех областных центрах точки реализации, обеспечив их необходимой технической и рекламной поддержкой, наглядной агитацией в виде плакатов, открыток, календарей, и т. д. (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Целесообразно организовать рекламу покупки билетов через сайт , куда потенциальный покупатель может зайти в течение дня. Места размещения рекламы данной услуги это крупные универмаги, супермаркеты, магазины по продаже импортной одежды, электроники, автомобилей, ярмарки, центральные гостиницы, ночные клубы, рестораны, казино, банки, престижные выставки и т. д. (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Для стимулирования предварительной продажи через сайт можно использовать 5% скидку со стоимости билета.
Оставшиеся не проданными в сети места будут реализовываться в день проведения соревнований непосредственно на СК. Для этого на путях движения зрителей и у входов на трибуны устанавливаются кассы продажи билетов (КПБ). Количество КПБ может варьироваться, в зависимости от числа оставшихся не проданных билетов, в пределах от 20. Сравнительно большое число КПБ позволит значительно сократить время на приобретение билета каждым зрителем и реализовать весь остаток билетов в течение 1 часа перед началом гонок (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Реклама должна проводиться постоянно:
- а) через средства массовой информации путем организации трансляций соревнований по ЦТ и каналам кабельного телевидения, организации специальных теле — и радиопередач, использования газет и специализированных журналов (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто);
- б) путем изготовления специальных полиграфических изданий, рекламных листков, плакатов, буклетов и т.
д. и распространения их через маркетинговую сеть, КПБ, службы питания и торговли СК, а также индивидуальной почтовой рассылкой жителям близлежащих районов (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто);
- в) путем изготовления различных сувениров, несущих рекламную нагрузку (майки, шапочки, , наклейки, флажки и т. д.) и продажи их через сеть службы торговли СК (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Повышение роста динамики продаж билетов можно обеспечить не только наступательной рекламной кампанией, но и рядом других специальных мероприятий. К числу этих мероприятий можно отнести:
- организацию системы скидок со стоимости билета;
- создание системы специального премирования покупателей билетов;
- организацию системы приобретения билетов через сайт ;
— постоянное проведение анализа продаж по различным критериям зрителей, местам и времени продаж, путем опросов и анкетирования зрителей с целью достижения максимальной эффективности работы СК. (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
7. Транспортный план
В день проведения соревнований по кольцевым автомобильным гонкам 40 тысяч зрителей должны будут к определенному часу занять свои места на трибунах стадиона. Зрители могут воспользоваться следующими видами транспорта:
- Дизель-поезд Гродно-Поречье;
- Маршрутным транспортным средством;
- Личным автотранспортом;
- Добраться пешком из близлежащих микрорайонов.
Рассмотрим каждый из этих пассажиро-потоков подробнее.
Большинство зрителей будет использовать дизель-поезд.
Для того чтобы снизить до минимума неудобства зрителей, необходимо использовать специальные автобусы-экспрессы вместимостью до 50 сидячих мест. Средняя длительность нахождения в пути на дизеле, маршрутном автобусе и личном автотранспорте от Гродно до местечка Поречье составляет 35-40 минут.
Время в пути следования может использоваться для того, чтобы зрители, не имеющие входных билетов, могли их приобрести, а также для подачи .
После окончания соревнований эти же автобусы будут доставлять зрителей обратно.
Автобусы могут выделяться по договорам с авто предприятиями и частными фирмами. Затраты на аренду автобусов предполагается гасить взиманием с пассажиров платы за проезд.
Предполагается, что 25% зрителей могут приезжать на стадион в личных автомашинах. Будут ехать люди со своими друзьями или с семьями.
Несложные расчеты показывают, что даже при движении со средней скоростью 40-45 км/час пропускная способность магистралей подъезда позволяет 6-7 тысячам легковых автомашин за интервал времени в один час спокойно добраться до стадиона.
Вопросы единовременной разгрузки автобусов-экспрессов и парковки легковых автомобилей на территории СК и прилегающих улицах решаются созданием специальных мест выхода пассажиров, специальных мест парковки, которые будут предусмотрены в проекте СК.
8. Финансовый план
Функцию службы питания могут выполнять местные предприниматели по договору, с частичным отчислением от своей прибыли в пользу СК.
Допущение первое. Мы считаем, что в первые три года эксплуатации комплекса основные фонды (оборудование, здания, техника и т. д.) не будут требовать замены, а значит мы будем нести только .
Допущение второе. Мы принимаем, что затраты на рекламу, начиная с первого года эксплуатации, будут полностью покрываться доходами от продажи прав телевизионных трансляций соревнований и размещения видовой рекламы на территории СК. (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).
Доходные статьи бюджета СК складываются из:
- а) доходов от продажи билетов на соревнования;
- б) доходов служб — питания;
- торговли;
- спортивных мероприятий;
- культурных мероприятий;
- в) доходов от рекламной деятельности.
Считаем, что соревнования проводятся по суботам один раз в неделю, а также, что в период ноябрь-март включительно гонки не проводятся из-за устойчивого снежного покрова на трассе. Продажу билетов на квалификационные заезды, проводимые за день до основных стартов, не учитываем.
Для стимулирования продаж билетов на начальном этапе эксплуатации СК представляется целесообразным на первые соревнования назначить заведомо низкую цену входного билета. В дальнейшем цена будет постепенно повышаться, одновременно с ростом популярности соревнований, не вызывая спада зрительского интереса.
Средняя стоимость билета, доллары США
Порядковый номер соревнования | Средняя стоимость билета |
1-4 | 20 |
5-8 | 25 |
9-12 | 30 |
13-16 | 35 |
17-20 | 40 |
21-24 | 45 |
25-30 | 50 |
Исходя из приведенных в таблицах данных, нетрудно подсчитать годовой доход СК за один год эксплуатации (ВНИМАНИЕ при условии заполнения 40,000 мест во время одного заезда).
Соревнования 1-4 | х $20 = $3 | |
« | 5-8 | 160 000 х $25 = $4 |
« | 9-12 | 160 000 х $30 = $4 |
« | 13-16 | 160 000 х $35 = $5 |
« | 17-20 | 160 000 х $40 = $6 |
« | 21-25 | 200 000 х $45 = $9 |
« | 26-30 | х $50 = $10 |
Всего от продажи билетов: — $43 |
Суммарный годовой доход (за 1-н год) является условным и рассчитывается исходя из стоимости входного билета на количество занятых мест на трибунах на количество организованных заездов:
Приведенные расчеты показывают, что годовой доход уже первого года эксплуатации СК вполне может покрыть не только но и первоначальные затраты, связанные с проектированием и строительством. И это притом, что не учтены дополнительные доходы от «самоокупающихся» служб СК и от продажи билетов на квалификационные заезды, что может добавить 20-25% от доходов от основных соревнований.
9. Оценка рисков и страхование
Рассмотрим причины, которые могут изменить степень риска .
На наш взгляд, могут быть следующие основные причины:
1. Форс-мажорные обстоятельства, связанные со стихийными природными бедствиями.
2. Изменение политической ситуации в стране, которая снизит у зрителей интерес к автомобильным гонкам или уменьшит интерес Инвестора к проекту.
3. Возникновение межнациональных или межрегиональных конфликтов.
4. Организация забастовок, актов гражданского неповиновения или иных стихийных или подготовленных выступлений определенных слоев населения.
5. Изменения в РБ.
6. Колебания курса свободно по отношению к рублю.
7. Опасности, вызванные высокой криминогенной ситуацией в стране.
Вероятность возникновения Причины 1 в Белоруссии ничуть не выше, чем в остальном мире, и это не является во всем деловом мире основанием для снижения .
Причина 2 конечно имеет долю вероятности. Однако какое бы ни было правительство — правое или левое, людям всегда нужен отдых, нужны развлечения и поэтому изменение политической ситуации вряд ли оттолкнет зрителя от стадиона. Другое дело, что эти изменения могут повлечь за собой изменение отношений к собственности, иными словами, экспроприацию. Однако реальные левые политические силы, действующие сейчас в странах СНГ, в том числе и коммунисты, в своих программах исключают всеобщую экспроприацию, а говорят, разве что о национализации криминально приватизированных . Таким образом, вероятность реализации причины 2 не так уж велика.
Возникновение причины 3 в Белоруссии просто не реально. Так как не имеет реальной исторической почвы для данного региона.
Причина 4 имеет весьма не высокую вероятность появления. Однако серьезно отразиться на деятельности СК могла бы лишь, к примеру, многомесячная забастовка работников. Вероятность проведения такой длительной забастовки в нашем регионе равна нулю.
Возможность появления причины 5 имеет место быть. Но учитывая направление и тенденцию развития в РБ данная причина стремится к нулю, а не наоборот.
Причина 6 проявляется в Белоруссии ежедневно. Однако проводимая Центральным Банком политика в значительной мере сделала прогнозируемым движение валютного курса. Нет оснований считать, что принесшая реальные положительные результаты политика будет изменена. Обвал рубля по типу «черного вторника» может ухудшить финансовое положение СК. Но ситуация обвала не продолжительна по времени, в противном случае она бы привела к краху всю экономику страны. Учитывая высокую рентабельность предприятия и непродолжительность воздействия экстремальной ситуации, считаем, что негативные последствия такого «обвала» для СК вряд ли будут сколько-нибудь ощутимы.
Причина 7 не имеет высокой вероятности проявления в Белоруссии (не верите мне – приезжайте и убедитесь сами), в этом уже убедились многие транс-национальные компании создавшие свои предприятия на территории Республики Беларусь.
В заключение надо сказать, что возможно оформление страхового полиса на страховку финансового или иного риска планируемого бизнеса. Но с нашей точки зрения это просто не нужно, так как проведенные расчеты показали очень высокую рентабельность вложений и большую прибыль со сравнительно коротким сроком возврата первоначальных затрат.
10. Стратегия финансирования
Как мы уже определили в предыдущих разделах, на создание спортивного комплекса для «кольцевых автомобильных гонок потребуется сумма (значительно меньше чем Вы можете подумать) расчитанная исходя из прорабатываемого проекта СК.
Средства предполагается получить в качестве инвестиций в проект. Как видно из этой таблицы, инвестиции по кварталам распределяются достаточно равномерно.
Инвестор получает свою долю акций созданного АО (ООО) в зависимости от доли вклада, но не менее 80%.
Возврат средств Инвестору начнется с момента начала проведения соревнований на СК.
На рисунке представлена динамика инвестирования проекта и получения выручки от эксплуатации СК.
Отрицательная область по вертикальной оси — расходы (инвестиционные платежи), положительная область вертикальной оси — доходы предприятия.
11. Резюме
Предлагается создание спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок в местечке Поречье в Гродненском районе в Республике Беларусь.
Предлагается обеспечить максимальную привлекательность комплекса для жителей близлежащих районов путем создания системы услуг, являющихся дефицитными в этих районах, и превращения комплекса в зону отдыха региона.
Планируется основной доход получать за счет продажи билетов на соревнования по автогонкам. Соревнования проводить 7-8 месяцев в году за счет строительства стадиона с трибунами, обеспечивающими максимально комфортные условия для зрителей при любой погоде.
Устойчивая реализация билетов будет обеспечиваться:
- созданием специальной службы по продаже билетов (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто).;
- проведением целенаправленной рекламной кампании по телевидению, радио, в периодической печати, почтовой рассылкой и т.
д. (данная задача будет возложена на администрацию проекта EXTRIM-Авто);
- созданием максимально комфортных условий, позволяющих зрителям присутствовать на стадионе при любой погоде;
- предложением зрителям невиданного доселе, яркого и увлекательного зрелища, организованного в Белоруссии впервые.
В заключение надо сказать, что автогонки и автобизнес вокруг них чрезвычайно развиты и популярны во всем мире. В Белоруссии строительство специального стадиона для кольцевых автогонок — это первый шаг, начало большого дела, имеющего громадные перспективы и огромный рынок. Это дело сейчас подобно железнодорожному составу, готовому тронуться в путь. Тем, кто хочет на нем ехать, надо успеть сесть в вагон и занять свои места, иначе поезд белорусских автогонок уйдет без них: «Кто не успел — тот опоздал!»
Свежие комментарии