Как изменялся путь от артиста к слушателю
Многое изменилось с тех времен, когда в стране было по пальцам перечесть звукозаписывающие компании, и мир не знал интернета. Очевидно, что сегодня путь от артиста к слушателю стал короче. Можно выложить песню в сеть и найти слушателей.
Какие требования к музыканту
Знаменитости разделяются на тяжеловесов, поддерживающих свою популярность с 80 — 90-х годов, и тех, кто известен только определенной узкой возрастной или социальной группе. Продюсеры констатируют, что певцов и музыкантов стало куда больше, чем в конце прошлого века. У публики великий выбор.
Как стать звездой
И как при такой конкуренции никому не известному музыканту стать звездой? Продюсер Леонид Бурлаков убежден, что в одиночку стать знаменитым невозможно.
Наличие продюсера
Когда говорят «раскрутились сами», не верьте. За всеми всегда стоят определенные люди и деньги, — говорит Бурлаков. В свое время мы очень хорошо продвигали Лагутенко и Земфиру легендой о том, что никакого продюсера у них нет, мол, нельзя продавать чистую энергию. Это элементы пиара.
Талант и гениальность
Настоящий гений не будет бегать и кричать, что он талантлив, и принуждать слушать свои творения. Хорошая музыка всегда провоцирует поделиться ею.
Как начать карьеру
Для этого нужен недорогой микрофон, синтезатор или гитара, которые могут подарить родители, а также любая простая программа записи типа «Гараж», которая помогает сложить голос и инструмент. Это стоит порядка 25 — 30 тысяч рублей.
Как помочь молодому артисту
Если у музыканта 20 — 30 друзей и один из них понимает, что его песня гениальна или талантлива, то захочет поделиться, рассказать об этом, наберет в интернет-поиске «Как помочь молодому артисту?», увидит фирмы, которые это предлагают, и напишет им о своем открытии.
Как зарабатывать деньги
Музыка должна спровоцировать хотя бы одного слушателя на это. Если это происходит, значит, в будущем мы сможем на этом артисте зарабатывать деньги.
Как работает продюсер
К примеру, у нее 42 тысячи подписчиков на YouTube, куда она выкладывает записи своих песен, которые поет под гитару. В общей сложности у нее уже 10 миллионов просмотров. Она — готовый персонаж, за который можно схватиться и продвигать.
Как создавать демозапись
Я предлагаю план развития, который зависит от степени таланта и гениальности артиста. Нужно создать демозапись, нанять саунд-продюсера, арендовать студию, записать, песни свести. Затем провести фотосессию, купить сценическую одежду.
Как создавать клип
Группу можно нарядить за 100 тысяч рублей. Но есть такой выход, как секонд-хенд — пальто Лагутенко в клипе «Дельфины» стоило 1 фунт.
У нас клипы стоят в среднем от 50 тысяч долларов (2,5 — 3 млн рублей), меньше сделать нельзя, — говорит продюсер Иосиф Пригожин. Все зависит от локации. За хорошую надо платить 10 тысяч долларов. Вспомните величайшего музыканта Майкла Джексона, который делал клипы от 7 — 10 миллионов долларов за каждый.
Запись дебютного альбома
Запись дебютного альбома — один из важнейших этапов.
В первом альбоме должно быть не менее трех сильных хитов, — объясняет продюсер популярного исполнителя 90-х годов Жени Белоусова Любовь Воропаева. — Нормальное качество записи начинается от 100 тысяч рублей. Классная аранжировка и звук будут стоить уже 10 тысяч евро за одну песню.
Максимум на запись альбома можно потратить 150 тысяч евро. В эту сумму входит студия, музыканты, саунд-продюсер и прочий персонал. Параллельно идут уроки вокала, сценического мастерства и хореографии, подготовка песен, подбор музыкантов, репетиции. Затем вступает в действие пиар-служба, состоящая из одного-двух человек.
— Сингл, видеоклип, фотосессия и пресс-релиз — это промопакет, с помощью которого мы выходим в интернет, на телевидение, радио и другие СМИ, — говорит Бурлаков. — Если музыка хорошая, верите, ее будут транслировать бесплатно. А если начинают требовать плату, значит, музыка неинтересная. Хорошую музыку заметят.
Заключительный этап продвижения — заключение контракта. Самые важные пункты: срок действия соглашения, права артиста и размер его гонорара.
ГОТОВЫЙ ЗВЁЗДА СТОИТ 2 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ
У некоторых продюсеров расходы на запуск карьеры исполнителя колеблются от 100 до 500 тысяч рублей в год (от 6 до 30 миллионов рублей). Этот процесс занимает около трех лет, так что «под ключ» артист готов стоит от 1,5 до 2 миллионов долларов.
— На Алсу в 2005 году потратили миллион долларов (сейчас это 4–5 миллиона), — приводит пример Бурлаков. — В то же время на братьев Грим потратили 225 тысяч долларов. А уровень популярности у них был одинаковый. Чем больше таланта, тем меньше тратим. Если человек бездарный, в него будут вкладывать деньги всю жизнь. Существует певица, в нее каждый год инвестируют по 4 миллиона евро.
Финансовая стабильность исполнителя наступает через 5–7 лет.
Доходы артиста составляют:
- Кассовые концерты.
- Корпоративные выступления и заказные выступления.
- Стриминг (продажа подписок на прослушивание музыки исполнителя в интернете).
- Авторские отчисления.
- Другие доходы, включая рекламу и монетизацию социальных сетей.
ЧТО ТАКОЕ СТРИМИНГ
— Это когда вы платите ежемесячную подписку на платформе в интернете, и вам становится доступен весь их музыкальный каталог, — объясняет Олег Чубыкин. — Это может быть Apple Music или наши Яндекс.Музыка и Boom. Вы не можете самостоятельно загрузить свою музыку даже на наши отечественные платформы. Это осуществляется через агрегаторы, которые обрабатывают миллионы новых записей и передают их в магазины. Самые крупные платформы получают 40–50% от продаж подписок. Раньше покупали кассету или диск исполнителя, а сейчас — ежемесячную подписку.
АВТОРСКИЕ ОТЧИСЛЕНИЯ СТОИТЫ ОТ 2 ТЫСЯЧ ДО МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ В ГودЖУЭЙ
Роялти, или авторские отчисления, — это компенсация за использование музыки, видео и другой интеллектуальной собственности артистов. У успешных исполнителей, таких как Сергей Шнуров, Земфира, Филипп Киркоров, Тимати и Юрий Антонов, могут быть песни, которые приносят по миллион рублей в месяц. Расценки для менее известных авторов гораздо ниже.
— Авторские — мелочь, но приятная. Я написал песню «Новая Луна апреля» в 15 лет. Каждый месяц я получаю от нее 2–5 тысяч рублей, — рассказывает Леонид Бурлаков.
— За мои тексты песен я получаю копейки — до 10–20 тысяч рублей в месяц, несмотря на более чем 300 написанных мной текстов, — говорит продюсер Жени Белоусова и поэт Любовь Воропаева.
БЮДЖЕТ НА МУЗЫКУ ДЛЯ КИНО ИСТОРИЙ ОТ МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ И БОЛЕЕ
— Готовая песня для сериала или фильма стоит от 10 до 50 тысяч рублей, — говорит Олег Чубыкин, автор музыки к фильмам «Саранча», «Статус: свободен» и «До самого солнца». — У западных артистов цены от 2 до 10 тысяч долларов. Средний бюджет российской картины на всю музыку составляет от миллиона рублей и выше. Многие исполнители готовы отдавать свои песни бесплатно, считая, что это хорошее промо.
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
— Мы потратили 5 миллионов рублей на запись с симфоническим оркестром молодого композитора Константина Кокоурова в Берлине на лучшей студии Европы. Такая музыка стоят того, чтобы ее показывали и через 50–100 лет, — говорит Бурлаков.
Кстати
СТЕРЕОТОПИЯ
Настольная игра, в создание которой вложен 25-летний опыт музыкального продюсера Леонида Бурлакова. Это путь артиста на ближайшие 25—30 лет его жизни с реальными примерами. По условиям игры нужно стать легендой (Чайковский, Моцарт, Цой). Она также поможет человеку, мечтающему стать звездой, понять, подходит ли ему шоу-бизнес. В игре участвуют люди от 7 до 60 лет. В нее играли Сева Новгородцев, Борис Гребенщиков и Евгений Хавтан. Имеется специальный словарь терминов шоу-бизнеса.
Непрофильный бизнес певцов: у Лещенко — мебельная фабрика, у Розенбаума — пивоварня
Певец Сергей Шнуров вместе со своей бывшей женой Матильдой открыл в Санкт-Петербурге ресторан «Кококо» и бар «Синий Пушкин», но сегодня лидер группы «Ленинград» не имеет к этим заведениям никакого отношения.
У музыканта Сергея Жукова процветают караоке-бары «Руки Вверх!» в Санкт-Петербурге, Казани и Якутске. Также у него есть хостел Homebox в Москве.
Бард Александр Розенбаум уже 15 лет расширяет свою сеть пивных заведений «Толстый фраер» в Петербурге, но также владеет 40% компании по производству пива «ГлавРозПиво».
Певец Стас Костюшкин восемь лет владел пончиковыми «Пышка да пудра» в разных городах страны, но предприятие закрылось.
Певец Денис Клявер десять лет приносил ему доходы салон красоты для кошек и собак в Санкт-Петербурге, но в прошлом году он вышел из этого бизнеса.
Певец Лев Лещенко владеет долей в «Мебельной фабрике Кольчугино» во Владимирской области. Также он является одним из владельцев предприятия по лесозаготовкам ООО «Владимирский ЛПК». Вместе с продюсером Игорем Крутым артист инвестировал в бизнес по производству летательных аппаратов, включая космические.
Свежие комментарии