МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По предмету: «Бизнес-план»
Тема: «Разработка бизнес-плана по оказанию общеобразовательных услуг населению»
Выполнила студентка:
Семенова Е.А.
Курс Ш, группа 1
Факультет: Финансы и кредит
Проверила:
Москва 2004 г.
Содержание
Введение
1. Теоретическая ос нова бизнес-плана
1.1. Назначение бизнес-плана
1.2. Оформление и стиль бизнес-плана
1.3. Структура бизнес-плана
2. Пример бизнес-плана по оказанию услуг в сфере образования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Организация нового бизнеса всегда требует серьезной и ос новательной подготовки. А в нашей стране пред принимателю, начинающему собственное дело, приходится особенно нелегко. Прежде, чем «запустить» практически любой бизнес пред принимателю нужно пройти через бесконечную череду согласований и разрешений, связанных с регистрацией пред приятия, поиском помещения, приобретением оборудования, оформлением лицензий и т.д. При этом зачастую на вопросы планирования будущей хозяйственной деятельности пред приятия просто не хватает ни сил, ни времени. Тем обиднее бывает пред принимателю, когда созданный с таким трудом бизнес не приносит ожидаемых результатов или просто оказывается убыточным. Чтобы этого не произошло к вопросу планирования нужно отнестись очень серьезно. Предпринимателю необходимо грамотно составить бизнес-план.
Бизнес-план является ос новой работы любого пред приятия, наряду с имущественным обеспечением, входит в минимум га рантий для привлечения инвестиций. Это не дань моде и не прихоть инвестора. Инвестор отчетливо понимает, что если вы не можете сделать качественный бизнес-план, то уж дело вы тем более не сможете поставить.
1. Теоретическая ос нова бизнес-плана
1.1. Назначение бизнес-плана
Бизнес-план используется независимо от масштабов, сферы деятельности и организационно-правовой формы пред приятия. План может применяться как для решения внутренних задач, связанных с управлением пред приятием, так и внешних, обусловленных установленными контакта ми и взаимоотношениями с другими пред приятиями и организациями.
Бизнес-план предусматривает решение таких вопросов, стоящих перед пред приятием, как оценка его текущего состояния, выявление сильных и слабых сторон пред принимательской деятельности, формулирование целей этой деятельности на текущий период. В нем обос новываются подробности функционирования пред приятия в условиях конкретно го рынка, выбор методов и тактики конкуренции, оцениваются ресурсы, необходимые для достижения целей пред приятия. Бизнес-план дает представление о развитии производства и организации производственной деятельности, о способах продвижения товаров на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, ос новные финансово-экономические результаты деятельности пред приятия.
С помощью проработанно го бизнес-плана осуществляется контроль деятельности пред приятия, на его ос нове реализуется конкретная производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая политика пред принимательской деятельности.
Бизнес-план представляет собой постоянный док умент; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и микроэкономический анализы, проводимые специализированными научными организациями.
Бизнес-план — это не только внутренний док умент. Предприятие, желающее привлечь инвесторов или установить и расширить контакты с партнерами, использует для этого бизнес-план. Так, обязательным условием получения кредитных ресурсов в большинстве банков страны является предоставление бизнес-плана. Будучи представленным в банк, инвестиционный фонд или другому возможному инвестору, бизнес-план должен убедить потенциально го заимодавца в том, что руководство или учредители пред приятия имеют четкую программу действий, ко торую реально претворить в жизнь и получить при этом определенную прибыль.
Таким образом, информация, содержащаяся в бизнес-плане, помогает потенциальным партнерам принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с пред приятием, оценить его финансовую устойчивость и принять в расчет все возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным кл иентам.
На ос нове бизнес-плана могут разрабатываться проспекты эмиссии акций пред приятия, предложения о его финансовой поддержке, другие док ументы, в ко торых требуется отразить состояние и перспективы развития последнего.
Бизнес-план может рассматриваться также как рекламный док умент, представляющий пред принимателя, деятельность пред приятия.
Основные требования, предъявляемые к бизнес-плану — это функциональность, понятность и простота в использовании.
Обычно разработка бизнес-плана осуществляется с привлечением экспертов и консультантов, но с обязательным личным участием руководителей пред приятия.
Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:
• анализ и оценка текущего состояния пред приятия;
• анализ возможностей и проблем рынка;
• анализ влияния на пред принимательскую деятельность состояния отрасли, к ко торой принадлежит пред приятие, факторов макросреды.
1.2. Оформление и стиль бизнес-плана
Оформление и стиль не менее важны для успеха бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у кредиторов и других заинтересованных сторон. Для того чтобы привести потенциальных инвесторов делового проекта, пред принимателю важно придерживаться нижеследующих требований:
— Ясность. Как правило, человек, знакомящийся с бизнес-планом, судит об его авторе в зависимости от впечатления, ко торое на него производит представленное. Отсюда, пред приниматель при разработке бизнес-плана призван употреблять, по возможности, более простые выражения, избегать характеристики нескольких идей в одном предложении, добиваться логической связи межу предыдущим и последующим конкретными положениями, не широко использовать прилагательные, иллюстрировать свои выводы таблицами, графика ми, суждениями.
— Краткость. Предприниматель скорее всего не вызовет симпатий, ко торых, может быть, и заслуживает, если ознакомление менеджера с представленными док умента ми вызывает у него утомление. Отсюда при составлении бизнес-плана важно оставить в нем только самую необходимую, но достаточную информацию, ко торую целесообразно донести до читателя.
— Логичность. Идеи и факты, изложенные в бизнес-плане, будут легче поняты и окажут большее воздействие на инвестора, если план будет пост роен в логичной последовательности, его разделы будут тесно связаны между собой, не будет повторений и противоречий в изложении материала.
— Объективность. Предприниматель обязан трезво оценивать свои возможности, не преувеличивать значение и перспективы своего проекта, реально подходить к оценке возможностей потенциальных конкурентов.
— Объем плана. Все разделы плана должны быть освещены с той или иной степенью детализации. Объем каждо го раздела призван находиться в конкретной пропорции относительно параметров всего проекта, учитывать значимость конкретно го раздела в общем контексте и базироваться на принципе необходимости и достаточности изложенно го с точки зрения читающего. Ответственный работник банка или другого учреждения скоре всего не захочет читать толстый фолиант, если пред приниматель просит для реализации проекта всего несколько тысяч рублей. Но он будет не удовлетворен, если возможная сумма займа составляет несколько миллионов, а главные идеи проекта недостаточно обос нованы и раскрыты.
— Структура плана. Материал должен быть разделен на короткие, четко обозначенные параграфы. Для выделения различных частей бизнес-плана можно использовать разные цвета, шрифты и т.д. Хорошо структурированный, тщательно оформленный материал легко читается, быстрее попадает в поле зрения. Нельзя поз волить идеям представляемого бизнес-плана утонуть в массе аналогичных предложений, лежащих на столе у потенциально го инвестора. Поэтому предлагаемый бизнес-план должен выделять на общем фоне.
1.3. Структура бизнес-плана
Составление бизнес-плана обычно начинается с раздела, посвященно го анализу рынка сбыта, а заканчивается подготовкой кратких выводов (резюме). При разработке бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и другая информация, подтверждаемая ссылкой на первоисточник.
Жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана не существует, в то же время при значительных внешних отличиях различных бизнес-планов друг от друга их содержание практически совпадает. Они, как правило, отвечают на одни и те же вопросы. Примем, для определенности, структуру бизнес-плана, предусматривающую следующие разделы:
1. Вводная часть (Резюме). Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой и трактоваться как самостоятельный рекламный док умент, т.к. в ней содержаться ос новные положения всего бизнес-плана. В этом разделе должно быть четко представлено, какая возможность для бизнеса открывается, в чем привлекательность, кто будет во главе нового бизнеса, каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок, каковы ее перспективы и т.д.
2. Отрасль и пред приятие. В данном разделе описывается:
· Общие сведения о пред приятии
· Финансово-экономические показатели деятельности пред приятия
· Структура управления и кадровый состав
· Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы
· Отрасль экономики и ее перспективы
· Партнерские связи и социальная активность
3. Характеристика товаров (услуг). В этом разделе должны быть определения и описание тех видов продукции или услуг, ко торые будут предложены на рынок. Здесь следует указать неко торые аспекты технологии, необходимой для производства продукции или услуг. Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста, не используйте профессиональный жаргон.
Необходимо описать ос новные характеристики продукции, при этом сделать акцент на преимуществах, ко торые продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы была подчеркнута уникальность продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы было подчеркнута возможность совершенствования данной продукции (услуг).
Описываются имеющиеся у пред принимателя патенты или авторские права на изобретения или приведите другие причины, ко торые могли бы воспрепятствовать вторжению конкурентов на рынок. Такими причинами могут быть эксклюзивные права на распространение или торговые марки.
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг). План маркетинга необходим, чтобы потенциальные кл иенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему кл иенты будут покупать данную продукцию или пользоваться данными услугами. Предпринимателю (разработчику бизнес-плана) необходимо продумать и объяснить потенциальным партнерам или инвесторам ос новные элементы своего плана маркетинга: ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию после продажно го сопровождения, формирования имиджа. Если нет специально го образования, следует почитать книги по маркетингу, обратиться за консультацией к специалистам.
5. Производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на фирме для ко торой составляется бизнес-план. Здесь должны быть рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Так же должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Тут надо кратко пояснить, как орган изована система выпуска продукции (услуг) и как осуществляется контроль над производственными процессами.
Также должно быть уделено внимание вопросам расположения производственных площадей и размещения оборудования. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы, связанные со срока ми поставок, числом ос новных поставщиков и насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.
6. Организационный план. В данном разделе объясняется каким образом орган изована руководящая группа и описывается ос новная роль каждо го ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные партнерах, их возможностях и опыте. Должен быть освещен механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, показано каким образом заинтересуют их в достижении поставленных в бизнес-плане целей. Поэтому необходимо установить, как будет оплачиваться их труд (например: оклад, премии, долевое участие в прибыли).
7. Финансовый план. Цель раздела — показать ос новные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
8. Направленность и эффективность проекта. В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, производится анализ чувствительности проекта.
9. Риски и га рантии. Показываются пред принимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся га рантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Объем бизнес-плана и степень детализации его содержания в значительной степени определя ются конкретными особенностями пред приятия, его масштабом, видами деятельности, этапом жизненно го цикла и т.д. Поэтому при составлении конкретно го бизнес-плана неко торые пункты и даже разделы предлагаемой методики могут не использоваться. В настоящее время, не существует определенных методик подготовки бизнес-плана, однако, общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандарта ми, должна придерживаться ос новных параметров представленных ранее.
Таким образом, структура бизнес-плана разных пред приятий может быть неодинако вой, но в любом случае он должен выступать как объективная оценка собственной пред принимательской деятельности.
Далее рассмотри пример бизнес-плана по оказанию общеобразовательных услуг населению.
2. Пример бизнес-плана по оказанию услуг в сфере образования
1. Резюме
Идея бизнес-плана индивиду ально го пред принимателя без образования юридического лица (ИП) состоит в деятельности на рынке общеобразовательных услуг и сочетающий традиционные ос новы частно го репетиторства и современный менеджмент вы сокоорганизованных учебных заведений. Помимо ос новно го спектра услуг по фундаментальной и системной подготовке кл иентов в области теоретической и прикладной математики, мы представляем ряд дополнительных и информационных услуг и услуг организационно го характера.
Мы планируем использовать совершенно новый подход к организации частно го преп одавания. Поэтому качество и доступность услуг нашего пред приятия будут выгодно отличаться от таковых, предоставляемых другими репетиторами при практически одинако вой цене на них. По сравнению с государственными общеобразовательными учреждениями мы имеем преимущество благодаря индиви дуаль ному подходу к кл иенту и возможностям финансирования разработки новых методик преп одавания. С частными учебными заведениями мы можем успешно конкурировать по цене.
Для организации ИП требуется незначительный начальный капитал, следовательно, нет необходимости прибегать к услугам кредитных учреждений, что ми нимизирует риск. Затраты на организацию пред приятия окупятся буквально в течение нескольких месяцев. Кроме того, мы видим огромный потенциал во внедрении в процесс обучения достаточно широкого спектра новых программных продуктов (включая использование материалов сети INTERNET), а также в создании новых обучающих программ на базесобственных оригинальных методик преп одавания.
Мы предъявляем очень вы сокие требования к квалификации преподавате лей и учитываем их стаж работы в сфере образовательных услуг. Все преп одаватели должны быть грамотными пользователями ПК. Необходимы трудоспособность выше среднего, умение добиваться поставленной цели, дисциплинированность и обязательность.
Специальное оборудованное для занятий и помещение должно располагаться в черте города с учетом режима работы городского транспорта.
Мы планируем функционировать и развиваться исключительно в рамках самоокупаемости, чтобы уменьшить риск банкротства в период становления нашего бизнеса. В связи с необходимостью увеличения объемов оказываемых услуг в течение первых нескольких лет работы мы планируем в первые три года существования нашего бизнеса большую часть прибыли использовать на расширение сферы деятельности, рекламу и развитие технологического и научно го потенциала.
2. Описание услуг
Наше пред приятие представляет широкий спектр услуг, связанных с обеспечением должной подготовки кл иентов по теоретической и прикладной математике для тех видов деятельности, где наши кл иенты смогут использовать полученные знания.
— бес платные консультации, предшествующие занятиям;
— информация о вступительных экзаменах и специфике обучения в ведущих учебных заведениях г. Москвы;
-тестирование кл иентов для определения базов ого уровня математической подготовки.
Услуги по обучению:
— разработка индивиду альных программ обучения с учетом базов ого уровня подготовки, конечных целей обучения и индивиду альных особенностей усвоения информации кл иента ми;
-использование альтернативных методик, разработанных нашими преп одавателями;
— различные формы занятий (лекции, семинары, консультации);
— бес платная методическая литература на протяжении всего периода обучения;
— использование специальных компью терных программ, поз воляющих закрепить полученные математические навыки и освоить работу с наиболее распространенными программными продукта ми;
— консультации при самостоятельном изучении материала в рам -ках учебно го курса (во время ос новно го занятия бес платно, до полнительно — по тарифу, соотнесенному с продолжительностью консультации).
Прочие услуги:
— предоставление специально оборудованно го помещения для занятий и для выполнения домашних и прочих самостоятельных работ;
— предоставление компью теров для кл иентов (оплата по специаль ному тарифу).
Таким образом, наши кл иенты получают всю необходимую информацию и глубокие систематизированные знания по математике, занимаясь в удобное для них врем с вы сококвалифицированными преп одавателями в специально оборудованных помещениях.
3. Инновационный потенциал фирмы
В процессе осуществления своей деятельности на традиционном рынке общеобразовательных услуг наше пред приятие планирует использовать качественно новые моменты: бес платный информационный сервис с индивиду альным подходом к каждому кл иенту и частичную компью теризацию процесса обучения в рамках репетиторс кого преп одавания.
В перспективе нам видится огромный потенциал в комбинировании новейших технологических достижений с альтернативными методика ми преп одавания нашими педагогами через создание новых обучающих программ и их распространения. В дальнейшем планируется подключение к INTERNET для использования в процессе обучения этой информационной сети.
4. Клиентура и рынок
В настоящее время рынок образовательных услуг достаточно четко сегментирован. Наиболее крупные его сегменты представлены услугами:
— госу дарственных учреждений;
— частных учреждений;
— частных преп одавате лей (репетиторов).
В связи с реформированием и демократизацией экономики нашей страны рынки продавцов и потребителей образовательных услуг значительно расширились и претерпели качественные изменения.
Потребителями образовательных услуг явля ются:
— школьники, не справляющиеся с учебной программой;
— абитуриенты;
— молодые люди, отслужившие в армии и желающие продолжить свое образование;
-люди, желающие переквалифицироваться в связи со сложностями трудоустройства;
— пред приниматели, желающие получить высшее специальное образование.
Определим теперь место ИП на рынке и его потенциальную клиентуру. Наша деятельность — это комбинационный (промежуточный) вариант между услугами частных школ, гимназий и услугами репетиторов. Фактически, это репетиторская деятельность, поставленная на профессионально орган изованный фундамент частной школы. С одной стороны, мы используем главный привлекательный фактор репетиторства — индивиду альный подход к кл иенту; с другой стороны, организуем до полнительный комплекс услуг, характерный для частных учебных заведений. Репетиторство редко рассматривается как ос новная профессиональная деятельность и в своей ос новной массе оно до сих пор сохранило подходы и организационные методы 19 века. Мы делаем попытку в корне изменить по добный национальный подход и планируем работать со всеми сегмента ми потребительского рынка образовательных услуг благодаря индиви дуаль ному подходу к кл иенту. Однако наше пред приятие сможет обслуживать большое количество кл иентов, нежели раз розненные репетиторы, и повысить качество услуг за счет рацион альной организации учебно го процесса. Расширение охвата рынка планируется за счет вертикальной интеграции, т.е. создания административных звеньев (как, например, в госу дарственных учебных заведениях), а за счет горизонтальной цепи филиалов. Такая структура сохранит индивиду альной подход в работе с кл иента ми, а значит, и достойное качество наших услуг.
Ситуация на образовательном рынке РФ сегодня достаточно благо приятна для развития именно такой формы услуг по обучению. Уровень государственно го образования подает из-за хронического недофинансирования. Частное образование могут поз волить себе только достаточно состоятельные люди (к тому же качество его подчас не отвечает статусу самого учебно го заведения), а репетиторство, часто рассматриваемое как приработок, плохо орган изованно.
Основным видом воздействия на потребителя для привлечения кл иентуры будут рекламные объявления в средствах массовой информации, рекламные проспекты и другая агитационная продукция.
На начальном этапе деятельности, имея одно арендованное помещение, и трех преп одавате лей, двое из ко торых наняты, а третьим будет сам индивиду альный пред приниматель, можно обслуживать до 12 кл иентов в день. В перспективе мы планируем расширить количество помещений, штат преп одавате лей и усложнить организацию нашей деятельности. Если нам будет выгодно дальнейшее расширение, мы приобретем статус юридического лица, например в форме общества с ограниченной ответственностью.
5. Конкуренция
Запрос потребителя |
Предложение конкурента |
Наше предложение |
1 |
2 |
3 |
1. НАДЕЖНОСТЬ |
возможности государственно го образования ограниченны: отсутствием средств, возрастным цензом, возможностью получения лишь одно го бес платно го высшего образования; уровень образовательных услуг постоянно ухудшается; *частные образовательные учреждения доступны очень немногим. Они не всегда выдают выпускные док ументы государственно го образца; * репетиторы достаточно надежны, но плохо орган изованны; качество преп одавания в госу дарственных учебных заведениях зачастую неадекватно, поскольку нет возможности достойно оплачивать квалифицированный труд персонала; |
надежность оказываемых услуг очень вы сока; мы в состоянии предоставить кл иенту все условия для получения глубоких знаний по математике. Определяющим фактором является заинтересованность; |
2. КАЧЕСТВО |
качество преп одавания в госу дарственных учебных заведениях зачастую неадекватно, поскольку нет возможности достойно оплачивать квалифицированный труд персонала; качество обучения в частных учебных заведениях и у репетиторов весьма разнородно; |
качество обучения вы сокое за счет привлечения квалифицированно го персонала, использования альтернативных методик обучения и технологических достижений в области образовательных услуг; |
3. ГАРАНТИИ |
* государственное образование не га рантирует качество, однако выдает док ументы установленно го типа; * частные учебные заведения качества образования не га рантируют, а прервать образование без материальных потерь невозможно. надежность оказываемых услуг очень вы сока; мы в состоянии предоставить кл иенту все условия для получения глубоких знаний по математике. Определяющим фактором является заинтересованность; репетиторы, как правило, га рантий не дают, но форма оплаты часто поз воляет прервать занятия в любой момент без до полнительных затрат; |
мы не даем га рантий официально го характера, однако, форма оплаты наших услуг (почасовая) оставляет за кл иентом право выбора без всякого материально го риска с его стороны; |
4.ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОТЬ |
* государственное образование базируется на традиционных ос новах, в течение многих лет не претерпевавших значительных изменений; * частные образовательные учреждения часто используют оригинальные методики организации обучения; •репетиторы в неко торой степени подвержены инновациям, но они не вкладывают в них средства; |
ос новное отличие заключается в новой орган изованной ос нове частно го репетиторства, поз воляющей значительно более рацион ально использовать потенциалы этого вида деятельности; |
5. ЦЕНА |
* государственное образование можно получить бес платно; ‘обучение в частных образовательных учреждениях стоит приблизительно 1000-5000 у.е. в семестр; * тарифы репетиторов составля ют 50-150 руб. за астр ономический час занятий; |
* цена наших занятий — 300 руб. за два астр ономических часа. При выезде преподавателя на дом к кл иенту цена занятия составляет 350 руб. за два астр ономических часа; информационные услуги; образовательные услуги; до полнительные услуги; |
6. АССОРТИМЕНТ |
* в госу дарственных учебных заведениях предоставля ются только образовательные услуги, иные — за отдельную плату; * в частных учреждениях представля ют широкий спектр услуг, часто лишь косвенно связанных с образованием; * репетиторы предоставля ют исключительно образовательные услуги, иногда — с выездом на дом; |
Информационные услуги; Дополнительные услуги; |
7. ДОСТАВКА |
* в госу дарственных и частных учебных заведениях образование на дому не распространено; * репетиторы иногда выезжают на дом; |
* мы предоставляем специальную услугу по обучению на дому; |
8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ |
* в госу дарственных учебных заведениях организуются консультации, часто за отдельную плату. В большом объеме этот процесс распространен в частных учебных заведениях; * репетиторы консультируют по до говоренности; |
* наше пред приятие предоставляет бес платные предвари тельные консультации и тестирование. Дальнейшие консультации — в рамках занятий; |
9. ИНФОРМАЦИЯ |
* государственные учебные заведения предоставля ют весьма ограниченный объем информации. В ос новном их информация труднодоступна; * частные учебные заведения широко используют первичную рекламу; * репетиторы крайне плохо орган изовывают систему информации; |
* мы планируем широко использовать средства массовой информации с целью привлечения кл иентов; * наша фирма информирует кл иентов о своей деятельности и о деятельности интересующих его учебных заведений бес платно; |
10. КРЕДИТ |
* государственные и частные учебные заведения не предоставля ют свои услуги в кредит. |
* возможно проведение в кредит 1-2 занятий. |
6. Требующиеся ресурсы
Для начала деятельности ИП необходимы: специально оборудованное офисной мебелью и техникой помещение из трех комнат, компью тер Pentium 188 со всеми аксессуарами (принтер, модем и т.д.); автомобиль (собственность одно го из сотрудников, ко торому ИП будет оплачивать бензин); учебная, методическая и информационная литература.
ИП на начальном этапе его деятельности должен координировать работу 4-х человек: 3-х преп одавате лей (двое из них будут работать в помещении ИП, а третий — на выезде) и одно го менеджера, ко торый ведет бухгалтерию, занимается вопросами рекламы, организацией трудовой деятельности в коллективе и т.п.
Стартовый капитал, необходимый для начала дела составит максим ум 1000у.е.
7. Организационное планирование
Изначально наша деятельность будет осуществляться на базе индивиду ально го пред принимательства без образования юридического лица.
Началу деятельности предшествует сбор необходимой информации и приобретение методической и учебной литературы, подбору персонала (анализ рынка предложения рабочей силы). После регистрации в качестве ИП и постановки на учет в органы налогового контроля, внебюджетные фонды и т.д. (см. прилагаемый пакет док ументов по организации ИП) будет арендован и оборудован офис, привлечены преп одаватели по до говорам подряда и орган изована реклама в СМИ по привлечению кл иентов. После появления первых кл иентов менеджер составит график работы персонала и пред приятие начнет функционировать. Преподаватели будут работать с 10 до 21 часа (с перерывом на отдых 1 час) 6 дней в неделю, причем выходные дни не будут совпадать с субботой и воскресеньем. Оплата преп одавате лей и менеджера составит по 20% от стоимости занятия за каждо го обслуженно го кл иента. Не распределенная прибыль будет расходоваться на образовательные нужды и т.п. Норма обслуживания для одно го преп одавателя 4 кл иента в рабочий день. С каждо го обслуженно го сверх нормы кл иента преп одаватель получит в качестве премии не 20%, а 80% от стоимости занятия. Перечень кл иентов, количество проводимых занятий, фамилия преп одавателя и отзыв кл иента о качестве оказанной услуги будет фиксироваться в специальной регистрационной книге, доступ к ко торой могут иметь все желающие.
8. Финансовый план и оценка риска
1. Расчет безубыточности
К = СФИ/(Ц-ПИуд.),
где:
СФИ — совокупные фиксированные издержки;
Ц — цена за единицу проданно го товара или оказанной услуги:
ПИуд — удельные переменные издержки (СФИ/К);
К — количество проданно го товара или указанных услуг, обеспечивающих безубыточность (точка безубыточности).
В случае нашего пред приятия к совокупным фиксированным издержкам (СФИ) относятся:
* арендная плата за офис;
* амортизация автомобиля;
* единовременные расходы (регистрационные и прочие взносы, оборудование помещения, приобретение компью теров, офисной техники и т.д.);
* плата за пользование услугами компаний-провайдеров INTERNET;
* амортизация компью теров и офисно го оборудования.
Остальные расходы ИП относятся к категории переменных издержек. Необходимо указывать величины таких издержек, для оказания одной единицы услуг, т.е. удельные переменные издержки (ПИуд.). Перечень переменных издержек:
* рекламные расходы;
* налоговые платежи и платежи во внебюджетные фонды;
* расходы на приобретение методических и информационных пособий;
* заработная плата персонала:
* издержки на бензин для автомобиля;
* затраты на приобретение канцелярских принадлежностей.
По нашим приблизительным подсчетам сумма фиксированных и переменных затрат ежемесячно будет составлять около 75000 руб. При подстановке ее в уравнение безубыточности получается, что К = 250, т.е. каждый месяц необходимо обслуживать 250 кл иентов, чтобы окупились все затраты. Если принять, что в месяце 26 рабочих дней, то в день необходимо обслуживать 9-10 человек. Мы же в состоянии обслужить ежедневно минимум 12 кл иентов. Таким образом, затраты окупаются и ИП приносит неко торую прибыль даже на начальном этапе работы.
2. Анализ риска
В процессе разработки бизнес-плана за ос нову принята ми нимизация риска банкротства и финансовых потерь с учетом следующих факторов:
* сравнительно маленький стартовый капитал, не включающий в себя заемных средств;
* вы сокие затраты на рекламу, призванную обеспечить нашему пред приятию максимально возможный приток кл иентов и. как следствие, достаточную норму прибыли и достойную репутацию на рынке потребления образовательных услуг;
* нормальная окупаемость вложенных средств (планируется окупить стартовый капитал в течение 12 месяцев, что и было заложено в математических расчетах точки безубыточности);
* вы сокая мобильность пред приятия из-за простой организационной структуры и маленького штата;
* реальные перспективы роста.
9. Перспективы роста и развития
На начальном этапе функционирования ИП (в первые 12 месяцев), когда должен окупиться стартовый капитал, не распределенная прибыль, по нашим прогнозам составит около 18 000 руб. Эти средства будут распределены на премирование сотрудников, фонд расширения пред приятия, резервный фонд. Мы планируем расширение нашей деятельности через полтора года после начала функционирования с открытия одно го офиса со штатом из 3-х преп одавате лей. Кроме того, будет нанят профессиональный бухгалтер. Таким образом, структура пред приятия несколько усложниться.
Если расширение оправдает себя, то оно будет продолжаться до пределов, допустимых юридическим статусом ИП, после чего, если это целесообразно, последует преобразование в пред приятие с юридическим лицом. Помимо вышеперечисленно го, через три года после начала деятельности в штат будет включен программист для создания обучающих программных продуктов на базе методик обучения наших преп одавате лей. Если эти программы хорошо себя зарекомендуют, то в дальнейшем можно будет подумать о наиболее выгодном способе их распространения на рынке, но это уже совсем другая сфера деятельности.
Заключение
Рассмотрев цели и сущность планирования, а также аспекты практики составления бизнес-плана, можно сделать вывод, что этот план является неотъемлемой частью внутрифирменно го планирования, одним из важнейших док ументов, разрабатываемых на пред приятии, является эффективным инструментом правления, помогает пред приятию определить перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.
План имеет сложную структуру. Содержание его может изменяться в зависимости от вида бизнеса.
Важнейшими характеристика ми бизнес-плана явля ются:
-четкая структура материала и его наглядность;
-простота его изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров;
-обос нованность и достоверность использованной информации;
-разумное дозирование при изложении технологии делового предложения;
-объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченно го бизнеса
-точность финансовых расчетов.
При формировании бизнес-плана особое внимание надо уделить языку и стилю.
Список используемой литературы:
2. В.В. Жуков Разработка бизнес-плана. -М.:Издательство МЭИ, 2000г.
3. В.А. Горемыкин Бизнес-планы: организация и методика.-М.:СТИ МГУС, 2000г.
4. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. “Практикум по разработке Бизнес-плана и финансовому анализу пред приятия”. – М.: Финансы и статистика, 2003г.
5. Блеквелл Э. «Как составить бизнес-план».-М: “ИНФРА-М”, 2003г..
6. Бизнес – план./ Методические материалы. /Под ред.: Р.Г. Маниловского – М.: Финансы и статистика, 2004г.
Свежие комментарии