Год назад в городе Кореновск с населением 40 тысяч человек открылся первый кружок робототехники. Он оказался успешным и прибыльным, поэтому новые кружки от компании «Робокор» начали появляться в других малых городах. Следующей покоренной ступенькой стал запуск франшизы и выход в города-миллионники.
Как работают кружки робототехники в маленьких городах и как выдержать конкуренцию в больших, Robohunter выяснил у генерального директора «Робокор» Максима Иванкова.
Интервьюер – Анна Ангелова, Респондент – Максим Иванков
Расскажите, где и как вы открывали первый кружок.
Первый кружок мы открыли в городе Кореновске Краснодарского края. Это был август 2017 года. Я тогда закончил университет, и передо мной встал вопрос – чем заниматься дальше. Меня давно тянуло в сторону бизнеса, и в сфере детской робототехники у меня были определенные компетенции. Мы посмотрели варианты франшиз, но они были дорогими и не были рассчитаны на открытие в маленьких городах. А в Кореновске население всего 40 тысяч человек. Поэтому мы решили сделать все сами.
Чтобы начать преподавать, мы с командой за две недели написали учебную программу на 2 месяца вперед (дальнейшую программу потом составляли по ходу) плюс начали закупать первичное оборудование. Много списанного оборудования брали в школах – чинили его, перекрашивали и ставили у себя в помещении. Параллельно запускали рекламу с минимумом средств: сами выходили на улицы, раздавали листовки, ходили в молодежный совет и просили содействия. В общей сложности на подготовку ушел месяц. Я занимался бизнес-процессами, плюс я по образованию инженер, поэтому также взял на себя методические программы, подборку комплектующих и электроники. Еще в команде были дизайнер и методист – всего три человека.
В каких городах сегодня есть кружки «Робокор»?
В Кореновске, станице Динской (Краснодарский край), два кружка в Новочеркасске (Ростовская область) и в Ростове-на-Дону.
Фото предоставлены «Робокор»
В чем особенности функционирования кружков робототехники в маленьких городах?
Самая главная особенность – там крайне сложно найти преподавателей. В средних и крупных городах преподаватели хоть немного компетентны изначально: это инженеры, которые работали с какой-либо техникой, электроникой, и их нужно обучить работать с детьми по нашей образовательной программе. В маленьких городах на наши вакансии, размещенные на Avito и HeadHunter, откликались бывшие продавцы, учителя физической культуры, математики – если повезет. Иными словами, у людей абсолютно нет первичных знаний, и вначале их приходится интенсивно обучать.
Как именно проходит обучение преподавателей?
После успешного прохождения собеседования кандидат допускается к подготовке. Будущему преподавателю направляется множество структурированных документов по педагогике, алгоритмам проведения занятий, электронике и т.д. Также прилагается подробный план проведения первых двух занятий в кружке. После изучения материала и получения ответов на все возникшие по ходу вопросы, после множественных консультаций с методическим отделом кандидат допускается к занятиям в роли слушателя. Он внимательно следит за проведением занятий опытными педагогами, отмечает для себя вопросы. После дополнительных консультаций кандидат допускается к проведению занятий вместе с действующим педагогом, периодически вовлекаясь в процесс преподавания. В процессе занятий педагог предоставляет кандидату все большую свободу действий и в конечном счете позволяет полностью самому провести занятие под присмотром. После получения достаточного количества опыта и корректировки методов преподавания кандидат может приступить к самостоятельной работе. Весь указанный процесс по времени сильно зависит от первоначального уровня кандидата и занимает от двух недель до двух месяцев.
Расскажите об оборудовании для занятий.
Оборудование включает две составляющих. Первая – электроника на основе Arduino: датчики, модули, которые мы закупаем либо у местных поставщиков, либо в Китае. Вторая составляющая – это различные конструкторы, которые мы делаем самостоятельно на своем производстве в Краснодарском крае.
Какие возрастные группы есть в ваших кружках?
У нас три возрастные группы: дети от 7 до 9 лет, от 9 до 14 и старшая группа. В самом начале мы делали эксперименты и пытались помещать в одну группу детей из начальной школы и старшеклассников. В этом были свои плюсы, потому что старшие помогали младшим, а младшие тянулись к старшим, но по большей части эта система показала себя с негативной стороны, поэтому мы начали делить детей по возрасту. В ближайшее время мы будем запускать еще одну группу – для детей от 5 до 7 лет. Сейчас готовим учебные программы.
Когда вам пришла идея об открытии франшизы?
Нам в этом сильно помог «Хабр». Я начал писать статьи о нашем развитии, инсайтах, и мне стали писать люди, говорить, что они тоже живут в небольшом городе и было бы здорово открыть кружок у них – они готовы в этом посодействовать. Большую роль сыграл завод «Промсвязь» в городе Юрьев-Польский во Владимирской области. Всего через пару встреч с представителями завода они предложили подписать документы на открытие у них кружка. Это был март 2018 года. На тот момент никакой франшизы у нас не было, и открывать кружок по франшизе в конце учебного года, особенно если прибавить время на подготовку, неэффективно. Поэтому мы предложили к лету запаковать франшизу и открыть кружок с сентября, что и было сделано. Несколько занятий в кружке от завода «Промсвязь» уже прошло.
Зачем заводу кружок робототехники?
Юрьев-Польский – небольшой город с населением 18 тысяч человек, и с кадрами там все достаточно печально. Руководство завода хочет готовить себе сотрудников на работу практически со школьной скамьи.
Помимо этого, есть ли уже заключенные контракты с франчайзи?
По нашей франшизе открыл кружок индивидуальный предприниматель в Питере – он уже неделю ведет занятия. Буквально сегодня-завтра мы заключаем договор на открытие кружка в Шахтах (Ростовская область) и второго кружка в Ростове-на-Дону.
То есть вы не планируете оставаться исключительно в малых городах – решение успешно масштабируется и для больших городов?
Конечно. Вдобавок мы нащупали для себя новую бизнес-модель. Стандартная модель франшизы предусматривает оплату паушального взноса и предоставление инструкций к открытию кружка робототехники. Мы подумали: что, если у человека есть деньги, но он не хочет сам открывать кружок и заниматься его операционным управлением? Тогда этот человек может заплатить нам определенную сумму денег, и за это мы сами открываем кружок робототехники в выбранном городе, занимаемся его операционным управлением, обучаем преподавателей, а инвестор получает долю прибыли от этого кружка. Сейчас на этот пакет у нас есть порядка десяти заявок с России и одна с Украины (Киев).
Вы чувствуете конкуренцию в больших городах?
По франшизе мы открыли кружки в Питере и Ростове-на-Дону, городах-миллионниках. Там мы работаем исключительно в спальных районах – на группу примерно из пяти домов в 15-20 этажей. Дети с этого спального района ходят к нам в кружок. Им это удобно: не надо далеко ходить. Благодаря этому конкуренции мы не чувствуем. Основной параметр, по которому клиенты выбирают кружок в больших городах – близость к их месту жительства.
Какие нужны стартовые вложения и за какое время реально выйти на прибыль?
Если открываться по франшизе, базовый пакет предусматривает паушальный взнос 200 тысяч рублей. Кроме этого, нужны минимум 150 тысяч первоначальных вложений. Но половина из этих 150 тысяч уйдут на покупку компьютеров и ноутбуков, а они нужны только через три месяца. Соответственно, вначале кружок можно открыть где-то за 70-80 тысяч. А ноутбуки оплатить с первой прибыли.
Обычно кружок выходит на ощутимую прибыль со второго месяца. В первый месяц мы начинаем работу с двух групп по 8 человек, к концу месяца их становится четыре, через три месяца мы выходим на 8-10 групп.
Как привлекать клиентов в маленьких городах?
Реклама здесь ведет себя непредсказуемо. Если в больших городах интернет-реклама показывает себя с самой лучшей стороны, то в маленьких городах это не работает от слова «совсем» до слова «совсем немного». Под небольшими я сейчас имею в виду города до 80 тысяч человек. Контекстная реклама здесь не работает вообще, социальные сети работают плохо. Главным источником привлечения клиентов становится сарафанное радио. Много средств, сил и времени уходит на то, чтобы привлечь первые 20 человек, а потом эти 20 человек привлекают остальных 60.
В каких-то городах мы напрямую идем в школы, проводим бесплатные мастер-классы и за это просим допуск к родительским собраниям. Достаточно пройтись по всем родительским собраниям в школе, и у нас в течение недели будет 30-40 заявок на обучение.
В некоторых городах в школы категорически не допускают. Требуют разрешения от управления образованием, а с ним по поводу посещений школ договориться практически невозможно. В таком случае приходится проводить малоэффективные акции, выходить промоутерам с листовками, и стоимость привлечения клиентов вначале сильно возрастает. Но потом тоже включается сарафанка, и стоимость привлечения клиента падает практически до нуля.
Сколько в среднем нужно времени, чтобы в городе о вас узнали и заговорили?
Это зависит от того, насколько охотно нас пускают в школы. Лучший вариант развития событий был в Кореновске. Молодежный совет города пошел нам навстречу, мы сразу начали проводить мероприятия, акции. Мы ходили на встречу с главой города, главой района, нам предлагали помощь. В результате о нас узнали уже в первый месяц.
А в станице Динская, поскольку доступа на родительские собрания мы не получили, запускаться было крайне неудобно и крайне дорого, о нас там более-менее узнали и заговорили через 4-5 месяцев.
Как вы планируете развивать «Робокор»?
Мы собираемся заложить фундамент для дальнейшего развития в виде продажи франшиз – доработаем эту систему до максимальной эффективности. Потом мы намерены пойти в онлайн-образование, чтобы дети могли проходить онлайн-курсы с нашими наборами. Планируем выходить на школы: сейчас с ними работает только фонд «Вольное Дело» и только на лего-робототехнике. Мы собираемся внедрить туда электронику и Arduino, которые дают больше технических знаний.
Смотрите также:
- Робототехника для детей: кружки по всей России
- RoboBUS: передвижные школы робототехники приедут в самые отдаленные уголки Украины
- О первой в России программе по soft-робототехнике – профессор КФУ Евгений Магид
Свежие комментарии