Сыры – чрезвычайно востребованный продукт на рынке России, при этом спрос на него с каждым годом неизменно растет. А это значит, что мини-сыроварня при правильной организации дела обязательно должна принести хороший доход своему собственнику.
Многие владельцы фермерских хозяйств пробуют организовать такой бизнес, открываются мини-цеха по производству сыра, поэтому накопилась некоторая положительная и отрицательная практика в этой сфере, которой мы хотим поделиться.
Разработка стратегии и тактики
Прежде всего, следует сформулировать стратегию и тактику своего сыроваренного бизнеса, разработать детальный бизнес-план мини-сыроварни с разными сценариями развития: позитивным и негативным. Бурное начало не гарантирует счастливый конец.
Организация производства
В нашем бизнес-плане по запуску производства сыра и первым шагам развития мини-сыроварни следует решить следующие вопросы:
- Регистрация предприятия
- Покупка оборудования
- Выбор поставщиков молока
- Подбор работников
- Организация финансовых расчетов
- Организация рекламы бизнеса
- Сбыт продукции
Регистрация предприятия
В первую очередь будущее предприятие следует зарегистрировать в налоговой инспекции, чтобы встать на налоговый учет, в противном случае у вас быстро начнутся проблемы с ИФНС РФ, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования. Можно зарегистрировать мини-сыроварню в качестве ООО или ИП.
Оборудование
Для реализации нашего проекта будет использовано вновь созданное юридическое лицо – ООО «Сыр», с размером уставного капитала в 10000 рублей. Предприятие находится на льготном налоговом режиме и использует упрощенную систему налогообложения, с ставкой налога в 5 % с объектом налогообложения – “доходы минус расходы”.
Маркетинг
Для любого бизнеса, в т.ч. сыроварни, важно найти свою нишу, в рамках которой можно получать приемлемый доход. Для этого можно пригласить маркетолога или заняться маркетингом самостоятельно. Вы должны изучить работу будущих конкурентов, проанализировать всю их продукцию, оценить стоимость сыров, узнать уровень платежеспособности населения.
Классификация сыра
Согласно ТР ТС 033/2013, дублирующему соответствующие требования ГОСТ Р 52686-2006 «Сыры. Общие технические условия», при разработке которого учитывались положения международных стандартов, сыры классифицируют по трем отличительным признакам: в зависимости от наличия и срока созревания, в зависимости от массовой доли влаги в обезжиренном веществе, в зависимости от массовой доли жира в пересчете на сухое вещество.
Российский рынок
На российском рынке, в условиях санкций, самым крупнейшим импортером молочных продуктов является Белоруссия. Сегодня отечественный рынок более чем на 90% представлен сырами отечественного производства, до введения запрета на ввоз определенных продуктов, доля импорта составляла 30-40%.
Цены
В представленной ниже таблице проанализируем цены сыра в продуктовых магазинах:
Средняя розничная цена, руб./кг. | |
---|---|
от 350 до 600 | |
от 900 | |
от 1000 |
Оборудование для производства
От того, какой сыр вы решите изготавливать, зависит вид оборудования, которое нужно будет закупать или брать в аренду. Что касается сыроварения, то оборудование и инструментарий для этого стоят не дешево, более подробно распишем оборудование ниже.
Помещение для производства
Цех для производства сыров не должен быть слишком большим. Для начала можно найти помещение около 30 кв. м., оно обязательно должно иметь отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию и вентиляцию.
Существует ряд стандартных требований к помещению, в котором будет производиться продукция питания: на стенах должен быть кафель, необходимо наличие окон для естественного освещения, должна использоваться металлическая или пластиковая мебель и другое оборудование.
В фермерском хозяйстве можно самостоятельно оборудовать мини-сыроварню, а при аренде помещения важно помнить о необходимости регистрации договора аренды сроком от года и более в Росреестре, иначе он не будет действителен.
Предполагая, что владелец бизнеса планирует приобрести производственное помещение и провести его ремонт, соответствующий нормам для производства сыра, предполагаемая стоимость ремонта может составлять около 200 000 рублей. Цель покупки помещения заключается в том, чтобы обеспечить площадь в 120 квадратных метров, а также приобретение прилегающего участка площадью 20 соток за сумму в 650 000 рублей.
Для производства сыра необходимы следующие виды оборудования:
- оборудование для пастеризации молока;
- формы для отливки сырного зерна и массы;
- прессовка и соление сыра;
- холодильные камеры для созревания и хранения сыра.
Также требуется вспомогательное оборудование, включая пятидесятилитровые стальные емкости, стеллажи, столы, фильтры и прочее.
В настоящее время популярно приобретать готовые линии по производству сыра и устанавливать их в подготовленном помещении. Производительность такой линии может варьироваться в зависимости от потребностей бизнеса, например, на 120 или 500 литров молока в день.
Квалифицированный специалист в области сыроварения определит полный производственный цикл, который будет отличаться для разных видов сыра. Любые изменения без участия профессионального сыровара могут привести к ухудшению качества продукта, он может стать несоответствующим своему виду и потерять спрос на рынке.
Важно подчеркнуть, что оборудование для производства сыра не следует экономить, так как его качество напрямую влияет на конечный результат. В настоящее время популярностью пользуется оборудование из Италии, страны, известной своим мастерством в производстве сыров.
Для своего мини-сыроваренного бизнеса мы планируем приобрести следующее оборудование:
Оборудование для приема, очистки, учета и резервирования молока:
- Комплект оборудования для предварительной и финальной очистки молока (77 500 рублей);
- Центрифужный насос ОНЦ-1,5/15К5-0,55/2 (34 000 рублей);
- Пускатель для насоса (3500 рублей);
- Весы стержневые ВСП-1000М (47 000 рублей);
- Танк для хранения молока ТМВ-0,3 (175 000 рублей);
- Пульт управления к ТМВ-0,3 (26 000 рублей).
Оборудование для производства сыра:
- Центрифужный насос ОНЦ-1,5/15К5-0,55/2 (34 000 рублей);
- Мини-сыроварня (186 000 рублей);
- Пульт управления для мини-сыроварни (36 000 рублей);
- Элемент под формы для сыра (стол) (97540 рублей);
- Формы для самопрессующихся сыров (40 штук) (17200 рублей).
Общая стоимость оборудования, включая НДС, составляет 737 400 рублей. Монтажное обслуживание обойдется в 150 000 рублей. Кроме того, инициатор проекта планирует приобрести две холодильные камеры стоимостью 205 000 рублей каждая, что включает доставку.
Для транспортировки готовой продукции также потребуется приобретение грузового автомобиля «Газель» стоимостью 700 000 рублей.
Сировья для мини-сыроварни:
Для производства разных видов сыра используется коровье, козье, овечье и другое молоко. В бизнес-плане необходимо четко указать поставщиков этого сырья и среднюю стоимость в годовом выражении.
В фермерском хозяйстве проще всего организовывать производство с использованием собственного стада животных. Другой вариант — покупка сырого молока у частных лиц, фермерских хозяйств или крупных молочных предприятий.
Безусловно, лучший подход — использовать собственное молочное стадо. В этом случае стоимость сырья ниже, а сам процесс производства становится полностью безотходным, так как сливку и жиру можно найти применение в кормах для домашних животных.
В наших расчетах мы предполагаем, что молоко для производства сыра закупается у местных фермерских хозяйств по средней цене 25 рублей за один литр.
Подбор персонала для мини-сыроварни:
Маленькая сыроварня требует небольшого количества сотрудников, не более трех человек. Важно отметить, что для получения качественного сыра необходимо наличие технолога сырного производства с соответствующим образованием, квалификацией и опытом работы в этой области. Этот специалист будет выполнять функцию директора предприятия по совместительству.
Технолог — ключевая фигура для любого бизнеса с сыром. Он мастерски владеет искусством приготовления популярных и эксклюзивных сортов, может создать уникальный рецепт. Его выбор определяет успех всего предприятия.
Ответственность за реализацию продаж готовой продукции и максимическую прибыль ляжет на бремя инициатора проекта. В будущем, с развитием бизнеса, можно открыть небольшой фирменный магазин у мини-сыроварни.
В таблице представлен штатный план ООО «Сыр»:
№ | Количество | Зарплата в рублях/месяц | Общий доход |
---|---|---|---|
1 | 1 человек | 20 000 рублей | 20 000 рублей |
2 | 2 человека | 12 000 рублей (каждый) | 24 000 рублей |
3 | 1 человек | 15 000 рублей | 15 000 рублей |
4 | 1 человек | 8 000 рублей | 8 000 рублей |
Всего | 5 человек | — | 67 000 рублей в месяц |
На горизонтальном планировании на 3 года рассчитывается следующий объем фонда заработной платы и налоговые отчисления:
Расчет ФОТ | Сумма за год | Сумма за 2 года | Сумма за 3 года |
---|---|---|---|
1. Директор | 240 000 рублей | 480 000 рублей | 720 000 рублей |
2. Оператор производства | 252 000 рублей (каждый) | 504 000 рублей (вместе) | 756 000 рублей |
3. Водитель | 157 500 рублей | 315 000 рублей | 472 500 рублей |
3. Уборщица | 96 000 рублей | 192 000 рублей | 288 000 рублей |
Всего | 745 500 рублей | 1 522 500 рублей | 2 310 000 рублей |
Налоги ФОТ | Сумма за год | Сумма за 2 года | Сумма за 3 года |
---|---|---|---|
1 г. | 152 082 рубля | 304 164 рубля | 456 246 рублей |
2 г. | 164 016 рублей | 328 032 рубля | 492 048 рублей |
3 г. | 164 016 рублей | 328 032 рубля | 492 048 рублей |
Всего | 478 114 рублей | 950 230 рублей | 1 438 284 рубля |
Сбыт сыров — сложный процесс, требующий глубокого понимания рынка и потребностей клиентов. В Италии, стране с богатой традицией сыроделия, производство и продажа этого продукта является семейным делом на протяжении поколений. Каждая семья хранит свои секреты изготовления, а сбыт осуществляется в небольших семейных магазинах.
В России же ситуация отличается. Наши сыроделы предлагают свой продукт ресторанам, кафе, сетевым магазинам, оптовым покупателям и даже продают его на рынках. Важно понимать, что для успеха необходимо время и терпение — потребители должны привыкнуть к вашему сыру, попробовать его и порекомендовать друзьям.
Для развития бизнеса рекомендуется сначала заниматься изготовлением сыра на заказ в небольших партиях, постепенно увеличивая объемы. Только после этого можно думать о открытии собственного фирменного магазина.
Реклама — ключевой аспект продвижения вашего сырного бизнеса. На начальном этапе необходимо использовать различные каналы маркетинга: телефонный маркетинг, объявления, сайт, соцсети, интернет-реклама, рассылки по email и т.д. Также важно участвовать в местных мероприятиях, предлагать скидки и акции.
Объем производства ООО «Сыр» в первый год работы планируется на уровне 1500 килограмм сыра в месяц. Стратегия заключается в обеспечении конкурентоспособных цен, ниже чем у конкурентов, что позволит захватить долю рынка.
Наличие собственных производственных мощностей дает возможность позиционировать ваш бизнес как место, где не только производится адыгейский сыр, но и другие виды сыра. При выходе на рынок нового производства важно провести креативную рекламную кампанию, а затем поддерживать положительный имидж бренда.
Готовую продукцию можно доставлять клиентам на собственном транспорте. Ежемесячный бюджет на рекламу составит 10 000 рублей, включая рекламу в прессе, раздачу печатной продукции и онлайн-рекламу.
ООО «Сыр» стремится к гибкому ценообразованию, учитывающему интересы потребителей.
Расчет затрат на открытие сыроварни:
Первоначальные инвестиции:
— Покупка помещения — 650 000 рублей
— Ремонт помещения — 200 000 рублей
— Покупка оборудования — 737 400 рублей
— Монтаж оборудования и материалов — 150 000 рублей
— Холодильная камера — 200 000 рублей
— Доставка и монтаж камеры — 5000 рублей
— Обучение персонала — 30 000 рублей
— Покупка газели — 700 000 рублей
— Организационные расходы — 16 000 рублей
Итого первоначальных инвестиций: 2 688 400 рублей
Организационный план:
Январь: сбор документов для сделки купли-продажи, ремонт помещения.
Февраль: выбор и установка оборудования, подбор и обучение персонала.
Март: запуск производства, выход на запланированный оборот.
Планируемая выручка:
При производстве 1500 кг сыра в месяц (на основе 6 литров молока на килограмм) и средней цене 350 рублей за килограмм, ожидаемая выручка составит:
441 000 рублей в год (для первого месяца).
Прогнозируемая выручка во втором и третьем месяцах: 630 000 рублей в месяц.
Кроме того, предполагается продажа сыворотки фермерам по цене 10 рублей за литр.
Калькуляция затрат:
- Затраты на заработную плату (на основе 100% загрузки): 745 500 рублей в год (для первого месяца).
- Налоги: 152 082 рубля во втором и третьем месяцах.
- Услуги бухгалтера: 88 000 рублей во втором и третьем месяцах.
- Прочие постоянные расходы: 55 000 рублей в год (для первого месяца), затем 60 000 рублей во втором и третьем месяцах.
- Затраты на молоко, закваску, упаковку, транспорт: 2 070 000 рублей во втором и третьем месяцах.
- Амортизация оборудования: 2 672 400 рублей во втором и третьем месяцах.
- Коммунальные расходы: 165 000 рублей во втором и третьем месяцах.
- Реклама и прочие переменные расходы: 110 000 рублей во втором и третьем месяцах.
Итого затрат во втором и третьем месяцах: 6 424 982 рубля.
Рентабельность и окупаемость:
Прогнозируя чистую прибыль, можно оценить рентабельность и срок окупаемости инвестиций. Более подробный анализ представлен в финансовой модели бизнеса.
По результатам расчетов производства сыра мы получили следующие показатели:
Окупаемость и рентабельность производства сыра:
Горизонт планирования | 3 года |
---|---|
Выручка предприятия, тысяч рублей | 18540 |
Прибыль предприятия, рублей | 2736687 |
Ставка дисконтирования, % | 25% |
Инвестиции в проект, рублей | 3097970 |
Срок окупаемости, месяцев | 19 |
Рентабельность производства | 15% |
Важно понимать, что собственное сыроваренное производство не принесет немедленного и значительного дохода. Однако ежедневный усердный труд обязательно приведет к успеху. У вас будет стабильный ежемесячный доход, и вы станете лучшим производителем сыра в округе. Желаем вам успехов!
Свежие комментарии