2. Двойная запись
СПРАВКА:
Двойная запись – способ ведения бухучета, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается, по крайней мере, на двух счетах, обеспечивая общий баланс.
Принцип двойной записи
Каждый учетный счет (регистр) состоит из двух частей:
- дебета (левая сторона) счета;
- кредита (правая сторона).
Основным принципом учета при этом является выполнение в любой момент времени равенства (уравнения баланса):
Активы = Пассивы (причем последние есть «Обязательства + Капитал»).
Активы – отражают информацию (состав и стоимость) имущества и имущественных прав организации на определенную дату.
Пассивы – указывают на источники возникновения активов.
Для этого каждая двойная запись – проводка изменяет обе его части, обязательно сохраняя баланс. Увеличение активов отражается в дебете счетов, увеличение пассивов в их кредите.
Действует закон сохранения:
-
сумма дебетов всех счетов всегда равна сумме их кредитов (обеспечивая нулевое общее сальдо).
Это позволяет легко контролировать правильность:
-
если нет баланса, то где – то в учете была ошибка.
Например, когда учредитель внес в Уставный капитал 10 тыс. руб., это означает, что у предприятия (компании) появились активы (денежные средства) и обязательства перед учредителем.
Будет сделана такая (двойная) запись:
Дт «Денежные средства» 10 тыс. руб.
Кт «Уставный капитал» 10 тыс. руб.
Главное, метод двойной записи позволяет:
- отследить источники получения и направления расходования средств;
- расходование денежных средств (отражаемое по кредиту счета «Денежные средства») сопровождается сокращением кредиторской задолженности (в дебете счета «Кредиторская задолженность»), увеличением сумм выданных авансов (в дебете счета «Авансы выданные»);
- позволяет через Бухгалтерский баланс показать сводное финансовое положение организации.
Любая хозяйственная операция, независимо от своей сути и направленности, вызывает изменения сальдо как минимум по двум счетам бухгалтерского учета.
Поэтому сумма этой хозяйственной операции отражается одновременно на двух счетах:
- по дебету одного счета
- по кредиту другого счета.
Такой принцип отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете получил название «двойная запись». Иначе говоря, двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций одновременно на двух разных, но экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в равных суммах.
Чтобы было понятнее, вспомним закон сохранения энергии:
«ничто из ниоткуда не берется и в никуда не исчезает».
Если один счет дебетуется, то другой счет кредитуется одновременно с ним, и, наоборот:
-
при этом происходит взаимосвязанное изменение сумм соответствующих активов и пассивов предприятия (компаниями). В результате уменьшение сальдо (остатка) по любому счету одновременно ведет к увеличению сальдо (остатка) по другому счету на такую же сумму.
Пример:
Произошла операция по снятию наличных денег со счета в банке в количестве 1 000 рублей. Очевидно, что после выполнения данной операции на расчетном счете в банке сумма уменьшится, а в кассе – увеличится.
Для отражения операции по снятию наличных денег в банке и оприходовании их в кассу бухгалтер делает следующую запись:
- Дебет счета 50 «Касса» на сумму 1 000 рублей
- Кредит счета 51 «Расчетный счет»» на сумму 1 000 рублей
(такая запись называется «бухгалтерская проводка», отсюда выражение – «хозяйственная операция проведена по учету»).
Счета 50 и 51 являются активными, поэтому:
- дебетовое сальдо после проведения операции по счету 50 «Касса» увеличится на 1 000 рублей,
- а по счету 51 «Расчетный счет» – уменьшится на 1 000 рублей.
В результате осуществления данной операции на предприятии (компании):
- уменьшился актив «Расчетный счет»
- но в, то, же время на такую, же суму увеличился актив «Касса».
Счета, участвующие в бухгалтерской проводке, называются «корреспондирующими счетами», а сама проводка может называться также «корреспонденция счетов».
Еще раз напомню, что любая хозяйственная операция без исключения должна отражаться одновременно на двух счетах, один из которых показывает «что именно увеличилось (уменьшилось)», а другой – «за счет чего это произошло», при этом сумма оборота по счетам будет одинаковой.
Так как же записать на счет доходов получение зарплаты, если его надо записать на счет активов. А вот так и записать два раза – один раз на счет активов, а второй раз на счет доходы. В этом и заключается суть двойной записи. Каждая операция записывается два раза. Ничего не появляется «из ниоткуда» и не пропадает «в никуда».
Свежие комментарии