- Содержание
- Командообразование (тимбилдинг)
- Процесс командообразования и его составляющие
- Работа в команде
- Корпоративный отдых
- Типы ролей в команде по Белбину
- Тест Белбина
- Немного психологии. Слушание в деловой коммуникации
- Персонал
СПРАВКА:
Командообразование, или тимбилдинг (Team building – построение команды) – термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.
Формирование команды – комплекс действий (как психологической, так и непсихологической направленности) по созданию эффективной команды.
Тим спирит (team spirit) – командный дух, т.е. программы командообразования, направленные на поднятие командного духа. Как правило, такой тренинг или командная игра проходят на позитивных эмоциях, без глубокой проработки полученного опыта, может совмещаться с проведением корпоративного праздника.
Эффективная команда – команда (рабочий коллектив) способный максимально эффективно (в поставленные сроки и с планируемым результатом) достигать поставленных целей, не прибегая к помощи руководства; при этом личные отношения не вызывают напряжения и не мешают рабочему процессу. Формирование эффективной команды – является основной целью тренингов командообразования (teambuilding).
1. Командообразование
Командообразование является процессом, в котором оценивается, как члены рабочих групп сотрудничают друг с другом и планируются изменения, ведущие к повышению эффективности группой деятельности. Этот метод подходит для тех случаев, когда производительность каждого члена группы зависит от производительности других.
Командообразование – это виды тренингов разной сложности, которые предназначены для организации и формирования команды. Это программа, состоящая из разных курсов, при помощи которых можно создавать в коллективе именно ту обстановку, которая требуется в конкретном случае, в конкретной компании. С помощью этих тренингов Вы сможете наиболее быстро наладить отношения в вашем рабочем коллективе, научить людей чувствовать себя частью одного целого – частью команды.
Кроме того, тимбилдинг подразумевает одну общую единую цель у участников процесса, а также глубокую проработку таких командных компетенций, как:
- доверие;
- делегирование;
- лидерство;
- ответственность за общий результат;
- четкая постановка целей и задач;
- принятие общими усилиями оптимальной стратегии и тактики достижения цели;
- координация действий и контроль.
Таким образом, процесс командообразования в Вашей компании – это процесс длительный и трудоемкий, которому надо уделять 5 – 10 % рабочего времени.
Сам метод командообразования ведет свое начало из двух подходов:
- Подход вовлечения персонала (Employee Involvement) – служащих нижнего звена – в процесс решения проблем, получения от них предложений по улучшению производственного процесса, и вообще обратной связи на решения руководства.
- И менеджмент качества (Total Quality Management), который допускает непосредственную работу персонала с потребителем и создание команд по улучшению процесса работы.
Предполагается, что метод команды позволяет в большей степени уполномочивать персонал на возможность самостоятельного принятия решений и несения ответственности за свою работу. В нашей стране метод командообразования применяется все чаще и чаще. На первый взгляд, это связано со спецификой организационной культуры, как в частных, так и в государственных организациях. При их формировании на первый план выступает оценка людей по критерию “свой – чужой”. Очень редко можно встретить организацию, члены которой не имели бы опыта отношений до того, как пришли в нее или ее создали. Но по мере развития, наступает необходимость в новых сотрудниках, а за этим приходит проблема доверия. Чтобы человеку доверять, его надо “узнать”, надо, чтобы он стал “своим”, а для этого надо “съесть с ним фунт сушеных”, то есть длительно взаимодействовать в разных ситуациях. Поэтому метод командообразования тем и хорош, что позволяет в достаточно короткие сроки узнать человека ближе и построить отношения, необходимые для дальнейшей работы.
Командообразование бывает
1. Стратегическое командообразование. В данном разделе представлены программы формирования эффективной команды.
2. Творческое командообразование. Творческие программы активизируют нестандартное мышление и креативный подход к решению задач.
Творческие программы рекомендуется проводить когда:
- Участники знакомы друг с другом;
- Имеется опыт прохождения программ командообразования;
- Необходимо наладить коммуникацию и сплотить сотрудников;
- Стоит задача поднятия командного духа;
- Необходимо научить сотрудников думать творчески, искать нестандартные решения.
3. Интеллектуальное командообразование. Интеллектуальные программы являются прекрасной альтернативой спортивно – ориентированным программам.
4. Спортивное командообразование.
5. Молодежные программы. Мероприятия для молодежи (старшеклассники, студенты) – имеют определенную специфику и требуют соответствующего опыта и знаний.
Зачем нужен тренинг по командообразованию?
В данном разделе описаны лишь некоторые ситуации, в которых тренинг командообразования может быть наиболее эффективным инструментом достижения целей.
- Необходимо поддержать или создать дружеские отношения в коллективе;
- Вам нужно наладить взаимодействие между различными отделами, региональным и центральным офисами, между сотрудниками одного отдела;
- Вы хотите познакомить сотрудников нового отдела или сотрудников различных подразделений в неформальной обстановке;
- Появилась необходимость сформировать корпоративную культуру;
- В подразделении или между подразделениями возникла конфликтная ситуация;
- В коллективе ощущается хроническая усталость, напряженная эмоциональная атмосфера;
- Новых сотрудников необходимо адаптировать, «влить» в коллектив;
В компании проходят различные структурные изменения:
- Объединения отделов или филиалов, сокращения, приход новых сотрудников;
- Необходимо повысить уровень доверия и взаимопомощи между сотрудниками;
- Необходимо, что бы сотрудники научились работать согласованно;
- В компании появились новые направления работы, новые глобальные цели, программы.
Программа может проводиться в сочетании с корпоративным праздником, значимым мероприятием в компании.
Методы тренинга
На тренинге используются следующие методы:
- игровые (деловые, ролевые игры);
- кейсы;
- групповая дискуссия;
- мозговой штурм;
- видеоанализ;
- модерация и др.
Кейс – проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра – имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия. Ролевая игра – это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм – один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Свежие комментарии