Умение слушать – необходимое условие правильного понимания позиции партнера. Слушать – это сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение, смысл сказанного.
Умение слушать, таким образом, это:
- восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций;
- поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее его продолжать акт коммуникации;
- незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию его мысли.
Умение слушать, следовательно, эффективно помогает собеседнику:
- снизить уровень эмоционального возбуждения и начать “трезво” рассуждать по поводу возникшей проблемы;
- повышает самооценку собеседника;
- ослабляет воздействие стресса и психического напряжения;
- развивает у человека чувство уверенности в себе;
- способствует росту искренности и взаимопонимания;
- демонстрирует уважение к чувствам другого человека.
Выделяют следующие виды слушания
Направленное, критическое слушание – сначала осуществляется критический анализ сообщения, а затем делается попытка его понимания. Данный вид слушания эффективен при дискуссиях, спорах, но не рекомендуется на лекциях, семинарах.
Эмпатическое слушание (сопереживание) – понимание отношения человека к тому, что он говорит.
Нерефлексивное слушание (умение “правильно молчать”) – минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. При таком слушании целесообразно подавать невербальные сигналы, подтверждающие внимание и включенность в процесс коммуникации.
Активное рефлексивное слушание – осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному. Данный вид слушания наиболее эффективен при деловом общении.
Барьеры (трудности)
В процессе слушания могут возникнуть барьеры, мешающие эффективной коммуникации.
К таким трудностям относятся:
- отвлечение внимания;
- высокая скорость умственной деятельности (мы думаем быстрее, чем говорим);
- антипатия к чужим мыслям;
- избирательность внимания;
- потребность в реплике.
Для устранения возможности искажения информации в процессе слушания с говорящим устанавливается обратная связь, которая может выступать в двух формах:
- “здесь и сейчас”;
- по конкретному вопросу.
Обращаться нужно к конкретному человеку, его высказываниям и мыслям. Исходная установка обратной связи – корректность и доброжелательность. Не следует самоутверждаться за счет других. Обратную связь следует устанавливать в том случае, если у партнера ощущается потребность в ней. Для этого необходимо знать, значимо ли для него Ваше мнение. Иногда партнеру достаточно Вашего взгляда, жеста. Не следует говорить о том, что Вас не интересует, отражать чувства, которые Вы не испытываете.
Свежие комментарии