3. Эффективный руководитель
Главная черта эффективного руководства – гибкость. В зависимости от специфики ситуации руководитель должен умело использовать преимущества того или иного стиля руководства и нейтрализовать его слабые стороны. В своей повседневной деятельности современному эффективному руководителю необходимо опираться на свои сильные, наиболее развитые стилевые компоненты. Помня при этом, что идеальным стилем управления коллективом является творческий стиль, для которого характерно, что руководитель в решении каждой новой управленческой задачи гибко, неординарно применяет тот или иной прием, способ, средство, являющиеся для складывающейся ситуации наиболее оптимальным и результативным.
По существу творческий стиль управления коллективом – это применение разнообразных стилей в зависимости от реально возникающей управленческой ситуации, от целей и условий и средств ее разрешения. Для творческого стиля управления в высшей степени характерно варьирование стилей в зависимости от новизны и самого характера возникающей управленческой проблемы, а это значит:
- мыслить диалектически и творчески широко, масштабно, системно и комплексно, видя одновременно развитие своей организации на большую перспективу, не упуская сиюминутных дел и задач;
- быть демократичным и коллегиальным, поощряя творческую инициативу своих подчиненных, но одновременно и авторитарным с демагогами и лодырями;
- быть готовым к риску, который базируется на взвешенном анализе возникающей проблемы, способным не только полагаться на интуицию и практический опыт, но и на зрелый научно обоснованный расчет;
- быть добрым и деликатным, но не добреньким, масштабным с точки зрения социальных запросов людей, но одновременно требовательным, когда это касается качества работы и дисциплины труда в коллективе;
- в решении вновь возникающих задач опираться на научный подход, передовой опыт, знать и изучать не только причины удач, но тщательно анализировать причины поражений;
Умело и грамотно применять в своей повседневной деятельности, следующие управленческие принципы:
-
Принцип инструкции.
Управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений.
-
Принцип близости.
Вопросы должны решаться как можно ближе к тому уровню, на котором они возникли.
-
Принцип оперативности.
Руководитель должен оперативно реагировать на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали, как их действия оцениваются руководителем.
-
Принцип воспитания.
Руководитель должен постоянно воспитывать подчиненных – словом и делом.
-
Принцип делегирования.
Делегирование полномочий продуктивно только тогда, когда управленческая ответственность остается за руководителем.
-
Принцип терпения.
Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель должен проявлять бесконечное терпение.
-
Принцип ответственности.
Работник должен отвечать только за то, на что он в состоянии влиять.
Нарушение управленческих принципов приводит к нежелательным последствиям, разрушению психологического климата в коллективе.
Свежие комментарии