Доходы и расходы системы обязательного социального страхования
СПРАВКА:
Обязательное социальное страхование (ОСС) — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Социальное страхование (СС) — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.
Обязательное социальное страхование в России состоит из 4 частей:
1. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;
2. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3. Обязательное медицинское страхование;
4. Обязательное пенсионное страхование.
Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:
1. Фонд обязательного социального страхования (ФСС)
2. Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
3. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)
Среди основных функций:
1. Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
2. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
3. Контроль над рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.
Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 года, а 29 июля 1998 года вместо него принят устав Фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам.
Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.
Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.
Создан 1 января 1991 года совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года.
Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом (скачать) Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.
Бюджет Фонда и отчет
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
Налоговые доходы:
— единый социальный налог — по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ;
— доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
1. налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5 %;
2. налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5 %;
3. минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 20 %;
— единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5 %;
— единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4 %;
Неналоговые доходы:
— страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ;
— доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ;
— штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
— безвозмездные поступления;
— межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ;
— прочие поступления. Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ
Одним из видов обязательного социального страхования, осуществляемого в Российской Федерации, является обязательное медицинское страхование.
Участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Фонд социального страхования РФ составляет около 1,1 % ВВП.
Он включает 88 региональных и 14 отраслевых отделений, более 500 филиалов. Более 70 % средств фонда находятся в распоряжении страхователей (предприятий и организаций), социальные пособия составляют 65 % его расходов, средний уровень пособий по временной нетрудоспособности равен 80 % заработной платы.
Многие другие пособия зависят от размера минимальной заработной платы, что и определяет их низкий уровень.
Важная проблема Фонда социального страхования связана с отсутствием закона, регулирующего его деятельность и функции.
Дело в том, что функции данного фонда в системе социального страхования близки к функциям фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) РФ.
Все эти фонды связаны с одними и теми же видами социальных рисков — заболеваемостью и временной нетрудоспособностью.
Доходы фондов
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей и других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Сбор и контроль за поступление обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Фонды имеют собственные бюджеты независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды.
В случае дефицита бюджетов фондов, недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.
Страховые взносы не являются налогом, поскольку они возмездны, то есть возвращаются застрахованным лицам в виде социальных пособий, медицинских услуг и пенсий (при наступлении страхового случая).
Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий. А также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.
Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами.
Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды.
В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.
Случаи, когда взносы не уплачиваются
Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:
1. Суточные — при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат;
2. Материальная помощь в любом размере:
— в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители);
— в случае стихийного бедствия, теракта;
— в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтвержденного справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее);
— рождение, усыновление, удочерение детей — не более 50 000 рублей на одного ребенка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события;
— на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно);
Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):
1. При медицинском страховании работника более года:
— взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС);
— взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую;
— страхование жизни работников;
— страхование вреда здоровью работников;
— платежи по негосударственному пенсионному страхованию.
Основные расходы фондов
Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
1. Выплаты пособий по больничным листам
2. Выплаты пособий в связи с материнством:
— по беременности и родам
— при рождении ребенка
— по уходу за ребенком до полутора лет
3. Финансирование санаторно — курортного лечения и отдыха
4. Выплаты в связи с инвалидностью
5. Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно — ортопедические изделия
6. Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь
7. Выплаты пенсий пенсионерам
Администрирование страховых взносов
С 1 января 2010 года ПФР и его территориальные органы приняли на себя контроль над правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а также взносов, поступающих в Фонд социального страхования.
Пенсионный фонд также осуществляет зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.
(Карточка индивидуального учета взносов (скачать))
Обнаружив факт излишней уплаты страховых взносов, территориальный орган Пенсионного фонда, обязан сообщить об этом страхователю в течение 10 дней.
В свою очередь, страхователь может написать заявление о возврате излишне уплаченных сумм (скачать) в орган Пенсионного фонда, чтобы зачесть эти излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей.
Однако Пенсионный фонд вправе принять решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения пеней или штрафов.
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у страхователя задолженности осуществляется только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате этой суммы страхователь может подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Органами Пенсионного фонда будут проводиться камеральные и выездные проверки плательщика (скачать можно в конце статьи) страховых взносов.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам.
Выездная проверка проводится территориальным органом ПФР по месту нахождения организации. Выездная проверка проводится не чаще одного раза в три года и длится не более двух месяцев.
Документы по камеральным и выездным проверкам плательщика:
- ПРИКАЗ от 7 декабря 2009 г. N 957н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА УПЛАТОЙ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
- акт выездной проверки ПФР, прил 25 ф 17
- акт камеральной проверки ПФР, прил 22 ф 16
- акт о воспрепятствии доступу должностных лиц, прил 19 ф 13
- постановление о взыскании за счет имущества ПФР, прил 3
- решение о взыскании страховых взносов за счет денежных средств ПФР, прил 1
- решение о возобновлении выездной проверки, прил 16 ф 11
- решение о привлечении к ответственности ПФР, прил 29 ф 19
- решение о приостановлении выездной проверки, прил 15 ф10
- решение о проведении выездной проверки ПФР, прил 13
- решение о продлении об отказе в продлении сроков представления документов, прил 21 ф 15
- решение об истребовании необходимых документов, прил 28 ф 18
- решение об отказе в привлечении к ответственности ПФР, при 31 ф 20
- справка о выявлении недоимки ПФР, прил 5
- справка о проведенной выездной проверке ПФР, прил 17 ф 12
- требование о представлении документов, прил 20 ф 14
- требование об уплате недоимки ПФР, прил 7
- требование о представлении необходимых пояснений или внесении исправлений, прил 12 ф 8
- требования к акту выездной проверки, прил 27
- требования к составлению акта камеральной проверки, прил 24
- уведомление о вызове плательщика, прил 11
- уточненное требование об уплате недоимки ПФР
Свежие комментарии