Более всего способствует росту спроса на курьерские услуги в Москве развитие «хай-тека». Есть курьерские службы, которые специализируются только на доставке товаров отечественных Интернет-магазинов (к примеру, «Скороход», обсуживающий магазины холдинга eHouse) либо только на доставке счетов сотовых операторов (к примеру, «Дита», распространяющая счета МТС, а также ее корпоративный журнал).
Структура конкуренции
Интерес в развитии курьерского бизнеса состоит, кроме всего, и в том, что это услуга может выполняться людьми с относительно невысокой квалификацией или вообще без оной. Так что налицо экономия на зарплате. При этом выбор курьерских служб невелик, и цена доставки остается высокой. К тому же услугами российской почты — самой мощной в России доставочной структуры — многие коммерческие структуры предпочитают не пользоваться из-за медлительности и отсутствия надежности.
Задумывая открыть курьерскую службу, надо сначала осознать, с кем придется конкурировать.
Как известно, есть почтовые службы, которые работают по правилам, утвержденным Международной почтовой конвенцией. Согласно этим правилам, вес отправления не может превышать 31,5 кг, а отправление стоимостью меньше 100 долларов не облагается пошлиной. И есть экспресс-перевозчики, работающие по грузовым правилам, — они могут доставлять очень тяжелые, до нескольких тонн, грузы, но отправления их клиентов облагаются пошлиной вне зависимости от стоимости самого отправления.
Многие наши курьерские службы хотели бы получить лицензии на почтовые перевозки. Однако сделать это сложно — в Конвенции четко определено, кто является национальным почтовым оператором. У нас единственным негосударственным оператором такого рода является «Гарантпост», стать конкурентом ему лучше и не пытаться. Поэтому имеет смысл говорить о выходе на рынок экспресс-перевозок по стране или по одному городу либо об открытии фирмы по доставке корреспонденции в пределах города. Кстати, активная региональная экспансия московских GSM-операторов вскоре приведет к необходимости создания небольших курьерских служб и в регионах.
Сегодня на российском рынке представлен широкий спектр компаний, оказывающих курьерские услуги. Это, во-первых, «большая четверка» (DHL, TNT, UPS, FedEx), прямым конкурентом «частникам» не являющаяся, так как ее цены выше, чем у российских компаний, по меньшей мере? в два раза. Доля международных «монстров» на рынке курьерской доставки в России составляет порядка 30%. Во-вторых, российские операторы европейских компаний типа упомянутого «ЕМС-Гарантпоста». И, наконец, национальные курьерские службы и небольшие компании, доставляющие корреспонденцию исключительно в пределах одного города, скажем, Москвы, и области — таких, по некоторым оценкам, на сегодняшний день существует около 30. Новые бизнесы могут реально конкурировать только с игроками, оперирующими за пределами первой и второй групп, причем легче всего оценить порог выхода на рынок курьерской связи в отдельно взятой столице России. В случае доставки товаров тяжелее, чем книги и CD (имеется в виду компьютерная и офисная техника), — это стоимость 10— 40 автомобилей плюс аренда (офис, гараж, небольшой склад) и зарплата. Примерно такой же уровень начальных вложений и постоянных расходов предстоит осуществить желающим доставлять пиццу, суши или другую «кулинарию». В случае доставки корреспонденции и журналов новой компании потребуются один-два автомобиля, аренда офиса из двух больших комнат плюс зарплата.
Если вы оказываете услуги доставки, при которых клиенты предпочитают расплачиваться непосредственно с курьером, принесшим покупку, требуется банковская лицензия на подобные операции. Лицензия эта настолько недешева и непроста в получении, что, к примеру, курьерские службы подавляющего большинства российских Интернет-магазинов ее не приобретают и работают незаконно.
В российских службах 40% клиентов составляют частные лица, иностранные перевозчики обслуживают почти исключительно юридических лиц (90%). Однако с учетом того, что российский рынок курьерских услуг далек от окончательного формирования, эти проценты могут и неизбежно будут меняться уже в самом ближайшем будущем.
Курьерская служба в цифрах
Цены на курьерские услуги различаются в 2-5 раз и зависят от срока доставки, объема заказа и веса груза.
Теперь попытаемся обрисовать с помощью цифр самый соблазнительный вариант небольшой курьерской службы — доставка легкой корреспонденции богатого постоянного заказчика, например, счетов за мобильную связь от одного из ведущих операторов.
По оценкам игроков этого рынка, сегодня минимальная сумма стартового капитала, необходимого для создания небольшой курьерской службы для обслуживая нескольких Интернет-магазинов, составляет не более 3—5 тысяч долларов.
Курьер по доставке счетов сотового оператора в пределах МКАД получает без учета налога 0,2 доллара за доставку счета и 0,06 доллара за рекламный журнал (Солнцево, Зеленоград и Митино оплачиваются несколько дороже). При этом клиент платит за получение счета ровно 1 доллар. Таким образом, при марже 75-80% и 75 тысячах счетов (наиболее типичная доля, выпадающая на одну фирму) — это почти 60 тысяч долларов прибыли на одну доставку. Три таких доставки в месяц дают прибыль 180 тысяч. И это с учетом того, что бизнес делается на конкурентном рынке — каждый сотовый оператор сотрудничает с несколькими курьерскими службами на одних и тех же территориях. Кроме зарплаты курьеров, из указанной прибыли вычитаются также зарплата штатным сотрудникам (два-три человека), стоимость формы курьеров (обычно это дешевая болоньевая ветровка с фирменной символикой), аренда, налоги и такая, на первый взгляд, архаика, как отчисления «крыше».
Счета на мобильную связь должны быть доставлены в течение четырех дней со дня их выставления. Поэтому другой источник прибыли — это более быстрая экспресс-доставка (в идеале — до трех часов). И, наконец, выгодны тяжелые конверты, доставка которых оценивается по весу. Иногда можно подработать распространением рекламы вместе со счетами, правда, если ранее владельцы сотовых телефонов считались очень привлекательной целевой группой с доходом выше среднего, то сейчас зачастую это совершенно не так.
Кстати, для экспресс-перевозчиков, работающих в масштабах страны или всего мира, возможны еще несколько дополнительных услуг: страхование, таможенное оформление и складирование грузов, предоставление информации о местонахождении груза. Однако вернемся к случаю доставки счетов.
Курьерская специфика
Оплата проездных документов курьерам не предусмотрена. Впрочем, удобно, что основная их часть — пенсионеры и студенты, которым такая льгота и не нужна. Курьеры работают на договоре, предусматривающем пенсионные отчисления, но не оплату больничных и отпускных. Однако, укладываясь при хорошем навыке в 6 рабочих дней в месяц и получая вознаграждение не менее 200 долларов на сотрудника (а в пределе — при семейном подряде, когда, скажем, муж и жена помогают друг другу, — до 500 долларов), курьеры, как правило, сохраняют лояльность компании. Текучесть кадров наблюдается только среди тех, кто обслуживает спальные районы, где квартиры и офисы абонентов расположены не так плотно, как в центре.
На менее выгодные работы за сто долларов в месяц при работе каждый день курьеров следует набирать, давая объявление в «Из рук в руки», тогда это удается сделать весьма быстро. Другой вариант — расклейка объявлений о найме курьеров в городских ВУЗах. Практика показывает, что поиск курьеров на веб-ресурсах типа Job.ru совершенно не эффективен — пользователи Интернета достаточно обеспечены, чтобы соглашаться на низкооплачиваемую работу, требующую, к тому же, проводить целый день в беготне по городу.
Для быстрого разрешения возникающих проблем, из которых самой простой является повторная доставка, — хозяев не оказалось дома, и курьер вынужден приезжать повторно, — требуется подготовить и заставить подписать документ «Обязанности курьера».
Если бизнес планируется открывать в Москве, то можно ориентироваться на обслуживание электронных магазинов, так как почти 9/10 всех покупок в них осуществляются жителями столицы (скажем, в Москве находятся 90% покупателей магазина 24×7 и 30% покупателей «Болеро»). Ряду владельцев развивать собственную службу для доставки товаров по России кажется неразумным — они считают, что этот бизнес лучше отдать профессионалам.
Ложка дегтя заключается в том, что изначально электронная коммерция была придумана с учетом возможностей крупнейших перевозчиков типа TNT и DHL, а не для многострадальной российской почты, поэтому в российских условиях интернет-магазины — не самые надежные партнеры. Игроки курьерского рынка с этим, впрочем, не согласны — в компании «Зест Экспресс» «Бизнес-журналу» сказали, что ежедневно получают по несколько звонков с предложениями от российских интернет-магазинов, работать с которыми «очень выгодно». Миф о том, что магазины предпочитают работать с курьерскими службами, в «Зест Экспресс» также опровергают: «При эксклюзиве порог окупаемости очень высок: намного больше 100 доставок в день. Никто не пойдет на такие условия».
Существует проблема с персоналом самой обслуживающей курьерской службы. Количество заказов, которые может выполнить курьер в один день, ограничено. Соответственно, ограничивается и размер его вознаграждения, что приводит к очень большой текучести кадров.
Постоянное обучение персонала в этих условиях обходится дорого. К примеру, студенты не планируют держаться за подобную низкооплачиваемую работу, поэтому не пытаются соблюдать множество обязательных требований к сотруднику. В питерских интернет-магазинах даже бывали случаи, когда студенты исчезали вместе с полученными за заказ деньгами (а ограничение на оплату курьеру наличными неудобно, с точки зрения покупателя, и способно порушить и без того хилый бизнес большинства российских онлайновых магазинов). Основные недостатки студентов — легкомыслие, чрезмерная коммуникабельность, зачастую приводящая к утечке служебной информации, и общее нежелание вести себя как вышколенный работник сервиса, то есть произносить отрепетированные маркетинговые формулировки.
Пожилые люди более ответственны и надежны, но, естественно, не все из них расторопны и способны доставлять тяжелые предметы.
На колесах
Совершенно другая ситуация с курьерскими компаниями, имеющими парк автомобилей. Налицо как явные, так и не слишком очевидные дополнительные расходы и проблемы: необходимы собственно транспортные средства, нужно платить за бензин и техническое обслуживание, в конце концов, сами курьеры должны обладать, помимо прочего, водительскими правами и опытом вождения — все это существенно увеличивает себестоимость услуги. По разным данным, уровень рентабельности курьерской службы с 10 автомобилями достигается при 40—60 заказах в день, что крайне высоко. Это, однако, не останавливает предпринимателей — на улицах Москвы все больше «курьерских» автомобилей «Ока» с логотипами пиццерий и японских ресторанов. Выбор «Оки» не случаен — это самый дешевый автомобиль на российском рынке. В «Зест Экспресс», между тем, уверяют, что парк автомобилей — совершенно необходимое условие для «уважающей себя курьерской компании».
Высокую стоимость автомобильной доставки пытаются «урезать» и другими способами. Так, сеть ресторанов японской кухни «Якитория» доставляет только заказы, цена которых превышает 800 рублей. Пиццерия «Сбарро» и некоторые другие рестораны ограничивают зону доставки несколькими прилегающими районами, что сокращает продолжительность каждого выезда.
Другое серьезное препятствие на пути развития этого направления курьерского бизнеса — пробки, ежедневно парализующие центральные улицы Москвы и делающие невозможной доставку заказов в самое «горячее» обеденное время. Компания, которая сможет решить эту проблему, непременно завоюет не только долю рынка, но и потребительскую лояльность. Возможно, будет иметь смысл воспользоваться западным опытом, где для срочной доставки пиццы курьеры используют мопеды и «скутеры», легко проскальзывающие через любые транспортные заторы — так, например, оперирует крупная европейская сеть Pizz@Home.
В любом случае российский рынок курьерских услуг в его нынешнем состоянии хорош еще и тем, что дает игрокам заметные возможности для экспериментов.
Свежие комментарии