Бизнес-план — это планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации, дает возможность разобраться в перспективах, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции и оценивать прогресс своего бизнеса.
Описание филиала «Автобусный парк № 2»
Филиал «Автобусный парк № 2» г. Минска является структурной единицей КТУП «Минсктранс», и представляет собой автотранспортное предприятие, которое осуществляет пассажирские автобусные перевозки в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении, а также оказывает услуги по техническому обслуживанию, ремонту и техническому осмотру транспортных средств юридическим и физическим лицам.
Цель деятельности
Целью деятельности филиала «Автобусный парк № 2» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на:
- извлечение прибыли
- удовлетворение потребностей населения в пассажирских автобусных перевозках
- увеличение объемов перевозок
- удержание занятой ниши на рынке перевозок
- поиск и исследование новых направлений и видов деятельности из разрешенных уставом предприятия и существующим законодательством
- поиск новых заказов
Анализ рынка
Для анализа рынка приведем экономические показатели филиала «Автобусный парк № 2» за 2007 и 2008 год в таблице.
| Вид деятельности | Доходы, тыс.руб. | Расходы, тыс.руб. | Налоги, тыс.руб. | Рентабельность | Прибыль, убытки |
| Перевозки | 23614503,3 | 29873893,3 | 3192430,2 | -20,3 | -6049820,0 |
| Межгород | 13923621,6 | 17091134,8 | 2477360,5 | -30,7 | -5244873,7 |
| Меж/народ | 3382133,3 | 3273359,6 | 101463,8 | 0,2 | 7309,9 |
| Пригород | 2903887,4 | 6976446,5 | 87116,6 | -16,6 | -1157675,5 |
| Почасов. | 3404861,0 | 2532952,4 | 526489,3 | 13,6 | 345419,3 |
Конкуренты
Основными конкурентами филиала «Автобусный парк № 2» КТУП «Минсктранс» являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием услуг по перевозке пассажиров на международных маршрутах в регулярном и нерегулярном сообщении автобусами категории М3.
Успех в конкуренции с другими перевозчиками может быть достигнут благодаря достижению следующих целей:
-
обновление подвижного состава за счет автобусов МАЗ-251, МАЗ-152 или других комфортабельных автобусов, что обеспечит высокий уровень качества обслуживания пассажиров. Это можно сделать как за счет собственных средств, так и с помощью кредитов и инвестиций.
-
обеспечение надежности и безопасности транспортных средств.
-
создание комфортных условий для пассажиров: наличие кондиционеров, радио, видео, кофеварки, мягких откидных сидений и туалета.
Практика работы на международных и междугородних маршрутах показывает, что использование автобусов высокой комфортности позволит предприятию сохранить лидирующие позиции в этих видах перевозок:
-
увеличение скорости движения и сокращение времени стоянок на промежуточных пунктах уменьшит время поездки для пассажиров.
-
соблюдение регулярности движения и строгого расписания.
1.4 Стратегия маркетинга
Учитывая специфику рынка, где работает предприятие, большой потенциал развития заключается в увеличении объема услуг. Однако для достижения этой цели деятельность должна быть эффективной, а уровень обслуживания выше, чем у конкурентов, и соответствовать растущим требованиям потребителей. Филиал «Автобусный парк № 2» стремится к тому, чтобы обеспечить высокую степень удовлетворенности клиентов во время перевозок.
Помимо основной деятельности по перевозке пассажиров, филиал предоставляет дополнительные услуги:
-
введение скидок для различных категорий пассажиров (сезонные, возрастные, групповые поездки, обратные билеты со скидкой до 20%). Цены должны быть справедливыми и учитывать потребности и возможности потребителей.
-
предоставление дополнительных услуг во время поездки, таких как развлечения или удобства.
-
реклама существующих регулярных маршрутов и расписания движения.
-
расширение сети агентов по продаже билетов.
1.5 Производственный план
Транспортный процесс включает в себя перемещение пассажиров, а также все подготовительные и заключительные операции: подачу автобусов, посадку и высадку пассажиров, возвращение автобусов в парк и другие необходимые действия.
Продуктом транспортного процесса является перемещение пассажиров, измеряемое в пассажирокилометрах. Особенностью этого продукта является то, что его невозможно накопить.
Оценка работы пассажирского предприятия зависит от объема перевозок, пассажирооборотом и качеством обслуживания пассажиров.
Объем перевозок (Q) — это количество перевезенных или готовых к перевозке пассажиров за определенный период времени.
Пассажирооборот (P) — это транспортная работа, выполненная или готовая к выполнению за определенный период времени.
Для обеспечения эффективных перевозок пассажиров филиал «Автобусный парк № 2» располагает достаточным количеством автобусов отечественного и зарубежного производства различной вместимости для обслуживания городских, пригородных, междугородних и международных маршрутов.
Из 302 единиц подвижного состава: 283 автобуса произведены на Минском автомобильном заводе.
Производство и техническое обслуживание автобусов представлены в таблице 1.2 по состоянию на 01.05.2009 года:
Таблица 1.2 — Производственная база автобусов по состоянию на 01.05.2009
Марка автобуса | Количество, ед. |
---|---|
МАЗ-103 | 189 |
МАЗ-104 | 26 |
МАЗ-152 | 64 |
МАЗ-251 | 4 |
ПАЗ-4230-01 | 1 |
Ванхол | 1 |
Мерседес-O303 | 2 |
Неоплан-117.3 | 1 |
Ивеко-Еврорайд | 2 |
Ивеко-Еврокласс | 1 |
Сетра-215 | 10 |
Сетра-315 | 1 |
Итого: | 302 |
Как указано в разделе 1.6, более половины автобусов (более 95%) имеют возраст до 10 лет, что свидетельствует о недавнем обновлении подвижного состава.
1.6 Организационный план
Организационная структура управления филиал «Автобусный парк № 2» представлена на рисунке 1.1 в разделе 1.6.
1.7 Юридический план
В 2004 году УП « Автобусный парк № 2» стало филиалом ТКУП «Минсктранс», действуя как обособленное подразделение, не являясь юридическим лицом и функционируя в соответствии с Положением, утвержденным в рамках Устава Предприятия его генеральным директором.
Собственником имущественного комплекса филиала «Автобусный парк № 2» является Минский городской Совет депутатов.
1.8 Описание рисков и страхования:
Риск — это неотъемлемая часть хозяйственной деятельности. В основе классификации рисков лежат определенные признаки: уровень принятия решений (глобальный и локальный), период действия (долгосрочный и краткосрочный) и другие факторы. Риски можно разделить на несколько групп в зависимости от факторов, влияющих на их возникновение: природные явления, научно-технический прогресс, производственно-коммерческая деятельность и т. п. Единственный способ минимизировать возможные потери в таких случаях — оговорить при заключении договоров форс-мажорные обстоятельства, что позволит избежать санкций со стороны партнеров.
Без определения конкретных возможных рисков, их источников и моментов возникновения невозможно оценить будущие потери и принять соответствующие меры страхования.
Забастовки работников транспорта в нашей республике запрещены. Кроме того, заработная плата в филиале «Автобусный парк № 2» не ниже средней по отрасли и выплачивается своевременно без задержек. Вероятность причинения вреда природными явлениями также низка, поскольку Республика Беларусь находится в зоне, не подвержена землетрясениям, цунами и другим подобным явлениям. Однако существует вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. От этого вида риска можно застраховать себя в страховой компании.
В филиале «Автобусный парк № 2» не ведется работа по определению потенциальных рисков, с которыми может столкнуться предприятие, поэтому невозможно разработать эффективную стратегию страхования.
1.9 Финансовый план:
Расчет себестоимости перевозки в автобусном маршруте «Минск — Рига», отправление в 9:10, до и после внедрения новых технологий будет основан на таблице 5.1.
Таблица 1.1 — Показатели работы автобусных маршрутов:
Наименование показателя |
Среднесписочное количество автобусов |
Пробег автобуса за 1 рейс |
Численность водителей |
Объем перевозок пассажиров за рейс |
Объем перевозок пассажиров за год |
Пробег за год |
В результате внедрения новых технологий пробег автобуса за 1 рейс уменьшится, а объем перевозок пассажиров в рамках одного рейса увеличится.
Расчет затрат по статье «Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок»:
В этой статье учитываются расходы на оплату труда водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих, связанных с организацией перевозок, выполнением транспортных работ и предоставлением сопутствующих услуг. В состав заработной платы включены выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам, должностным окладам, а также различные надбавки, доплаты и компенсации.
Заработная плата персонала за один автомобиле-день работы подвижного состава рассчитывается по формуле:
ЗП = ЗПв + ЗПр + ЗПс
где:
ЗПв — заработная плата водителей (ЗПв)
З Пр — заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих (ЗПр)
ЗПс — заработная плата руководителей, специалистов и служащих (ЗПс)
Расчет ЗПв:
Заработная плата водителей определяется по формуле:
ЗПв = Тк * Т1 / Мф * Кзп
где:
Тк — тарифный коэффициент водителя автобуса в зависимости от габаритной длины автобуса (руб.) = 2,85
Т1 — тарифная ставка первого разряда в организации (руб.) = 165000
Мф — расчетная среднемесячная норма рабочего времени, установленная Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для организаций с соответствующим графиком работы (ч. в месяц) = 168,8 ч.
Кзп — коэффициент, учитывающий различные надбавки, доплаты и компенсации к заработной плате водителя:
— за интенсивность труда, работу в вечернее и ночное время, особые условия труда;
— за классность, стаж работы и т. п. (руб.) = 2,3
Мф = 168,8 ч.
Тк * Т1 / Мф * Кзп = 2,85 * 165000 / 168,8 * 2,3 = 6407 руб.
ЗПв г. = ЗПв * Нв
где:
Тн — время в наряде (ч.)
Нв — количество водителей (чел.) = 2 чел.
Дгод — количество рабочих дней в году. Дгод = 254.
ЗПв г. = 6407 * 2 = 12814.
- 254
- 10,48 = 34 112 200 руб.
Заработная плата руководителей, специалистов и служащих определяется по формуле:
ЗПс = ЗПв * Кс
где К — коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящейся на 1 рубль заработной платы водителей. Определяется прямым счетом (если организация занимается только перевозкой), то есть отношением заработной платы руководителей, специалистов и служащих к заработной плате водителей за период, предшествующий расчетному. При осуществлении организацией разных видов деятельности данный коэффициент определяется в соответствии с учетной политикой, принятой в организации, или в следующем порядке:
-
определяется удельный вес выручки от перевозки в общей сумме выручки по организации за период, предшествующий расчетному;
-
определяется сумма заработной платы руководителей, специалистов и служащих, относящаяся на перевозки, умножением удельного веса выручки от перевозки в общей сумме выручки по организации на сумму заработной платы руководителей, специалистов и служащих в целом по организации;
— определяется коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящейся на 1 рубль заработной платы водителей, делением суммы заработной платы руководителей, специалистов и служащих, относящейся на перевозки, на сумму заработной платы водителей за тот же период.
ЗПс = 6407 * 0,70 = 4485 руб.
ЗПс г. = 34112200 * 0,70 = 23 878 540 руб.
Расчет затрат по статье «Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава»:
Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты автомобилей (Sр) определяются по формуле:
Sр = МЗ * Lобщ/1000 * Jпп/100 * Кт
где МЗ — норма затрат на запасные части, узлы, агрегаты и материалы для технического обслуживания и ремонта подвижного состава, тыс.руб. на 1000 км пробега. Определяется в соответствии с Нормами затрат на ТО и Р;
- Jпп — индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения на момент расчета тарифов нарастающим итогом к декабрю 2001 года, %.
Затраты на техническое обслуживание и ремонт также могут определяться на основе норм, утвержденных руководителем организации, но не выше вышеназванных норм, а также по тем маркам подвижного состава, аналогов которых нет в Нормах затрат на ТО и Р.
Sр г. = 126342 * 202263/1000 * 196/100 = 50 086 451 руб.
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих определяется по формуле:
ЗПр = Nзп * Т1 / Мф * Lобщ/1000, руб.
где Nзп — норма затрат на заработную плату ремонтных и вспомогательных рабочих на 1000 км пробега, руб;
Мф — расчетная среднемесячная норма рабочего времени, установленная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на текущий календарный год для организаций с соответствующим режимом рабочего времени, ч.;
Кт — коэффициент корректировки норм затрат в зависимости от типа подвижного состава. Принимается в соответствии с Нормами затрат на ТО и Р.
Заработная плата ремонтных и вспомогательных рабочих также может определяться на основе норм, утвержденных руководителем организации, но не выше вышеназванных норм.
ЗПр = 258,7 * 165000/168,8 * 202263/1000 = 51 147 500 руб.
Заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок по категориям, относимым на 1 год работы:
ЗП = ЗПв + ЗПс + ЗПр = 34112200 + 23878540 + 51147500 = 109 138 240 руб.
Налоги и отчисления от средств на оплату труда производятся в размерах, установленных законодательством, и определяются по формуле:
Осс = ЗП * X/100, руб.
где Х — сумма нормативов налогов и отчислений от средств на оплату труда, 34,5%.
Налоги и отчисления от средств на оплату труда:
Осс = 109 138 240 * 34,5/100 = 37 652 693 руб.
Расчет затрат по статье «Ремонт автомобильных шин»:
Затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин (Sш) определяются по формуле:
Sш = Цш * nш * Nш/100 * Lобщ/1000, руб.
где Цш — цена одного комплекта автомобильных шин (далее — шина), принятая в соответствии с учетной политикой организации без учета налога на добавленную стоимость, руб.;
- nш — количество шин, установленных на автомобиле, ед.;
Nш — норма износа в процентах на 1000 км пробега к стоимости шины.
Определяется в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 27, 8/5171) (далее — Правила эксплуатации автомобильных шин), по формуле:
Расчет затрат на ремонт шин автобуса:
Формула для расчета нормы износа шин:
Nш = 1000 / (Lэ * Kш) * 100%
где Lэ — эксплуатационная норма пробега одной шины до списания, км. Она принимается в соответствии с Правилами эксплуатации автомобильных шин.
Kш — коэффициент, учитывающий условия эксплуатации подвижного состава. Он также определяется в соответствии с вышеупомянутыми правилами.
Нормальная износимость шин автобуса по формуле:
Nш = 1000 / 93000 * 100 = 1,075%
Расчет затрат на ремонт шин:
Sш = 330000 * 6 * 202263 / 1000 * 1,075 / 100 = 4 305 170 рублей.
Расчет затрат на топливо:
Затраты на автомобильное топливо (Sт) рассчитываются по формуле:
Sт = Rт * Цт * Lобщ
где Rт — расход топлива на 100 км пробега, л, в данном случае Rт = 24 л.
Цт — цена 1 л автомобильного топлива без учета налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении. Цт = 1710 рублей.
Lобщ — общий пробег автобуса за период расчета, км.
Sт = 24 * 1710 * 202263 / 100 = 83 008 735 рублей.
Расчет затрат на смазочные материалы и другие эксплуатационные расходы:
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы (Sсм) рассчитываются следующим образом:
Sсм = Sт * Nсм / 100
где Sт — затраты на топливо, рассчитанные выше.
Nсм — норма расхода смазочных материалов и других эксплуатационных средств на 1 рубль затрат на топливо, %. Нормальные значения Nсм для автобуса определяются в соответствии с нормативами ТО и ТР.
Sсм = 83008735 * 5,53 / 100 = 4 590 380 рублей.
Расчет амортизации основных средств:
Амортизация подвижного состава на 1 час использования рассчитывается в зависимости от срока полезной эксплуатации и принятого метода начисления амортизации (линейный или нелинейный). Расчеты проводятся в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации, утвержденным соответствующими министерствами.
Формула для расчета амортизации:
Sам = Sа * Кпф
где Sа — амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава (автомобилей, прицепов, полуприцепов) в рублях.
Кпф — коэффициент, учитывающий сумму амортизации прочих основных средств, приходящуюся на данный вид перевозок. Он рассчитывается аналогичным образом, как и коэффициент Кс, который отражает соотношение заработной платы руководителей и специалистов к заработной плате водителей.
Сумма амортизационных отчислений:
Зам = Лобщ * СА * НА / (100 * 1000)
где Лобщ — общий пробег автобуса за период расчета, км.
СА — балансовая стоимость автобуса в рублях.
НА — норма амортизационных отчислений.
Зам = 202263 * 225500000 * 0,17 / (100 * 1000) = 77 537 520 рублей.
Расчет общехозяйственных расходов:
Общегospodарные расходы (накладные затраты) без учета налогов и фонда заработной платы административно-управленческого персонала, включенного в общий фонд оплаты труда, рассчитываются следующим образом:
Sн = ЗПв * Ков или Sн = ЗПх * Коп
где ЗПв — общая сумма заработной платы водителей за период расчета.
ЗПх — общая сумма заработной платы персонала по организации и осуществлению перевозок.
Ков и Коп — коэффициенты, отражающие общехозяйственные расходы на 1 рубль заработной платы водителей и персонала соответственно. Они рассчитываются аналогичным образом, как и коэффициент Кс для руководителей, специалистов и служащих.
Расходы на общий хозяйственный учет в данном случае зависят от заработной платы водителей и представлены следующим образом:
Расчет общих расходов
- Кв = 34 112 200 руб. (общие расходы)
- n = 0,8 (фактор умножения)
- Сн = Кв * n = 27 289 760 руб. (расходы после применения коэффициента)
Расчет налогов и платежей
Экологический налог за выбросы в атмосферу вредных веществ от передвижных источников рассчитывается по следующей формуле:
— Пт = 48543 л (потребность в топливе)
— с = 0,840 кг/л (усредненная плотность топлива)
— Сэн = 92120 руб/тонну (налоговая ставка за тонну сожженного топлива)
— n = 1,19 (повышающий коэффициент)
— Налоги и платежи = Пт * с * Сэн * n = 4253760 руб. (общие налоги и платежи)
Прочие расходы
Прочие расходы включают в себя:
— Командировочные расходы водителей, которые зависят от дней пребывания на территории иностранного государства (n — количество дней), норм суточных (N — сумма суточных) и расходов по найму жилья при командировании (Nкв).
— Суточные = 53750 руб/день * n дней = 268750 руб (расходы на проживание)
— Дорожные расходы = 491250 руб (Расчет дорожных расходов не представлен, но они включены в прочие расходы)
— ** перевозочные документы**, которые также включают в себя расходы на документацию и другие необходимые бумаги.
Расчет себестоимости
Себестоимость рассчитывается по всем статьям расходов:
| Статья расходов | До внедрения (млн руб.) | После внедрения (млн руб.) | % от общего объема расходов |
|—|—|—|—|
| Заработная плата | 107,7 | 109,1 | 24,4% |
| Отчисления в ФСЗН | 38,9 | 37,6 | 8,8% |
| Топливо | 89,6 | 83,0 | 20,3% |
| Смазочные и прочие эксплуатационные материалы | 5,3 | 4,6 | 1,2% |
| Восстановление износа и ремонт шин | 4,9 | 4,3 | 1,1% |
| Техническое обслуживание и ремонт | 45,9 | 50,1 | 10,4% |
| Амортизация | 82,6 | 72,4 | 18,7% |
| Надбавки и доплаты сотрудникам | 30,9 | 27,3 | 7,0% |
| Налоги и платежи, включаемые в себестоимость | 4,9 | 4,5 | 1,1% |
| Прочие расходы | 30,9 | 27,3 | 6,5% |
| Итого | 441,6 | 420,2 | 100,0% |
Графическая интерпретация
Графическая интерпретация расчета затрат представлена на рисунках 5.1 и 5.2:
— Рисунок 5.1 — Структура затрат до внедрения совершенствования (маршрут Минск — Рига, отправление в 9.10)
— Рисунок 5.2 — Структура затрат после внедрения совершенствования
Расчет доходов и прибыли
Доходы рассчитываются как отношение стоимости услуг к их количеству:
— До внедрения:
— Доходы = Стоимость услуги * Количество = 49170000 руб (при условии, что стоимость услуги равна сумме себестоимости)
— Налог на добавленную стоимость (НДС) = 18% от доходов = 865230000 руб
— После внедрения:
— Доходы = Себестоимость * Коэффициент рентабельности / (1 + коэффициент рентабельности) = 420200000 руб
— НДС = 18% от доходов = 756720000 руб
— Прибыль = Доходы — Расходы:
— До внедрения: 491700000 — 441600000 = 50100000 руб
— После внедрения: 756720000 — 683820000 = 72900000 руб
Таким образом, экономический эффект достигается за счет сокращения переменных расходов на выполнение транспортных операций и капитальных вложений. Минимум издержек обеспечивается при уменьшении общего пробега автомобилей за счет применения рациональных маршрутов.
Установление тарифов на проезд пассажиров в международных автобусных маршрутах основано на расчете материальных затрат, где стоимость услуг делится на соответствующий объем транспортной работы (количество перевезенных пассажиров или километров). Тарифы утверждаются руководителем предприятия.
Для маршрута Минск — Рига отправлением в 9.10 до внедрения:
— Доходы от перевозки пассажиров = 49170000 руб
— Налоги на добавленную стоимость (НДС) = 865230000 руб
— Итоговая прибыль = 50100000 руб
После внедрения:
— Доходы от перевозки пассажиров = 756720000 руб
— НДС = 756720000 * 0,18 = 1360092000 руб
— Итоговая прибыль = 72900000 руб
Свежие комментарии