Сегодня ситуация на рынке молочных продуктов сложилась таким образом, что спрос значительно превышает предложение. И это несмотря на большое количество предприятий, задействованных в производстве молока.
Необходимость импортозамещения привела к увеличению спроса на товары отечественного производства и повлияло на то, что государство сегодня оказывает поддержку небольшим фермерским хозяйствам, занятым в производстве молока. Поэтому бизнес план открытия коровьей фермы на 10 голов может стать отличным средством получения дохода.
Обзор молочной отрасли в стране
Молоко относится к товарам первой необходимости. Спрос на него остается стабильным и в случае кризиса, и при уменьшении дохода. При этом альтернативные товары, например, козье молоко, имеют мало шансов на смещение основного объекта спроса.
До 2000 года объемы производства молочной продукции уменьшались, и только к 2015 году опять стал наблюдаться рост производительности. В это же время наметилась интересная тенденция – на рынке увеличился объем мелких производств, которые по скорости развития обогнали крупные молочные заводы.
В 2015 году потребление молока в России составило 230 кг на 1 человека в год. Этот показатель в 2 раза меньше рекомендуемой нормы. Но в целом по оценкам экспертов наблюдается положительная тенденция, и спрос увеличивается на 2,5% ежегодно.
Также в России существует недостаток производства собственных сыров и других молочных продуктов.
Очередной «рывок» молочного бизнеса стал наблюдаться после ввода торгового эмбарго. Основным импортером на данный момент является Беларусь. Государство начало активно поддерживать фермеров в рамках программы «Развитие молочного животноводства».
Поддержка и кредитование молочного производства
Поскольку существует огромный спрос на молоко у населения, а организация производства молока требует больших затрат, министерство сельского хозяйства оказывает посильную поддержку предпринимателей по 3-ем различным направлениям.
- частичное возмещение расходов по бизнес-проектам – возмещается до 40% затрат, понесенных на приобретение нового оборудования для модернизации и до половины стоимости от покупки новых высокопродуктивных пород коров;
- субсидия на литр проданного молока (только высшего качества) – нужно подавать дотацию в местный отдел администрации;
- субсидирование части кредита при оформлении банковского займа для начала бизнеса (только в аккредитованных банках) – федеральный бюджет покрывает до 100% ставки рефинансирования, региональный – 3% от взятой суммы.
Распределение субсидий зависит от того, в каких регионах находится больше или меньше производственных предприятий. Решая, где именно открывать бизнес рекомендуется изучить данные официальной статистики.
Организация бизнеса
Еще на этапе зарождения идеи молочного бизнеса необходимо продумать и просчитать все возможности и риски и учесть все факторы, которые могут повлиять на успех предприятия.
Далее нужно получить разрешения:
- госпожнадзора;
- ветеринарной службы;
- росприроднадзора.
Для реализации продукции понадобится также получить сертификаты, подтверждающие ее качество.
Покупка участка строительство фермы
Невозможно заниматься разведением молочных коров без участка земли, где разместится коровник, хозяйственные здания, загон для скота на свежем воздухе и помещение для хранения инвентаря и техники. Поэтому первым делом нужно приступить к поиску подходящего земельного участка. В идеале рядом с ним будет находиться пастбище и естественный водоем. Площадь территории – от 1 км 2 .
Требования, предъявляемые к коровнику:
- наклонный пол со стоком навоза;
- побеленные или оштукатуренные стены;
- система вентиляции;
- наличие водопровода, электричества и системы центрального отопления (температура в коровнике не должна опускаться ниже 12 градусов);
- 20 м2 свободного пространства для 1 коровы и 10 м2 для теленка.
Заранее подумайте о возможности расширения молочного бизнеса в будущем. Возможно, приобрести участок чуть больше сразу, чем искать способы решить эту задачу в дальнейшем.
Кровник должен состоять из 4 отделов:
- содержания сухостойных коров;
- отела;
- осеменения;
- производства молока.
Покупка животных
Приобретение коровы обойдется в крупную сумму. Поэтому специалисты рекомендуют сразу же покупать высокопродуктивные породы. Несмотря на большие изначальные затраты, это окажется выгодным в дальнейшем. Начать можно со стада в 1 коров. Рекомендуется приобретать нетелей, поскольку они способны приносить доход сразу же, в отличие от молодняка, который придется растить на протяжении года для получения первых надоев. Стоимость будет варьировать от 20 до 80 тысяч в зависимости от породы и возраста.
Для получения молока лучшими считаются:
- голландская;
- холмогорская;
- черно-пестрая;
- голштинская.
Необходимое оборудование
Этот раздел также составляет внушительную статью расходов. Однако на начальном этапе достаточно приобрести то, без чего обойтись невозможно:
- доильные установки для добровольной автоматической дойки;
- линия кормления;
- поилки;
- станок для ухода за копытами;
- системы подогрева воды;
- танк для охлаждения молока;
- вспомогательное оборудование (бидоны, ведра, вилы, лопаты);
- оборудование для родильного отделения.
Однако для небольших семейных ферм с 10-15 коровами, приобретение оборудования необязательно
С развитием бизнеса можно будет приобрести устройства для пастеризации и производства молочных продуктов – кефира, творога, сметаны и масла.
Персонал
Не обойтись в бизнесе по производству молока без доярок и людей, которые будут обслуживать коровник – подавать корм и воду, убирать стойла. Для фермы из 10 коров можно обойтись своими силами. Для поголовья от 50 голов необходимо минимум 4 работника для посменного выхода.
Услуги бухгалтера и ветеринара на этом этапе можно перевести на аутсорсинг. Владелец бизнеса при наличии соответствующих знаний также можно самостоятельно вести бухгалтерию.
Ветеринарное обслуживание
Услуги ветеринара потребуются даже если ваше поголовье будет абсолютно здорово. Необходимо регулярно проводить плановые осмотры, осуществлять мероприятия по профилактике различных болезней. Также ветеринарная служба выдает сертификаты о качестве продукции.
Каналы сбыта
Договора на продажу молока должна быть заключены еще на старте бизнеса. Молоко – скоропортящийся продукт. К тому же, длительное хранение не улучшает его качество. Связывайтесь с перерабатывающими заводами для поставок. Небольшое фермерское хозяйство может реализовывать молоко на рынке. Также можно предложить сотрудничество кафе, ресторанам и столовым – они используют молоко как сырье для приготовления многих блюд, а оптовая закупка на ферме для них может оказаться выгоднее магазинной при более высоком качестве продукции. То же можно сказать об учреждениях здравоохранения и образования.
Варианты производства молочной продукции
Если производство свежего молока крупное, есть смысл подумать о создании бренда и начале производства молочных продуктов. При грамотной рекламе это может принести неплохой доход, однако требует также больших затрат. Даже производство пастеризованного молока подразумевает наличие специального помещения и технологов, обладающих специальными знаниями.
Технология производства молока
Полноценная технология по производству молока включает в себя также уход и содержание животных, а также дальнейшее разведение скота. Разница заключается в технологии доения, которая может быть привязной с доением в стойле и за его пределами, а также беспривязной. Последний способ наиболее дорогой, поскольку подразумевает использование дойных аппаратов. Их приобретение обойдется недешево, однако позволяет сильно автоматизировать процесс, а значит, меньше затрат на сотрудников.
Если фермерское хозяйство намерено заниматься переработкой молока, процесс будет более сложным. Его основные этапы (при условии, что уже получено молоко от коров):
- Очистка молока с помощью центробежного сепаратора, где от него отделяются сливки, чтобы в последующем добавлять в зависимости от требуемой жирности.
- Пастеризация для очистки молока от посторонних примесей.
- Гомогенизация для растворения капелек жира в молоке.
Также можно наладить упаковку готового продукта по картонным или пластиковым пакетам и штамповка даты годности и даты изготовления. Однако для небольшого бизнеса это не будет актуально в начале деятельности.
Расчеты затрат доходов и окупаемости
Подсчет рентабельности и прибыльности молочного бизнеса зависит от многих факторов, в частности, количества голов, размера участка и продукта производства.
Средним по масштабам считается бизнес по производству молока в 50 голов. В грфу начальных инвестиций нужно включить разделы:
- аренда участка и оборудование фермы с проведением всех необходимых коммуникаций – 5,5 млн. р.;
- покупка оборудования – 3 млн. р.;
- закупка молодняка – 4 млн. р.;
- оформление документов – около 50 тыс. р.
Получаем, что минимальные инвестиции для фермы в 50 коров составят минимум 12,5 млн. р.
Расходы
Сюда относятся ежемесячные затраты (первый месяц можно прибавить к начальным инвестициям):
- заработная плата 4 работников и налоги – около 150 тыс. р. ежемесячно;
- аренда пастбищ – около 30 тыс. р. ежемесячно 9но не в течение всего года);
- заготовка или закупка кормов – 35 тыс. р. (включая сено и концентрированные корма);
- услуги ЖКХ – 30 тыс. р.;
- соль – около 1500 р.;
- расходы на ветеринара и лекарства, а также иные возможные издержки – 10 000 р.;
Ежемесячный расход на ферму с 50-ью животными составит примерно 250-300 тыс. р. Чтобы немного сэкономить рекомендуется закупать все, что возможно оптом на более длительный срок. Например, сено и корма. Если есть возможность, сено рекомендуется заготавливать самостоятельно. Это будет особенно актуально для бизнеса с большим поголовьем.
Доходы
Рассчитаем, сколько можно заработать на таком бизнесе в год. С учетом того, что одна корова дает в год порядка 5000 литров молока, от 50 животных получится 250 000 литров молока. При реализации сырого молока стоимость за литр составит порядка 20 рублей. Соответственно в год получается 5 млн. р. чистой прибыли только от продажи молока.
Однако прибыль бизнеса со временем может увеличиваться, а издержки уменьшаться. Можно постепенно увеличивать поголовье, а также автоматизировать производство, начинать производить собственные продукты.
В заключение
Молочный бизнес подойдет только тем бизнесменам, которые не стремятся к быстрой окупаемости, имеют опыт в сельском хозяйстве и готовы скрупулезно составлять бизнес-план и организовывать деятельность.
Несмотря на высокую конкуренцию, спрос позволяет появляться новым предприятиям на рынке, которые смогут найти свою нишу. В долгосрочной перспективе молочный бизнес выглядит очень прибыльным делом.
Свежие комментарии