Рынок общепита вакантен
За исключением дорогих бизнес-центров и зданий бывших НИИ, где сохранились столовые, картина довольно безрадостная: обильно пахнущая лапша «Доширак», домашние бутерброды, растворимый кофе и прочие спутники нездорового рациона.
Национальный фольклор в офисном обиходе
Кто не работает — тот не ест. Национальный фольклор в офисном обиходе выглядит форменным издевательством. Ведь нередко дело обстоит с точностью до наоборот.
Кейтеринг: мировой рынок и Россия
Мировой рынок кейтеринга ежегодно растет на 13% (Deutsche Bank оценивает его емкость более чем в 70 миллиардов долларов). В России показатели роста еще выше: 30-40%.
Результаты исследования
Результаты прошлогоднего исследования кейтеринговой фирмы «Бризоль» говорят о том, что услугами по доставке обедов в офисы хотя бы раз пользовалось неболее трети московских компаний.
Российские операторы
Российские операторы уверены: как только представления наших работодателей о соцпакете приблизятся к западным, рынок ускорит свое развитие.
Пионеры кейтеринга в России
Пионерами кейтеринга в нашей стране был и французы. Учрежденная в середине 60-х в Марселе компания Sodexho в 1993 году добралась до Москвы и Санкт-Петербурга.
Результаты прошлого года
Результаты прошлого года с Sodexho был подписан контракт на обслуживание персонала российского завода по производству холодильников «Стинол». На дотацию обедов предприятие выделило миллион долларов.
Российские компании
Некоторые предприниматели развивают сразу оба направления. Именно так поступает Олег Лабанов, хозяин 1991 Лоб.О: «О ресторанном кейтеринге можно сказать, что это — короткие деньги». Он ярче, красивее и быстрее.
Официоз: еда на колесах
Становление кейтеринга
Раньше обеды от профессиональных поставщиков заказывали в основном иностранцы, но со временем к услугам кейтеринга приобщились все больше российских клиентов. Среди них не только крупные компании уровня «Сбербанка» или «Сибнефти», но и обычные юрлица. Ставку на отечественных предпринимателей сделали в компании «Бризоль». Ее клиентура включает как небольшие, так и очень крупные организации. Директор по маркетингу и продажам Тамара Решетникова объясняет:
«В первую очередь, мы нацелены на обслуживание средних компаний, где число сотрудников начинается от 20 человек. С очень крупными клиентами, как правило, много хлопот — они требуют особых условий, льгот, скидок, и поэтому обойдутся дороже. Нередко выигрышем от сотрудничества с крупными компаниями является только имиджевая составляющая, что, кстати, тоже стоит недешево».
Марка «Бризоль» появилась в столице в 1996 году, но комбинат питания, на базе которого был создан коммерческий предприятие, существует уже больше 20 лет. Первоначально они кормили только коллектив Курчатовского института, численность которого в советское время превышала 10 тысяч человек. Позже, из-за реформ, число сотрудников сократилось более чем вдвое. Мощности оказались недозагруженными, и было решено выйти на внешний рынок. И очень скоро компания обрела успех, так как доставка еды в офисы стала основным источником дохода.
Сегодня «Бризоль» ежедневно готовит 5000 обедов, которые затем развозят на 14 «Газелях». Компания готова доставлять еду даже в фирмы с небольшим количеством сотрудников (от пяти человек), но при этом минимальная сумма заказа составляет 1500 рублей. В «Бризоли» объясняют:
«Работа в низкоценовой и малочисленной нише не покрывала бы наших издержек. Но эта ниша интересна маленьким фирмам и частным предпринимателям, которые с радостью ее занимают».
Рынок кейтеринга в Москве
По разным оценкам, на рынке Москвы работает от 10 до 100 и более компаний, занимающихся кейтерингом. Но по-настоящему крупных из них меньше десяти. Большинство тяжелых весовиков работают с избранными корпоративными клиентами, которых они получают по итогам тендеров.
Точное количество частных поваров и домохозяек, занятых в кейтеринге, неизвестно. Некоторые оценивают их число в сотни, другие — в тысячи. Наблюдатели единодушны в одном: это наименее затратный способ заработка на доставке обедов, поэтому он очень популярен.
Кулинарного мастерства здесь не требуется, но горячая еда и дешевизна услуг находят спрос. Кстати, возраст офисных поваров может быть не пенсионным. Например, Наталья Вишнева, 38 лет, начала готовить для корпоративов в разгар кризиса из-за сокращения на прежнем месте работы (в одном из столичных кафе). С тех пор и по сей день она готовит обеды для двух фирм с персоналом из шести человек. Уверяет, что жалоб и отравлений нет. Продукты закупает на оптовых рынках. Горячую еду доставляет брат-неработа на стареньком «Москвиче». За вычетом расходов в месяц остается 7–8 тысяч рублей при средней цене обеда в 50 рублей. По словам Натальи, спрос на ее услуги стабильно высокий:
«На запах борща приходит народ из соседних офисов, деньги вперед предлагают».
Но взять дополнительных клиентов она не готова — боится не справиться с нагрузкой.
По мнению Тамары Решетниковой, максимальная цена за обед от частника — 60 рублей. Средняя стоимость кейтеринговых услуг в Москве колеблется в пределах 30–40 рублей. Профессионалы кейтеринга предупреждают, что комплексный обед по такой цене может быть опасен для здоровья. На их взгляд, нормальная цена за традиционный набор блюд с доставкой — 90–100 рублей. Парадоксально, но это почти в два раза дешевле, чем ланч в кафе или недорогом ресторане.
Домашние кухни и кейтеринг: особенности и сложности
Клиентура «домовых кухонь» обычно состоит из небольших групп людей, от 5 до 10 человек. Это не означает, что нельзя обслуживать более крупные офисы, но для этого необходим определенный начальный капитал — от 1,5 до 2 тысяч долларов США. С этими деньгами можно приобрести самое необходимое оборудование: холодильную камеру средней вместимости, многоконфорочную плиту и посудомоечную машину.
Однако, если вы хотите использовать более специализированное профессиональное оборудование, например, пароконвектомат для тепловой обработки продуктов, стоимость значительно возрастет — до 1,5 тысячи долларов США и выше. Размещение такой техники дома невозможно из-за ограниченного пространства.
Возможным решением может стать организация импровизированной кухни на территории заказчика, при условии что он согласится предоставить необходимое пространство (на условиях аренды, субаренды или безвозмездно), а также будет готов терпеть запахи кулинарии и платить штрафы, если они станут раздражать санинспектора.
Организация современной столовой на площадях заказчика доступна только крупным компаниям с достаточными финансовыми возможностями. Для таких предприятий соблюдение санитарных норм и требований чиновников является частью повседневной деятельности наряду с закупкой продуктов и размещением персонала.
Другой вариант — аренда помещения за пределами городской зоны. Это преимущество кейтеринга перед ресторанным бизнесом: место производства обедов не имеет большого значения. Однако здесь возникает проблема доставки еды на большие расстояния. Сдерживание собственного автопарка дорогостоящее, поэтому логистику можно передать специализированному предприятию. В среднем стоимость услуг профессиональных перевозчиков в Москве составляет 150-200 рублей в час, но уложиться в срок в 60 минут при нескольких адресах доставки практически невозможно.
Для официально работающего предпринимателя сотрудничество с транспортной компанией может привести к проблемам при проверках соблюдения санитарных норм и правил. Все автомобили для доставки еды должны быть сертифицированными, иметь специальное покрытие фургонов, проходить ежемесячную санобработку и т. д. Поддержание всех этих стандартов может быть сложной задачей для небольших фирм.
Таким образом, большинство предпринимателей в этой сфере предпочитают работать «в теневом» секторе, что противоречит установкам санитарно-эпидемиологических служб (СЭС). Некоторые компании отказываются от общения с прессой без объяснения причин. Специалисты считают, что это связано с рисками, связанными с неформальным бизнесом.
Свежие комментарии