Бизнес-план — это технико-экономическое обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять фирмой.
Цель и актуальность темы
Целью данной работы является разработка основных разделов бизнес-плана сельскохозяйственного предприятия СПК «Щара-Агро» и определение экономической эффективности организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства.
Актуальность темы заключается в исключительной важности грамотно разработанного бизнес-плана для стабильной и успешной работы предприятия, повышения платежеспособности и рентабельности.
Функции бизнес-планирования
- возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия
- возможность оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия
- привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны
- привлечение к реализации проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию
Составление бизнес-плана
Бизнес-план составляется как для действующей фирмы, так и для вновь создаваемой. Применительно к новому предприятию бизнес-план разрабатывается в соответствии с общепринятой в международной экономической практике методикой.
Перспективы использования бизнес-плана
- сравнение с аналогичными фирмами поможет выявить слабые и сильные стороны, заранее предвидеть возможные технические проблемы и финансовые затруднения
- создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов
Формат бизнес-плана
Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем.
Пересмотр бизнес-плана
Бизнес-план составляется на несколько лет вперед и пересматривается по мере необходимости, но не реже, чем раз в год.
Современный рынок требует более точной формулировки целей, задач и способов их достижения. Планирование деятельности предприятий приобретает все большее значение, поскольку успех на рынке напрямую связан с четким пониманием перспектив и последствий принимаемых решений, необходимостью определения реальных ориентиров и разработки эффективного плана действий.
Бизнес-планирование представляет собой процесс создания бизнес-плана, который включает в себя планирование всех аспектов бизнеса, от формирования первоначальной идеи до ее реализации. Этот процесс применяется как при запуске нового направления деятельности, так и при определении начальной стратегии или необходимости внесения корректировок в существующую деятельность предприятия.
Однако планирование деятельности предприятий в рыночных условиях отличается от традиционных долгосрочного и краткосрочного планирования, используемых ранее в национальных предприятиях. Бизнес-планирование требует глубокого многостороннего анализа производственной и экономической деятельности компании.
При подготовке пакета материалов по бизнес-планированию необходимо учитывать конкурентоспособность предприятия и его роль в определении рыночной емкости. Стратегическое страхование также является неотъемлемой частью процесса, так как оно помогает смягчить потенциальные риски. Общая стоимость себестоимости продукции корректируется в процессе бизнес-планирования с учетом долгосрочных показателей.
В условиях развития рыночных отношений появилось мнение о том, что планирование внутри предприятия уступает место бизнес-планированию. Однако практический опыт показал не только возможность сосуществования этих систем планирования, но и их необходимость.
Механизм делового планирования включает в себя теорию, методологию и практику управления, охватывающие общие закономерности и специфику белорусского рынка. Изменились приоритеты и методы управления, которые основаны на законах спроса и предложения на рынке. В этих условиях бизнес-планы должны объединять все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на целевом рынке. Бизнес-планирование включает в себя выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее перспективных проектов, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детального бизнес-плана, контроль над выполнением запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и анализ фактической эффективности использования бизнес-проекта.
Практика показывает тесную связь между бизнес-планами и социально-экономическими планами, которые используются на белорусских предприятиях в последние годы. Однако между этими типами планов существуют различия, отражающие их уникальную сферу применения как внутрифирменного, так и рыночного управления.
Во-первых, бизнес-планирование отличается от корпоративного планирования тем, что оно фокусируется не на полном комплексе общих целей предприятия или корпорации, а на одной из ключевых задач, определяющих конкретный характер планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентирован в первую очередь на разработку новой стратегии или тактики развития компании, в то время как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и долгосрочной деятельности.
Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются для инновационных проектов с четко определенными временными рамками их реализации. Бизнес-план имеет конкретные временные и пространственные рамки, в то время как внутренние планы компании не имеют таких четких границ.
В-третьих, основной целью бизнес-плана является привлечение инвестиций для запуска нового бизнеса и получения необходимых ресурсов, особенно финансовых. Для поиска инвесторов необходимо тщательно проанализировать финансовые показатели с учетом рисков, как внутренних, так и внешних. Внутренние планы в основном предназначены для внутреннего использования, в то время как бизнес-планы направлены на привлечение внешних инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются под прямым руководством и при личном участии предпринимателя-учредителя компании. Внешние планы обычно создаются профессиональными экономистами и менеджерами, в то время как личный вклад владельца бизнеса помогает обеспечить реалистическую стратегическую цель и эффективную организацию выполнения проекта на основе оптимизации затрат и результатов.
В-пятых, у отечественных специалистов пока нет научно обоснованных методик разработки бизнес-планов, соответствующих условиям нового рынка. Большинство рекомендаций основаны на опыте зарубежного рынка. В то же время на белорусских предприятиях в условиях экономического спада не широко используется имеющийся опыт внутреннего планирования. Поэтому необходимо комплексное развитие теории и практики бизнес-планирования, а также всей системы внутреннего планирования на различных типах предприятий с разными формами собственности и организационными особенностями.
Содержание и структура бизнес-плана зависят от таких факторов, как вид и объем продукции, рыночный спрос и предложение, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования и платежеспособность предприятия и т. д. Для предварительного анализа рентабельности проекта необходимы следующие рыночные показатели: общие исходные данные и условия реализации проекта; рынок сбыта продукции и производственная мощность; материалы и ресурсы для производства; местоположение предприятия и транспортное сообщение; проектная документация; организация работы и накладные расходы; потребность в рабочей силе и источники финансирования; планирование сроков реализации; финансово-экономическая оценка проекта.
Свежие комментарии