Как изменения на уровне правительства республики поменяли ситуацию
Мы все давно привыкли к тому, что сфера ЖКХ в Якутии — глубоко убыточна, а потому частному бизнесу там делать нечего. Однако несколько решений, принятых на уровне правительства республики, в корне поменяли ситуацию: с этого года количество частных предприятий, желающих работать в сфере теплоснабжения, в первую очередь, небольших населенных пунктов, значительно возросло.
История привлечения частного бизнеса
Привлекать к решению государственных задач частный бизнес наше государство пыталось еще с 2000‑х годов. К примеру, в 2005 году был принят закон «О концессионных соглашениях». Этому документу прочили большое будущее, ведь он мог решить многие ранее неразрешимые вопросы управления государственной и муниципальной собственностью и привлечения в эту сферу частных инвестиций. Однако широкого распространения он тогда не получил — слишком много шероховатостей в нём было.
Первый опыт применения концессии
Впервые применить положения закона «О концессионных соглашениях» на практике мы смогли лишь в 2012 году, когда встал вопрос о судьбе Алданского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)». На тот момент филиал был глубоко убыточен, его долг составлял порядка 600 млн. рублей. Плюс ко всему на объектах ЖКХ в Алданском районе происходили многочисленные аварии.
Результаты концессии
Идея оказалась успешной: за время действия концессии в Алданском районе были введены шесть новых котельных, что позволило закрыть 28 старых и неэффективных. Благодаря такой оптимизации потребление угля было сокращено с 200 тысяч тонн до 150 тысяч, при этом выработка тепловой энергии значительно возросла.
Вторая концессия
Год спустя была заключена концессия в Намском районе. Поводом для ее создания послужили изменения в федеральном Законе «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», которые предусматривали меры поддержки на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры по концессионным соглашениям. Республика решила участвовать в этой программе.
Результаты второй концессии
В Алданском районе были введены шесть новых котельных, что позволило закрыть 28 старых и неэффективных. Выбор пал на Намский район, в котором филиал ГУП «ЖКХ РС(Я)» также находился в довольно сложном финансовом положении. В итоге концессионер «Намкоммунтеплоэнерго» построил в районе 19 новых котельных, сократив при этом их общее число с 87 до 64 единиц.
Общий результат
В общей сложности оба концессионера инвестировали в объекты коммунальной инфраструктуры 973 млн. рублей, наладив при этом постоянное и качественное теплоснабжение для жителей двух районов.
Новый шаг
В прошлом году АО «Теплоэнергосервис», уже работающее в Алданском районе, вышло с предложением организовать еще одну концессию, третью по счету, в Ленском районе.
Для коренного изменения ситуации в тарифной политике теплоснабжения необходимо было отказаться от котлового принципа и начать рассчитывать тариф для каждой котельной отдельно. Эта идея была понятна правительству республики и Госкомцену РС(Я), но поначалу ее революционность вызывала беспокойство.
— Тарифная политика в вопросах заключения концессионных соглашений имеет первостепенное значение. Когда приходит инвестор, готовый вложить свои средства и взять на себя обслуживание бизнеса на длительный период, он должен знать, сможет ли он вернуть кредиты и какова будет его прибыль. Поэтому законодательство четко определяет необходимость расчета тарифов на много лет вперед и утверждения их на уровне каждого поселения. Мы начали производить эти расчеты еще в начале 2000-х. Но когда мы просчитали все изменения для одного Мегино-Кангаласского района, обнаружили, что введение поселенческих тарифов значительно увеличивает расходы бюджетных учреждений, в то же время снижая их у всех остальных потребителей. Взвесив все «за» и «против», мы поняли, что не сможем пойти на такое увеличение расходов бюджета, — рассказывает Антонина Винокурова, председатель Госкомцен РС(Я).
Еще один раз вернуться к теме расчета тарифов республики пришлось, когда произошли изменения в федеральном законодательстве. Законодатель требовал от регионов прозрачности при утверждении тарифов, что было невозможно при котловом принципе. Призыв начать работу в этом направлении прозвучал в Послании Главы республики Егора Борисова в конце 2015 года. С 2016 года специалисты Госкомзена РС(Я) начали рассчитывать тарифы для каждого поселения отдельно.
— Вообще законодательство позволяло нам выбирать между расчетом тарифа для района в целом или для каждого поселения отдельно. Однако на уровне республики было принято решение отказаться от котлового принципа начисления тарифа, и мы это сделали, — говорит Антонина Винокурова.
— Объемы работы резко увеличились. Если раньше Госкомцен РС(Я) утверждал около 500 тарифов по теплоснабжению, то теперь их количество выросло до четырех с половиной тысяч! Кроме того, у нас возникли две сложные задачи: нам пришлось преодолеть сопротивление предпринимателей, работающих по энергосберегающим технологиям, и пойти на дополнительный рост расходов для бюджетных учреждений.
Почему предприниматели выражали свое недовольство? Потому что при изменении тарифа теряли смысл заключенные ими ранее энергосберегающие контракты. Специалисты Госкомзена встречались с предпринимателями лично, объясняли им, где они теряют и где получают больше из-за роста тарифа. В итоге напряжение в среде предпринимателей было снято.
Однако возникла вторая проблема: поселенческий тариф приводил к дополнительным расходам для бюджетных учреждений, особенно в небольших населённых пунктах. Почему это происходило? Потому что в районном центре сосредоточено больше предприятий и крупных предпринимателей, а наслеги подключены только к школе, детсаду и администрации.
Отказавшись от котлового принципа установления тарифа, мы пришли к тому, что в районных центрах тарифы упали, а в наслегах — выросли. В некоторых населённых пунктах рост был до 10 раз. Однако это обстоятельство, во-первых, позволило главы любого населённого пункта понять, как рассчитывается тариф на тепло в его посёлке и какие издержки можно сократить, и, во-вторых, открыло дорогу для привлечения в сферу поставок теплоснабжения новых предпринимателей.
Частный капитал не прогадал
Концессии в сфере ЖКХ: примеры успешного партнерства государства и бизнеса
В последние годы в Республике Саха (Якутия) наблюдается тенденция к переходу на механизмы concession (концессии), позволяющие привлекать частные инвестиции для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры. Это особенно актуально для таких жизненно важных отраслей, как жилищно-коммунальное хозяйство.
В прошлом году Министерство жилищно-коммунального хозяйства РС(Я) опубликовало инструкцию по установлению тарифов на теплоснабжение, в соответствии с которой приоритетом при передаче на концессию были обозначены аварийные котельные установки. В результате чего многие частные предприниматели начали инвестировать собственные средства в реконструкцию и модернизацию устаревших котельных объектов.
Пример 1: ООО «Арыылах» в Таркаинском наслеге Нюрбинского района. Компания взяла на себя управление четырьмя котельными ГУП «ЖКХ РС(Я)». Первоначальный поселенческий тариф по теплоснабжению составлял 10 087 руб. за Гкал. После тщательного расчета затрат и инвестирования собственных средств, предприниматель закрыл одну котельную и модернизировал три других. Он перешел с дорогостоящего угля Джебарики-Хая (Томпонский район) на более дешевый уголь Кировского угольного разреза. Это позволило снизить издержки в два раза. Для оптимизации работы новых котельных, предприниматель посетил завод по производству котлов и внес необходимые изменения в конструкцию оборудования. В результате, при снижении стоимости одной Гкал до 8 060 рублей, выработка тепла выросла, а эффективность котельных увеличилась до 80%. Кроме того, повышение заработной платы работников привело к еще большему сокращению затрат.
Пример 2: ООО «Армон» в селе Ломтука Мегино-Кангаласского района. Вместо реконструкции ветхих котельных, компания построила три современные котельные-Терморобота, работающие на угле вместо нефти. Частное предприятие также провело ремонт сетей, что привело к значительному сокращению теплопотерь. В результате, эффективность котельных выросла до 80% (с прежних 60%), а полезный отпуск тепла увеличился до 3 тысяч Гкал. При этом стоимость одной Гкал снизилась до 5 962 рубля, что почти в два раза ниже, чем в исходном поселенческом тарифе.
Пример 3: ООО «Юпитер» в 1-м Жемконском наслеге Хангаласского улуса. Компания построила котельную и начала поставлять тепло новым объектам после того, как у ГУП не хватило мощностей. Теперь подключиться к централизованному отоплению могут дома частного сектора. Тариф у «Юпитера» ниже, чем у ГУПа — 8024 руб./Гкал вместо 10582 руб./Гкал.
Антонина Винокурова, председатель Госкомцен РС(Я): «Переход на долгосрочные тарифы сыграл важную роль в стимулировании предпринимателей. Раньше тарифы утверждались только на год, что затрудняло планирование бизнеса. С 2016 года введены трехлетние тарифы, а с 2019-го — пятилетние. Это дает возможность предприятиям не бояться срезания накопленной экономии при утверждении нового тарифа».
Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства (ДРСО) играет ключевую роль в поддержке концессионных проектов. С 2023 года ДРСО полностью занимается сопровождением концессий, начиная от разработки схем теплоснабжения до поиска инвесторов. Сегодня Дирекция составляет реестр аварийных котельных в Мегино-Кангаласском, Усть-Алданском, Таттинском и Верхневилюйском районах. Подписаны соглашения о сотрудничестве с администрациями нескольких муниципальных образований. На стадии подписания — еще восемь соглашений по 15 объектам коммунальной инфраструктуры.
Переход к механизму concession в сфере ЖКХ позволяет привлекать частные инвестиции, повышать эффективность работы коммунальных объектов и улучшать качество услуг для населения. Примеры компаний «Арыылах», «Армон» и «Юпитер» демонстрируют успешное сотрудничество государства и бизнеса в этом направлении.
Гаврил Левин, министр ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия):
—ГУП ЖКХ республики эксплуатирует 176 ветхих и аварийных котельных. Мы их рассматриваем как приоритетные объекты для передачи в концессию, так как у нас нет средств на их капитальный ремонт. Но не надо думать, что концессии на аварийных котельных для предпринимателя невыгодны. Как показал опыт, работа концессионера не может быть убыточной или не приносить желаемый уровень прибыли.
Во-первых, еще до момента подписания соглашения частное лицо знает все параметры своей деятельности: за сколько лет он сможет вернуть вложенные инвестиции, какой процент прибыли будет заложен в тариф и т. д.
Во-вторых, вкладывая деньги в объекты теплоснабжения (а в скором будущем мы будем заключать соглашения и по объектам водоснабжения и водоотведения), концессионер получает стабильный гарантированный доход на много лет вперед — у нас есть примеры подписания концессий на 20–30 лет. Думаю, мало какой частник сегодня сможет уверенно сказать, что ждет его бизнес через ближайшие 5–10 лет. Уверен, не за горами новые предложения к сотрудничеству.
Елена ЯКОВЛЕВА, Газета «Якутия»
Свежие комментарии