Основные параметры проекта
- Начальное поголовье: 70 коз
- Цель реализации: розничная торговля пастеризованным цельным козьим молоком
- Ставка дисконтирования: 18%
- Чистая приведенная стоимость (NPV): 2 698 000 рублей
- Чистая прибыль проекта: 350 000 – 650 000 рублей
- Рентабельность продаж: 3,4%
- Срок окупаемости (PP): 30 месяцев
- Дисконтированный срок окупаемости (DPP): 40 месяцев
Маркетинговые исследования
- Рынок козьего молока в России развит слабо
- 90% бизнеса сосредоточено в индивидуальных хозяйствах, которые не могут похвастать большим поголовьем
- Крупных поставщиков отечественного козьего молока в России не имеется
Перспективы развития рынка
- Увеличение потребления козьего молока россиянами хотя бы до 1 литра в год даст 20-кратный рост рынка
- Объем производства составит более 140 тыс. тонн молока в год
В последние годы правительство поддерживает развитие животноводства, включая козоводство, путем предоставления субсидий из федерального и регионального бюджетов. С 2015 года фермеры могут получать компенсацию за сдачу коровьего и козьего молока. Эта мера направлена на стимулирование производства молочной продукции и создание новых рабочих мест в сельской местности.
Целью данного проекта является открытие небольшой козьей фермы, которая будет удовлетворять растущий спрос жителей города на козье молоко и связанную с ним продукцию. Начальное поголовье составит 70 голов дойных козов, что позволит производить пастеризованное козье молоко, а в будущем – козий сыр и другие продукты.
Главной особенностью фермы будет использование высокопродуктивной зааненской козы, которая может давать до 6 литров молока в день, а иногда и больше. Это значительно превышает среднюю производительность обычных домашних козов. Преимуществами проекта являются относительно низкие стартовые затраты, простота организации, высокий уровень автоматизации (с помощью современного оборудования) и отсутствие конкуренции на рынке.
Ферма будет расположена на земельном участке площадью 1,5 тыс. кв. метров, в 30 км от городской черты. Доильный зал и цех по пастеризации и упаковке молока будут расположены в постройках бывшего кирпичного коровника. Ферма будет находиться в экологически чистом районе, вдали от промышленных предприятий.
Руководство фермой будет осуществлять директор, а повседневными вопросами будет заниматься управляющий. В состав персонала войдут операторы доильного зала, пастух и водитель-экспедитор. Продукция будет продаваться оптом мелким розничным магазинам и сетевым магазинам города. Юридическая форма организации – ООО (Общество с ограниченной ответственностью). Система налогообложения – упрощенная система налогообложения (УСН 6%). Основной код деятельности по ОКВЭД – 51.33.1 Оптовая торговля молочными продуктами.
Козье молоко пользуется популярностью благодаря своим целебным свойствам и более высоким питательным качествам по сравнению с коровьим. Оно способствует нормализации обмена веществ, улучшает зрение и помогает в выведении нуклеотидов. Козье молоко часто рекомендуют детям из-за своей легкости при усвоении, отсутствия аллергических реакций и повышения иммунитета. Рацион козы более разнообразен, что делает козье молоко богатым источником микроэлементов. Например, в нем в два раза больше витамина А и в 30 раз больше железа, чем в коровьем, при этом усваивается всего на 10%. Козье молоко также ценится за низкое содержание лактозы, что делает его хорошим выбором для людей с нарушениями обмена молочного сахара.
Основная продукция, которую будет производить ферма – пастеризованное козье молоко со сроком годности до 10 дней. Козье молоко не будет иметь «козьего запаха» и неприятного вкуса, из-за которого многие потребители обычно от него отказываются. Для этого на ферме будут соблюдены строгие нормы гигиены и правильное питание коз. Кроме того, для разведения будут использоваться козы аненской породы, которые известны своей чистоплотностью. Оптовая цена составит 150 рублей за литр. В магазинах города стоимость молока будет на уровне 170-180 рублей за литр. Продукцию будут продавать в упаковках по 0,5 л.
Для коз, содержащихся на ферме, будут созданы оптимальные условия для содержания, дойки и выпаса. Регулярно будут проводиться ветеринарные осмотры специалистами государственной ветстанции, сделаны необходимые прививки и проведены анализы молока. При разливе молока будет использоваться одноразовая упаковка. Для продажи козьего молока потребуется получение санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) и сертификата соответствия, поскольку козье молоко подлежит обязательной декларации в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности молока и молочной продукции» и «О безопасности пищевой продукции».
4. Продажи и маркетинг
Массовой любви к козьему молоку в России нет – это важная особенность рынка, которую необходимо учитывать при открытии козьей фермы. К сожалению, у большинства населения козье молоко вызывает предрассудки из-за запаха и цвета. Потребители не привыкли к нему, поскольку оно почти отсутствует на рынке.
На полках магазинов часто можно найти импортное ультрапастеризованное или обезжиренное сухое молоко из Голландии, Испании или Новой Зеландии, а также козье молоко в виде каши. Иногда козье молоко вообще отсутствует, поскольку его доля в розничной торговле не превышает 1% от всех видов молока. В связи с санкциями и другими обстоятельствами импортное молоко сошло с полок.
Тем не менее, есть определенная целевая аудитория для козьего молока и молочных продуктов из него:
- Дети – иногда родители выбирают козье молоко в качестве альтернативы коровьему из-за его легкой усваиваемости и отсутствия аллергии.
- Беременные и кормящие женщины – козье молоко богато витаминами и микроэлементами, что полезно для их рациона.
- Пожилые люди – они пьют козье молоко для поддержания здоровья и пополнения запасов полезных веществ.
- Гурманы – козьи сыры и другие продукты могут считаться деликатесом в ресторанах высокой кухни, в то время как коровье молоко может восприниматься как обычная mass-market продукция.
Целевая аудитория также включает людей, уделяющих внимание своему здоровью, страдающих желудочно-кишечными заболеваниями и придерживающихся принципов экологического питания. Наиболее активные представители этих категорий населения проживают в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, где расположено множество козьих ферм.
На основе опыта других фермеров ключевые каналы сбыта продукции будут определены заранее: будут подписаны договоры поставки до первого получения молока. Продукцию планируется продавать оптом мелким розничным магазинам и крупным городским продуктовым сетям. По мере развития бизнеса каналы сбыта будут расширяться за счет новых магазинов, ресторанов и т.д.
Что касается продвижения на рынке, то мы планируем активно работать в этом направлении, чтобы повысить потребление козьего молока. Для этого необходимо привить людям любовь к этому молоку, акцентировать внимание на его вкусовых качествах и пользе для здоровья. В местных средствах массовой информации будет размещена реклама нашей козьей фермы. Мы также разработаем фирменный логотип, создадим сайт в интернете и активизируем свое присутствие в социальных сетях, чтобы повысить узнаваемость бренда и привлечь новых заказчиков.
Уделим особое внимание презентации нашего продукта непосредственно на местах продажи. В супермаркетах для покупателей будут организованы дегустационные зоны с постерами и другой рекламой. Наша ферма будет принимать активное участие в продуктовых выставках-продажах и фермерских ярмарках, чтобы повысить知名度 бренда и предложить потребителям свежий козий продукт.
Теперь перейдем к плану производства. Наш козий бизнес будет расположен на арендованной территории заброшенного хозяйства площадью 1500 квадратных метров. В здании бывшего коровника мы разместим доильный зал, цех для пастеризации и упаковки молока, а также комнату для сотрудников фермы. Для создания комфортных условий для козы потребуется частичная перепланировка помещения, включая возведение капитальных стен и создание углублений в полу для доильной ямы. Мы также проведем другие ремонтные работы, такие как выкладка плитки, создание загонов и ограждений, а также работа с электрикой. Ориентировочная стоимость всех работ составляет 900 тысяч рублей.
Основная часть стартовых инвестиций пойдет на покупку оборудования для козьей фермы, которое обойдется нам в 4,2 миллиона рублей. Самая дорогая позиция — это доильный зал на 12 мест немецкого производства стоимостью 2,2 миллиона рублей. Мы тщательно выбрали это оборудование, учитывая такие факторы, как качество, износостойкость и репутация поставщиков. В комплектование доильного оборудования входят:
— Доильный «станок»;
— Центральный прибор управления электронной пульсацией;
— Доильные стаканы с силиконовой резиной;
— Автомат промывки;
— Накопитель-охладитель объемом 500 литров;
— Система поения с индивидуальными клапанными поилками.
В будущем мы планируем увеличить число мест в доильном зале вдвое, а также приобрести дополнительное оборудование для фермы, включая отечественный пастеризатор и холодильную технику. Электрическая мощность, необходимая для работы всего оборудования, составит менее 15 кВт.
Для нашей фермы будет приобретено 70 дойных коз зааненской молочной породы. Мы также купим несколько молодняка и козликов для последующего разведения. Козы будут пастись на лугу с разнообразными травами, которые помогут насытить их молоко полезными элементами. Перед доением козы будут проходить мойку вымени и сдваивать первые струя молока, чтобы снизить риск загрязнения бактериями. Перед дойкой козам будет даваться комбикорм, а после того, как они зайдут в стойло, боксы автоматически закроются, зафиксировав положение животного. Дойный период продлится 7 месяцев. Мы будем следовать строгому графику доения и кормления, что позволит обеспечить стабильные надои. У зааненской козы средний надой составляет 3-5 литров в день, а высочайшая продуктивность наблюдается после 2-3 окота. К слову, козьи детеныши рождены каждый год, и для оплодотворения 20-25 самок достаточно одного самца.
После доения молоко будет проходить фильтрацию и попадать в охладитель. Затем оно будет пастеризовано при температуре около 75 градусов и разливаться по пластиковым бутылкам объемом 0,5 литра. Упакованный товар будет отправляться в магазины и торговые сети города. Мы будем поставлять молоко ежедневно, а после окончания срока годности (7-10 дней) возвращать оставшиеся партии.
Теперь перейдем к расчету выручки фермы. При среднем надое 3 литра в день с одной козы, за семь месяцев одна коза сможет дать 630 литров молока. С учетом 70 коз наша ферма будет производить 44 100 литров молока ежедневно. Ожидаемая выручка от продажи этого количества молока составит 1,1 миллиона рублей.
Структура расходов фермы включает в себя аренду коровника, оплату труда персонала, закупку кормов, оплату электроэнергии, транспортные издержки, ветеринарные услуги и бухгалтерский учет, а также услуги охраны. Для функционирования фермы потребуется нанять управляющего, а также сотрудников по уходу за животными и обслуживанию оборудования. Персонал будет набираться среди местных жителей, проживающих недалеко от фермы, которые нуждаются в рабочих местах.
№ | Должность | Количество сотрудников | Расходы (руб.) |
---|---|---|---|
1 | Управляющий | 1 | 30 000 |
2 | Сотрудник фермы | 2 | 18 000 |
Итого: | 71 000 | ||
Отчисления: | 21 300 | ||
Итого с отчислениями: | 92 300 |
6. Организационный план
Руководство фермой будет осуществлять директор, который определит стратегию развития, найдет новые рынки сбыта, отслеживат финансовые показатели, разработает маркетинговую политику и будет заниматься представительскими функциями. Управляющий фермы будет непосредственно контролировать работу сотрудников, занимающихся выпасом и дойкой, а также оборудования. Он будет поддерживать связь с ветеринарными специалистами, следить за пополнением кормов и расходных материалов, осуществлять пастеризацию и упаковку продукции.
В Приложении 1 представлены данные о выручке, чистой прибыли и производственных издержках фермы на ближайшие годы. При расчете учтен фактор сезонности и ожидаемое увеличение доходов от реализации молока благодаря увеличению поголовья дойных коз.
8. Оценка эффективности проекта
Срок окупаемости фермы с учетом погашения кредита составит 30 месяцев. В таблице 2 представлены ключевые показатели эффективности проекта на пятилетний период.
№ | Показатель | Значение |
---|---|---|
1 | Ставка дисконтирования | 18% |
2 | Чистая приведенная стоимость (NPV) | 2 698 000 руб. |
3 | Чистая прибыль проекта | 350 000–650 000 руб. |
4 | Рентабельность продаж | 3,4% |
5 | Срок окупаемости | 30 месяцев |
6 | Дисконтированный срок окупаемости | 40 месяцев |
9. Риски и меры по их снижению
Запуск и работа фермы сопряжены с определенными рисками, которые представлены в таблице 3. Для минимизации рисков будут приняты соответствующие меры.
№ | Риск | Вероятность наступления | Степень последствий | Меры по предотвращению |
---|---|---|---|---|
1 | Трудности с приобретением породистых коз | средняя | низкая | Разведение коз путем скрещивания молочных и домашних пород |
2 | Большие возвраты нераскупленной продукции | средняя | средняя | Расширение маркетинговых усилий, работа со клиентами через социальные сети, реклама в СМИ, поиск новых каналов сбыта |
3 | Увеличение стоимости оборудования из-за колебаний валютного курса | средняя | низкая | Учет непредвиденных расходов в бюджете |
4 | Выход оборудования из строя | низкая | высокая | Выбор качественного оборудования, сотрудничество с надежными производителями, обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания |
5 | Появление большого количества конкурентов | низкая | низкая | Укрепление позиций на рынке за счет расширения ассортимента, оптимизации цен, поиска новых рынков |
6 | Чрезвычайные ситуации или стихийные бедствия | низкая | средняя | Нанимать охранников, страховать имущество |
10. Приложения: план производства и финансовые показатели проекта на ближайшие годы
Приложение 1: План производства и основные финансовые показатели проекта в пятилетней перспективе (даты в формате день.месяц.год)
09.09.2016
Свежие комментарии