Определение операторской компании
Операторская компания (или оператор) — субъект рынка, имеющий вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующий на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
История развития операторской деятельности
Операторская деятельность стала возможна после выхода федерального закона о железнодорожном транспорте, в котором выделили «вагонную» составляющую из железнодорожного тарифа. На сети дорог ОАО «РЖД» было организовано 2 дочерние операторские компании, которым были переданы вагоны из инвентарного парка, с целью повышения эффективности работы вагонов, а также обновления самого подвижного состава.
Развитие рынка транспортных услуг
Присутствие на рынке транспортных услуг значительного числа компаний приводит к положительной динамике развития отрасли и здоровой конкуренции.
Бизнес-план операторской компании ООО «Альбатрос»
Цель бизнес-плана
Компания ООО «Альбатрос» планирует заниматься перевозкой металла по маршруту Череповец — порт Клайпеда.
Основные разделы бизнес-плана
- Производственный план
- Финансовый план
- Инвестиционный план
Рассчет основных статей доходов и расходом компании-оператора
Статья доходов | Описание | Сумма |
---|---|---|
Перевозка металла | Перевозка металла по маршруту Череповец — порт Клайпеда | 1000000 рублей |
Погрузка и выгрузка грузов | Обеспечение погрузки и выгрузки грузов на местах общего пользования | 50000 рублей |
Взвешивание грузов и подвижного состава | Взвешивание грузов и подвижного состава | 30000 рублей |
Услуги компании ООО «Альбатрос»
- Обеспечение погрузки и выгрузки грузов на местах общего пользования
- Взвешивание грузов и подвижного состава
- Иные услуги и работы, связанные с организацией и осуществлением перевозок по договору с владельцами инфраструктур и перевозчиками.
Контроль за перевозочной деятельностью
Для получения официального статуса оператора компании, специализирующейся на грузовых перевозках, она должна представить в рабочую группу ОАО «РЖД» бизнес-план, согласованный с грузообразующими предприятиями и железными дорогами. Бизнес-план должен содержать следующую информацию:
- краткую характеристику грузообразующего (грузообразующих) предприятия, включая существующие и планируемые объемы работ;
- схемы перевозок сырья и готовой продукции;
- количество, тип и условия приобретения подвижного состава, необходимого для перевозки планируемого объема грузов, с указанием сроков, условий и порядка расчетов;
- условия содержания и эксплуатации собственного подвижного состава, включая размещение заказов на ремонт;
- мероприятия по улучшению эксплуатационных показателей за счет оптимизации технологии перевозок, сокращения порожних пробегов и простоев;
- перспективы увеличения объемов перевозок.
Важным аспектом является правовое обеспечение развития системы операторских компаний. Федеральной антимонопольной службой России подготовлен проект Постановления Правительства «О развитии конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок», в котором предлагается установить основные условия деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
Бизнес-план должен включать следующие обязательные разделы:
- Общая характеристика проекта, включая инвестиционный и финансовый планы;
- Оценка эффективности проекта.
Структура бизнес-планов различных компаний, претендующих на статус «компания-оператор» или уже получивших его, обычно стандартизирована и включает 8–10 разделов. Основными из них являются производственный, тарифный, инвестиционный и финансовый разделы, а также оценка экономической эффективности самого инвестиционного проекта.
В производственном плане указываются планируемые объемы перевозок грузов по видам и маршрутам транспортировки. Эти показатели рассчитываются на весь расчетный период, который обычно составляет 8–10 лет.
Исходя из определенных потребностей в перевозках, компании разрабатывают инвестиционный план. Цель состоит в обеспечении качественной и своевременной реализации заданных объемов перевозок при оптимизации инвестиций в приобретение вагонов, их техническое обслуживание и ремонт, а также налоговых выплат.
Инвестиционный план обычно реализуется в следующих шагах:
- Расчет потребности в капитальных вложениях для формирования собственного парка вагонов по годам расчетного периода и анализ источников финансирования;
- Разработка схем кредитования инвестиций с учетом различных ставок и видов кредитов;
- Планирование работы по заключению договоров и соглашений с ОАО «РЖД» и другими организациями для реализации инвестиционной стратегии.
Финансовый раздел бизнес-плана основан на результатах планирования объемов перевозок и необходимых инвестиций. Здесь указываются предполагаемые доходы, расходы, прибыль и налоговые платежи. Доходы компании-оператора от перевозки грузов рассчитываются как разница между тарифом на перевозку вагонами парка ОАО «РЖД» и тарифом на транспортировку в собственном (арендованном) подвижном составе.
Тариф на перевозку устанавливается отдельно для каждого направления, и от его размера зависит экономическая эффективность работы компании-оператора. В среднем соотношение тарифа при перевозке вагонами парка ОАО «РЖД» и тарифа при перевозке собственными вагонами составляет 1:0,85. Компания-оператор может получать дополнительный доход от оказания услуг своим клиентам, например, от перевозки грузов в приоритетном порядке или с ускоренной доставкой.
Список использованных источников:
-
Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. 116 с.
-
Бауэрсокс Д.Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. Москва: Олимп-Бизнес, 2012. 640 с.
-
Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров. Москва: Издательский дом «Дашков и К», 2012. 460 с.
-
Гаджинский А.М. Логистика: учебник. 18-е изд. Москва: Издательский дом «Дашков и К», 2013. 484 с.
-
Дыбская В.В. Логистика. Учебник. Москва: Эксмо, 2012. 944 с.
Список литературы
Управление цепями поставок:
- Иванов, Д. А. (2013). Управление цеплями поставок. Изд-во Политехн. ун-та, Санкт-Петербург. [660 с.]
## Транспортная система и провайдеры:
- Ковалёва, Н. А., & Чеботарева, Е. А. (2013). Провайдеры в транспортной системе. ФГБОУ ВПО РГУПС, Ростов-на-Дону [88 с.]
## Финансы и кредит:
- Кузьменко, Т. Н. (2012). Финансы и кредит. Учебник для вузов. Кнорус, Москва [340 с.]
## Логистические провайдеры в транспортной системе:
- Мамаев, Э. А., & Чеботарева, Е. А. (2011). Логистические провайдеры в транспортной системе. Рост.Гос.Ун-т путей сообщения, Ростов-на-Дону [123 с.]
## Корпоративная логистика:
- Сергеев, В. (2013). Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. Инфра-М., Москва [976 с.]
## Логистика и управление цепочками поставок:
-
Скоробогатова, Т. Н. (2005). Учебное пособие по курсу «Логистика». ООО «ДиАйПи», Симферополь [116 с.]
-
Уоллас, Т. (2011). Планирование продаж и операций: Практическое руководство. Питер, Санкт-Петербург [272 с.]
-
Уотерс, Д. (2011). Логистика. Управление цепью поставок. Юнити-Дана, Москва [504 с.]
-
Шехтер, Д., & Сандер, Г. (2012). Логистика. Искусство управления цепочками поставок. Претекст, Москва [240 с.]
-
Щербаков, В. В. (2012). Основы логистики. Питер, Санкт-Петербург [432 с.]
Свежие комментарии