Участники рынка утверждают, что на их рейсах становится все больше россиян и все меньше иностранцев. Можно ли новичку построить успешный бизнес в этой отрасли и потеснить конкурентов?
История развития круизного туризма в России
Теплоходные круизы по Волге и Каме уже дороже путешествий по Сене и Рейну, но свободных кают на российских маршрутах в сезон не сыскать. Их все чаще выкупают не иностранцы, которым вид на Россию с воды уже кажется дороговатым, а наши соотечественники, уставшие от турецкого all inclusive.
Ситуация на рынке
Открытие навигации Московского речного пароходства (МРП), аж 150-й по счету, торжественно отмечалось 25 апреля на территории Южного речного порта. Оркестр Московского кадетского корпуса на залитой солнцем набережной трубил бодрые мелодии.
До перехода на славные рыночные рельсы флаг реял выше: в годы застоя воду бороздили более 200 белоснежных лайнеров, а сейчас их вдвое меньше. Туроператоры, работающие с иностранцами, вообще признают пригодными для круизов только 51 российское судно, в основном это трех-четырехпалубные теплоходы класса «О», прошедшие модернизацию.
Судостроение и судоходство
Суда и туда. Российские круизные компании работают на двух-, трех- и четырехпалубных теплоходах. От прогулочных теплоходов, которые в последнее время все больше востребованы для проведения свадеб и корпоративных мероприятий, эти суда отличаются размером и, конечно, наличием отдельных кают.
Компании, владеющие судами, тоже зачастую сохранили советские и даже дореволюционные названия. Крупнейшие судовладельцы — Волжское пароходство (28 круизных судов), Московское речное пароходство (16 туристических теплоходов), Северо-Западное пароходство (6 теплоходов).
Лидеры рынка
Лидерами рынка среди круизных операторов в Ростуризме называют компании «Водоходъ», «Водоходъ — Санкт-Петербург», «Инфофлот», «Русскую пароходную компанию на паях» и «Мостурфлот». Усилиями последнего (это дочерняя компания Московского речного пароходства) на речных круизных теплоходах в год перевозится более 40 тыс. российских и иностранных туристов.
Создание собственной туристической компании
Создание собственной туристической компании — обычная практика для судовладельцев, позволяющая снизить издержки. «Одиннадцать из двенадцати наших круизных лайнеров приобретались МРП в советское время в Австрии и ГДР,— говорит Светлана Гончарова, заместитель генерального директора компании «Мостурфлот».— Несколько лет назад купили у Волжского пароходства теплоход «И. А. Крылов». Еще четыре принадлежащих МРП круизных судна работают по контракту в других фирмах.»
Речной транспорт: борьба за комфорт и рентабельность
На рынке речного транспорта России наблюдается жесткая конкуренция между участниками за право предоставлять комфортабельные пассажирские услуги. По данным Ростуризма, лишь 51 судно в стране соответствует требованиям иностранных туристов, что составляет около 2% от общего количества речных судов-пассажиров. Несмотря на это, рынок речного туризма в России растет: в прошлом году его обороты составили более 3,7 млрд рублей, что на 10% выше по сравнению с предыдущим годом.
Однако, как отмечают эксперты, рынок речного круиза в России является узким и стабильным. Обычно на продажу предлагаются старые суда, требующие модернизации, а не новые современные корабли. Роль продавца могут играть как специализированные компании, так и крупные судовладельцы, которые решают избавиться от части своего парка.
Стоимость поддержания речного транспорта также является значительным фактором. Аренда теплохода для круизной компании обходится примерно в 5-10 тысяч долларов США в сутки, что включает в себя различные расходы: портовые сборы, отгрузку мусора и отходных вод, содержание команды и обслуживающего персонала, а также топливо. По словам гендиректора компании «Водоходъ — Санкт-Петербург» Олега Зеленкова, ежедневный расход дизельного топлива для четырехпалубного теплохода во время стоянок составляет около 3-4 тонн, а в движении — примерно 9 тонн. Учитывая высокую стоимость топлива (около 23 тысяч рублей за тонну), эта статья расходов становится одной из самых значительных для арендатора. Кроме того, старые советские двигатели, установленные на судах, значительно уступают по эффективности современным двигателям Volvo Penta или Mercedes.
Суверенитет и рентабельность
У судовладельцев также есть свои издержки: они должны поддерживать команду, оплачивать текущие расходы на обслуживание судна и выделять средства на ремонт. Ремонтное дело требует значительных инвестиций — от 1 миллиона рублей и выше для более сложных работ, таких как слипование (тщательный осмотр судна).
Несмотря на финансовые трудности, многие компании заинтересованы в приобретении речных судов. Это обусловлено двумя основными факторами: первым является отсутствие альтернативы — на наших причалах нет других круизных лайнеров. Вторым фактором является стремление к рентабельности и суверенитету. Владение речным транспортом позволяет компаниям самостоятельно планировать маршруты, управлять расписанием и устанавливать цены на билеты без вмешательства зарубежных туроператоров.
Стратегия модернизации
Участники рынка признают необходимость модернизации флота. Однако подходы к решению этой проблемы различаются. Некоторые компании предпочитают инвестировать в обновление существующих судов, а другие стремятся приобрести новые современные суда за рубежом.
Например, компания «Мостурфлот» рассмотрела возможность покупки трехпалубного теплохода проекта 305 стоимостью около 1 миллиона евро. Однако, как отмечает Светлана Гончарова из «Мостурфлота», такие суда имеют небольшие каюты и отсутствие санузла в них делает их непригодными для комфортного круиза.
Олег Зеленков из компании «Водоходъ — Санкт-Петербург» подчеркивает, что покупка современного зарубежного круизного лайнера обойдется не меньше чем в 50 миллионов евро, без учета таможенных пошлин и НДС. Такие инвестиции являются непосильными для российских судовладельцев из-за узкого рынка речного круиза и низких тарифов на проезд.
В то же время, компании, специализирующиеся на рентабельности, такие как «Латти», сосредоточены на поддержании бизнеса и удовлетворении потребностей клиентов. Елена Бондаренко, генеральный директор «Латти», отмечает, что их обороты в прошлом году составили 70 миллионов рублей, и средств хватает только для поддержания деятельности компании.
Перспективы развития
Несмотря на текущие трудности, рынок речного круиза в России имеет потенциал для роста. Эксперты отмечают увеличение спроса на комфортные условия путешествия, а также расширение сети рек, доступных для круизов. Кроме того, развитие инфраструктуры и улучшение транспортной системы могут способствовать росту популярности речного туризма.
Однако для успешного развития рынка необходимо решить ряд проблем: повышение рентабельности, модернизация флота, улучшение инфраструктуры и маркетинговые инициативы. Участники рынка должны найти баланс между комфортом пассажиров, рентабельностью бизнеса и поддержанием устойчивого уровня обслуживания.
Геннадий Пилипенко из Ростуризма отмечает, что снижение пошлин на ввоз теплоходов, судоходного оборудования и даже ресторанных кухонь включено в концепцию развития российского туризма, которую продвигает его ведомство. С подобным предложением агентство планирует обратиться в Госдуму. Однако операторы рынка скептически относятся к идее снижения пошлин, полагая, что даже беспошлинный теплоход может быть недоступен для них по финансовым причинам.
Рост спроса на речные путешествия
Согласно данным Ростуризма, с начала 2000-х годов ежегодный прирост числа речных туристов составлял в среднем 6%, а в последние три года — впечатляющие 20–25% ежегодно. В 2007 году число перевезенных пассажиров превысило 5 миллионов человек. Этот всплеск интереса обусловлен, прежде всего, популярностью круизов по Волге, Онеге и Ладоге, где в прошлом году все суда работали с максимальной загрузкой, а многие билеты покупались заранее еще зимой.
Олег Зеленков, участник рынка речных круизов, отмечает, что на долю речных пассажирских судов — от 50 до 200 рабочих мест, и они приносят около 40 миллионов рублей прибыли в год. По его оценкам, рынок речных круизов в Европе России в 2007 году превысил 6 миллиардов рублей, при этом основными маршрутами стали Волга, Москва-Ока и Ока-Волга, соединяющие Москву, Астрахань, Самару, Нижний Новгород и Санкт-Петербург.
Геннадий Пилипенко из Ростуризма сообщает, что на круизы по Волге приходится не менее 80% всех речных пассажирских перевозок в стране. Он также отмечает, что по другим крупным сибирским рекам курсируют только один или два круизных теплохода, и их маршруты обычно простираются от Якутска до Игарки, Красноярска до Дудинки, Омска до Ханты-Мансийска и так далее.
На борту речных круизных судов, как правило, 1-, 2-, 3-, 4-местные каюты и каюты класса «люкс», оснащенные туалетом, душем, кондиционером и электророзеткой. Кроме того, на судне обычно есть ресторан, бары, конференц-зал, читальный салон, медпункт, сувенирный киоск, прачечная, парикмахерская и телефон. Однако среди новых развлечений чаще всего доступен только солярий.
Маршрут речного круиза включает в себя как пешие и автобусные экскурсии в туристических центрах, так и посещение музеев, исторических мест и других достопримечательностей вдоль маршрута. По данным Ростуризма, половина всех маршрутов составляет короткие туры длительностью 3–4 дня, четверть — недельные туры, а оставшиеся 25% — двухнедельные глубокие круизы.
Средняя стоимость речного круиза в России в прошлом году составляла около 3000 рублей в день на одного пассажира, что делает такие поездки относительно доступными для многих россиян. Однако участники рынка отмечают, что все больше пассажиров становятся русскими, а не иностранцами.
Олег Зеленков из «Мостурфлота» говорит, что его компания располагает тремя круизными теплоходами, которые работают с иностранными туристами: американцами, итальянцами, немцами и скандинавами. Однако в последние годы он замечает растущий интерес россиян к этим рейсам. Svetlana Гончарова из того же бизнеса подтверждает эту тенденцию и отмечает, что короткие рейсы на теплоходах без возвращения в столицу становятся все более популярными среди российских туристов.
Участники рынка речных круизов соглашаются с тем, что иностранные туристы стали менее многочисленны, но более щедры по своим предпочтениям. Александр Шишкин из «Латти» отмечает, что иностранцы требуют поддержания высокого уровня сервиса и эстетики на судах, в то время как российские туристы довольны состоянием судов и с пониманием относятся к увеличению цен.
Речные круизы: комфорт против ценности
Иностранные туроператоры предъявляют высокие требования к уровню комфорта на российских речных круизах. Они хотят видеть в каждой каюте санузел и однотипные комнаты. Однако, как признают представители местных круизных компаний, их иностранные клиенты чаще всего имеют средний или даже ниже среднего доход. Таким образом, рост цен на такие круизы может отпугнуть потенциальных пассажиров.
Например, французская компания Croisi Europe предлагает поездку из Москвы в Санкт-Петербург и обратно за 1500 евро, но при этом пассажирам приходится самостоятельно добраться до российской столицы и оплатить это отдельно. В то же время, недельный круиз по Сене на более комфортабельном лайнере обойдется в 750 евро.
Несмотря на это, поток россиян, уставших от отдыха в Турции и Египте, не ослабевает. Речное путешествие, даже на старом судне, остается привлекательным по сравнению с другими видами туризма внутри России.
Участники рынка не жалуются на текущее положение дел. Они уверены, что используемые сейчас теплоходы смогут оставаться на плаву еще десятилетиями: «Их эксплуатируют в пресной воде, поэтому без серьезного вреда для обшивки». Замена nội thất судов, как и самолетов, — обычный способ продления срока их службы.
Олег Зеленков считает, что капитальный ремонт большинства судов понадобится через 5-10 лет, а Светлана Гончарова и Геннадий Пилипенко говорят о более долгих промежутках времени — 20-30 лет. Несмотря на это, компании используют относительно молодые суда. У «Водохода — Санкт-Петербург», например, есть лайнер, построенный еще в начале 1990-х, но по советскому заказу.
Волжское пароходство было вынуждено вывести из эксплуатации старые трехпалубные теплоходы, срок службы которых приближался к 50 годам. «Одно из подтверждений того, что наш расчет был верным, — это случай технической аварии с теплоходом «Рылеев» в прошлом году. К счастью, никто не пострадал, и туристы вернулись в Нижний Новгород. Туроператор вернуть деньги за неоказанные услуги», — объясняет Александр Шишкин.
Руководитель одной петербургской круизной фирмы поделился своими опасениями: «Все мы работаем на устаревших и изношенных судах, для которых косметический ремонт — это не решение проблемы. Поэтому мы боимся коллапса, когда старые корабли начнут ломаться один за другим».
Пока такого коллапса не произошло, о покупке или строительстве новых судов речь не идет. Участники рынка слышали слухи о намерении нижегородской круизной компании «Гама» построить современный лайнер, но в самой фирме эту информацию не комментируют.
Несмотря на устаревший парк речных судов, рынок будет развиваться за счет увеличения сроков навигации, роста цен на билеты и числа коротких рейсов. «Даже если цены вырастут еще в два раза, круизы все равно будут раскупаться», — уверен Геннадий Пилипенко. Однако по достижении определенной планки цен наступит насыщение рынка.
Кроме недоступных цен на новые суда, бизнесу на речных круизах в ближайшем будущем будет мешать и другой фактор. «Пропускные возможности шлюзовой системы и сложности на юге Оки (которой требуются ежегодные гидротехнические работы) не благоприятствуют появлению большого числа новых судов. А за последние пять-семь лет необходимые работы не проводились. Мы надеемся, что новый руководитель ГУП Канала имени Москвы Анатолий Сокуренко уделит этому вопросу особое внимание», — говорит Светлана Гончарова.
Геннадий Пилипенко отмечает, что программа развития транспортной системы предусматривает реконструкцию старых шлюзов или строительство новых каналов и шлюзовых систем, но на данный момент это всего лишь планы.
Свежие комментарии