Тенденции фитнес-рынка в России
В современном обществе ЗОЖ стал всемирным трендом, а востребованность фитнес-клубов неустанно растет. В России всего 3% граждан становятся посетителями тренажерных центров. Если в столице этот показатель равен 7%, то в регионах едва достигает 1-2%. Для сравнения: в США охват населения спорт-услугами уже превысил 17%.
Перспективы фитнес-рынка в России
Российский рынок более 20 лет динамично развивается. Это позволяет экспертам прогнозировать его рост и в дальнейшем, причем как в мегаполисах, так и в небольших поселках.
Недостатки фитнес-рынка в России
Несмотря на обширность и активное развитие отечественного фитнес-рынка, потребность в фитнес-клубах среднего и средне-низкого ценового сегмента остается неудовлетворенной. Даже в условиях высокой конкуренции регулярно появляются новые успешные заведения данного формата.
Сегментация рынка
Основной объем российского фитнес-сервиса сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге. Ситуация в остальных мегаполисах оставляет желать лучшего, не говоря уже о населенных пунктах, где проживает менее полумиллиона человек.
Типы фитнес-центров
Сетевые фитнес-центры часто относятся к уровню премиум или бизнес, обладают площадью более 1 000 м² и имеют бассейн, сауны и пр. допуслуги. Размещаются они либо в собственных зданиях, либо в больших ТЦ и бизнес-кластерах.
Несетевые спортивные спорт-центры
На долю несетевых спортивных спорт-центров приходится 65%. Они не могут похвастаться масштабом и многочисленностью услуг, но обладают рядом важных преимуществ: располагаются ближе к целевой аудитории, более низкие издержки на арендной плате благодаря использованию компактных площадей, лояльной ценовой политикой и отсутствием проблем с комплектованием штата.
Эконом-сегмент
Анализируя современный фитнес-рынок, можно выделить эконом-сегмент как наиболее перспективный. Его насыщенность не превышает 12%, в сравнении с достаточно наполненным бизнес (28%) и перенасыщенным премиум секторами (60%).
Концепция спортклуба
Первое, с чего нужно начать разработку плана по создание фитнес-клуба — выбрать концепцию заведения. Мы рассмотрим вариант планирования именно спортклуба уровня эконом — современный фитнес-центр с качественным импортным оборудованием, полным спектром базовых услуг, но без бассейна.
Целевая аудитория
В прежние времена основной сегмент целевого рынка был представлен молодыми людьми 25-30 лет. Сегодня демографический портрет клиентуры спортзалов выглядит иначе: при этом 70 % клиентов принадлежат к возрастной категории от 20 до 50 лет.
Требования к помещению
Требования к помещению определяются в первую очередь форматом центра. Для эконом-уровня наиболее рациональным будет площадь 400 м² — такой метраж позволит оптимально использовать пространство и получить максимум прибыли с каждого квадратного метра.
Расположение заведения
Для максимальной загрузки заведения >2% ЦА должно проживать в радиусе 20-мин. пешей или 5-мин. транспортной доступности. Разумно подыскивать здание под клуб в спальных районах. В радиусе 1-3 км от спорт-клуба будет проживать примерно 50 000 человек, что делает возможным запуск такого фитнес-бизнеса даже в маленьком городке.
Важно учитывать, что свободная планировка помещения потребует возведения стеновых конструкций, что увеличит стартовые расходы. Выбор здания с готовой планировкой, которая не соответствует зонированию, приведет к дополнительным издержкам на перепланировку.
Панорамные окна являются важным преимуществом при выборе места для фитнес-центра, так как они обеспечивают ощущение простора и хорошую естественную освещенность.
Эффективная арендная ставка будет сильно зависеть от региона, и в наших расчетах мы принимаем ставку 6 000 рублей за квадратный метр в год.
6. Изучение конкурентной среды
Перед заключением договора аренды необходимо провести анализ конкурентов. Следует оценить их по ключевым показателям:
- ассортимент предлагаемых услуг и концепция учреждения;
- цены;
- стратегия развития;
- фирменные особенности;
- типичность клиентуры;
- маркетинговые инструменты.
Не стоит слишком опасаться конкурентов, если они представляют собой клубы другого уровня или ценового сегмента. Например, если в радиусе 3 км от вашего фитнес-центра расположен премиальный или бизнес-классовый фитнес-центр, вы можете переманить часть их клиентуры, предложив более выгодные условия: либо по более низкой цене, либо за счет уникальных предложений и услуг.
7. Планировка и зонирование помещения
Основным критерием эффективного планирования пространства фитнес-центра является полное использование площади, приносящей прибыль. Кроме того, потоки клиентов должны быть тщательно спланированы так, чтобы все посетители чувствовали себя комфортно. Поэтому важно поручить зонирование квалифицированному проектировщику с опытом работы в сфере обустройства рентабельных фитнес-залов.
Арендная плата составляет значительную часть регулярных расходов, поэтому зонирование помещения напрямую влияет на эффективность использования площади и прибыльность клуба.
Следует учесть расположение таких ключевых зон фитнес-центра:
- 40 квадратных метров (10%) для имиджевой зоны (вестибюль, ресепшн, бар, торговый отдел);
- 190/50 квадратных метров (60%) для тренажерного зала и групповых занятий;
- 100 квадратных метров (25%) для раздевалок и санузлов;
- 20 квадратных метров (5%) для подсобных помещений.
Зонирование и планировка должны быть индивидуальными для каждого фитнес-центра. Общие рекомендации здесь неуместны.
8. Ремонт помещения
Инженерный проект разрабатывается с учетом зонирования и планировки арендуемого пространства. Однако перед началом ремонта или строительства необходимо иметь готовый дизайн-проект и соответствующий фирменный стиль. Приблизительная стоимость разработки дизайна составляет не менее 150 000 рублей, а ремонтные работы вместе с материалами обойдутся примерно в 7 000 рублей за квадратный метр.
Очень важно уделить особое внимание вентиляционной системе, так как недостаточная ее эффективность может стать серьезной проблемой для большинства начинающих владельцев фитнес-центров. Неприятный запах или душная атмосфера в зале непременно приведут к оттоку клиентов.
9. Выбор оборудования
Тренажеры являются лицом любого фитнес-центра и одной из основных статей начальных инвестиций. Оборудование должно быть презентабельным, удобным в использовании и соответствовать различным уровням физической подготовки клиентов. Такой подход обеспечит постоянный приток посетителей.
С другой стороны, выбор дешевого оборудования низкого качества может привести к высокому уровню износа и неудовлетворенности клиентов. Поэтому нерационально экономить на тренажерах премиум-класса или переплачивать за брендовый статус без особой необходимости.
Корректная комплектация зала исключает наличие ненужного и не популярного оборудования. В то же время количество востребованных тренировочных станков должно быть достаточным, иначе клиенты будут стоять в очередях.
Комплектация спортклуба: рекомендации и план
Помощь в комплектации нового спортклуба должна оказывать специалист с опытом запуска успешных фитнес-учреждений разных форматов. Сам по себе советы даже опытных тренеров в этом вопросе могут быть не очень эффективны.
Штат предприятия
Квалифицированные инструкторы и тренеры являются бесценным активом для фитнес-бизнеса. В клубе должно быть обеспечено постоянное присутствие хотя бы одного такого специалиста, который будет бесплатно консультировать посетителей.
Минимальный состав персонала для работы спортклуба в данном концепции:
Должность | Количество | Оклад (рублей) | Сумма заработка (рублей) |
---|---|---|---|
Администратор | 2 | 20 000 | 40 000 |
Тренер | 3 | 25 000 | 75 000 |
Охранник | 1 | 20 000 | 20 000 |
Уборщица | 1 | 12 000 | 12 000 |
Менеджер по продажам (сдельная оплата) | 1 | — | — |
Владелец предприятия часто выполняет роль управляющего. Наем менеджера обойдется в 60 000 рублей, плюс сдельная часть.
Указанные зарплаты являются приблизительными и актуальны для центральных регионов России.
Услуги и ценообразование
Базовые фитнес-услуги:
- Неограниченное временное посещение в течение 3/6/12 месяцев;
- Дневной абонемент (до 17:00) на 3/6/12 месяцев;
- Вечерний абонемент (с 17:00 до 23:00) на 3/6/12 месяцев;
- Абонементы для детей и подростков на 1/3/6/9/12 месяцев;
- Индивидуальные занятия и консультирование.
Дополнительные услуги:
- Фитнес-бар;
- Солярий;
- Продажа спорттоваров и питания;
- Массаж.
Прогнозное соотношение продаж:
- 40% — безлимитное посещение;
- 30% — ограниченные по времени абонементы;
- 15% — индивидуальные занятия;
- 10% — фитнес-бар, реализация продуктов питания и напитков;
- 5% — массаж, солярий и другие дополнительные услуги.
Предлагаемое ценообразование:
- Безлимитный абонемент: 7 000 рублей в квартал, 12 000 рублей на полгода или 20 000 рублей за год;
- Ограниченное временными рамками посещение будет дешевле на 20-30%;
- Индивидуальное занятие: от 600 до 1200 рублей в зависимости от типа тренировки.
Указанные цены являются приблизительными и актуальны для центральных регионов России.
Стратегия продаж и маркетинга
Фитнес-клубу, ориентированному на местных жителей, необходимо работать над созданием хорошей репутации. В механизме продвижения проекта должны быть задействованы следующие рекламные инструменты:
- «Сарафанный» маркетинг: положительные отзывы посетителей будут мощным бесплатным инструментом привлечения новых клиентов;
- Фитнес-мероприятия: организация спортивных праздников, соревнований и презентаций для жителей города;
- Интернет-продвижение: онлайн-продажи через корпоративный сайт, городские и региональные порталы, социальные сети, медийные платформы, поисковая контекстная реклама с таргетингом.
Свежие комментарии