Общие сведения о проекте
- Регион реализации: Республика Саха (Якутия)
- Направления проекта:
- Создание современной высокотехнологичной Жатайской судоверфи
- Строительство судов речного класса
- Модернизация, ремонт и межнавигационное обслуживание судов
- Утилизация судов
Экономика проекта
- Планируемый объем капитальных затрат: 5 750,7 млн руб. с НДС в ценах соответствующих лет
- Субсидии:
- За счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы №2 «Развитие производства современных технических средств и технологий для решения задач в области сбалансированного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности»
- Льготный целевой долгосрочный займ АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» под 5% годовых
- Субсидии по конкурсу Минвостокразвития России на создание объектов внешней инфраструктуры
Коммерческая эффективность
- Чистая приведенная стоимость: 5 437,0 млн руб.
- Внутренняя норма доходности: 7,5%
- Простой период окупаемости средств инвестора: 24 года
- Дисконтированный период окупаемости средств инвестора: 28,9 лет
Мультипликатор проекта
- При реализации Комплексного проекта на двадцатилетний горизонт планирования, предусматривающего выполнение программы строительства 160-ти судов для судоходных компаний Ленского бассейна, на один рубль бюджетных средств будет привлечено 53,8 рублей внебюджетных инвестиций
Социальная и бюджетная эффективность
- Реализация проекта обеспечит создание около 1 300 рабочих мест из них более 1 000 – высокопроизводительных
- Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в размере 22 380,8 млн руб. за расчетный период до 2055 г.
Маркетинговое окружение
- Анализ ситуации на рынке судостроения и судоремонта
- Ситуация на рынке грузоперевозок внутренним водным транспортом в Республике Саха (Якутия)
- Вопросы наличия и технического состояния флота, объемов перевозок по видам грузов и по грузоотправителям, конкуренции на рынке перевозок и пр.
Арктическая зона России: обзор и перспективы
Обзор ситуации и перспектив развития Арктической зоны РФ
Целью обзора было выявление потенциальной потребности в использовании флота Ленского бассейна для поддержки организаций, работающих в Арктике. Исследование показало несколько ключевых факторов, обосновывающих возобновление судостроения в этом регионе:
- Активизация геополитических процессов в Арктической зоне России;
- Развитие инфраструктуры Северного морского пути;
- Необходимость создания высокотехнологичного производства судов в Северо-Якутской опорной зоне для выполнения мобилизационных заданий в условиях особых экономических условий;
- Изменение схемы завоза грузов в Республику Саха (Якутия) из-за обмеления верховья реки Лены и введение в эксплуатацию железнодорожной линии «Беркакит-Томмот-Якутск»;
- Ограниченная транспортная доступность и зависимость от внутреннего водного транспорта для всей северной части Якутии;
- Реализация политики импортозамещения;
- Критическое устаревание флота Ленского бассейна;
- Необходимость повышения эффективности расходования средств консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за счет оптимизации работы внутреннего водного транспорта;
- Обеспечение эффективной и бесперебойной доставки жизненно важных грузов, включая топливно-энергетические ресурсы, в труднодоступные и удаленные населенные пункты северо-восточной части Арктической зоны РФ;
- Рост рисков срыва завоза грузов из-за устаревания флота.
Потребность в новых судах
Совместная оценка судовладельцев Ленского бассейна и экспертов указывает на то, что их потребность в новых судах составляет не менее 325 единиц. Ускоренное старение флота и необходимость заменить его требуют постоянного внимания и планирования.
Жатайская судоверфь: поддержка арктических территорий
Жатайская судоверфь готова поддержать арктические территории, обеспечивая завоз жизненно важных грузов. Их стратегия заключается в производстве речных судов первой необходимости для доставки грузов в отдаленные районы Республики Саха (Якутия). Остальные потребности в новых судах планируется удовлетворять за счет приобретения судов, произведенных на других российских верфях с использованием мер государственной поддержки.
Инженерные сети и предпроектные расчеты
Перечень объектов капитального строительства
Совместно с ОАО «ЛОРП» составлен обновленный список объектов капитального строительства и оборудования для судоремонтного комплекса Жатайского ССЗ, включая инженерные сети и предпроектные расчеты.
Распределение объектов на территории Жатайского ССЗ
Разработана схема размещения объектов капитального строительства для судостроительного и судоремонтного комплексов, а также производственного комплекса по утилизации выведенных из эксплуатации судов.
Обоснование технологических решений
Сравнительный анализ стоимости производства судов в Якутии
Проведен сравнительный анализ стоимости производства судов в Якутии и за рубежом. Анализ показал целесообразность создания судостроительного комплекса в Республике Саха (Якутия), что позволит снизить издержки и ускорить производство.
Укрупненные расчеты капитальных затрат
Были произведены предварительные расчеты капитальных затрат на создание судоверфи полного цикла в Якутии по следующим вариантам:
— На основе технологических решений, разработанных ЦТСС;
— На основе технико-коммерческих предложений иностранных поставщиков судостроительного оборудования.
Импортозамещение и снижение капитальных затрат
Для импортозамещения и снижения капитальных затрат на оборудование был проведен подбор российских поставщиков строительных конструкций и кранового оборудования для вновь возводимого элегантного и прилегающих цехов. Получены технико-коммерческие предложения от российских компаний, что позволит снизить стоимость производства.
Специфика работы над проектом
Для обоснования необходимости реализации проекта был проведен сравнительный анализ влияния обновления флота на тарифы по грузоперевозкам в Ленском речном бассейне и учтен переход к новому транспортно-логистическому узлу в Республике Саха (Якутия).
Предварительные расчеты капитальных затрат
Предварительные расчеты капитальных затрат проводились по нескольким вариантам, поскольку заказчик при согласовании расчетов определил строгую структуру и лимит на некоторые виды расходов (собственные средства, оборудование и т. п.).
Финансовое моделирование
С точки зрения финансового моделирования комплексный проект оказался сложным. Для его реализации потребовалось создать три отдельные финансовые модели:
- Модель создания и окупаемости Жатайской судоверфи.
- Модель строительства и окупаемости судов с учетом региональной концессии.
- Комплексная модель, включающая все инвестиционные расходы.
Эти модели будут адаптироваться для удовлетворения требований различных органов власти и финансовых институтов, чтобы максимизировать привлечение бесплатных и безвозвратных средств, а также льготное финансирование.
Структурирование проекта
Проект сложен с точки зрения его структурирования из-за необходимости учета возможности заключения регионального концессионного соглашения на строительство судов. В ходе анализа было выявлено преимущество реализации проекта с организацией ТОСЭР ( speciale экономическая зона) на территории Жатайской судоверфи, что обеспечит проекту конкурентное преимущество благодаря таможенным и налоговым преференциям в течение инвестиционного и эксплуатационного периодов соответственно.
Эффективный вариант реализации
Согласно исследованию, наиболее эффективным вариантом реализации комплексного проекта является получение ООО «Жатайская судоверфь» статуса резидента ТОСЭР. Это обеспечит проекту конкурентное преимущество за счет налоговых льгот на этапе строительства и таможенных преференций на инвестиционном этапе, а также налоговых преференций на эксплуатационном этапе.
Подготовка сопутствующих материалов
В ходе разработки инвестиционного проекта был подготовлен широкий спектр материалов для представления проекта органам государственной власти. В частности, была создана видеопрезентация проекта для Восточного экономического форума 2016 года.
Новости по проекту
[Здесь можно добавить последние новости и обновления по проекту]
Свежие комментарии