Многие начинающие предприниматели – коммерсанты плохо разбираются в экономике и бизнес-планирования, но обычно интуитивно чувствуют идеи, которые лежат в основе Технико-экономического обоснования.
Составить ТЭО необходимо самому предпринимателю — коммерсанту для понимания того, что стоит ждать от проекта. Для инвестора необходимо понимание сроков окупаемости вложенных денег.
ТЭО по своему названию является документом для обоснования получения финансирования, с расчетами окупаемости вложений. Используются только экономические представления. ТЭО вполне заменяет бизнес-план, как начальный рабочий документ при взаимодействии Заемщика Инвестора и Кредитора.
Сценарий ТЭО:
- Титульный лист.
 - Исполнительное резюме (обзорный раздел).
 - Общее описание Заявителя.
 - Описание проблемной (актуальной) области применения и общей сути инновационных предложений в виде технологий, продукции, услуг.
 - Цель, задачи и ожидаемые результаты инновационного проекта.
 - План выполнения проекта (производственный план).
 - Обоснование структуры и содержания расходов.
 - Маркетинговый план.
 - Приложения к проекту.
 - Оценка рисков.
 
Расчеты в ТЭО состоят из таблиц, в которых представлено движение денежных средств и баланс.
 — смета инвестиционных затрат (расчет стоимости необходимого оборудования)
 — расчет стоимости сырья и материалов для выпуска единицы продукции
 — расчет заработной платы сотрудников (берется период – месяц)
 — смета расходов  (за выбранный период) 
 — задается продажная цена единицы продукции и объем продаж
 — определяется доход (за выбранный период)
 — расходы (за выбранный период)
 — прибыль (за выбранный период)
 — определяется срок окупаемости
Существуют следующие варианты технико-экономического обоснования на практике:
Пример №1 
 1. Реальное состояние предприятия;
 2. Анализ рынка и оценка производственных мощностей предприятия;                                            
 3. Техническая документация;
 4. Положение дел с трудовыми ресурсами;                                                                             
 5. Организационные и накладные расходы предприятия;                                                         
 6. Оценка длительности проекта;
 7. Анализ финансовой привлекательности и экономической обоснованности проекта.
Пример №2 
 1. Суть предлагаемого проекта и принцип его воплощения в жизнь; 
 2. Небольшой обзор (анализ) рынка
 3. Технологические и инженерные аспекты проекта: 
 — описание процесса производства; 
 — доказательства необходимости приобретения нового оборудования или модернизации старого; 
 — сравнение нового продукта с действующими стандартами качества; 
 — обзор сильных и слабых сторон нового товара или услуги; 
 4. Финансовые и экономические показатели, включающие в себя: 
 — предполагаемые и необходимые инвестиции в проект; 
 — предполагаемые внутренние и внешние финансовые источники; 
 производственные издержки; 
 5. Оценка эффективности и окупаемости проекта, гарантия возврата заемных средств; 
 6. Восприимчивость нового продукта, услуги. Риски; 
 7. Общая оценка эффективности проекта;
Пример № 3 
 1. Краткое изложение всех основных положений технико-экономического обоснования; 
 2. Условия претворения нового проекта в жизнь
— кому принадлежит авторство проекта
— исходный материал по проекту
— какие подготовительные мероприятия и исследования уже проведены и т.п. 
 3. Анализ рынка сбыта
— обзор производственных возможностей предприятия
— пиковые возможности предприятия и ряд других факторов; 
 4. Обеспечение производства (необходимые запасы и производственные ресурсы)
— анализ существующих контрагентов
— поставщики
— анализ возможных издержек на различные производственные факторы
 5. Территориальное расположение предприятия (арендная плата)
 6. Конструкторская и проектная документация
— оценка необходимых технологий для нового проекта
— оценка дополнительных объектов вспомогательного назначения
7. Организационные и другие дополнительные расходы, связанные с новым проектом
— расчет дополнительных расходов
— предполагаемой структуры будущего производства 
 8. Анализ трудовых ресурсов для будущего проекта
— оценка человеческих ресурсов, которые понадобятся для запуска нового проекта
— предполагаемое число рабочего и обслуживающего персонала
— привлечение местных работников, либо иногородних (иностранные) специалисты
— оплата труда
 9. График хода осуществления представляемого проекта; 
 10. Общая оценка экономической и финансовой состоятельности планируемого проекта
Удачи! Следующая беседа «Меморандум»
  
  
Свежие комментарии