Чем хорош данный бизнес?
Во-первых, количество автомобилей растет огромными темпами. Уже сегодня можно видеть, что на дорогах появилось очень много женщин, которых раньше можно было встретить не часто. Во-вторых, выбор автошколы происходит чаще всего по рекламным материалам (т.е. нет устоявшихся брендов), что облегчает вход в этот бизнес. И в третьих, рынок это довольно прозрачен и прост, поэтому открытие автошколы не будет трудоемким.
Начало бизнеса
С чего начать создание автошколы? Конечно же, с поиска помещения и подходящей территории для практических занятий, то есть нужны учебный класс и открытая площадка.
С площадкой все более или менее просто: самый верный путь — но самый дорогой — взять в аренду или же найти субарендодателя. Кстати, одну и ту же площадку, как правило, используют несколько автошкол, а значит, есть шанс сэкономить. Если, конечно, владельцы других школ не станут чинить новоявленным конкурентам препятствий. Цена на такую тренировочную площадку колеблется сегодня от 30 до 300 долларов в месяц.
Для получения лицензии на открытие автошколы необходимы:
- договор об аренде помещения;
- договор аренды площадки для обучения первичным навыкам вождения;
- наличие оборудованного в соответствии с требованиями учебного класса;
- укомплектованный штат (медицинский работник, осматривающий инструкторов перед выездом, инструкторы с соответствующими разрешениями и преподаватели).
Более простой вариант — создание автошколы-экстерната. Здесь не потребуется ни лицензии, ни специально оборудованного класса. Все оснащение на совести организаторов. Арендуется помещение, где читают минимальный набор лекций, и вербуются инструкторы, которые готовы заниматься практическим вождением с абитуриентами неподалеку от их места жительства.
Эта схема более привлекательна по части организации, но эффект такого обучения не всегда положительный. По окончании курсов студент не получает никаких документов и идет сдавать экзамены в ГИБДД экстерном.
Автошкол, работающих по данной схеме, сейчас достаточно много. Но подходят они далеко не всем; они рассчитаны в большей степени на людей с аналитическим складом ума, которые способны сами разобраться и систематизировать свои знания и понять, на каких моментах необходимо сконцентрировать внимание, а на какие не стоит тратить драгоценное время.
Аренда помещения — вопрос особый. Для нашей автошколы мы заметим лишь, что максимальное количество слушателей одной учебной группы рассчитывается исходя из 2 кв. м на человека. И лучше соблюдать это правило. Хотя бы для того, чтобы не давать лишних поводов для придирок со стороны массы проверяющих организаций, которые будут интересоваться и наличием у преподавателей санитарных книжек, и количеством света на одного учащегося в люксах или люменах.
Оборудование полноценного класса — статья довольно немалых инвестиций, а большая часть денег уйдет на закупку учебных пособий. Список необходимого включает все основные агрегаты и системы автомобиля (некоторые — в разрезе), плакаты об общем устройстве автомобиля, с правилами дорожного движения (знаками, разметками), правилами оказания медицинской помощи. Потребуются и манекены для отработки навыков оказания помощи.
Сегодня многие фирмы предлагают необходимые наборы пособий по цене от 3000 до 4000 долларов. Между прочим, значительная часть поставщиков сотрудничает с ассоциациями автошкол, а значит, искать их координаты и получить компетентные оценки качества предлагаемых пособий проще всего именно в таких объединениях компаний, обучающих вождению.
Персонал автошколы
Наиболее простым вариантом можно считать приглашение на работу инструкторов с собственными оборудованными автомобилями — так работает подавляющее большинство частных автошкол. Эта схема хотя и несколько снижает доходность бизнеса, но избавляет от ряда проблем, связанных как с бухгалтерской отчетностью, так и с непосредственным содержанием машин.
Если у автошколы есть свой парк, то в штате обязательно должны быть постоянный медицинский работник (когда машины наемные, достаточно присутствия врача только в момент выезда) и механик, проверяющий машины. Кроме того, машины надо где-то хранить, обслуживать и т. д. Одним словом, проще все эти заботы переложить на инструкторов. К тому же при найме машин заметно снижается объем первоначальных инвестиций и бизнес-план не будет пугать вас и ваших возможных инвесторов огромными цифрами. Единственное условие — все инструкторы должны быть частными предпринимателями, с которыми заключается договор на оказание услуг.
Транспорт
Это наиболее затратная часть вашей автошколы. Разумеется, все машины должны быть оборудованы вторыми педалями, дополнительными зеркалами заднего вида и необходимыми знаками.
Минимальный курс включает в себя 32 академических часа практического вождения. Но большинству студентов этого оказывается мало. Так что часто они либо договариваются непосредственно с инструктором о сверхурочных занятиях, либо обращаются в школу за дополнительными «часами». Как показывает практика, большинство учащихся «накатывают» от 40 до 50 часов.
Курсанты автошколы
В среднем размер группы составляет сегодня 20-30 человек при стоимости практического курса от 1500 до 2500 рублей. Это основной источник дохода автошколы. С инструкторами же, использующими собственные автомобили, отношения строятся по-разному. Некоторые школы устанавливают высокие расценки на вождение, но требуют от водителей идеального состояния машины и все деньги стараются проводить «через себя», выдавая инструкторам подчас достаточно приличную зарплату (около 1000 долларов). Правда, в эту сумму входит еще и стоимость обслуживания и содержания автомобиля.
Другой вариант: школа направляет студентов к инструкторам, и те самостоятельно договариваются о цене и количестве занятий со своими подопечными. Здесь цена во многом зависит от типа автомобиля и его технического состояния, так что может отличаться в разы. В таких случаях водители платят автошколе комиссионные.
Реклама бизнеса
Наиболее правильным рекламным ходом для автошколы, работающей в рамках одного района, наверное, можно считать расклейку объявлений на подъездах домов или почтовую рассылку листовок.
Около школы, где проходят занятия, стоит установить один-три штендера (2,5 тыс. руб. за штуку плюс 600 руб. в месяц человеку, который будет его выносить). Потенциальные клиенты, выбирая школу, обзванивают все удобные варианты, поэтому координаты ищут в печатных СМИ: другие носители, например бегущая строка на ТВ, не дают никакого эффекта.
Рекламировать автошколу можно, только получив лицензию.
Финансовая часть бизнеса
Расходы на открытие автошколы составят около 800 тысяч рублей. Затраты окупятся через 1,5-2 года.
Когда первая автошкола начнет приносить стабильный доход, участники рынка рекомендуют развивать сеть, открывая курсы в разных районах города. Часть школ кроме филиалов строят и собственные автодромы. Делать это лучше, если в автошколе работает семь-десять машин, чтобы загрузить площадку. Стоимость подобного проекта — около 1,2 млн руб. При цене аренды автодрома 150 руб. в час автошкола с десятью машинами окупит вложения за 1,5-2 года. Свой автодром повышает престиж школы, позволяет привлечь новых клиентов и даже повысить стоимость курсов. Дополнительный доход приносит предоставление автодрома в аренду другим школам.
И все-таки автошкол в стране сегодня очень много. Так что занимать свою нишу здесь нужно, мягко говоря, с умом. Мыслить придется глобально, изобретая все новые приманки для клиентов. Но действовать — локально. По мнению участников этого рынка, в перспективе большинство школ станут совсем небольшими и будут работать в каждом районе города.
Основным вашим инструментом продвижения должна стать реклама. Пробуйте все способы и оценивайте эффективность, так вы подберете наиболее оптимальные способы. А бизнес-план постарайтесь составить как можно более продробно. Это позволит вам при реализации бизнес-плана понять что и где пошло не так, как вы планировали и скорректировать свои действия.
Свежие комментарии