В России рынок вендинга продолжает развиваться, несмотря на существующие ограничения. Компания VendShop, производитель торговых автоматов, с каждым годом увеличивает объемы сбыта продукции.
Продажа медицинских товаров
Автоматы по продаже медицинских товаров пользуются спросом в поликлиниках и больницах. В них можно купить гигиенические бахилы, медицинские маски, пластыри, бинты и зубные пасты.
Товар | Цена |
---|---|
Пластырь | $5,99 — $15,95 |
Бинт | $5,99 — $15,95 |
Резиновая перчатка | $5,99 — $15,95 |
Марлевый компресс | $5,99 — $15,95 |
Ограничения законодательства
Действующее законодательство России противоречит идее вендинговой торговли как автоматизированной круглосуточной продажи лекарств без участия человека. Любой пункт продажи лекарств должен быть соответствующим образом сертифицирован, а также укомплектован квалифицированным персоналом с образованием провизора или фармацевта.
Успехи вендинговых автоматов
В России установлено более 40 автоматов по продаже презервативов и контактных линз. Компания Curaprox устанавливает автоматы с зубными пастами, щетками и сопутствующими товарами в торговых центрах.
Рынок вендинга
Рынок вендинга в России продолжает развиваться. В среднем каждая седьмая заявка на оборудование – это линзоматы, кондоматы и автоматы по продаже тампонов и прокладок.
Регион | Доля заказов |
---|---|
Москва | 20% |
Регионы | 80% |
Вендинговые автоматы в США
В США вендинговый автомат для продажи наборов первой помощи был разработан Тейлором Розенталем, который стал самым молодым венчурным предпринимателем в США. Автомат будет продавать наборы первой помощи по цене от $5,99 до $15,95, а также резиновые перчатки, бинты и марлевые компрессы.
Одной из первых аптечных сетей, решившихся на установку торговых автоматов, стала сеть «Первая помощь». Планировалось установить автоматы в 60 аптеках Санкт-Петербурга, предлагать безрецептурные препараты, товары личной гигиены и контрацепцию. Срок окупаемости проекта составлял от трех до шести месяцев, общая сумма инвестиций должна была достигнуть 40 миллионов рублей. Однако в 2014 году, после поглощения «Первой помощи» аптекой «Радуга», проект был закрыт, а установленные автоматы демонтированы.
Аптечная сеть «Самсон-Фарма» сделала акцент на установке аппаратов по продаже контактных линз и презервативов:
«В наших аптеках ассортимент в основном состоит из лекарственных препаратов, включая средства для лечения хронических заболеваний, поэтому часто образуются длинные очереди. Тем не менее, мы понимаем важность расширения продаж нелекарственных товаров. Мы установили кондоматы прежде всего ради удобства покупателей: люди, пришедшие за презервативами, не будут стоять в очереди и ждать подходящего момента. Кроме того, покупатель может приобрести товар анонимно, выбрав нужный цвет, фасовку или размер. Кондомат решает эти задачи. Это удобно и быстро», — поделился с Vademecum генеральным директором аптечной сети Самсоном Согояном.
На сегодняшний день компания установила в своих аптеках 19 кондоматов. Другой проект Согояна — установка линзоматов в торговых центрах. Всего было установлено семь таких аппаратов:
«Процедура установки довольно дорогостоящая: требуется арендовать площадь, которая может составлять около полутора квадратных метров, плюс покупка самих аппаратов, стоимость каждого из которых составляет от 200 тысяч рублей. Окупить инвестиции вложенные средства удалось за 2,5 года, как и планировалось. Мы продолжим устанавливать кондоматы, но проект с линзоматами притормозили из-за нестабильного спроса. Люди экономят деньги, особенно на линзах, так как данная продукция не дешевая. Средний чек составляет более 1500 рублей», — рассказал Самсон Согоян.
Интернет-магазин «Доставка линз» задумывался о продаже контактных линз через вендинговые автоматы еще в 2004 году. В 2007 году компания зарегистрировала в Российском авторском обществе изобретение под названием «Способ продажи контактных линз с помощью автоматического аппарата». К 2011 году они смогли запустить проект, несмотря на то, что все бизнес-справочники утверждали, что продавать товары стоимостью более 10-15 долларов через вендинговые машины невозможно. На сегодняшний день компания установила 630 линзоматов в Москве и Санкт-Петербурге. В их ассортименте представлены контактные линзы таких брендов, как Bausch&Lomb, CIBA Vision (Alcon), CooperVision, Johnson&Johnson, Maxima, Ocular Sciences, Sauflon.
Через год появился конкурент — московская компания Mr.Lensomat24 (ООО «Новые торговые технологии»), начавшая продавать франшизу на автоматизированную торговлю контактными линзами. Стоимость стартового франчайзингового пакета на один линзомат составляла 390 тысяч рублей, а срок окупаемости инвестиций — от 4 до 6 месяцев.
Еще одна компания, которая пыталась продавать контактные линзы через линзоматы, «Айкрафт Оптика», имеющая салоны в более чем сте городах РФ. Однако у них проект не удался:
«У нас есть магазины с высоким трафиком, и чтобы привлечь покупателей, мы установили два линзомата. Но с ними возникло множество технических проблем: монетоприемник, например, не был совместим с нашими ценами и скидками, не принимал бонусные карты. Эксперимент продолжался два месяца, и мы отказались от этой идеи», — признался Vademecum директор компании Сергей Машуков.
Свежие комментарии