СКУД в школе: вопросов здесь обычно больше, чем ответов на них. Чаще всего сложности с внедрением возникают из-за крайне ограниченного бюджета учреждений.
Мы постарались ответить на самые частые вопросы, которые связаны со школьными СКУД, и дали несколько рекомендаций, исходя из нашего опыта, о том, что важно учитывать при инсталляции.
Турникеты — лучший вариант
Почему лучше выбрать именно турникеты, а не, например, считыватели «вход/выход» без преграждающих устройств? Все просто: ученики — умышленно или нет — будут забывать отмечаться, что даст некорректные данные о посещаемости. Зачем тогда вообще СКУД, если она не ограничивает и не учитывает проходы?
Считыватели дальней идентификации также не подойдут — такие решения предназначены в основном для транспорта и мало применимы для идентификации людей.
Турникеты в вестибюле школы.
1 турникет на 500 человек
Какой турникет выбрать
Также хороший вариант купить IP-турникет — итоговая стоимость такого решения будет меньше, чем сумма всех компонент по отдельности: в турникет уже встроен контроллер СКУД и пара считывателей. Это гарантирует полную совместимость оборудования и значительно упрощает монтаж — к устройству необходимо подвести питание и закрепить его несколькими анкерами к полу.
Полезные ссылки:
Управление турникетами и калитками в Sigur
Видео: Турникеты и калитки в СКУД
Видео: Обзор IP-турникета 3V
Ограждения и требования МЧС
От выбора турникетов переходим к выбору ограждений. Это конструкции (обычно металлические), которые ограждают пространство около входной двери и направляют поток посетителей к турникетам.
При выборе нужно учитывать требования МЧС. Обычно самое важное из них — обеспечить свободный проход при эвакуации шириной не менее 1,2 метра. Для этого рекомендуем сделать быстрооткрывающуюся секцию в ограждениях (калитка «Антипаника»), а не устанавливать на турникет складывающиеся планки — они не смогут обеспечить нужную ширину прохода и, как следствие, не удовлетворяют требованиям МЧС.
Длина быстросъемного ограждения «Антипаника»
не должна быть меньше 120 см.
Также зачастую на входе нужна установка формирователя прохода — монолитной секции ограждения длиной около метра. Если этого не сделать, то возможна «пропажа» до 30% проходов или проходы через запертый турникет.
Полезные ссылки:
Видео: Планировка ограждений в зоне прохода
Выбор идентификаторов
От способа идентификации зависит стоимость системы, удобство работы и время прохода (которое может повлиять на количество турникетов).
Самый распространенный, понятный и бюджетный вариант — карты. На картах можно распечатать какую-нибудь информацию: данные о владельце, информацию о школе и так далее.
Можно рассмотреть вариант использования «карты учащегося»: социальной или банковской (точнее, транспортной, которой школьники оплачивают проезд). Правда, здесь стоит учесть, что такие карты будут считывать не любые считыватели.
Различные «карты школьника».
Брелок или браслет. По сути — та же карта, только в другом форм-факторе. Стоят почти в два раза дороже, но более устойчивы к повреждениям, их труднее потерять и выглядят они нестандартно в сравнении с картой.
Биометрия в школе: надо ли?
На первый взгляд биометрия может показаться очень удобным решением для школы: не нужно постоянно носить с собой карты или браслеты, которые ребенок может потерять или забыть.
Однако это, во-первых, недешево, а, во-вторых, идентификация по биометрическим отпечаткам занимает в общем случае больше времени, что может привести к очередям. В-третьих, если используется, например, биометрия по отпечатку пальца, установленные в устройствах сканеры плохо распознают грязные или мокрые пальцы, что может усложнить идентификацию детей в школе. И, наконец, дети растут, что потребует регулярной актуализации биометрических шаблонов.
Отдельно отметим распознавание лиц. Если выбирать этот способ идентификации, то лучше в качестве дополнительного, например, к карте — так можно избежать подлога и передачи карты другому человеку. Если как один признак, — то не рекомендуем, если в школе около 1000 человек — ошибки будут возникать неизбежно.
Распознавание лиц работает в режиме верификации в одной из школ.
Полезные ссылки:
Распознавание лиц в Sigur
Видео: Почему распознавание лиц не работает так, как вы хотите?
Видео: Биометрическая идентификация. Общие сведения.
Какие функции востребованы
Что важно для школ? Рассмотрим полезные функции СКУД — помимо стандартных,- которые будут полезны для родителей на примере версии ПО Sigur для школы.
Многим родителям важно знать, что их ребенок пришел на уроки и во сколько он вышел из школы. Уведомления могут быть разных типов: СМС, по электронной почте, в Telegram.
СМС-сообщение автоматически отправляется родителям,
когда ребенок пришел в школу и ушел из нее.
Для монтажных организаций рассылка смс-уведомлений может быть хорошим вариантом получить дополнительную прибыль. Технически отправка СМС происходит с использованием специализированных сервисов и должна быть оплачена поставщику по опредленному тарифу.
Давайте рассмотрим пример. Пусть каждый день ученик заходит в школу и уходит из неё — это 2 смски в день. В среднем за месяц в школу он ходит 24-25 раз. Итого — около 50 смс в месяц будет отправлено родителю. Купить такой пакет можно, например, за 90 рублей, продать — за 250 (подписка на получение уведомлений на месяц). Следовательно, прибыль — 160 рублей.
Конечно, в реальности не все родители готовы платить за смс-оповещение. Обычно на это согласны 15-20% родителей. Но даже так — 160 умножаем на 800 и на 0,15 = 19 200 рублей. То есть за месяц с одной школы можно заработать около 20 тысяч рублей.
Второй по популярности запрос — организация безналичной оплаты в столовой по той же карте, по какой ученик проходит в школу. Плюсы этого довольно очевидны: учащийся не использует деньги, так как карта привязана к некоему виртуальному счету, который пополняют родители. Все операции движения средств по расчетному счету фиксируются и доступны для контроля родителям.
Расчеты в столовой — востребованная функция в школах.
Но, есть и минусы. А именно необходимо постоянно актуализировать меню и заносить данные по позициям, необходима организация биллинговых операций с печатью кассовых чеков, что может затруднить внедрение такой системы.
Также может быть удобна функция интеграция с веб-ресурсами. Например, с сайтом школы, электронным дневником или специализированным веб-проектом. Для чего же необходима такая интеграция? Во-первых, это повышает надежность хранения данных. Хранить все данные об учениках только в школе на одном компьютере (особенно, если это компьютер вахтёра) ненадежно.
Можно создать личный кабинет для родителей, который позволит посмотреть им не только оценки своих детей, но и данные о времени прихода / ухода из школы, о том, что он покупал в столовой.
Как вариант — подключить к сервису банковскую систему уведомлений о назначении платежей для автоматизации управления услугой подписки на уведомления или пополнения счёта для столовой.
В Sigur есть специальный протокол, в рамках которого наш сервер напрямую обращается к партнерскому сайту, автоматически выгружая с него информацию об учащихся, со своей стороны — отсылает на сайт время проходов учащихся, фотографии о проходах с подключенных напрямую к Sigur IP-камер, информацию о платежных операциях учеников и другие данные.
СКУД в школе требует особого подхода. В первую очередь это связано с тем, что большинство школ крайне стеснены в финансовом плане, поэтому важно найти для таких объектов оптимальный вариант, который бы за относительно небольшие деньги обеспечивал безопасность и набор дополнительных удобных функций.
Свежие комментарии