Целью бизнес-плана является создание малого авиапредприятия, занимающегося прогулочными и экскурсионными полётами.
Начальные условия
Предприятие будет создаваться на базе уже имеющегося аэродрома Гатчинского района Ленинградской области — Сиворицы, оснащённого всей необходимой современной инфраструктурой и подъездными путями. Ниша малых авиапредприятий по данному виду деятельности (экскурсионные полёты) в Гатчинском районе Ленинградской области полностью свободна.
Перспективы развития
Предприятие имеет большие перспективы — по мере реализации главного направления появится возможность развиваться и открывать новые направления деятельности — перевозки по маршрутам местных воздушных линий, авиационные работы, первоначальное лётное обучение, а также членство в аэроклубе и занятие планерным и самолётным спортом.
Финансовые затраты
Для начала реализации проекта не потребуется больших капиталовложений — всего 3 миллиона рублей. Проект низко рисковый. Потребность в персонале также не велика — 5 человек и 2 административных работника.
История развития авиации
Первые авиационные заводы в России развились из мастерских, в которых ремонтировались самолеты иностранных летчиков, приезжавших в Россию на гастроли, и аппараты первых русских авиаторов. Но уже очень скоро появились заказы не только на починку, но и на производство новых самолетов.
Год | Событие |
---|---|
1909 | Зародилась русская авиационная промышленность |
1910 | Начало выпуска самолётов |
В 1909 году зародилась русская авиационная промышленность, которая через год после своего рождения начала выпускать самолеты. Первому детищу русских авиационных инженеров, выпущенному на основе конструкции Анри Фармана заводом «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания», было присвоено имя нашей великой родины — биплан был назван «Россия-А».
Завод «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания», открывшийся в январе 1910 года на Корпусной улице в Петербурге, охватывал территорию всего лишь 4000 квадратных метров, и его силовой установкой служила паровая машина мощностью 60 лошадиных сил. Несмотря на свои скромные размеры, это был полноценный авиационный завод, а не простая мастерская. На территории завода было организовано отдельное энергетическое хозяйство: здесь размещалась паровая машина, кочегарка и даже небольшая электростанция. В других помещениях функционировали различные цехи: механический, деревообделочный, швейный, литейный и сборочный. Место для расположения завода было выбрано с учетом его возможного расширения в будущем.
Руководство предприятия понимало важность квалифицированной рабочей силы, поэтому привлекало лучших инженеров, обеспечивая им необходимые условия для работы. На заводе были не только производственные цеха, но и современная чертежная, лаборатории для испытаний материалов и тканей, аэродинамическая лаборатория и другие специализированные помещения. Инженеры завода проводили обширные исследования и разработки, направленные на использование отечественных материалов в авиационной промышленности.
Благодаря эффективной организации производства, завод мог построить самолет за один месяц, а в экстренных случаях даже за два недели. Это было выдающимся достижением, учитывая, что на иностранных авиационных предприятиях создание аэроплана занимало не менее трех месяцев.
15 августа 1910 года тихим утром состоялся первый полет «Россия-А». На Гатчинский аэродром прибыли инженеры, участвовавшие в создании самолета: директор завода С. С. Щетинин, заведujący производством Дыбчинский, конструкторы Ребиков и Б. Н. Воробьев. За руль сел заводской авиатор-испытатель В. А. Лебедев, опытный спортсмен, ранее получивший во Франции диплом пилота-авиатора. По команде Лебедева механик несколько раз провернул винт, и двигатель быстро достиг необходимой мощности. Рабочие удерживали самолет на месте, пока мотор не развил достаточную тягу для взлета. По сигналу Лебедева они отпустили аппарат, и «Россия-А» возносится в небо. Дальность первого полета составила более двух километров. Аэропортлан успешно прошел испытание, а через неделю, 21 августа 1910 года, при участии большого количества публики состоялся его первый публичный показ.
Авиационный журнал «Вестник воздухоплавания» описал это событие так: «Когда наконец был выведен из ангара биплан «Россия-А» и отведен к месту взлета, толпа людей последовала за ним. Присутствовавшие офицеры лейб-гвардии Кирасирского полка предложили свою помощь в поддержании порядка. Готовый к полету В. А. Лебедев поднялся на борт аппарата. Оркестр начал играть марш, который сопровождал взлет русского самолета. «Россия-А» быстро ушла в небо, совершая плавный поворот вокруг аэродрома. Толпа аплодировала и кричала «ура»! Летящий русский аппарат вдохновлял людей, и все с нетерпением ждали дальнейших полетов».
Самолет «Россия-А» привлек внимание не только широкой публики, но и авиационных экспертов. Полковник С. А. Ульянин, пионер воздушного спорта и организатор команд воздушно-змеевых гонок в русской армии, тщательно осмотрел аппарат и совершил на нем полет. Учась у французских инженеров в школе Фармана, Ульянов дал высокую оценку первому русскому самолету, который не уступал заграничным аналогам.
Успех биплана «Россия-А», ساختهного заводом Щетинина, вдохновил российских самолетостроителей на создание монопланов и других воздушных аппаратов. Капитан С. А. Улыбнин предложил использовать воздушные змеи для наблюдений и разведки, и его идея была реализована: были созданы аэросани инженера Б. В. Воробьева, а также аэроплан оригинальной конструкции капитана Ульянина и его же воздушные змеи.
Ульянин подчеркнул важность безопасности полетов, предложив строить не один большой змей, а несколько небольших, соединенных в общий «змеевой поезд». Этот «поезд» из восьми змеев, созданный на заводе «Первого всероссийского товарищества воздухоплавания», мог одновременно поднимать в воздух трех человек. Змеи Ульянина использовались для наблюдений с кораблей и подводных лодок еще до изобретения самолетов и даже во время Первой мировой войны.
После успеха «Россия-А» строительство аэропланов начали развивать в Москве на велозаводе «Дукс», а также на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе, где работали инженеры Сикорский. Конструкторы Гаккель, Стеглау, Кудашев и другие занимались созданием самолетов вручную.
зарождение авиационной промышленности привело к активизации научных исследований в области авиации. Успехи Жуковского, Чаплыгина и других русских авиаторов способствовали развитию авиационных заводов перед Первой мировой войной. К этому периоду Россия уже имела заводы, производившие такие самолеты, как «Илья Муромец» Сикорского.
Вспомогательная роль была сыграна всероссийским праздником воздухоплавания в Санкт-Петербурге осенью 1910 года. Этот праздник был тщательно подготовлен специальной комиссией Всероссийского аэроклуба и превратился в грандиозный конкурс авиаторов того времени. Устроители фестиваля стремились привлечь как можно больше участников, поэтому условия конкурса включали не только высокие призы, но и оплату проезда авиаторов в Санкт-Петербург и провоза их аппаратов. Сумма призов была настолько велика, что соответствовала международным состязаниям.
Праздник был разделен на три цикла: первую российскую авиационную неделю, воздушное путешествие и вторую российскую авиационную неделю. Цель первого цикла состояла в совершенствовании пилотирования и разработке новых конструкций аэропланов. Организаторы уделили особое внимание поощрению konstruktоров, чтобы они могли продолжить работу над своими аппаратами. Этот момент стоит подчеркнуть, так как в истории науки и техники есть примеры замечательных конструкций, которые не были реализованы из-за недостатка средств.
На соревнование приехали лучшие русские летчики: Михаил Ефимов (рекордсмен полета с пассажиром), Сергей Уточкин (спортсмен и первый пилот Всероссийского аэроклуба), Сегно, Лебедев, поручик Горшков, поручик Руднев, подполковник Ульянин, капитан Мациевич и лейтенант флота Пиотровский. Одиннадцать участников соревновались на аэропланах, а пять — на аппаратах легче воздуха.
Во время праздника воздухоплавания лейтенант Пиотровский совершил смелый перелет в Кронштадт, открыв новую тропу к этой неприступной крепости, доступ к которой было возможно только по льду или морю. В Кронштадте военные моряки и гражданские участники устроили теплую встречу отважного летчика, а затем заставили его под открытым небом прочитать лекцию о полетах на самолете.
Красивый полет над Санкт-Петербургом совершил поручик Руднев, облетевший вокруг Исаакиевского собора.
Во время праздника были установлены семь новых рекордов России для аэропланов. Заинтересует приведение некоторых из них: рекорд продолжительности полета — 2 часа 24 минуты 36 секунд; рекорд высоты — 1260 метров; рекорд скорости — 96 км/ч; рекорд грузоподъемности — 210 килограммов.
Праздник объединил российских авиаторов и продемонстрировал всему миру, что в области авиации Россия не отстает от других стран. Праздник воздухоплавания вызвал оживленный интерес к авиации среди широкой русской публики. На аэродромы во время праздника прибыли 145 тысяч посетителей. Бурное развитие авиации в России, начавшееся после праздника 1910 года, является достойной оценкой его значения в истории покорения неба.
- Описание отрасли и компании
.1 Общая информация о предприятии, описание отрасли и ее перспективы развития:
Создание малого авиационного предприятия в России имеет большой потенциал. В отличие от стран Европы и Северной Америки, малая авиация в России не развита. Отставание в развитии малой авиации обусловлено, прежде всего, неэффективным управлением наследием СССР (самолеты, аэродромы, инфраструктура, обслуживающая техника) а также несовершенством нашего воздушного законодательства. Слишком высокие импортные пошлины на иностранные воздушные суда также препятствуют развитию отрасли.
За рубежом в каждом населенном пункте есть аэроклуб, где можно получить широкий спектр услуг малой авиации:
- прогулочные и экскурсионные полеты;
- местные авиаперелеты (воздушные такси);
- обучение пилотированию на различных типах авиационной техники (сверхлегкие самолеты, планеры, самолеты, вертолеты и т. д.);
- членство в аэроклубе и занятия авиационными видами спорта (самолетный спорт, вертолётный спорт, планерный спорт, парашютный спорт);
- выполнение авиационных работ (аэрофотосъемка, авиационно-химические работы, лесоавиационные работы и т. д.).
В СССР эти функции выполняли два организации: ДОСААФ и «Аэрофлот». После распада СССР многие сельскохозяйственные аэродромы и аэродромы аэроклубов ДОСААФ остались без внимания. На протяжении 10-15 лет после распада СССР индустрия малой авиации практически не развивалась, а в последние 10 лет начали появляться полноценные предприятия небольшой авиации. Обычно они создавались на базе бывших сельскохозяйственных аэродромов ДОСААФ. В Ленинградской области, например, более 20 таких аэродромов. База для будущего авиационного предприятия будет создана на аэродроме аэроклуба ДОСААФ в пос. Никольское Гатчинского района Ленинградской области. Сейчас там находится центр парашютного спорта ДОСААФ. Таким образом, на этом аэродроме занимаются только парашютным спортом, который приносит значительную прибыль. Хотя в аэроклубе имеется современная техника для выполнения парашютных прыжков, другие направления (самолеты для перевозок и обучения, планеры) отсутствуют или не используются. Именно развитие этих направлений станет основным направлением бизнес-плана малого авиационного предприятия.
.2 Направление деятельности и выпускаемые продукция и услуги:
Прогулочные и экскурсионные полеты:
Описание: Это направление открыто для всех желающих. Планируются воздушные экскурсии по историческим местам Ленинградской области.
Основные характеристики:
Туристические прогулки и экскурсии будут организованы на двух типах самолетов в зависимости от их вместимости. Точные технические характеристики самолетов указаны в разделе 3.5 «Технические характеристики самолетов авиационного предприятия».
Конкурентоспособность малого авиапредприятия высока благодаря квалифицированным пилотам-экскурсоводам и уникальному подходу к оказанию услуг.
Патентоспособность и авторские права: Не требуется, за исключением случаев, когда туристы не являются членами аэроклуба. Лицензирование необходимо для воздушных перевозок (пункт 3.2).
Сертификация и безопасность: Требуется сертификат летной годности от Росавиации, основанный на сертификате типа/аттестате о годности к эксплуатации для каждого воздушного судна (ВС) в соответствии с воздушным законодательством. Ключевым фактором безопасности является высококвалифицированный персонал и регулярное техническое обслуживание воздушных судов.
Маркетинг и поставка: Услуги будут продвигаться с помощью рассылки рекламных роликов. Гарантия и сервис включают регулярное техническое обслуживание ВС в соответствии с нормативными документами. Клиенты могут оплачивать желаемое время полета в зависимости от своих потребностей.
Утилизация: Практически не требуется, за исключением замены изношенных частей воздушных судов по истечении их технического срока службы.
В будущем авиапредприятие планирует предоставлять следующие услуги:
- Прогулочные и экскурсионные полёты
- Воздушные такси на небольшие расстояния
- Авиационные работы, включая аэрофотосъёмку и авиационно-химические работы в сельском хозяйстве Ленинградской области
- Первоначальное лётное обучение на планерах и самолётах
- Члены аэроклуба могут заниматься планерным и самолётным спортом
Ключевым направлением станет предоставление услуг воздушных перевозок и авиационных работ по аэрофотосъёмке и авиационно-химическим работам в сельском хозяйстве Ленинградской области. Парашютное направление будет передано партнёрам на аэродроме.
Лизинг и партнерские отношения: Для создания малого авиапредприятия необходимо взять в лизинг один универсальный самолёт Cessna 172 и приобрести планерную технику у аэроклуба ДОСААФ. Конкуренция среди малых авиапредприятий в Ленинградской области низкая из-за их географического распределения на разных аэродромах. Партнерские отношения с другими аэроклубами будут взаимовыгодными, так как они будут принимать самолёты-такси с данного предприятия.
Партнёрами станут следующие компании:
- Центр парашютной подготовки ДОСААФ, аэродром Сиворицы (соседи по аэродрому)
- Аэроклуб «Пятый океан», аэродром Сельцо
- «Невский аэроклуб», аэродром Гостилицы
- Аэроклуб «Дельфин», аэродром Кронштадт
- Аэроклубы аэродромов Касимово, Куммолово, Лисий нос и другие.
Услуги и анализ: Предприятие планирует приобрести или взять в лизинг один самолёт Cessna 172 с сертификатом типа. Это позволит обеспечить вместимость для 3 пассажиров плюс пилот. Стоимость нового самолёта составляет 15 000 долларов США (900 000 рублей), а подержанный самолёт можно приобрести за 10 000 долларов США в полностью рабочем состоянии.
Отличительной чертой авиапредприятия станет то, что все услуги будут предоставляться одним и тем же персоналом на одних и тех же самолётах. Это позволит эффективно использовать ресурсы и не требовать от клиентов адаптации к различным условиям при использовании разных направлений услуг. Например, прогулочные и экскурсионные полёты, а также обучение будет проводиться на одних и тех же самолётах и с участием одного и того же экипажа.
Перспективы развития малой авиации в России большие, так как данный сектор практически не развит. Ключевое направление — прогулки и экскурсии, которые будут осуществляться на одних и тех же самолёте, что исключает необходимость в дополнительных инвестициях при расширении спектра услуг. Это позволит предприятию получать высокую прибыль, которую можно направлять на покупку новых самолётов.
Привлечение клиентов будет осуществляться через рекламу в газетах, на сайтах и других каналах, а также с помощью экскурсионных и туристических компаний Гатчинского района и Санкт-Петербурга.
Авиапредприятие имеет удобное расположение вдоль федеральной трассы Е95. На аэродроме Сиворицы есть все необходимые коммуникации: водоснабжение, электроснабжение, ангарные строения для хранения техники. Автомобильная доступность обеспечивается благодаря близости к центральному вокзалу города Гатчины.
Структура управления:
На первых этапах развития авиапредприятие будет использовать линейную структуру управления. Позже, с расширением парка воздушных судов и открытием новых филиалов, структура может трансформироваться в функциональную.
Аэродром уже предоставляет все необходимые рабочие площади: взлетно-посадочную полосу, стоянки для самолетов, ангарные площади и здания для отдыха персонала и кафе для гостей.
Экологичность:
Используемые самолёты соответствуют экологическим нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Бизнес-план:
Авиапредприятие будет организовано в виде общества с ограниченной ответственностью (ООО). Форма собственности выбрана из-за упрощенного налогообложения и возможностей развития. Аналогичная структура используется предприятиями-конкурентами на аэродромах Ленинградской области.
Зарплата сотрудников варьируется в зависимости от должности: пилоты получают 40 000 рублей в месяц, технический персонал — 30 000, административный персонал — 25 000. Ежемесячные выплаты производятся первого числа каждого месяца.
Аренда ангарного места на аэродроме ДОСААФ Сиворицы будет стоить 5000 рублей в месяц за самолет. Авиапредприятие также будет использовать безвозмездно учебные классы и обслуживающую технику аэродрома.
В Гатчине будет создан офис авиапредприятия, где будут находиться административный персонал, ответственный за рекламу, продажу сертификатов и оформление документов. Также в офисе будет располагаться бухгалтерия. Аренда офисного помещения стоимостью 30 000 рублей в месяц обеспечит необходимые условия для работы персонала.
Технология и квалификация сотрудников:
Сотрудники должны иметь соответствующую квалификацию в зависимости от своих обязанностей: пилоты должны обладать лицензией коммерческого пилота, полученной в сертифицированном учебном заведении, а также иметь техническое образование. Технический персонал должен иметь среднее или высшее специальное авиационно-техническое образование.
Для обеспечения безопасности сотрудников и пилотирования проводятся регулярные занятия по аварийно-спасательной подготовке.
Объем производства:
Минимальный планируемый объем производства — 5 самолётных вылетов в каждый выходной день для прогулочных и экскурсионных полётов.
Заправка самолётов горюче-смазочными материалами будет осуществляться по контракту с местными поставщиками топлива, а в будущем авиапредприятие планирует приобрести собственные цистерны и заправочные установки.
Типичный производственный процесс включает следующие этапы: приобретение клиентом сертификата на полёт в городском офисе, согласование времени прибытия, подготовка самолёта к полёту, предполётная подготовка экипажа, выполнение полёта, сбор отзывов клиентов для улучшения качества обслуживания и периодическое техническое обслуживание самолётов.
Прогноз выручки:
Прогноз ожидаемой выручки рассчитывается на три года — 2017, 2018 и 2019 годы, по кварталам.
Расчет себестоимости единицы: экскурсионный полет
Единица товара: экскурсионный полет на самолете Cessna 172
Себестоимость единицы будет составлять стоимость выполнения получасового полёта на самолёте Cessna 172, способном перевозить четыре человека.
Составляющие себестоимости одного получасового полёта:
№ | Расходы | Сумма |
---|---|---|
1 | Аренда самолёта | X руб. |
2 | Топливо | Y руб. |
3 | Оплата услуг пилота | Z руб. |
4 | Прочие расходы | R руб. |
Обоснование гарантированного объёма продаж
Гарантированный объём продаж определяется как среднее количество полётов в день. В разные сезоны количество полётов будет варьироваться:
- В I и IV кварталах (осенний и зимний периоды) в среднем за день будет выполняться 5 полётов, а всего за квартал — 150 полётов.
- Весной и летом объём полётов удваивается из-за повышения туристического потока.
В месяц:
— В I и IV кварталах: 8 выходных дней * 5 полётов в день = 40 полётов.
-Весной и летом: 2*10 вылетов в день = 20 вылетов в день (в среднем) * 8 выходных дней = 160 полётов.
Таким образом, гарантированный объём продаж за квартал составляет: 150 + 160 = 310 полётов.
Расчет общей себестоимости полётов
Исходя из приведённых данных и учитывая специфику бизнеса, можно рассчитать общую себестоимость полёта:
Текущие затраты:
- Аренда самолёта (включая обслуживание)
- Топливо
- Оплата услуг пилота
- Прочие расходы (страховка, лицензирование и т.д.)
Доходы:
- Стоимость одного полёта для пассажиров
- Дополнительные услуги (продажа еды, напитков, сувениров)
Заключение
Исследование рынка авиапредприятий в Санкт-Петербурге показало, что данный вид бизнеса имеет потенциал. Анализ конкурентов подтвердил низкий уровень конкуренции в этой отрасли.
Курсная работа позволила достичь всех поставленных целей: изучить историю авиации в России, проанализировать состояние отрасли, рассчитать текущие затраты и инвестиции для открытия авиапредприятия.
Список использованных источников
- …
- …
- …
и т.д.
- ЕМИСС Государственная статистика [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
Свежие комментарии