Планирование финансово-экономической деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе с учетом влияния внешней среды.
Описание предприятия
ОАО Иркутский завод машиностроения расположен в географическом центре России — Иркутске. Предприятие занимается производством деталей типа «Зубчатое колесо» и «Вал шестерни». Особо важным в машиностроении является экологическая безопасность.
Цель проекта
Получение прибыли за счет производства данной конкретной продукции в городе Иркутск. Выход на российский рынок с регионального за счет низкой себестоимости выпускаемой продукции.
Финансовые показатели
Показатель | Значение |
---|---|
Общая стоимость проекта | 107927031,34 рубля |
Собственный уставный капитал | 53963515,67 рубля |
Заёмный капитал | 53963515,67 рубля |
Численность персонала | 54 человека |
Ожидаемый выпуск продукции
Тип продукции | Ожидаемый средневзвешенный выпуск |
---|---|
«Вал шестерни» | 457878,07 штук |
«РЫЧАГ» | 634537,00 штук |
Рыночная цена и себестоимость
Тип продукции | Рыночная цена | Себестоимость |
---|---|---|
«Зубчатое колесо» | 380 руб. | — |
«Вал шестерни» | 590 руб. | — |
Активы предприятия
Тип актива | Значение |
---|---|
Внеоборотные активы | 92089150,00 рубля |
Оборотные активы | 19222472,47 рубля |
Среднемесячная зарплата работника
11 020 руб.
Показатели деятельности предприятия
Показатель | Значение |
---|---|
Фондоотдача основных фондов | 4,60 |
Фондоемкость | 0,22 |
Затраты на 1 руб. произведенной продукции | 0,71 руб. |
Рентабельность произведенной продукции | -12,68% |
Рентабельность продаж | 22,51% |
Ожидаемая чистая прибыль
3628344,05 рубля (в 3 году), но прогнозируется рост и к 10 году чистая прибыль составит -96272436,53 рублей.
Кредиты предприятия
Тип кредита | Срок кредитования | Процентная ставка |
---|---|---|
Долгосрочный кредит | 5 лет | 30% |
Кредит поставщика | 8 лет | 8% |
Краткосрочный кредит | 8 лет | 28% |
Окупаемость проекта
Полностью рассчитаться по всем кредитам у предприятия будет возможность в пятом году с момента начала работы. Наш проект с начала существования предприятия с учетом дисконтирования сможет окупить себя через 7 лет, а если не учитывать ставку дисконта, то за 4 года и 4 месяца.
Машиностроение
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности России. Оно имеет многоотраслевой динамичный характер, отражая в своей структуре изменения потребностей хозяйства страны. Машиностроению присуща глубокая специализация и широкое кооперирование производства.
Машиностроение является одним из ключевых отраслей промышленности в России, играя важную роль в обеспечении научно-технического прогресса и обороноспособности страны. Развитие машиностроительной отрасли отражает ее состояние и перспективы. Машиностроительный комплекс тесно связан с другими отраслями хозяйства, и его развитие влияет на производительность труда, технологическое обновление и конкурентоспособность продукции на мировом рынке.
Машиностроение в России имеет долгую историю и прошло через различные этапы развития. В период индустриализации машиностроительные производства были сосредоточены в восточных регионах страны, таких как Сибирь и Дальний Восток. Научно-технический прогресс привел к значительным изменениям в отраслевой структуре, что привело к росту среднего и точного машиностроения.
Тяжелое машиностроение тесно связано с металлургической промышленностью и, следовательно, сосредоточено в районах с развитой металлургией, таких как Урал (Екатеринбург, Орск), Сибирь (Красноярск, Иркутск) и Центральная Россия (Белгород). Эти регионы обеспечивают оборудование для горнодобывающей и металлургической промышленности, а также энергетического машиностроения. Исторически Санкт-Петербург является важным центром в области энергетического машинооборудования.
Транспортное машиностроение, включая производство локомотивов и вагонов, имеет центральные районы в Центральной России (Коломна, Брянск, Тверь) и на Северном Кавказе (Новочеркасск). Тяжелое машиностроение также тесно связано с металлургической промышленностью, поэтому предприятия этого сектора часто расположены вблизи крупных металлургических баз.
Судостроительная промышленность тяготеет к морским и речным портам, таким как Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск и Владивосток. Эти районы известны своим судостроительным производством и связаны с водными путями, что облегчает транспортировку продукции.
Среднее машиностроение характеризуется широким сотрудничеством и технологической специализацией. Автомобилестроение, например, развивалось в центре европейской части России (Москва, Брянск), а затем переместилось на восток, в Поволжье, где производятся как грузовые, так и легковые автомобили, автобусы. Производство тракторов также сосредоточено в этом регионе (Волгоград, Чебоксары), а также в Центральной России (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург) и на Урале (Челябинск).
Станкостроение имеет глубокие корни в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург) и широко распространено по всей стране. Это отрасль, которая часто определяет специализацию экономического района или региона.
Военно-промышленный комплекс (ВПК), связанный с военным производством, также относится к среднему машиностроению. ВПК имеет важные районы сосредоточения на Урале (20%), в Центральной России (17%) и Волго-Вятском районе (13%). Москва, со своей стороны, является важным центром для этого сектора, где расположены треть предприятий и почти половина научных достижений, связанных с военным производством.
Машиностроительный комплекс является одним из крупнейших в российской промышленности, обеспечивая значительную долю стоимости произведенной продукции и занятости. Однако он развит недостаточно по сравнению с экономически высокоразвитыми странами, где на продукцию машиностроительной отрасли приходится больше 35% стоимости промышленного производства и доля работающих в этой отрасли составляет около 25-35%.
Таким образом, машиностроение играет ключевую роль в российской экономике и развитии страны, обеспечивая технологическое лидерство, научно-технический прогресс и обороноспособность. Инвестиции в эту отрасль и ее модернизация имеют большое значение для будущего России.
Машиностроение является одной из ведущих отраслей промышленности, занимающей первое место по доле в валовом производстве и численности промышленно-производственного персонала, а также второе место после топливно-энергетического комплекса по вкладу в промышленные фонды и экспорт.
Машиностроение обеспечивает создание машин и оборудования для широкого спектра применений: от промышленности и сельского хозяйства до бытовой техники и транспорта. Таким образом, прогресс во всех отраслях экономики проявляется через продукцию машиностроения, особенно в таких его приоритетных направлениях, как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение и производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение играет ключевую роль в техническом обновлении всех отраслей экономики.
Рост количественного показателя машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными изменениями, особенно в структуре и территориальном размещении производства. Развитие и размещение отраслей машиностроения основаны на тех же принципах, что и для всех отраслей единого народного хозяйства, с учетом специфических факторов, влияющих на развитие и размещение отраслей машиностроения. Эти факторы включают:
- Специализация и уровень развития экономики экономических районов;
- Базовый уровень развития науки и техники;
- Доступность транспортных коммуникаций и транспортная сеть;
- Трудовые ресурсы, их состав и квалификация;
- Форма организации производства;
- Масштабы и структура потребления продукции;
- Транспортабельность сырья и готовой продукции;
- Экологическая обстановка в регионе.
Размещение предприятий машиностроения напрямую зависит от технико-экономических особенностей производства, особенно таких аспектов, как сложность конструкций выпускаемых изделий и развитие специализации и кооперативирования. По характеру технологического процесса некоторые отрасли предпочитают районы с высокой технической культурой и квалифицированными кадрами.
В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, включая более 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и другие.
В зависимости от особенностей размещения, машиностроительные отрасли можно условно разделить на несколько групп:
- Тяжелое машиностроение (67% продукции);
- Общее машиностроение (18% продукции);
- Среднее машиностроение (15% продукции).
Машиностроительный сектор играет важную роль в российском рынке, согласно данным Госкомстата, насчитывая более 90 тысяч предприятий, включая 7,5 тысячи крупных и средних компаний. По оценкам инвестиционной компании «Еврофинансы», объем рынка машиностроительной продукции в 2008 году превысил 3 триллиона рублей, что составляет около 20% от оборота всего обрабатывающего сектора экономики и около 5% от общего оборота всех российских компаний.
Развитие машиностроительных отраслей Байкальского региона, в частности авиастроения и судостроения, должно быть ориентировано на удовлетворение потребностей смежных отраслей, перспективных для данной территории. Ключевым направлением является развитие инновационных высокотехнологичных секторов, что позволит усилить экономический эффект от реализации природных ресурсно-сырьевых, энергетических и инфраструктурных проектов.
Для этого необходимо развивать судостроение в целях обеспечения потребностей рыбной отрасли и добывающих предприятий, а также авиастроение для удовлетворения спроса на авиационную технику со стороны военной и гражданской авиации, что повысит транспортную доступность региона. Учитывая эффект от масштаба операций и ограниченность рынка малой авиации в субъектах РФ, расположенных в Байкальском регионе, при развитии авиастроения следует уделять внимание как рынкам других регионов, так и других стран, включая восточноазиатские.
В настоящее время машиностроение не в полной мере обеспечивает свою продукцией отрасли специализации региона. Старение производственных фондов негативно сказывается на эффективности производства и качестве продукции, делая ее менее конкурентоспособной.
3. Описание проекта
Предлагаемый бизнес-план предполагает создание предприятия по производству деталей для машиностроительного сектора, расположенного в городе Магнитогорск. Для изготовления продукции ОАО «Иркутский завод машиностроения» будет использовать высококачественное сырье и вспомогательные материалы от отечественных и зарубежных фирм. В производстве будут применяться фрезерные, сверлильные и шлифовальные технологии и оборудование.
Номенклатура выпускаемой продукции включает в себя следующие типы деталей:
-
Детали типа «Зубчатое колесо» (соединения частей машин и конструкций): болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, глухари, шплинты, шайбы, заклепки, штифты и другие.
-
Детали типа «Вал шестерни»: эти детали используются для передачи крутящего момента от рычага зажима и поворота револьверной головки. Основными потребителями таких деталей являются тракторное и хозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность и двигателестроение.
Для успешного реализации проекта и обеспечения его функционирования на начальных этапах необходимо эффективное инвестирование.
Инвестиционный цикл обычно включает в себя следующие фазы:
- Прединвестиционная фаза (от предварительного исследования до окончательного решения о принятии инвестиционного проекта):
- Определение инвестиционных возможностей
- Анализ альтернативных вариантов проекта
-
Подготовка технико-экономического обоснования и принятия инвестиционного проекта
-
Инвестиционная фаза (внедрение проекта):
- Проектирование
- Заключение договоров или контрактов
- Подряд на строительные работы и т.п.
- Операционная (производственная) фаза:
- Стадия хозяйственной деятельности предприятия (объекта)
Проект по строительству ОАО «Иркутский завод машиностроения» включает в себя несколько фаз, каждая из которых имеет свои цели и задачи:
- Прединвестиционная фаза:
-
Определение инвестиционных возможностей — 107927031,34 руб., включая собственный и заемный капитал по 50%. Собственные средства планируется привлечь за счет инвестиций акционеров, а заемные — получить кредиты от банков России. Ожидается погашение долгов по долгосрочному кредиту в течение 5 лет при ставке 30%, по кредитам поставщикам — в течение 8 лет (при ставке 8%), и краткосрочным кредитам — в течение 8 лет (при ставке 28%).
-
Анализ инвестиционных возможностей и определение проекта, или технико-экономического обоснования.
-
Принятие решения об инвестировании на основе оценочного заключения.
-
Инвестиционная фаза:
- Проектирование предприятия и подготовка документации.
- Заключение договоров и контрактов с поставщиками, подрядчиками.
- Подряд на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
- Операционная фаза:
- Начало производства и продажа продукции.
- Управление производственным процессом и обеспечение его эффективности и качества.
- Анализ рыночного спроса и адаптация продукции под потребности рынка.
Установление юридических, организационных и финансовых основ для реализации проекта;
приобретение технологий, включая проектные работы;
заключение контрактов, проведение переговоров;
приобретение земельных участков, строительные работы, монтаж оборудования;
набор и обучение персонала;
сдача в эксплуатацию и запуск производства на предприятии.
Фаза эксплуатации может рассматриваться как с краткосрочной, так и с долгосрочной точки зрения. Краткосрочные проблемы могут возникнуть при начале производства из-за возможных проблем с технологией, оборудованием, нехваткой персонала. Долгосрочный подход связан со выбранной стратегией и совокупными расходами на производство, управление и маркетинг, а также продажей продукции. Эти факторы напрямую связаны с прогнозом, который был сделан на этапе прединвестиционной фазы. Если выбранные стратегии и оценочные данные окажутся неверными, внесение изменений в проект может стать сложным и дорогостоящим.
ОАО «Иркутский завод машиностроения» специализируется на производстве деталей типа «вал шестерни» и «зубчатое колесо», как показано на рисунках 1 и 2 соответственно. Продукция, изготовленная на новом оборудовании с использованием новых технологий, соответствующих всем требованиям ГОСТа, отличается высоким качеством и конкурентоспособностью на рынке.
Рисунок 1: Деталь «Вал шестерни»
Рисунок 2: Деталь «Зубчатое колесо»
Строительство основных зданий и сооружений планируется завершить в течение двух лет. Начиная с третьего года, предприятие приступает к производству продукции. В третьем году объем производства составит 70%, в четвертом — 85%, а начиная с пятого года и далее — 100%.
Общая площадь предприятия составляет 1736 квадратных метров. Из этой площади:
— 300 квадратных метров отведено под здания основного производства;
— 285 квадратных метров — для зданий общезаводских нужд;
— 170 квадратных метров — для сооружений;
Остальная площадь займет застройка и зеленые насаждения.
Стоимость постройки оценивается в 57999100 рублей (при стоимости строительства одного квадрата метра в 33400 рублей).
Вся деятельность ОАО «Иркутский завод машиностроения» основана на использовании новейших технологий производства, закупке качественного сырья и обеспечении эффективного производственного процесса с минимальным количеством брака, удовлетворяя максимальные потребности потребителей. На предприятии планируется производить продукцию на оборудовании разных видов, представленном в таблице 1.
Таблица 1: Оборудование ОАО «Иркутский завод машиностроения»
Название продукта |
«Зубчатое колесо» |
«Вал шестерни» |
Оборудование играет важную роль в развитии технологий и автоматизации производства.
Создание данного предприятия можно обосновать тем, что Россия на данный момент находится в сложном экономическом положении, имея сырьевую направленность и ориентированность на экспорт. Появление предприятия, производящего продукцию малого бизнеса, имеет большие шансы на выживание на современном рынке, несмотря на наличие конкурентов в регионе и по всей стране.
Основное преимущество, которое необходимо обеспечить при таком специализированном производстве машиностроительной продукции — это преимущество качества и низкой себестоимости.
4. Маркетинг-план
Маркетинг представляет собой систему развития предприятия, направленную на получение прибыли за счет наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей. Маркетинговый план является комплексным документом, описывающим общие усилия маркетинговой организации.
Маркетинговый план может иметь две основные стороны: стратегию и тактику. Планирование обычно охватывает год вперед, но некоторые организации могут смотреть на долгосрочный практический план, простирающийся на три или более лет.
К маркетинговым стратегиям относятся:
- Оптимизация структуры покупателей с упором на увеличение числа конечных потребителей
- Работа с существующими поставщиками
- Обучение персонала и прогнозирование будущих тенденций
Основные пункты плана маркетинга включают в себя:
- Комплексные рыночные исследования, которые будут проводиться в рамках реализации проекта
- Общий объем и ассортимент продукции с разбивкой на периоды реализации проекта
- Направление совершенствования продукции, учитывающее этапы ее жизненного цикла, реакции конкурентов и потребителей
- Обоснование ценовой политики: уровни цен для отдельных товаров, применение скидок, учет реакций потребителей на цены
- Планирование продаж в целом
- Планирование товарооборота, включая организацию транспортировки и хранения, расположение складов и связанные с этим затраты
- Рекламная кампания: цели, выбор каналов, сроки и бюджет
Таким образом, план маркетинга охватывает комплексный подход к маркетингу, включая продукт, ценообразование, продвижение и продажи, а также учет конкуренции.
Продукт:
Продукт представляет собой результат материального или нематериального производства, предназначенный для потребления, с определенными целевыми функциями и качественными характеристиками.
В данном случае продуктом являются детали «вал шестерни» и «зубчатое колесо», представленные на рисунках 1 и 2 (прилагаемы). Особенность этих деталей заключается в том, что они служат вспомогательными частями и необходимы не только конечным потребителям, но и различным подотраслям машиностроения, таким как автомобилестроение, судостроение и станкостроение.
Ценообразование:
Ценовая политика является важной частью маркетингового комплекса, включающей в себя установление фирмой цен на товар и стратегическое выравнивание этих цен с учетом рыночных условий для достижения определенной рыночной доли, обеспечения прибыльности и конкуренции.
Разработка ценовой политики включает:
- Установление исходной цены на товар
- Корректировка цен в соответствии с изменениями рыночной ситуации, возможностями компании, ее стратегическими целями и действиями конкурентов
При расчете цен используются два подхода:
-
Затратный подход: цена определяется на основе прямой оценки себестоимости продукции как результата производственного планирования затрат
-
Подход с учетом позиций конкурентов: цены устанавливаются самостоятельно, исходя из розничных цен, установленных конкурентами
Ценовая политика разрабатывается с учетом следующих факторов:
- Целей компании
- Внешних и внутренних факторов, влияющих на ценообразование
- Характеристики спроса, включая эластичность по ценам
- Издержки производства, распределения и реализации
- Ощутимая и реальная ценность товара
Целенаправленная ценовая политика в маркетинге подразумевает установление конкурентоспособных цен с учетом фазы жизненного цикла продукта, действий конкурентов и других факторов. Это обеспечивает достижение таких оперативных целей, как овладение долей рынка, получение намеченной прибыли и реагирование на рыночные вызовы.
Среднерыночная цена для деталей «зубчатое колесо» и «вал шестерни», основанная на анализе данных о конкурентах (таблица 2), составляет:
Деталь | Среднерыночная цена |
---|---|
Зубчатое колесо | 380 руб. |
Вал шестерни | 585 руб. |
На основе этих данных было принято решение установить окончательную цену для детали «зубчатое колесо» на уровне 375 рублей, а для детали «вал шестерни» — 585 рублей.
Таким образом, предприятие ОАО «Иркутский завод машиностроения» использует стратегию ценового проникновения, предлагая изначально сниженные цены на свою продукцию в целях увеличения объема продаж, завоевания репутации среди клиентов и захвата доли рынка. Это позволяет получить прибыль и стимулирует потребительский спрос и продажи.
Маркетинговая концепция и стратегия
Интенсификация коммерческих усилий и совершенствование производства
На нашем предприятии реализуется маркетинговая концепция, основанная на двух основных принципах: интенсификации коммерческих усилий и улучшении качества производства. Концепция улучшения производства предполагает, что потребители будут предпочитать товары, которые широко доступны по привлекательной цене, поэтому мы должны сосредоточиться на повышении эффективности производства и оптимизации логистики. С другой стороны, концепция интенсификации коммерческих усилий подчеркивает важность активного продвижения товаров для стимулирования спроса.
Сбыта и маркетинговая политика
Система сбыта наших товаров является ключевым компонентом нашей маркетинговой стратегии. Маркетологи должны тщательно обдумать выбор наиболее подходящих каналов сбыта и методов реализации, чтобы максимизировать прибыльность.
Одним из основных инструментов продвижения станет реклама — мощный стимулятор спроса. На начальном этапе реклама должна в первую очередь информировать потребителей о преимуществах нашей продукции и ее доступности. В рамках маркетинговой стратегии мы предлагаем следующие методы стимулирования продаж: скидки для первых покупателей, льготы для постоянных клиентов и скидки при покупке больших партий товаров. Расходы на эти мероприятия учтены в статье «Коммерческие расходы».
В долгосрочной перспективе мы планируем создать сеть собственных специализированных магазинов. Наше предприятие расположено недалеко от города Краснодар, что позволяет минимизировать транспортные затраты при доставке продукции потребителям. Предлагаемая стратегия продвижения на рынок будет эффективной и позволит полностью реализовать производимую продукцию.
Анализ спроса и потребностей потребителей
Маркетинг начинается с глубокого понимания потребностей целевого рынка. Наш анализ показал, что спрос на наши товары удовлетворен, но есть потенциал для роста. Маркетинговая стратегия предприятия заключается в проникновении на свободный сегмент рынка и завоевании доли рынка благодаря конкурентоспособным ценам и высокому качеству продукции.
Для обеспечения устойчивого развития нашей фирмы необходимо продолжать изучение спроса, выявлять потребности новых сегментов, расширять ассортимент товаров и постоянно совершенствовать процесс производства.
Конкуренция
Поскольку наша компания расположена в Краснодарском крае, мы изучили основных конкурентов в регионе:
- ОАО «Иркутсккабель» — производит кабельную продукцию для различных отраслей промышленности, включая энергетику, нефть и газ, оборонную промышленность, транспорт, машиностроение и сельское хозяйство.
- ООО «Корпорация „Иркут“ » — специализируется на производстве авиационных двигателей и компонентов для самолетов КБ Сухой, а также сотрудничает с компаниями Airbus и работает над программой по производству пассажирских самолетов МС-21.
- ОАО «Иркутск Нии химмаш»
- ООО «Иркутск НИИЛП»
Рекламная стратегия
Наша рекламная кампания будет включать в себя следующие элементы:
- наружную рекламу на улицах, транспорта и других общественных местах;
- рекламу в средствах массовой информации, включая газеты, журналы, радио и телевидение;
- издание наглядных материалов, таких как плакаты и буклеты;
- участие в отраслевых мероприятиях, совещаниях и семинарах.
Мы также планируем создать веб-сайт компании, который облегчит процесс заказа нашей продукции для клиентов. Процедура обработки заказов будет эффективной и быстрой, не превышая двух дней. Кроме того, мы будем использовать онлайн-рекламу для расширения охвата потенциальных клиентов.
SWOT-анализ
Чтобы определить сильные стороны, возможности и угрозы нашего предприятия, мы составим матрицу SWOT-анализа:
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
Уникальное предложение | Ограниченные финансовые ресурсы |
Высокое качество продукции | Недостаточная рекламная кампания |
Оптимизированная логистика |
Возможности | Угрозы |
---|---|
Расширение рынка за счет новых сегментов | Конкуренция со стороны крупных компаний |
Онлайн-маркетинг и социальные сети | Экономические колебания |
Улучшение технологий производства |
Таким образом, наше предприятие обладает потенциалом для роста и развития, но также сталкивается с определенными вызовами и угрозами. Ключом к успеху является постоянное совершенствование нашей продукции и маркетинговой стратегии, а также эффективное использование возможностей, которые предоставляет рынок.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | ВОЗМОЖНОСТИ |
---|---|
— Высокое качество производимой продукции | — Стабилизация экономической ситуации за последний год привела к увеличению уровня жизни населения |
— Конкурентоспособная цена | — Сравнительно низкий уровень конкуренции |
— Высокий уровень оплаты труда | — Малое количество конкурентов в соседних областях |
— Наличие системы обучения новых сотрудников | — Наличие каналов сбыта в Иркутске |
— Грамотно налаженная система стимулирования работников | — Присутствие в Иркутске профильных высших учебных заведений |
— Новые здания и оборудование | |
— Налаженные отношения с поставщиками сырья | |
— Близкое расположение к поставщикам сырья, материалов и оборудования | |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | УГРОЗЫ |
— Отсутствие опыта работы компании | — Наличие конкурентов на местном рынке |
— Неизвестность торговой марки, отсутствие бренда | — Недобросовестность конкурентов (искусственное завышение цен) |
— Узкий ассортимент товаров | — Низкие барьеры входа новых компаний на рынок |
— Требуются высокие финансовые вложения в рекламу и маркетинг |
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выявил благоприятную общую ситуацию. У предприятия есть конкуренты, но они опережают нас по многим показателям (в первую очередь, по цене и качеству). Значительное преимущество запланированного предприятия заключается в его выгодном географическом расположении — близости к поставщикам сырья и материалов для производства деталей.
Зная свои сильные и слабые стороны, а также учитывая возможности и угрозы, мы можем эффективно контролировать конкурентов и общую рыночную ситуацию.
В развитой рыночной экономике маркетинговая служба играет важную роль в повышении эффективности и прибыльности предприятия.
5. Производственный план
5.1 Производственная программа
Мы разработаем годовую производственную программу по двум видам продукции, исходя из ожидаемого спроса. Объем выпуска будет равен объему производства, то есть мы будем стремиться удовлетворить весь спрос на наши изделия.
Для расчета необходимого количества оборудования для производства определенного объема продукции используем следующие формулы:
Количество необходимого заправленного оборудования (О) = В × 8760 × Кро / (1 − а) × Нп
где:
— В — объём выпуска продукции в натуральных единицах
— 8760 — количество машино-часов в год
— Кро — коэффициент работающего оборудования
— а — процент простоев оборудования
— Нп — норма производительности оборудования
Длительность смены принимаем равной 8 часам, коэффициент сменности — 2, продолжительность планируемого периода — 248 дней. Суммарный процент простоев оборудования составляет 9%.
Исходя из расчетов, для детали «Вал шестерни» нам потребуется 32 единицы оборудования, а для детали «Зубчатое колесо» — 146 единиц. Эти данные представлены в таблицах 3 и 4.
Необходимо помнить, что эти расчеты относятся только к одному периоду. В дальнейшем выпуск будет варьироваться из-за освоения мощностей.
5.2 Численность и фонд оплаты труда промышленно-производского персонала
Персонал предприятия включает работников определенных категорий и профессий, занятых в производственной деятельности, направленной на получение прибыли или дохода и удовлетворение материальных потребностей. В условиях рынка необходимый профессионально квалифицированный состав работников формируется с учетом спроса и предложения на рынке труда. Размер рыночного спроса на те или иные виды продукции и услуг служит основой для планирования необходимых ресурсов для их производства.
На российских предприятиях, организациях и фирмах различных форм собственности работников обычно подразделяют на две основные группы:
Промышленно-производственный персонал:
- Рабочие инженерно-технических работ
- Служащие
- Ученики
- Специалисты
- Руководители
Непромышленный персонал:
- Персонал транспортного хозяйства
- Персонал по обслуживанию жилья и коммунальных услуг
- Работники буфетов, профилакториев и т.д.
Рабочие — это сотрудники с рабочей профессией и определенным уровнем квалификации, установленным тарифными справочниками РФ. Их роль в производственном процессе определяет их на основных или вспомогательных позициях.
Основные рабочие напрямую влияют на изменение формы и состояния предмета труда. Например, токарь, шлифовальщик, фрезеровщик — все они относятся к основным рабочим в машиностроении.
Промышленно-производственный персонал можно разделить на следующие категории:
- Рабочие
- Ученики
- Руководители
- Специалисты
- Служащие
Количество основных рабочих рассчитывается с учетом их нормы обслуживания, количества оборудования или нормы выработки и произведенной продукции. Такт запуска конвейерной линии определяется формулой:
Fд = (Фр * В) / 60
где Fд — действительный фонд времени работы оборудования (в минутах);
В — количество рабочих дней в году (365);
Фр — плановый выпуск данного вида продукции за год (в единицах),
а — процент потерь рабочего времени из-за невыходов на работу (обычно принимает значение 5%).
Для расчета необходимого количества рабочих мест для каждой операции процесса необходимо определить режимный фонд времени одного рабочего, который равен количеству рабочих дней в году. Затем от режиманого фонда вычитаются потери времени из-за невыходов рабочего по причинам, установленным законодательством о труде.
Режимный фонд времени одного рабочего:
Fреж = Др * Тсм
где Др — количество рабочих дней в году;
Тсм — продолжительность смены (480 минут);
а — процент потерь рабочего времени из-за невыходов на работу.
Чтобы определить необходимое число рабочих мест для каждой операции, нужно разделить время выполнения операции на количество расчетных рабочих мест:
x = t / n
где x — количество рабочих мест;
t — время выполнения операции (в минутах);
n — количество расчетных рабочих мест на i-ой операции.
Результаты расчета списочной численности основных рабочих должны быть обобщены в таблицу с учетом профессий и технологических операций, как показано в таблице 5 для детали «Крепеж» и таблице 6 для детали «Рычаг».
Вспомогательные рабочие также делятся на две группы:
- Вспомогательные рабочие, обслуживающие основной производственный процесс (помощники мастеров, контролеры технологического процесса, транспортировщики, уборщики и т.д.).
- Вспомогательные рабочие, работающие в вспомогательных производствах и на хозяйственных предприятиях (слесари-ремонтники, электрики, кладовщики и др.).
Количество вспомогательных рабочих зависит от выполняемых функций, размера предприятия, сложности технологического процесса и других факторов.
Численность руководителей и специалистов определяется штатным расписанием и включает в себя должности руководителей и функциональные отделы с указанием необходимых специалистических должностей.
Количество руководителей рассчитывается на основе нормы управляемости: 1 мастер должен управлять 25-27 рабочими.
Количество младшего обслуживающего персонала определяется по нормам обслуживания: 1000 квадратных метров производственной площади на одного работника МОП.
Результаты расчета численности работников, представленные в таблице 7 для детали «Крепеж» и таблице 8 для детали «Рычаг».
В итоге, общая списочная численность рабочих по двум деталям составляет 213 человек, включая 178 основных рабочих, 18 вспомогательных, 7 мастеров, 6 контролеров качества и 4 человека младшего обслуживающего персонала.
Расчет фонда оплаты труда осуществляется на основе принятой системы оплаты труда. Основой для расчета является тарифный фонд заработной платы, который может быть определен по трудоемкости изготовления изделия:
ФОТ = Т × Чт
где В i — годовая программа выпуска изделия, шт.
Т x i — трудоемкость i-го изделия, ч
Ч — часовая тарифная ставка, руб./ч
Тарифная ставка первого разряда может быть принята как на основе полной суммы прожиточного минимума, который в Северо-Кавказском экономическом округе составляет 6004 рублей, так и на основе стоимости продуктового набора, учитывая тот факт, что общая сумма заработка складывается не только из тарифной части, но различных стимулирующих и компенсирующих выплат.
Прожиточный минимум/168
Для расчета годовой суммы оплаты труда рабочих основного производства необходимо предусмотреть создание тарифной сетки, которая может состоять из шести или восьми разрядов.
При расчете часовой тарифной ставки следует принять среднемесячное число часов работы равным 168 часов для предприятий с 40-часовой рабочей неделей.
В таблице 9 приведен один из возможных вариантов тарифной сетки для рабочих предприятия.
Таблица 9. Тарифные ставки
Оплата труда, построенная на основе тарифов, состоит из оплаты за выработанную продукцию у сдельщиков, отработанное время у повременчиков, различных стимулирующих и компенсирующих выплат.
В качестве стимулирующих выплат применяется выплата премий за достижение высоких производственных результатов: за превышение установленных на предприятии типовых норм обслуживания оборудования, за выпуск продукции высокого качества, за соблюдение норм расхода сырья. Выплата премий за указанные показатели производится на основании специально разработанного положения о премировании, где устанавливаются размеры премий за достижение определенного уровня показателей (в процентах от основного заработка).
Доплаты за профессиональное мастерство рассматриваются как стимулирующие выплаты, их размер дифференцируется по разрядам рабочих.
Компенсирующие выплаты представляют собой доплаты за работу во вредных условиях, в ночное время, за работу высокой интенсивности. Все перечисленные доплаты устанавливаются в процентах от тарифа и отработанного времени.
Доплату за профессиональное мастерство получает ограниченное число рабочих, можно принять от 25% до 50% численности в основных цехах. Данный вид доплат дифференцируется по разрядам.
Общая сумма заработной платы складывается из основного заработка за выработанную продукцию или отработанное время и предусмотренных выплат и доплат.
На многих предприятиях машиностроения для производственных рабочих широко используется повременно-премиальная система оплаты труда с элементами нормирования. Ее использование становится все более актуальным с повышением уровня механизации и автоматизации производства.
Заработная плата рабочих согласно данной системе оплаты труда включает следующие составляющие:
— оплату по тарифным ставкам;
— доплаты за профессиональное мастерство от 4% до 24% от Тс;
— доплаты за условия труда 4% для токарных и фрезеровщиков, 8% для шлифовальщиков;
— за работу в вечернее время 20%;
— доплата за выполнение нормированного задания от 1% до 10%;
— премия за производительность труда и качество продукции 25%.
Основная заработная плата рабочих рассчитывается по формуле:
Зп = Зпчас × Тшт / 60 × НоС
где НО — норма обслуживания;
Зпчас — суммарная стоимость одного нормо-часа с учетом всех видов доплат, руб.;
Тшт — норма штучного времени, мин.
Расчеты по заработной плате производственных рабочих представлены в таблицах 10, 11, 12 и 13:
Таблица 10. Заработная плата по детали «КРЕПЕЖ»
Таблица 11. Заработная плата по детали «РЫЧАГ»
Далее, согласно организационной структуре предприятия, определяются должности, численность по основному производству, по общезаводскому управлению и вспомогательным подразделениям.
Таблица 14. Численность и фонд оплаты труда рабочих вспомогательного производства и работников обслуживающих хозяйств (по двум деталям)
Планирование труда на предприятие является важным аспектом эффективного управления. В данном случае план по труду представляет собой документ, в котором указывается численность персонала и запланированная заработная плата на текущий год — в общей сложности 374 человека с фондом оплаты труда в размере 49 454 000 рублей.
Таблица 15: План по труду
Количество сотрудников | Фонд оплаты труда (рублей) | |
---|---|---|
Рабочие основного производства | 213 | 2 995 177 |
Руководители, специалисты, служащие основного производства | 12 | 221 600 |
Руководители, служащие вспомогательного производства | 107 | 2 616 000 |
Специалисты и служащие вспомогательного производства | 34 | 5 754 000 |
Итого | 374 | 49 454 000 |
Расходы на содержание оборудования, цехов, управление и хозяйственное обслуживание предприятия зависят от стоимости основных фондов.
Таблица 17: Площадь зданий основного производства
Площадь основного производства включает в себя пространство для технологического оборудования, рабочих мест, проходов, колонн и т. д. Вычисляется с учетом нормативов площади на единицу продукции и санитарных норм.
Вспомогательное производство составляет 30-35% от площади производственных зданий, а административные здания и склады занимают 15-25%.
Таблица 18: Площадь зданий и сооружений предприятия
Площадь (кв. м) | |
---|---|
Основной производства | 755 |
Вспомогательное производство | 300 |
Административные здания | 150 |
Склады | 200 |
Итого | 1455 |
Таблица 19: Стоимость зданий и сооружений предприятия
Стоимость (рублей) | |
---|---|
Основной производства | 57999100 |
Вспомогательное производство | 20386350 |
Административные здания | 43795050 |
Склады | 26122650 |
Итого | 148463505 |
Общая стоимость зданий и сооружений составляет около половины стоимости предприятия.
Далее в таблице 20 представлены расчеты по стоимости технологического оборудования и его амортизации. Вычисления основаны на цене приобретения машин с учетом расходов на доставку и монтаж, а также на официальных материалах по учету основных средств. Амортизация списывается равномерно в течение года.
Таблица 20: Стоимость технологического оборудования и его амортизация
Деталь | Стоимость (рублей) | Амортизация (рублей) |
---|---|---|
Крепеж | 15874500 | 3968625 |
Рычаг | 25242000 | 6312600 |
Итого | 41116500 | 10281225 |
В таблице 21 представлены расчеты для детали «Рычаг», в то время как таблица 22 содержит общую стоимость основных фондов предприятия.
Таблица 21: Расчет стоимости и амортизации детали «Рычаг»
Деталь | Стоимость (рублей) | Амортизация (рублей) |
---|---|---|
Крепеж | 15874500 | 3968625 |
Рычаг | 25242000 | 6312600 |
Итого | 41116500 | 10281225 |
Таблица 22: Стоимость основных фондов предприятия
Стоимость (рублей) | |
---|---|
Технологическое оборудование | 68685000 |
Компьютерная техника и транспортные средства | 4% от стоимости оборудования = 2747400 |
Инструменты и инвентарь | 6% от стоимости оборудования = 3731100 |
Прочие ОФ | 5% от стоимости оборудования = 2984250 |
Итого | 13737000 |
Эти расчеты являются основой для дальнейшего планирования калькуляции продукции, учитывая амортизационные отчисления, стоимость электроэнергии и другие расходы, связанные с заработной платой персонала и обслуживанием оборудования.
Свежие комментарии