Чтобы оборудовать мастерскую по изготовлению световых вывесок и панно, украшающих фасады магазинов и увеселительных заведений, нужно от 5 до 13 тысяч долларов. А окупятся затраты за несколько месяцев.
История неоновой рекламы
Каждому городу – свой Бродвей! День за днем по всей России строятся и реконструируются тысячи ресторанов, клубов, магазинов, торговых центров и других общественно-полезных мест. И всем им нужно только одно – чтобы простые потребители обратили на них внимание, зашли, а еще лучше – воспользовались их услугами.
Принцип работы неоновой лампы
Принцип работы неоновой лампы достаточно прост и основывается на способности некоторых ионизированных газов излучать значительное количество света. Невероятно, но факт: еще в 1709 году англичанин Хокесви добивался яркого света, при котором можно было даже читать, пропуская электрические разряды через колбу с разреженным воздухом.
История открытия неоновой лампы
Но переломный момент наступил лишь с открытием в 20-х годах прошлого века французским профессором Жорж Клодом способа дешевого получения инертных газов аргона и неона из воздуха. К тому времени до владельцев даже небольших ресторанчиков и магазинов наконец дошло, что привлекательная и яркая вывеска увеличивает посещаемость и прибыль как минимум в два раза.
Мастерская по изготовлению неоновых ламп
Завод одного человека на Западе в большинстве мастерских, занимающихся изготовлением неоновых ламп, работает всего с пара-тройка сотрудников – этого вполне достаточно. В одних только США более пяти тысяч таких маленьких фирм. И поэтому там это производство называют «One-Person Neon Plant» – то есть неоновый завод одного человека.
Российские производители неоновых ламп
В Москве долгие годы единственный завод «Газосвет» на улице Полярной обеспечивал скромные потребности больших универмагов, продуктовых и некоторых других магазинов. Если кто помнит те темные (как в прямом, так и в переносном смысле) времена, тогда большинство неоновых вывесок были белого цвета, со стандартными прямоугольными надписями типа «Универмаг». В их оформлении отсутствовал даже намек на дизайнерскую фантазию.
Описание процесса изготовления неоновых ламп
Для этого процесса необходим большой стол из жаростойкого материала. Высота стола должна быть не менее 80 см, а площадь столешницы 2×3 м – главное, чтоб было удобно стеклодуву. Еще потребуются три вида горелок: ленточная – для одновременного и равномерного нагрева протяженного отрезка трубки, перекрестная – для точечного нагрева и получения острых углов, и ручная – для тонких работ и спаивания трубок между собой. Для работы горелок желательно подвести в мастерскую газ пропан.
Процесс создания неоновых ламп включает в себя несколько этапов, и один из последних — это откачка воздуха из трубки, добавление капель ртути (необходимо для достижения нужной яркости) и заполнение трубки газом. Неон придает оттенок красного цвета, а аргон — все остальные оттенки. Для этого этап требует участия специального оборудования, называемого «откачным постом», который является одним из самых дорогих компонентов производства.
После того как лампу наполнили необходимым газом и она готова к использованию, ее подключают к высоковольтному трансформатору и включают. Затем лампа проходит процесс тестирования, называемый «прогоном», который длится около суток. Во время этого процесса проверяется качество работы стеклодувa и откачника: если лампа светится ровным светом без миганий или разрядов, а ее внутреннее пространство не содержит дефектов, то можно считать, что работа выполнена успешно. В противном случае трубку необходимо переделать и снова наполнить газом.
В России существует несколько фирм, предлагающих покупателям «под ключ» все необходимое оборудование для создания неоновых ламп американского производства. Такой комплект полностью помещается на площади в 20 квадратных метров. Однако важно учитывать одно существенное требование: необходимо обеспечить мощную вытяжку для удаления выбрасываемых газов.
Самый дешевый импортный комплект обходится примерно в $9,2 тысячи. Однако более выгодным вариантом может стать покупка оборудования у российских фирм. Главный инженер компании «Мелатек» из Серпухова Евгений Филонов отмечает, что российское оборудование имеет несколько преимуществ: оно изготовлено из металла, а не из хрупкого стекла, как у американских аналогов; בנוסף, наши полуавтоматические откачные системы более удобны в использовании, так как для откачки воздуха и заполнения трубки газом требуется нажать всего одну кнопку, в отличие от последовательного откручивания краников, как на американских постах. Стоимость российских систем значительно ниже, чем у западных, и составляет около $4 тысяч.
В России также производятся горелки, но они стоят дороже, чем импортные: ленточная горелка обходится примерно в $600, а пушечная или ручная горелка — в $400 и $150 соответственно. Таким образом, при покупке российского оборудования для неонового производства можно сэкономить около $5 тысяч по сравнению с импортными аналогами. Кроме того, стоимость обслуживания таких систем значительно ниже: например, Виктор Марков, кандидат технических наук и эксперт по вакуумной технике, тратит всего $300 в год на обслуживание своего поста за счет покупки десятилитровой канистры масла. В то время как ремонт американских постов может обойтись в несколько тысяч долларов.
Главным специалистом в процессе создания неоновых ламп является стеклодув. Однако найти квалифицированного и опытного мастера может быть непросто. По словам Владимира Матвеева, одного из лучших стеклодувов Москвы, для полного освоения мастерства требуется время и постоянная практика, которые занимают как минимум год. К тому же, несмотря на то что некоторые базовые операции могут быть освоены за несколько месяцев (например, припаивание электродов или гнутие стекла), создание сложных букв и рисунков в так называемом прописном шрифте требует гораздо больше времени и практики. Даже очень способный мастер может вывести только несколько десятков погонных метров ламп простой конфигурации или до десяти метров сложной за день.
Фирмы, торгующие оборудованием для неонового производства, предлагают различные варианты обучения стеклодувам-новичкам. Например, компания We R.Sings предлагает четырехнедельный курс за $1,8 тысячи. А фирмы, продающие российское оборудование, могут взять на обучение начинающего стеклодува всего за $300 в месяц, плюс расходные материалы (трубки и электроды). Однако для тренировок обычно используют ненужные обрезки.
Стеклодувы являются важной частью индустрии неоновых ламп, и их навыки высоко ценятся. Если вы хотите привлечь талантливого специалиста из другой компании, необходимо предложить конкурентоспособную зарплату. Мастер, обладающий высоким уровнем профессионализма, может требовать от 1 до 3 долларов за погонный метр лампы, если работает по системе гонорара, или не менее 600 долларов в месяц, если работает на полную ставку.
Зарплата суперпрофессионала начинается с 1000 долларов и выше, что отражает высокий уровень его мастерства и опыта. Однако работа откачника, которая требует меньшего уровня квалификации, оплачивается примерно на 50% ниже — около 500 долларов в месяц. Если у вас ограниченный поток заказов, вы можете начать с одного стеклодува, который будет заниматься как изготовлением ламп, так и откачкой воздуха из трубок.
Однако важно учитывать потенциальные риски этой стратегии. Зависимость от одного мастера может привести к проблемам в случае его отсутствия по какой-либо причине. Чтобы смягчить этот риск, можно предложить мастеру долю в бизнесе или пригласить его стать соучредителем, что обеспечит более стабильную ситуацию с заработной платой и мотивацией.
Расходы на неоновые лампы зависят от их сложности и измеряются в погонных метрах. Простые прямые лампы стоят от 12 долларов за метр, слегка изогнутые — от 13 долларов, а лампы с изгибами, имитирующие шрифт, — от 14 долларов. Буквы прописью являются самыми сложными и стоят от 15 долларов за метр. Эти цены являются базовыми и обычно увеличиваются для конечных покупателей на 100% или более.
Стекло и электроды составляют около трети общей стоимости лампы, в то время как оставшаяся часть идет на аренду помещения, заработную плату работников и прибыль. Многие неоновые цехи экономят на аренде, занимая подвалы, мастерские или пустующие уголки на промышленных предприятиях за пределами города.
Расходные материалы продаются десятками московскими фирмами, торгующими оборудованием для неоновых ламп. Стандартная трубка длиной 1,22 или 1,5 метра, покрытая люминофором, может стоить от 1,5 до 7 долларов в зависимости от цвета и редкости материала.
Расход газов (неона, аргона) и ртути незначителен и часто не учитывается в себестоимости лампы. Например, одна канистра неона емкостью 1,25 л под давлением в 1 атмосферу может быть использована для изготовления 300 метров ламп, а литр ртути достаточно для заполнения 3 километров трубок!
При среднем ежемесячном производстве 500 погонных метров ламп чистая прибыль может составить от 2500 до 3000 долларов в месяц. Это означает, что все первоначальные инвестиции могут быть возвращены за первый месяц работы.
Для привлечения заказчиков необходимо определить целевую аудиторию и понимать, сколько клиентов нужно для стабильной работы. Например, для создания простой вывески со словом «Продукты» из неоновых ламп с длиной 50 см потребуется около 17 метров трубки. Кроме того, можно рассчитывать на работу по оформлению интерьеров кафе, кинотеатров и витрин магазинов. Неоновые вывески являются неотъемлемой частью коммерческой архитектуры во многих странах, особенно в Америке, где неоновые слова «Open» («Открыто») часто приветствуют клиентов перед входом в магазин. В России себестоимость такой мини-вывески может составлять 40 долларов, а продажная цена — 150 долларов.
Наладить прибыльный неоновый бизнес в провинции вполне реально. Конечно, там меньше богатых магазинов и предприятий, но это не означает, что спрос на рекламу там низкий. Торговля развивается по одним и тем же законам: люди всегда нуждаются в эффективной рекламе, даже в небольших городах. А стоимость производства здесь ниже, что является важным преимуществом. Ключевым фактором успеха является поиск талантливого стеклодувa. После этого можно приступать к продвижению своего бизнеса, налаживая контакты со всеми местными агентствами, специализирующимися на наружной рекламе. Потенциальными клиентами будут магазины, рестораны и казино, готовые инвестировать в неоновую рекламу.
Продажа ламп напрямую предприятиям принесет большую прибыль — до двух-трех раз больше, чем через агентства. Однако для этого потребуется нанять команду монтажников, что может быть выгодно благодаря более низкой заработной плате и возможности привлекать их по договору.
Есть нюансы и в раскрутке неонового бизнеса. Многие компании в Москве предпочитают размещать рекламу в газете «Экстра-М» или специализированных журналах для магазинов и ресторанов. Эффективным решением может стать наем агентов для установления контактов с потенциальными клиентами. Агенты обычно получают от 10% до 20% от стоимости заказа, самостоятельно ведя переговоры, создавая эскизы и контролируя монтаж. Необходимо иметь рекламные материалы, включая фотографии и проспект со своими работами. Если у вас еще нет собственного портфолио, можно сфотографировать работы конкурентов, многие начали свой бизнес именно с этого шага.
Самыми выгодными клиентами являются крупные компании, но их привлечение может быть сложнее всего. Вам придется выходить на руководителей рекламных отделов корпораций и предлагать им сотрудничество. Многие профессионалы в сфере рекламы не отказываются от «отката», как это сделал Эдуард, владелец небольшой рекламной фирмы. Он получил крупный заказ на оформление отделений банка и вознаградил своих менеджеров наличными, что принесло ему прибыль благодаря выгодному контракту.
Кстати, неоновая реклама обычно выдерживает около трех лет, поэтому у вас есть возможность получить повторные заказы от довольных клиентов.
Свежие комментарии