Начинающие бизнесмены, выбирая нишу для собственного дела, часто отдают предпочтение сервису быстрого питания. Фаст-фуд становится все популярнее, а необходимость во вкусной и недорогой пище будет всегда. Для реализации задумки предпринимателю потребуется бизнес-план кафе быстрого питания, потому что без теоретической базы, анализа рынка и конкурентов, а также финансовых расчетов невозможно запустить ни одно дело.
Описание бизнес-идеи
Кафе быстрого питания или попросту «Бистро» представляет собой заведение общепита бюджетной категории. Главный критерий – недорогая продукция и быстрое обслуживание.
Цель: открыть кафе быстрого питания с минимальными вложениями и быстрой окупаемостью.
Целевая аудитория: студенты, работники офисных зданий и остальные слои населения, находящиеся в зоне расположения кафе. Возраст посетителей – 17-45 лет.
Принцип работы – самообслуживание или линия раздачи.
Преимущества и недостатки кафе быстрого питания
Положительные стороны:
- востребованность бизнеса;
- быстрая окупаемость;
- невысокие вложения на старте;
- возможность расширения бизнеса.
Отрицательные стороны:
- конкуренция;
- сложности с выбором помещения и места;
- трудности в оформлении бумаг.
Подготовка доставит существенные проблемы, если игнорировать законные требования контролирующих органов. В остальных случаях – это стандартная процедура, характеризующаяся подготовкой помещения и приведением его к стандартному виду.
Конкуренция в сфере общественного питания высокая, но при этом и востребованность услуги немаленькая, поэтому при грамотно составленном бизнес-плане и обязательных предварительных расчетах быстрая окупаемость гарантируется.
Основные принципы работы
Кафе быстрого питания может работать в формате «Бистро» или быть ориентированным на выносную еду с минимальным количеством посадочных мест. Помещение и место выбирается в зависимости от выбранной концепции.
Кафе «Бистро» – заведение небольших размеров, площадью 30-40 кв. м. с числом посадочных мест до 15 единиц. Общепит такого вида рассчитан на быстрый прием пищи или вынос еды с собой. В большинстве случаев план здания предусматривает специальное окошко для выдачи приобретенной продукции с собой и главный вход для посетителей, желающих перекусить в зале. Такой подход значительно разгружает поток клиентов, увеличивая проходимость людей.
Классическое кафе – характерным признаком является наличие посадочных мест в количестве 20-30 единиц (10-15 столиков) и широким ассортиментом, начиная от фаст-фуда и заканчивая горячими блюдами.
Кафе-столовая – заведение с линией раздачи, принцип которой основан на самостоятельном наборе блюд по мере прохождения прилавка, оплате еды на кассе и приеме пищи за свободным столиком. Столовая предусматривает большое помещение с расчетом на высокую проходимость людей в обеденный перерыв.
Ресторан быстрого питания – ярким примером является «». По сути заведение ничем не отличается от обычного бистро, но учитывая высокое качество сервиса и продуктов, а также соблюдение всех требований к оформлению зала, кафе имеет статус ресторана быстрого питания.
Справка: независимо от статуса заведения, его успех зависит только от качественной и вкусной пищи, а также от профессионального сервиса. Нередко небольшие кафешки пользуются повышенным спросом, нежели рестораны и бары.
С чего начать?
Организация действий по открытию кафе начинается с теоретической части – анализ рынка и конкурентов, а также определение потенциальных рисков. Это позволит более качественно продумать дальнейший бизнес-план и практические мероприятия.
Целевая аудитория
Фактор неразрывно связан с местом расположения заведения. К примеру, если кафе находится вблизи учебного заведения, то ЦА – это студенты и преподавательский состав. Если общепит располагается в районе парка культуры – то аудитория более обширная, 50% из которой семейные пары с детьми и люди в возрасте до 35-40 лет.
Совет: для привлечения клиентов рекомендуется определиться со стилем и названием заведения. Например, кафе «Студенческое» или «Уголок для всей семьи». Это позволит увеличить количество посетителей на подсознательном уровне.
С большей долей вероятности молодые люди отправятся перекусить в кафе с названием «Студенческое», чем в стандартную чебуречную.
Анализ рынка и конкурентов
В бизнесе по общественному питанию конкуренция достаточно высокая, поэтому анализ нужно проводить максимально тщательно.
В первую очередь посещается несколько мест, которые, по мнению предпринимателя, наиболее успешные и прибыльные. Внимание обращается на место расположения, площадь, дизайн заведения, а также ассортимент. Одновременно с этим нелишним будет посещение менее привлекательных кафе.
Сравнительный анализ нескольких общепитов позволит избежать многих ошибок, которые делают начинающие предприниматели:
- площадь помещения – она не должна быть больше, чем у конкурентов;
- ассортимент – в основном зависит от типа заведения;
- ценовая политика – в первые 2-3 месяца лучше реализовывать продукции по меньшей стоимости, чем у конкурентов, пока сформируется постоянная клиентская база.
Определившись с местом, обращается внимание на весь общепит в районе с анализом рабочей деятельности. Учитывая ошибки конкурентов, можно практически сразу открыть прибыльное дело.
Оценка рисков
Основные риски при открытии кафе быстрого питания:
- высокая конкуренция – не рекомендуется выбирать местоположение, где поблизости имеется более 2-х похожих заведений. Покупательская способность и проходимость людей в таком случае будет крайне низкой;
- длительная окупаемость – в среднем кафе быстрого питания выйдет в плюс через 8-10 месяцев, но при дополнительных рисках, как низкое количество посетителей, период может растянуться на 1.5-2 года;
- низкая доходность бизнеса – риск связан с высокими регулярными затратами и сниженной покупательской способностью. Проблема решается полным пересмотром финансового плана, поскольку он не отвечает главной цели – заработок средств.
Справка: нередко даже прибыльное и успешное заведение не в состоянии работать в плюс из-за высокой арендной платы, большого количества сотрудников и невысокой наценки на продукцию.
По факту – все заработанные средства уходят на оплату счетов. Решение проблемы – смена места, сокращение штата и расширение ассортимента с увеличением наценки.
Конкурентные преимущества
Общепит всегда сопровождается наличием нескольких однотипных точек на малой площади. Те же павильоны с горячими пирожками и чебуреками всегда соседствуют, конкурируют и дополняют друг друга.
Открывая кафе быстрого питания, определяются конкурентные преимущества собственного бизнеса по отношению к уже сформировавшимся точкам:
- яркий и уникальный дизайн – отдельное внимание уделяется вывеске, которая устанавливается не просто так, а с целью привлечения клиентов. Реклама периодически должна обновляться, выделяясь на фоне выцветших баннеров соседних точек;
- низкие цены – рекомендуется всегда держать стоимость блюд несколько ниже, что довольно несложно при высокой наценке у других предпринимателей;
- качество продукции – категорически запрещено использовать дешевые ингредиенты, которые потом реализуются под видом качественного и вкусного продукта. Например, вряд ли человек купит второй раз хот-дог, в котором использовалась сосиска по 80 руб/кг. Такой продукт теряет свою форму уже при нагревании, не говоря о вкусе.
Главная цель, преследуемая предпринимателем, сделать лучше, чем у конкурентов. Повторить то же самое несложно, но вряд такое заведение будет пользоваться спросом, если человек получил то, что в соседнем кафе.
Организационный план
Практические мероприятия начинаются с регистрации предпринимательской деятельности. В дальнейшем проводится поиск места, выбор помещения, ремонт, закупка оборудования и привлечение персонала.
Регистрация бизнеса
Есть 2 варианта – ИП и ООО.
Статус индивидуального предпринимателя дает следующие преимущества:
- простое оформление;
- недорогая госпошлина (800 рублей);
- упрощенное ведение бухгалтерии.
Преимущества юридического лица:
- доверие со стороны банков и поставщиков;
- возможность сотрудничества с любыми компаниями (некоторые производители принципиально не работают с ИП).
Справка: ИП отвечает за весь бизнес собственным имуществом, а учредитель ООО финансово обязанный лишь в рамках уставного капитала. Это означает, что предприниматель обязан вернуть все долги даже при закрытии ИП, а при закрытии ООО учредитель имеет право погасить задолженность на сумму не более уставного капитала.
Дальнейшие действия по оформлению идентичны для обоих статусов:
- обращение в СЭС и Роспотребнадзор;
- получение разрешающих документов на открытие кафе;
- оборудование помещения по нормам пожарной безопасности.
Вся полученная документация хранится в здании кафе, включая регистрацию предпринимательской деятельности.
Выбор помещения
К аренде здания стоит подойти с соблюдением следующих пунктов:
- место соответствует высокой проходимости людей – центральный парк, крупный ТЦ, университетский корпус, административные здания;
- наличие в зоне открытия кафе не более 1-2-х конкурентов;
- желательно, что помещение ранее использовалось под общепит;
- невысокая арендная плата.
Ремонт и отделка заведения
Помещение под кафе быстрого питания подлежит обязательному ремонту. Сюда относится:
- перепланировка зала под требования для мест общественного питания;
- облицовка помещения под уникальный стиль;
- косметические ремонтные действия.
Конкретная отделка зависит от типа будущего заведения – кафе, столовая или бистро. В основном принцип у всех одинаковый – большой зал для приема посетителей, кухня и помещение для персонала.
Закупка оборудования
Минимальный набор оборудования для открытия кафе быстрого питания:
- холодильник;
- плита;
- фритюрница;
- мойка;
- электрический чайник;
- микроволновка;
- весы;
- витрина;
- кассовый аппарат.
Не стоит забывать и о посадочных местах. Для этого потребуется комплект столов и стульев. Дополнительное оборудование и оформление зала происходит исключительно на усмотрение владельца заведения.
Составление ассортимента и разработка меню
Составляя ассортимент, ориентир производится на широко востребованную и недорогую продукцию. Примерное меню кафе быстрого питания:
- первые и вторые блюда;
- салаты;
- рыба;
- мясо;
- выпечка;
- широкий ассортимент фаст-фуда;
- напитки.
Нелишним будет ввести в ассортимент суши и пиццу. Если кафе будет работать в ночное время, то алкогольные напитки привлекут дополнительных посетителей.
Подбор персонала
Среднее кафе включает следующий перечень сотрудников:
- повар;
- подсобный рабочий;
- продавец-кассир.
Роль администратора в первое время может выполнять владелец заведения.
Маркетинг и реклама
Компания по продвижению нового кафе:
- промоутерские услуги;
- посты в городских пабликах в социальных сетях;
- привлекающая вывеска;
- баннеры и другие рекламные площадки в районе нахождения кафе.
Реклама по местному телевидению не принесет должного эффекта, если это не ресторан или заведение класса выше среднего. Бистро к таким не относится.
Финансовый план
Расчет вложений и потенциальных трат позволит грамотно распределить средства, а также посчитать предполагаемую прибыль. В противном случае предприятие может обанкротиться на этапе открытия.
Вложения на начальном этапе
Траты на старте (в рулях):
- арендная плата – 40 000 (из расчета 50 кв. м. по 800 рублей);
- ремонт – 50 000;
- оборудование – 200 000 (из расчета частичного приобретения техники б/у);
- закупка продукции – 100 000;
- дополнительные траты – 20 000.
Итог: 410 000 рублей.
Расходы
Ежемесячные траты (в рублях):
- аренда – 40 000;
- продукция – 100 000;
- заработная плата – 80 000.
Итог: 220 000 рублей.
Доходы
Кафе на 30 посадочных мест. Среднее количество посетителей – 70 человек. Средняя стоимость чека – 150 рублей.
70 * 150 = 10 500 рублей ежедневного дохода.
Сумма умножается на 30 дней в месяце – 315 000 рублей.
Расчет прибыли
Чтобы посчитать чистый доход, нужно от общей месячной прибыли отнять обязательные траты.
315 000 – 220 000 = 95 000 рублей.
Стоит отметить, что расчеты приблизительные, что зависит от масштабности заведения, принципа работы и проходимости людей.
Рентабельность бизнеса и срок окупаемости
Рентабельность подсчитывается по формуле:
отношение чистой прибыли к общему доходу, умноженная на 100%.
95 000/315 000*100=30%
Срок окупаемости кафе из примера составит чуть более 4-х месяцев, но стоит понимать, что первые 2 месяца прибыль будет ниже ожидаемой, поэтому ориентировочный период увеличивается до полугода.
Несмотря на обилие заведений общепита, их никогда не станет слишком много. Из разговоров обычных людей часто можно услышать – «неплохо бы увидеть такую же кафешку около нашего дома». Это означает лишь одно, где бы не открылось заведение, у нее уже есть потенциальные посетители. Дальнейший успех зависит лишь от успешной маркетинговой кампании и качества обслуживания.
Свежие комментарии