Рынок настольных игр в России
Рынок настольных игр в России увеличился на 3 млрд руб. в 2017 году. При покрытии рынка предложением на 25-30% такой вариант деятельности позволяет хорошо заработать. Окупаемость бизнеса может быть достигнута в течение 3-6 месяцев.
Возможности для инвестирования
Игры можно писать самому, заключать контракты с авторами, адаптировать западные аналоги. Актуален вариант приобретения франшизы. При инвестировании от 300 тыс. руб. можно рассчитывать на рентабельность до 200%.
История рынка
В России 10 лет назад на рынке можно было встретить только детские игры с фишками и кубиками из советского прошлого, шашки, шахматы, лото, домино и несколько мировых бестселлеров. Ситуация начала меняться с 2010-2011 гг., когда появились первые компании, которые начали производить западные образцы по франшизе и разрабатывать собственные варианты забав подобного рода.
Особенности рынка
В настоящее время покрыто всего 25-30% рынка настольных игр, значит на этом можно неплохо заработать. Важно учесть особенности этого сегмента российской экономики: конкуренция между продавцами активна в Москве и Санкт-Петербурге, а в остальных регионах России она ощущается слабо.
Минимальный тираж
Минимальный тираж одной игры составляет 500-600 шт. – в меньшем количестве выпускать такой товар нерентабельно. Сегменту характерен феномен «цепной рекламы»: из 10 игроков, прошедших несколько раундов в «Скрабл», «Уно» или другую настольную забаву, 2-3 человека приобретут отдельный экземпляр для себя.
Рентабельность
Почему идею производства и продажи настольных игр можно рассматривать как прибыльный вариант бизнеса в России? Во-первых, по статистике даже в кризисные 2014-2016 годы продажи компьютерных развлечений упали на 150 млн долл., рынок настольных игр продолжил свой рост. Во-вторых, при самостоятельной разработке и продаже их издателю рентабельность может достигать 200-300%.
Варианты организации бизнеса
Существует несколько вариантов организации бизнеса на базе настольных игр: покупка франшизы, самостоятельная разработка игр и их продажа при сохранении авторства специализированному издательству, самостоятельная разработка, производство и продажа настольных развлечений.
Планы для начала бизнеса
Прежде чем начать бизнес на базе настольных игр, важно детально проработать ряд важных нюансов: целевая аудитория, тематика. Любая настольная игра отличается тематикой – рыцари, войны, динозавры, кино и др. От этого зависит, на какую полку в магазине она попадет.
Целевая аудитория
- дети
- взрослые
- семьи
Перед запуском продаж своей игры или продуктов по франшизе важно провести тест на «когнитивную устойчивость». Для этого необходимо собрать одну или несколько групп по 6–8 человек и, по итогам игры, ответить на следующие вопросы:
• Понятны ли правила игры?
• Интересен ли сюжет?
• Есть ли недочеты и ошибки?
Если результаты теста неутешительны, развитие бизнеса на этом направлении может быть бессмысленным.
Важный момент! Технические аспекты также имеют значение. Качество печати изображений, наличие полированных элементов в пачках (фишки, кубики, карточки и др.) должно соответствовать ожиданиям потребителей. Коробка с настольной игрой должна быть привлекательной, элегантной, прочной и иметь запоминающийся дизайн.
Техническая сторона
Закупка оборудования для печати, ламинирования и упаковки игр требует значительных инвестиций. Поэтому рекомендуется воспользоваться услугами специализированных организаций.
№ | Страна | Качество | Минимальное количество экземпляров | Цена | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Россия | Среднее | От 100 шт. | Средняя | Необходимо запросить пробную печать для проверки качества |
2 | Китай | Среднее | От 1 000 шт. | Низкая | Требуется менеджер для контроля процесса на месте |
3 | Финляндия | Высокое | От 1 000 шт. | Высокая | Как организовать продажи? |
Как организовывать продажи?
Открывая магазин настольных игр, можно рассмотреть следующие варианты:
- Комбинированная торговая точка: продажа основного продукта наряду с игрушками, товарами для отдыха, хобби и развлечений.
- Клуб досуга с точкой продаж: плата взимается за партию в игре, а также за возможность сыграть дома, сделать ставки, заказать еду и напитки.
- Интернет-магазин: самый надежный вариант, позволяющий сократить риск инвестиций. Начните продавать популярные игры, а затем расширите ассортимент.
Совет! Первые партии игр можно продать на базе договоренностей с отделами игрушек и товаров для отдыха в крупных супермаркетах.
Реклама — двигатель продаж
Важную роль в продажах играют рекламные кампании, основанные на «сарафановом радио» и социальных сетях. Листовки (POS-материалы) эффективно распространять в торгово-развлекательных зонах. Также хорошую отдачу дает реклама партнеров, состоящая в обмене рекламными материалами с магазинами игрушек и товаров для отдыха. Менее эффективны рекламы на билбордах, транспорте и в интернете.
Основной сегмент покупателей — молодежь в возрасте 25-35 лет. В связи с этим рекомендуется размещать рекламу вблизи кафе, образовательных учреждений и фитнес-клубов.
Персонал имеет значение
Продавец-консультант на стойке специфической продукции должен обладать следующими качествами:
• Глубокое понимание не только состава коробки и правил игры, но и ее с точки зрения игрока;
• Способность рекомендуть покупателю исходя из его возраста и интересов;
• Умение заинтересовать потенциального клиента, объяснить суть и правила игры.
Сколько можно заработать на продаже настольных игр?
Если автор передает игру издательству и рассчитывает на получение авторского гонорара, то его расходы составят около 5–10 тыс. рублей на создание прототипа. Обычно авторский гонорар выплачивается с числа изданных, а не проданных экземпляров (минимальная партия — 500 шт.). При средней стоимости игры в 1000 рублей и среднем авторском гонораре в 5% от стоимости можно рассчитывать на выручку в 25 тыс. рублей уже в первый месяц деятельности.
В случае с другими вариантами организации бизнеса доходность может отличаться:
Статья затрат | Бизнес по франшизе | Самостоятельный бизнес |
---|---|---|
Аренда и ремонт помещения | 50 тыс. руб. | 50 тыс. руб. |
Закупка торгового оборудования | 50 тыс. руб. | 50 тыс. руб. |
Регистрация бизнеса | 1 тыс. руб. | 1 тыс. руб. |
Паушальный взнос по франшизе | 30 тыс. руб.* | нет |
Роялти по франшизе | 50 тыс. руб.* | нет |
Зарплата персонала | 30 тыс. руб. | 30 тыс. руб. |
Рекламные мероприятия | * | 15 тыс. руб. |
Затраты на закупку или печать первой партии товара | 70 тыс. руб. | 120 тыс. руб. |
Создание собственного сайта | 30 тыс. руб. | 30 тыс. руб. |
ИТОГО | 284 тыс. руб. | 296 тыс. руб. |
- — Самостоятельный бизнес не требует уплаты роялти и паушального взноса.
** Франшизер может обеспечить покупателя рекламными материалами и разместить объявления на сайте и в социальных сетях, а также частично возместить затраты на дизайн и печать продукции.
Справка! Согласно статистике, в месяц можно продать в среднем 50–100 комплектов игры со средней выручкой 50–100 тыс. рублей.
При таком раскладе можно рассчитывать на окупаемость в течение 3–6 месяцев.
Примеры российского бизнеса по производству и продаже компьютерных игр:
- Издательство настольных игр Hobby World — еще в начале 2000-х годов две компании — «Смарт» Михаила Акулова и «Мир фэнтези» Ивана Попова — пытались освоить рынок настольных игр. Однако бизнес развивался крайне медленно и нестабильно из-за нехватки финансирования.
В 2010 году владельцы двух конкурирующих фирм решили объединить свои активы и перейти к серьезному расширению. Первоначально Акулов и Попов разработали стратегию, которая предусматривала три направления деятельности: покупка лицензий у западных фирм и их адаптация для российского рынка; доработка и издание игр российских авторов; продажа лицензий на выпуск российских игр за рубежом.
2011–2012 годы стали периодом становления новой компании Hobby World на российском рынке. В 2013 году фирма начала выходить на рынки Запада. Активная деятельность партнеров принесла успех — в 2015 году прибыль компании превысила 1 млрд рублей.
Справка: стоимость одной коробки с игрой в компании Hobby World варьируется от 300 рублей до 10 000 рублей. В 2016 году фирмой было продано более 1,5 млн российских и зарубежных разработок. Роялти автора составляет 4% от каждого проданного экземпляра.
- Сеть магазинов «Игровед» — Александр Пешков и Екатерина Плужникова в 2006 году поехали с друзьями в Словакию и впервые познакомились с игрой «Уно». По возвращении в Россию они приняли смелое решение открыть на родине магазин настольных развлечений. Они обратились к официальному дистрибьютору фирмы «Mattel» в России и заключили договор о поставках игры «Уно». Так появился первый магазин «Play-Uno», где все работы выполнялись самим создателями бизнеса: от организации поставок до ответов на звонки. Александр сам создал первый сайт, используя квартиру как склад.
2007 год стал началом компании «Игровед»: Екатерина и Александр открыли компанию и начали заключать договоры на поставку других западных настольных игр, а также искать российских авторов. В 2008 году они выпустили свою первую игру — «Корова 006». В 2009 году началась создание сети магазинов «Игровед».
- Александр Ушан и его Spyfall — уроженец Одессы Александр Ушан с детских лет интересовался настольными играми. Весной 2013 года на выставке «Игросфера» была представлена его собственная разработка — «Находка шпиона (Spyfall)». Прототип заинтересовал издательство Hobby World, которое предложило автору выгодный контракт. В 2014 году пробная партия из 2000 экземпляров была раскуплена в России за несколько месяцев. К 2015 году было продано 80 000 коробок в США, а к 2016 году выпуск был увеличен до 200 000 экземпляров по предварительным заказам. В настоящее время игра переведена на 26 языков мира, а роялти автора составляет не менее 30 000 долларов в год.
Обзор популярных франшиз:
Для того чтобы избежать просчетов при запуске производства или продажи настольных игр, имеет смысл воспользоваться франшизой известной компании. Так почти все нынешние крупные игроки рынка начали свой бизнес:
№ | Наименование франчайзера | Паушальный взнос, тыс. рублей | Инвестиции, тыс. рублей | Окупаемость, месяцев |
---|---|---|---|---|
1 | Мосигра | 100–150 | От 1500 | 12–18 |
2 | Активити.Рф | 80 | От 300 | 6–12 |
3 | GaGaGames | 100 | От 600 | 3–12 |
4 | Республика Игр | 120 | От 1500 | 12–24 |
Список популярных настольных игр:
При выборе бизнеса среди множества развлечений стоит обратить внимание на игры, которые уже завоевали популярность и благоприятную оценку покупателей.
№ | Наименование | Число игроков | Возраст игроков | Уровень сложности |
---|---|---|---|---|
1 | Каркассон | 3–6 | От 8 лет | 2 |
2 | Манчкин | 3–6 | От 10 лет | 4 |
3 | Монополия | 2–8 | От 8 лет | 3 |
4 | Элиас | Не ограничено | От 6 лет | 2 |
5 | Марракеш | 2–4 | От 6 лет | 2 |
6 | Дженга | Не ограничено | От 6 лет | 2 |
7 | Скрэббл | 2–4 | От 8 лет | 3 |
8 | Скотлэнд-ярд | 3–6 | От 10 лет | 3 |
9 | Уно | 2–10 | От 7 лет | 3 |
10 | Коллонизаторы | 3–4 | От 12 лет | 5 |
Эти игры уже доказали свою популярность и могут стать хорошим выбором для старта бизнеса в индустрии настольных игр.
Свежие комментарии