Российский рынок бижутерии характеризуется разнообразием дизайнов и ценовых категорий.
Ценовая политика
Продукция самого нижнего ценового сегмента стоит менее 500 рублей за изделие, а средняя ценовая категория обойдется модницам в сумму до 1500-2000 рублей за единицу.
Популярность дешевой бижутерии
Наибольшей популярностью среди покупателей пользуется дешевая бижутерия. Она лидирует по количеству проданной продукции, а в стоимостном выражении выигрывает бижутерия средней ценовой категории (ее продажи составляют чуть менее половины от общего объема).
Импортная продукция
На рынке бижутерии в нашей стране преобладает импортная продукция. По разным данным ее доля составляет от 60 до 80 %. Однако последняя цифра представляется более правдоподобной.
Производство бижутерии
Изделия средней ценовой категории также производятся, в основном, в Китае, хотя надписи на этикетках могут утверждать обратное. Приобрести такие изделия можно в торговых центрах, в универмагах, в специализированных (и фирменных) магазинах, в интернет-магазинах.
Дорогая бижутерия
Дорогая бижутерия производится компаниями, которым принадлежат дорогие бренды одежды и парфюмерной продукции. Приобрести их можно только в фирменных магазинах по цене в несколько тысяч рублей.
Российский производитель
Единственным крупным российским производителем бижутерии является ЗАО «Эталон-Женави». Оборот компании, чьи производственные мощности расположены в Санкт-Петербурге, по оценкам специалистов составляет свыше $35 млн. в год.
Популярность аксессуаров
Наибольшим спросом среди покупателей пользуются аксессуары для волос, браслеты и колье. Несмотря на то, что объемы этого рынка уже сейчас оцениваются экспертами в $3 млрд., он еще далек от насыщения.
Материалы для производства бижутерии
Для производства современной бижутерии используется большое количество различных материалов – стекло, металл, пластик, недрагоценные камни, дерево и даже текстиль. Составляющие большинства украшений, которые продаются в нашей стране:
Материал | Описание |
---|---|
Пластик | Современный синтетический материал, которому при помощи специальных добавок придаются различные свойства. Он отлично окрашивается в массе, благодаря чему его цветовая гамма практически не ограничена. Кроме того, он относительно прочный, долговечный и дешевый. |
Чешский хрусталь | |
Ювелирный тросик | |
Бусины | В том числе и более дорогие варианты – лэмпфорк и миллефиори |
Штифты и швензы | |
Вощеные шнуры | |
Зажимные бусины | |
Проволока | |
Фетр и войлок | |
Металлическая фурнитура | |
Леска |
Пластик – это наиболее распространенный материал для производства бижутерии.
Ювелирный тросик — это основа для украшений (колье или браслета). Он представляет собой тщательно переплетенную структуру из множества тонких проволочек, которые обтянуты пластиковым покрытием разных цветов. Альтернативой может служить использование тонкой пластиковой лески, металлической проволоки серебристого или золотистого цвета, а также вощеного льняного шнура — скрученного и обработанного воском. Фетр получают путем сваливания пуха, в то время как войлок изготовлен из шерсти. Последний материал имеет большую жесткость. И фетр, и войлок используются для создания шляп, сумок, брошей и кулонов.
В ювелирной промышленности среднего ценового диапазона преобладают стеклянные бусины, производимые на специализированных фабриках в больших количествах. Более дорогие изделия украшены разнообразными видами бусин, включая лэмпворк — изготовленные из венецианского стекла путем витения в печи при высоких температурах, и миллефиори — изготовленные из мягкого венецианского стекла с использованием стеклянного прута. Изготовление таких бусин требует огромного количества ручного труда, что делает украшения с ними довольно дорогими. Для фиксации бусин используются специальные штифты-гвоздики с разными наконечниками. Камни, стразы и жемчуг также могут быть установлены с помощью швензов.
Кремпы — это зажимные бусины, которые придают форму украшениям, особенно браслетам и колье. Металлическая фурнитура обычно изготавливается из бронзы, латуни, меди или различных сплавов. Производители ювелирных изделий часто закупают эти компоненты у специализированных оптовых компаний в Китае и Европе. Латунную или стальную фурнитуру могут подвергнуть дополнительной обработке, такой как матирование или чернение, для достижения определенного внешнего вида. В качественной бижутерии, состоящей во многом из металлических деталей, используются специальные покрытия золота, серебра или родия, которые предотвращают прямой контакт аллергенного металла с кожей. Покрытие может быть нанесено двумя способами: напылением или гальваническим методом. Напыление придает блеск и оттенок, но не обеспечивает прочного слоя, поэтому такие изделия дешевле и менее устойчивы к износу. Гальванический метод позволяет создать более толстый слой покрытия, что делает его более прочным и долговечным.
Родийное покрытие часто используется в современной ювелирной бижутерии. Родий — это драгоценный металл платиновой группы, используемый в сплавах с платиной или как покрытие для зеркальных поверхностей в инструментах. По стоимости родий превосходит платиныю, но его расход при производстве ниже из-за высокой твердости. Китайские производители иногда имитируют родий токсичным никелем, который является сильным аллергеном и запрещен в европейских странах.
В качестве альтернативы родию для покрытия используется палладий — драгоценный металл платиновой группы, получаемый из раствора платины и ее спутников при очистке.
Производство бижутерии включает в себя базовые этапы, схожие с процессами при изготовлении ювелирных изделий: отрубка, литье и штамповка. Заключительным этапом является ручная полировка. Эти этапы можно разделить на основные и отделочные работы. К основным операциям относятся плавка, литье, штамповка, прокатка (вальцевание), отжиг, волочение, сварка цепочек, удаление жира, пайка, очистку и сушка. Отделочные операции могут варьироваться в зависимости от типа и дизайна изделия. Например, при изготовлении цепочек отделочными работами являются сколотка, размягчение, прессование, нарезка, сборка и окантовка.
Кольца шлифуются и полируются, подвергаются матированию, обрабатываются различными покрытиями и т.д. Плавкой называют процесс, при котором твердый слиток металла преобразуется под воздействием высоких температур в расплавленное состояние. Для этого на современных предприятиях используются индукционные печи непрерывного литья.
Литье – это технология формирования изделий из жидкого сплава в специальной форме. Этот процесс включает несколько этапов: сначала создается мастер-модель из твердого металла с температурой плавления выше 300 °C, которая немного больше окончательного изделия с учетом усадки формы и отходов; затем изготавливается самая форма – резиновая press-форма. Для этого требуется мастер-модель, формирующая сырая резина, пресс и металлическая опока. После этого создается восковая модель: в форму заливается расплавленный воск, а затем к восковому литнику при помощи электропаяльника приклеивают восковые модели. Из этой «елочки» изготавливают литейные формы, которые затем помещают в опоку и заливают огнеупорной гипсовой смесью. Воск выпаровывают из опоки путем нагревания, а затем в опoku заливают металл с помощью вращения формы или вакуумного всасывания. Отливки очищают вручную или в ультразвуковой ванне и разбирают на отдельные детали.
Для получения листов или профильрованных изделий разной толщины используется прокатка (вальцевание). Металл несколько раз пропускают через вращающиеся валки прокатного стана, что позволяет получить пластину толщиной около 1 мм или тонкую проволоку круглого и квадратного сечения. Из-за изменения диаметра сплава его структура становится хрупкой, поэтому после каждого изменения диаметра полуфабриката требуется отжиг. Процедура отжига включает нагрев сплава до определенной температуры, удержание при этой температуре и охлаждение (либо в муфельной плите, либо при комнатной температуре).
После отжига пластины отправляются на штамповку, а прутки – на волочение. Штамповка предполагает обработку под давлением: заготавливаемый материал деформируется под воздействием давления, перенимая рисунок, выгравированный на штамп-форме. Изделия со сложными формами штампуют в несколько ходов с последующим отжигом для восстановления прочности металла.
Волочением называют процесс получения проволоки круглого сечения определенного диаметра (обычно менее 0,1 мм). Проволока протягивается через отверстия фильера при равномерном напряжении. Фильеры смазываются смесью на масленной основе, чтобы предотвращать перегрев и порчу проволоки. В результате получается изделие требуемого диаметра, которое затем подвергается отжигу.
Цепочки и браслеты из проволоки производятся на специальном цепевом узлом в отдельном цеху. Там установлены уникальные станки, которые могут создавать изделия с различными узорами со скоростью до 500 звеньев в минуту. Длинная цепь, состоящая из незапаянных звеньев, проходит через процесс промывки и обезжирения, после чего подается к сварке. Для соединения концов цепи используется установка для нанесения припоя с двумя барабанами. Длинная цепь на барабане сначала обрабатывается специальным порошком, а затем направляется в печь для пайки. Ручной паяльник все еще используется мастером для крепления мелких деталей. Готовые изделия полируются до идеального блеска, проходят дополнительную очистку и упаковываются.
Производство бижутерии в Европе часто размещается в Китае из-за более низкой стоимости рабочей силы. Хотя это позволяет снизить производственные расходы, но может привести к снижению качества продукции. Тщательный контроль помогает поддерживать стандарты, но полностью избежать проблем невозможно. Однако организация собственного производства в России не выглядит перспективной, несмотря на наличие ниши на рынке. По данным «Финама», отечественная бижутерия составляет менее 10% рынка, при этом большая часть этих товаров представляет собой продукцию небольших фирм с качеством, сопоставимым с китайской дешевой бижутерией.
Эксперты считают, что даже при наличии значительных инвестиций открытие полноценного производства бижутерии в России будет сложным из-за специфики рынка и существующих конкурентов.
Свежие комментарии