Бизнес-план телепроекта должен содержать следующие разделы.
- описание телекомпании
- описание телецикла
- концепция цикла или серии
- формат телесообщения
- описание сегментов телерынка
- ценообразование экранного цикла
- производственный план
- создание творческой команды
- смета выпуска
- финансовый план
- риск падения рекламных тарифов
- риск творческой несостоятельности
- риск появления альтернативного цикла.
- административные риски.
- прочие риски.
ОПИСАНИЕ ТЕЛЕКОМПАНИИ
В описании истории телекомпании существенную роль играет перечисление основных владельцев или главных акционеров предприятия. Присутствие в компании известных мастеров экрана, деятелей искусств всегда оказывает позитивное влияние на деловое сотрудничество. Освещение организационной структуры независимой телекомпании вполне может быть ограничено генеральным директором и генпродюсером. Оценку стабильности создания эфирных программ характеризует длительность и формы финансового сотрудничества, а также динамика роста рейтингов программы.
ОПИСАНИЕ ТЕЛЕЦИКЛА
Выбор конкретной ниши начинается с возможностей самого телепродюсера.
Существенным отличием бюджетного телевидения был приоритет содержания телециклов над его формой.
Современные коммерческие телевещатели ориентирует продюсеров к иному выполнению социального заказа. Для большинства продюсеров форма телепроизведения первична.
КОНЦЕПЦИЯ ЦИКЛА ИЛИ СЕРИИ
Идея, заложенная в основе создания любого произведения, формируется самим продюсером. Найти идею и создать затем ее экранную форму — основная задача телепродюсера.
ФОРМАТ ТЕЛЕСООБЩЕНИЯ(ЦИКЛА)
Формат выпуска создается, как правило, всей творческой командой задействованной в проекте. Это совокупность простых форматов созданных на основе главных телетехнологий:
репортажной, трансляционной и постановочной.
Наиболее простой является репортажная технология.
Она не требует значительного подготовительного периода как для трансляции и постановки, не требует формирования больших творческих коллективов и создания съемочно-монтажных документов.
В линии трансляции, в использовании режима многокамерной съемки. Трансляция как технология значительно различается ( для игровых и сценических площадок или для натурных и шоссейных гонок).
Однако суть одна — документальное отображение события.
Самым сложным является постановка .
Для реализации сценария материал раскадровывается на сцены и планы, а затем, на основании экспликаций режиссера, оператора и художника рассчитывается смета.
Элементы подобных технологий присутствуют в большинстве современных телепрограмм.К производству таких программ привлекаются специалисты различных творческих профессий от автора до звукооператора.
В отличии от концепции, формат цикла
ОПИСАНИЕ СЕГМЕНТОВ ТЕЛЕРЫНКА
Изложение основных направлений проведения маркетинга в бизнес-плане следует начинать с описания существующих структур телеканалов, их назначения, характера деятельности и способа финансирования.
Демографический состав отражает конкретную категории потребителей телепродукта.
Наиболее приоритетными для телебизнеса оказываются блоки прайм-тайм, чья аудитория самая многочисленная, а также структура спутникового вещания. Наименее приоритетен сегмент кабельного телевидения.
Более достоверную информацию следует искать в прайс-листах рекламных тарифов, предлагаемых различными рекламными агенствами, а также и в самих рекламных холдингах, сформированных на большинстве центральных телеканалов. Эти данные публикуются в периодике «Практика рекламы». Расчет расценок определяется данными рейтинговых служб РОМИР и Комкон-2 .
АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
Полномасштабный анализ телерынка по всем его сегментам дает возможность определить истинный спрос на тот или иной экранный продукт. Далеко не все циклы пользуются таким полноценным спросом как детективный сериал, трансляция престижных состязаний, литературный театр с участием известного киноартиста, политические ток-шоу.
Категория нерегулярного спроса характерна для эстрадных серий, семейных программ, а также большинства экранной публицистики, особенно оживляющихся в период предвыборных компаний ( в рубриках «Секретные материалы» и «Однако»).
Падающий спрос обычен для телетеатра, исключение — жанры пародий и политической сатиры.
СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА
Анализ различных сегментов телерынка позволяет телепродюсерам планировать выбор программных блоков, объемы и регулярность трансляций, механизмы продвижения и продления жизни цикла за счет изменения дизайна, привлечения к сотрудничеству известных исполнителей и авторов. Подобный маркетинг позволяет во многом сократить срок внедрения телецикла в новый программный блок, увеличить рейтинг, привлечь рекламодателей и значительно сократить период окупаемости проекта. Правильная маркетинговая политика в сочетании с достоинствами самой программы растягивают жизнь телепрограмм на многие годы ( «Клуб кинопутешественников» ,«Что? Где? Когда?»).
Однако большинство телепрограмм исчезают с экрана в течение одного-двух лет.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЭКРАННОГО ЦИКЛА
В основе стоимости телепрограммы лежит расчет сметы — основного производственно-финансового документа.
Борьба за эфирные позиции заставляет телепродюсеров не только правильно управлять затратами, но и реально оценивать пути получения прибыли.
Минимальная прибыль на начальных этапах продвижения телецикла не всегда утраивает инвесторов. Кроме того, существует ряд инвесторов, которые не стремятся к быстрой реализации через рекламные агентства (РА) или рекламных брокеров и накапливают объемы для реализации их в преддверии избирательных компаний.
Поэтому прогнозирование объемов продаж рекламного времени является
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Если для реализации большинства масштабных проектов формируется команда из исполнительных и творческих продюсеров, то обычный малобюджетный проект продюсер рассчитывает и проводит самостоятельно. Часто сам формат ограничивает творческие замыслы. Опытный продюсер может значительно минимизировать статьи смет, используя длительный лизинг съемочной и монтажной техники, формируя резерв экранного материала. Существенное значение для экспертной оценки реализации проекта имеет процесс создания экранного произведения.
В основе расчетов лежит анализ трех основных этапов производственного процесса; съемки, монтажа и озвучания.
Интенсивный эфир предполагает не только прокат аппаратуры , но и создание собственных производственных мощностей.
В разделе производственного плана приводятся все основные технические потребности производителя, график работы творческих бригад, формы контроля качества телепродукции.
СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМАНДЫ
Коллектив телепроекта — это представители различных
специальностей. Сюда входят авторы и стилисты, режиссеры и операторы, видеоинженеры и администраторы. Вместе с актерскими и другими экранными профессиями общее число исполнителей проекта достигает нескольких десятков человек.
Ответственность за подбор кадров, за их квалификацию всецело лежит на продюсере. Потребность в творчестве связывает коллектив проекта иногда сильнее контрактов.
СМЕТА ВЫПУСКА
Смета образуется из совокупности расходов, необходимых для производства телецикла.
Для каждой используемой телетехнологии существует своя характерная статья затрат.
Для репортажной основная статья -это транспортные расходы,
для трансляционных технологий — статья затрат на аренду передвижных телевизионных станций, для постановок, помимо расходов на создание декораций, существенную роль играют гонорарные выплаты.
Развернутая смета расходов включает в себя также аренду производственных помещений, павильонных площадок и реквизит.
Фонд оплаты труда в смете обычно составляет от 45 до 60% от общего бюджета.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Финансовый план любого проекта подлежат серьезной экспертизе и требует от продюсера самого тщательного расчета.
В первую очередь освещению подлежит возможности и общее состояние баланса самой телекомпании.
Экспертов заинтересует состояние основных фондов и использование кредитов.
Значительный интерес представляет и оперативная сводка деятельности телекомпании сегодня — отчет о прибылях и убытках.
Расчеты капиталовложений по предлагаемому проекту, периоды окупаемости и возможные прибыли — это во многом предположения продюсера, но и вместе с тем — конкретные обязательства перед инвестором.
Продюсеру необходимо проводить на базе экономических параметров расчет внутренней рентабельности проекта для двух возможных инвестиционных вариантов:
оптимистического
и пессимистического с разными величинами финансирования.
Расчет эффективности проекта следует проводить с учетом реальных факторов, таких как:
- производственные затраты,
- величины инвестиций,
- объема поступлений средств от рекламы (эфирные трансляции).
как период окупаемости и чистая прибыль.
В отличие от кинематографа, предсказуемость денежного оборота при регулярности трансляций гарантирует невысокий риск финансирования.
Период производства любого циклического выпуска не превышает недели.
Значительный риск несет в себе создание сериалов свыше 30-40 эпизодов.
Производство может занять более полугода и не застраховано от творческих доработок.
Степень риска телевизионного проекта
между максимальной и минимальной стоимостью рекламного времени.
В качестве исходных тарифов следует взять усредненный тариф прайм-тайм федеральных каналов и усредненный тариф дневного времени городского или регионального телеканала.
РИСКИ.
1.РИСК ПАДЕНИЯ РЕКЛАМНЫХ ТАРИФОВ .
Избежать подобные риски возможно введением в формат цикла рубрик или разделов с потребительской тематикой.
2.РИСК ТВОРЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ .
К этому риску можно отнести большинство оригинальных творческих проектов. Создание экранных произведений всегда предполагает субъективность в создании образов, выборе концепций, построении изобразительного материала. Любые, даже самые просчитанные проекты, могут оказаться коммерчески несостоятельными.
К несостоятельности проекта косвенно может привести несовпадение тематики цикла с программной концепцией канала.
Снижение влияния подобных рисков возможно путём введения «новостных» факторов или рубрик, затрагивающих интересы массового зрителя.
3.РИСК ПОЯВЛЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ЦИКЛА
Нельзя не отметить тот факт, что успех некоторых передач приводит к появлению аналогичных по тематике и творческим решениям циклов. Телевидение обладает способностью быстрого реагирования на позитивные отклики аудитории.
Влияние подобных рисков можно существенно снизить путём участия в программе исполнителей со сложившейся экранной популярностью, публичных политиков, лидеров мнений.
4.АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РИСКИ
к второстепенным
5.ПРОЧИЕ РИСКИ
Сюда можно отнести большинство рисков, свойственных любому предпринимательскому проекту. Это расторжение договора с основными исполнителями, повышение налогов, тарифов аренды технических средств.
Включение передачи в сетку вещания налагает на инвестора и продюсера условия жесткого сотрудничества. Создается график финансирования и формы отчетности для всего производственного периода, исключающие срыв времени выпуска телепродукции в эфир. Первые три-четыре месяца передачи имеют, как правило, не устоявшийся рейтинг и оценку эффективности проекта инвестору следует проводить не ранее, чем через шесть месяцев с момента запуска проекта. Полгода эфирного существования цикла позволяют стабилизировать денежные потоки, более точно оценивать внутреннюю доходность проекта, прогнозировать возможность выхода на вторичные рынки сбыта, в том числе и путем кассетного тиражирования материалов передач.
Спонсорская поддержка определяется рамками рекламных кампаний и не всегда стабильна. Тем не менее, большинство проектов в нашей стране проводится на основе именно спонсорских отношений.
Свежие комментарии