Нашли уголь в степи. Взяли кирку и лопату. Пошли и выгрызли уголь. Пригнали лошадок с подводами. Погрузили и погнали на паровоз грузить. Или продавать на ближайший рынок. Так всё и происходило 100 лет назад, когда здесь, в Хакасии, нашли уголь, который практически под ногами лежал.
О том как это всё происходит в наши дни, я расскажу вам далее.
Как добывают уголь сегодня
Панорама небольшой части разреза «Степной», кликабельно 2000*748. Какие у вас ассоциации с «добычей угля»? Вот и у меня раньше перед глазами появлялись шахты, лифты и чумазые шахтеры с отбойными молотками.
После того как побывал в Хакасии на разрезе «Степной» перед глазами у меня будет появляться вот этот чудо экскаватор, БелАЗы и всё, о чем я расскажу в этом посте. Потому что угольный разрез – это не шахта, а карьер! Под землю никто не спускается, добыча угля идет более безопасным открытым способом.
Вскрышные работы
Первым делом — с помощью этого прибора определяют координаты любой точки на разрезе, а с помощью этих координат — объемы горных пород, которые надо убрать, чтобы добраться до пласта угля. Вскрыша — пустая порода, покрывающая залежи полезного ископаемого и вынимаемая при его добыче открытым способом.
Процесс удаления вскрыши для обеспечения добычи полезного ископаемого называется вскрышные работы. Объём вскрыши определяет целесообразность добычи полезного ископаемого открытым способом. Убирают ее при помощи взрывов или без оных, только с помощью гигантских экскаваторов.
БелАЗы и экскаваторы
На разрезе «Степной» (группа компаний «Русский Уголь») добывается каменный энергетический уголь марки «Д». В границах отработки имеется 7 угольных пластов. БелАЗ – главный технологический транспорт разреза «Степной».
Далее надо убрать горные породы и отвезти их на завалы (на заднем плане), чтобы дойти до угольного пласта. Панорама, кликабельно 1846*1006.
На БелАЗах вывозят пустую породу. Мощные машины, особенно 130 тонники! Сейчас будем загружать БелАЗ пустой породой, которую надо отсюда вывезти. Вот как выглядит этот процесс из кабины экскаватора HITACHI.
Работа на разрезе
Работа у машиниста экскаватора очень тяжелая, скажу вам. Ковш экскаватора объемом 12 кубометров. Добро пожаловать в БелАЗ, впервые в жизни сидел в такой машине.
Ощущения, конечно, веселые, когда сверху КАМНИ стучат, а ты инстинктивно вжимаешь голову в плечи… Всего на разрезе 36 БелАЗов, они снуют как муравьи туда-сюда постоянно!
В кабине БелАЗа, кстати, было комфортно и совершенно не было ощущения, что ты едешь на трехэтажном доме. Итак, далее эту пустую породу отвозят на отвалы, где бульдозеры выравнивают поверхность.
Шагающий экскаватор ЭШ 20/90
А вот самый крутой агрегат на разрезе — шагающий экскаватор ЭШ 20/90! Ковш его аж 20 кубометров вмещает! Толпу блогеров туда где раки зимуют враз закинет если что…
Наша дружная компания из этой поездки: dervishv, berdasov.online, kukmor, zhzhitel (он еще на БелАЗе стоит на фото, что было ранее).
Вот этот монстр за работой! Весело, с шутками и прибаутками, но с соблюдениями всех правил безопасности экипаж экскаватора делает свою работу. Черпай глубже, кидай дальше!
Пустой ковш в полете. По сути ЭШ заменяет собой экскаватор и БелАЗ, которые не нужны, когда есть стрела в 90 метров и можно сразу пустую породу закинуть на отвал. Это есть это самый экономичный способ вскрыши.
Он еще и с места на место сам перешагивает! Про ЭШ 20/90 я напишу скоро отдельный пост, покажу, что там внутри этой махины.
- Я наблюдал, как он раскапывает утрамбованный грунт недалеко от нас, когда мы спустились на дно разреза.
ЭШ поднимал ковш и бросал его с силой на землю. В первый раз я даже подпрыгнул от неожиданности, так как стоял спиной к нему –
-
😉
-
А это уже экскаватор ЭШ-11/75
-
Здесь он демонстрирует, как ведется раскапывание без взрыва, просто снимая верхний слой и сбрасывая его в карьер или отвал.
-
И наконец, мы добрались до угля.
В этом месте находится большой пласт «Гигант», именно здесь, внизу, работает техника.
[Панорама с ссылкой на 2000×743 изображение]
-
Уголь загружают на БелАЗы
-
Кстати, мы ходили по карьере только в средствах индивидуальной защиты: каске, специальной одежде (очень удобной) и сапогах.
[Фотография погрузчика KOMATSU, загружающего уголь на БелАЗ]
-
Рядом находится площадка, где уже сняли очередной слой угля.
-
У погрузчика сложная и требующая постоянной концентрации работа: надо выгрызть уголь ковшом, а затем аккуратно подкатить к БелАЗу и загрузить его. И так непрерывно в течение 12 часов.
-
Когда-то миллионы лет назад, здесь росли деревья, кустарники, цветы и трава, а теперь я держу их в руке в виде этого куска угля.
[Фотография автора с углем на фоне добычи «черного золота»]
-
Я наблюдаю за процессом добычи «черного золота».
-
На разрезе работают более тысячи человек, а производственная мощность составляет 4,5 миллиона тонн угля в год.
-
Вечером включается освещение для работы в ночное время.
[Фотография БелАЗов, перевозящих уголь на обогатительную фабрику]
-
Рядом с ней лежат горы угля, которые затем снова загружают на грузовики.
-
А затем уголь поступает на фабрику по обогащения – классное название, не правда ли?
[Фотография блогеров и аборигенов, изучающих процесс]
- В 2011 году на разрезе «Степной» в Хакасии была введена в эксплуатацию обогатительная фабрика.
В 2016 году она обработала 3,4 миллиона тонн угля!!!
-
Особенностью фабрики является ее высокая технологичность при низких производственных издержках. Технология очистки угля – обогащение в водной среде.
-
На фабрике используется замкнутая водно-шламовая схема, при этом вода не сбрасывается и работает в цикле, что делает технологию максимально экономичной и экологически чистой.
-
Фабрика обогащает уголь марки Д с фракцией 0–300 мм (рядовой), зольностью на сухом основание до 22,5 % и общей влагой на рабочем основании до 15 %.
[Фотографии образцов угля и лабораторной печи]
-
Из каждого вагона берутся пробы для анализа и отправляются в лабораторию, где определяется качество, калорийность, зольность, содержание серы и другие параметры.
-
Продукция разреза «Степной» поставляется энергетическим компаниям, ЖКХ и на экспорт в Польшу, Прибалтику, Китай и другие страны.
Интересно, что мелкий концентрат ценится больше и отправляется именно на экспорт, так как имеет большую калорийность и объем.
- В первом квартале 2017 года разрез «Степной» преодолел 55-миллионный рубеж: со дня ввода в эксплуатацию здесь добито более 55 миллионов тонн «черного золота»!
[Таблица с данными о добыче угля на разрезе «Степной»]
-
В первые три месяца этого года на Степном было добыто 1,1 миллиона тонн энергетического каменного угля, а на обогатительной фабрике обработано 896 тысяч тонн.
-
Горнякам разреза «Степной» помогают новые технологии, повышающие не только производительность, но и безопасность работы. В 2016 году технопарк пополнили новые экскаваторы Hitachi EX-1900 с грузоподъемностью 130 тонн и автосамосвалы БелАЗ. В этом году планируется дальнейшая модернизация горнотранспортного оборудования.
-
Блогер после посещения угольного разреза:
[Фотография блогера, позирующего на фоне техники]
-
Инстаграмщик и фотограф
-
В целом, здесь черное золото извлекают с помощью тепла и тополя из недр, чтобы мы все были тепло и уютно!
Спасибо группе компаний «Русский Уголь» за приглашение и организацию поездки (ruscoal.ru, instagram.com/ruscoal_co/)
Свежие комментарии