1. Резюме
Предлагается организовать эмиссию и обслуживание пластиковых платежных средств международного класса в России на территории Дальнего Востока, Сахалина, Камчатки, Хабаровского края. Амурской и Магаданской областей с последующим расширением (в ближайшее время) охвата регионов Сибири, в Центральной России, на Урале и странах СНГ на базе филиалов, отделений, приходных касс и финансовых агентств, входящих в систему Дальневосточного коммерческого банка.
Предлагается обеспечить максимальную доступность получения ППС, как юридическим, так и физическим лицам. Пластиковую карточку выдавать только дебетную — под суммы, внесенные на валютный депозитный счет в банк. Тарифы на оказание услуг клиенту банком (в связи с ППС) установить на уровне себестоимости, а не на уровне коммерческих значений, представленных для различных банков в разделе 4. Планируется основной доход банка получать за счет 2% комиссии, которая будет браться банком от суммы валютных средств, использованных с помощью ППС.
Устойчивый спрос на рынке будет формироваться за счет:
— планомерной ознакомительной работы на предприятиях-клиентах банка;
— рекламной компании по радио, ТВ и в СМИ, для юридических и физических лиц; передачи СМИ интервью с людьми, купившими ППС международного класса, например, «Евро(Мастер кард») и ощутившими удобства и пользу от их применения;
— включения в работу системы многоуровневого маркетинга (ноу-хау банка). Прогнозируемый объем продаж банком ППС международного класса определяется сценарием фактического развития политической и экономической жизни в России на ближайшие несколько лет. Таких сценариев развития принципиально может быть три:
1) будет хуже, чем сейчас — А;
2) останется на нынешнем уровне — Б;
3) будет лучше, чем сейчас — В.
Понятно, что количественная оценка многофакторных показателей каждого из сценариев А, Б, В, — это вопросы достаточно непростых самостоятельных исследований, но накопленный отечественный опыт позволяет с достаточной степенью уверенности спрогнозировать объем продаж ППС международного класса для каждого из трех сценариев. Эти прогнозы представлены в Таблице 11.
В соответствии с данными таблицы 11, рассчитаны показатели таблицы 12, в которой представлены доходы, расходы, валовая и чистая прибыль за первые три года эмиссии ДВ Банком по каждому из трех возможных сценариев развития событий в России.
Как видно из таблицы 12, в худшем варианте эмитент получит свыше 1,5 млн. рублей чистой прибыли за первые три года, в условиях обстановки без перемен -около 5,0 млн. рублей, а при изменениях к лучшему — около 20 млн. рублей.
Рентабельность затрат при организации эмиссии и обслуживания ППС международного класса на перечисленных выше условиях составит за первые три года: 237,8% — при развитии событий по сценарию А, 715,3: — по сценарию Б и 2864% -по сценарию В. Срок возврата первоначальных вложений банка (первоначально израсходованных средств) оценивается для разных сценариев развития событий: от 10 месяцев до 5 недель.
2. Характеристика бизнеса (зарубежный опыт).
Применение ППС имеет ряд отличий от обычного кредитования:
— операционные расходы банка существенно выше;
— возможны частичные потери от обмана и невозврата кредита;
— существует риск незаконного использования карточек посторонними лицами;
-трудно предотвратить чрезмерно интенсивное использование карточек небольшой частью владельцев;
— в кредитной программе с применением ППС участвуют не только клиент и эмитент, но сервисные и торговые организации вместе с обслуживающими их банками;
— часть операций (особенно с очень крупными суммами) требует авторизации и подтверждения достаточности финансовых возможностей для обеспечения платежа.
Вместе с тем:
— затраты на организацию кредита однократны;
— клиенту кредит доступен круглосуточно и практически повсеместно;
— привлекательность ППС для клиента возрастает с расширением географии и номенклатуры объектов применения карточек;
— возможность преодоления административных и таможенных границ без сложной процедуры оформления документов на провоз свободно конвертируемой валюты через пограничные переходы вызывает особый интерес клиентов, жизнь и работа которых связана с частыми переездами или путешествиями;
— стандартность операций оплаты товаров и услуг по карточке вне зависимости от вида предприятий торговли и сервиса, страны пребывания и языка общения, -значительно стимулирует спрос на карточки;
— возможность использования одной и той же карточки в разных государствах и простота пересечения границ с позиций валютного законодательства повышают объем продаж международных карточек.
Плата, получаемая банком за предоставление услуг владельцам ППС, а также предприятиями торговли и сервиса, складываются из:
— тарифа, устанавливаемого на них и взимаемого с клиента регулярно или в виде разовой платы, или в виде определенного процента от суммы всех платежей, произведенных с помощью ППС;
— комиссионных, устанавливаемых банком на определенный период, для организации торговли и сервиса за право участия в кредитной программе;
— комиссии, взимаемой банком со всех клиентов для покрытия убытков, понесенных в связи с неплатежеспособностью части клиентов, устанавливаемой ежегодно;
— тарифов на пооперационные платежи и другие услуги, предоставляемые банком;
— процента, взимаемого банком с владельцев ППС за краткосрочное кредитование.
Все это существенно удорожает предоставление краткосрочного кредита. Опыт США показывает, что ставка по такому кредиту в 2,48 раза выше, чем ставка по кредитам, предоставляемым банкам США Федеральной резервной системой, и это соотношение достаточно стабильно во времени.
За последние несколько десятилетий объем использования ППС во всем мире достиг весьма внушительных размеров, особенно по таким системам международных карт как «Америкэн Экспресс», «Мастер-кард», «Виза», «Диннерс Клаб», «Еврокард», «Дискавер». Особенно большой популярностью ППС пользуются в США, где 87% американских семей имеют хотя бы одну карточку таких систем. Сейчас на американском потребительском рынке находится в обращении около 750 миллионов различных ППС, при этом 61% семей имеют карточки «Виза», 50% — «Мастер-кард», 24% — «Америкэн экспресс», 23% -»Дискавер».
ППС создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети.
Сейчас в обороте по всему миру находится около 92 миллионов карточек «Америкэн экспресс», которые принимают к расчету около 3,5 миллионов предприятий торговли и сервиса в 136 странах.
Карточки «Америкэн экспресс» предоставляют владельцам ряд льгот:
— на них автоматически распространяется программа страхования;
— на 12 месяцев увеличивается изготовителем срок гарантии на товар, купленный по карточке;
— фирмой заранее не устанавливается лимит предоставляемого кредита, если траты проводятся в разумных пределах со своевременные погашением задолженности.
К недостаткам системы «Америкэн экспресс» относятся:
— относительно высокий размер годовой платы за пользование карточкой;
— более высокий процент, взимаемый с предприятий торговли и сервиса.
годовая плата за карточку «Мастер-кард» значительно меньше. Дополнительные
карточки для членов семьи выдаются бесплатно. Оплату товаров и услуг по карточкам «Евро/Мастер-кард» можно произвести более чем в 12 миллионах фирм, а наличные средства получать в 30 ООО банкоматов.
Международная компания «Виза интернешнл», в качестве ассоциированных членов, охватывает более 22000 банков и финансовых учреждений в 199 странах.
Карточками «Виза» можно пользоваться в 10 миллионах предприятий — это магазины, рестораны, отели, авиакомпании, фирмы по прокату автомашин, медучреждения, турагентства, юридические фирмы, заказы товаров и услуг по почте и телефонам в 247 странах и территориях.
Владельцами карточек «Виза» в мире сейчас являются 320 млн. человек. Доля «Виза Интернешнл» составляет более 50% мирового рынка ППС. Карточки полностью заменяют наличные деньги в подавляющем большинстве необходимых расчетов. Владелец карточки может получить в требуемый момент 24 часа в сутки наличные в любой точке мира более чем в 160 тыс. банкоматов.
ППС «Виза Голд Кард» предоставляет их владельцу и ряд льгот:
1. Бесплатное членство в Международной Ассоциации пассажирских перевозок (ИАПА). Это дает значительные скидки: до 30% — при аренде автомобилей, до 40% -при бронировании гостиниц и др.
2. Бесплатная страховка «Интернешнл СОС Асистенс, УК. Владелец карточки, его жена или дети до 23 лет, не состоящие в браке, родители владельца карточки и родители его супруги, братья и сестры — все они обеспечиваются бесплатной страховкой, если дорожные билеты приобретены по ППС «Виза Голд Кард». При этом гарантируется следующий уровень страхования:
— смерть, полная недееспособность, потеря конечности — 20000 дол. США;
— потеря багажа — до 2000 дол. США;
— задержка багажа (до 12 часов максимум) — до 80 дол. за каждый час задержки.
— дорожная задержка (до 6 час. макс.) — до 33 дол. за каждый час задержки.
3. Получение информации через СОС-центр по:
— вопросам, касающимся паспортов, виз, прививок, налогов, пошлин — в службе дорожной информации;
— по необходимым мед. специалистам в стране планируемого посещения — в службе информации о специалистах — медиках за границей.
4. СОС-центр обеспечит:
— санитарную эвакуацию и/или репатриацию клиента, в случае болезни и/или несчастного случая по рекомендации специалиста, если состояние здоровья требует немедленной госпитализаций или спец. мед. оборудования;
— направление к внезапно заболевшему клиенту мед. специалиста;
— доставку всех необходимых медикаментов и/или медицинского оборудования владельцу карточки, если они недоступны по месту его нахождения.
5. Международный юридический совет адвокатов от имени СОС-центра окажет владельцу карточки представительские консультационные услуги в уголовных или гражданских делах, возникших при поездке (оплата юридических услуг и штрафов не взимается).
6. Если в период поездки владельцу карточки срочно потребуются услуги переводчика, адвоката, технического персонала и т. п., то он может обратиться к одному из агентов СОС-Центра.
Перечисленные услуги доступны более чем в 110 странах. ППС «Виза» предоставляет своим клиентам бесплатный доступ в международную автоматизированную телефонную сервисную систему, которая действует как автоответчик и позволяет клиентам, находящимся в любой точке мира, оставлять информацию, послания, распоряжения, указания своим родственникам, сотрудникам или деловым партнерам.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что общий объем операций с использованием всех видов ППС в США составляет сейчас около 260 млрд. дол. в год.
Лучшим вариантом для банка является выдача клиенту ППС в счет средств, находящихся на его депозитном счете в банке. Здесь имеется полная гарантия, что банк не понесет каких-либо убытков. При значительных средствах, аккумулированных клиентом в банке, последний может позволить себе упрощенную систему выдачи кредитной карточки с более широкими финансовыми возможностями такой карточки.
Обычно процедура выдачи банком именной кредитной карточки состоит из 5 этапов:
1. Заполнение клиентом спец. бланка, содержащего информацию о самом клиенте, адресах проживания в настоящее время и до того, контактных телефонах, социальном и имущественном положениях, реквизитах его банковского счета (счетов), источниках и размерах годового дохода, а также основных условиях взаимоотношений между клиентом и банком-эмитентом.
2. Передача заполненного бланка в банк (лично или почтовым отправлением).
3. Проверка банком достоверности сообщенной в бланке информации (4-8 недель).
4. Принятие банком решения о выдаче или отказе кредитной карточки. В случае положительного решения банком заполняется сертификат о предварительном одобрении открытия кредитной линии, где клиенту остается заполнить только ответы на несколько вопросов и поставить в 2-х местах подпись.
Для разных социальных групп населения, а также в зависимости от вида (финансовых возможностей) карточки, у клиента запрашиваются разные объемы информации.
5. Выдача клиенту карточки (лично или пересылкой по почте) и вручение информации о его правах и обязанностей в связи с получением ППС. Эта информация носит форму двустороннего соглашения, однако имеет уведомительный характер. Это Соглашение содержит обширный перечень взаимных обязательств Сторон, но обязательства клиента развернуты более детально, чем банка. Соглашение является результатом хорошей юридической проработки и определенной гарантией банка от понесения убытков.
Таким образом, доверие банка при кредитовании владельца ППС, как правило, базируется на:
-умелом выборе специальных слоев потенциальных клиентов -владельцев ППС;
— тщательной проверке потенциальной платежеспособности клиента в течение определенного срока;
— на документальном закреплении обязательств клиента в штатной и нештатной ситуациях.
Организации торговли и обслуживания, в которых рассчитывается клиент по кредитным карточкам, подписывают с банком соглашения, по которому им поступают суммы платежей за вычетом комиссионных, выплачиваемых банку за акцепт чека. Величина комиссионных (от 1 до 5%) уменьшает доход торговца от каждой продажи, но существенно увеличивает количество продаж, расширяя круг клиентов, и поэтому увеличивая сбыт в целом.
3. Оценка рынка сбыта (отечественный опыт).
В последние годы, в результате начатых преобразований и движения экономических финансов в сторону общемировых процессов, в России рядом банков реализуются программы безналичных расчетов в сфере торговли и услуг с использованием ППС.
По оценкам независимых экспертов, «на руках» у 7% граждан России в настоящее время находится до 20 млрд. дол. США и много трлн. руб. При таких капиталах уже можно позволить себе обеспечение безопасности и удобств даже при необходимости значительных доп. расходов. Особенно перспективным становится использование ППС с развитием в России региональных, межрегиональных и международных компьютерных сетей.
Хорошо понимая именно эту ситуацию в России в настоящее время, многие банки начали активную компанию по созданию и эмиссии собственных ППС, а также по эмиссии и обслуживанию международных ППС.
Основным потребителем ППС является нарождающийся «средний класс», куда входят: бизнесмены, руководители промышленных предприятий разных форм собственности, чиновники разного уровня, работники частной и кооперативной торговли и сферы обслуживания.
Согласно статистическим данным, в России сейчас около 4 млн. человек имеют доходы, превышающие 500 дол. США в месяц, т. е. на уровне доходов среднего американца. Из них 95% не имеют ни одного ППС, в то время как в США «среднестатистический американец» владеет тремя. И тем не менее, 5% россиян, обладающих ППС «Виза», «Диннерс клаб» и «Евро/Мастер-кард», обеспечили только за 1993 г. оборот по картам на территории России в 280 млн. дол. США.
Это прекрасная иллюстрация чрезвычайной перспективности российского рынка ППС?
Что же побуждает владельцев валюты в России приобретать ППС? Причины распределились так:
— покупка товаров и получение услуг со скидкой — 53,6%;
— оплата в рублях по курсу пересчета ММВБ — 53,3%;
— возможность оплаты покупок за рубежом без вывоза наличной валюты — 39,6%;
— безопасное хранение валюты и осуществление безналичных платежей;
— возможность совершать покупки в валютных магазинах стран СНГ -14,0%;
— престижность обладания ППС -5,1%.
В России развитие рынка ППС идет по двум основным направлениям:
1. Вступление ряда банков в международные системы ППС, принимаемые практически во всех странах мира.
2. Происходит внедрение ППС собственной системы.
4. Оценка конкурентов
Наибольший объем реализации ППС — у банка «Столичный», который вложил основную часть средств на создание АО «ТВ Со». Однако практически все банки эмитируют и обслуживают не один, а много видов ППС, как российских, так и международных. При этом тарифы у банков на оказание услуг очень отличаются.
1. Банки стремятся разрабатывать и выпускать собственные ППС, которые не обеспечены ни платежной системой, ни развитой потребительской сетью, ни системой организаций и предприятий, использующих эти ППС.
2. Многие банки пытаются объединяться в единую платежную систему, в которой могут функционировать ППС, принимаемые всеми предприятиями. Зачастую эти объединения более декларативны, чем реальны.
3. На наш взгляд, для массового российского пользователя ППС предпочтительнее международная кредитная карточка, которая может одновременно решить ряд задач: покупки товара в любом регионе мира, обеспечить хорошие бытовые условия работы и отдыха при изменении места пребывания, оплатить транспортные расходы, услуги связи, а также обеспечить сохранность крупных денежных средств без собственного риска.
4. Анализ тарифов показывает, что цены не отражают объем необходимых трудозатрат, а скорее, используют конъюнктурные соображения. Поэтому есть большие возможности уменьшения расценок на оказание услуг, если это будет необходимо по конкурентным соображениям.
5. Пока главный узел эмиссии и использования ППС в России сконцентрирован в Москве, но уже началась активная работа и на периферии (в Екатеринбурге — АО «ТВ Са-Урал», в Липецке, Саратове, Санкт-Петербурге, Риге, Киеве, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Днепропетровске, Пензе, Челябинске, Тольятти и др. городах СНГ.
На периферии находятся многочисленные потенциальные клиенты и пользователи ППС.
5. Стратегия маркетинга
Большой поток импорта в Россию идет через Владивосток. Во Владивосток идут деньги для покупки импортных товаров. Деньги везут большие в условиях, далеких от комфортных. Обеспечение безопасности перевозки больших денежных наличных средств стоит дорого, а безналичный расчет — не годится, так как он плохо прогнозируем во времени исполнения и не гарантирует сохранение товара продавцом до момента поступления безналичной оплаты.
В этих условиях наличие ППС у покупателя товара позволяет или расплачиваться прямо с помощью ППС в магазине или получать через банкомат наличные средства для оплаты товара. Уловив эту возможность, клиентами столичных банков становятся жители периферии, но это отдельные личности, которые приезжают во Владивосток. Эффективнее было бы предложить эмиссию ППС прямо на периферии, где находится 19 филиалов ДВ банка.
В настоящее время в ДВК банке имеют счета и свои деньги около 30000 юр. лиц. Это 80% числа промышленных предприятий г. Владивостока и Приморского края и 170000 физических лиц.
Учитывая имеющееся конкурентные предложения, цена на изготовление персонифицированного ППС международного класса не должна превышать 6 дол. США (для ППС с магнитной полосой) и 21 дол. США (для ППС с чипом). В этом диапазоне от 6 до 21 дол. США можно разместить все типы ППС, например, классик, бизнес, серебряная, золотая, платиновая и т. д.
Реклама должна вестись ознакомительная и демонстрационная. Для этого можно использовать как СМИ, так и специальные полиграфические издания. Можно задействовать ряд газет, с которыми ДВКБ работает в тесном постоянном контакте, а также телевидение. При необходимости возможно изготовление спец. полиграфических изданий, рекламных листков, плакатов, листовок и т. п. В целом для этих целей достаточно будет выделить от 100 до 500 тыс. рублей в год -дополнительно к уже имеющимся расходам на рекламу.
Повышение роста динамики продаж ППС в ДВКБ можно обеспечить не только общепринятой рекламой, но и рядом других специальных мероприятий, если в этом будет дополнительных необходимость. К числу этих мероприятие можно отнести:
— выпуск персональных ППС, на которые будет перечисляться зарплата и с которых она будет клиентом свободно расходоваться;
— выпуск корпоративных ППС коллективного пользования;
— использование системы многоуровнего маркетинга;
— развитие региональной инфраструктуры предприятий торговли и сервиса, принимающих ППС в качестве расчетных средств.
Послепродажное обслуживание клиентов может осуществляться как в ДВКБ, так и в его 19 филиалах (с их действующими отделениями). В случае необходимости может быть развернута дополнительная сеть на крупных предприятиях, таких как Приморнефтепродукт, Владивостокское авиапредприятие, завод «Аскольд» в г. Арсе-ньев, «Уссурийский бальзам». Находкинский морской порт и др.
6. План производства
Изготовление ППС с логотипом заинтересованных организаций можно вести двумя путями:
— по кооперации с почтовые ящики, которые располагают соответствующим оборудованием, оснасткой и материалами;
— закупив и смонтировав собственное оборудование, набрав необходимый штат специалистов и даже принимая со стороны дополнительные заказы на изготовление ППС.
По первому пути целесообразно идти в начале эмиссии. Для этого можно использовать кооперацию с такими предприятиями во Владивостоке, как «Сфера-кард», «Золотая корона» и другие.
Эти почтовые ящики располагают оборудованием, производительность которого — 10000 пластиковых карточек в день. Этого количества вполне достаточно для эмиссии в первый год-полтора. При этом стоимость ППС с магнитной дорожкой, полосой, логотипом, голограммой, трехцветным дизайном, — не превышает 10 рублей, с цветной фотографией и защищенным образцом подписи владельца ППС дополнительно — до 6 дол. США, а с чипом — до 30-42 дол. США. По второму пути можно пойти, если будет на то желание или необходимость, когда объем эмиссии станет весьма значительным. А каким именно? Это можно рассчитать.
Минимально необходимый комплект оборудования и расходных материалов, выпускаемых в США (Арканзас) стоит 600 тысяч дол. Практика показывает, что для нормальной работы такого оборудования достаточно 120 м2 рабочей площади в производственном помещении (это будет стоить до 200 тысяч дол. США при строительстве нового помещения сейчас). Для работы на этом оборудовании достаточно 5 человек, включая художника-дизайнера. Считая среднюю зарплату на 1 человека 5000 рублей в месяц, получаем годовой фонд оплаты труда — 300 ООО рублей или 10000 дол. США (принимая 1 дол. = 30 рублей). С учетом эксплуатационных расходов, требуемая сумма в первый год приобретения оборудования оценивается в 900 тысяч дол. США.
Если считать, что каждое эмитированное ППС международного класса принесет эмитенту 240 дол. (как показано в разделе 9), то безубыточное использование собственного технологического оборудования для производства ППС наступят тогда, когда эмиссия ППС превысит 3750 карточек в год, а это очень небольшая величина для такого региона, как Дальний Восток.
Впрочем, приобретение собственного оборудования — мера не вынужденная, при желании можно работать по кооперации с другими фирмами, выполняющими заказы на изготовление ППС, столько лет, сколько будет целесообразно.
7. Юридический план
Дальневосточный коммерческий банк (ДВКБ) является акционерным банком, зарегистрирован в государственном банке РСФСР 28 сентября 1990 года за № 422.
Учредители ДВКБ: АО «Дальневосточное морское пароходство», АО «Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота», управление Дальневосточной железной дороги, завод «Варяг».
Основные виды деятельности ДВКБ:
— открытие и ведение счетов, как рублевых, так и валютных, клиентов и банков-корреспондентов ;
— расчеты по поручению клиентов 71 банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
— финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;
— привлечение вкладов, депозитов и предоставление кредитов;
— выпуск, покупка, продажа и хранение платежных документов и других ценных бумаг;
— ДВКБ входит в 30 крупнейших банков России.
В 1997 г. ДВКБ инвестировал более 1,8 млрд рублей в основном в промышленность, что в 16 раз больше, чем за 1996 г.
За 1997 г. платежный оборот по международным операциям ДВКБ вырос в 2,2 раза, а количество операций — в 2,9 раза.
ДВКБ связан корреспондентскими отношениями с банками в США, Японии, Юж. Корее, КНР и др. странах Банк принимает и оплачивает дорожные чеки «Виза», «Америкэн Экспресс», «Томас Кук», «Бэнк оф Америка».
8. Организационный план
Персонал ДВКБ — это специалисты с высшим и средним специальным образованием, профессионально подготовленные для работы с ценными бумагами, денежными знаками. Перечень видов деятельности ДВКБ, представленный в разделе 7, показывает, что никаких специальных дополнительных требований к систематическому образованию персонала, который будет заниматься ППС, предъявлять не придется. Необходимо будет просто провести текущее обучение по 48-часовой специально составленной программе, дающей набор определенных знаний по пластиковым платежным средствам.
Будем считать, что для эмиссии и обслуживания ППС в каждом филиале и самом банке будут дополнительно выделены по одному операционисту и одному кассиру. Никаких других
должностей дополнительно выделять не нужно, так как все дальнейшие операций учета и отчетности обеспечиваются вычислительной техникой. Тогда общее количество дополнительно необходимых сотрудников составляет 40 человек (19 филиалов + Центральный офис) с должностными окладами на действующем сейчас уровне по 1000 рублей в месяц, что составит годовой фонд оплаты труда этих сотрудников в 480 тысяч рублей. Для простоты дальнейших расчетов принимаем 500 тысяч рублей в год.
9. Финансовый план
Как было отмечено в разделе 7, общее количество сотрудников ДВКБ по состоянию на 1.01.1998 г. составило 1219 человек. Из этого следует, что дополнительные 40 человек увеличат численность банка на 3,3%. А это значат, что по всем действующим нормативам никаких дополнительных расходов на обеспечение условий работы этого персонала учитывать при расчетах не надо. Ничего, кроме заработной платы.
Однако для повышения надежности расчета и снижения вероятности ошибочных заключений при расчетах примем, что меняющееся налогообложение и инфляция фактически удвоят наши расходы на зарплату, а создание комфортных условий для вновь набираемых 40 человек потребуют еще дополнительных расходов на 500 тысяч рублей. Кроме того, расходы на рекламу ППС определим в 2500000 рублей в год. Тогда суммарные годовые расходы составят 4 миллиона рублей.
Вполне реально представить, что среди клиентов ДВКБ — юридических лиц — каждый десятый захочет купить ППС международного класса. В этом случае расходовать он будет никак не меньше 1000 дол. США в месяц /это фактически очень маленькая сумма для зарубежной командировки, но мы на ней остановимся для дальнейших расчетов/. Это значит, что на одном ППС в год будет израсходовано не менее 12000 дол. США, а 2-процентный доход ДВКБ составит 240 дол. США.
Вполне реально представить, что среди клиентов ДВКБ -физических лиц — каждый сотый захочет купить ППС международного класса для зарубежной поездки и покупки товара за границей.
Учитывая, что в настоящее время число клиентов банка -юридических лиц — составляет более 30000, а физических лиц -более 170000, нетрудно подсчитать расчетный годовой доход банка по следующей формуле:
1000 дол. х 12 месяцев х 30000 юр. лиц / 10 + 170000 физ. лиц / 100 / х 2% х 6 руб. = 676 млн 800 тыс. руб., где курсовая стоимость К = 6 руб. за 1 дол. США.
В таком случае расчетная прибыль определится как:
676800000 — 4000000 = 672,800 млн руб.
Ставка налога на прибыль банка в России — 43%, тогда налог на прибыль составит:
672,800 млн руб. х 0,43 = 289,30 млн руб., а чистая прибыль ДВКБ будет: 672,800 млн руб. — 289,304 млн руб. = 383,496 млн руб.
Таким образом, рентабельность операций ДВКБ по эмиссии и обслуживанию ГШС международного класса «Евро/Мастер-кард» при указанных выше объемах продаж составит:
672,800 млн руб. / 4 млн руб. = 168.2%.
Внимательный читатель мог обратить внимание на то, что в 9 разделе не учтена стоимость изготовления самого ГШС, и это справедливо. Но если учесть, что стоимость изготовления в России одной карточки стоит менее 10 руб., а ППС с встроенным чипом -30 -42 дол. США, то становится ясно, что дополнительный расход в 2% от величины дохода не может существенно повлиять на величину рентабельности.
Проведенные расчеты показали, что с учетом затраты в 6 дол. США на изготовление каждой карточки, рентабельность снизится с 168,2: до 165,9%. Это несущественно.
Безубыточность эмиссии ППС для ДВКБ (при приведенных выше затратах в 4 млн руб.) начинается с объема продаж, превышающих 1515 ППС в течение 12 месяцев. Это значит, 75 ППС на каждый филиал за 12 месяцев.
Прогноз минимальных объемов продаж ППС «Евро/Мастер-кард» на период в 3 года (1998 — 2000) банком представлен в табл. 10.
В таблице 10 представлены также доходы и расходы в млн. руб., подсчитанные по данным табл. 9.
Как видно из табл. 10, через месяц после начала эмиссии ППС международного класса, начнется поступление прибыли и никаких кредитных (заемных) средств не понадобится, кроме 330 тысяч рублей на первые 10 месяцев эмиссии, которые будут возвращены банку прибылью за эти же 10 месяцев.
10. Оценка риска и страхование
Рассмотрим причины, которые могут изменить степень риска планируемого бизнеса.
На наш взгляд, могут быть следующие основные причины:
1. Форс-мажорные обстоятельства, связанные со стихийными природными бедствиями.
2. Изменение политической ситуации в стране, которая снизит у клиентов интерес к ППС международного класса, в связи с введением ограничений на выезд за рубеж.
3. Возникновение внутренних конфликтов.
4. Организация забастовок, выступлений населения.
5. Изменения в налоговом регулировании в России.
6. Ужесточение законодательства, регулирующего вывоз капитала за пределы России.
7. Колебания курса свободно конвертируемой валюты по отношению к рублю.
Вероятность возникновения причины 1 в России ничуть не выше, чем в остальном мире. Причина 2 возможна, но вероятность ее чрезвычайно мала, учитывая те гигантские изменения, которые произошли в России за последние годы.
Причины 3-6 имеют очень высокую вероятность появления (свыше 50%), но их возникновение будет только стимулировать рост объемов продаж ППС международного класса.
Причина 7 проявляется в России ежедневно, но, учитывая тенденцию последних лет с непрерывным ростом курса доллара по отношению к рублю, маловероятна устойчивая тенденция снижения курса доллара к рублю. А продолжающееся повышение курса доллара США к рублю соответственно увеличивает рентабельность бизнеса, описываемого в настоящем бизнес-плане.
Таблица 1. Тарифы по операциям с карточками СТБ банка «Столичный» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 3 . Тарифы по операциям с международными дебетовыми карточками ВИЗА МЕНАТЕП КЛАССИК |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 4. Тарифы на услуги отдела чековых операций «Кредо-банка» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 6. Тарифы по карточкам ВИЗА, СТБ и ОПТИМУМ КАРД банка «Оптимум» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 7. Тарифы по операциям с карточками Кредо Кард ВИЗА «Кредобанка» |
|||||||||||||||||||||
|
Таблица 8. Расчетный баланс, тыс. руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 9. Прогноз минимальных объемов продаж Количество проданных ППС, штук |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 10. Доходы и расходы, млн. руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 11. Прогноз объема продаж ППС международного класса в первые три года эмиссии ДВКБ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 12. Доходы, расходы, валовая и чистая прибыль за первые три года эмиссии при развитии событий по сценариям А, Б и В, млн. руб. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Свежие комментарии