Надо отметить, что в настоящий момент существует две разновидности автопрокатов: обычный (от суток) и каршеринг (краткосрочный, с почасовой или поминутной оплатой). Причем рентабельность первого варианта гораздо ниже. Скажем, сдача в аренду на месяц автомобиля класса Daewoo Nexia стоит около 30 тыс. рублей (чаще всего для работы в такси). При этом автомобиль будет эксплуатироваться практически без перерыва (по статистике, машина может пройти до 8 тыс. км), чтобы арендатор максимально окупил эту сумму. Машина окупается за 12-14 месяцев, но к этому времени пробег ее составляет уже около 80 тысяч километров, а это треть среднего срока службы основных узлов. В идеале, через 14 месяцев ее уже нужно продавать и покупать новую, не ожидая начала постоянных поломок.
При краткосрочной аренде машина будет приносить «близкие» деньги (а иногда и больше), окупиться может за то же время, но пробег будет вдвое-втрое меньше. Таким образом, машина без проблем прослужит не год-полтора, а 2-3 года. То есть окупится каждая машина дважды, а потом ее еще можно будет продать за 2/3 от цены покупки.
Наиболее распространена эта услуга в Москве, где на 2017 год действуют 5 перевозчиков: Anytime, Car5, «Делимобиль», YouDrive, Belka Car. Отметим, что на момент публикации этой статьи ни один из данных перевозчиков не делает франчайзингового предложения. Anytime предложение франшизы отозвала, а «Делимобиль» его только планирует в будущем. Остальные официальных заявлений не делают.
В связи с тем, что проект требует огромных вложений и может иметь серьезные риски, мы категорически рекомендуем предпринимателям, которые намерены запустить данный бизнес в регионах, обратиться к варианту франшизы (если на момент прочтения статьи она будет доступна). В противном случае очень высок риск банкротства. Наши расчеты показывают, почему.
К рискам данного бизнеса отнесем следующие:
- Для запуска полноценного бизнеса потребуется не менее 15 автомобилей. Даже при условии лизинга это очень серьезные капиталовложения.
- Важную роль играет автоматизация подачи заказа. Для этого требуется разработка специального дорогостоящего функционала на сайте, а также мобильного приложения. Без этого, как только на рынок вашего региона выйдут крупные франшизы, вы окажетесь в заведомо проигрышном положении.
- Сдача автотранспорта в аренду связана с высокой вероятностью попадания клиента в ДТП. А это значит, необходимо решить вопрос со страхованием КАСКО, а это дополнительные расходы.
- Если в Москве культура пользования каршерингом постепенно формируется, то в провинции до этого пока очень далеко. Даже в Санкт-Петербурге действуют только 2 перевозчика. О других региональных центрах и говорить не приходится. Фактически вам придется создавать спрос с нуля. А задача это очень непростая, почему – подробнее расскажем далее.
С учетом данных рисков существуют только два реальных варианта запустить бизнес на каршеринге: перебраться в Москву или же приобрести франшизу известного бренда, когда она будет доступна.
Мы рассмотрим третий вариант: запуск собственного регионального проекта по традиционному прокату автомобилей с популяризацией и постепенным внедрением услуги каршеринга.
Оформление бизнеса
Поскольку на бизнес требуются серьезные вложения, предприятие запускается в формате ООО четырьмя инвесторами с равными долями в уставном капитале.
В качестве системы налогообложения выбирается УСН «доходы минус расходы».
Поскольку оказывать услуги сдачи в аренду авто с водителем не планируется, лицензирование проходить не требуется. Это уменьшает затраты на запуск.
При регистрации указывается ОКВЭД 77.11 «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств».
На оформление потребуется 30 тыс. рублей.
Для получения банковских гарантий под покупку автомобилей открывается расчетный счет организации, на который вносится 1 млн рублей оборотного капитала.
Выбор помещения
Для работы потребуется арендовать помещение для офиса в центральном районе города с площадкой для стоянки автомобилей. При выборе места рекомендуем отдавать предпочтение удобной транспортной развязки и близости бизнес-центру. При этом не обязательно размещать офис на центральной улице, поскольку конкуренция в отрасли не так высока. Большинство клиентов приходит по рекламе из интернета.
Общая площадь офиса – 30 кв. м, включает кабинет руководителя (10 кв. м) и приемную (20 кв. м).
Согласно , с учетом проездов площадь стоянки рассчитывается, исходя из площади 25 кв. м на машину. Поскольку вначале планируется закупить 10 автомобилей, а в дальнейшем увеличить их количество, стоянка должна обеспечить одновременное размещение не менее 15 машин. Таким образом, потребуется площадь 400 кв. м.
Стоимость аренды офиса и площадки составит 250 тыс. рублей в месяц.
Для реализации программы каршеринга заключаются договоры с несколькими автостоянками в разных районах города на предмет использования как площадок, где клиент может взять машину и оставить. Этот вариант связан с рисками, но позволяет сэкономить. В будущем планируется организация собственной сети площадок.
Наем персонала
Поскольку водители для нашего направления бизнеса не нужны, потребуется минимум персонала: администратор, который будет заниматься работой с клиентами, и 3 охранника на стоянку по сменной работе (график: сутки/двое).
Непосредственное управление осуществляется директором, который избирается из числа соучредителей.
Итого, штатное расписание выглядит так:
Покупка автoмобилей
Опыт московских каршеринговых компаний показывает, что спросом пользуются комфортные автомобили среднего класса с небольшим расходом топлива: Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Ford Focus. В провинции планируется использовать авто из того же класса, но по более низкой цене.
Анализ предложений показал, что оптимальные условия сотрудничества в регионе предлагает дилер китайского бренда Lifan, предоставляющий удобные условия лизинга для коммерческих организаций при разовой закупке 10 и более автомобилей под 3,5% годовых на 4 года.
Нами были закуплены автомобили:
За автомобили вносится первый взнос в размере 2 млн рублей из личных средств соучредителей. Остальные 4 030 000 рублей оформляются в лизинг на 4 года. Ежемесячный платеж при данных условиях составит 90 095 рублей.
Кроме того, требуются дополнительные затраты:
Покупка оборудования для стоянки и офиса
Серьезная статья расходов для подобного бизнеса – оборудование стоянки автомобилей, поскольку большая их часть будет храниться на базе.
Потребуется следующее:
Маркетинг
Продвижение бренда будет ориентироваться на два направления: по секторам B2B и B2C. Во-первых, планируется сотрудничество с местными автодилерами для предоставления услуги «автомобиль на время ремонта». Дилерам это выгодно, потому что не придется выделять на эти цели собственные автомобили, а кроме того, возможно проведение кросс-маркетинговых акций.
Также планируется рассылка коммерческих предложений организациям с предложением предоставления автомобилей в аренду для проведения мероприятий и осуществления деловых поездок.
Во-вторых, планируется обычная работа с конечными потребителями на предмет предоставления автомобилей в долгосрочную и краткосрочную аренду.
Сдавать авто в аренду для работы в такси не планируется. Максимальный дневной пробег устанавливается не более 100 км. Превышение оплачивается дополнительно.
Для привлечения корпоративных клиентов планируется разработка индивидуальных коммерческих предложений для автодилеров.
Поскольку проект высокобюджетный, в продвижение планируется вложить достаточно большие средства:
В процессе работы планируется выявление нескольких приоритетных рекламных каналов, согласно статистике привлечения клиентов. На рекламу планируется выделять 100 рублей ежемесячно.
Расходы и доходы
Первоначальные затрaты
Запуск проекта связан с большими затратами, сведем их в таблице:
Дополнительный кредит в банке брать не требуется. Планируется, что стартовый капитал будет равномерно разделен между четырьмя соучредителями: по 2 155 750 рублей от каждого.
Ежемесячные затрaты
Также необходимо предусмотреть расходы на ежегодное техническое обслуживание автомобилей. Расходы на топливо не производятся, поскольку клиент оплачивает его самостоятельно.
Стоимость страховки не включается в ежемесячные затраты, поскольку под нее в бюджете формируется отдельный фонд, а арендатор оплачивает страховой взнос дополнительно к стоимости аренды авто.
Доходы
Сразу отметим, что точно подсчитать доходность подобного бизнеса заранее очень трудно. Дело в том, что спрос на услугу и прибыль сильно зависят от конкретного региона. Во многих городах действуют прокатчики, которые предлагают в аренду дешевый транспорт типа 5-6-летних Lada Kalina, Renault Logan, Daewoo Nexia, FIAT Albea (которые покупаются в состоянии б/у и эксплуатируются, что называется, «и в хвост, и в гриву», демпингуя цены).
Мы предполагаем установить цену услуг на 25% на посуточную аренду выше средней по региону, привлекая клиентов маркетинговыми акциями, новыми качественными автомобилями и высоким уровнем сервиса. Кроме того, планируется плотно работать с корпоративными клиентами, стоимость услуги для которых на 50% выше средней по региону.
Все доходы даны усредненно, дать детализацию не представляется возможным:
- Доход от корпоративных клиентов: 250 тыс. рублей в месяц.
- Доход от частных лиц: 200 тысяч рублей в месяц.
- Доход от каршеринга: 200 тысяч рублей в месяц.
Итого: 650 тысяч рублей.
Отметим, что доходность и рентабельность бизнеса сильно зависят от количества машин в автопарке. Так, у каршеринговых компаний столицы в автопарке более 300 машин. С 10 авто в нашем случае финансовые показатели будут достаточно низкими. Впрочем, обеспечить арендой 300 автомобилей в региональном центре – тоже задача нетривиальная.
Именно поэтому в заключение мы возвращаемся к мысли, с которой начинали: если вы хотите запустить проект по сдаче автомобилей в аренду, нужно учесть очень многое. И быть готовым первые 3-4 года постоянно инвестировать в проект, доходами от него, в лучшем случае, покрывая затраты.
Возможно, именно поэтому крупные операторы каршеринга до сих пор не запустили франчайзинговое предложение. Риски для франчайзи в регионах слишком велики, от франчайзера требуются серьезные усилия по продвижению бренда, и в каждом случае не будет уверенности, что это даст эффект ввиду банального отсутствия в регионах среднего класса, равного по доходам столичному, и привычки у людей пользоваться личным автомобилем.
Кроме того, в регионах нет таких проблем с пробками и парковкой личного транспорта. Напомним, в Москве не так много парковок, аналогичных региональным, практически нет гаражных кооперативов. Во дворах паркуются только в жилых кварталах старой постройки. В новых обычно строятся подземные паркинги, место в которых стоит от 1 до 10 миллионов рублей.
И еще один момент: средняя стоимость поездки в такси в Москве – 1 500 рублей, в регионах – 400 рублей. Иными словами, автопрокат в Москве обходится примерно так же или даже дешевле такси. В регионах же – такси в разы дешевле. То есть в большинстве случаев потенциальному клиенту будет гораздо проще вызвать такси, чем связываться с арендой (ведь это не только оплата собственно аренды, но еще и страховки, топлива и мойки, а также размещение депозита). Грубо говоря, чтобы впервые взять авто в аренду, нужно около 10 тысяч рублей. Для Москвы это небольшие деньги, для регионов – довольно значимые.
Таким образом, факторы, которые стимулировали семимильное развитие столичного каршеринга, в провинции просто не актуальны.
В итоге
На настоящий момент идея с организацией проката автомобилей с услугой каршеринга в регионах не выглядит удачной затеей, поскольку требует огромного стартового капитала, связана с серьезными рисками, включая опасность низкого спроса на региональном рынке.
Если вы все же решили, что эта затея вам по душе, следует уже на этапе планирования внимательно изучить наш бизнес-план проката автомобилей с расчетами и решить, каким образом вы сократите затраты, которые были прописаны нами. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Свежие комментарии