Устранить в автомобиле ту или иную неисправность в общем-то несложно. И, как правило, относительно недолго. Данное утверждение, правда, справедливо только в том случае, когда соблюдены три условия: известно, как, чем и что именно надо делать.
Диагностика систем управления двигателем
Техническое состояние системы управления двигателем автомобиля относится к числу важнейших факторов, влияющих на тяговые и скоростные показатели автомобиля в целом. Практическое решение задачи диагностирования технического состояния и ремонта СУД невозможно без использования специальных технических средств.
Группы оборудования для диагностики двигателей
Все оборудование для диагностики двигателей можно разделить на несколько групп, каждая из которых выполняет свой круг задач:
Группа | Описание |
---|---|
Сканеры блоков управления | Диагностика и программирование блока управления |
Измерительные приборы | Мероприятия параметров двигателя и его систем |
Тестеры исполнительных устройств и узлов двигателя | Диагностика и тестирование исполнительных устройств и узлов |
Преимущества и недостатки использования сканеров
Почему приблизительное соответствие, спросите вы? Потому, что фирмы производители сканеров не имеют прямой связи с производителями автомобилей.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность диагностики и программирования блока управления | Необходимость адаптации к каждому конкретному автомобилю |
Увеличенная точность диагностики | Стоимость сканеров может быть высокой |
Рекомендации
По оценкам ряда автосервисов, активно занимающихся диагностикой, иметь набор сканеров для всех автомобилей с расширенными возможностями (вплоть до адаптации) экономически нецелесообразно, а при отсутствии должным образом подготовленного персонала еще и опасно.
Газоанализаторы и дымометры
Анализ выхлопных газов может дать общую картину технического состояния двигателя внутреннего сгорания. При сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндрах формируются различные химические соединения: СО, NОX, СН, О2 и другие. Изучая процентное содержание каждого из этих веществ в отработанных газах, можно сделать выводы о работе двигателя и выявить причины отклонений от нормальных показателей.
Газоанализаторы и дымометры для бензиновых и дизельных двигателей
Газоанализаторы и дымомеры являются разными приборами, используемыми для проверки состояния бензиновых и дизельных двигателей соответственно.
Газоанализаторы предназначены для измерения нескольких параметров, включая содержание СО, NОX, СН и О2 в выхлопных газах. Некоторые современные модели имеют дополнительные функции, такие как измерение напряжения в системе автомобиля, температуры и так далее. Они выводят результаты на цифровой дисплей или могут иметь встроенный принтер. Более новые модели даже позволяют передавать данные на персональный компьютер для дальнейшего анализа в виде графиков и диаграмм.
Дымомеры, с другой стороны, используются в основном для оценки работы дизельных двигателей. Они измеряют давление в системе двигателя, что помогает определить эффективность работы двигателя и выявить возможные проблемы.
Измерители давления
В группу измерителей давления входят такие приборы, как компрессометры, которые широко используются автосервисами. Недавно на рынок были представлены тестеры давления топлива, предназначенные для автомобилей с инжекторными двигателями. Эти тестер имеют широкий диапазон измерений (от 0 до 6-8 бар) и позволяют подключаться к различным системам топливного снабжения. Также приобрели популярность тестер утечек клапанно-поршневой группы, вакууметры и тестеры противодавления катализатора, которые помогают оценить эффективность работы соответствующих систем двигателя.
Специализированные автомобильные тестеры
При ремонте электрических систем зажигания, таких как системы с электронным распредвалом, традиционные тестер были достаточны для диагностики неисправностей. Однако с распространением электронных систем управления двигателем возможности этих тестеров стали ограниченными. В этом случае на помощь приходят автомобильные осциллографы и мотор-тестеры, которые позволяют проводить более комплексный анализ работы двигателя.
Стробоскопы
Стробоскопы используются для проверки системы зажигания инжекторных двигателей, у которых нет отдельной метки для установки угла опережения зажигания. Регулируемые по задержке стробоскопы позволяют определять угол опережения и выявлять возможные неисправности в работе двигателя.
Специализированные автомобильные осциллографы
Эти приборы используются для более глубокого анализа работы электрических систем автомобиля, включая систему зажигания и другие электронные компоненты. Они позволяют визуализировать сигналы и выявлять проблемы, которые могут быть неочевидны с помощью традиционных тестеров.
Эти приборы оснащены набором специализированных датчиков, таких как высоковольтный, разрежающий и токомер, а также системой синхронизации с вращением двигателя при помощи датчика тока свечи первого цилиндра. Это позволяет проводить диагностику системы управления двигателем по различным параметрам, сохраняя при этом функциональность универсального осциллографа. Таким образом, эти приборы могут использоваться для проверки работы большинства электрических систем автомобиля. Кроме того, они могут заменить несколько отдельных устройств, используемых в процессе диагностики, например, вакууметр, если в составе автомобильного осциллографа уже есть датчик разрежения.
Мотор-тестеры представляют собой улучшенную версию автомобильных осциллографов с дополнительными возможностями. Они не только отображают осциллограммы различных электрических цепей, но и могут комплексно оценивать работу двигателя по нескольким параметрам (например, динамическая компрессия, ускорение, сравнительная эффективность цилиндров и т. д.). Это позволяет значительно сократить время на поиск неисправностей. При закупке мотор-тестера следует учитывать, что он часто поставляется с дополнительными устройствами, такими как газоанализатор, стробоскоп и другими инструментами. Хотя цена может быть высокой, затраты при покупке будут относительно небольшими по сравнению с приобретением отдельного осциллографа, газоанализатора и других инструментов.
Имитаторы сигналов датчиков предназначены для имитации реакций блока управления на изменение входящих сигналов от отдельных датчиков (например, датчиков температуры или положения дроссельной заслонки). Это позволяет выявлять ситуации, когда блок не реагирует на изменения сигнала датчика, что может быть воспринято как его неисправность.
Тестер форсунок использовался в начале развития диагностики, но теперь приоритет отдается стендам для чистки и проверки форсунок. Эти стенды позволяют проводить проверку и очистку форсунок более эффективно и качественно. Кроме того, использование таких стендов само по себе является отдельной услугой, которая может быть прибыльной с каждым годом.
Вакуумный насос используется для тестирования исполнительных механизмов, приводимых в действие разрежением во впускном коллекторе (например, клапана дожига или катализатора), а также для проверки датчика разрежения на остановленном двигателе.
Тестер свечей зажигания позволяет визуально проверять работу свечей без их установки на двигатель. Некоторые тестеры даже могут проводить тестирование под давлением, имитируя реальные условия.
Высоковольтный разрядник используется для проверки работы системы зажигания при нагрузке, приблизительной к реальной. Для механических распределителей используется разрядник с воздушным зазором 10 мм, а для современных систем без распределителя — 20-21 мм.
Таким образом, основываясь на представленном оборудовании и опыте, можно дать следующие рекомендации по комплектации поста диагностики:
- В первую очередь необходим газоанализатор, лучше четырехкомпонентный с вычисляемым коэффициентом лямбда (л). Он является ключевым прибором для диагностики двигателя.
- Компрессометр и манометр топливной системы — это недорогие, но полезные инструменты в наборе диагноста.
- Установка для промывки форсунок станет отличным дополнением, особенно если вы столкнетесь с автомобилями, у которых качество рабочей смеси оставляет желать лучшего.
- Решите, подходит ли вам стационарный или мобильный пост диагностики в зависимости от ваших потребностей и условий работы.
Обеспечение станции технического обслуживания современным оборудованием может значительно улучшить эффективность диагностики и ремонта автомобилей. Одним из возможных вариантов комплектации оборудования вокруг персонального компьютера (ПК) является создание единого диагностического комплекса со сканером, мотор-тестером и газоанализатором с возможностью обновления программного обеспечения. ПК также позволит хранить обширную базу данных по обслуживаемым автомобилям, что станет ценным подспорьем в работе станции.
Если же речь идет о выездной работе на дороге, необходимо учитывать возможность работы приборов от бортовой сети автомобиля. Несмотря на это, использование ноутбука может обеспечить мобильность и все преимущества ПК, включая доступ к обширным базам данных.
При выборе оборудования следует учитывать различные факторы, особенно если речь идет о сканерах. Марки автомобилей, их год выпуска и даже тип «бортового компьютера» могут влиять на качество диагностики. Поэтому важно выбирать сканеры с широким спектром поддерживаемых марок и моделей автомобилей, а также с возможностью подключения к различным контрольным разъемам. Кроме того, предпочтительнее выбрать сканер, который можно обновлять для расширения его возможностей.
Для эффективной работы станции технического обслуживания помимо сканеров необходимы следующие предметы оборудования:
- Двухстоечный подъемник грузоподъемностью 2500 кг для автомобилей;
- Трансмиссионные стойки грузоподъемностью 300 кг — 2 шт.;
- Домкрат подкатной грузоподъемностью 2000 кг;
- Зарядно-пусковое устройство;
- Верстаки слесарные — 2 шт.;
- Набор ручного инструмента.
На рынке представлено оборудование от нескольких фирм, специализирующихся на продаже и обслуживании таких инструментов: «Ам-Евро», «Барклай-Авто», «Диаком-Авто», «Диамакс холдинг» и «Новгородский завод ГАРО». После тщательного изучения коммерческих предложений было принято решение о сотрудничестве с компанией «Диамакс холдинг».
Обращает на себя внимание, что компания предлагает оборудование по конкурентоспособным ценам. Например, универсальный диагностический комплекс DTS-25.2 стоит 195 000 рублей, комплект для измерения давления топлива — 11 800 рублей, а установка для очистки топливной системы — 51 300 рублей.
С точки зрения амортизации, при остаточной стоимости оборудования в 50% через три года, ежемесячная амортизация составит 1,4%, или 5600 рублей.
Планируемая площадь станции технического обслуживания составляет 50 квадратных метров, что позволит разместить два машиноместа одновременно. Арендная плата за такую площадь составляет 70 рублей за квадратный метр в месяц, или 3500 рублей в месяц. Кроме того, необходимо учитывать расходы на обслуживание арендуемого помещения, которые составят еще 20% от существующих расходов предприятия по этой статье, то есть 2000 рублей в месяц.
Расходы на оборудование для станции технического обслуживания:
Оборудование | Цена (руб.) |
---|---|
Универсальный диагностический комплекс DTS-25.2 | 195 000 |
Комплект для измерения давления топлива ИД-У | 11 800 |
Установка для очистки топливной системы Carbon Cleaner System II | 51 300 |
Стационарный 2-стоечный подъемник П3-Т-СП | 77 000 |
Трансмиссионные стойки СГ-1, 2 шт. | 21 600 |
Домкрат К 4845 | 3300 |
Верстаки 22.2-25-G 5015, 2 шт. | 26 400 |
Зарядно-пусковое устройство (ориентировочно) | 2500 |
Набор ручного инструмента (ориентировочно) | 100 000 |
Итого: | 398 900 |
Персонал, необходимый для работы станции технического обслуживания, включает в себя квалифицированных диагностов и техников. Важно обеспечить обучение персонала всем нюансам диагностики автомобилей, так как это напрямую влияет на качество услуг и реакцию клиентов. Курсы по обучению должны учитывать все премудрости процесса, включая связь между оборудованием и работой двигателя автомобиля.
Подготовку должны проводить квалифицированные инструкторы, обладающие обширными знаниями о работе всех систем автомобиля и двигателя внутреннего сгорания. Программа подготовки должна включать в себя теоретические основы работы различных узлов, датчиков, исполнительных механизмов и других компонентов.
Важной частью программы являются практические занятия, которые должны проводиться на реальном оборудовании в условиях автосервиса. Это позволит будущим специалистам получить практический опыт и лучше понять работу автомобилей.
При выборе оборудования для обучения не следует стесняться задавать вопросы о наличии подготовительных курсов. Качественная подготовка и поддержка со стороны компании-инструктора имеют огромное значение. Кроме того, эффективная диагностика и точный анализ проблем автомобиля могут повысить авторитет предприятия и увеличить число удовлетворенных клиентов.
В связи с этим было принято решение обучить двух самых квалифицированных сотрудников работе с диагностическим оборудованием и перевести их на этот вид деятельности. На их прежние места будут наняты два новых сотрудника, что приведет к увеличению вмененного налога для предприятия. Эти расходы можно рассматривать как инвестиции в создаваемое подразделение.
Ситуация с курсами обучения аналогична ситуации с оборудованием. Планируется отправить двух сотрудников на курсы «Диамакс Холдинг» стоимостью 100 000 рублей.
Заработная плата производственного персонала рассчитывается как 40% от суммы, полученной от клиента за выполненные работы. Эта сумма указывается в графе «Работа» бланка «Заказ на выполнение работ с автомобилем».
Для содержания дополнительного помещения и обслуживания диагностического оборудования необходимо увеличить расходы на непроизводственный персонал на 20%, то есть на 1000 рублей в месяц.
Свежие комментарии