Детский лагерь – это заведение, в котором дети обучаются, оздоравливаются, воспитываются и занимаются интересным делом во время каникул.
Актуальность бизнеса, цели и задачи
Рынок детского отдыха оценивается числом не менее 80 млн человеко-дней ежегодно, отмечается тенденция устойчивого роста этого показателя. На смену пионерским лагерям, которые были популярны в советское время, пришли современные детские туристические и досуговые организации.
Задачи, которые призван решать детский лагерь, многогранны:
- укрепление здоровья при помощи профилактических мер;
- формирование общих навыков ЗОЖ при помощи занятий физкультурой, спортом и туризмом;
- создание условий для культурного, социального и духовного развития молодежи;
- привитие навыков общения с природой и правил поведения в коллективе;
- повышение интеллектуального уровня детей;
- адаптация ребенка в обществе и улучшение его общего психологического состояния.
Разновидности детских лагерей
Все подобные заведения можно классифицировать на несколько типов:
- спортивные – направленные на физическое развитие детей, бывают общими и специализированными;
- семейные – отдыхать в них можно всей семьей, обычно они организуются самими отдыхающими – несколькими семьями, которые берут на себя все расходы;
- трудовые – подразумевают выполнение отдыхающими детьми (преимущественно старшими школьниками и студентами) определенной работы (обычно в первой половине дня) с последующей выплатой зарплаты;
- санатории – их основное назначение заключается в оздоровлении и профилактике заболеваний по индивидуальной программе;
- летние школы – могут быть специализированными, подготовительными и общеобразовательными, для тех, кто по какой-то причине не смог освоить школьную программу в полном объеме;
- летние площадки – работают по месту жительства (обычно на базе школы или другого учебного заведения).
По способу организации отдыха лагеря бывают стационарными, палаточными и выездными.
Бизнес-план детского лагеря: с чего начать?
Определение целевой аудитории
ЦА такого бизнеса – учащиеся школ, значительная часть которых проживает в ближайших населенных пунктах, но лагерем с отличной репутацией заинтересуются и жители дальних городов. Возраст отдыхающих варьируется в диапазоне от 6 до 18 лет.
Анализ уровня конкуренции и рисков
Организационные риски (увеличение сроков запуска проекта, изменения условий поставки оборудования, увольнение персонала в сезон) можно нивелировать путем заключения договоров и контрактов со строгими штрафными санкциями за невыполнение.
Маркетинговые риски (действия конкурентов, переоценка спроса) снижаются при помощи продуманной стратегии.
Защитой от ухудшения экономической ситуации, изменения налогового законодательства и возникновения форс-мажорных обстоятельств является страхование проекта.
Организационный план
Регистрация бизнеса
Для ведения подобной деятельности форма собственности не так важна: подойдет и ИП, и ООО. Из классификатора ОКВЭД следует выбрать код 55, регламентирующий деятельность по предоставлению мест для временного проживания, который в 2017 году пришел на смену старому коду 55.21, более детализированному («Деятельность молодежных туристских лагерей и горных туристских баз»).
Нужно заключить договоры с местными коммунальными службами, получить разрешение на работу от СЭС и пожарного надзора. Если нет желания разбираться во всех нюансах, можно обратиться за помощью в регистрации к фирмам, которые специализируются в данном вопросе.
Поиск места и строительство
Обычно лагеря располагаются в лесной зоне, часть которой очищается от деревьев и используется для строительства корпусов и игровых площадок. Достоинством будет наличие в непосредственной близости водоема. Берег реки должен быть пологим, без ям и обрывов, а максимальная глубина – в пределах от 0,7 до 1,3 м.
При строительстве лагеря следует помнить, что высота корпусов не должна превышать двух этажей. В каждой комнате размещается не более 6–8 детей. Современные детские лагеря должны быть оснащены пандусами, поручнями, подъемниками и расширенными дверными проемами – все это сделает отдых комфортным для детей с ограниченными возможностями. Кроме номерного фонда, следует предусмотреть наличие кухни, столовой, медчасти, помещения для охраны.
Хорошим выходом является не строительство, а аренда для организации лагеря неработающих баз отдыха.
Оборудование
В перечень основных приобретений должны быть включены:
- мебель и предметы быта для обустройства корпусов;
- оснащение для функционирования медицинского подразделения;
- столы, стулья, шкафы, хозяйственный инвентарь и посуда для пищевого блока;
- системы слежения для пункта охраны;
- сейф, стойка и мягкая мебель для административного здания;
- спортивный инвентарь для игровых площадок.
Подбор персонала
Данный бизнес невозможен без приема на работу коллектива, к которому предъявляются строгие требования, ведь на попечении сотрудников находятся несовершеннолетние лица.
Большинство лагерей заключают договоры со студентами-практикантами педагогических ВУЗов, нанимая их вожатыми. Но чаще формируется постоянный штат, в котором обязательно наличие медиков и воспитателей с высшим профильным образованием. Кроме того, в зависимости от направленности могут потребоваться спортивные тренеры, инструкторы, учителя. Если речь идет об оздоровительном учреждении, в штате обязательно нужно предусмотреть диетолога и психолога.
Для работы на кухне потребуется повар и его помощник, а также посудомойка. Организацией работы лагеря занимается администратор, обязанности которого может выполнять сам учредитель. Для обеспечения безопасности воспитанников следует заключить договор с охранной организацией.
Организация работы и питания для детей
Обычно в лагере предусмотрено четыре приема пищи, но иногда допускается второй легкий ужин. Меню должно быть сбалансировано и отвечать всем стандартам (в том числе выполнять требования к весу порции фруктов и запрет на некоторые блюда, например окрошки).
При невозможности организовать приготовление пищи самостоятельно можно заключить договор с местным кафе на постоянное обслуживание. В палаточных лагерях вопрос питания решается при помощи костра.
Маркетинг и реклама
Если не позаботиться о рекламной кампании, лагерь может пустовать на протяжении многих лет. Для привлечения внимания можно использовать любые СМИ и интернет. В рекламе ставку нужно делать на «фишку» лагеря: ролевые игры, спортивный профиль, языковую практику.
Хорошим решением будет наладить рекламное сотрудничество с детскими учреждениями или напечатать буклеты и распространять их среди населения. Кроме того, стоит связаться с администрацией города и обсудить вопрос действия субсидий и дотаций, предоставляемых на отдых детям, – это повысит рейтинг лагеря среди конкурентов.
Финансовый план
Инвестиции в проект
Бизнес-план детского лагеря предусматривает следующие стартовые вложения в дело (в тысячах рублей):
- регистрация – 10;
- обустройство лагеря, покупка всего необходимого, арендные платежи на весь летний период авансом – 3 500;
- затраты на зарплату персонала в подготовительный период – 120;
- реклама – 50;
- резерв на непредвиденные расходы – 20.
Итого: 3,7 млн рублей.
Текущие расходы
Ежемесячно лагерь будет требовать следующих трат (в тысячах рублей):
- затраты на зарплату персонала – 500;
- организация питания – 500;
- расходы на содержание лагеря, включая коммунальные платежи – 300;
- поддерживающая рекламная кампания – 20;
- резерв – 10.
Итого: 1,33 млн рублей.
Доходы
Мало лагерей оказываются заполненными на 100% в первый же месяц после открытия. При расчете финансовых показателей было принято, что в первый год работы заведения не будет превышать 50%, а далее увеличится до 95%. Лагерь работает только в летний период, неполных три месяца – 4 смены по 21 день. Стоимость путевки устанавливаем на уровне 30 000 рублей. Корпуса обустроены для приема 100 детей каждую смену.
В первый год за сезон заведение посетит 200 человек (50% от полной загрузки), полная выручка – 6 млн рублей, начиная со второго года в лагерь будет приезжать 380 посетителей – сезонная выручка составит 11,4 млн рублей.
Лагерь может оказывать дополнительные услуги по лечению, образованию и развлечению детей, а в несезонное время – сдавать в аренду помещения для отдыха.
Расчёт прибыли и рентабельность детского лагеря
Рентабельность лагеря в первый год составит 33,5%, начиная со второго сезона – 65%. Точки окупаемости предприятие достигнет в середине второго сезона.
Представители старшего поколения вспоминают время, проведенное в пионерских лагерях, как самое веселое и интересное. Продумав все детали заранее, предприниматель может построить прибыльное дело и получать стабильный (пусть и сезонный) доход, организуя для детей культурную, образовательную и развлекательную программу.
/h2
Свежие комментарии