Классические национальные развлечения и аттракционы
Россияне любят отдыхать с размахом. Классическими национальными развлечениями считаются охота, рыбалка и баня. Впрочем, жажду острых ощущений ничуть не хуже утоляют аттракционы. На интересе сограждан к горкам и каруселям российские парки могут зарабатывать до $500 млн в год.
Как живется владельцам аттракционов
Чтобы понять, как живется владельцам аттракционов, достаточно совершить семейную вылазку в городской парк. Входной билет для совершеннолетнего посетителя стоит 20 рублей, детский — 10. Слоняться по аллеям парка скоро надоест, и вы непременно завернете в «Чудо-град» или луна-парк. За билет на аттракцион придется выложить от 20 до 80 рублей.
Развлечения для всех
Можно выбрать и более спокойное развлечение: любоваться Москвой с колеса обозрения (50 рублей за круг), плавать в пруду на катамаране (35 рублей в час), стрелять в тире (3 рубля за выстрел). Плюс газировка для ребенка, пиво для взрослых и семейное блюдо — мороженое. По самым скромным подсчетам, каждый посетитель парка оставляет там за день порядка $30.
Доходы парков
В «урожайные» дни в ЦПКиО развлекается до пяти тысяч человек. Соответственно, он зарабатывает в праздничные и выходные $150-200 тыс. За сезон — более $10 млн. Причем на долю аттракционов приходится 90% дохода.
Мировой рынок
За рубежом парковые развлечения приносят сверхприбыли. В США, например, ежегодный оборот индустрии парковых развлечений составляет $576 млрд, что вдвое превышает национальный военный бюджет.
Планы развития
Президент IAAPA Джон Графф: «Парковая индустрия в России расцветет, когда начнется рост экономики. Российская публика любит аттракционы, и у нее есть деньги, чтобы платить за развлечения. Но в ближайшее время иностранные инвесторы вряд ли бросятся завоевывать российский рынок».
Начать с аренды территории
Большинство развлекательных парков России до сих пор находятся в муниципальной собственности. Бюджетных средств на покупку новых аттракционов не хватает, а 70% из имеющихся в стране 2,4 тыс. каруселей, колес обозрения и американских горок уже отслужили свой срок.
С чего начать? Прежде всего — взять в аренду территорию парка. Для этого надо обратиться в местную администрацию и убедить чиновников в реальности вашей затеи. Вместе с разрешением на аренду вы получаете все причитающиеся муниципальному парку льготы по плате за землю.
Покупка аттракционов
Многих бизнесменов статус муниципального парка пугает: слишком велика зависимость от городских чиновников. Каждую мелочь, вплоть до формы газона, приходится согласовывать в местном отделе культуры. Другое дело — поменять форму собственности.
Следующий шаг в построении индустрии развлечений — покупка аттракционов. Минимальный набор подразумевает наличие качалки-перекладины (в среднем $1500), качелей ($1600), надувного манежа ($3100). Более серьезные многоместные аттракционы обойдутся в $35-$50 тыс.
Развитие индустрии парков аттракционов в России: проблемы и возможности
В настоящее время индустрия парков аттракционов в России сталкивается с трудностями из-за отсутствия устоявшейся практики кредитования развлекательных проектов. Банки неохотно берут в залог аттракционы, что понимаемо: как обеспечить возврата кредита, если заемщик окажется неплатежеспособным? Кредит на подобный проект можно получить только под гарантии местных властей.
Однако это не означает, что развитие парков аттракционов невозможно. Существует несколько успешных примеров, которые могут служить вдохновением и практическими советами для предпринимателей в этой сфере.
Например, мунципальный парк «Центральный» в Новосибирске. Раньше park умирал: за счет бюджета покрывалась только аренда земли. Тогда директор парка Сергей Емельянов решил организовать конкурс вокалистов «Солнечный микрофон». Это привлекло внимание горожан, и парк заработал 100 тыс. рублей, которые потратил на покупку аттракционов отечественного производства: качелей, каруселей и горок. Уже в прошлом году они принесли прибыль в 280 тыс. рублей, а в этом году доходы увеличились в 2,5 раза. Ключевым фактором успеха стал низкий билетный ценовой диапазон — всего 10 рублей за вход.
Успех парка «Центральный» связан с эффективным использованием средств и творческим подходом к организации развлечений. Другой пример — ЗАО «Оптосиб-Новосибирск», которое наладило собственное производство аттракционов и успешно продвигает их на российский рынок. Их мини-электромобиль, карусель «Лебедь» и качели «Джип» стоят значительно дешевле, чем западные аналоги, но при этом не уступают им в качестве.
Российские аттракционы имеют конкурентное преимущество на внешнем рынке благодаря низким ценам и сертификатам качества от известных международных компаний. Например, московский завод «Мир» получил сертификат Lloyd’s Register, а их катальные горки «Кобра» покупают парки по всему миру.
Однако есть и недостатки российских аттракционов — аляповатый дизайн. Но это компенсируется доступными ценами. Компания-производитель предлагает «Кобру» за 1 млн долларов, в то время как на мировом рынке аналогичный продукт стоит вдвое дороже.
Строительство парка аттракционов может быть прибыльным бизнесом, но есть некоторые сложности. Для начала необходимо найти подходящий участок, который можно арендовать на длительный срок. Аренда муниципальных земель регулируется постановлением правительства РФ от 3 августа 1996 года: они могут сдаваться в аренду для организации отдыха и туризма. Ставки аренды варьируются в зависимости от региона, но в большинстве случаев они относительно низкие.
Другой важный момент — контроль за процессом строительства. Формально это невозможно, так как аренда земли и налог на неиспользуемую собственность взимаются только после завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию. Поэтому инвестиции в такой проект связаны с определенным риском.
Однако, если все сделать правильно, результат может быть впечатляющим. Роман Романов, генеральный директор АО «Алтай-парк», делится своим опытом: они взяли в аренду 2 га, вложили $450 тыс. в строительство и инфраструктуру, а затем установили аттракционы. Карусельный бизнес становится рентабельным не сразу, но некоторые объекты могут окупиться за месяц. Ключевым фактором успеха является минимизация расходов — например, переделка старых каруселей под новые популярные аттракционы.
В целом, развитие индустрии парков аттракционов в России требует творческого подхода, эффективного использования ресурсов и умелого управления рисками. Успешные предприниматели могут найти нишу на рынке и создать прибыльный бизнес, который будет радовать людей и приносить пользу местным сообществам.
Самый оптимальный вариант для владельцев аттракционов в России — мобильные мини-парки. Сергей Евтеев, вице-президент компании «Карусель»: «Тематические парки в России вряд ли приживутся. Они требуют больших инвестиций. Поскольку карусельный бизнес сезонный, найти инвесторов сложно. У нас необходимо развивать луна-парки и мини-парки в спальных районах и оживленных местах. Наша компания владеет семнадцатью аттракционами в шести крупных парках Москвы. Однако самые прибыльные находятся возле дельфинария, зоопарка, на ВВЦ и в Марьинском парке».
Деньги из воды
Оптимальным решением для тех, кто хочет развлекать народ круглый год, является парк водных развлечений. Это может быть очень доходный бизнес, хотя и мокрый. Аттракционы есть в каждом российском городе, но аквапарки как таковые в нашей стране практически отсутствуют. Этот пробел пытаются восполнить в Москве. АО «Аквадром» уже строит аквапарк на Аминьевском шоссе с общей площадью 153 тыс. кв. м. Стоимость проекта составит около $60-70 млн. По словам Александра Макарова, директора АО «Аквадром», цена билета на двухчасовой сеанс не превысит 250 рублей. Кроме того, аквапарк будет зарабатывать на организации спортивных соревнований и сопутствующей инфраструктуре: ресторане, парковке, гостинице, боулинге, наземных аттракционах.
В этом году должно начаться строительство самого большого аквапарка в Европе — центра водных развлечений в Лужниках. Строительство завершится в 2002 году, и проект обойдется примерно в $150 млн. Ожидается, что при стоимости билета от $8 до $10 проект окупится через девять лет. Долгое время для такого бизнеса, но зарубежные эксперты, занимающиеся исследованием рынка развлечений в России, считают, что залог успеха увеселительной компании — доступные цены.
ИНГА ЗАМУРУЕВА
Каждый посетитель луна-парка тратит в нем в среднем $20. Большая часть этой суммы идет на оплату аттракционов. Парки аттракций — это своего рода оффшор для развлекательной индустрии. Развлекательные услуги облагаются НДС, но не аттракционы.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АТТРАКЦИОН: От ристалищ до «Диснейленда»
Первые карусели появились еще в средние века. На турнирах рыцари перед поединком ездили по кругу на деревянных лошадках, которые толкали слуги.
Самым древним центром развлечений, сохранившимся до наших дней, считается парк Баккен в Копенгагене (1583 год). Лондонские сады Воксхолл были открыты для публики в 1661 году. В 1728 году вход туда стал платным — по шиллингу за человека. Были также выпущены «серебряные» билеты — на весь сезон.
Первая катальная горка была построена в Санкт-Петербурге в 1747 году специально для императрицы Елизаветы Петровны. В конце XVIII века в моду вошли полеты на воздушных шарах. На Большой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году был организован временный парк, где посетители могли покататься на каруселях, колесе обозрения и пейзажной железной дороге.
Новую эру в истории парковых развлечений открыл Уолт Дисней в 1955 году. За первые полгода в «Диснейленде» побывало более миллиона посетителей. Тематические парки, придуманные Диснеем, начали открываться по всему миру: «Океан» в Гонконге, парк «Европа» в Германии, «Мадуродам» в Нидерландах, «Волшебная земля» в Таиланде, «Йонг-Ин-Фармленд» в Корее, «Ля Ферия Мажико» в Мексике и «Морской мир» в Орландо.
Идея создания водных аттракционов принадлежит американцу Джорджу Миллею. Первый «Водный спуск» был построен в Калифорнии в 1971 году. Первый крытый водный парк в Европе — «Тикипул» — появился в Нидерландах.
В середине 80-х годов стали широко открываться центры семейного отдыха, предлагающие посетителям множество развлечений: от электронных игр до мини-гольфа, картинга и аттракционов. Наиболее известные крытые «семейные» парки включают «Мир Лотте» в Южной Корее, а также американские «Лагерь Снупи» (шт. Миннесота) и «Индиана-Бич», «Холидей Уорлд», «Мичиганское приключение» (Лас-Вегас).
ЖЕРТВЫ КУЛЬТУР И ОТДЫХ, Опасные игры
Аттракционы — не такое уж безобидное развлечение. Технические неполадки могут привести к трагедии. Несколько инцидентов произошли в Великобритании недавно: в одном из лондонских парков аттракционный вагончик сошел с рельс и, пролетев 20 метров, врезался в здание, что привело к гибели 28-летней женщины; двоих мужчин спасли в реанимации. Через несколько дней в пригороде Лондона во время поломки карусели погибла 13-летняя девочка. А в парке «Блэкпул» на катальной горке Big One столкнулись два вагончика, что привело к травмам 23 человек.
По данным Американской ассоциации потребителей, посещение аттракционов может быть опасным: в 1999 году на больничных койках оказались 11 тысяч американцев, шесть человек погибли. За последние 23 года на территории США произошло 102 трагических инцидента с летальными исходами, связанных с аттракционами. В «Диснейленде» произошла трагедия: один человек погиб при причаливании судна для поездки по реке Миссисипи. Персонал был признан виновным, и парк оштрафован на 12,5 тысяч долларов.
Еще одна трагическая история произошла в Санта-Кларе, пригороде Сан-Франциско: 12-летний мальчик-инвалид выскользнул из карусельного кресла и погиб. В Нью-Джерси тележка с пассажирами, поднимающаяся на горку «Дикая гора», неожиданно начала движение вниз, что привело к травмам пассажиров в очереди на посадку.
В России с 1985 года на аттракционах произошло 23 несчастных случая со смертельным исходом. Самая крупная авария произошла в парке «Сокольники»: на американских горках пострадало пять детей. Аттракцион «Сюрприз», оставшийся после японской национальной выставки 1971 года, имеет печальную известность: это модернизированная карусель, которая может резко изменять свой угол на 45 градусов. За время своего существования «Сюрприз» унес жизни девяти человек, которые не использовали страховочные ремни.
В парке имени Горького в «Чудо-городе» произошла трагедия: женщина была сбита аттракционом «Ладья», не успев выйти за ограду. Согласно некоторым данным, в парках России от 70% до 90% аттракционов превысили срок эксплуатации и представляют потенциальную угрозу для жизни посетителей.
Свежие комментарии