Актуальность проекта
Проект связан с прогнозируемым ростом данного вида перевозок, необходимостью закупки и эксплуатации подвижного состава, отвечающего современным международным требованиям.
Основные показатели результатов проекта
Наименование показателя | Единица измерения | Величина |
---|---|---|
Общие инвестиционные затраты | тыс. у.е. | 4698,042 |
Источники финансирования инвестиционных затрат | тыс. у.е. | 1764,82 (уставной фонд предприятия) 3860,52 (собственные средства) 1906,20 (заемные средства) |
Доля собственных средств в объеме инвестиций | % | 4 |
Выручка от реализации проекта | тыс. у.е. | 20210,715 |
Среднесписочная численность работников | человек | 37+34 |
Показатели эффективности проекта | простой срок окупаемости — 3,24 лет дисконтированный срок окупаемости — 3,32 лет чистая текущая стоимость — тыс. у.е. 10052,13 внутренняя норма доходности — 0,54 индекс рентабельности — 2,08 точка безубыточности рейса — 531,00 рентабельность продаж — 0,28 |
Оценка проекта
Проект является экономически выгодным, так как: срок окупаемости лежит в пределах заданного периода расчетов; рентабельность продаж составляет 28%, что соответствует показателям реальных предприятий в транспортной сфере деятельности; индекс рентабельности составляет 2,08, то есть на каждую единицу капитальных вложений приходится 2 единицы дохода.
Результаты проекта
В результате внедрения проекта будут обеспечен следующий эффект: технический — закупка нового подвижного состава, отвечающего современным требованиям перевозки грузов в международном сообщении; технологический — достижение за счет выбора наиболее рациональной схемы управления и оптимизации связей между структурными подразделениями; социальный — создание новых рабочих мест с высоким уровнем заработной платы, обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды; коммерческий — извлечение выгоды от проекта за счет получения прибыли и распределения ее между участниками финансирования.
Прогнозирование объёмов перевозок для «Клиента №3» с использованием темпов роста:
Формула для расчета прогнозных значений:
Vn = V(i-1) * (1 + r)^n
где:
- Vn — объём перевозки на n-й год;
- V(i-1) — объём перевозки за i-й год;
- r — коэффициент роста, который рассчитывается по формуле:
= ln(V(i)/V(i-1));- n — номер года (для первого прогноза n=7, для второго n=8 и так далее).
Исходные данные для «Клиента №3»:
Год | Объем перевозки (т) |
---|---|
2024 | 403 |
2025 | ? |
2026 | ? |
… | … |
Используя формулу, можно рассчитать коэффициент роста: r = ln(441/70) = 0,395. Затем, используя этот коэффициент, мы можем спрогнозировать объём перевозки на следующие годы.
Прогнозы на 7-й и 11-й год (на основе темпа роста):
Год | Прогнозный объём перевозки (т) |
---|---|
2027 | 403 * (1 + 0,395)^7 ≈ 651 |
2028 | 651 * (1 + 0,395)^8 ≈ 893 |
2029 | 893 * (1 + 0,395)^9 ≈ 1147 |
… | … |
Метод наименьших квадратов:
Этот метод используется для поиска параметров кривой, которая лучше всего соответствует данным. В данном случае мы находим коэффициенты линейной модели, которая описывает зависимость между объёмом перевозки и временем.
Формула для расчета коэффициентов:
V = a + bx
где:
- V — объём перевозки;
- a — коэффициент пересечения y-оси (в этой случае он соответствует объему перевозки, когда время равно нулю);
- b — наклон прямой (показывает, насколько быстро меняется объём перевозки с течением времени).
Используя данные на 2024 и 2025 годы (7-й и 8-й год), мы можем решить систему уравнений:
Год | Прогнозный объём перевозки (т) |
---|---|
2024 | V(7) = a + b*0 |
2025 | V(8) = a + b*1 |
Решая эту систему уравнений, мы найдем значения a и b. Затем эта модель может быть использована для прогнозирования объёмов перевозки на последующие годы.
Линейная модель:
Коэффициент детерминации (R^2) показывает, насколько хорошо данные соответствуют модели. Чем ближе R^2 к 1, тем лучше модель соответствует данным.
В данном случае, используя пакет программ Microsoft Excel, мы можем рассчитать коэффициенты детерминации для разных моделей:
Вид функции | Коэффициент детерминации |
---|---|
Линейная | 0,0567 |
Полиномиальная (пятой степени) | 1 |
Полиномиальная функция пятой степени имеет наименьшее значение коэффициента достоверности, поэтому она лучше всего соответствует данным.
Расчет методом МГУА:
Метод неуникального анализа данных (МГУА) позволяет визуализировать данные и выбрать лучшую модель.
На рисунке 1.1 представлена специальная программа для анализов и прогнозирования данных.
Ниже представлены графики прогнозирования для всех трех клиентов с использованием метода МГУА:
Рисунок 1.2: Кривые прогнозирования объёмов потребления для «Клиента №3»
Рисунок 1.3: Кривые прогнозирования объёмов потребления для «Клиента №7»
Рисунок 1.4: Кривые прогнозирования объёмов потребления для «Клиента №10»
Прогнозные значения объёмов перевозок для трех клиентов представлены в таблице:
Клиент | Метод прогнозирования | Прогнозный объём перевозок (т) |
---|---|---|
3 | Темпы роста | 651 |
7 | Линейная | 905 |
10 | Полиномиальная (пятой степени) | 807 |
Для клиентов №3 и №10 наиболее точными являются прогнозы, основанные на темпах роста. Для клиента №7 лучше всего подходит линейная модель. По всем трём клиентам наблюдается устойчивый рост объёмов перевозок, что указывает на необходимость создания транспортного предприятия.
Описание рынка и стратегия развития:
Анализ внешней среды предприятия осуществляется с помощью матрицы SSWT (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).
Матрица SSWT для «Клиента №3»:
Сильные стороны | Слабые стороны |
---|---|
— Опыт в отрасли | — Ограниченные финансовые ресурсы |
— Высококвалифицированный персонал | — Конкуренция на рынке |
— Современное оборудование |
Возможности | Угрозы |
---|---|
— Рост спроса на транспортные услуги | — Изменение технологий |
— Расширение сети маршрутов | — Экономическая нестабильность |
— Партнерство с другими компаниями |
Факторы возможностей и угроз:
- Выход на новые рынки и расширение спектра услуг
- Новые технологии и мобильный состав
- Привлечение инвестиций
- Изменение законодательства и потребностей клиентов
- Увеличение требований со стороны клиентов
- Появление новых конкурентов
Сильные стороны:
— Территориальное расположение
— Захват рынка и расширение клиентской базы
— Уменьшение перечня оказываемых услуг
— Повышение рентабельности
— Закупка нового подвижного состава и оборудования
— Переквалификация сотрудников, внедрение новых технологий
— Способность привлекать специалистов более высокого уровня
— Высокое качество услуг
— Оказание дополнительных услуг
— Эффективное руководство
Слабые стороны:
— Нехватка оборотных средств
— Снижение цен за счет увеличения объемов
— Изменение политики управления персоналом
— Смена деятельности или уход с рынка
— Плохая реклама
— Отсутствие информации о рынке
— Отсутствие инвестиций в маркетинг и финансирование
Рисунок 1.5 – Матрица SWOT (ССВУ) анализа
Для эффективной работы предприятия на существующем рынке необходимо:
— Расширять спектр услуг и совершенствовать работу с клиентами
— Постоянно обновлять подвижной состав и оборудование
— Снижать себестоимость перевозки за счет минимизации затрат
Позиция предприятия на рынке является выгодной благодаря сочетанию сильных сторон и возможностей.
- Разработка организационной структуры предприятия:
Определение функций и задач, выполняемых предприятием:
— Определение состава и содержания управленческих функций
— Устанавливать степень централизации работ по каждой функции и количество уровней линейного и функционального управления
— Формирование структурных подразделений аппарата управления с выделением отделов, возглавляемых административными руководителями.
Спецификой автотранспортного предприятия является то, что некоторые функции не связаны непосредственно с выполнением основной задачи – перевозкой грузов. Основные функции и их соотношение к подразделениям представлены в таблице 6.
Таблица 6: Основные функции создаваемого предприятия и их соотношение к подразделениям
Функции (работы) | Подразделение |
---|---|
1. Организация грузовых перевозок | Отдел перевозок и маркетинга (ОПМ) |
2. Диспетчеризация | |
3. Оформление документации | |
4. Обслуживание и ремонт | Отдел СТО |
5. Экономическая и бухгалтерская | Бухгалтерия |
6. Информатизация | Вычислительный центр (ВЦ) |
7. Управление персоналом | Отдел кадров (ОК) |
8. Юридические вопросы | |
9. Выполнение хозяйственных работ и снабжение | Отдел снабжения и обслуживания (ОСО) |
Таблица 7: Определение основных функций создаваемого предприятия
Функции | Подразделение/Должность, выполняющая функции |
---|---|
1. Общее управление | 1.1. Управление организацией, определение ее целей, разработка стратегических планов – директор предприятия |
1.2. Оперативное руководство предприятием, организация перевозочного процесса – заместитель директора по оперативной работе | |
1.3. Руководство вспомогательными и обслуживающими производствами | главный инженер |
2. Основное производство (Отдел эксплуатации) | 2.1. Планирование объемов перевозок, исследование рынка грузовых перевозок, поиск клиентов – сектор маркетинга |
2.2. Организация перевозок, определение маршрутов следования, планирование и анализ объемов перевозки грузов – сектор логистики | |
2.3. Оформление перевозки, отслеживание движения транспортных средств (ТС) – диспетчер | |
2.4. Обеспечение безопасности дорожного движения | инженер по безопасности и охране труда |
3. Вспомогательное производство | 3.1. Организация технического обслуживания и ремонта ТС – производственно-технический отдел (ПТО) |
3.2. Организация использования ТС – автоколонна (АК) | |
3.3. Организация снабжения запасными частями и материалами | |
4. Обслуживающее производство | 4.1. Обеспечение сохранности ТС – гараж (АК), сектор охраны |
4.2. Управление финансовыми ресурсами | |
4.3. Управление трудовыми ресурсами | |
4.4. Юридическое сопровождение | |
4.5. Организация функционирования зданий и сооружений | |
4.6. Автоматизация сбора, передачи, обработки и хранения информации |
Разработка организационной структуры предприятия
Организационная структура представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная схема создаваемого предприятия
Расчет численности персонала и затрат на фонд оплаты труда
Для определения численного состава работников каждого подразделения и размера фонда оплаты труда на предприятии:
— Числовой состав работников рассчитывается исходя из потребности в сменах и времени работы данной должности.
— Руководство, специалисты работают ежедневно 5 дней в неделю с 8:00 до 17:00 (40-часовая рабочая неделя).
— Должности, связанные с обслуживанием ТС и организацией перевозок (диспетчеры и рабочие ПТО), работают по сменам с 8:00 до 20:00 (12-часовая смена, одна смена в сутки).
— Сектор охраны работает круглосуточно в две смены по 12 часов.
Списочная численность работников рассчитывается по формуле:
$$
\begin{equation}
Чспис = Ячс \times к_г \times к_з
\end{equation}
$$
где:
— $Чспис$ – списочная численность работников, чел;
— $Ячс$ – явочная численность работников, необходимая для обеспечения заданного объема работ, чел;
— $к_г$ – коэффициент графика потребности в численности работников, необходимый для обеспечения круглосуточной работы: при работе в одной смене по 12 часов ($к = 2,2$); при работе во две смены ($к = 4,31$).
— $к_з$ – коэффициент перевода явочной численности в списочную, принимается равным 1,25.
После расчета списочной численности работников определяется фонд оплаты труда предприятия:
$$
\begin{equation}
ФОТ = Зп \times Прим \times Чспис
\end{equation}
$$
где:
— $ФОТ$ – годовой фонд оплаты труда для каждой категории работников, у.е.;
— $Зп$ – базовая заработная плата, представляющая собой вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда;
— $Прим$ – дополнительные выплаты, включая надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством, а также премии;
— $Чспис$ – списочная численность работников.
Расчет численности персонала и оплаты труда представлен в таблице 8:
Должность | Явочная численность, чел. | Списочная численность, чел. | Оклад, у.е. | Премии и надбавки, у.е. | Годовой ФОТ, у.е. |
---|---|---|---|---|---|
Генеральный директор | 1 | 1 | 12000 | 100036,00 | 450780,00 |
Заместитель директора по технической и оперативной работе | 1 | 1 | 10000 | 50018,00 | 350218,00 |
Главный инженер | 1 | 1 | 10000 | 50015,00 | 350215,00 |
Секретарь | 1 | 1 | 12000 | 10003,60 | 48197,60 |
… | … | … | … | … | … |
Водители | 36 | 36 | 3000 | 3240,00 | 158400,00 |
Автоколонна | 1 | 1 | 16000 | 15007,20 | 56029,20 |
Ведущий программист | 1 | 1 | 15500 | 990,90 | 48131,50 |
Системный администратор | 1 | 1 | 15000 | 900,00 | 46800,00 |
… | … | … | … | … | … |
Итого | 293 | ? | ? | ? | ? |
Разработка производственного плана предприятия
Определение потребного парка ТС для освоения объема перевозок
Для перевозки станков и оборудования будет использоваться автопоезд, состоящий из седельного тягача МАЗ-5440Е9-521-031 и полуприцепа МАЗ-975830-3024.
Рисунок 3.1 показывает схему автомобиля МАЗ-5440Е9-521-031, а таблица 9 содержит его технические характеристики:
Параметр | Значение |
---|---|
Допустимая общая масса автопоезда, кг | 40000 |
Технически допустимая общая масса автомобиля с учетом массы водителя, кг | 18600 |
Технически допуситимая статическая нагрузка на тягово-сцепное устройство, кг | 10600 |
Полная масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг | 8050 |
Распределение технически допустимой общей массы автомобиля, кг: | |
— на первую ось, кг | 7100 |
— на вторую ось, кг | 11500 |
Двигатель | Mersedes OM501 LA.V Euro-5 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 320(435) |
Расход топлива на 100 км, л | 29,3 |
Коробка передач | ZF 16S-221 |
Число передач КП | 16 |
Топливный бак, л | 700+500 |
Размерность шин | 315/70R 22.5 |
Максимальная скорость автопоезда, км/ч | 100 |
Тип кабины | большая с 2-мя спальными местами на пневмоподвеске |
Рисунок 3.2 показывает схему полуприцепа МАЗ-975830-3024.
Параметр | Значение |
---|---|
Технические характеристики полуприцепа МАЗ-975830-3024 |
Параметры полуприцепа:
— Полная масса: 34600 кг
— Распределение полной массы:
— Седельное устройство тягача: 10600 кг
— Тележка: 24000 кг
— Масса снаряженного полуприцепа: 7000 кг
— Грузоподъемность: 27600 кг
— Объем платформы: 89,0 м³
— Площадь платформы: 33,8 м²
— Внутренние размеры платформы:
— Длина: 13620 мм
— Ширина: 2480 мм
— Высота: 2650 мм
— Подвеска: пневматическая
— Количество колес: 6 + 1
— Шины: 385/65R22,5
— Тип платформы и кузова: тентовая, шторного типа, задняя дверь, пологие борта
— Материал бортов: алюминиевые
— Тормозная система: пневматическая, двухтрамбовая с барабанным тормозным механизмом
Количество транспортных средств (ТС), необходимых для бесперебойной работы предприятия, можно рассчитать по формуле:
Количество ТС = 0,3 x количество клиентов x прогнозный годовой объем перевозок для i-го клиента
где:
— 0,3 — коэффициент, учитывающий долю времени, когда ТС находится в ремонте или на техническом обслуживании.
— Количество клиентов — число предприятий, которым необходимо обеспечивать перевозки.
— Прогнозный годовой объем перевозок для i-го клиента — количество товаров, которые клиент планирует транспортировать за год.
Например, если предприятию необходимо обслуживать 3 клиента, а прогнозный объем перевозок для каждого клиента составляет 1000 т в год, то:
Количество ТС = 0,3 x 3 x 1000 = 900
Таким образом, для бесперебойной работы предприятия потребуется 900 ТС.
Оптимизация маршрута перевозок может основываться на следующих критериях:
— Срок доставки — зависит от скорости движения ТС и количества пограничных переходов.
— Кратчайшее расстояние маршрута — влияет на эксплуатационные расходы, включая стоимость топлива и техническое обслуживание.
— Стоимость передвижения по маршруту — учитывает платные дороги, транзитные платежи и другие виды расходов.
В данном случае, поскольку в задании к курсовой работе указаны только расстояния между пунктами следования, а скорость движения ТС одна для всех маршрутов, и груз не является скоропортящимся, основным критерием оптимизации будет кратчайшее расстояние между пунктами загрузки и выгрузки.
Поиск оптимального маршрута осуществляется с использованием специализированного программного обеспечения, например, Nakra. Результаты расчета представлены на графиках и схемах в приложении к работе.
Согласно результатам, для клиента №3 (маршрут 403) необходимым количеством ТС для освоения заданного объема перевозок является 889 ТС.
Расчет потребности в ТС для каждого клиента представлен в таблице:
Клиент | Период | L | to | Qi | Аi | шт | Итого | Аинв | шт |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Клиент №3 (403) | 7 | 1043 | 10,47 | 651468,72 | 905693,51 | 9 | 1024010,51 | 69 | 9 |
Клиент №4 (408) | 8 | 1310 | 11,11 | 970899,70 | 1024010,51 | 10 | 1056999,40 | 71 | 10 |
Клиент №1 (305) | 9 | 950 | 7,94 | 905693,51 | 1024010,51 | 9 | 924010,00 | 68 | 9 |
Итого | — | — | — | — | — | — | — | 270 | 29 |
Расчет необходимой площади зданий и сооружений:
— Административное здание (офис): площадь кабинетов для персонала, оборудования и культурно-бытовых помещений.
— Площадь кабинетов: 4,0 м² на одного сотрудника x 20 сотрудников = 80,0 м²
— Культурно-бытовые помещения: 0,08 x 80,0 м² = 6,4 м²
— Общая площадь административного здания: 80,0 м² + 6,4 м² = 86,4 м²
— Крытая стоянка для хранения ТС: площадь, занимаемая одним ТС x количество ТС = 48,45 м² x 9 = 436,05 м²
— Принимается дополнительная площадь за счет проходов — 100 м²
— Здание обслуживания ТС: площадь, занимаемая одним ТС x количество ТС = 48,45 м² x 9 = 436,05 м²
Общая необходимая площадь зданий и сооружений: 436,05 м² + 436,05 м² + 86,4 м² = 1000,5 м²
Расчет затрат на приобретение оборудования:
— Затраты на приобретение ТС:
— Базовая стоимость одного ТС: 27600 кг x 100 кг/т = 276000 руб.
— Стоимость дополнительных опций и модернизации: 30% от базовой стоимости = 82800 руб.
— Общая стоимость одного ТС: 276000 + 82800 = 358800 руб.
— Количество ТС: 900 x 358800 = 31740000 руб.
— Затраты на оборудование для обслуживания и ремонта ТС:
— Оборудование для технического обслуживания (например, подъемник): 20% от стоимости ТС = 716400 руб.
— Оборудование для ремонта (например, станки и инструменты): 15% от стоимости ТС = 537600 руб.
— Общая сумма затрат на приобретение оборудования: 31740000 + 716400 + 537600 = 32941260 руб.
Оборудование и расходы на техническое обслуживание:
Оборудование офисов, культурно-бытовых помещений и парка транспортных средств (ТС):
Таблица 12: Расчет затрат на приобретение оборудования для офиса:
Наименование оборудования | Число | Цена за единицу | Капитальные расходы (тыс. у.е.) |
---|---|---|---|
Мебель для ИТР | 32 | 4,60 | 147,2 |
Мебель для персонала | 6 | 1,00 | 6,0 |
Компьютеры | 23 | 1,50 | 34,5 |
Сервер | 1 | 10,00 | 10,0 |
Сетевое оборудование | 23 | 0,23 | 5,3 |
Оргтехника | 0 | 0,00 | 0 |
Многофункциональные устройства | 10 | 1,00 | 1,0 |
Средства связи | 2 | 3,00 | 6,0 |
Кондиционеры | 5 | 5,00 | 25,0 |
Итого | 47,46 |
Таблица 13: Расчет затрат на приобретение потребного парка ТС и оборудования ПТО:
Показатель | Период | Количество | Стоимость 1 ТС (тыс. у.е.) | Капитальные расходы (тыс. у.е.) |
---|---|---|---|---|
Инвентарный парк автомобилей | 7-й год | 30 | 65 | 19,5 |
Инвентарный парк автомобилей | 8-ой год | 32 | 65 | 19,5 |
Инвентарный парк автомобилей | 9-ый год | 34 | 65 | 19,5 |
Итого | 44,0 |
Расчет необходимого парка ТС и капитальных затрат на приобретение оборудования:
- Необходимый парк ТС к 11 году составит 34 автомобиля.
- Капитальные затраты на приобретение оборудования для административного здания, ПТО и гаража:
- Для административного здания: 47,46 тыс. у.е.
- Для ПТО: 1950 тыс. у.е.
- Для гаража: 323 тыс. у.е.
- Общие капитальные затраты по годам проекта: от 1 до 4 года — 44,0 тыс. у.е., с 7 по 11 год — 469,8 тыс. у.е. в целом.
Эксплуатационные расходы:
Эксплуатационные расходы включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизацию основных средств и оборудования, а также прочие платежи.
Материальные затраты:
- Расходные материалы: 0,01 тыс. у.е. (принимается, что они составляют 1% от заработной платы водителей).
- Топливо и электроэнергия:
- Норма расхода топлива: 29,3 л/100 км, этопл = 1 у.е./л.
- Расходы на топливо и электроэнергию:
- Топливные затраты: (ктопл * ктопл) * количество автомобилей.
- Энергетические затраты: (кетпл * етопл) * количество автомобилей.
Оплата труда:
- Постоянные расходы на оплату труда административных работников.
- Переменные расходы на оплату труда водителей и персонала ПТО:
- Заработная плата водителей: 400 у.е./автомобиль * количество автомобилей.
- Заработная плата персонала ПТО: 150 uе./персонал * количество персонала (предполагается, что один персонал обслуживает один автомобиль).
Амортизация основных средств и оборудования:
- Первоначальная стоимость зданий и сооружений: Kадм = 2219,58 тыс. у.е.
- Первоначальная стоимость оборудования ПТО: KПТО = 1950 тыс. у.е.
- Срок полезного использования (амортизационный период):
- Здания и сооружения: Sгараж = 3 года.
- Оборудование: Tп = 5 лет.
- Отчисления в амортизационный фонд:
- Амортизация зданий и сооружений: Kадм / Sгараж.
- Амортизация оборудования ПТО: KПТО / Tп.
Для данного предприятия срок амортизации составляет 25 лет для зданий и сооружений, 10 лет для оборудования и 10 лет для транспортных средств.
Расчет эксплуатационных расходов представлен в таблице.
4.3 Расчет себестоимости продукции. Определение точки безубыточности
Себестоимость перевозки рассчитывается как удельные суммарные производственные издержки на единицу продукции. Для автомобильного транспорта она может быть выражена либо через 1 т-км, либо через 1 км в зависимости от однородности перевозок:
(4.10)
или (4.11)
где R — количество рейсов по i-тому маршруту за год:
(4.12)
Для удобства расчетов определяем себестоимость за один рейс транспортного средства:
(4.13)
Поскольку постоянные затраты сложно распределить между клиентами, себестоимость рассчитывается для всего предприятия. Результаты расчета себестоимости перевозок представлены в таблице.
Цена на продукцию предприятия зависит от себестоимости производства, налоговых отчислений и величины прибыли:
(4.14)
где — планируемая прибыль (принимается равной 0,5).
Таблица 15 Расчет эксплуатационных затрат проекта в тысячах у.е.
Статья расходовТипПериод расчета, лет012341.1 Затраты на материалы (0,01 КТС)пер.19,519,520,821,4522,11.2 Затраты на топливо пер.715,85741,76768,40795,75823,86 пробег автомобилей, км 24431772531610262253627158822811812 расход, л/100 км 29,329,329,329,329,3 количество топлива, л 7158517417627684037957538238611.3Затраты электроэнергии (0,01% Кстр)пост22,2022,2022,2022,2022,201.4 Итого материальные затраты 757,55783,46811,40839,40868,162.1 Заработная плата (постоянная)пост520,2520,2520,2520,2520,2- руководители 265,5265,5265,5265,5265,5- специалисты и служащие 127,8127,8127,8127,8127,8- рабочие 126,9126,9126,9126,9126,92.2 Заработная плата переменная пер.248,4248,4262,8270277,2- рабочие (ПТО) 32,432,432,432,432,4- водители 216216230,4237,6244,82.3 Заработная плата, всего 768,6768,6783790,2797,42.4 Отчисления на соц. нужды (35% от 2.3)пост269,01269,01274,05276,57279,092.5 Итого оплата труда 1037,611037,611057,051066,771076,493.1 Содержание зданий и сооружений (0,04 Кстр)пост88,7888,7888,7888,7888,783.2 Суммарная стоимость оборудования 242,46242,46255,46261,96268,463.3 Содержание оборудования (0,1 от 3.2)пост24,2524,2525,5526,2026,853.4 Суммарная стоимость ТС 1950,001950,002080,002145,002210,003.5 Содержание подвижного состава (0,1 от 3.4)пост195,00195,00208,00214,50221,003.4 Итого амортизация 308,03308,03322,33329,48336,634. Прочие отчисления (0,15 от 1.4)пост113,63117,52121,71125,91130,225 Всего расходы 2216,822246,622312,492361,562411,506 Постоянные расходы 1233,071236,951260,481274,351288,347 Переменные расходы 983,751009,661052,001087,201123,16
Таблица 16 Определение себестоимости перевозок и цены продукции
ПоказательПериод расчета, лет012341. Клиент 403 1.1 Объем перевозок65
Точка безубыточности — это минимальное количество перевозок (количество рейсов), при котором предприятие полностью покрывает свои издержки.
Расчет точки безубыточности на годы с 2011 по 2015 год представлен в таблице:
Год | Объем производства (рейсов) | Постоянные затраты, тыс. у.е. | Переменные затраты, тыс. у.е. | Суммарные затраты, тыс. у.е. | Доход, тыс. у.е. | Прибыль, тыс. у.е. |
---|---|---|---|---|---|---|
2011 | 510 | 44891 | 37566 | 82457 | -5052 | -2520 |
2012 | 528 | 45771 | 38229 | 83999 | -2625 | -1956 |
2013 | 546 | 46735 | 39416 | 86150 | -1985 | -1139 |
2014 | 564 | 47704 | 40761 | 88464 | -2659 | -1690 |
2015 | 582 | 48679 | 42326 | 91003 | -2934 | -1842 |
Графическое представление точки безубыточности для 2015 года показано на рисунке 4.1.
В данном разделе финансового плана рассчитываются следующие показатели: выручка (доходы), денежные издержки, налоги и чистая прибыль предприятия за каждый год.
Показатель | Значение |
---|---|
Выручка предприятия | 38794339310446854223224224654223544121071148119012321276 |
Цена перевозки, у.е./рейс | 350445342472340072335449330731 |
Доходы от перевозок (1.2 * 1.1) | 387943393104468542232242246542235441210711481190 |
Денежные издержки на производство и реализацию товаров и услуг по статьям | 2.1: Эксплуатационные расходы постоянные (1233071236951260481274351) + 2.2: Эксплуатационные расходы переменные (983751009661052001087201) + 2.3: НДС (2 * 0,2) |
Единый налог (3% от 2.1) | 116381179512141123393594019947 |
Прочие налоги (5% от 2.1) | 19397196582023420664211012 |
Общие затраты денежных средств | 2896642935583021653085773 |
Расчет прибыли предприятия | 3.1: Балансовая прибыль (1.3 — 2) + 3.2: Налог на прибыль (0,18 * 3.1) + 3.3: Чистая прибыль в распоряжении предприятия (3.1 — 3.2) |
Отчисления в резервный фонд предприятия | 3.4: 0,1 * 3.2 |
Отчисления в фонд развития производства | 3.5: 0,1 * 3.2 |
Отчисления в фонд социального развития | 3.6: 0,05 * 3.2 |
Отчисления в фонд материального поощрения | 3.7: 0,05 * 3.2 |
Остаток денежных средств | 3.8: Суммарный остаток денежных средств (за период проекта) |
Остаток денежных средств может быть направлен на покрытие капитальных расходов. Суммарные капитальные затраты за пятилетний период превышают суммарный остаток денежных средств, поэтому для финансирования проекта необходимо использовать заемные средства и уставный фонд. Уставной фонд предприятия составляет 40% от первоначальных капитальных затрат, а процентная ставка по кредиту принята равной 9%.
План погашения кредита включает в себя ежогодовые платежи, рассчитанные как разница между остатком денежных средств на данный год и капитальными затратами за этот год плюс процентная ставка. Проценты по кредиту рассчитываются как остаток не выплаченной суммы от предыдущего года, умноженный на процентную ставку.
Таким образом, проект является финансово выгодным, так как все капитальные и эксплуатационные затраты покрываются в течение расчетного периода. Основные результаты финансового плана включают в себя:
— Суммарные капитальные затраты проекта: 469804000 у.е.
— Суммарные эксплуатационные затраты: 1154898000 у.е.
— Цена одного рейса на пятый год: 330731 у.е./рейс
— Точка безубыточности на пятый год: 531 рейс
— Суммарная выручка за пять лет: 2021071000 у.е.
— Необходимый уставной фонд предприятия: 176482000 у.е.
— Заемные средства: 190620000 у.е.
· Погашение капитальных затрат происходит на 11-й год проекта.
Таблица 19. План погашения капитальных затрат проекта
| Наименование затрат | Период расчета (лет) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|—|—|—|—|—|—|—|—|—|—|—|—|—|
Итого | Капитальные затраты, всего, в т.е. | 441204001 | 1430071507 | 15071502 | — | — | — | — | — | — | — | — |
Источники финансирования | Уставной фонд | 176482 | собственный капитал (остаток денежных средств) | 741075098 | 73000773 | 78941806 | кредитные средства | 190620000 |
Выплаты по кредиту | Ставка кредитования | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | — | — | — | — | — | — | — |
| | Погашение долга | 57943 | 510596 | 44451 | 7173 | — | — | — | — | — | — | — | — |
| | Процент за пользование | 17156 | 19417 | 3461 | 5464 | 1546 | — | — | — | — | — | — | — |
Непогашенный остаток на конец года | Итого выплаты за год | 250584 | 75098 | 7300 | 78941 | 80610 | 132678 | 16181 | 78941 | 258696 |
Остаток денежных средств | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 54741 |
5. Оценка эффективности проекта
Показатели эффективности инвестиционных проектов можно классифицировать по следующим объектам:
- коммерческой эффективности;
- бюджетной эффективности;
- общественной эффективности.
Также выделяют вид обобщающего показателя, который служит критерием экономической эффективности инвестиций:
- абсолютные показатели;
- относительные показатели;
- временные показатели.
Существует несколько методов сопоставления разновременных денежных затрат и результатов:
- статические (простые) методы;
- динамические (дисконтированные) методы.
5.1 Расчет простых критериев оценки
При использовании простых критериев оценка денежных потоков, возникающих в разные моменты времени, считается равноценной. К простым критериям относятся:
- рентабельность продаж;
- простая норма прибыли;
- простой срок окупаемости;
- точка безубыточности.
Основные достоинства простых методов — простота расчетов. Однако одним из недостатков является то, что не учитывается ценность будущих денежных поступлений, так как расчет ведется только для выбранного периода. Кроме того, существует сильная зависимость от выбранной величины чистой прибыли и выбора нормативных критериев.
Рентабельность продаж (РП) характеризует эффективность текущих операций и рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации за каждый период:
(5.1)
где ЧП — чистая прибыль,
Д — выручка от реализации (оба параметра относятся к одному интервалу планирования).
Простая норма прибыли (ПНП) показывает отношение средней величины дохода предприятия к средней величине инвестиций. Она позволяет определить, какая часть инвестиционных затрат возмещается в виде прибыли за один период:
(5.2)
Срок окупаемости инвестиций — это минимальный временной промежуток, начиная с которого первоначальные вложения и другие расходы, связанные с реализацией проекта, покрываются суммарными результатами от его осуществления:
(5.3)
где j — год, при котором накопленная сумма денежных поступлений превышает сумму капитальных затрат за весь период проекта.
Точка безубыточности (Rб/у) — это минимально допустимый объем производства или продаж, при котором доходы от реализации полностью покрывают все расходы:
Расчет точки безубыточности представлен в разделе 4.3.
5.2 Расчет дисконтированных критериев
Чтобы учесть уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта из-за снижения «ценности» денег с течением времени, используют коэффициент дисконтирования (d), который рассчитывается по формуле:
(5.4)
где q — норма дисконтирования (ставка дисконта), %;
n — порядковый номер временного интервала получения дохода.
В мировой практике наиболее распространены следующие дисконтированные критерии:
- чистая текущая стоимость (ЧТС);
- индекс доходности проекта (ИП);
- отношение выгоды к затратам (В/З);
- дисконтированный срок окупаемости (ДСО).
Чистая текущая стоимость (ЧТС) — это разность между доходами и расходами, рассчитываемая для потока платежей путем приведения затрат и поступлений к одному моменту времени:
(5.5)
Индекс доходности проекта (ИП) позволяет определить, сможет ли текущий доход от проекта покрыть капитальные вложения. Он рассчитывается как отношение чистых дисконтированных поступлений к стоимости дисконтированных капитальных затрат:
(5.6)
Отношение выгоды к затратам (В/З) показывает отношение дисконтированного потока выгод к дисконтированному потоку затрат:
(5.7)
Если В/З больше единицы, то доходность проекта выше, чем требуемая инвесторами, и проект считается привлекательным.
Внутренняя норма доходности (ВНД) — это ставка дисконта, при которой ЧТС равна приведенным капитальным затратам:
(5.8)
Произведем расчет простых и дисконтированных критериев для данного проекта. Исходные данные и результаты расчета представлены в таблице.
Оценка экономического потенциала проекта является важной составляющей при принятии решения о его реализации. На основе представленных данных можно сделать вывод, что проект является экономически выгодным по следующим причинам:
-
Срок окупаемости проекта лежит в пределах заданного периода расчетов, что указывает на своевременность получения прибыли.
-
Рентабельность продаж составляет 28%, что соответствует показателям реальных предприятий в транспортной сфере. Это означает, что проект может приносить значительную прибыль по сравнению с инвестициями.
-
Индекс рентабельности равен 2,08, что указывает на высокую эффективность проекта. На каждую единицу капитальных вложений приходится 2 единицы дохода, что делает проект привлекательным для инвесторов.
-
Проект имеет «запас прочности», о чем свидетельствует коэффициент ВНД, равный 0,54, и ставка дисконта q2, которая на 8% выше принятой к расчету ставки. Это означает, что проект может выдержать экономические колебания и сохранять прибыльность.
Таблица 20: Расчет показателей эффективности проекта:
Наименование затрат | Период расчета (лет) | Итого по проекту |
---|---|---|
Доход (выручка), тыс. у.е. | 3879,43 | |
Капитальные затраты, тыс. у.е. | 4412,04 | |
Капитальные затраты с накоплением, тыс. у.е. | 4555,04 | |
Эксплуатационные расходы, тыс. у.е. | 2216,83 | |
Остаток денежных средств, тыс. у.е. | 741,02 | |
Уставной фонд предприятия, тыс. у.е. | 1764,82 | |
Денежные средства в распоряжении предприятия (ЧП), тыс. у.е. | 2505,84 | |
ЧП с накоплением, тыс. у.е. | 3256,82 |
Дисконтированные данные:
- Ставка дисконта q1: 0,09
- Дисконтированный доход: 3879,433606,95
- Дисконтированные капитальные затраты: 4412,040,00
- Дисконтированная ЧП = ЧТС: 2505,84688,98
- Дисконтированные расходы: 2216,822061,11
Дисконтированные критерии:
- Индекс доходности: 2,08
- Отношение выгоды/затраты: 1,75
- Дисконтированный срок окупаемости: 3,32
Заключение:
Целью данного проекта является разработка бизнес-плана для транспортного предприятия, занимающегося перевозкой станков и оборудования от производителя к потребителям. Актуальность проекта обусловлена необходимостью обеспечения доставки грузов в условиях динамичного транспортного рынка.
Оценка показателей проекта подтверждает его экономическую выгодность. Срок окупаемости лежит в пределах заданного периода, рентабельность продаж и индекс рентабельности соответствуют реальным предприятиям в сфере транспорта. Проект имеет резервы для роста благодаря коэффициенту ВНД и дисконтной ставке.
Организационная структура предприятия, разработанная в производственном плане, обеспечивает эффективную работу и оптимизацию технологий. Расчет необходимого парка транспортных средств, площадей и оборудования указывает на соответствие проекта требованиям рынка и возможности обеспечения перевозок.
Таким образом, проект является экономически обоснованным и может принести прибыль, а также обеспечить рост и развитие предприятия.
Для перевозки станков и оборудования будет использоваться автопоезд, состоящий из тягача МАЗ-5440Е9-521-031 и полуприцепа МАЗ-975830-3024. Количество транспортных средств определялось с учетом двух факторов: расстояния перевозки и режима работы водителей (времени оборота транспортного средства). В качестве основного критерия оптимизации было выбрано кратчайшее расстояние между пунктами загрузки и выгрузки, которое составило 950; 1043 и 1310 км соответственно для клиентов № 305; 403 и 408. На основании расчетов, необходимый инвентарный парк транспортных средств на 7-й год составит 30 автомобилей, а на 11-й год — 34 автомобиля.
Расчет площадей зданий и сооружений производился на основе нормативных значений площади на человека или ТС. В работе выделяются три здания: административное (площадь 1486,4 м²), здание ПТО (510 м²) и гаражное здание (340 м²).
Одним из основных и значимых для инвестора разделов бизнес-плана является финансовый план, который представлен в четвертом разделе курсовой работы. Финансовый план позволяет рассчитать капитальные и эксплуатационные расходы на реализацию проекта, а также доходы и прибыль. Суммарные капитальные затраты проекта составили 4 698,04 тыс. у.е.; суммарные эксплуатационные затраты — 11 548,98 тыс. у.е. На основе эксплуатационных затрат была определена себестоимость перевозки и средняя цена одного рейса (на 5-й год: 3307,31 у.е./рейс). Точка безубыточности на 5-й год — 531 рейс, или 42% от общего числа рейсов. Суммарная выручка за пять лет — 20 210,71 тыс.у.е., что превышает суммарные капитальные и эксплуатационные расходы, следовательно проект является прибыльным.
Так как основная часть капитальных затрат приходится на 7-й год проекта, для их покрытия используется уставный фонд предприятия: 1 764,82 тыс. у.е. и заемные средства (кредит) в размере 1 906,20 тыс. у.е.. Погашение капитальных затрат происходит на 11-й год проекта.
Для оценки инвестиционной привлекательности проекта были рассчитаны простые и дисконтированные показатели эффективности (5-й раздел курсовой работы). Проводя оценку полученных показателей, можно сделать вывод, что проект является экономически выгодным, так как:
1) срок окупаемости лежит в пределах заданного периода расчетов;
2) рентабельность продаж составляет 28%, что соответствует показателям реальных предприятий в транспортной сфере деятельности;
3) индекс рентабельности составляет 2,08, то есть на каждую единицу капитальных вложений приходится 2 единицы дохода (следовательно, проект выгоден для инвесторов);
4) проект имеет «запас прочности» — коэффициент ВНД составляет 0,54, а ставка дисконта q2=0,17, что на 8% выше принятой в расчетах.
Таким образом, создание транспортного предприятия является целесообразным, а приведенные расчеты показывают, что проект будет экономически выгодным и привлекательным для инвесторов.
Список использованной литературы
-
Алексеев М.М. Планирование деятельности фирмы. — М., 2000.
-
Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учебное пособие / Под ред. В.М. Попова. — М. 1996.
-
Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. — М., 2000.
-
Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. Бизнес-план: практическое руководство по составлению. — СПб, 1994.
-
Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. — М., 1993.
Свежие комментарии