Проектная деятельность в современной экономике
Проектная деятельность в настоящее время распространяется на все предприятия на любом рынке. Инновационные проекты позволяют предприятиям расширить границы своей деятельности, выйти на новые сегменты целевых аудиторий и как следствие получать больше прибыли.
Цель исследования
Цель данного исследования — проанализировать финансовый план как заключительный раздел бизнес-плана организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность бизнес-планирования и составляющие бизнес-плана
- определить значение бизнес-планирования для предприятия
- проанализировать автотранспортный рынок Екатеринбурга и составить маркетинговый план
- разработать финансовый план производства
Актуальность исследования
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время любая организация находится в условиях рыночных отношений. Рынок вынуждает все предприятия постоянно конкурировать, а значит постоянно искать наиболее оптимальные пути осуществления своей деятельности. Оптимизация может касаться разных сторон деятельности предприятия, например, финансовой.
Описание бизнес-плана
В настоящее время имеется большое разнообразие определений традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-плана, его значения, структуры и методов разработки.
В переводе с английского языка бизнес-план означает «исследование возможностей». Дословно «бизнес-план» переводится с английского business plan как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает, по крайней мере, два слагаемых: бизнес и план. Слово «бизнес» здесь рассматривается как синоним предпринимательства[2].
В современных экономических справочниках и словарях «бизнес» определяется как экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, направленная на получение прибыли посредством создания и реализации определенной продукции или услуг.
Бизнес-план в рамках рыночной экономики становится обязательным и стандартным документом для хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и предпринимателей. Цель составления бизнес-плана заключается в обеспечении устойчивого финансового состояния предприятия и максимизации прибыли.
Бизнес-план — это документ, который содержит систему взаимосвязанных во времени и пространстве и согласованных с целью и ресурсами предприятия (организации) действий, зафиксированный перечень идей, целей, подходов, показателей, требований, согласно которых предусматривается осуществлять предпринимательскую деятельность и направленных на получение максимальной прибыли в результате реализации предпринимательского проекта (идеи)[8]. В бизнес-плане анализируются все проблемы, преграды, с которыми можно столкнуться в ходе внедрения идеи, а также способы их устранения.
Бизнес-план: ключевые аспекты
Анализ текущего положения и определение целей
Главный замысел бизнес-плана заключается в анализе текущего состояния предприятия в экономической среде, определении желаемых результатов и разработке стратегии достижения этих целей. Это включает оценку сильных и слабых сторон бизнеса, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды.
Финансовая направленность
Бизнес-план должен сосредоточиться на финансовых аспектах деятельности предприятия. Это включает анализ текущих финансовых показателей, таких как доходы, расходы, прибыль и денежные потоки. Цель состоит в том, чтобы обеспечить устойчивое финансовое положение компании и максимизировать прибыль.
Самостоятельная разработка и соответствие нормативным требованиям
Бизнес-план разрабатывается каждым предприятием самостоятельно, но при этом необходимо учитывать законодательные акты и директивные документы Российской Федерации. Специалисты, руководители и экономические службы участвуют в процессе разработки, а научно-исследовательские учреждения предоставляют рекомендации и аналитику.
Ключевая информация и структура
Бизнес-план должен содержать основную информацию о компании, включая ее цели, виды продукции или услуг, план маркетинга и финансовый прогноз. Для удобства восприятия рекомендуется структурировать эту информацию в разделы и таблицы.
Анализ рынка и определение ниш
Перед разработкой бизнес-плана важно изучить рынок производимых товаров или услуг. Это включает анализ спроса потребителей, выявление свободных ниш на рынке и оценку конкуренции. Понимание рыночной ситуации помогает определить стратегию и повысить эффективность работы предприятия в будущем.
Стратегическая структура
Несмотря на различия в подходах, большинство бизнес-планов включают следующие основные разделы:
- Резюме проекта: краткое изложение ключевых аспектов бизнес-плана.
- Описание компании: информация о компании, включая историю, продукцию или услуги, а также сильные и слабые стороны.
- Анализ рынка: исследование спроса, конкуренции и возможностей на целевом рынке.
- Маркетинговый план: стратегия продвижения продукции или услуг.
- Финансовый план: прогноз финансовых показателей и оценка рисков.
Каждый раздел содержит конкретную информацию, необходимую для оценки и улучшения эффективности предприятия в соответствии с его целями.
Это общее представление о бизнесе, дающее возможность понять, чего хочет добиться предприятие, каков его потенциал, сколько средств потребует проект и какую прибыль он принесет. Резюме суммирует прогнозы и планы, обоснованные и рассчитанные в последующих разделах. Можно с уверенностью сказать, что бизнес-план не будет прочитан в полном объеме, если резюме не заинтересует потенциальных инвесторов или партнеров. Необходимо чрезвычайно доходчиво изложить миссию (сформулированную глобальную цель предприятия, исходящую из необходимости удовлетворения потребностей потребителей) и цели предприятия (прогнозируемые результаты его деятельности)[5].
Модель проекта:
Разработка структурированной схемы проекта представляет собой создание визуального представления укрупненных бизнес-процессов. Это включает в себя определение потоков товаров, финансов и информации, которые описывают процесс поставки, производства и продажи продукции. Визуальная блок-схема позволяет проиллюстрировать эти процессы, обеспечивая четкое понимание условий снабжения, производственных процессов и стратегии сбыта.
Блок-схемы товарных потоков иллюстрируют движение сырья и компонентов через различные этапы производства, в то время как финансовые потоки показывают движение средств между различными подразделениями или партнерами. Кроме того, информационные потоки описывают передачу данных, необходимых для поддержки процессов, включая управление запасами, контроль качества и логистику.
Эта модель проекта обеспечивает четкое понимание зависимостей между различными аспектами бизнеса, позволяя эффективно планировать и управлять операциями. Визуальное представление упрощает выявление потенциальных проблем или узких мест, обеспечивая возможность оптимизации процессов для повышения эффективности и производительности.
В итоге инициатор проекта должен как можно точнее представить себе проект в визуальной форме и понять, как проект будет организован в бизнес- среде и в географическом плане (особенно важно для расчета логистики поставок сырья, оборудования, продукции[5].
Инвестиционный план
Введение
Цель этого инвестиционного плана — представить стратегию и рекомендации по эффективному размещению инвестиций с целью максимизации прибыли и минимизации рисков. Этот план служит руководством для принятия обоснованных решений при инвестировании средств в различные возможности.
Анализ ситуации
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, важно проанализировать текущее состояние рынка и экономические тенденции. Рынок переживает период волатильности, что создает как риски, так и потенциальные возможности для инвесторов. Ключевые факторы, которые необходимо учитывать:
— Макроэкономические условия: стабильная экономика с низким уровнем инфляции и устойчивым ростом ВВП создает благоприятную среду для инвестиций.
— Рынок ценных бумаг: в последнее время наблюдается снижение цен на акции из-за геополитической напряженности и изменений в денежно-кредитной политике центральных банков. Однако это также может быть возможностью для покупки активов по привлекательным ценам.
— Отрасли с высоким потенциалом: технологии, здравоохранение и возобновляемые источники энергии демонстрируют устойчивый рост и инновационные разработки, что делает их привлекательными секторами для инвестиций.
Цели и стратегия инвестирования
Основная цель инвестиционного плана — достичь долгосрочного роста капитала при умеренном уровне риска. Стратегия включает в себя диверсификацию портфеля, фокус на качественные активы и использование аналитического подхода к принятию решений.
Рекомендации по инвестированию
Ниже представлены конкретные рекомендации по распределению инвестиций:
- Акции:
- Диверсификация: Рекомендуется диверсифицировать инвестиционный портфель между различными секторами и странами, чтобы снизить риск. Предлагается распределить 60% средств на акции США и Европы, а оставшиеся 40% — на развивающиеся рынки, такие как Китай, Индия и Бразилия.
-
Качественные инвестиции: Сосредоточьтесь на компаниях с высоким качеством управления, устойчивой бизнес-моделью и конкурентными преимуществами. Инвестируйте в компании с сильной историей выплаты дивидендов и роста прибыли.
-
Облигации:
- Государственные облигации: Инвестируйте 30% средств в государственные облигации развитых стран с высоким рейтингом кредитоспособности, такие как США, Великобритания и Германия. Эти активы обеспечивают стабильный доход и снижают риск портфеля.
-
Корпоративные облигации: Выберите корпоративные облигации компаний с высоким рейтингом и устойчивой финансовой историей. Распределите оставшиеся 20% средств между облигациями с различными сроками погашения для управления риском процентных ставок.
-
Альтернативные инвестиции:
- Недвижимость: Рассмотрите возможность инвестирования в недвижимость через инвестиционные трасты (REIT) или прямые покупки объектов недвижимости. Это может обеспечить стабильный доход и защиту от инфляции.
-
Хедж-фонды: Инвестируйте небольшой процент средств, например, 10%, в хедж-фонды, которые используют сложные стратегии для достижения высокой прибыли. Убедитесь, что вы понимаете риски, связанные с этими фондами, и тщательно выбирайте управляющих.
-
Управление рисками:
- Регулярно отслеживайте портфель и проводите переоценку инвестиций для обеспечения соответствия стратегии.
- Используйте стоп-лоссы для ограничения убытков в случае резкого падения цен на активы.
- Диверсификация между различными классами активов, секторами и географическими регионами помогает снизить общий риск портфеля.
Вывод
Этот инвестиционный план представляет собой стратегию эффективного размещения средств с учетом текущей рыночной ситуации и экономических тенденций. Рекомендации по диверсификации, качественным инвестициям и управлению рисками призваны максимизировать потенциал роста капитала при умеренном уровне риска. Инвесторы должны регулярно следить за своим портфелем и корректировать его в соответствии с изменяющимися рыночными условиями для достижения долгосрочных финансовых целей.
Разработка инвестиционного плана, является одной из самых важных частей проекта. В итоге инициатор проекта должен как можно точнее представить себе, что он должен сделать, в какие сроки, с какими затратами. Планирование осуществляется посредством построения диаграммы Гантта (календарный план работ с указанием сроков начала-окончания, ответственных за этапы, стоимости этапов, ресурсов, амортизации оборудования, взаимосвязь этапов). Инвестиционный план предназначен для создания модели реализации проекта во времени (от начала работ до запуска проекта в эксплуатацию — операционной деятельности) и оптимального распределения инвестиционных ресурсов[6].
Операционный план проекта подразумевает деятельность по производству продукции (услуг). Инициатор проекта должен четко определить процесс организации производства конкретных товаров или услуг. Это позволит обеспечить эффективное и успешное осуществление проекта, начиная от разработки идеи и заканчивая ее реализацией и завершением.
Операционный план включает в себя подробное описание всех этапов производства, необходимых ресурсов, временные рамки и потенциальные риски, которые могут повлиять на процесс. Он служит дорожной картой для всей проектной команды и помогает обеспечить плавный и успешный запуск продукта или услуги на рынок.
В общем случае проект должен включать в себя следующие разделы:
Описание номенклатуры продуктов или услуг предприятия (наименование, назначение, единица измерения, планируемое начало продаж)
Энергоресурсы, материалы и комплектующие для производства данных продуктов или услуг. (Наименование, стоимость единицы, расходы на единицу продукции, возможные схемы закупок)[3].
Накладные расходы на производство и реализацию продуктов или услуг (принцип формирования, наименование, сумма затрат в месяц или процент от)
План персонала (структура персонала, количество, должностные оклады, система премий)
План производства и продаж
Производство:
- Сдельная заработная плата: Определите ставку сдельной оплаты труда для сотрудников, вовлеченных в производственный процесс. Рассчитайте общую сумму сдельных затрат на труд на месяц.
- Полуфабрикаты: Укажите список и количество необходимых полуфабрикатов для производства продукции. Включите информацию о поставщиках и сроках поставки.
- Специфические издержки: Перечислите специфические расходы, связанные с производственным процессом (например, аренда помещений, коммунальные услуги, затраты на оборудование). Рассчитайте общую сумму таких издержек за месяц.
- График производства: Представьте подробный план производства продукции, включая последовательность операций, время, необходимое для каждой операции, и возможные зависимости между операциями.
Продажи:
- Цена продуктов или услуг: Определите цену на ваши продукты или услуги. Рассмотрите стоимость материалов, труда и накладных расходов при установлении ценовой стратегии.
- Ежемесячный объем продаж: Укажите целевой ежемесячный объем продаж. Анализируйте предыдущие данные по продажам, сезонные колебания и тенденции рынка для определения реалистичных целей.
- Схемы реализации: Опишите возможные каналы сбыта продукции (например, онлайн-продажи, розничная сеть, оптовая торговля). Разработайте стратегию продвижения и маркетинга для каждой схемы реализации, включая бюджет и ожидаемые результаты.
Примеры вопросов для рассмотрения:
- Какие ресурсы необходимы для производства нашей продукции?
- Как мы можем оптимизировать производственный процесс, чтобы сократить время и затраты?
- Какие факторы влияют на ценообразование в нашей отрасли?
- Какова динамика продаж на рынке и как мы можем адаптировать нашу стратегию для достижения успеха?
Этот план должен быть гибким и регулярно пересматриваться с учетом изменений на рынке, технологических инноваций и обратной связи от клиентов.
Налоговое окружение (список налоговых платежей, ставки, периодичность выплат, специальные платежи)[3]
Маркетинг-план: ключевой раздел проекта
Маркетинг-план является одним из самых важных разделов любого бизнес-проекта. Его значение можно сравнить с значением инвестиционного плана, и это не случайно. Ведь прежде чем приступать к реализации проекта, необходимо убедиться в его жизнеспособности на рынке. Инициатор проекта должен тщательно проанализировать ситуацию на рынке, чтобы принять обоснованное решение о запуске проекта или его отмене.
Цель маркетинг-плана — разработать стратегию выхода на рынок и обеспечить окупаемость инвестиций, выполнить обязательства по финансированию и достичь стабильной прибыли в долгосрочной перспективе. Это сложная задача, требующая тщательного анализа рынка, конкурентов и целевой аудитории.
Маркетинг-план включает в себя множество элементов, таких как исследование рынка и анализ конкурентов, определение целевой аудитории, разработку позиционирования и уникального торгового предложения, создание маркетинговой стратегии и так далее. Все эти элементы должны быть тщательно спланированы и реализованы, чтобы обеспечить успешный запуск проекта и достижение поставленных целей.
В целом, маркетинг-план является важнейшим документом в любом бизнес-проекте, и его тщательная разработка может стать ключом к успеху или провалу всего предприятия.
В общем случае маркетинговый план проекта должен включать в себя следующие разделы[5]:
Анализ потенциального рынка:
-
Отраслевой анализ: изучение отрасли, в которую вводится продукт или услуга. Это включает в себя оценку тенденций рынка, анализа конкурентов и понимания потребностей потребителей.
-
Структура целевых потребителей: определение демографических характеристик, предпочтений и поведения покупателей, которые будут заинтересованы в предлагаемой продукции.
-
Анализ рынка производимой продукции: изучение существующего спроса на рынке, анализ тенденций и понимание того, как продукция будет конкурировать с другими аналогичными предложениями.
-
Конкурентный анализ: идентификация основных конкурентов, их сильных и слабых сторон, а также стратегий, которые они используют для продвижения своей продукции или услуг.
-
Ценовой анализ: исследование ценовой политики конкурентов и определение оптимальной цены для предлагаемой продукции с учетом затрат и ожидаемого спроса.
Стратегия выхода на рынок:
-
Программа продвижения продукции: разработка стратегии по повышению осведомленности о продукте или услуге, включая рекламные кампании, мероприятия по связям с общественностью и цифровые инициативы.
-
Торговая марка: создание уникального и запоминающегося имени для продукта или услуги, которое будет ассоциироваться с его качеством и преимуществами.
-
Рекламная компания: разработка креативной стратегии рекламы, включая выбор каналов распространения, разработку рекламных сообщений и определение бюджета на рекламу.
Тактика по удержанию продаж и присутствию на рынке:
-
Маркетинговый операционный бюджет: распределение средств между различными маркетинговыми каналами и мероприятиями для эффективного продвижения продукции.
-
Инструменты работы с потребителями: создание систем взаимодействия с клиентами, включая программы лояльности, систему поддержки клиентов и обратную связь от пользователей.
-
Системы стимулирования клиентов: разработка программ поощрения покупателей, таких как скидки, подарки или бонусные программы для повторных покупок.
-
Системы привлечения новых клиентов: стратегии по выявлению и привлечению потенциальных новых клиентов, включая целевой маркетинг, партнерства или мероприятия по связям с общественностью.
Организационный план:
Под организационным планом понимается система управления проектом, которая включает в себя определение целей проекта, распределение обязанностей между членами команды, установление сроков и бюджетного планирования, мониторинг прогресса и внесение необходимых корректив. Эффективный организационный план обеспечивает четкое направление для всей проектной деятельности и способствует успешному достижению целей проекта.
В общем случае организационный план проекта должен включать в себя следующие разделы[5]:
Организационный план проекта
Участники проекта и их взаимодействие
- Инициатор проекта: [Имя компании] — описание, история, отрасль деятельности, перспективы развития.
- Группа управления проектом:
- [Имя руководителя группы]: образование, опыт работы в управлении проектами, квалификация.
- [Список других участников группы]: их роли и обязанности.
Организационная структура
Опишите структуру управляющей компании, включая ее бизнес-процессы и операционную деятельность.
Расчет потребности в финансировании
Инвестиционный план
Инвестиции — это первоначальные затраты на реализацию проекта. Они включают в себя: [Перечень инвестиций с указанием сумм].
Оборотные средства
Оборотные средства рассчитываются автоматически на основе операционного плана и могут включать в себя: [Примеры оборотных средств и их источники].
Финансовый план
Финансовая часть проекта направлена на описание процедур финансирования. Инвестиции будут привлечены следующим образом: [Указать методы и условия финансирования]. Оборотные средства формируются автоматически в соответствии с операционным планом, включая: [Указать источники и условия формирования оборотных средств].
Инициатор проекта должен понимать механизмы финансирования для успешной реализации плана.
Финансовый план проекта должен включать следующие разделы[11]:
Экономическое окружение проекта включает в себя различные факторы, влияющие на его финансовое положение и возможности. К ним относятся ставки рефинансирования, курсы валют и ставки дисконтирования, которые могут как способствовать, так и препятствовать реализации проекта. Необходимо проанализировать эти показатели и принять во внимание их возможное влияние.
Описание источников финансирования проекта является ключевым аспектом. Это может включать в себя акционерный капитал, бюджетные средства, кредиты, лизинговые соглашения, собственную прибыль компании и другие источники финансирования. Важно понимать, как будут использованы эти средства и какие гарантии могут потребоваться от участников проекта.
Условия финансирования должны быть четко определены и включают в себя сроки поступления средств, условия их возврата, обслуживание долга и любые гаранийные обязательства. Это обеспечит прозрачность и снизит потенциальные риски для всех сторон.
Структура распределения прибыли должна быть справедливой и прозрачной. Она может варьироваться в зависимости от типа проекта и участия его участников. Необходимо определить процентное соотношение между прибылью и инвестициями каждого участника, а также учесть любые дополнительные стимулы или условия.
Налогообложение также является важным аспектом экономического окружения проекта. Существуют различные налоговые льготы, которые могут быть применены в зависимости от типа проекта, региона и других факторов. Эти льготы могут значительно снизить финансовое бремя проекта и сделать его более привлекательным для инвесторов.
После расчета модели проекта финансовую состоятельность можно будет оценить по таблицам[11]:
Денежные потоки, отчет о прибылях и убытках, баланс и финансовые коэффициенты являются ключевыми аспектами анализа финансовой стороны проекта. Интегральные показатели, такие как чистый дисконтированный доход, период окупаемости, внутренняя норма доходности инвестиций и индекс прибыльности, дают комплексную оценку эффективности проекта.
Анализ чувствительности: Изучение влияния изменений в ключевых параметрах на проект позволяет понять его устойчивость к внешним воздействиям. Последовательное изменение каждого параметра помогает определить потенциальные риски и возможности.
Валютный анализ: При наличии валютных компонентов в проекте необходимо оценить влияние колебаний обменного курса на финансовые результаты.
Анализ безубыточности: Определение точки безубыточности проекта позволяет понять, при каких условиях проект станет прибыльным.
Анализ рисков: Выявление и оценка потенциальных рисков, связанных с проектом, помогает в разработке стратегий их смягчения.
Что-если анализ: одновременное изменение нескольких параметров позволяет прогнозировать возможные результаты и принимать информированные решения.
Раздел «Приложения» служит доказательством целесообразности проекта для сторонних участников, таких как финансисты и партнеры. Здесь представлены дополнительные данные, подтверждающие эффективность проекта, включая статьи, фотографии, экспертные оценки и характеристики оборудования.
Бизнес-планирование имеет ключевое значение для предпринимателей и предприятий. Оно позволяет провести тщательный анализ всех аспектов бизнеса, от организационных вопросов до привлечения инвестиций. Хорошо продуманный бизнес-план отвечает на важные вопросы: приемлемость предпринимательской идеи, организационные потребности, привлечение инвестиций, конкурентные преимущества, эффективность производства и сбыта, ресурсное обеспечение и квалификация управления.
Переход к рыночным отношениям привел к значительным изменениям в деятельности предприятий, включая материально-техническое обеспечение, реализацию продукции, оплату труда, ценообразование и налогообложение. Экономические реформы в России направлены на переход от централизованного планирования к рыночной экономике, сужение государственного контроля над ценами и либерализация ценовой политики, а также формирование многоукладной экономики и приватизацию государственного имущества. Этот процесс включает в себя переход от административно-командных методов управления к экономическим методам и коммерческому планированию.
Укрепление самостоятельности и ответственности предприятий в рыночных условиях
В современных рыночных реиях предприятия различных отраслей экономики сталкиваются с необходимостью повышения своей автономии и ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Для успешной навигации на рынке им надобно гибко реагировать на потребительский спрос, адаптировать рыночные формы реализации продукции и мотивировать работников к эффективному труду. Деятельность товаропроизводителей в условиях рынка ориентируется не на жесткий план, а на реальный платежеспособный спрос, который обеспечивает сочетание интересов производителя и потребителя благодаря механизмам купли-продажи.
Рынок: организованная система
Согласно мировому опыту, рыночные отношения далеко не случайны или непредсказуемы. Рыночная экономика представляет собой сложную, регулируемую и контролируемую систему производства, перераспределения и распределения ресурсов. Рынок основывается на спросе и предложении, конкуренции и стремлении к прибыли. Динамика цен, отражающая изменения в производительности труда и объеме общественного производства, является ключевым аспектом рыночной экономики.
Бизнес-планирование: эффективная организация
Одним из эффективных инструментов организации хозяйственной деятельности в условиях рынка является бизнес-планирование. Это неотъемлемая часть любой деловой деятельности, независимо от ее масштаба. Бизнес-планирование позволяет хозяйствующим субъектам самостоятельно определять методы и средства решения задач, упорядочивать экономические отношения и устанавливать реалистичные производственные цели и перспективы.
Преимущества бизнес-планирования
Директивное планирование в прошлом ограничивало экономическую свободу первичных хозяйственных подразделений и подрывало их инициативу. В рыночной экономике отсутствие директивного планирования обеспечивает гибкость и автономию предприятий, сохраняя при этом регулирующую функцию государства. Бизнес-планирование позволяет достоверно оценивать экономические процессы и наполнять плановые показатели реальным содержанием.
Бизнес-планы: индивидуальный подход к каждому предприятию
Планирование в рыночных условиях осуществляется путем составления бизнес-планов, поскольку любая коммерческая деятельность, связанная с получением прибыли, отождествляется с бизнесом. Бизнес-план представляет собой тщательный анализ возможностей и вызовов, необходимый для успешного управления хозяйственной деятельностью. Он служит обязательным документом для банков, инвесторов и предпринимателей, обеспечивая четкое понимание перспектив развития производства, прогнозирование возможных изменений и проблем, а также контроль над текущими операциями и оценкой результатов деятельности предприятия.
Бизнес-план: комплексный подход
Бизнес-план включает в себя систему взаимосвязанных экономических, технических, организационных и социальных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Он помогает предпринимателям принимать обоснованные решения, предвидеть потенциальные проблемы и возможности, а также контролировать эффективность своей деятельности. Бизнес-план является мощным инструментом управления, позволяющим избежать возможных ошибок и непродуктивных расходов, а также выявить источники дополнительных финансовых средств.
В настоящее время российские предприятия сталкиваются с задачами выхода на рынок, адаптации к рыночным отношениям и приобретению необходимых навыков бизнес-планирования. Это приводит к медленному выходу на рынок, задержкам в структурной перестройке и стабилизации производства. Особую сложность представляет проблема сбыта продукции и ее доведения до высокого товарного качества, а также поиск надежных платежеспособных потребителей. В результате многие предприятия несут значительные потери.
Глава 2: Разработка бизнес-плана для открытия автотранспортного предприятия
Маркетинговый план автотранспортного предприятия:
Начнем с общей характеристики рынка грузовых автомобильных перевозок в Екатеринбурге.
В России ежедневно перевозится более 18 миллионов тонн грузов, причем более 75% объемов приходится на автомобильный транспорт. Эксперты прогнозируют рост этой доли. Основными видами грузов, транспортируемых автомобилями, являются строительные материалы, продовольственные и бытовые товары, мебель и т. д. Повышение активности грузоперевозок автотранспортом обусловлено увеличением деятельности среднего и малого бизнеса, а также ростом тарифов железнодорожных перевозок. Таким образом, в условиях оживления российской экономики автомобильный транспорт обеспечил более 90% прироста объемов перевозок.
Уральский регион является одним из ключевых торговых портов России, здесь активно развиваются автомобильные, железнодорожные и морские перевозки. наибольшую долю среди всех видов транспорта занимают автотранспортные перевозки. В настоящее время это наиболее экономически эффективный вид транспортировки различных грузов. Кроме того, часто грузоперевозки осуществляются с использованием контейнеров. Контейнеры обеспечивают удобство хранения, транспортировки, загрузки и разгрузки. Автомобильная перевозка контейнерами становится все более популярной как в международном, так и в внутреннем контексте.
Еще одним эффективным методом является транспортировка товаров в составе сборного груза, что позволяет перевозить малые партии на большие расстояния.
Анализируя опыт специалистов в этой области, можно сделать вывод, что наиболее эффективным методом организации грузоперевозок является использование автотранспортных средств. Таким образом, наибольшая доля внутренних и международных перевозок в регионе приходится на грузовой автомобильный транспорт. Многие клиенты, включая крупных торговых партнеров, строительные компании и малый бизнес, отдают предпочтение автотранспорту для перевозки грузов.
Факторы спроса на грузовые перевозки автомобилями:
Спрос на грузовые автомобильные перевозки зависит от структуры и динамики производства в России. Кроме того, он во многом определяется платежеспособностью организаций и предприятий различных отраслей экономики. Грузоперевозки являются одним из наиболее «рыночных» секторов российской экономики.
По опыту, экономическое развитие в России часто сопровождается развитием автомобильного транспорта. Причина кроется в том, что грузовые потоки, генерируемые развивающимся рынком товаров и услуг, в первую очередь осваиваются автомобильным транспортом, который является наиболее гибким видом перевозки.
В настоящее время объемы международных перевозок достигают использования агентских соглашений с известными экспедиторскими компаниями;
Выход на новые рынки и освоение новых сегментов рынка:
- Организация филиалов и представительств в местах формирования грузопотоков, таких как порты, узловые железнодорожные станции и крупные предприятия-экспедиторы.
Внедрение инноваций и улучшение потребительских характеристик уже предоставляемых транспортных услуг.
Снижение цен на перевозки за счет включения в тарифные ставки дополнительных транспортно-складских услуг, включая погрузочно-разгрузочные работы.
Стратегия улучшения качества услуг включает в себя:
- Обеспечение доступности услуг для предприятия и его контрагентов.
- Предоставление дополнительных услуг, таких как бесплатная информация.
- Привлечение клиентов с помощью партионных скидок на стоимость перевозки.
- Предоставление постоянным клиентам льготных условий оплаты.
Для разработки эффективного маркетингового плана необходимо определить целевую аудиторию и сегменты рынка. Исследования показывают, что целевой рынок можно сегментировать по различным критериям:
- Географическому: регион (Россия), город (Крупные населенные пункты).
- Демографическому: возраст потребителя (от 18 лет и старше), размер семьи, этап жизненного цикла семьи.
- Социоэкономическому: национальность (русская), доходы юридических лиц выше 100 000 рублей в месяц, образование, финансовый потенциал, уровень цен на потребляемые товары, стиль жизни (VALS).
- Психографическому: образ жизни (традиционалисты, жизнелюбы, эстеты), тип личности (авторитарный, увлекающийся, честолюбивый), черты характера (целеустремленность, доверчивость, любознательность), жизненная позиция (твердая, гибкая).
- Поведенческий: мотивы покупки (обычные, плановые, референтные лица или группа, особые причины), искаемые выгоды (практические и эстетические), тип покупателя (раннее большинство, большинство, позднее большинство), интенсивность потребления (высокая, средняя, умеренная), приверженность к марке (покупатель одной марки, готовый переключиться).
Таким образом, целевая аудитория ООО «Караван Ураль» включает в себя юридических лиц из сферы торговли. Это могут быть как крупные компании, так и малый и средний бизнес. Для мелких компаний и малых предприятий можно предложить услуги по объединению их грузов с грузами других компаний, чтобы не терять прибыль при отправке полупустых транспортных средств.
Для продвижения своих услуг на рынке Екатеринбурга ООО «Караван Ураль» может использовать различные варианты рекламы и PR-мероприятий:
- Баннерная реклама: размещение баннеров на сайте «е1.ру», который является одним из самых популярных в Екатеринбурге, обеспечивая широкий охват аудитории. Также можно рассматривать размещение баннеров на сайтах, посвященных транспортной отрасли. Стоимость верхнего баннера на главной странице сайта в течение недели в 2014 году составляет 19 500 рублей в неделю (месячная стоимость — 78 000 рублей). Стоимость бокового баннера также зависит от длительности размещения и может варьироваться.
Эти стратегии помогут ООО «Караван Ураль» эффективно выйти на новые рынки, привлечь новых клиентов и улучшить качество своих услуг.
Стоимость размещения составит: 19500(цена за неделю)*4 недели = 78000 рублей. Стоимость размещения рекламы за месяц составила: 78000[54].
Участие в Дне города. В рамках этого события можно провести лотерею, победитель которой получит сертификат на бесплатную доставку груза в любой город России, находящийся в пределах европейской части, в течение месяца. Стоимость услуги составляет от 361$ до 417$ (по курсу рубля в районе 30 рублей за 1 доллар США стоимость варьируется от 10830 рублей до 12510 рублей)[46]. При этом в розыгрыше может участвовать по различным оценкам примерно 15000 человек.
Планирование рекламы и маркетинга для ООО «Караван Урала»
Таблица 2.2: Расчет расходов на наружную рекламу
№ | Сутки | Количество дней | Монтаж | Печать | Сумма |
---|---|---|---|---|---|
1 | 72 | 850 | 4 | 800 | 14370 |
2 | 21 | 300 | 7 | 650 | 52650 |
3 | 2 | 850 | 4 | 800 | 16750 |
4 | 16 | 750 | 3 | 950 | 14350 |
5 | … | … | … | … | … |
6 | … | … | … | … | … |
(Остальные строки таблицы заполнены аналогичным образом, с указанием сумм для каждой комбинации дней и размещения рекламы)
Примечание. Таблица представляет собой пример расчетов, фактические данные могут отличаться.
Количество просмотров наружной рекламы
Точный подсчет количества просмотров трудно выполнить из-за различных факторов. Видимость рекламных щитов может зависеть от времени дня, погодных условий и других факторов. Для более точного подсчета необходимо учитывать количество проходящих мимо людей/автомобилей в определенное время.
Таблица 2.3: Показатели затрат на рекламу и PR-инструменты
Инструменты рекламы и PR | Стоимость инструмента | Охват аудитории | Участие в Дне города | Итого |
---|---|---|---|---|
Баннерная реклама | 7166 | 80270 | — | 77000 |
Наружная реклама | 8094 | 62650 | — | 70600 |
Итого | 15260 | 142870 | — | 158030 |
Производственный план и динамика производства услуг ООО «Караван Урала»
Таблица 2.4: Планируемая динамика производства и реализации услуг
Год | Плановый показатель, р. | Фактический рост, % |
---|---|---|
2014 | 8094 | 105,6 |
2015 | 9375 | 121,9 |
2016 | 10596 | 124,7 |
Формула расчета среднегодового темпа роста: (Тр = (Тn — Т1) / n)
где Тр — среднегодовой темп роста;
Т1, Т2, Т3, Тn — годовые темпы роста;
n — количество лет.
В данном случае:
Тр = (124,7 — 105,6) / 3 = 0,19
Формула расчета среднегодового темпа прироста: (Тпр = Тн — Т1 / n)
где Тпр — среднегодовой темп прироста;
Тн и Т1 — фактические значения показателей в конце и начале периода.
Тпр = 10596 — 8094 / 3 = 0,27
Диаграмма планируемого развития ООО «Караван Урала» на 2014-2016 годы: (Рисунок 2.1)
[Вставить диаграмму с динамикой объемов производства и реализации услуг]
Таблица 2.5: Выполнение плана по ассортименту транспортных услуг в 2014 году
Показатели | Объем реализации услуг в сопоставимых ценах, рв | Удельный вес выпуска продукции | Выполнение плана, % |
---|---|---|---|
Производственные перевозки по городу, всего | 41550000 | 49,1 | 98,2 |
Экспедиционные услуги | 38360200 | 47,4 | 103,1 |
Итого | 81700000 | 100,0 | 101,5 |
Анализ использования основных средств ООО «Караван Урала»
Для обеспечения необходимыми производственными средствами, такими как транспортное средство, предприятие планирует приобрести десять автопоездов Вольво FH 12 с тентовыми полуприцепами. Объем тента составляет 92 м3. Оценочная стоимость такой техники составляет 4000000 рублей.
Кроме того, у предприятия есть помещение площадью 3000 м2. Планируется использование этого пространства следующим образом:
— Офис — 50 м2
— Ремонтный бокс — 850 м2
— Площадь для выполнения маневров при въезде/выезде — 900 м2
— Площадь автостоянки для автопоездов — 900 м2
— Помещения для отдыха персонала — 50 м2
— Мойка для автопоездов — 150 м2
— Хозяйственно-бытовые помещения (медицинский кабинет, столовая, туалет) — 100 м2
Итого: 3000 м2
Характеристика и стоимость приобретенных тягачей:
Марка: Вольво
Модель: FH 12
Год выпуска: 2010
Двигатель: 460 л.с., Евро-5
Пробег: 200000 км
Колесная формула: 4×2
Цена: 3000000 руб.
Цвет: белый
Состояние: отличное
Местонахождение: Екатеринбург, Россия
Оборудование: ABS, Автономный обогреватель, Кондиционер, Электропакет и др.
Дополнительная информация: Globetrotter, Webasto, ABS, EBS, Бортовой компьютер, Горный тормоз, Кондиционер, Круиз контроль, Подогрев зеркал, Подогрев сидений, Корректор фар, Тахограф, Электростеклоподъемники, Противотуманные фары.
Год выпуска: 2010 г.
Колесная формула: 4×2
Количество осей: 2 шт.
Привод: задний
Коробка передач: механическая
Тип двигателя: Дизель
Экологическая норма: Euro 5
Мощность: 460 л.с.
Расход топлива: 30л. на 100 км.
В таблице 2.6 представлен анализ производственных фондов ООО «Караван Урала» по состоянию на 2014 год. В таблице указаны первоначальная стоимость, износ и остаточная стоимость различных активов, а также их удельный вес в общем объеме средств.
Таблица 2.6:
| Наименование показателя | Первоначальная стоимость | Начисленный износ | Остаточная стоимость | Удельный вес первичной стоимости | Удельный вес изношенных средств | Удельный вес остаточной стоимости | Коэффициент износа, % |
|—|—|—|—|—|—|—|—|
| Здания, сооружения | 640 000 | 5942 | 1410400 | 8,37% | 6,40% | 97,16% | 5,94% |
| Оборудование | 1 820 000 | 4091 | 3307152 | 28,01% | 23,31% | 89,65% | 4,09% |
| Автотранспорт | 40 000 000 | 8997 | 3020000 | 57,73% | 8,98% | 75,51% | 8,98% |
| Итого | 4 460 000 | 342578 | 1034220 | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 74,5% |
Анализ показывает, что основная часть средств предприятия приходится на автотранспорт. Удельный вес автопарка составляет почти 89% в общем объеме производственных фондов.
В таблице 2.7 представлен анализ движения основных производственных фондов за период с 2013 по 2014 год.
Таблица 2.7:
| Наименование показателя | Наличие на начало года | поступление | выбытие | Наличие на конец года |
|—|—|—|—|—|
| Первоначальная стоимость | 4 460 000 | 3 425 780 | 1 034 220 | 4 000 000 |
| Износ ОПФ | 3 425 780 | 1101422 | 9980000 | 1034220 |
| Остаточная стоимость | 1 034 220 | 1034220 | 9980000 | 4000000 |
Коэффициент износа, который показывает соотношение между остаточной и первоначальной стоимостью средств, составляет 74,5%. Однако для зданий и сооружений этот показатель выше (81,1%), что указывает на более интенсивное старение этой категории активов.
Сравнивая значения коэффициента обновления, коэффициента выбытия и коэффициента расширения, можно сделать вывод о том, что предприятие будет расширять свое производство и пополнять свои производственные фонды.
В таблице 2.8 представлена структура трудовых ресурсов ООО «Караван Урала».
Таблица 2.8:
| Наименование должности | Количество | Удельный вес |
|—|—|—|
| Директор | 1 | 12,94% |
| Начальник гаража | 1 | 12,94% |
| Главный бухгалтер | 1 | 12,94% |
| Механик | 1 | 12,94% |
| Автослесарь | 2 | 5,88% |
| Диспетчер | 3 | 8,82% |
| Водитель | 25 | 73,53% |
| Итого | 34 | 100,00% |
В таблице 2.9 представлен анализ планируемого фонда рабочего времени.
Таблица 2.9:
| Наименование показателя | Удельное обозначение | План | Среднесписочная численность | Фонд рабочего времени | Отработано всеми рабочими за год | Количество дней, отработанных одним рабочим | Время, отработанное одним рабочим за год | Средняя продолжительность рабочего дня | Непроизводительные затраты рабочего времени |
|—|—|—|—|—|—|—|—|—|—|
| | 34 | 6854 | 44,0 | 8568 | 252 | 2 | 1016 | 8,0 | 34 |
Фонд рабочего времени был рассчитан по формуле: Т = 3, где Т — фонд рабочего времени, ч.; ЧР — среднесписочная численность, чел.; Д — количество дней, отработанных одним рабочим; П — средняя продолжительность рабочего дня.
В таблице 2.10 представлен анализ факторов, влияющих на изменение планового показателя фонда рабочего времени.
Таблица 2.10:
| Фактор | Метод расчета | Результат |
|—|—|—|
| Численность рабочих | ΔТПчр = ΔЧР * Дпл * Ппл | -13503,6 ч |
| Количество дней | ΔТПд = ΔД * ЧРф * Ппл | 544 ч |
| Продолжительность рабочего дня | ΔТПп = ΔП * Дф * ЧРф | 863,6 ч |
| Итого | -12959,6 ч | |
В таблице 2.11 представлены исходные данные для факторного анализа производительности труда сотрудников компании. В таблице 2.12 представлен анализ среднегодовой выработки работников предприятия:
Фактор | Метод расчета | Результат |
---|---|---|
1 | Доля рабочих в общей численности ППП | 0,822 |
2 | Количество отработанных дней одним рабочим за год | ΔГВуд = ΔУд * ГВрпл |
15 170 р. | ||
3 | Продолжительность рабочего дня, ч. | 4 |
4 | Среднечасовая выработка, руб. | ΔГВп = Удф * Дф * ΔП * ЧВпл |
4950,4 р. | ||
ИТОГО | — | 19166,83 р. |
Как видно из таблицы, среднегодовая выработка работников предприятия ниже планового показателя на 19166,83 рубля. В таблице 2.13 представлен анализ среднегодовой выработки рабочего:
Фактор | Метод расчета | Результат |
---|---|---|
1 | Количество отработанных дней одним рабочим за год | 2 * 8 = 16 |
2 | Продолжительность рабочего дня, ч. | 237,1 ч. |
3 | Среднечасовая выработка, руб. | ΔГВд = ΔД * Ппл * ЧВпл |
3793,6 р. | ||
ИТОГО | — | 20016,36 р. |
Среднегодовая выработка одного рабочего также ниже планового показателя на 20016,36 рубля. Анализ уровня выработки показал, что увеличение производительности труда возможно за счет увеличения мощностей предприятия, которые в настоящее время используются не в полной мере.
В таблице 2.14 представлена структура фонда оплаты труда (ФОТ) ООО «Караван Ураль». В таблице указаны имена должностей, количество ФОТ в месяц и год, отчисления на соцнеходы, а также общая сумма ФОТ за год:
Наименование должности | Кол-во ФОТ в месяц, тыс.руб. | ФОТ в год, тыс.руб. | Отчисления 30% к ФОТ, тыс.руб. | Итого ФОТ в год |
---|---|---|---|---|
Директор | 160720 | 2495600 | 48000 | 2447600 |
Начальник гаража | 145540 | 2235320 | 41564 | 2193756 |
Главный бухгалтер | 150600 | 2313600 | 43752 | 2269848 |
Механик | 140480 | 2212560 | 41728 | 2170832 |
Автослесарь | 235840 | 3687840 | 69760 | 3618080 |
Диспетчер | 3301080 | 5191656 | 97832 | 5103824 |
Водитель | 2560180 | 4032288 | 76326 | 3955962 |
Итого | 3432022 | 53664428 | 998876 | 52665552 |
Далее, в таблице 2.15 представлен анализ общей суммы затрат на производство автотранспортных услуг:
Наименование показателя | Плансумма, р. | Веса, проц. |
---|---|---|
Материалы | 19 500 000 | 24,13% |
Заработная плата | 28 938 000 | 35,81% |
Отчисления на социальные нужды | 4 323 794 | 5,35% |
ГСМ | 18 800 000 | 23,27% |
Ремонтный фонд | 3 000 000 | 3,71% |
Амортизация | 4 200 000 | 5,20% |
Цеховые расходы | 1 540 000 | 1,91% |
Услуги | 500 000 | 0,62% |
Итого | 80 801 794 | 100% |
Из таблицы видно, что себестоимость услуг компании составит 80 801 794 рубля. Переменные расходы (70 459 164,37 руб.) и постоянные расходы (10 342 629,63 руб.) составляют общую себестоимость услуг.
В рамках данного проекта необходимо проанализировать и спланировать финансовые аспекты работы автотранспортного предприятия, включая грузоперевозки из Екатеринбурга и за его пределы.
График и потоки грузов:
Основными направлениями грузовых перевозок из Екатеринбурга являются Россия (Северо-Западный регион, Москва и Московская область, Центральный регион, Приволжский регион), а также зарубежные страны, такие как Финляндия в Скандинавии.
Предполагая среднюю продолжительность рейса в 3 дня с учетом выходных, количество поездок в год составит: 252 рабочих дня / 3 дня = 84 поездки на одну машину. Таким образом, при наличии 10 машин общее количество рейсов может достигнуть 840 в год.
Расчет стоимости:
Стоимость грузоперевозки зависит от расстояния и типа поездки. При принятии средней стоимости пробега автомобиля по России в 40 рублей за километр и Европе (Россия — Скандинавия) в 60 рублей за километр, можно рассчитать предварительную сумму на один рейс:
— Походы по России: 2000 км x 40 р = 80 000 рублей
— Походы в Европу: 2000 км x 60 р = 120 000 рублей
При 84 рейса стоимость составит от 67 200 000 до 96 000 000 рублей в год, в зависимости от количества поездок. Однако, необходимо учитывать, что реальные расстояния могут быть больше, что повлияет на итоговую сумму тарифа.
Глава 3: Финансовый план
Финансовый план автотранспортного предприятия включает в себя комплекс финансовых расчетов, связанных с различными аспектами его деятельности. Это позволяет эффективно распределять ресурсы и оптимизировать финансовое состояние предприятия.
Существует два основных типа финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Долгосрочное планирование подразумевает оценку потребностей в капитальных вложениях, выбор форм финансирования (собственные, заемные средства) и определение условий кредитования. Краткосрочное планирование направлено на обеспечение непрерывности производственного процесса и платежеспособности предприятия.
Финансовое планирование тесно связано с планированием производства. Оно помогает оценить финансовые потребности и обеспечить успешную реализацию производственной программы. Финансовый план включает два основных раздела: «Доходы и поступление средств» и «Расходы и отчисления средств».
При составлении финансового плана необходимо проанализировать текущую производственно-финансовую деятельность, включая бухгалтерский баланс, определить прогноз объемов перевозок и сбалансировать доходы и расходы. Необходимо выявить недостаточные ресурсы и разработать стратегию их привлечения, а также спланировать размер привлеченных средств и кредитов.
Таким образом, финансовое планирование позволяет обеспечить эффективное управление финансами предприятия, оптимизировать процессы производства и перевозок, а также повысить общую рентабельность.
В разделе «Доходы и поступление средств» отражаются все источники денежных потоков: прибыль от любой коммерческой деятельности, амортизация, увеличение стабильного имущественного пассива, выручка от продажи активов, арендная плата за здания, оборудование и транспортные средства, получение долгосрочных кредитов, трансферты из бюджета, переплата тарифов на международные перевозки.
В разделе «Расходы и отчисления» учитываются платежи в бюджет, выплаты процентов по краткосрочным кредитам, отчисления в фонды организации. Финансовый план должен балансировать доходы и поступление средств с расходами предприятия.
Система налогообложения регулирует отношения между организацией и государственными органами. Налоговые обязательства включают безусловную уплату денежных средств из прибыли предприятий в бюджет государства или внешнебюджетные фонды в установленном законом размере и сроках. Налоговые ставки устанавливаются законодательством на федеральном и региональном уровнях. В России существуют три уровня налогов: федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации (республик, краев и областей) и местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на определенные товары, налоги на банковские операции и т. д.
Налоги, установленные субъектами Российской Федерации, включают в себя налог на имущество организаций, плату за использование водного ресурса, сборы за регистрацию предприятий и другие.
Законодательно предусмотрено более 20 местных налогов, из которых три являются обязательными для уплаты по всей территории России: налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор для самозанятых лиц и земельный налог. Другие местные налоги могут вводиться местными властями в зависимости от потребностей региона.
Основным видом налога для транспортных предприятий является налог на прибыль. Он взимается с чистой прибыли организации независимо от ее размера.
Налоговые льготы предоставляются в виде кредитования налогов. Однако, для получения кредита необходимо заключить соглашение с налоговым органом по месту регистрации компании в соответствии с установленными правилами.
За несоблюдение налогового законодательства могут быть применены административные штрафы и другие санкции.
В заключительном разделе бизнес-плана — «Финансовый план» — необходимо спрогнозировать объемы производства, рассчитать расходы на реализацию, определить конечную прибыль и распределить средства между инвестициями, потреблением и накоплением.
Так как цели бизнес-плана и плана производственно-хозяйственной деятельности могут отличаться, а сам документ часто корректируется в соответствии с изменениями рыночной ситуации, традиционные методы расчета финансового планирования для предприятий могут быть неуместны.
Прогнозирование объемов производства осуществляется ежеквартально и ежегодно. Для оценки доходов от автоперевозок берутся во внимание объемы перевозок по каждой группе автомобилей на различных маршрутах с учетом тарифной политики и рекомендаций по установлению цен, упомянутых выше. Доходы от других видов деятельности рассчитываются исходя из запланированных объемов работ и услуг по стандартным ставкам с учетом прогнозируемых изменений спроса и средних цен в регионе. Если планируется доход от нового для предприятия вида деятельности, целесообразно использовать более низкие в разумных пределах тарифы и ставки.’
В расчете затрат на реализацию работ (услуг) необходимо учитывать, что в расчетах себестоимости перевозок все заводские накладные расходы включены во затраты на автоперевозки. Поэтому при оценке других видов деятельности следует рассматривать лишь прямые издержки, а также учесть цеховые расходы, связанные с агентскими работой и услугами.
Например, при расчете затрат на коммерческий авто-ремонт транспортных средств сторонних организаций как прямые издержки будут учитываться заработная плата ремонтных рабочих с надбавками, материалы для ремонта, агентские поставки (запасные части, комплектующие), а также часть зарплаты мастера ремзоны или менеджера, ответственного за коммерческий ремонт. В состав расходов на экспедирование входит заработная плата экспедиторов и другие прямые издержки по исполнению договоров транспортной экспедиции, которые не включены в условия договора клиентом.
Основываясь на представленных доходах и затратах по всем видам деятельности предприятия, можно рассчитать основные финансовые показатели ООО «Караван Урала».
Для реализации проекта требуется приобрести десять автопоездов Volvo FH 12 с тентовыми полуприцепами объемом 92 м³. Ожидаемые расходы на приобретение составят 40 000 000 рублей.
Планируется взять кредит в размере 17 000 000 рублей и привлечь собственные средства в размере 23 000 000 рублей. Кредит будет погашаться равными квартальными платежами, начиная со второго квартала 2014 года.
Предполагаемым источником финансирования проекта является инвестор, который предоставит кредит под 7% годовых. Для обеспечения кредита может быть получена гарантия коммерческого банка, а также доступны собственные ликвидные средства.
Расходы устанавливаются на основе годовой потребности в материальных ресурсах. В смету включаются только те издержки, которые будут использованы и списаны в течение планового периода производства услуг.
Ниже представлен расчет затрат на открытие предприятия:
№ | Наименование | Стоимость, руб. | % |
---|---|---|---|
1 | Материальные затраты | 40 000 000 | 58,29 |
2 | Оплата труда | 2 226 000 | 32,44 |
3 | Отчисления от з/п | 667 800 | 9,73 |
4 | Амортизация оборудования | 3 345 780 | 48,74 |
5 | Прочие расходы (10% от общей суммы) | 623 837 | 9,09 |
Итого затрат (S∑): | 68 622 158 | 100 |
В таблице представлен состав и структура источников формирования имущества предприятия по состоянию на конец года:
статьи баланса | 2014 г. | 2015 г. | Изменение, тыс. руб. | Темп прироста, % | Уставный капитал, тыс. руб. | Добавочный капитал, тыс. руб. | Резервный капитал, тыс. руб. | Нераспределенная прибыль, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
III. Капитал и резервы | 417 535 | 446 243 | 28 708 | 6,90 | 87 253 | — | — | 277 288 |
IV. Долгосрочные пассивы | — | — | — | — | — | — | — | — |
V. Краткосрочные пассивы | 518 198 | 523 273 | 5 075 | 1,00 | 179 500 | 191 000 | 25 490 | 39 830 |
Заемные средства | 179 500 | 251 000 | 71 500 | 40,50 | — | — | — | — |
Кредиторская задолженность | 338 698 | 362 431 | 23 733 | 6,97 | 33 100 | — | — | — |
Поставщикам и подрядчикам | 62 288 | 66 686 | 4 405 | 6,67 | 12 040 | — | — | — |
Персоналу | 12 040 | 24 846 | 12 806 | 106,36 | — | — | — | — |
Внебюджетные фонды | 3950 | 3948 | -397 | -0,99 | 93 175 | — | — | — |
Бюджет | 170 429 | 170 429 | — | — | — | — | — | — |
Итого пассивов и капитала | 935 733 | 968 732 | 33 000 | 3,44 | 87 253 | — | — | 277 288 |
Анализ прогнозных показателей показывает, что в 2015 году общая стоимость собственного капитала ООО «Караван Урала» снизится на 31 129 рублей (7,46%) по сравнению с предыдущим годом. Это может быть связано с отчислениями в социальную сферу и снижением нераспределенной прибыли.
Долгосрочных займов у компании нет, и эта тенденция сохранится и в 2014 году: кредит в размере 17 миллионов рублей будет погашен в течение года, что относит его к краткосрочным займам. В результате, задолженность ООО «Караван Урала» по краткосрочным займам увеличится на 7 150 тысяч рублей в 2015 году (39,83% от показателя за 2015 год), учитывая начисление процентов.
Итог баланса дает оценку суммы средств, доступных предприятию. Однако эта оценка не отражает реальную сумму, которую можно получить от продажи активов в случае ликвидации компании. Текущая стоимость активов зависит от рыночной ситуации и может отличаться от учетной стоимости, особенно во время инфляции.
Анализ ликвидности ООО «Караван Урала» представлен в таблице 3.3.
Показатели актива баланса | Значение, тыс. руб. | Покazатели пассива баланса | Значение, тыс. руб. | Платежный излишек (недостаток), тыс. руб. |
---|---|---|---|---|
Наиболее ликвидные активы (НЛА) | 44 717 | Наиболее срочные обязательства (НСО) | 267 298 | -265 |
Быстро реализуемые активы (БРА) | 286 543 | Краткосрочные пассивы (КСП) | 251 000 | 328 444 |
Медленно реализуемые активы (МРА) | 156 567 | Долгосрочные пассивы (ДСП) | 0 | 151 057 |
Постоянные пассивы (ПСП) | 391 406 | -214 |
Анализ показывает, что платежный излишек быстро реализуемых активов на конец 2015 года составляет 35 543 тыс. руб., а также излишек медленно реализуемых активов в размере 266 567 тыс. руб. Однако сумма этих двух сумм покрывает недостаток наиболее ликвидных активов, и менее ликвидные активы не могут полностью заменить более ликвидные в платежном обороте.
Таблица 3.4 показывает показатели финансовой устойчивости ООО «Караван Урала».
Код строки баланса | Значение, тыс. руб. | Изменения, тыс. руб. | 2014 г. | 2015 г. |
---|---|---|---|---|
Источники собственных средств (капитал и резервы) | 490 | -31 129 | 417 535 | 386 406 |
Внеоборотные активы | 190 | +205 | 257 | 312 |
Наличие собственных оборотных средств (стр. 1 — стр. 2) | 490 | -190 | 212 | 74 |
Долгосрочные заемные средства | 510 | 5 000 | 610 | 1 000 |
Общая сумма источников формирования запасов (стр. 5 + стр. 6) | 392 | -66 385 | 391 778 | 325 393 |
Запасы и НДС | 210 | +220 | 149 | 177 |
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (стр. 3 — стр. 8) | 63 | -192 | 146 | -159 |
… | … | … | … | … |
Проведенный анализ показывает, что ООО «Караван Урала» будет по предварительным оценкам стабильно финансово устойчивым. Снижение собственных оборотных средств компенсируется привлеченными краткосрочными заемными средствами, что позволяет избежать дополнительной кредиторской задолженности.
Далее рассчитайте кредитные выплаты для необходимого кредита в размере 17 миллионов рублей при ставке 7% годовых с равномерными ежеквартальными платежами. Сумма с учетом годового процента составит 18 190 000 рублей.
Дата выплаты | Сумма | Остаток |
---|---|---|
2-й квартал 2014 г. | 4 547 500 | 13 642 500 |
3-й квартал 2014 г. | 4 547 500 | 9 095 000 |
4-й квартал 2014 г. | 4 547 500 | 4 547 500 |
1-й квартал 2015 г. | 4 547 500 | 0 |
Кредит будет погашен в течение года.
Далее рассчитайте потребность в капитальных вложениях (таблица 3.6).
Наименование затрат | Расчетный период | Итого |
---|---|---|
Покупка подвижного состава | 40 000 000 | 0 |
Стоимость оборудования для офиса | 138 000 | 138 000 |
ИТОГО общих инвестиций: | 40 138 000 | 40 138 000 |
Общий объем капитальных вложений составит 40 138 000 рублей.
Расчет текущих затрат и себестоимости услуги: себестоимость будет рассчитана на основе среднего расстояния доставки — 2500 км и количества рейсов в год при 10 машинах (840 рейсов).
Таблица 3.7: Расчет затрат
Статья затрат | Затраты |
---|---|
Выплата з/п | 289 380 000 |
Капитальные вложения | 4 013 800 000 |
Затраты на материалы | 3 016 300 000 |
Амортизация основных средств | 3 344 578 000 |
Накладные расходы (связь, ГСМ) | 3 048 000 000 |
Прочие расходы | 623 838 000 |
Итого затрат | 11 180 815 871 |
Цены на услуги
- Первый год: 53,24 рубля за 1 км
- Последующие годы: 34,13 рубля за 1 км
- Ожидаемая рентабельность: 15%
- Цена при рентабельности: 61,23 рубля за 1 км
- Цена с учетом НДС: 72,25 рубля за 1 км
Анализ затрат
Из таблицы 3.7 следует, что себестоимость услуги на первый год составит примерно 53,24 рубля в первый год и будет снижаться до 34,13 рубля в последующие годы. Общая сумма затрат за три года составит 326 818 632 рублей. Затраты на открытие предприятия выше, чем ожидаемая себестоимость услуг, что связано с необходимостью капитальных вложений. Однако, даже при максимальной себестоимости услуги в первый год, она будет значительно ниже установленного тарифа, что обеспечит прибыльность компании.
Таблица 3.8: Расчет финансовых результатов
Наименование показателей | Расчетный период | Выручка от реализации услуг | Объем продаж | Цена за единицу услуги | Затраты на производство и реализацию | Прибыль от реализации услуг | Платежи в бюджет из прибыли | Чистая прибыль |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Выручка от реализации услуг | 3 года | 105 000 000 рублей | 84 000 (840) | 50 рублей | 7 167 300 000 рублей | 3 332 700 000 рублей | 666 540 000 рублей | 266 616 000 рублей |
2. Затраты на производство и реализацию | — | — | — | — | 7 167 300 000 рублей | — | — | 3 344 578 000 рублей |
Итого: | 266 616 000 рублей |
Анализ финансовых результатов
Согласно таблице 3.8, прибыль компании обеспечивается только за счет средних показателей по уровню затрат и реализации услуг. Сумма комиссий, дополнительных расходов и т.д. уже включена в расчетные показатели.
Важно отметить, что полученные показатели являются ориентировочными и могут изменяться в зависимости от рыночной конъюнктуры. Изменение налогового законодательства, пошлин и других факторов могут повлиять на тариф. В расчете используется базовая сумма тарифа с возможностью корректировки в зависимости от конкретного заказа.
Таблица 3.9: Финансовые потоки
Наименование показателя | Расчетный период | Объем продаж | Приток наличности | Отток наличности | Чистый денежный поток | Коэффициент дисконтирования | Дисконтированный приток наличности | Дисконтированный отток наличности | Дисконтированный чистый денежный поток | Кумулятивный дисконтированный чистый денежный поток |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. Объем продаж | 3 года | 336 000 | — | — | — | — | — | — | — | — |
2. Приток наличности (чистая прибыль + амортизация) | 2014-2015 | 3 344 578 000 рублей | 60 107 380 рублей | -4 013 800 000 рублей | 266 616 000 рублей | 19% | 5 848 041 432 рублей | -3 371 592 000 рублей | 24 699 972 194 рублей | |
3. Чистый денежный поток (стр.1-стр.2) | — | — | 26 692 220 рублей | 66 922 200 рублей | -66 922 200 рублей | — | — | 24 023 972 194 рублей | ||
4. Кумулятивный чистый денежный поток (стр.3 с нарастающим итогом) | — | — | — | — | 24 023 972 194 рублей | — | — | — | 24 023 972 194 рублей |
Анализ финансовых потоков
Финансовые потоки компании зависят от объема продаж и чистой прибыли. В данном случае, при отсутствии капитальных вложений, денежный поток отрицательный, что указывает на необходимость внешних источников финансирования для запуска и развития бизнеса. Коэффициент дисконтирования в 0,19% отражает ожидаемую рентабельность проекта. Дисконтированный чистый денежный поток составляет более 24 миллионов рублей, что может быть привлекательным для инвесторов.
Показатели экономической эффективности проекта рассчитаны с использованием таблицы 3.9 («чистый приведенный эффект»). Чистый дисконтированный доход за расчетный период составляет 5 985 152 рубля, а также превышение интегральных результатов над интегральными затратами.
NPV (чистая текущая стоимость) проекта равна 31 500 000 рублей, что больше нуля, что указывает на приемлемость проекта по этому критерию.
Индекс доходности:
PI = 31 500 000 / 4 013 800 = 7,85. PI > 0 указывает на эффективность проекта.
Срок окупаемости проекта:
РР = 4 013 800 / 1 050 000 = 0,4 года или 4,8 месяцев.
Внутренняя норма доходности (IRR):
ГодДенежный потокЕ1(19%)E2 (20%)NPVat1PVat2PV-66922201334457801-66922201534151600,8450490199,20,6936856460,421135225400,7135848041,430,5865843073,2NPV160245480119784020,696007313,6
Интервал выбран правильно: NPV меняет свое значение с «+» на «-». Рассчитываем Енвн:
Енвн = Е1 + (NPV1 / NPV) * (Е2 — Е1)
Энвн = 19% + (119784020,6 / 119784020,6 — 160245480) * (20% — 19%) = 16,04%.
Подходящие значения Е1 и Е2:
ГодДенежный потокЕ1(23%)E2 (24%)NPVat1PVat2PV-66922201-66922201-66922201534151600,8143266279,60,8143266279,621135225400,6674924876,40,657378965131602454800,5486532559,20,5283327649,6NPV-6692220204723715,2200383580,2
Энвн = 16,04% + (204723715,2 / 204723715,2 — 197200383580,2) * (24% — 23%) = 16,04 + 47,16 = 63,2%.
Ε внутреннее больше, чем Ε требуемое, соответственно проект следует принять.
Подведя итоги исследования:
В сфере маркетинга были выявлены активный рост рынка автоперевозок в России и в Екатеринбурге, а также стратегически выгодное положение города.
Для продвижения услуг ООО «Караван Урала» на начальном этапе были выбраны эффективные и недорогие варианты рекламы и PR: интернет-реклама, наружная реклама, участие в дне города и тематических выставках и ярмарках.
При разработке производственного плана были рассчитаны основные показатели потребностей в оборудовании, площадях и трудовых ресурсах, а также средняя продолжительность рейса и количество рейсов для всех машин компании.
Финансовые показатели, полученные на основе показателей производственного плана, показали рентабельность проекта. Срок окупаемости составляет 4,8 месяца при прогнозируемых объемах производства. Уровень доходности — 7,85%.
Заключение:
Бизнес-планирование является важным аспектом развития предприятия в рыночных условиях. Регулярная разработка бизнес-планов способствует стабилизации положения предприятия и повышению уверенности партнеров.
В рамках изучения бизнес-планирования на примере автотранспортной компании было проведено исследование рынка, составлен маркетинговый план, а также рассчитана рентабельность проекта с учетом сроков окупаемости. Все расчеты подтвердили обоснованность реализации проекта.
В сфере маркетинга были выявлены благоприятные тенденции развития рынка автоперевозок и стратегически выгодное положение Екатеринбурга.
Для продвижения услуг ООО «Караван Урала» на первоначальном этапе были выбраны наиболее эффективные и наименее затратные варианты рекламы и PR: интернет-реклама, наружная реклама, участие компании в дне города и в тематических выставках и ярмарках.
При разработке производственного плана были рассчитаны основные показатели потребностей предприятия в оборудовании, площадях и трудовых ресурсах. Также был сделан подсчет средней продолжительности рейса и среднего количества рейсов, которые могут осуществить все машины компании.
На основе показателей производственного плана были рассчитаны финансовые показатели. Анализ результатов показал рентабельность проекта с сроком окупаемости 4,8 месяца при прогнозируемых объемах производства. Уровень доходности составил 7,85%.
Список использованных источников:
-
Аакер Д. Стратегическое рыночное управление [Пер. с англ.] / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2003.
-
Ансофф И. Стратегическое управление [Сокр. пер. с англ.] / Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. — М.: Экономика, 1989.
-
Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л, 2004.
-
Гэлловэй Л. Операционный менеджмент [СПб.): Питер, 2002.
-
Камерон К., Р. Куинн. Диагностика и изменение организационной культуры [Пер. с англ.] / Под ред. И.В. Андреевой. — СПб.: Питер, 2001.
-
Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию: Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей [Пер. с англ.] / М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.
-
Котлер Ф. Маркетинг [Пер. с англ.] / Пер. с англ.- 11е изд.-СПб.: Питер, 2005. — 730с.
-
Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг [Пер. с фр.] / Под ред. Ж.-Ж. Ламбена. — СПб.: Питер, 2005. — 458с.
-
Маркетинг: Учебник / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. ред. Г.Л. Багиева. — 3-е изд., перераб. и доп.. —СПб.: Питер, 2005. — 547с.
-
Маркетинг: Учебник / Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н.- 2-е изд., доп. —СПб.: Питер, 2005. — 473с.
-
Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. — СПб.: Бизнес-пресса, 2001. — 347с.
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: «Дело», 2004. — с.128 — с.145.
-
Минаев Д.В. Маркетинг в схемах и моделях. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 298с.
-
Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий [Пер. с англ.] / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001.
-
Орлов А.И. Теория принятия решений: Учебное пособие. — М.: Издательство «Март», 2004
-
Орлов А.И. Эконометрика: Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2002
-
Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. — М.: ИКФ Омега-Л, 2002. — 519с.
-
Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. Анализ. Методика. Практикум. — М.: Ось-89, 1998
-
Пивоваров К. Планирование на предприятии: Учебное пособие, 2006
-
Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Пор тер; Пер. с англ. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005.
-
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004.
-
Стратегическое управление российскими компаниями: Сборник учебных кейсов / Под ред. И.В. Гладких, В.С. Катькало, С.П. Куща. — 2-е изд. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.
-
Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд./Р. Кох. — СПб.: Питер, 2003.
-
Стрелац И.А. Сетевая экономика: Учебник, 2006
-
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
-
Филимонова Н.Н. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. М., Нижний Новгород: Издательство ВВАГС, 1999
-
Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня [Пер. с англ.] — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
-
Хершген Х. Маркетинг: Основы профессионального успеха: Учебник для вузов: Пер. с нем. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 617с.
Свежие комментарии