Открытие собственного магазина одежды – то, о чем мечтают многие предприниматели. Кто-то видит его в формате фешенебельного бутика, а кому-то хочется сделать уютное место, где можно было бы купить все необходимое для своего гардероба по доступной цене. Эти идеи кардинально противоположны, но их объединяет то, что в начале обязательно нужно составить магазина одежды с расчетами. Это позволит изучить все нюансы сферы заблаговременно, рассчитать затраты и финансовые результаты.
Актуальность идеи
Идея открытия магазина одежды очень привлекательна для представителей малого бизнеса. Сфера торговли одна из наиболее перспективных ниш для начинающих предпринимателей. Причем торговать одеждой несколько проще, чем продуктами, хотя бы потому, что такие товары не имеют ограниченного срока годности. Их всегда можно уценить или провести акцию.
Одежда – один из наиболее популярных товаров массового потребления. Поэтому неудивительно, что во многих ТЦ преобладают именно магазины одежды. К тому же, со стороны законодательства в плане организации и ведения бизнеса требования тут минимальны.
Любая семья, вне зависимости от уровня дохода, социального статуса или жизненных устоев, нуждается в одежде. Последняя имеет свойство изнашиваться и устаревать. Современный человек подвержен тенденциям моды, поэтому зачастую решает купить ту или иную вещь, потому что она в тренде.
Преимущества и недостатки открытия магазина одежды
Желая открыть собственный магазин одежды, предприниматель, в первую очередь, задумывается о том, какие достоинства и недостатки есть у этого формата бизнеса. К плюсам можно отнести следующие особенности:
- Большое количество потенциальных покупателей . Если в случае с открытием книжного магазина или магазина товаров для творчества целевая аудитория охватывает не более половины жителей города (на деле еще меньше), то привлечь одеждой можно почти любого, в особенности если предлагать товары для мужчин, женщин и детей одновременно.
- Самостоятельный выбор сегмента рынка . Будущий бизнесмен сам может выбрать, в каком направлении ему работать, открывать ли стационарный магазин или продавать одежду по интернету. Он также определяет ценовой уровень, средний возраст своего покупателя.
- Разнообразие категорий товаров . Необязательно продавать повседневную одежду или товары одного бренда. Например, можно открыть магазин спортивной одежды, деловых костюмов, нижнего белья и так далее – вариантов очень много.
- Большие возможности в плане получения дохода . Практически вся одежда получает высокую наценку, особенно это касается брендовых товаров из бутиков. В итоге предприниматель получает ощутимую прибыль, просто перепродавая готовые изделия.
- Актуальность бизнеса не только в оффлайн-, но и в онлайн-пространстве . Одежда – одна из наиболее популярных категорий товаров, покупаемых в интернете. Такой же спрос в интернете имеет разве что бытовая техника, электроника и аксессуары. Кроме того, оба формата бизнеса можно совместить, увеличив тем самым не только уровень прибыли, но и рентабельность.
К плюсам также можно отнести простоту открытия магазина, отсутствие необходимости иметь особые навыки или специальное образование. Даже человек, никогда не работающий в сфере торговли, может разобраться в бизнес-процессах и организовать прибыльное дело. Но есть у этой идеи и свои минусы:
- серьезная конкуренция на рынке;
- сильная приверженность к брендам со стороны покупателей;
- темпы роста рынка одежды не велики – порядка 2 – 5% в год;
- большая часть продаж приходится на 20 – 30 известных монобрендовых магазинов (а в онлайн-продажах 80% оборота принадлежит 7 – 10 компаниям);
- возможны резкие изменения моды, которые делают одежду неактуальной (по итогу ее приходится продавать дешевле, чем планировалось).
Анализ рынка
По состоянию на 2015 – 2020 годы объем рынка одежды составляет порядка 2 000 млрд рублей. Особого роста в этой сфере не наблюдается, напротив, иногда возможны даже небольшие спады. Существенное замедление произошло в 2013 – 2014 годах. Это объясняется существенным падением курса рубля и экономическим кризисом в стране. Объемы трат населения растут незначительно, при этом цены увеличиваются на 4 – 12% в год в среднем. Отсюда можно сделать вывод, что люди:
- отдают предпочтение более дешевой одежде;
- стали покупать меньше одежды из-за низкой покупательной способности.
При всем этом открытие собственного магазина одежды остается актуальным форматом бизнеса. Однако открывать торговые точки лучше под известным брендом, приобретя франшизу. Развитие собственного производства потребует серьезных капиталовложений, а продажа изделий неизвестных производителей принесет куда меньший доход.
Стоит подумать об открытии онлайн-магазина. Этот вариант потребует меньших стартовых затрат. К тому же, в случае неудачи финансовые потери окажутся куда ниже. Работу такого магазина можно организовать самостоятельно – создать сайт, закупить товар и обслуживать клиентов дистанционно без привлечения персонала.
Несмотря на смещение интересов покупателей в сторону интернет-магазинов и монобрендовых магазинов, у предпринимателя есть возможность открыть успешное дело и в стационарной торговле одежды. Главное в таком случае – правильно подобрать ассортимент и привлечь покупателей.
Какую одежду лучше продавать
Бизнес-план магазина предполагает необходимость формирования ассортимента продукции. Для этого важно определиться, какую именно одежду продавать. Сначала стоит понять, кто будет целевой аудиторией – женщины, мужчины или дети? У каждой есть свои особенности:
Женская одежда | Мужская одежда | Детская одежда | |
Уровень спроса | 55% | 25% | 20% |
Конкуренция | Высокая | Умеренная | Высокая |
Преимущества | Наиболее высокий уровень спроса.
Устойчивость спроса даже в периоды кризиса в сравнении с двумя другими форматами. Большие потребности и финансовые возможности. |
Проще завоевать потребителя. | Дети быстро вырастают, поэтому родители вынуждены часто обновлять гардероб.
Высокая наценка на товар. |
Недостатки | Очень высокая конкуренция, рынок перегрет | Мужчинам нужно меньше одежды. Зачастую они готовы тратить деньги на жен и детей, а на себя – в куда меньшей степени. | Высокая конкуренция.
Серьезные требования к изделиям. |
Возможности | Продажа обуви и аксессуаров | Продажа дорогих аксессуаров (галстуки, запонки и прочее) | Продажа сопутствующих товаров: игрушки, детское питание, средства гигиены и прочее |
Идеальный вариант – совместная продажа женской и мужской или женкой и детской одежды. Так уровень прибыли будет выше.
Какой выбрать формат для магазина по продаже одежды
Можно выделить несколько направлений деления магазинов одежды на категории. Так, в зависимости от количества представленных брендов различают:
- монобрендовые магазины – здесь продается одежда одной марки, чаще всего такие торговые точки работают по франшизе;
- мультибрендовые магазины – в них представлена одежда разных марок, этот формат свойственен больше представителям малого бизнеса, самостоятельно развивающим свое дело.
Магазины одежды делятся и по ценовым сегментам:
- Премиум-класса . Занимают небольшую часть рынка, зато имеют высокий средний чек. Обычно размещаются в центральной части города в престижных ТЦ или отдельно стоящих зданиях. Сюда обращаются люди с высоким доходом и социальным положением.
- Среднего ценового сегмента . Имеют достаточно устойчивый спрос. Цены на товары относительно невысокие, наценка намного ниже, чем в бутиках. Могут размещаться в ТЦ или жилых/офисных зданиях.
- Низшего ценового сегмента . Сюда можно отнести секонд-хенды, стоковые павильоны. Цены на такие товары низкие, но и качество у них соответствующее. Размещаться такие магазины могут на рынках, на первых этажах жилых домов или в иных зданиях, преимущественно в спальных районах города.
Для начинающего предпринимателя больше всего подойдет магазин одежды среднего ценового сегмента. В этом случае не потребуются большие финансовые вложения, спрос на товар будет высоким.
Можно разделить магазины одежды на две категории и по тому, как в них будет осуществляться продажа:
- Стационарные магазины . Наиболее распространенный вариант для новичков. Из минусов можно выделить: наличие арендной платы, необходимость найма персонала.
- Интернет-магазины . Развить такую точку сложнее, так как требуется правильная рекламная кампания. Зато экономия происходит за счет отсутствия затрат на аренду и заработную плату (если предприниматель будет принимать заказы самостоятельно).
Если стартовых инвестиций совсем немного, можно попробовать начать с шоу-рума на дому, а при увеличении числа клиентов создать собственный интернет-магазин или стационарную точку.
В сфере торговли одежды существует множество торговых форматов. Некоторые используют красивые названия, не задумываясь о том, что они значат. Наиболее распространенные сегодня форматы:
- бутик – одежда здесь модная и дорогая;
- concept store – многофункциональные магазины с особой атмосферой, отражающей мировоззрение человека, который должен носить продаваемую одежду (часто здесь продается уникальная или раритетная, лимитированная продукция);
- corner – небольшой отдел, расположенный в общем торговом пространстве (нет стен и дверей);
- шоу-рум – магазин с демонстрационным залом, здесь могут совершаться не только розничные, но и оптовые закупки;
- дисконт- и сток-центры – специализируются на продаже недорогих вещей с большими скидками.
Существуют и другие форматы магазинов одежды (outlet, Pop-Up Store и прочие), но они мало распространены в России.
Франшиза магазина одежды
В последние несколько лет франчайзинговая сеть активно развивается в России. Сейчас функционирует более 500 предложений в этой сфере. И более 50% приходятся на сферу торговли, причем несомненными лидерами являются магазины одежды. Здесь можно выделить несколько программ франчайзинга:
- Иностранные компании самостоятельно не осваивают российский рынок. Они продают мастер-лицензию крупнейшим оптовикам, а те уже продвигают бренд по франшизе.
- Отечественные бренды сами разрабатывают стратегию развития, бизнес-проект. Такие организации заинтересованы в расширении. Обычно сами бренды дислоцируются в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург), где рынок и так перегрет и не хватает торговых площадей, а франшизу продают в развивающиеся регионы, где спрос на товары активно растет последние несколько лет.
Зарубежные франшизы стоят довольно дорого, тогда как среди отечественных компаний можно найти относительно бюджетные предложения. Вот несколько популярных сегодня франчайзинговых программ:
TOM FARR | Форвард | INCANTO | |
Какую одежду продают? | Мужская + женская | Спортивная одежда для всей семьи | Женское и мужское нижнее белье |
Стартовые инвестиции | 900 000 – 3 000 000 рублей | 1 890 000 – 3 980 000 рублей | 7 000 000 – 8 000 000 рублей |
Паушальный взнос | Нет | Нет | Нет |
Роялти | Нет | Нет | Нет |
Форматы | Стандарт, лайт, фирменный уголок | Фирменный магазин | Полноценный магазин |
Как видно из предложенных вариантов, для открытия магазина одежды даже небольшой площади потребуются серьезные инвестиции. В данном случае это связано с тем, что стоимость брендовых товаров достаточно велика. Такие магазины обычно не берут вступительного взноса или роялти, они получают прибыль, предоставляя бизнесменам одежду собственного производства для последующей продажи.
Расположение, где открыть магазин одежды
От правильности выбора места размещения магазина одежды будет зависеть половина успеха. Новичкам к этому вопросу нужно подходить особенно тщательно. Зачастую они не имеют больших сбережений и одна ошибка, приведшая к неудачам и финансовым потерям, может означать конец всем начинаниям.
Преимущественно магазины открываются в арендуемых помещениях, строительство собственного здания будет очень затратным и долгим. В случае аренды могут использоваться следующие варианты:
- отдельно стоящее здание;
- место в ТЦ;
- место на вещевом рынке.
Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрим их подробнее:
Отдельно стоящее здание | Место в ТЦ | Место на вещевом рынке | |
Кому подойдет? | Опытным предпринимателям, готовым вложить крупную сумму в развитие своего магазина | Новичкам с невысокими или средними начальными инвестициями | Предпринимателям с минимальным бюджетом |
Какие товары продавать? | Товары премиум-сегмента | Среднего или высокого ценового сегмента (в зависимости от распространенности ТЦ) | Средней или низкой стоимости |
Возможные форматы | Бутики, шоу-румы, фирменные магазины | Павильоны, магазины, корнеры | Павильон, торговая точка |
Преимущества | Высокие доходы, высокий средний чек, наличие лояльных покупателей | Отсутствие необходимости решать вопросы с пожарными, СЭС. Быстрый запуск. Невысокие затраты на ремонт. Помещение уже удовлетворяет требованиям надзорных органов. Не нужно тратить много денег на рекламу | Низкие затраты на открытие и аренду места, наличие большого количества посетителей |
Недостатки | Высокая стоимость аренды, серьезные вложения (больше уйдет и на закупку товара, оплату коммунальных услуг, ремонт), повышенный риск. Самостоятельно придется решать вопросы с СЭС | Высокая стоимость арендной платы. Наличие конкурентов поблизости | Низкий доход, высокая конкуренция, неэффективность практически любой рекламы, минимум удобств для посетителя, почти нет лояльных покупателей |
Свежие комментарии