Каждый год в нашей стране обучаются водительскому мастерству более 2-х миллионов человек. С восстановлением спроса на автомобили в связи с выходом страны из рецессии увеличивается и число учеников автошкол. По прогнозу экспертов, в 2019 году их станет на 4-5.5 % больше, чем годом ранее.
Учитывая высокие тарифы за обучение – от 25 до 50 тысяч рублей (в зависимости от города), многие предприниматели подумывают над тем, как открыть автошколу.
Рынок услуг по обучению вождению и ПДД
До 2014 года в России было чуть больше 10.5 тысяч школ, сегодня – порядка 4 тысяч, поскольку с ужесточением норм к материально-технической базе для этих заведений часть из них не смогла получить лицензии. Однако рынок услуг по обучению вождению и ПДД нельзя назвать ненасыщенным, ведь получение прав (в том числе категории А) для наших реалий – необходимость.
Оценка рынка
Оцененный в 200 млрд. рублей, конкуренция на нём очень высокая. «Нужно быть готовым к грязным играм, — считает наш эксперт Игорь Малюгин. – Новичкам придется иметь дело с товарищами из ГИБДД, чтобы получить разрешение на лицензию. Это не означает, что проблемы точно будут. Но нужно быть готовым к проверке технического оснащения в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1408».
Как открыть автошколу
Те, кто хочет открыть автошколу, должны понимать, что в этом деле плюсов не больше, чем минусов, а трудностей – целая авоська.
- Зарегистрироваться либо как собственник общества с ограниченной ответственностью, либо как учредитель негосударственного образовательного учреждения (НОУ)
- Открыть счет в банке
- Решить вопрос с финансированием
- Подобрать помещение для учебных классов
- Найти закрытую площадку площадью 0,24 гектара и с ровным асфальтобетонным покрытием длиной не менее 100 м для занятий по «скоростному маневрированию»
- Заключить все арендные договора сроком не менее 5 лет
- Закупить необходимое оборудование, автомобили и мебель для учебного процесса
- Привести автодром в соответствие с нормами ГИБДД для учебных процессов
- Набрать персонал, составить реестр педагогов, разработать и утвердить учебный план
- Переоборудовать автомобили для учебного процесса и заново поставить их на учет в ГИБДД
- Зарегистрировать компанию в ГИБДД
- Получить в Федеральном лицензирующем органе лицензию в Минобразования региона
- Провести рекламную кампанию и презентацию фирмы
- Начать набор учеников
Требования к помещению для обучения
В соответствии с нормами Минобразования на одного ученика должно быть не меньше 2,5 кв. метра или 50 кв. метров на 20 человек.
Требование | Описание |
---|---|
Площадь помещения | Не менее 150 квадратных метров |
Количество классов | Минимум 2 класса по 50 квадратов |
Комната для преподавателей и инструкторов | Обязательна |
Кабинет директора | Обязательен |
Рекомендации
«В общей сложности, 150 квадратных метров», — считает Яков Воробьев, предприниматель. – В арендуемых помещениях должны быть практические классы (хотя бы один) с тренажерами первоначального обучения навыкам вождения, техническими средствами обучения, аппаратно-программными комплексами тестирования.
Стоимость аренды помещений может значительно варьироваться в зависимости от города. Эти расходы не должны превышать 5-8% от общего бюджета.
Оборудование:
В классе практического обучения необходимо установить минимум 3 автотренажера с экраном размером 20 дюймов. Каждый из них занимает около 2 квадратных метров, плюс требуется дополнительное пространство в 7 квадратных метров вокруг них. На начальном этапе можно ограничиться одним аппаратом.
Транспорт:
После теоретических и практических занятий ученики отрабатывают навыки на автодроме. Анализ публикаций и изучение форумов показывают, что наиболее популярными автомобилями являются:
- LADA Granta в базовой комплектации стоимостью от 340 тысяч рублей;
- Renault LOGAN с автоматической коробкой передач (от 560 тысяч рублей);
- Volkswagen Polo в комплектации Conceptline (от 599 тысяч рублей).
Купите три автомобиля и оснастите их дублирующими рулями, а также установите пять видеокамер для записи процесса обучения водителя и инструктора, панели управления, дублирующих рулей и дорожных условий спереди и сзади автомобиля. Запись должна охватывать и действия экзаменатора, отдающего команды.
Яков Воробьев отмечает: «Можно нанять инструкторов по вождению со своими автомобилями, которые согласны модифицировать свои машины для обучения. Однако хотя это может сократить первоначальные расходы, в конечном итоге такой подход оказывается значительно дороже. Кроме того, возникает зависимость от этих лиц».
Кадры:
Успех автошколы напрямую зависит от ее имиджа, который формируется преподавателями и инструкторами, обладающими умением привить ученикам необходимые навыки безопасного вождения. От качества обучения вождению будущих автолюбителей зависят жизнь и здоровье людей, которые могут стать жертвами автомобильных аварий по вине выпускников автошколы.
«Чтобы снизить риск несчастных случаев, особенно в первые два года вождения, за 130 часов теоретической подготовки и 56 часов практических занятий необходимо передать будущему водителю огромное количество информации, начиная с неисправностей автомобиля и заканчивая маневрированием в экстремальных условиях. Отрадно, что максимальное количество часов обучения увеличено до необходимого уровня. Кроме того, автошкола — это место, где кадры должны испытывать любовь к своему делу», — говорит преподаватель Василий Васильевич Корвин.
Нужно подходить к набору персонала с максимальной ответственностью. Интересные преподаватели и внимательные инструкторы по вождению являются ключом к успеху. Они сравнимы с высокотехнологичным оборудованием на современных заводах. Эти люди могут быть случайными людьми, обладающими водительским стажем не менее трех лет и имеющими сертификат, подтверждающий прохождение курса. Для получения этого сертификата необходимо пройти онлайн-курсы стоимостью 5 тысяч рублей. Поэтому директору, в процессе получения лицензии на предоставление образовательных услуг, которая может занять до восьми месяцев, следует уделить внимание кадровым вопросам.
Кадровый состав включает помимо основного преподавательского состава и инструкторов по вождению штатного врача, проводящего медицинские осмотры учеников перед практическими занятиями, а также механика для обслуживания автопарка. В принципе, врач может совмещать работу с преподаванием основ первой медицинской помощи, а один из инструкторов может следить за техническим состоянием автомобилей. Бухгалтерию лучше поручить фирме, специализирующейся на этом. Это гораздо дешевле, чем нанимать еще одного сотрудника.
Лицензирование:
Те, кто уже открыл автошколу, жалуются на сложности с получением положительного заключения ГИБДД о состоянии автодрома. Эта бумага, по словам бизнесменов, является самой труднодоступной. Инспекторы найдут причины для отказа, если наклонная поверхность не будет иметь продольный уклон от 8 до 16%, а коэффициент сцепления колес автомобиля с покрытием участка окажется меньше 0,4. Для проведения занятий по категории А в ночное время необходимо обеспечить уровень освещения автодрома не менее 20 люксов. Это еще не полный список требований.
С другой стороны, получение лицензии обычно не представляет сложности, если необходимые документы для открытия автошколы готовы, а штат персонала укомплектован надлежащим образом.
Оформление привлекательного фасада с яркой вывеской
• Использование рекламных щитов и штендеров в местах с высоким трафиком: возле автозаправок, ВУЗов и ТРЦ.
• наклейка рекламы на автомобили школ, припаркованные вблизи указанных объектов.
• Ведение активного сайта и участие в группах социальных сетей.
• Наем промоутеров для распространения рекламных листовок.
• Проведение акций скидок для первых групп студентов.
• Размещение информации в местных СМИ.
Рентабельность автошколы
Цены на обучение в различных регионах представлены на сайте АвтоГАй.ру. Например, в Москве за прохождение теоретического курса взимается 43 000 рублей, а час вождения стоит 1000 рублей. В Ростове-на-Дону цены ниже: 25 000 рублей за теоретический курс и 600 рублей за час вождения.
Расчеты показывают, что с парком из 3 автомобилей можно обучить 6 групп по 20 человек в год. Таким образом, доход от услуг автошколы может составить (расчет для Ростова-на-Дону):
7 032 000 рублей в год
Основные расходы включают:
• Оплата труда 8 сотрудников (директора, преподаватели, инструкторы, врач и механик) со средней зарплатой 30 000 рублей.
• Аренда помещения и автодрома.
• Текущий ремонт и обслуживание автомобилей и оборудования.
Согласно проекту открытия автошколы в Ростове-на-Дону, бюджет может составлять около 5 миллионов рублей в год.
Объем первоначальных инвестиций зависит от состояния арендуемого автодрома. Если участок требует ремонта, расходы могут достигнуть 2 миллионов рублей.
«Меньше чем за 4 миллиона рублей автошколу уже не откроешь, — говорит Игорь Малюгин. — Хотя до 2014 года было достаточно 700 тысяч для старта».
Следовательно, при рентабельности в 30% инвестиции окупятся через 2 года. При хорошем старте точка безубыточности может быть достигнута уже через 3 года.
Франшиза автошколы также является вариантом, дополнительные расходы на это относительно незначительны. Некоторые известные франшизы представлены в таблице ниже:
Заключение
Автошкола как бизнес требует значительных инвестиций и учитывайте высокий уровень конкуренции. Однако при правильном планировании и наличии инвестора или собственных средств, рентабельность может быть высокой — до 2 миллионов рублей прибыли в год.
Свежие комментарии