В рамках проекта предлагается создание современного детского дома-интерната на 100 мест для детей в возрасте от 4 до 18 лет страдающих нервно-психическими заболеваниями.
Необходимость проекта обусловлена нехваткой на территории Омской области подобных социальных учреждений, их несоответствием современным стандартам.
Цель проекта — создание отвечающего международным стандартам автономного комплекса специализирующегося на предоставлении детям-инвалидам услуг по адаптации, уходу, обучению и воспитании с целью их интеграции в общество.
Основные задачи проекта:
- улучшение социальной обстановки региона;
- привлечение внимания общественности к проблемам сиротства и здоровья нации;
- обеспечение воспитанникам комфортного и счастливого детства.
Функционирование интерната предполагает работу по основным направлениям: медико-социальная и трудовая реабилитация, психолого-социальная и социально-педагогическая помощь. Предприятие образуется как некоммерческая организация — бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания. Полное название БСУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родничок».
Проект как объект строительства представляет собой комплекс включающий в себя 8 зданий и 2 сооружения расположенные на 9 гектарах земли. Место расположения детского дома: г. Омск, КАО, ул. Волгоградская, в районе пересечения с ул. Дергачева. Выбор места обусловлен развитой инфраструктурой и соответствием места санитарным номам и правилам (СанПин № 2.1.2.2564-09).
Общая площадь объектов строительства — 5 613,7 тыс. м.кв., сумма затрат на строительство — 56 610 тыс. руб., стоимость квадратного метра площади — 10 084,26 руб. Суммарные расходы инвестиционной фазы включая затраты на материально-техническое оснащение — 70 102,3 тыс.руб. Потребность в ресурсах на эксплуатационной фазе проекта составляет 21 549,83 тыс. руб. в первый год и 22 250,84 тыс. руб. во второй год функционирования детского дома.
В качестве учредителей детского дома рассматривается Министерство труда и социального развития и Министерство имущественных отношений Омской области. Учредители являются высшим звеном управления, осуществляют стратегическое управление, контроль, назначают на должность и освобождаю от должности директора детского дома. Директор осуществляет текущую деятельность, подчиняется учредителям и консилиуму детского дома.
Срок реализации инвестиционной фазы проекта — 3,5 года. Общий риск по проекту оценивается на уровне ниже среднего.
Исследование и анализ рынка
По данным директора департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Ольги Шараповой за последние десять лет количество детей в РФ сократилось с 36 миллионов до 29 миллионов. Количество сирот напротив возросло на 18% и стало 734 тыс. Количество детей инвалидов в возрасте до 18 лет за последние десять лет увеличилось более чем в два раза и составило 642 тыс., 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Таким образом, согласно официальной статистике 2,2% всех детей РФ — инвалиды. Другой источник в лице Московской Хельсинской группы (старейшей из ныне действующих в России правозащитных организаций), количество детей с ограниченными возможностями в России определяет как 5% всех детей, то есть, оценивает в 1,45 миллиона.
По словам чиновников, такой рост обусловлен приведением Российского законодательства в 1999 в соответствие международным нормам, что потребовало продление возраста детей инвалидов 16 до 18 лет, однако медики и генетики утверждают что, ситуация с детьми, отражает общую тенденцию ухудшения здоровья населения страны.
Динамика изменения количества детей инвалидов в РФ отображена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 — Динамика количество детей инвалидов
По официальным данным, основные причины детской инвалидности следующие:
- болезни нервной системы и органов чувств — 46,9%;
- психические расстройства — 27,9%, в том числе умственная отсталость — 19,56%;
- врожденные аномалии развития — 25,2%.
Структура заболеваемости детей в возрасте до 18 лет изображена на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 — Структура заболеваемости детей в возрасте до 18 лет
Ежегодно в России рождается 2000 детей с диагнозом — Синдром Дауна. 20% таких детей умирает в младенческом возрасте, до 90% детей с Синдромом Дауна и треть всех детей с отклонениями в умственном и психическом развитии попадают в интернат для умственно отсталых детей. На данный момент 33 611 детей с тяжелыми дефектами умственного развития растут в 151 специализированном доме интернате, 5 795 таких же детей находится в доме ребенка, при этом увеличение количества детей нуждающихся в государственной опеке и поддержке растет не пропорционально количеству вновь создаваемых детских-домов интернатов, что уже сейчас свидетельствует о назревании социальной проблемы государственного масштаба. Создание детских домов-интернатов общего и специализированного профиля не являясь решением коренной проблемы, все же является необходимостью, так как в данном вопросе речь идет не о продукте а о человеческой жизни.
На территории Омской области в настоящий момент функционирует 23 детских дома, 21 из которых для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей (9 расположено в г. Омске, 14 в Омской области) и 2 детских дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии, в том числе:
- БСУСО Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
- «Специальный (коррекционный) детский дом № 3 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии»Детский дом № 3».
Согласно информации, предоставленной департаментом образования администрации города Омска, в 2008 без родительской опеки остались более 600 подростков, в том числе 45 умственно отсталых детей. Количество брошенных детей в Омской области как, и в целом по России растет с каждым годом приблизительно 16%.
Проведенный автором анализ показал, что соблюдение основного норматива жилищных условий — норматива спальной площади на человека составляет 86% и 82% в Кировском детском доме и Детском доме № 3 соответственно. Данные показатели свидетельствует о фактической переполненности учреждений. По результатам анализ материально-технического обеспечения и общетехнического состояния объектов недвижимого имущества автор делает вывод о высоком уровне изношенности основных средств.
С учетом фактической переполненности рассматриваемых детских домов-интернатов, их технического состояния, оснащения, а так же с учетом наличия негативной динамики роста количества детей, с отклонениями в умственном развитии нуждающихся в государственном попечительстве и поддержке, в Омской области и в России в целом, автором сделан вывод о необходимости создания профильного детского дома для детей с отклонениями в умственном и психическом развитии.
Описание проекта
В рамках проект предлагается создание стационарного учреждения социального обслуживания, специализирующегося на предоставлении услуг детям-инвалидам с возрасте от 4 до 18 лет. Основными потребителями социальной услуги являются дети с нарушениями в психическом развитии, в том числе:
- дети сироты, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в связи с:
- лишением родительских прав;
- ограничением родителей в родительских правах;
- признанием родителей безвестно отсутствующими;
- признанием родителей не дееспособными;
- нахождением в лечебных учреждениях;
- отбыванием наказания в виде лишения свободы;
- уклонением родителей от воспитания детей;
- отказом родителей от своих детей;
- отобранием;
- дети, поступающие в детский дом по заявлению родителей;
- дети, прибывшие из субъектов РФ по договоренности.
Миссия детского дома — социальная адаптация и трудовое обучение детей с целью их интеграции в общество.
Стратегия направлена на реализацию миссии — осуществление интеграции детей в общество.
Первоначальное функционирование проекта детского дома предполагается из средств бюджета Омской области и федерального бюджета РФ, с последующим перераспределением финансовой нагрузки в сторону коммерческих структур.
Предлагаемое наименование организации БСУСО «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей « Родничок».
Детский дом-интернат планируется как автономный в своем функционировании комплекс, рассчитанный на 100 мест. Принцип автономности функционирования предполагает предоставление детям-инвалидам по месту пребывания следующих услуг:
- постоянного проживания, питания, услуг бани и прачечной;
- проведения отдыха, досуга, спортивно-оздоровительных мероприятий;
- санитарно-гигиенических услуг;
- образовательных и развивающих услуг;
- предоставление диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных услуг;
- организация услуг охраны комплекса.
Для предоставления комплекса необходимых услуг, в рамках проекта планируется проектирование, строительство и материально-техническое оснащение восьми объектов, на земельном участке площадью 10 гектар, в том числе:
- административный корпус — 2 980 кв.м.;
- мастерская — 248,7 кв.м;
- спортивный комплекс — 673 кв.м.;
- медицинский корпус — 365 кв.м.;
- корпус управления или контора — 160 кв.м.;
- проходная — 45 кв.м.;
- склад — 160 кв.м.;
- гараж — 200 кв.м.
Распределение функциональных зон проекта и их материально-техническое оснащение описано в разделе ТЭО проекта.
По данным администрации города Омска, свободный от застройки, подходящий под проект участок имеется в КАО по адресу ул. Волгоградская, в районе пересечения с ул. Дергачева. Выбор места расположения обусловлен с одной стороны развитой инфраструктурой района, с другой стороны отдаленностью от динамики центра города. При реализации проекта, возможна передача земельного участка детскому дому на праве оперативного управления. Право собственности на землю при этом остается у Омской области.
Реализация проекта детского дома предполагает два последовательных этапа:
Этап 1. Проектирование, строительство, материально-техническое оснащение объектов. Срок реализации проекта с момента начала проектных работ до ввода объектов в эксплуатацию составляет 2,5 года, общая инвестиционная стоимость проекта равна — 70 102,3 тыс.руб. Подробное описание этапа реализации проекта приведено в разделе ТЭО, организационный план реализации проекта приведен в разделе организационно-технологическая модель проекта.
Этап 2. Эксплуатационная фаза проекта включает в себя эксплуатацию, ремонт и развитие учреждение. На данном этапе в рамках проекта планируется организация работы детского дома, потребность в человеческих и прочих ресурсах, размер затрат на эксплуатацию комплекса. Документом отражающим подобного рода информацию является данный бизнес план.
Организационный план
Планирование организационной составляющей проекта на стадии его эксплуатации предполагает формирование организационной структуры детского дома, включающее в себя: построение и управление организационной структуры; подбор специалистов надлежащей квалификации; распределение задач, прав и ответственности в системе управления; создание условий для эффективной работы сотрудников; организацию эффективного взаимодействия между подразделениями предприятия.
На основе анализа организационной структуры Кировского детского дома-интерната оптимальной с точки зрения автора является организационная структура линейно-функционального типа, строящаяся по принципу ответственности отдельного лица или группы лиц отдела за выполнение конкретной локальной или сводной функциональной задачи. Выбранный принцип построения структуры соответствует особенностям организации и является наиболее эффективным и простым в управлении. Организационная структура детского дома-интерната представлена в Приложении Д.
Разработанная автором организационная структура детского дома предполагает наличие различных типов связи:
- вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и отражают распределение полномочий. В интернате максимальное количество таких связей доходит до четырех: заведующему отделением медико-социальной реабилитации подчиняются инструктора по ЛФК и медицинские сестры по массажу — первая связь, заведующий отделением медико-социальной реабилитации подчиняются заместителю директора по реабилитационной работе в лице главного врача, — вторая связь, заведующий отделением медико-социальной реабилитации подчиняются директору детского дома — третья связь, директор подчиняется совету учредителей и консилиуму детского дома — четвертая связь. На стадии функционирования детского дома допустимо отступление от формальных схем организационной структуры в целях реализации более гибкого поведения, в результате чего, любой из сотрудников интерната может напрямую обратиться к директору, а не действовать через старшего продавца, как это показано на схеме. Это делается с той целью, чтобы не замедлять весь коммуникационный процесс, а делать процесс принятия решений более эффективным;
— горизонтальные связи — это связи между двумя и более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Так, например, в рамках горизонтальных связей активно взаимодействуют сотрудники реабилитационных отделений между собой и между сотрудниками отделов учебно-воспитательной службы. Горизонтальные связи существуют и между заместителями директора. При решении поставленных задач и возникающих между ними проблем данные связи способствуют более эффективному и оперативному взаимодействию персонала.
Уровень управления — та часть организации, в рамках которой могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижерасположенными частями. Права и ответственность в данной организации соответствуют восточной схеме подчинения. Данный принцип заключается в том, что работник получает распоряжение, относящееся к выполняемой работе, не только от старшего продавца, но и от директора.
Интеграция означает уровень сотрудничества между частями организации, потребность в котором создается разделением и взаимозависимостью работ в организации. Следуя данной логике, требуемый уровень интеграции в детском доме — высокий, так как функционирование отдельных частей организации дополняется работой всех ее других частей, другими словами совокупность функционирующих элементов организации образует единый процесс оказание социальной услуги, в результате чего многие сотрудники вынуждены активно взаимодействовать между собой и нуждаются в тесном взаимном контакте. Так, например, при разработке программ индивидуальной реабилитации ребенка, сотрудники отделения социально-трудовой реабилитации и сотрудники отделения медико-социальной реабилитации руководствуются рекомендациями сотрудников психолого-педагогической помощи. Сотрудники отдела учебно-воспитательной службы строят свою работу на основе заключений о состоянии здоровья отдельных лиц, предоставленных отделами медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, которые в свою очередь запрашивает методические пособия у учебно-воспитательной службы.
Масштаб управляемости указывает на то количество подчиненных, которые находятся под контролем одного руководителя. В непосредственном подчинении руководителя находится четыре его заместителя, шесть отделов, служба питания, инженер по охране труда. У заместителя директора реабилитационной работе и у заместителя по УВР в подчинении по 3 отделения часть из которых представлена совокупностью элементов организационных единиц. Заместитель директора по хозяйственной части имеет в своем подчинении шесть структурных единиц в каждой из которых имеется соответствующая иерархия подчинения. Таким образом, в рамках рассматриваемой организационной структуры можно говорить о широком масштабе управляемости в данной организации.
В основе функционирования организационной структуры лежит принцип взаимодействия служб. Распределение задач, прав и ответственности в системе управления может быть осуществлено рациональным образом, только в том случае, когда место и роль служб предприятия четко определенны. Схема взаимодействия служб детского дома представлена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 — Схема взаимодействия служб детского дома
Административная служба формирует управленческий стиль, она контролирует и направляет все службы детского дома, ею создается качественно-исполнительская деятельность кадрового состава. Она создает необходимые условия для совершенствования социальной услуги. Разнообразные управленческие действия подчинены достижению максимальной удовлетворенности потребителей услуги. Главная функциональная ответственность административной службы — это использование и совершенствование социальных технологий, так как в ее действиях концентрируются управленческие функции (ежедневное организационное обслуживание) и вырабатывается перспектива (беспрерывное модернизация служб) для развития организации.
В состав административной службы входят:
- совет учредителей в лице Министерства труда и социального развития Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области, как высший орган управления, осуществляющий стратегическое управление детским домом. Совет учредителей определяет основные направления деятельности интерната, координирует и контролирует его работу, утверждает сметы доходов и расходов, назначает на должность и освобождает от должности директора учреждения. Разработанная высшим органом управления стратегия доносится до директора в виде задач отраженных в государственном задании;
- попечительский совет в лице благотворительных фондов и частных инвесторов, оказывающих финансовую помощь детскому дому на добровольных началах. Основная цель создание попечительского фонда — оказание детскому дому финансовой помощи в осуществлении его уставной деятельности. В структуре управления попечительский совет является органом надзора и развития;
- консилиум или общее собрание детского дома является высшим коллегиальным органом оперативного управления, в задачи которого входит обмен информацией, выявление проблем и ресурсов, обсуждение и принятие решений о каждом их детей;
- директор детского дома осуществляет текущее управление учреждением, обеспечивает выполнение заданий по предоставлению учреждением государственных услуг, обеспечивает использование по целевому назначению имущества учреждения, а также целевое использование полученных учреждением бюджетных и внебюджетных средств.
Директор назначается на должность советом учредителей и является законным его представителем на общем собрании детского дома, в связи с чем имеет приоритетное право голоса при решении вопросов оперативного управления;
- заместители директора, осуществляющие решение возложенных на них задач, в рамках своей компетенции;
- инженер по охране труда, в функции которого входит контроль за соблюдением в подразделениях интерната законодательных иных нормативных правовых актов по охране труда, за предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению организационных мероприятий.
Цель управления — определение способов максимального удовлетворения потребностей детей, создание оптимальных условий для адаптации и обучения.
В работе детского дома используются принципы процессного управления. В фокусе работы находится каждый ребенок, и это определяет как общую стратегию, так и основные процессы.
Финансово-экономическая служба представляет собой основной финансово-аналитический центр, в компетенции которой входят:
- экономический анализ предприятия и выработку рекомендаций;
- составление прогнозов, оценок и бюджетов;
- осуществление финансовых расчетов;
- разработку направлений использования бюджета;
- налоги и страхование;
- разработку мероприятий по привлечению финансовых средств, донесению информации до общественности, привлечению внимания общественности, создание положительного имиджа организации.
В состав финансово-экономической службы входят: главный бухгалтер с подведомственным ему отделом бухгалтерии, отдел маркетинга, планово-экономический отдел.
При формировании финансово-экономической службы, автор руководствовался опытом работы соответствующей службы Кировского детского дома-интерната. Предложенные автором ранее рекомендации по введению в организационную структуру Кировского детского дома отдела маркетинга учитываются в структуре создаваемого проекта, и являются обоснованными по причине необходимости разработки маркетинговых мероприятий, с целью привлечения частных инвесторов и снижения финансовой нагрузки из областного и федерального бюджетов.
Обеспечивающая служба поддерживает нормальную работу административной и финансово-экономической службы, обеспечивает юридическую поддержку всех уровней, способствует привлечению и развитию квалифицированного персонала. В состав обеспечивающей службы входят: отдел кадров, юридический отдел, ИТ отдел, поддерживающей работоспособность вычислительной и факсимильной техники.
Реабилитационная служба является главным элементом организационной структуры, так как именно она обеспечивает достижение главной цели детского дома — социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Главной целью функционирования реабилитационной службы является корректировка состояния здоровья детей через комплекс медицинских, лечебно-оздоровительных, учебно-воспитательных и трудовых мероприятий. В состав реабилитационной службы входит:
- отделение медико-социальной реабилитации, представлено медицинским блоком и группой ЛФК. Медицинский блок дома-интерната предполагает предоставление детям следующих медико-социальных услуг: медикаментозное лечение, массаж, физиотерапия(УВЧ, электрофорез, ультразвук, гальванизация), ингаляторий, аэрофитотерапия, УЗИ-диагностика и ЭКГ, терапевтическая и стоматологическая помощь. Группа ЛФК разрабатывает методику и проводит лечебную индивидуальную и групповую физкультуру, с использованием мячей, тренажеров, мягких модулей и прочего. Спортивно-оздоровительная работа предполагает следующие обязательные направления: лечебно-оздоровительные физкультурные занятия по соответствующей программе, спортивные занятия в зале и на спортивных площадках, коррекционная гимнастика после сна, занятия в спортивных секциях (баскетбол, футбол, волейбол, теннис);
- отделение психолого-педагогической помощи совместно с учебно-воспитательной службой оказывает психиатрическую помощь детям, проводит психологическое консультирование, психолого-педагогическую диагностику, психологические тренинги;
— отделение социально-трудовой реабилитации. В учреждении планируется создание лечебно-производственных мастерских для занятий по программам «Швейное дело», «Столярное дело», «Выпиливание-выжигание». В здании мастерской возможна организация кружков для занятия творчеством: вязание, работа по дереву, художественная роспись, выпиливание лобзиком. Занятия по предложенным программам трудовой реабилитации будут способствовать наиболее эффективному формированию коммуникативных навыков, расширению социальных связей, умению ориентироваться в окружающем мире.
Учебно-воспитательная служба проводит коррекционно-воспитательную работу, направленную на коррекцию недостатков физического, интеллектуального развития, социально-бытовую реабилитацию воспитанников. Система обучения и воспитания включает разные формы организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: занятия по предметам (счет, письмо, развитие речи, изобразительное искусство, музыка, ритмика), экскурсии, внеклассные мероприятия. В компетенции учебно-воспитательной службы входит разработка методических пособий, программ по работе с детьми. В своем функционировании она тесно связанна с реабилитационной службой, во многом дополняет ее работу. В состав учебно-воспитательной группы входят следующие отделения:
- приемное отделение, специализирующееся на работе с вновь поступившими детьми. На сотрудников приемного отделения возлагается обязанность по первичной адаптации вновь поступивших детей-инвалидов, привитию простейших навыков поведения, составлению и отслеживанию портрета состояния развития;
- образовательная группа, непосредственно разрабатывающая и реализующая процесс обучения;
- отделение профилактики отказов, которым проводится мониторинг потенциальных отказов, и предпринимаются профилактические меры по избирательному их недопущению.
Служба безопасности, обеспечивающая охрану комплекса, проживающих в нем детей и сотрудников учреждения. В структуре службы безопасности выделена должность ответственного за пожарную безопасность. Первоначально при запуске проекта ответственным за пожарную безопасность назначается директор учреждения.
Служба организации питания в детском доме создана для обеспечения наилучшие качество питания воспитанников и сотрудников согласно меню, разработанному Институтом питания РАМН, при этом рацион разрабатывается с учетом возраста детей, сезонности продуктов питания, а также калорийности блюд. Все сотрудники должны иметь специальное кулинарное образование. В штате должны быть повара, имеющие опыт работы в сфере общественного питания. Руководитель службы должен иметь большой опыт и личную концепцию по организации питания в детском воспитательном учреждении.
Хозяйственная служба детского дома создается для обеспечения процесса оказания социальной услуги, поддерживает нормальное функционирование всей системы. В состав хозяйственной службы входят следующие структурные единицы: баня, парикмахерская, автопарк, прачечная, складское хозяйство, клиринговая группа. Каждая структурная единица выполняет возложенные на нее функции. Во главе каждого подразделения стоит его руководитель, подотчетный в своей деятельности заместителю директора по административно-хозяйственной части.
Предложенная автором организационная структура детского дома-интерната имеет развитую систему вертикальных и горизонтальных связей, обусловленную необходимостью осуществления большого количества направлений деятельности для обеспечения комплексного подхода к оказанию социальной услуги. Несмотря на значительные масштабы управления и развитость связей, система способна эффективно функционировать и в случаях необходимости проявлять достаточную гибкость путем отступления от формальных схем организационной структуры.
Поставщики
Работа с поставщиками, как и процесс реализации проекта, состоит из двух этапов:
Этап 1. Проектирование, строительство, благоустройство, материально- технического оснащение проекта.
На данном этапе основными поставщиками являются:
- Министерство труда и социального развития Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области — главные инвесторы;
- «Горстройпроект» — фирма проектировщик;
- НПО «Мостовик» — генеральный подрядчик;
- ООО «Эдванс» — консалтинговая компания;
- Выбор субподрядных организаций производит генеральный подрядчик по согласованию с заказчиком, на тендерной основе. Предполагаемыми субподрядными организациями являются:
- ЗАО «Омская строительная компания»- строительно-монтажные работы;
- ООО «Сантехмонтаж» — отопление, водоснабжение и канализация;
- ООО «Вентмонтаж» — вентиляция;
- ООО «Сибстройсервис» — электро-монтажные.
- ООО «Омские кабельные сети» — слаботочные работы;
- ООО «Береста» — кровля, фасады;
- ООО «Миллениум спецавто» — благоустройство.
На стадии материально-технического оснащения объектов:
- ООО «ДНС», ООО «Альком» торговая компания — компьютеры, комплектующие, оргтехника;
- ООО «Аваль», производственно-торговая компания;
- ООО «Конус» торговая компания — канцелярские товары;
- ООО «Ампир-Мебель», производственная фирма;
- ООО «Атакский леспромхоз», производственная фирма, ООО «Виктория Мебель» производственно-торговая компания;
- ООО «Альтернатива», ООО «Аврора», мебельная фабрика — детская мебель и комплектующие, офисная мебель, сейфы;
- ООО «Аква», торгово-производственная компания;
- ООО «Импекс»;
- ООО «Ванна Таун» — сантехника и санфаянс.
- ООО «Арис», торгово-медицинская компания;
- ООО «ГарантМед», торгово-медицинская фирма;
- ООО «Медтехнологии», торговая фирма;
- ЗАО «Медтехсервис» торгово-ремонтная компания — медицинское оборудование, инструмент, мебель;
- ООО «Спецоборудование», производственная компания;
- ООО «М-Групп», производственно-торговая фирма, ООО «Бюджетный свод», торговая компания — металлическая мебель, оборудование для склада, гаража.
- ООО «ОбщепитКомплект», торговая компания, ООО «Инкомпо-ПС», торговая компания — оборудование для кухни;
- ООО «Мастер Чистоты» торговая компания, ООО «МКС-про» торговая компания — клиринговое оборудование.
- ООО «Альянс», торговая компания;
- ЗАО «Валма» — бытовая техника;
- ЗАО «Глас» производственная фирма, ООО «Климат» — климатическое оборудование;
- ООО «Росэкипировка», торговая компания;
- ООО «Строймашсервис», торгово-производственная компания;
- ООО «Лидер Спорт», спортивный магазин — спортивное оборудование и экипировка.
- ООО «Швейный мир»;
- ООО «Швейные машины» торговая фирма;
- ООО «СтанкоКомплект», торговая фирма — оборудование для мастерской.
- ООО «Альтернатива», производственно-коммерческий центр;
- ООО «Весь свет», торговая компания — светотехника, светильники;
- ООО «Кристалл-Омск», текстильная компания;
- ООО «Любвена», производственная фирма;
- ООО «Омбытпошив», производственное объединение — текстиль, постельные принадлежности.
Этап 2. Эксплуатационная фаза проекта. Являясь бюджетным учреждением, на этапе эксплуатации детский дом имеет право заключать сделки на сумму до 100 тысяч рублей на одну группу товаров от своего лица, в случает превышения назначенного предела, детский дом подает запрос в Министерство труда и социального развития Омской области, которое размещает госзаказ на открытом аукционе. Таким образом, поставщики на стадии эксплуатации проекта определяются либо сотрудниками финансово-экономической службы, путем сравнения котировок на группы товаров и услуг, либо на конкурсной основе при проведении открытого аукциона.
Потребность в персонале
По причине постоянного прибивания детей в интернате, поддерживать его работоспособность должно достаточное количество сотрудников. Для расчета потребности в персонале, автором разработано штатное расписание детского дома, в котором отражается список востребованных должностей, необходимый уровень образования и квалификации кандидатов, уровень заработной платы работников. Планирование потребности в сотрудниках осуществляется на основании рекомендаций и распоряжений Министерства труда и социального развития Омской области, как учредителя и инвестора детского дома, а так же на основе анализа функционирования Кировского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Штатное расписание детского дома представлено в Приложении Е. Планируемая численность персонала и расходы на оплату труда приведены в таблице 2.11.
Таблица 2.4 — Планируемая численность персонала и расходы на оплату труда.
Показатель |
Единица измерения |
Значение |
Штатная численность |
штат.ед. |
137 |
Фактические затраты на оплату труда всего: |
руб. |
1151300 |
в том числе: |
||
Заработная плата (211 КОСГУ) |
руб. |
921040 |
Прочие выплаты (212 КОСГУ) |
руб. |
11513 |
Начисления на оплату труда (212 КОСГУ) |
руб. |
218747 |
При условии соответствия штатной численности количеству сотрудников, средний уровень заработной платы в детском доме — 8 5404 руб. в месяц (1151300 руб./137 чел. = 8 5404 руб./чел.), что соответствует среднему уровню заработной платы в Омской области. При этом возможно несоответствие штатной численности количеству работников, что связанно с потенциальной возможностью определенной части сотрудников работать на более чем одну ставку. В таком случае средний уровень заработной платы возрастает.
Финансовый план
Финансовый план составлен на перспективу 5 лет, исходя из длительности проектных работ, получения разрешений и согласований по проекту, срока строительно-монтажных работ и срока по материально-техническому оснащению объектов. В процессе реализации проекта допустимы корректировки финансового плана.
Методика оценки, используемая в расчетах, соответствует принципам бюджетного подхода.
Расчеты выполнены в постоянных ценах, исходя из текущих рыночных цен на момент разработки бизнес-плана (2 квартал 2010 года). При реализации проекта ценны корректируются на соответствующий уровень инфляции.
Финансовые затраты проекта складываются из двух типов расходов, соответствующих этапам реализации проекта:
- инвестиционных расходов, характерных для этапа включающего в себя проектирование, строительство, благоустройство, материально- техническое оснащение проекта;
- текущих расходов, соответствующих эксплуатационной фазе проекта.
Инвестиционные расходы. Различные архитектурные решения, строительные материалы, инженерная инфраструктура объекта, состав материально-технической базы, значительно влияют на стоимость проекта. Согласно расчетам, для реализации проекта необходимо осуществить следующие инвестиционные расходы, объём (в тыс. руб.) и структура которых представлены на рисунке 2.8. Подробное описание направлений расходования инвестиционных средств приведено в разделе ТЭО проекта, калькуляция расходов по материально-техническому оснащению объектов представлена в Приложении А.
Рисунок 2.8 — Объем и структура инвестиционных расходов на организацию детского дома
Таким образом, сумма затрат на инвестиционной фазе составляет 70 102,3 тыс.руб., при этом на разных стадиях реализации проекта, потребность в инвестиционных ресурсах не одинакова. Потребность в инвестиционных поступлениях и процент освоения бюджета строительства на разных стадиях реализации проекта изображена на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 — Потребность в инвестициях на разных стадиях реализации проекта
Часть инвестиционных затрат (расходы на рекламу, заработную плату персонала детского дома с начислениями, административные расходы, осуществлённые до открытия учреждения) в финансовой модели проекта отнесены к текущим затратам в связи со спорной арбитражной практикой оформления данных затрат как расходов будущих периодов. Расходы на приобретение продуктов, напитков, полуфабрикатов, осуществлённые до открытия комплекса, также отнесены в финансовой модели проекта к текущим затратам в связи с их закупкой и учётом в качестве расходов в месяц открытия. Тем не менее, с точки зрения инвестиционного анализа, данные группы расходов относятся к инвестиционным затратам.
Основную статью инвестиционных затрат составляют расходы на материалы, комплектующие и строительно-монтажные работы (73%), что говорит о необходимости тщательного отбора поставщиков, подрядчика и особого контроля данных затрат ввиду длительности СМР.
Текущие расходы. Являясь не коммерческой организацией, детский дом для поддержания нормального функционирования нуждается в ежемесячных финансовых поступлениях, объем которых определяется специалистами финансово-экономической службы на основе нормативных документов разработанных Министерством труда и социального развития и действующих санитарных норм и правил (СанПиН). Ориентировочный объем и структура текущих расходов детского дома представлена на рисунке 2.10.
Рисунок 2.10 — Объем и структура ежегодных текущих расходов детского дома
Заработная плата. Ежемесячный фонд оплаты труда, рассчитанный на основании разработанного штатного расписания детского дома, составляет 1 151 300 руб. Нормативная штатная численность при этом равняется 137 штатным единицам.
Коммунальные услуги включают в себя расходы по потреблению энергоносителей, тепла, холодной и горячей воды.
Потребность в холодной и горячей воде рассчитывается на основании норм расхода воды потребителями — СНиП 2.04.01-85, откуда — потребление спальной зоны административного здания холодной воды — 70 литров на 1 койку в сутки, в горячей — 30 литров в сутки (ежемесячное потребление холодной воды — 70х100/1000х30 = 210 м.к/мес., горячей — 30 х100/1000х30 = 90 м.к/мес.). Потребление административных зданий — 12 литров холодной воды в сутки на 1 сотрудника и 5 литров горячей (ежемесячное потребление холодной воды — 12х137/1000х30 = 49,32 м.к/мес., горячей — 5х137/1000х30 = 20,55 м.к/мес.), больницы — 115 литров холодной на 1 койко-место и 75 горячей(ежемесячное потребление холодной воды — 115х20/1000х30 = 69 м.к/мес., горячей — 75х20/1000х30 = 45 м.к/мес.), столовая — 16 холодной воды на 1 человека и 12,7 горячей (ежемесячное потребление холодной воды — 16х237/1000х30 = 113,76 м.к/мес., горячей — 12,7 х237/1000х30 = 90,3 м.к/мес.), спортзал — 50 холодной воды на одного физкультурника и 30 горячей (ежемесячное потребление холодной воды — 50х50/1000х30 = 75 м.к/мес., горячей — 30х50/ 1000х30 = 45 м.к/мес.). При расчете расходов на водоснабжение и водоотведения учитываются тарифы ОАО «Омскводоканала».
Потребность в электроэнергии для Омской области определяется из расчета 2,243 кВт ч. на метр квадратный общей площади зданий, откуда расход электроэнергии по комплексу равен 2,243х4831,7 = 10837,5 кВт.ч. При расчете расходов на электроэнергию учитывается одноставочный тариф установленный Омской энергосбытовой компанией для бюджетных учреждений на 2010 год.
Расчет расходов на отопление комплекса производится путем умножения общей площади на установленную тарифную ставку, оплата отопительного сезона распределяется на календарный год.
Среднемесячные расходы комплекса на электроэнергию, тепло и водоснабжение и водоотведение представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Среднемесячные расходы на электроэнергию, отопление, водоснабжение и водоотведение
Статья расхода |
Единица измерения |
Среднемесячный расход |
Цена за единицу измерения с НДС, руб. |
Среднемесячные затраты, руб. |
Электроэнергия |
тыс. кВт.ч |
10,8375 |
1632,00 |
17 686,8 |
Отопление |
кв.м. |
4 831,7 |
17,00 |
82 138,9 |
Вода холодная |
куб.м. |
517,08 |
13,66 |
70 63,31 |
Вода горячая |
куб.м. |
290,85 |
38,07 |
11 075,65 |
Водоотведение |
куб.м. |
807,93 |
8,86 |
7 158,25 |
Итого |
125 122,91 |
Продукты питания. Расчет расходов на приобретение продуктов питания производятся на основании санитарных норм и правил (СанПиН) № 2.1.2.2564-09 устанавливающих норматив потребления по группам продуктов в расчете на койко-день. Усредненные расходы на питание одного ребенка в ценах 01.01.2010 года составляют 3 061,38 руб./мес. Общие расходы на питание детей равны 3 061,38х100 = 306 138 руб./мес. Питание сотрудников учреждения в смету расходов не включено, и оплачивается ими по желанию.
Годовой норматив потребления медикаментов и перевязочных средств, одежды и мягкого инвентаря, хозяйственных материалов и канцелярских товаров устанавливается на основании санитарных норм и правил (СанПиН) № 2.1.2.2564-09 в расчете на одного воспитанника.
Медикаменты и перевязочные средства. Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств устанавливаются в размере 118 руб./мес. на одного ребенка и составляют 11 800 руб./мес.
Одежда и мягкий инвентарь. Расходы на приобретение одежды и мягкого инвентаря рассчитываются из норматива 300 руб./мес. на одного воспитанника и составляют 30 000 руб./мес.
Хозяйственные материалы и канцелярские товары. Расходы на приобретение хозяйственных материалов и канцелярских товаров равняются 24 231 руб./мес.
Организация культурно-массовых мероприятий. Расходы на организацию культурно-массовых мероприятий устанавливаются в размере 550 руб./мес. на одного воспитанника и равны 550х100 = 55 000 руб./мес.
Содержание, ремонт и обслуживание объектов. Расходы на содержание, ремонт и обслуживание объектов включают в себя расходы на текущий и капитальный ремонт имущества, расходы на содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (в том числе уборка и вывоз снега, мусора, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, газация складов, санитарно-гигиеническое обслуживание, мойка транспорта, стирка белья и пр.), расходы на пусконаладочные работы, техническое обслуживание имущества (зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря). Для поддержания комплекса в надлежащем состоянии, начиная со 2 года эксплуатационной фазы проекта, планируются расходы на текущий и ремонт зданий в размере 1% от балансовой стоимости объектов (70 102 300 руб.), то есть 58 418 в месяц. На основании анализа сметной документации Кировского детского дома-интерната, объем расходов на содержание имущества в чистоте, пусконаладочные работы, техническое обслуживание имущества устанавливается в размере 18 398,3 руб./мес. Суммарные расходы равны 76 816,3 руб./мес.
Прочие расходы включают в себя расходы по страхованию имущества, оплате услуг связи, приобретению ГСМ, оплате маркетинговые, канцелярских, административных, непредвиденных расходов. Усредненное значение устанавливается в размере 73 828 руб./мес.
Объем текущих расходов по направлениям расходования средств представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Сводная смета текущих расходов учреждения
Наименование показателя |
Сумма на месяц по бюджетной смете (руб.) |
Сумма на год по бюджетной смете (руб.) |
Заработная плата |
1 151 300 |
13 815 600 |
Коммунальные услуги |
125 122,91 |
1 501 474,92 |
Продукты питания |
306 138 |
3 673 656 |
Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы |
11 800 |
141 600 |
Одежда и мягкий инвентарь |
30 000 |
360 000 |
Хозяйственные материалы и канцелярские товары |
24 231 |
290 772 |
Организация культурно-массовых мероприятий |
55 000 |
660 000 |
Содержание, ремонт и обслуживание объектов |
76 816,3 |
921 795,6 |
Прочие расходы |
73 828 |
885 936 |
Итого: |
1 854 236 |
22 250 834,5 |
Текущие расходы детского дома, начиная со 2 года функционирования составляют 22 250 834,5 рубля. В первый год работы учреждения в виду отсутствия необходимости в осуществлении ремонта имущества, текущие расходы равны 21 549 827,5 руб.
Финансирование этапа проектирования, строительства, благоустройства и материально-технического оснащения проекта предлагается из средств бюджета Омской области и средств бюджета РФ с возможностью привлечения частных инвесторов на добровольной основе. В случае полного бюджетного финансирования расходы распределяются следующим образом: 70% или 49 071,61 тыс. руб. из средств бюджета Омской области и 21 031,69 тыс. руб. из средств бюджета РФ. Привлечение частных инвесторов на добровольной основе перераспределяет финансовую нагрузку бюджета Омской области.
Финансирование текущих расходов детского дома в первый год функционирования планируется из средств бюджета РФ и бюджета Омской области с последующим перераспределением финансовой нагрузки в сторону коммерческих структур. В качестве потенциальных инвесторов текущих расходов рассматриваются частные инвесторы обеспечивающее регулярные и единовременные безвозмездные финансовые вливания и благотворительные организации, способные обеспечить регулярное софинансирование работы интерната. Благотворительные организации и частные инвесторы, обеспечивающие регулярное финансирование детского дома наделяются правом участия в управлении учреждением на правах попечительского совета. Попечительский совет формируется из представителей инвесторов и возглавляется председателем, избираемым путем голосования сроком на один год. Совет как инвестор и орган управления имеет право контролировать расходы детского дома посредствам проведения внеплановых аудиторских проверок. Финансирование текущих расходов детского дома в первый год функционирование осуществляется на 80% (17 239 862 руб.) из средств бюджета Омской области и на 20% (4 309 965,5 руб.) из средств бюджета РФ. Начиная со 2 года предполагается снижение финансовой нагрузки на бюджет Омской области: во 2 год на 8% (1 780 067,48 руб.), в том числе на 3% (667 525,3 руб.) за счет средств благотворительных фондов и на 5% (1 112 542,17 руб.) за счет добровольных пожертвований и целевых взносов поступивших от юридических и физических лиц на счета организации; в 3 год на 15% (3 337 625,18 руб.), в том числе 5% (1 112 541,7 руб.) за счет средств благотворительных фондов и на 10% (2 225 083,5 руб.) за счет добровольных пожертвований и целевых взносов поступивших от юридических и физических лиц на счета организации.
Для реализации задач связанных с перераспределением нагрузки по финансированию текущей деятельности интерната в сторону бизнеса, в структуре детского выделен отдел маркетинга, функциями которого являются:
- донесение до общественности информации о работе детского дома (связи с общественностью);
- работа со СМИ;
- работа с региональными, федеральными и международными благотворительными фондами;
- поиск потенциальных инвесторов и работа с ними;
- организация и развитие собственного благотворительного фонда;
- организация специальных мероприятий (Event-маркетинг).
Совокупность выполняемых отделом маркетинга функций образует основное направление деятельности отдела — фандрайзинг. Фандрайзинг — организованный поиск и сбор финансовых и иных средств, для осуществления благотворительной поддержки социально значимых проектов, программ и акций, общественных институтов. Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязку с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.
- российские и иностранные фонды, грант дающие организации и агентства;
- частные пожертвования;
- коммерческие компании;
- органы государственной власти и местного самоуправления.
В рамках деятельности по привлечению инвестиций планируется использование актуальных для российской практики инструментов фандрайзинга:
Инструмент 1. Письма к спонсорам. Начать работу по сбору пожертвований рационально именно с этого инструмента ввиду его простоты и отсутствия издержек при реализации. В каждом случае варианты использования письма подбираются индивидуально. Главная функция письма — побудит человека выйти на личную встречу, личный разговор, во время которого, сформировав интерес, можно перейти к формированию доверия и обсуждению вариантов оказания поддержки.
Инструмент 2. Партнерские проекты. Партнерский проект представляет собой письмо-предложение, описывающее варианты совместного участия в интересном для потенциального спонсора проекте. Интерес спонсора может определяться созданием его социально ответственного образа и как следствие положительного имиджа. Письмо-предложение требует тщательной проработки, точных финансовых расчетов, определения выгод сторон, обоснования важности и социальной значимости решаемой проблемы с учетом интересов целевых групп обеих сторон.
Инструмент 3. Заявки на гранты. Грант — средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Для получения гранта фандрайзер должен пройти сложную процедуру предоставления заявки, итогом которой может оказаться победа в конкурсе, который организовал донор, и получение средств.
Поиск возможностей рационально начинать с составления списка реально действующих российских и иностранных благотворительных фондов, определения их контактного адреса, телефона, электронной почты. Далее необходимо изучить приоритеты фонда, наличие специальных программ и текущих конкурсов, условия получения поддержки. При наличии объявленных конкурсов и возможности участия в них специалистами отдела маркетинга формируется заявка на грант и передается фонду в виде письма. После передачи письма целесообразно начать работу по формированию доверия к проекту, к организации-заявителю и к непосредственным участникам проекта. Чем большее доверие вызывает организация, тем больше шансов получить поддержку.
Инструмент 4. Ящики для сбора пожертвований. Самый распространенный инструмент сбора пожертвований. При использовании инструмента необходимо учитывать данные, полученные в ходе многочисленных компаний по сбору частных пожертвований:
- нулевой эффект (не окупают даже расходов на изготовление) дают сборы через ящики, установленные на территории общественного учреждения или торговой точки;
- минимальный эффект дают ящики, установленные недалеко от кассовых аппаратов;
- от 5 до 30 рублей мелкими монетами ежедневно собирают ящики, установленные в непосредственной близости к кассовому аппарату;
- больше денег собирается в ящики, установленные в продуктовых магазинах и аптеках, меньше в магазинах офисных принадлежностей и канцелярских товаров, еще меньше в хозяйственных;
- больше всего денег собирают ящики, установленные по соответствующему благословению, в церквях, особенно если ящики стоят рядом с исцеляющими иконами;
— в случае если ящик служит рабочим инструментом фандрайзера и находится в руках или рядом (то есть в непосредственном пространстве действий фандрайзера), то тогда при проведении разовых акций прямого сбора пожертвований возможен сбор максимальных сумм.
На основе имеющихся данных автор делает вывод о рациональности использования ящика для сбора пожертвований преимущественно как инструмента фандрайзера, в отдельных случаях, возможно, их размещение в церквях по соответствующему благословению.
Инструмент 5. Телевизионное обращение. В рамках проекта предлагается создание социального сюжета с целью информирования широкой аудитории зрителей о наличии и особенностях функционирования детского дома. Демонстрация социального ролика предполагается на Омских городских каналах «АКМЭ» и «12 Канал». Учитывая социальный характер проекта, оплата за размещению может быть снижена, либо осуществляться за счет средств бюджета Омской области.
Инструмент 6. Благотворительные аукционы. Благотворительные аукционы рационально проводить среди представителей крупных и средних компаний. Суть аукциона — сбор пожертвований путем выселения на торги символического лота. Объектом торгов в этом случае могут являться сделанные детьми в рамках трудовой реабилитации поделки, рисунки и прочее. Проведение благотворительных аукционов должно поддерживаться информационной компанией осуществляемой СМИ либо отделом маркетинга детского дома.
Инструмент 7. Разовые акции прямого сбора пожертвований. Преимуществом инструмента является широкий охват аудитории и низкие издержки осуществления. Проведение акций в местах массового скопления людей, позволяет сделать ее участниками большое количество горожан. Для проведения акций целесообразно привлечение активистов-добровольцев, представителей благотворительных, молодежных организаций.
Инструмент 8. Квитанции в банке. Такой способ сбора, как перечисление денег по банковским квитанциям при грамотной информационной кампании кроме стабильных поступлений денег позволит отслеживать динамику пожертвований, их размеры, и даже адреса реальных доноров для последующих почтовых рассылок именных писем. В рамках проекта предлагается заключение договоров с банками о беспроцентном обслуживании добровольных пожертвований граждан детскому дому. Важно, чтобы сами сотрудники банка, операционистки, кассиры проводили работу с населением, предлагая потенциальным жертвователям заполнить квитанции, приглашали посетить детский дом, где люди могут подробнее познакомится с целями пожертвования и деятельностью организации.
Инструмент 9. Статья в газете. Применение инструмента позволяет собрать максимальные суммы в минимальные срок, но эффективность при повторном использовании инструмента значительно уменьшается. Для регулярной работы с аудиторией рационально сформировать в региональных СМИ постоянную рубрику помощи детям-инвалидам воспитанникам детского дома[50, c. 94-102].
Комплексная реализация вышеперечисленных инструментов, по мнению автора, приведет к возникновению синергетического эффекта, и возможности последовательного перераспределения части текущих расходов в сторону частных инвесторов и благотворительных организаций.
Анализ рисков
Для расчёта вероятности реализации рассматриваемого проекта использована методика постадийной оценки риска, предложенная Липсиным И.В. и Косовым В.В [23].
В соответствии с указанной методикой разработчиком проекта был составлен перечень рисков проекта, которым каждый из экспертов присвоил баллы на основе системы балльной оценки, представленной в таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Система бальной оценки рисков проекта
Балльная оценка |
Характеристика оценки |
0 баллов |
Очень низкая вероятность реализации риска |
25 баллов |
Риск, скорее всего, не реализуется |
50 баллов |
О наступлении события ничего определенного сказать нельзя |
75 баллов |
Риск, скорее всего, реализуется |
100 баллов |
Очень большая вероятность реализации риска |
После оценки рисков экспертом разработчиком по каждому риску была выведена среднеарифметическая оценка (графа 6 Приложения Ж).
Для получения интегральной оценки рисков использовалась процедура взвешивания, которая проводилась, согласно следующим правилам:
- все риски ранжируются разработчиком проекта по степени важности (графа 7 таблицы 2.Х): наибольший вес имеют риски первой степени важности, наименьший — третьей (определение степеней важности напрямую связано с экономической ситуацией в стране. Так как в последние месяцы она существенно обусловлена кризисом в России и мире, то всем рискам, связанным с недостаточностью денежных поступлений, присвоена первая степень важности. Рискам, связанным со сверхнормативными денежными оттоками, присвоена вторая степень важности. Все прочие риски отнесены к третьей категории);
- все риски с одинаковой степенью важности имеют равные веса;
- сумма всех весов равна единице, веса являются положительными числами в диапазоне от 0 до 1.
Результаты оценки рисков (расчёта вероятности реализации рисков проекта) в соответствии с указанной методикой представлены в Приложении Ж.
Полученное значение интегрального риска проекта сопоставляется с характеристиками, представленными в таблице 2.8.
Таблица 2.8 — Характеристики интегрального риска
Значение интегрального риска |
Характеристика |
До 20 баллов |
Низкий риск |
От 20 до 40 баллов |
Риск ниже среднего |
От 40 до 60 баллов |
Средний риск |
От 60 до 80 баллов |
Риск выше среднего |
От 80 баллов |
Высокий риск |
Исходя из выше указанных расчётов, общий риск по проекту можно оценить ниже среднего уровня, что говорит о достижимости поставленных в рамках проекта задач. При этом наивысшие риски на инвестиционной фазе связанны с возможностью невыполнения участниками проекта своих обязательств по финансированию проекта, на эксплуатационной фазе — с вероятностью роста цен на потребляемые детским домом товары и услуги, а так же с высокой зависимостью предприятия от поставщиков.
Свежие комментарии