Биография Дениса Абдуллина
Денис Абдуллин – человек в хоккейном мире известный: вызывался в сборную России, играл за многие клубы КХЛ, становился чемпионом страны.
Всю жизнь я мечтал быть тренером. Наверное, даже хоккеистом хотел быть меньше, чем тренером. В течение спортивной карьеры мне посчастливилось поработать со специалистами высочайшего уровня. Среди них – Знарок, Юрзинов, Воробьёв, Белоусов.
Создание академии
Когда я играл, конспектировал дома тренировки. Партнёры по команде удивлялись и говорили мне: «Тебе делать больше нечего?». За свою игровую карьеру я накопил довольно серьёзный материал. И сейчас тренировки в моей школе являются синтезом опыта специалистов отечественного хоккея и новейших трендов в развитии мирового хоккея.
До открытия академии у меня уже был предпринимательский опыт, но неудачный. Когда я был действующим хоккеистом, решил организовать в Магнитогорске бизнес по продаже артезианской воды. Но хоккей забирал очень много времени, и я не мог контролировать все бизнес-процессы.
Партнёры и стратегия
Три года назад, ещё будучи действующим игроком КХЛ, я познакомился с людьми из компании «СпортВсегда», у которых был огромный опыт в организации спортивного бизнеса. Они строили футбольные и хоккейные стадионы, создали футбольную академию.
Мы долго думали, как назвать академию. Партнёры предложили назвать её моим именем. Личный бренд – это не только маркетинговый инструмент. Это высочайшая мера ответственности за качество и гарантия того, что я не брошу начатое дело.
Начало академии
Проект запускался стремительно. Мы выстроили стратегию развития, определились с методикой. У моих партнёров из компании «СпортВсегда» был колоссальный опыт ведения бизнеса, а у меня – хоккейный опыт и тренерское образование.
Начинали мы с одной группы из четырёх человек. Около полугода работали в убыток. Но потом созданная репутация и «сарафанное радио» сделали своё дело. Родители поверили в нас, воспитанники стали «добавлять» в хоккее — и учеников на наших занятиях становилось всё больше.
Вложения
Если говорить о вложениях, то замечу, что это не дешёвое удовольствие: изначально было вложено порядка 20 миллионов рублей. Это были и мои личные средства, и деньги партнёров. Инвестиции пошли на закупку оборудования, игровой формы для детей и сотрудников академии, сувенирной продукции для проведения турниров, а также на зарплату и обеспечение контрактных условий с тренерским составом.
Тренерский состав
Мы гарантируем зарплату тренерскому составу вне зависимости от количества детей, посетивших их тренировку. Мы уважаем своих тренеров и ценим их время. Они пришли на занятие, качественно провели тренировку, а остальное — уже наши проблемы.
Аренда льда
Основной объём начальных инвестиций потребовался на аренду льда. Нас интересовал только долгосрочный договор, на три-четыре года. Ледовые дворцы в Москве на такие условия идут очень неохотно и требуют оплату за полгода-год вперёд.
Затем, когда получено согласие дворца, начинается следующий этап — заключение договора. В дело включаются профессионалы: юристы, финансисты и т. д. Договор необходим, чтобы у дворца не было возможности отказать нам уже во время работы.
Когда хоккейная школа начинает успешно развиваться, ревность со стороны арендодателя часто проявляется с новой силой. Они видят, что наше дело идет, и пытаются создать конкуренцию, открывая собственные хоккейные школы на той же площадке. Но это обречено на провал. В Москве люди очень требовательны к качеству услуг: родители готовы возить детей через весь город, лишь бы те обучались не просто красивому льду или дизайну арены, но и отличным тренерам.
На начальном этапе было много организационных сложностей. Но самым тяжелым решением для меня лично стало уход из профессионального хоккея, чтобы открыть академию. У меня были предложения от разных команд КХЛ. Я долго взвешивал все «за» и «против», но в итоге пришел к выводу, что закончить карьеру игрока слишком рано или позже, а возможность заниматься любимым делом может и не представиться. По сути, я пожертвовал профессиональной хоккейной карьерой во имя нашей академии. Многие мои друзья этого не понимали: как так, отказываться от стабильности и денег здесь и сейчас ради далекой мечты? Но моя семья решение поддержала. Хотя, признаться, наблюдать за играми высокого уровня теперь становится тяжело — хочется быть там, на льду, вместо того чтобы просто смотреть.
Методика обучения
Когда я открывал академию, у меня уже сформировалось понимание того, что тренировка должна быть интересной и эффективной для ребенка. Занятие длится час, и это время должно быть прожито максимально продуктивно. Если ребенок будет целый час только кататься, ему быстро надоест этот вид деятельности.
Поэтому мы разработали методику, направленную на разнообразие занятий. На наших занятиях дети «переключаются» между разными видами упражнений. Таким образом, за час они развивают все основные навыки: от силы и ловкости до технических компонентов. В конце тренировки ученики всегда играют в хоккей. Такой формат обеспечивает комфортное обучение без напряжения, но при этом очень эффективен.
У нас много инвентаря, разнообразное и разноплановое оборудование. Мы даже используем разделители, как в аэропортах, чтобы дети проезжали через них. Мы делаем все возможное, чтобы всесторонне развивать наших учеников. При этом мы уделяем особое внимание импровизации. Нам важно, чтобы дети быстро принимали решения и умели воплощать их в жизнь.
Не все наши тренировки проходят на льду. Это связано с тем, что катание на коньках, в отличие от ходьбы или бега, не является физиологическим навыком. На льду внимание отвлекается от техники броска или владения клюшкой, а нужно научиться стоять и не упасть. Поэтому подготовительные упражнения выполняются в зале, когда человек уверенно стоит на ногах.
В каждой группе не более 30 детей, и при этом занятие проводят до пяти тренеров одновременно. То есть на каждого тренера приходится по 5–6 детей. Это позволяет работать практически индивидуально: корректировать, мотивировать, давать советы и т. п. Наше большое преимущество перед другими школами именно в этом — в личном подходе к каждому ученику. В обычной хоккейной секции тренеров может быть два-три, а в группе может быть до 70 спортсменов.
Мы выборочно записываем тренировки на видео и анализируем их вместе с тренерами. Тренер знает каждого ребенка в лицо, поэтому он может быстро разделять детей на группы, чтобы они работали над своими слабыми сторонами и развивали сильные стороны.
Я считаю, что летом ребенок должен отдыхать, но если он проведет три месяца без тренировок, то потеряет все навыки. Поэтому нужно найти баланс — летние тренировки должны быть, но не в ущерб здоровью детей. Лето — это идеальное время для тех, у кого нет такой возможности во время сезона. Для них мы организуем сборы. Дети приезжают на сборы из разных уголков страны и мира: от Урала до Турции.
Мы работаем со всеми
Мы принимаем всех детей, кому не противопоказано заниматься хоккеем по состоянию здоровья. У нас нет ограничений по способностям. Некоторые дети могут быть сильнее или слабее в чем-то, но ставить на ребенке крест и утверждать, что он «ничего из себя не представит», мы не имеем права. Все дети приходят к нам с одной мечтой — стать хоккеистами. Наша задача — помочь им в этом.
В нашу академию приходят дети, которых другие не хотят принимать. Три года назад они составляли 90% наших учеников. Теперь некоторые из них набирают популярность в крупных хоккейных школах.
Мы тренируем детей из серьезных хоккейных клубов, когда у них возникают проблемы, например, после травмы или потери места в составе. Мы разрабатываем индивидуальные программы восстановления и корректируем тренировочный план в соответствии с текущими физическими возможностями ребенка. Некоторые родители привозят своих детей к нам для дополнительных занятий даже тогда, когда все хорошо. Они понимают, что конкуренция высока, и верят, что постоянное совершенствование необходимы.
В последнее время мы наблюдаем рост интереса со стороны детей в возрасте от 3 до 5 лет. Набор в хоккейные школы, такие как ЦСКА или «Динамо», начинается с 6 лет. Если родители приводят ребенка к нам в 4 года, то к 6 годам он будет значительно опережать других при поступлении в спортивную школу. Наша задача — пробудить в детей любовь к хоккею и заложить фундаментальные навыки. А дальше все зависит от желаний родителей: оставить ребенка в академии или отдать его в спортивную школу.
Упал-отжался
Мы поддерживаем тесное взаимодействие с родителями. Я уважаю каждого, кто доверил мне своего ребенка в этот непростой вид спорта. Я понимаю, что дети — это самое ценное, что у родителей есть, и я всегда напоминаю тренерам об этом.
В нашей академии действует правило: мы ничего не скрываем. Родители могут наблюдать за тренировками своих детей. В отличие от большинства других спортивных школ, где это запрещено, потому что «дети отвлекаются», я считаю важным оставаться на связи с родителями и понимать их желания и требования.
Хоккей — это вид спорта больших размеров и большой тяжести.
После тренировки я говорю каждому ребенку в присутствии родителя: что нужно улучшить, что хорошо, какие упражнения стоит выполнять дома. Я всегда открыт для общения и готов помочь с любыми вопросами, включая покупку формы.
Стоимость абонемента на месяц в нашей академии составляет от 20 000 рублей, он включает три часовых тренировки в неделю. Мы прекращаем продажу абонементов, когда продано 30 мест. В группе не более 30 детей, иначе обучение становится неэффективным. Первая пробная тренировка бесплатна, и большинство родителей после нее приобретают абонемент.
За три года работы академии через нас прошли около двух тысяч детей в возрасте от 3 до 16 лет, сейчас систематически тренируются примерно 300 человек. Кроме того, мы помогаем многим хоккеистовам, которые посещают наши тренировки для восстановления или совершенствования отдельных навыков. В академии преимущественно мальчики, но есть и девочки, которым мы также предоставляем возможности для развития в хоккее.
Отбор тренеров
Я лично занимаюсь подбором тренерского состава. Я нанимаю только тех, у кого есть опыт игры в КХЛ или ВХЛ. Невозможно научить хоккей эффективно, если сам не был игроком на высоком уровне. Например, я знаю хоккеиста, который готовится к завершении карьеры. Он соответствует моим требованиям по ряду важных качеств: трудолюбие, дисциплина, умение работать в коллективе. Я предлагаю ему пройти пробный период в качестве тренера в нашей академии. Если новый тренер показывает хорошие результаты, он остается с нами.
У меня есть определенные стандарты для тренеров относительно использования телефонов, жвачки, вредных привычек и других аспектов их поведения. Профессиональный хоккеист является примером для подражания, и каждый тренер должен это понимать. Я говорю нашим тренерам, что они не имеют права публиковать в социальных сетях ничего, что может быть использовано против них, так как на них подписаны дети и родители. Они должны подавать пример своим ученикам и родителям.
В нашей академии есть несколько уникальных правил, которых нет в других спортивных школах. Например, мы требуем от тренеров поддерживать физическую равноправность с детьми во время общения с ними. Поэтому тренер, который хочет что-то сказать ребенку, должен встать на одно колено, чтобы быть на уровне глаз ученика. После тренировки тренер обязан уделить время каждому ребенку: обсудить его успехи и неудачи, пожать руку, подбодрить и пошутить. Тогда ребенок уходит домой с позитивным настроем.
Отношения между тренерами и детьми в хоккейной академии
Я требую от тренеров, чтобы они относились к детям так, как если бы они были их собственными сыновьями. Наша цель — развивать таланты каждого ребенка до предела его способностей. Возможно, не во всех профессиональных командах есть такие требования, но мы добиваемся рабочей дисциплины без использования штрафов. Мы создаем атмосферу уважения и поддержки внутри команды, часто проводя совместные мероприятия с родителями.
Я лично контролирую обучение в всех группах, разрабатываю методику обучения и иногда сам тренирую команду. В настоящее время я не могу быть постоянным тренером из-за других обязанностей, но я по-прежнему люблю тренировать и получаю удовольствие от этого процесса.
Хоккейная семья
В хоккейной академии все игроки — часть одной большой семьи. Когда я приглашаю известных хоккеистов на мастер-классы, они с радостью соглашаются, понимая, что приносят счастье детям.
Одно из преимуществ нашей академии в том, что хоккеисты не просто посещают мастер-классы, но и тренируются вместе с детьми летом, готовясь к новому сезону. Некоторые хоккеисты даже не могут повторить упражнения, выполняемые детьми, и говорят: «Если бы нас так в детстве тренировали!».
На фотографии рядом со мной находится Денис Абдуллин, владелец санкт-петербургского хоккейного клуба СКА.
Конкуренция и ее роль
На московском рынке есть известные государственные школы, такие как ЦСКА и «Динамо». Однако, по сути, в России нет других хоккейных академий, с которыми мы могли бы сравниваться. Наши нововведения быстро копируются другими школами, что свидетельствует о том, что мы движемся в правильном направлении.
Мы делимся своими методиками, упражнениями и достижениями в социальных сетях, чтобы способствовать развитию хоккея и помочь тренерам-любителям в регионах. Однако мы не ставим целью конкурировать с крупными школами. Наша концепция — быть их помощником, так как тренеры в ЦСКА или «Динамо» выполняют огромную работу по формированию команд. Мы сосредоточены на индивидуальном развитии каждого ребенка, в то время как школы должны обеспечивать высокие командные результаты.
Планы на будущее
Мы стремимся вывести академию на международный уровень. Это лето мы провели мастер-классы в Турции, и принимающая сторона была очень довольна. Мы планируем проводить зимние мастер-классы с участием команд из других регионов России, таких как «Ак Барс», «Салават Юлаев» и «Металлург».
Мы хотим, чтобы наши воспитанники имели возможность играть против сильных школ и развиваться в конкурентной среде.
Свежие комментарии