Бизнес-план инвестиционного проекта
«Индустриальный парк «Сердобский»
Сердобский район
2014 год
1.1. Наименование проекта…………………………………………………….…………..3
1.2. Инициатор проекта………………………………………………………..………..….3
1.3. Местонахождение проекта………………………………………………….……………3
1.4. Организационно-правовая форма проекта……………………………….……….….3
1.5. Суть проекта………………………………………………………………….…………3
1.6. Цель проекта ……………………………………………………………….…………..3
1.7. Тип проекта…………………………………….…………………………….…………3
1.8. Способ достижения цели………………………………….……………….…………..3
1.9. Объем .……………3
1.10. Оценка экономической эффективности проекта………………………….……..……3
1.11. Основные препятствия, способные помешать реализации проекта…………………4
2.1. Цели, задачи и основные принципы создания
индустриального парка «Сердобский»……………………………………………..………..4
2.2. Целесообразность создания индустриального парка «Сердобский»………………….5
2.3. Предпосылки создания индустриального парка и характеристика региона…….……6
2.3.1.Основные макроэкономические показатели……………………………………..…….6
2.3.2. Малое и среднее предпринимательство…………………………………….…..………6
2.3.3. Инновационное развитие……………………………………………………..…….…..8
3.1. Общие данные……………………………………………………………………………10
3.2. Местонахождение проекта и инфраструктура…………………………………………10
3.2.1. Транспортная инфраструктура…………………………………………………………10
3.2.2 Местонахождение и инфраструктура объекта…………………………………………11
3.2.3. Характеристика земельного участка…………………………………………………11
3.2.4. Характеристика инфраструктуры…………………………………………………….11
4.1.Инициатор проекта……………………………………………………………………….12
4.2.Резиденты парка…………………………………………………………………………..12
7. Анализ цен на земельные участки………………………………………………….….15
8. Маркетинговая стратегия………………………………………………………………15
9. Организационный план…………………………………………………………………15
9.1. Организационно-правовая форма реализации проекта………………………………15
9.2. Основные партнеры…………………………………………………………………..…16
9.3. Правовые вопросы осуществления проекта……………………………………………16
9.4. План управления……………………………………………………………………..….16
9.5. Управление персоналом…………………………………………………………………16
10.1. Исходные данные………………………………………………………………………16
10.1.1. Налоговое окружение………………………………………………………………..16
10.2. Капитальные затраты…………………………………………………………………..17
11.1.Улучшение качества жизни населения…………………………………………………17
11.2. Создание новых рабочих мест и сокращение …..17
11.3. Увеличение отчислений на социальные нужды……………………………………18
11.4. Повышение населению……………………………………….18
11.5. Повышение доступности и качества социальных услуг…………………………..18
12. Оценка имеющихся и возможных рисков при реализации проекта……….…19
Данный бизнес-план разработан в соответствии с Концепцией создания индустриального парка «Сердобский».
1.1. Наименование проекта
«Организация деятельности индустриального парка «Сердобский».
1.2. Инициатор проекта
Правительство , Администрация Сердобского района
1.3. Местонахождение проекта
Поселок Зубринка Сердобского района Пензенской области.
1.4. Организационно-правовая форма проекта
Инвестиционный проект будет реализован в соответствии с принципами государственно-частного партнерства.
1.5. Суть проекта
Формирование единой обустроенной территории для размещения новых объектов в сфере сельскохозяйственного, промышленного производства, инноваций, сопутствующего сервиса, направленных на обеспечение экономического развития Пензенской области.
1.6. Цель проекта
Целью данного проекта является организация производства сельскохозяйственной продукции резидентами индустриального парка «Сердобский». Основные ориентиры:
Ед. измерения |
||
Площадь объекта |
га |
418,83 |
Количество резидентов |
ед |
6 |
Численность сотрудников |
ед |
300 |
1.7. Тип проекта
Создание производственной инфраструктуры.
1.8. Способ достижения цели
Комплексная реализация мероприятий, предусматривающих создание привлекательных условий для организации производства продукции на территории промышленного парка за счет формирования инфраструктуры участка и конкурентоспособной ценой пользования производственными площадками.
1.9. Объем выполненных работ
- Завершено строительство Двухцепного захода ВЛ-110 кВ «Сердобск-Колышлей-1» с ПС –110/10 кВ «под ключ»;
- капитальный ремонт города Сердобска;
- строительство линии канализации от инвестиционной площадки до очистных сооружений города Сердобска;
- бурение разведочно — эксплуатационных скважин.
- Изготовлена и получены положительные заключения Государственной экспертизы на вышеуказанные объекты предполагаемого строительства:
- Капитальный ремонт очистных сооружений города Сердобска Сердобского района Пензенской области.
(сметная стоимость оставляет — 168 164, 92 тыс. руб.)
- Строительство линии канализации от очистных сооружений до инвестиционной площадки (п. Зубринка) Пензенской области. (сметная стоимость — 49 916, 55 тыс. руб.)
- Строительство новых сетей в северной части города Сердобска Пензенской области (сметная стоимость — 84 388, 89 тыс. руб)
- Готовятся предварительные соглашения с субъектами малого и среднего предпринимательства — потенциальными резидентами;
1.10. Оценка экономической эффективности проекта
Следует подчеркнуть, что данный проект является инфраструктурным и его задачей является не извлечение прибыли, а создание благоприятных условий для резидентов индустриального парка.
Реализация проекта создания индустриального парка окажет значительное влияние на приток в бюджет Пензенской области. Осуществление на территории парка ряда сельскохозяйственных, промышленных проектов и дополнительное вливание в экономику региона инвестиционных средств будет способствовать повышению предсказуемости налоговой нагрузки и стабильности поступления доходов в бюджет региона, что впоследствии придаст дополнительный импульс в развитии социальной сферы.
1.11. Основные препятствия, способные помешать реализации проекта
С учетом того, что инициатором проекта является Правительство Пензенской области, и реализация проекта соответствует целям Стратегии Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), основным препятствием, которое может помешать реализации проекта, является отсутствие возможности финансирования инвестиционных мероприятий.
2.1. Цели, задачи и основные принципы создания индустриального парка «Сердобский»
Индустриальный парк «Сердобский» создается с целью формирования единой обустроенной территории для размещения новых объектов в сфере сельскохозяйственного, промышленного производства, инноваций, логистики, сопутствующего сервиса, направленных на обеспечение экономического развития Пензенской области, так как, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением в экономике региона. Этот сектор экономики рассматривается как один из перспективных источников налоговых поступлений, создания новых рабочих мест, роста и улучшения качества жизни в регионе.
На сегодняшний день существует большой спрос на специализированную инфраструктуру для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Создание, функционирование и развитие индустриального парка «Сердобский» является продолжением исполнения стратегии инновационного развития Пензенской области.
Цель проекта строительства индустриального парка «Сердобский»:
— Создание условий для устойчивого долговременного социально-экономического развития территории Сердобского района Пензенской области на основе формирования современных производственных площадок в формате индустриального парка, привлекательных для инвесторов, желающих создавать бизнес и развивать конкурентоспособное производство.
- Обеспечение высокопроизводительной занятости населения , создание в рамках индустриального парка конкурентоспособных производств традиционной специализации и новых сегментов региональной экономики.
Основной задачей индустриального парка станет создание инженерной инфраструктуры для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства производственного характера.
На территории индустриального парка «Сердобский» будет создано около 300 высокопроизводительных рабочих мест на базе 6 субъектов предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную, промышленно-производственную деятельность.
Функционирование индустриального парка позволит в несколько раз снизить временные затраты, необходимые для подготовки и запуска новых видов производств.
Наличие активно функционирующей площадки, на которой сконцентрировано значительное количество производственных предприятий, создаст предпосылки для формирования производственного кластера в регионе, размещение в котором станет привлекательным для резидентов.
Реализация данного проекта приведет к устойчивому долговременному социально-экономическому развитию Сердобского района в частности и Пензенской области в целом. Кроме того создание конкурентоспособных производств традиционной специализации и новых сегментов региональной экономики обеспечит рост высокопроизводительных рабочих мест.
Достижение поставленных целей и задач является приоритетом долгосрочной «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2014 годы», и способствует достижению главной цели инвестиционной политики Пензенской области на ближайшую перспективу — повышение эффективности вложений инвестиций в производства, позволяющие создать конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию, сохраняя на этой основе стадию роста, что соответствует концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Самообеспеченность продовольствием зависит от состояния сельского хозяйства, именно оно дает жизненно необходимую продукцию: продукты питания и сырье для производства предметов потребления.
Производство продовольствия, его распределение, обмен и потребление являются основой функционирования хозяйственной системы государства. Оно тесно связано с жизнедеятельностью основного субъекта и объекта хозяйственной деятельности – людей, рабочей силы.
Сельскохозяйственное производство является основной составляющей агропромышленного комплекса государства. Существенное его отличие от большинства секторов экономики заключается в том, что по сравнению с ними оно менее эффективно. Вложенный в него капитал приносит меньшую прибыль. Поэтому низкодоходное сельское хозяйство не в состоянии на равных (по сравнению с промышленностью) участвовать в межотраслевой конкуренции без внешней поддержки.
Аграрная политика, в свою очередь, является частью общеэкономической политики страны. Наряду с понятием аграрная политика для обозначения деятельности государства в отношении отраслей АПК применяются понятия сельскохозяйственная, продовольственная, агропромышленная политика.
2.3. Предпосылки создания индустриального парка и характеристика региона
2.3.1. Основные макроэкономические показатели
Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) в 2012 году, по предварительным данным Министерства , составит 204,9 млрд. рублей, что выше 2011 года на 5,2% (объем ВРП в 2011 году – 186,2 млрд. рублей). Среднегодовой темп роста за период с 2000 по 2011 гг. – 104,9%.
Рисунок 1 Валовый региональный продукт
За г. на развитие экономики и социальной сферы области использовано (по оценке) 72290,8 млн. руб. инвестиций, или 115,5% к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых ценах). По данным Росстата, по России индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2012 году к аналогичному периоду прошлого года составил 106,7%.
Ежегодно увеличивается количество зарегистрированных предприятий и организаций.
2.3.2. Малое и среднее предпринимательство
Развитие малого и среднего предпринимательства является для Пензенской области одним из приоритетных стратегических направлений развития. В сфере поддержки в 2012 году активизированы действия Правительства области по развитию сети бизнес-инкубаторов, индустриальных парков, усилена работа по поддержке малых предприятий, в том числе инновационных.
Рисунок 2 Количество зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства (единиц)
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Пензастат) по состоянию на 31.12.2012 г. в области зарегистрировано 55081 субъект малого и среднего предпринимательства, в том числе в январе-декабре 2012 г. создано 8341 субъект малого предпринимательства, из них:
- малых предприятий – 2104 ед. (25,2 %),
в том числе сельскохозяйственных кооперативов – 43 ед.;
- 5842 ед. (70,0 %),
- КФХ – 395 ед. (4,7 %).
Количество средних предприятий в 2012 году составило 133 единицы.
По данным мониторинга и муниципальных районов Пензенской области по состоянию на 01.01.2013 г. численность занятых в субъектах малого предпринимательства составила 270,7 тыс. человек, что составляет 104,1% к соответствующему значению на 01.01.2012 г.
Анализируя численность занятых в организованном бизнесе на крупных, средних и малых предприятиях, кооперативах, ИП, К(Ф)Х, можно заключить, что данный показатель за 2012 год увеличился на 3790 человек. Снижение численности занятого населения произошло только в «неформальном секторе экономики» и личных подсобных хозяйствах.
За 2012 год оборот продукции (услуг), производимой малыми и средними предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями составил 241,5 млрд. рублей или увеличился на 108,7% к соответствующему уровню 2011 года.
Рисунок 3 Оборот продукции (услуг), производимой малыми и средними предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, млрд. рублей
В 2012 году Пензенская область заняла первое место в ПФО по показателю «доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта», который составил 37,5%.
На развитие экономики и социальной сферы в 2012 году малыми предприятиями было использовано 11,3 млрд. руб. инвестиций в основной капитал. Удельный вес инвестиций малых предприятий в общем объеме инвестиций по области составляет 15,6%.
Весомый вклад в насыщение рынка товарами и продукцией вносят малые и средние предприятия пищевой и . Они производят растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, минеральную воду, кондитерские изделия, пельмени, консервы томатные, постельное бельё, мужскую и женскую одежду, трикотаж , детское бельё и др. Для развития данных отраслей предприятия готовы открывать новые производства на мощностях создаваемого индустриального парка «Сердобский»
В 2012 году Пензенская область в очередной раз стала победителем конкурсного отбора, и в регион было привлечено 150,781 млн. руб. средств федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе:
- поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства (гранты) – 40,0 млн. руб.;
- субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на уплату процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, выданным на строительство для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) – 12,0 млн.
руб.;
- субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг) – 23,68 млн. руб.;
- субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого ( аванса ) при заключении договора лизинга оборудования – 56,0 млн. руб.;
- реализация муниципальных малого и среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований (моногорода) – 3,2 млн. руб.;
- создание и увеличение капитализации гарантийных фондов (гарантийный фонд «Поручитель») – 15,901 млн. руб.
Таким образом, меры государственной поддержки, реализуемые на территории региона для зарегистрированных в установленном порядке предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в реальном секторе экономики Пензенской области, существенно влияют на положительную динамику всех показателей в организованном бизнесе.
Анализ результатов деятельности малых и средних предприятий в Пензенской области подтверждает необходимость создания индустриального парка «Сердобский» в Сердобском районе Пензенской области.
2.3.3. Инновационное развитие
В Пензенской области ведется активная работа по развитию региональной системы поддержки .
Наметился рост инновационной активности, который подтверждается рядом показателей.
Эти результаты были достигнуты путем проведения комплексной и поэтапной работы по формированию в регионе инновационной системы включающей такие основные компоненты, как разработка нормативно-правовой базы, создание инновационной инфраструктуры, формирование механизмов финансовой поддержки проектов, реализация взвешенного подхода при подготовке и переподготовке кадров, информационного сопровождения и ряда других направлений.
Рисунок 4. Показатели развития сети бизнес-инкубаторов в Пензенской области
В 2012 году в Пензенской области открыто 6 бизнес-инкубаторов 16 114,57 кв. м.
На 01.01.2013 в бизнес-инкубаторах области осуществляли деятельность 253 субъекта малого предпринимательства, арендовано 672 рабочих места. Общее число работников резидентов бизнес-инкубаторов – 1197 (прирост в 2012 году составил 55,2 %).
Среди регионов ПФО Пензенская область занимает первое место по числу резидентов и арендованных рабочих мест.
В целях создания благоприятных условий для развития малых и средних предприятий, занимающихся высокотехнологичных инновационных проектов на территории Пензенской области, было принято решение о создании двух технопарков в сфере высоких технологий.
Рисунок 5. Объем инвестиций на инвестора
В года введен в эксплуатацию технопарк высоких технологий «Яблочков», основная специализация которого информационные технологии , точное приборостроение , материаловедение. В результате реализации проекта реконструировано почти 5 тыс. кв. м. площадей (производственные, офисные, лабораторные, выставочные, и др.) и закуплено высокотехнологичное оборудование. Общая стоимость проекта создания технопарка составила 347,6 млн. руб., в пропорции 80% (278,08 млн. руб.)- федеральный бюджет и 20% (69,52 млн. руб.)- бюджет Пензенской области.
Создание, функционирование и развитие индустриального парка «Сердобский» является продолжением исполнения стратегии инновационного развития Пензенской области с соответствии с которой основной задачей индустриального парка является создание инфраструктуры для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства производственного характера.
Для развития промышленного производства инновационной продукции новым малым предприятиям наиболее подходят условия в индустриальных парках, так как именно такие предприятия обладают наиболее широким кругом проблем, решать которые призван индустриального парка «Сердобский».
3.1. Общие данные
Индустриальный парк в Пензенской области создается с целью формирования единой обустроенной территории для размещения новых объектов в сфере промышленного производства, инноваций, логистики, сопутствующего сервиса, направленных на обеспечение экономического развития города, повышение его конкурентоспособности и активизации в городе.
Эффективность использования данных земельных участков повышается в связи со следующими характеристиками:
- строительство двухцепного захода ВЛ-110 кВ «Сердобск-Колышлей-1» с ПС –110/10 кВ;
- газовая труба проходит по границе площадки, проектная мощность 55 тыс.
м3/час, резервная мощность 36 тыс. м3/час.
- имеется ПСД на строительство трех артезианских скважин (2 рабочих, 1 резервная), производительностью 40 м3/час каждая.
- имеется ПСД на строительство канализации, объем сброса 200 м3/час.
- возможность возведения собственных котельных установок под нужды конкретных предприятий.
- близость основных коммуникаций и возможность подведения их с минимальными затратами;
- участок имеет ровный рельеф;
- в непосредственной близости от участка железнодорожная ветка.
3.2.
Местонахождение и инфраструктура объекта
3.2.1. Транспортная инфраструктура
Наименование |
Характеристика |
Автомобильное сообщение |
Земельный участок граничит с автодорогой «Сердобск-Каменка» |
Удаленность площадки от крупных городов |
Пенза – 111 км, Москва – 710 км, Самара – 540 км, Саратов – 240 км, Нижний Новгород – 520 км. |
Железнодорожное сообщение |
2 км до ж/д станция «Сердобск». Есть Ж/д ветка на территории площадки. |
Воздушное сообщение |
Ближайший аэропорт – г. Пенза в 135 км от площадки |
Водное сообщение |
Ближайший речной порт – г. Сызрань в 370 км от площадки |
3.2.2. Характеристика земельного участка
Участок индустриального парка расположен на восток от поселка Зубринка Сердобского района Пензенской области, граничит с автодорогой «Сердобск-Каменка».
Общая площадь участка составляет 418,83 га.
К достоинствам данного участка относятся:
Участки отмежеваны и поставлены на кадастровый учет. Категория земель участков с кадастровыми номерами 58:25:0100102:408, 58:25:0100102:411, 58:25:0100102:409, 58:25:0100102:410, 58:25:0180101:6, 58:25:0100102:413 – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства.
1. Собственник муниципальное образование Сердобский район.
2. Территория свободна от застройки.
Участок имеет ровный рельеф.
Близость основных коммуникаций и возможность подведения их с минимальными затратами (двухцепной заход ВЛ-110 кВ «Сердобск-Колышлей-1» с ПС –110/10 кВ).
3. Железнодорожная линия в непосредственной близости от участка.
3.2.3. Характеристика инфраструктуры , Электроснабжение:, Защита от чрезвычайных ситуаций
В связи с тем, что вероятность аварии на транспорте, в результате которой в зону ЧС попадет производственный персонал, очень невелик специальных решений по защите людей от основных поражающих факторов при аварии не требуется.
В связи с тем, что вероятность возникновения ЧС природного характера мала разработка специальных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта не требуется.
В связи с отсутствием населения в зоне действия поражающих факторов, в случае ЧС техногенного характера на объекте, специальных мероприятий по устойчивости функционирования поселения не предусматривается.
Газоснабжение:, Водоснабжение:
- строительство трех артезианских скважин (2 рабочих, 1 резервная), производительностью 40 м3/час каждая.
- канализации, объем сброса 200 м3/час.
Теплоснабжение
- близость основных коммуникаций и возможность подведения их с минимальными затратами.
4.1. Инициатор проекта
4.2. Резиденты парка
Привлечение представителей малого и среднего построить на максимальном удовлетворении потребностей сельскохозяйственных, производственных предприятий. Именно такие предприятия обладают наиболее широким кругом проблем, решать которые призван индустриальный парк «Сердобский».
В соответствии с ограничениями, которые налагаются при выбранном механизме финансирования создаваемого индустриального парка, резидентами парка могут выступить компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу (по определению ФЗ № 000 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»):
- с числом сотрудников от 0 до 250 человек (% от экономически активного населения);
- с оборотом не более 1000 млн. руб. в год;
- выполнение требований законодательства к компаниям с иностранным участием.
Наличие активно функционирующей площадки, на которой сконцентрировано значительное количество производственных предприятий, создаст предпосылки для формирования производственного кластера в регионе, размещение в котором станет привлекательным в первую очередь для отечественных предприятий.
На данный момент управляющей компанией индустриального парка заключен ряд соглашений о намерениях с потенциальными резидентами.
Таблица 1 Информация о потенциальных резидентах
№п/п |
Название |
Проект |
Площадь участка, га |
1. |
Производство рыжикового масла и биодизельного топлива |
4,6 га |
|
2. |
Групп» |
Создание тепличного комплекса |
352,26 |
Итого: |
356,86 |
Организационная модель функционирования промышленного парка содержит следующие основные подходы:
- Инициатором Проекта является Администрация Сердобского района Пензенской области.
- Реализация Проекта будет осуществляться на землях .
— Базовое обустройство территории индустриального парка «Сердобский» планируется осуществлять за счет финансирования (привлекаемого через бюджетные субсидии) за счет средств федерального, регионального бюджетов и средств резидентов промышленного парка. Управляющая компания будет являться плательщиком аренды за землю. Управляющая компания обязана осуществлять страхование имущества Инициатора Проекта, если оно будет передаваться Управляющей Компании на договорной основе.
— Управляющая Компания будет заключать Договора с Резидентами Парка о хозяйственной деятельности на территории индустриального парка «Сердобский» в соответствии с утвержденной Концепцией создания и функционирования Парка. Управляющая компания будет сдавать определенные, в соответствии с Концепцией и Планом планировки территории, земельные участки на территории Парка в субаренду резидентам Парка, что будет отражено в Договоре с резидентами Парка.
— Платежи по договорам с резидентами Парка (субаренда на земельные участки и иные платежи, предусмотренные Договором и иными Договорами между сторонами) Управляющая компания будет взимать самостоятельно. В случае выкупа земельных участков резидентами Парка, действие и субаренды прекращается путем его расторжения.
- Оперативное управление деятельностью индустриального парка «Сердобский» осуществляется Управляющей компанией.
- Инициатор Проекта и Управляющая компания имеют права и обязанности, определенные в законодательстве и в рамках заключенного Договора об управлении Парком.
В стране активно развиваются проекты по созданию индустриальных парков – это является основным трендом в развитии экономики регионов. Практически каждый месяц появляется информация о начале нового проекта в том или ином регионе. На волне всеобщего ажиотажа регионы начинают конкурировать друг с другом за привлечение резидентов: кто льготными условиями по налогообложению, кто близостью к рынкам сбыта, кто лучшей инфраструктурой.
Среди индустриальных парков существует градация по типу производственных площадок, так называемые гринфилд (новые парки, построенные с нуля) и браунфилд (старые, возникшие на основе бывших промзон). По данным компании Knight Frank, из всех индустриальных парков в России 69% приходится на гринфилды, которые представляют собой подготовленные участки на бывших сельскохозяйственных землях с подведенными коммуникациями или без них.
По формам собственности индустриальные парки подразделяются на государственные и частные. Большая часть относится к первым, хотя в чистом виде государственных проектов мало. Наиболее часто встречается вариант, когда на первом этапе при организации индустриального парка средства в инфраструктуру вкладывает государство, а непосредственным развитием занимается частная управляющая компания. Как правило, государственные индустриальные парки привлекают крупных иностранных резидентов, а частные работают с российскими мелкими и средними компаниями.
Рисунок 2 Доля индустриальных парков, %
В дальнейшем становится значимой работа управляющей компании. Именно ее наличие и предоставление резидентам разного рода услуг, облегчающих производство, и есть главное отличие современного индустриального парка от старых промышленных зон, где компании лишь вынужденно соседствуют друг с другом. Управляющие компании зарабатывают не на , а на предоставлении дополнительного сервиса. К стандартному набору — обслуживание инфраструктуры, охрана и уборка территории — могут добавиться более дорогостоящие мероприятия — консалтинг и даже трансфер технологий, а потому затраты резидентов на услуги могут превышать стоимость аренды в несколько десятков раз. Очень часто управляющие компании создают специализированные обучающие центры, где готовят кадры для производственных предприятий.
1. Индустриальные парки, созданные на коммерческой основе.
Частные индустриальные парки создаются в основном крупными профессиональными девелоперскими компаниями. Такие предложения характеризуются продуманными решениями с точки зрения размещения производств, а так же цельным набором дополнительных услуг, необходимых для продуктивной работы компании-резидента. Индустриальные парки, созданные с привлечением только частного капитала, имеют три существенных недостатка:
- отсутствие механизмов воздействия на местные органы власти для получения разрешительной документации и решения иных существенных вопросов;
- отсутствие поддержки местной администрации в виде налоговых льгот, субсидий, участия в федеральных и региональных целевых программах (обучение персонала и т. д.);
- отсутствие четких стандартов при реконструкции и ;
- высокий уровень арендной ставки;
- и др.
2. Индустриальные парки, созданные государством или на принципах государственно-частного партнерства.
Данный тип предложения характеризуется следующими преимуществами:
- поддержка органов местной власти и использование специального налогового режима (льготы, субсидии, получение исходно-разрешительной документации, участие в федеральных и региональных целевых программах);
- низкая стоимость аренды производственных и офисных помещений;
- комплексное обеспечение резидентов основными и дополнительными услугами.
Из недостатков можно отметить нехватку профессиональных управляющих компаний, обладающих опытом управления как российскими, так и зарубежными индустриальными парками. Также встречаются недостатки общей инфраструктуры и давление на резидента собственником, возможные обременения со стороны предприятий-соседей, конкуренция за профессиональную рабочую силу, фокус на крупных клиентах, в то время как индустриальные парки интересны малым и средним бизнесам. Кроме того, возможны неконтролируемые уровни эксплуатационных расходов и , а также желание резидентов самостоятельно выступить в роли девелопера.
7. Анализ цен на земельные участки
Кадастровая стоимость участка индустриального парка «Сердобский» составляет 6,4 рубля. В то же время рыночная стоимость земельных участков сельхозназначения в 2014 году составляет порядка 16 тыс. руб. за 1 гектар (1,6 руб./кв. м).
8. Маркетинговая стратегия
Целью маркетинговой стратегии индустриальный парк «Сердобский» является формирование посредством Интернет-ресурсов, и наружной социальной рекламы осведомленности общественности об индустриальном парке «Сердобский», положительного имиджа индустриального парка, донесение до резидентов информации о преимуществах работы в рамках индустриального парка «Сердобский». Стратегия ориентирована также на внешних и внутренних инвесторов, которые могут оказать финансовую поддержку в реализации проекта создания индустриального парка «Сердобский».
1 этап:
Цель этапа: Создание индустриального парка «Сердобский», решение организационных вопросов.
2 этап:
Цель этапа: Привлечение инвесторов и резидентов.
3 этап:
Цель этапа: формирование положительного общественного мнения, привлечение квалифицированной рабочей силы
9. Организационный план
9.1. Организационно-правовая форма реализации проекта
Инвестиционный проект будет реализован в соответствии с принципами государственно-частного партнерства.
9.2. Основные партнеры
Все основные партнеры данного проекта (проектные организации, подрядчики по , поставщики оборудования и инвентаря) должны обладать высокой степенью надежности.
9.3. Правовые вопросы осуществления проекта
Правовые вопросы осуществления проекта учтены на организационной стадии. Получены предварительные согласования проекта контролирующими и государственными органами. Поставщики основного и вспомогательного технологического оборудования имеют соответствующие лицензии и сертификаты качества на поставляемое оборудование. Проектные и изыскательские организации имеют соответствующие лицензии и разрешения.
Материалы и комплектующие, используемые при строительстве и оказании услуг, имеют паспорта происхождения, экологические заключения, сертификаты качества, в том числе установленным требованиям, действующих стандартов и правилам ГОСТ.
9.4. План управления
Механизм управления предприятием основан на такой его организации, которая позволяет эффективно оказывать требуемые потребителем услуги с заданным качеством. Для наиболее эффективной организации работы индустриального парка «Сердобский», планируется привлечение широкого круга аутсорсинговых компаний, что позволит существенно сократить штат управляющей компании, сохранив лишь те функции, которые позволят обеспечить развитие индустриального парка.
9.5. Управление персоналом
Программа обеспечения трудовыми ресурсами индустриального парка «Сердобский» совмещается с общей концепцией развития проекта и направлена на обеспечение всех участков деятельности высококвалифицированными кадрами, а также на совершенствование системы каждого конкретного работника (рабочего, инженера, менеджера, служащего) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели.
Принципы ведения кадровой политики:
- внедрение эффективно действующей предприятия;
- обеспечение всех участков производства профессиональными и квалифицированными работниками;
- развитие и улучшение качественного состава персонала путем его обучения;
- достижение заинтересованности работников в получении конечного результата, повышение производительности труда, стимулирование их трудовой отдачи.
Система управления персоналом должна обеспечить:
- Гармоничное сочетание интересов потребителей, трудового , руководства индустриального парка «Сердобский» и государственных органов;
- Рост профессионализма сотрудников.
Создание системы , ориентирующей все подразделения на получение конкретных плановых результатов.
10.1. Исходные данные
10.1.1. Налоговое окружение
Налоговое окружение проекта представлено в таблице ниже.
Таблица 2 Налоговое окружение проекта
Вид (наименование) налога () |
Налоговая база |
Ставка |
Налог на прибыль |
Разница между доходами и расходами |
20% |
НДС |
Выручка от реализации товаров (услуг), а также суммы полученных авансов от покупателей за минусом сумм, оплаченных за приобретение ТМЦ (услуг) |
18% |
Налог на имущество |
Среднегодовая остаточная |
2,2% |
Транспортный налог |
Совокупная мощность двигателей в лошадиных силах числящихся на балансе автотранстпортных средств |
От 7 до 150 руб. за 1 лошадиную силу (зависит от мощности двигателя) |
Земельный налог |
Кадастровая стоимость земельных участков |
1,5% |
Страховые взносы в ПФР, НС и ПЗ |
Начисленные выплаты в пользу физических лиц |
31,9% |
10.2. Капитальные затраты
Инвестиционные (капитальные) затраты проекта предполагают создание материально технической базы для организации деятельности промышленного парка и распределяются по следующим основным статьям
В рамках создания индустриального парка в Пензенской области предполагается реализация ряда мероприятий, направленных на качественное развитие социальной сферы, в частности на улучшение условий жизни и труда разных категорий граждан. Социальная эффективность проекта определяется совокупностью следующих факторов:
- Улучшение качества жизни населения.
- Повышение уровня образования.
- Увеличение отчислений на социальные нужды.
11.1.
Улучшение качества жизни населения
Качество жизни — категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека.
Качество жизни населения служит важным социально-экономическим критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Поэтому повышение качества жизни населения в рамках создания индустриального парка в Пензенской области определяется, прежде всего, следующими ниже приведенными эффектами.
11.2. Создание новых рабочих мест и сокращение безработицы
В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни является обеспечение занятости и сокращение безработицы населения. Таким образом, обеспечение граждан дополнительными рабочими местами является одним из ключевых социальных эффектов реализации проекта.
Создание индустриального парка обеспечит все необходимые предпосылки для увеличения количества рабочих мест на основе прогрессивного экономического развития, повышения инвестиционной привлекательности региона, создания новых предприятий на территории парка и развития сопутствующих .
Дополнительные рабочие места позволят обеспечить занятость всех категорий трудовых ресурсов: высококвалифицированных специалистов, населения с высшим и средним образованием.
Рисунок 3 Рост занятости за счет резидентов промышленного парка в Пензенской области, чел.
Обеспечение населения новыми рабочими местами аккумулирует рост , что будет сопровождаться ростом доходов и снижения уровня бедности населения и повышением производительности труда.
11.3. Увеличение отчислений на социальные нужды
Доходы бюджета, в рамках эффективного перераспределения его доходной части, способны воздействовать на хозяйственную активность региона, в частности на усиление социальной защищенности населения, повышение его социальной обеспеченности, возможности быстрого и качественного получения социальных услуг.
Распределение бюджетных средств необходимо рассматривать как фактор, оказывающий влияние на уровень обеспечения социальных групп и улучшение их жизнедеятельности по следующим направлениям:
11.4. Повышение социальных выплат населению
Поддержка социально уязвимых слоев населения – это помощь, предоставляемая всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям граждан на основе критериев малообеспеченности, ограниченной трудоспособности, социального неблагополучия: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.
Косвенным эффектом, в рамках реализации проекта за счет увеличения налоговых доходов регионального и муниципального бюджетов, станет реализация следующих наиболее эффективных мер населения и повышения его социальной обеспеченности:
- предоставление денежных компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- ежемесячная денежная выплата труда, труженикам тыла, реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий;
- доплаты пенсионерам-бюджетникам;
- ежемесячные пособия на ребенка и социальная помощь малоимущим семьям;
- организация оздоровления и отдыха детей;
- обеспечение молодых семей жильем;
- регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы.
11.5.
Повышение доступности и качества социальных услуг
Косвенный эффект от создания индустриального парка в Пензенской области, за счет поступления в бюджет дохода от налоговых поступлений обеспечит необходимые условия для достижения повышения доступности и качества социальных услуг в среднесрочной перспективе путем реализации следующих мероприятий:
- регулярное дополнительное обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
- участие лучших педагогов города в межрегиональных и всероссийских семинарах, совещаниях, форумах по вопросам улучшения качества преподавания;
- регулярное дополнительное обучение врачей на курсах повышения квалификации;
- увеличение льгот и дополнительных выплат работникам социальной сферы;
- обеспечение выполнения гарантируемых объемов бесплатной медицинской помощи населению;
- реализация гарантированного лекарственного обеспечения населения;
- снижение уровня износа жилищного фонда и т.
д.
12. Оценка имеющихся и возможных рисков при реализации проекта
Проектные риски
Проектный риск |
Методы снижения риска |
Риск превышения бюджета проекта |
Бюджет проекта может быть превышен за счет изменения цен на , услуги подрядчиков, однако благодаря тендерной системе риск минимален. |
Риск отсутствия заказов |
Риск возникнет, если первоначальные и текущие расходы организации не будут покрываться доходами. Для предотвращения риска следует: 1. снизить первоначальные и текущие расходы до минимального уровня – минимизация потерь; 2. дополнительно вложить деньги в рекламу и маркетинг, увеличивающие вероятность получения заказов. |
Риск прекращения финансирования от клиента |
Для предотвращения этого риска рекомендуется составление договора, предполагающего штрафные санкции за просрочку платежей от заказчика. |
В качестве страхового резерва, который позволит проекту сохранить свою финансовую устойчивость при менее благоприятных сценариях, можно рассматривать:
1. расширение системы дополнительных услуг склада;
2. более активную маркетинговую поддержку проекта;
3. использование дополнительных (лизинг, банковское кредитование).
Вывод: анализ рисков по стадиям проекта показал, что проект относится к проектам с невысокой степенью рисков. Анализ проектных рисков позволил запланировать мероприятия по снижению вероятности их возникновения и ущерба от них.
Планируемое в рамках настоящего проекта строительство и дальнейшее оказание услуг, организовано в соответствии с имеющимися требованиями, не оказывают вредного воздействия на организм человека и окружающую среду.
Сырье и материалы имеют сертификаты качества, гигиенические заключения, соответствуют действующим стандартам и правилам – ГОСТ РФ.
Все предусмотренные затраты на обеспечение экологической безопасности проекта уже понесены инициатором проекта (получены все необходимые экологические разрешения и экспертизы).
Свежие комментарии