Определение плана
План — это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Бизнес-план
Бизнес-план представляет собой рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы, развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов, документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия.
Состав бизнес-плана
- Описание бизнес-идеи
- Анализ рынка и конкурентов
- Определение целей и задач
- Разработка стратегии и тактики
- Оценка ресурсов и финансирования
- План реализации и мониторинга
- Оценка результатов
·результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на оп ределённом рынке [20].
Бизнес-планирование — важный аспект управления предприятием, который выполняет несколько функций:
-
Инициирование: Бизнес-планирование стимулирует и мотивирует предпринимателей к действию. Оно помогает определить необходимые шаги для достижения целей и реализации проектов.
-
Прогнозирование: Этот процесс включает в себя анализ различных факторов, влияющих на деятельность компании, и прогнозирование желаемого состояния предприятия в будущем.
-
Оптимизация: Бизнес-планирование помогает выбрать лучший вариант развития бизнеса, учитывая экономические, социальные и другие факторы окружающей среды.
-
Координация и интеграция: Планирование обеспечивает согласованность действий всех подразделений компании, направляя их на достижение единых целей.
-
Безопасность управления: Предприниматели могут выявлять потенциальные риски и принимать необходимые меры для их уменьшения или предотвращения негативных последствий.
-
Упорядочение: Бизнес-планирование устанавливает четкие правила и стандарты, обеспечивающие эффективную работу компании и ответственность ее сотрудников.
-
Контроль: План позволяет отслеживать выполнение целей и задач, выявлять проблемы и вносить необходимые корректировки.
-
Воспитание и обучение: Успешные бизнес-планы могут служить примером для работников, поощряя их к рациональному мышлению и обучая на ошибках.
Таким образом, эффективное бизнес-планирование играет ключевую роль в управлении предприятием, обеспечивая его успешную работу и адаптацию к меняющимся условиям рынка.
·Документирование — представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы [7].
При разработке бизнес-планов ключевое значение имеют основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности компании в конкретных экономических условиях. Эти принципы включают в себя необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полноту (системность), точность и детализацию, экономичность, оптимальность, связь между уровнями управления, а также учет интересов всех заинтересованных сторон и интеграцию различных аспектов деятельности предприятия.
Структура бизнес-плана не определена законодательством, поэтому каждая организация может использовать свои собственные подходы и адаптировать структуру в соответствии с характером бизнеса, целями планирования и специфическими требованиями. Например, бизнес-план производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой компании или банка, поскольку масштаб и природа деятельности каждой организации уникальны.
Размер предприятия влияет на объем информации и уровень детализации в бизнес-плане, но структура документа остается неизменной. Это позволяет обеспечить гибкость при планировании и адаптации к меняющимся условиям рынка, одновременно предоставляя четкую основу для принятия информированных решений.
Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана — краткого резюме или развернутого и всестороннего варианта. Разница между ними только в объеме информации — резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы [10].
Бизнес-план является важным документом, который служит дорожной картой для запуска и развития нового бизнеса или проекта. Он содержит подробный план действий, стратегии и финансовые прогнозы, необходимые для достижения успеха на рынке. Ниже приведены основные разделы, которые обычно входят в структуру бизнес-плана:
Титульная страница: Включает в себя название компании, логотип, контактную информацию и дату создания бизнес-плана.
Резюме проекта: Краткое описание ключевых аспектов бизнеса, включая его цель, продукцию или услуги, целевой рынок и финансовые прогнозы. Это краткий обзор всего бизнес-плана, который должен привлечь внимание читателя и дать ему представление о проекте.
Описание компании: Представляет собой подробный анализ компании, включая ее историю, структуру собственности, местоположение и любые другие важные факторы, влияющие на ее деятельность. В этом разделе также следует описать миссию, видение и цели компании.
Описание продукта или услуги: Подробное описание предлагаемой продукции или услуг, их уникальные особенности, преимущества и то, как они удовлетворяют потребности целевого рынка. Этот раздел должен убедить читателя в ценности и конкурентоспособности вашего предложения.
Маркетинговый анализ: Анализ рынка, на который ориентирован ваш продукт или услуга, включая оценку размера рынка, сегментирование, исследование конкурентов и выявление целевой аудитории. В этом разделе также следует описать стратегию позиционирования и маркетинговые планы для привлечения клиентов.
Стратегия продвижения товара: Подробный план по продвижению продукта или услуги на рынке, включая рекламные кампании, мероприятия по связям с общественностью, онлайн-маркетинг и продажи. Этот раздел должен продемонстрировать, как вы собираетесь повысить осведомленность о своем продукте и привлечь клиентов.
Производство: Описание процесса производства или предоставления услуг, включая любые необходимые ресурсы, технологии, оборудование и логистику. В этом разделе также следует указать производственные цели и планы по управлению цепочками поставок.
План по персоналу: Анализ потребностей в персонале для поддержки деятельности компании, включая описание должностных обязанностей, требования к квалификации и план найма. Этот раздел должен продемонстрировать, как вы собираетесь управлять талантами и обеспечивать эффективную организацию труда.
Организационная структура и управление: Описание структуры управления компанией, ролей и обязанностей ключевых сотрудников или членов команды, а также любых необходимых ресурсов для поддержки их работы. В этом разделе также следует указать стратегии мотивации и удержания персонала.
Финансовый план: Подробный анализ финансовых аспектов бизнеса, включая прогнозы доходов и расходов, денежные потоки, потребности в капитале и ожидаемую прибыльность. Этот раздел должен продемонстрировать финансовую жизнеспособность вашего проекта и убедить инвесторов или кредиторов в его рентабельности.
Анализ рисков: Оценка потенциальных рисков, с которыми может столкнуться бизнес, включая рыночные, финансовые, операционные и юридические риски. В этом разделе также должны быть описаны стратегии управления рисками и планы по их смягчению.
Эти разделы составляют основу структурированного бизнес-плана, который помогает предпринимателям четко сформулировать свои идеи, определить стратегию и убедить заинтересованные стороны в потенциале своего бизнеса.
.Приложения к бизнес-плану [13].
1.2. Специфика бизнес-планирования на предприятиях малого бизнеса
Сегодня можно говорить о новом понимании сути и места бизнес-планирования в процессе управления малыми и средними предприятиями (МСП). Бизнес-планирование следует рассматривать как механизм интеграции управленческих функций с целью создания стратегически управляемой организации, что требует тесной взаимосвязи между стратегическим и оперативным планированием.
В рамках МСП бизнес-планирование включает в себя элементы стратегического (определение политики предприятия, формулирование целей и выбор стратегий) и оперативного (определение конкретных действий по достижению поставленных целей) планирования. Общепризнанным документом, используемым в процессе бизнес-планирования, является бизнес-план, который служит инструментом управления.
Для малых и средних предприятий таким многогранным управленческим документом может стать управляющий бизнес-план.
Рамки бизнес-планирования охватывают три основные области управленческих решений:
- Управление текущей деятельностью и развитием предприятия;
- Управление изменениями;
- Принятие разовых решений по отдельным аспектам управления.
Таким образом, можно выделить три типа бизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования как функции управления бизнесом:
- Управленческие бизнес-планы: применяются для управления текущей деятельностью и развитием предприятия;
- Бизнес-планы проектов: направлены на планирование и управление проектами, реализуемыми в рамках данного предприятия;
- Разовые бизнес-планы: ориентированы на принятие отдельных крупных решений, связанных с управлением бизнесом.
В центре всей системы бизнес-планирования находится управляющий бизнес-план. Он является ключевым компонентом всего процесса бизнес-планирования, поскольку определяет цели и пути (стратегии), с помощью которых предприятие будет добиваться своих целей. Управляющий бизнес-план, в отличие от стратегического, включает в себя подробные планы отдельных подразделений или функциональных направлений деятельности. Результатом разработки данного типа бизнес-плана должна стать согласованная стратегия и конкретный план действий с указанием конкретных шагов для достижения поставленных целей.
Бизнес-планы проектов связаны с конкретными проектами, требующими инвестиций. Необходимость подготовки такого типа бизнес-плана возникает, когда менеджмент должен принять решение о капитальных затратах, исходя из того, что все проекты должны быть направлены на оптимальное достижение интересов предприятия. Иными словами, любые капитальные расходы должны способствовать достижению целей, определенных в управляющем бизнес-плане.
В этом смысле бизнес-планы проектов должны быть тесно увязаны с целями, поставленными перед предприятием на планируемый период. Каждый выбранный проект должен занимать соответствующее место в решении стоящих задач предприятия. Вместе с тем, отдельные проекты могут не затрагивать текущие задачи, так как связаны с долгосрочными целями предприятия и могут быть самостоятельным объектом управления.
Бизнес-планы принятия разовых решений готовятся «по требованию». Это не означает их отсутствие связи с другими типами бизнес-планов. Напротив, подготовка такого типа бизнес-плана помогает успешно решить конкретную управленческую задачу. Например, специально подготовленный бизнес-план может способствовать более успешному заключению солидного соглашения или договора, привлечению кредитных средств банка и т. д.
Отмечая растущую необходимость и важность бизнес-планирования на малых и средних предприятиях, следует более осторожно подходить к применению основных принципов планирования бизнеса, характерных для крупных организаций.
Система бизнес-планирования в МСП имеет свою специфику из-за следующих факторов:
- Другие целевые задачи: Основное внимание уделяется принятию конкретных эффективных решений на короткий промежуток времени;
- Ограниченная возможность ошибки: она может быть фатальной и привести к финансовому кризису;
- Ограниченный опыт планирования: и более низкий уровень готовности менеджмента к выполнению этой функции.
· Большая зависимость от изменения внешней среды, которая менее поддается контролю и более непредсказуема, что создает определенную неопределенность и сложности для МСП в будущем.
Преимуществом малых (средних) предприятий при внедрении системы бизнес-планирования является относительная простота внутренней среды, что делает ее более предсказуемой и управляемой. Кроме того, легче создать специфическую атмосферу, сплотить команду вокруг интересов предприятия и его целей, а сам процесс планирования часто носит неформальный характер.
Планирование бизнеса в МСП имеет свои особенности, которые зависят от стадии развития предприятия:
Начинающее предприятие еще не завершило полный жизненный цикл и сосредоточено на первоначальных инвестициях. Задачи для такого предприятия ограничены и специфичны: расширение клиентской базы, переход к следующей стадии роста, освоение бизнес-технологий. Это влияет на подход к планированию бизнеса: стратегические элементы должны быть в приоритете, а долгосрочные цели должны соответствовать имеющимся ресурсам. Текущие планы требуют тщательной работы, чтобы избежать потенциально разрушительных ошибок.
Уцелевшее предприятие преодолело стадию начинающего бизнеса, освоило первоначальные инвестиции и начинает получать прибыль. Однако темп роста относительно низкий, и бизнес требует постоянного внимания. Основной задачей становится стабилизация положения предприятия. Необходимо найти конкурентное преимущество, повысить узнаваемость бренда среди потенциальных клиентов. Этот период характеризуется тонкой настройкой производимой продукции или услуг. На этом этапе начинают разрабатываться полноценные бизнес-планы, позволяющие принимать обоснованные управленческие решения.
Стабильное предприятие достигло определенной критической массы и обеспечивает стабильную прибыль. Перед этим этапом стоят новые сложные задачи по дальнейшему расширению бизнеса. Стратегическая составляющая планирования становится все более важной, расширяется участие менеджеров высшего уровня в процессе планирования.
Расширяющееся предприятие — успешно миновавшее все стадии роста и превратившееся в постоянно обновляющееся, неуклонно расширяющееся предприятие. Перед менеджментом встают новые сверхзадачи: выход на новые рынки, постоянная диверсификация бизнеса и т.п. На этой стадии возрастает роль бизнес-планов проектов, разрабатываемых в тесной взаимосвязи с управленческим бизнес-планом. Возникает необходимость разработки специальных бизнес-планов для обоснования управленческих решений связанных с привлечением новых партнеров, слияния и других задач. Именно для этого этапа развития предприятия характерно использование всех типов бизнес-планов, составляющих систему формального планирования бизнеса [4].
1.3 Методические принципы бизнес-планирования
Управленческий бизнес-план:
В малых и средних предприятиях управляющий бизнес-план становится основой для объединения стратегического и оперативного планирования. Процесс стратегического планирования включает в себя все процедуры, описанные в этой области, но они более кратко проработаны по глубине и срокам реализации из-за ограниченных возможностей управления таких предприятий. В центре внимания находится более четкое формулирование целей в рамках ограниченного временного горизонта, а также составление подробного плана действий для достижения поставленных задач.
Составление управляющего бизнес-плана основывается на том, что предприятие уже определило свою базовую и деловую стратегию, которым оно будет следовать в соответствии с установленными целями. Таким образом, при определении базовой стратегии целесообразнее ориентироваться на стадии развития предприятия, рассмотренные выше. Деловая стратегия должна быть простой, гибкой и ориентированной на действия. Можно выделить два направления деловой стратегии, обеспечивающие малым (средним) предприятиям достаточный уровень конкуренции на рынке: поиск защищенных рыночных ниш и достижение качественной доли рынка или кооперация с крупными компаниями.
Логика построения управляющего бизнес-плана основана на трех определяющих элементах технологии бизнес-планирования:
- Оценка текущего состояния предприятия;
- Определение желаемого состояния предприятия;
- Разработка плана действий для перехода от текущего к желаемому состоянию.
Исходя из этих элементов, можно представить структуру и содержание типового управляющего бизнес-плана:
Общий план компании:
- Включает основные элементы краткосрочного стратегического планирования и предусматривает анализ и установление целей.
Планы подразделений компании:
- Детализируют план выполнения специфических действий с указанием временных рамок, координируя усилия предприятия для достижения поставленной цели.
Создание плана продаж:
- План продаж является отправной точкой разработки функциональных разделов бизнес-плана, поскольку он наиболее тесно связан с общей целью предприятия. Он также служит основой для планирования практически всех основных подразделений компании. Например, маркетинговый отдел разрабатывает рекламные кампании и стратегию продвижения товара на рынок в соответствии с запланированными продажами.
Маркетинговый план:
- Второй шаг в составлении управляющего бизнес-плана. В рамках этого плана составляется подробный план действий по достижению целей продаж. Маркетинговый план определяет стратегию, которой должна следовать компания в течение планировного периода, чтобы помочь персоналу, занимающемуся продажами, создать спрос на продукт.
Маркетинговый план должен охватывать различные аспекты, включая набор доступных маркетинговых инструментов, которые будут использоваться для достижения целей продаж и поддержки общих целей компании.
Операционный план:
- Ключевой компонент для большинства предприятий, особенно тех, кто занимается производством. Он определяет повседневные операции и процессы, необходимые для эффективной работы предприятия.
План основных закупок:
- Под основными закупками понимаются приобретение предприятием ключевых активов. План должен определить эти активы, их стоимость и сроки покупки. Также необходимо провести анализ выгодности приобретения каждого актива и продемонстрировать его влияние на достижение общих целей компании.
План по персоналу:
- Вопросы, связанные с персоналом, рассматриваются в планах отдельных подразделений. В этот план могут включаться вопросы, касающиеся общих изменений на предприятии, такие как повышение заработной платы, временная занятость, консультационные расходы и т. п.
Финансовый план:
- Заключительный этап разработки управляющего бизнес-плана. Его цель — определить количественные показатели финансовых результатов и успехов каждого подразделения. В финансовом плане происходит интеграция планов подразделений в конкретные финансовые показатели и оценка их влияния на достижение общих целей компании.
Финансовый план обычно включает в себя три ключевых документа: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и план движения денежных средств. Однако всеобъемлющий финансовый план также должен включать предположения, которые лежат в его основе, а также компонент контроля за прогрессом по достижению целей бизнес-плана.
Содержание финансового плана:
-
Предположения: четко определенные и обоснованные предпосылки, на которых основан финансовый план. Это могут быть рыночные тенденции, ожидаемый спрос на продукцию или услуги компании, цены, затраты и так далее.
-
Финансовые документы:
- Отчет о прибылях и убытках: отражает финансовые результаты деятельности компании за определенный период, показывая доходы и расходы.
- Балансовый отчет: предоставляет обзор активов, обязательств и капитала компании на определенную дату.
-
План движения денежных средств: анализирует денежные поступления и расходы, обеспечивая понимание ликвидности и финансового здоровья компании.
-
Планирование денежных потоков: важный аспект, позволяющий оценить способность компании генерировать наличные средства для поддержки своих операций, инвестиций и роста.
Система контроля в рамках бизнес-плана:
Ключевым компонентом эффективного бизнес-планирования является разработка контролирующего механизма, который помогает менеджменту отслеживать прогресс к достижению целей. Этот механизм должен включать:
-
Контрольные точки: ключевые показатели, по которым оценивается ход выполнения бизнес-плана. Это могут быть как финансовые, так и нефинансовые показатели, такие как уровень удовлетворенности клиентов или темпы внедрения новых технологий.
-
Промежуточные отчеты: регулярные финансовые и другие отчеты, позволяющие идентифицировать прогресс к достижению целей. Эти отчеты помогают выявить отклонения от плана и принять корректирующие меры при необходимости.
Корректировка бизнес-плана:
Контроль выполнения бизнес-плана позволяет определить необходимость внесения изменений или корректировки действий менеджмента. Основным критерием для корректировки является существенная разница между реальными достижениями компании и целевыми показателями, установленными в плане. Корректировка может включать изменение основных предположений, стратегии или даже целей предприятия на планируемый период.
Бизнес-план проекта:
Успешные малые и средние предприятия (МСП) характеризуются своей способностью постоянно генерировать новые идеи и превращать их в успешные проекты. Бизнес-план проекта является ключевым инструментом в этом процессе. Он включает:
-
Поиск конкурентоспособной идеи: выявление уникального предложения или решения, которое может обеспечить компании конкурентное преимущество на рынке.
-
Тщательная разработка идеи: анализ жизнеспособности идеи, оценка ее практического применения и потенциального воздействия на бизнес.
-
Поиск необходимых ресурсов: определение людских, финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации проекта.
-
Практическая реализация проекта: создание системы управления проектом, включающей четкие цели, задачи, сроки и распределение обязанностей.
Бизнес-идея:
Бизнес-идея представляет собой форму отражения в мыслях явлений объективной действительности, объединяющую опыт прошлого развития и осознание целей дальнейшего преобразования бизнеса. Новые бизнес-идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих потребностей населения или в динамичных сферах деятельности. Важно не ограничиваться только реальными целями, основанными на прошлом опыте, так как окружающий мир постоянно меняется. Под перспективную идею могут быть предоставлены кредиты и ресурсы, она является «технологическим толчком» инновационного процесса.
Классификация бизнес-планов проектов:
Бизнес-планы проектов могут различаться по многим параметрам, включая сферу применения (техническая, организационная, экономическая и т. д.), масштаб (мелкие, средние или крупные), длительность (краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные) и состав участников.
С точки зрения методических особенностей важно выделить инвестиционные проекты. Инвестиционные проекты обычно связаны с вложением средств в различные сферы деятельности с целью получения прибыли. В эту группу проектов входят инновационные проекты, обеспечивающие эффективное решение конкретных научно-технических задач или проблем, ведущих к инновации.
Целевые бизнес-планы:
В процессе управления бизнесом менеджменту часто приходится принимать жизненно важные решения на основе тщательно подготовленных бизнес-планов. Написание таких планов требует творческого подхода и глубокого понимания общих методических принципов бизнес-планирования.
Анализ практики применения различных видов бизнес-планов показывает следующие направления их использования в процессе принятия управленческих решений:
• антикризисное планирование — бизнес-планы, направленные на предотвращение банкротства предприятия и выход из кризисной ситуации, включая выбор и обоснование варианта санации компании-банкрота;
• планирование совместной деятельности — бизнес-планы, используемые для организационно-финансового обоснования создания совместных предприятий, в том числе на основе франшизы. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских компаний, совместно планировать развитие связанных фирм, производящих взаимодополняющие продукты;
• планирование структурных преобразований — бизнес-планы, необходимые для принятия решений о слиянии или поглощении предприятий, создании стратегических бизнес-единиц и других подобных действиях;
• планирование разовых финансовых операций и коммерческих сделок — бизнес-плана купли-продажи предприятия или его части, осуществления крупнооптовых поставок, выпуска ценных бумаг и т. п.;
• принятие других управленческих решений — например, заключение выгодных соглашений и договоров, привлечение известных специалистов для работы в компании и так далее.
Одной из самых сложных задач при создании этих бизнес-планов является определение оптимальной структуры и логики представления информации. Главным критерием здесь является решение конкретной управленческой задачи в рамках данного бизнес-плана.
2. Анализ создаваемой организации
2.1 Характеристика организации
Проектируемая организация будет иметь формат галереи. Галереи организуют выставки произведений искусства ( картинки, скульптуры и т. д.) в своих помещениях с целью их продажи и получают комиссию от реализации.
Галерея выступает посредником между творческим человеком и бизнесом, она помогает адаптировать художника к реальной жизни и наоборот — приносит пользу как художнику, так и потенциальному покупателю искусства. Однако работа галереиста в России имеет свои сложности. В то время как в Европе и Америке основной задачей является убеждение клиента в уникальности представленных художников, в России галереист должен объяснить покупателю, что такое искусство вообще, зачем его коллекционировать и почему современное искусство так отличается от того, что было популярно в детстве.
Открытие галереи поможет решить проблему недостаточного количества выставочных залов в Новосибирске. В нашем городе всего 8 таких площадок, тогда как в Санкт-Петербурге их более 40, а в Екатеринбурге — около 30.
Существование художественного рынка напрямую зависит от наличия среднего класса. Сначала средний класс инвестирует деньги в недвижимость, автомобили и ценные бумаги. Затем он начинает приобретать произведения искусства. Однако ценовая политика является одной из главных трудностей для участников художественного рынка в России. Покупатель часто предпочитает старое искусство, поскольку оно проверено временем. Это приводит к перекосу в ценах на рынке. Например, художники из Нидерландов, которые очень популярны в Европе, стоят дороже здесь, несмотря на то что их работ много и они доступны. Нужно уметь объяснить потенциальным покупателям, почему лучше инвестировать в современного художника, чем приобретать проверенное временем искусство.
Конечно, для начала работы такой бизнесу потребуется тщательный анализ рынка искусства: какие произведения востребованы в данный момент и какие перспективы развития существуют? Какие художники работают в Новосибирске? Существуют ли подобные проекты и как они развиваются?
Реализация художественного проекта требует четкого определения его идеологических и культурных устремлений, а также сбора информации о художниках в выбранном городе.
Начальный капитал должен охватывать расходы на аренду помещения, оплату труда персонала и рекламные кампании. Арт-галерея должна располагаться в удобном месте с хорошим доступом и близостью к другим развлекательным заведениям: кафе, ресторанам, кинотеатрам. Необходимо уделить особое внимание освещению и вентиляции помещений. Уютная атмосфера и достаточное количество света сделают посещение галереи более привлекательным для потенциальных покупателей.
Галерея — это не только выставочные пространства, но и идеи, экспозиции, реклама и продажи. Создание интересной выставки требует участия нескольких специалистов: кураторов, которые помогут с размещением экспонатов, نویسندگان текстов для каталогов и пресс-релизов, а также сотрудников по продажам, способных наладить контакт с клиентами.
Грамотное расположение экспонатов в галерее имеет огромное значение. Каждый объект должен быть выгодно представлен, ни один из них не должен выделяться или теряться на фоне других работ.
Реклама — важный компонент успеха. Информирование потенциальных покупателей через буклеты, статьи в газетах и журналах, а также онлайн-сервисы города и сотрудничество с телевидением значительно повысит вероятность успешной выставки. Опыт написания пресс-релизов и работы со СМИ будет ценным активом для продвижения галереи.
Продажи — ключевой аспект любого художественного проекта. Умение общаться с покупателями, представлять искусство и убеждать в его ценности — это настоящее мастерство. Персонал галереи должен иметь соответствующее образование, например, диплом культуролога или искусствоведа. Молодые специалисты, стремящиеся получить опыт работы и не требующие высокой зарплаты, всегда готовы учиться на последних курсах вузов.
На начальном этапе галерея может предложить свои услуги любому клиенту. В будущем, когда галерея приобретет известность и репутацию, можно будет экспериментировать с продажей билетов. Это позволит контролировать посещаемость и отсекать непредставленных покупателей. Однако в начале пути продажа билетов может отпугнуть потенциальных посетителей, которые не готовы платить за искусство.
Искусство — это уникальный товар, который трудно продвинуть с помощью традиционных маркетинговых стратегий. Его продвижение требует создания художественной среды, способствующей признанию и ценности автора на рынке. По мере роста авторского рынка в России растет и его значимость, что приводит к повышению стоимости произведений искусства, включая ранние работы известных художников. Однако отсутствие рейтингов художников и выраженной иерархии в российской маркетинговой среде создает сложности для понимания российского современного искусства на Западе. До недавнего времени отношения между российскими художниками и зарубежными арт-дилерами строились как поставка необработанного сырья, с ценовыми рамками от 3 до 7 тысяч долларов за работу, в то время как цены на ведущих западных художников могут начинаться от 70 тысяч долларов.
Галерея, которую вы планируете создать, будет уникальной организацией, посвященной современному искусству. Концепция галереи включает работу с самыми разными техниками и жанрами: живописью, фотографией, графикой, скульптурой, объектами, инсталляциями и мультимедиа. Мы сосредоточимся на универсальных авторских проектах, которые позволяют не только демонстрировать качественные произведения искусства, но и отражать уникальный художественный взгляд на быстро меняющийся мир.
Актуальность проекта очевидна в его связи с Настоящим, Прошлым и Будущим.
Настоящее представляет собой активную современную художественную сцену, включающую признанных художников, участвующих в крупных национальных и международных проектах, чьи работы выставляются в частных коллекциях и музеях.
Прошлое — это уже установившиеся классические тенденции современного искусства 1960-1990-х годов, которые по-прежнему актуальны и создают качественную основу для продолжения диалога об искусстве. Многие произведения из этого периода уже находятся в музейных собраниях и частных коллекциях, но процесс их интерпретации и включения в музейные пространства продолжается, что делает это направление актуальным для галереи.
Будущее — это молодые художники, только начинающие свой творческий путь и обладающие интересным потенциалом. Мы сосредоточимся на поддержке и продвижении этих авторов, чтобы помочь им найти свою нишу в современном искусстве.
Таким образом, галерея будет стремиться к созданию многогранного арт-пространства в центре Новосибирска, которое будет посвящено современному искусству, а также классическим направлениям в фотографии, моде, кино и театре.
Мы предлагаем следующие направления деятельности:
-
Арт-агентство: помощь в поиске, создании, продаже и аренде произведений искусства.
-
Организация мероприятий, соответствующих формату галереи, включая аукционы и презентации.
-
Мастер-классы с известными мастерами.
-
Студия живописи.
-
Перформанс-направление.
-
Арт-фестивали.
Первые два направления являются основными для нас.
Галерея будет уникальным местом в Новосибирске, посвященным современному творчеству и новым тенденциям в искусстве. Наша задача — открывать новые имена и поддерживать уже признанных художников в новом свете. Мы также стремимся к «просеканию» действительности через искусство, используя различные темы, формы и стили, включая и поп-культуру, до которой мы добираемся через тришный подход.
Анализ внешней среды организации:
Любая организация имеет свои преимущества и недостатки, и важно уметь оптимизировать свою деятельность, учитывая эти факторы. Внешние факторы могут как помочь, так и помешать успеху организации. Поэтому важно их анализировать и использовать в своих интересах.
Для анализа внешней среды мы используем следующие методы:
- PEST-анализ (политические, экономические, социальные и технологические факторы):
- Политические: стабильная политическая ситуация в регионе и стране способствует развитию искусства и культуры.
- Экономические: наличие среднего класса и растущий спрос на искусство указывают на потенциал для развития художественного рынка.
- Социальные: культура города и интерес к искусству населения.
-
Технологические: использование цифровых технологий для продвижения произведений искусства и взаимодействия с аудиторией.
-
SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы):
- Сильные стороны: опытный персонал, уникальная концепция галереи, потенциал развития художественного рынка в Новосибирске.
- Слабые стороны: ограниченные финансовые ресурсы, конкуренция со стороны других галерей и художественных пространств.
- Возможности: растущий спрос на искусство со стороны населения, возможность сотрудничества с международными галереями и художниками.
-
Угрозы: нестабильность художественного рынка, возможное изменение вкусов аудитории.
-
Исследование конкурентных характеристик конкурентов:
- Анализ галерей в Новосибирске и других городах России: их сильные и слабые стороны, стратегии продвижения, аудитория и предложения.
Арт-рынок в России медленно, но верно развивается, и у него большой потенциал. Новосибирск — крупный город с растущим населением, что означает возможный высокий спрос на произведения искусства. Если каждая семья приобретет хотя бы одну картину, это приведет к значительному объему продаж. Однако динамика рынка напрямую связана со стабильностью общества и образованием среднего класса с эстетически образованными предпринимателями.
Нью-Йорк, крупнейший арт-рынок в мире, имеет около 10 000 художников. В Новосибирске также много художников, которые создают произведения искусства: члены Союза художников, свободные художники, выпускники художественных училищ и школ. Таким образом, если учесть разницу между спросом и предложением, можно говорить о потенциале развития художественного рынка в городе.
Коллективный портрет покупателя, формирующего спрос, можно примерно так описать: на три четверти он состоит из «стихийной» массы, в основном предпринимателей и государственных служащих (рисунок 1 «Социальный состав покупателей произведений искусства»). Большинство приобретений картин совершаются спонтанно, единично и преследуют утилитарно-подарочные цели. Страстных коллекционеров, которые систематически собирают произведения искусства, можно пощупать по пальцам. Коллекционирование — почти исключительно мужское занятие. За последние пару лет заметно выросло число покупателей-любителей. Раньше в галереях и на аукционах доминировали женщины: они составляли до 70% покупателей. Теперь же половину приобретателей составляют мужчины.
И, конечно же, есть художники, которые создают произведения искусства, но вопрос возникает: почему рынок произведений искусства в Новосибирске не развивается? Почему в крупнейшем городе Сибири не может сформироваться полноценный арт-рынок с четкой структурой, подобной западной?
Для более глубокого анализа внешней среды организации мы используем метод PEST-анализа (политика, экономика, общество, технологии), результаты которого представлены в таблице 1:
Факторы PEST-анализа | Действия |
---|---|
Политика | 1. Федеральные реформы в области поддержки культуры и искусства (Федеральные ЦП). 2. Мировой экономический кризис. 3. Изменение уровня жизни населения. 4. Инвестиционный климат в творческой индустрии. 5. Внесение изменений в законодательство о деятельности юридических лиц. |
Экономика | 1. Муниципальные программы в области культуры и образования (Областные ЦП). 2. Сотрудничество США и России в сфере искусства. 3. Конкурсы и гранты Министерства Культуры. 4. Поддержка малого бизнеса в России. |
Общество | 1. Изменение потребительских предпочтений. 2. Изменение базовых ценностей потребителей. 3. Изменение уровня и стиля жизни населения. 4. Изменение структуры доходов и расходов населения. 5. Появление новых тенденций в искусстве и культуре. 6. Изменение ситуации на рынке труда. 7. Влияние СМИ. |
Технологии | 1. Изменение систем оценки квалификации сотрудников. 2. Использование более совершенных технических средств для внутреннего управления галереей. |
Далее мы рассмотрим влияние каждого фактора и наши действия, основанные на этом анализе:
Как известно в последние 30 лет большое влияние на арт-рынке приобрело США. Взять хотя бы Нью-Йорк — законодатель в мире актуального искусства, его доля в суммарном обороте крупнейших мировых аукционов составляет примерно 46,5%. Он соперничает с Лондоном и Парижем, и является признанным лидером в направлениях живописи импрессионизма, модернизма и современного искусства, именно те направления, которые интересны для нашей галереи [1].
Так как формат нашей галереи совпадает именно с направлением, на котором специализируется американский арт-рынок, то немало важным может являться разработка между Россией и США ряда совместных проектов в области культуры и искусства [14].
Этот момент весьма актуален, поскольку заметным движущим фактором регионального арт-рынка являются иностранные коллекционеры. У некоторых художников в списке «мест проживания» их работ больше иностранных городов, чем отечественных. Основной мотив интереса иностранных коллекционеров — не столько местная экзотика, сколько соотношение приличного качества картин и их относительно низкой стоимости по сравнению с заграничными аналогами. Это обстоятельство позволяет получать высокий процент прибыли.
Далее, в случае действий со стороны федеральных или муниципальных властей в области культуры и искусства, наша организация может получить ценную поддержку. → Необходимо отслеживать все изменения в данной области, чтобы не пропустить розыгрыша грантов и просто не упустить свою выгоду в какой бы то ни было ситуации. Необходим постоянный мониторинг — основная информация доступна на сайте Департамента культуры Новосибирской области [6].
Для участия в конкурсе социально-значимых проектов, в рамках проектов направленных на создание условий для повышения образовательного уровня различных уровней населения, нужно организовать благотворительные выставки, а также мастер классы для детей. Это повысит узнаваемость галереи и её имидж [17].
Немаловажным является также участие в конкурсах на выделение грантов Министерством культуры, например конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» [9].
Также, т.к. галерея является предприятием малого бизнеса, также необходим постоянный мониторинг реформ в этой области. Для г. Новосибирска актуален сайт «Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса» [2]. Основными документами поддержки малого и среднего бизнеса являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы»;
Городская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске на 2008-2010 годы».
Т.к. предполагаемая организационная форма галереи ООО негативным моментом является увеличение минимального уставного капитала [19].
«Экономика»: «В мире существует множество экономических теорий и моделей, которые пытаются объяснить сложные процессы, происходящие в экономике. Однако одна из наиболее влиятельных и широко признанных теорий — это теория общего равновесия, разработанная экономистом Полом Самуэльсоном. Эта теория предлагает комплексное видение экономики как системы взаимосвязанных рынков, где цены и количества товаров определяются на основе спроса и предложения.
Теория общего равновесия основана на концепции «рыночного равновесия», которое достигается, когда количество товара, который хотят купить потребители, равно количеству, которое хотят продать производители по определенной цене. Эта теория предполагает, что экономика может достичь стабильного состояния, в котором удовлетворяются все потребности и желания участников рынка без излишеств или дефицита.
Самуэльсон и его сторонники считают, что рынок — это эффективный механизм распределения ресурсов, позволяющий обществу достигать оптимального распределения товаров и услуг при условии отсутствия внешних факторов и совершенной информации. Однако критики указывают на то, что реальные рынки часто далеки от идеала, и существуют такие явления, как монополия, внешние эффекты и асимметричная информация, которые могут нарушить равновесие и привести к неэффективности.»
В данный момент наблюдается постепенный выход из финансового кризиса, а также положительная динамика ВВП (до 3,5%) [15]. Это может помочь плавному притоку инвестиций.
Возможности ценовой политики и поддержка малого бизнеса:
С развитием российской экономики растет уровень жизни населения, что открывает перспективы для оптимизации ценовой политики. Компании могут позволить себе устанавливать более высокие цены на свои услуги, основываясь на увеличении прибыли. Стабилизация и рост экономики тесно связаны с поддержкой малого и среднего бизнеса, что приводит к созданию новых рабочих мест и стимулирует финансовую устойчивость организаций.
Рост спроса на произведения искусства среди россиян объясняется двумя основными факторами: социальным статусом и инвестированием средств в искусство как в актив. Эксперты отмечают, что в настоящее время все больше людей выбирают искусство именно как инвестиционный инструмент, что может привести к изменению рынка искусственных цен.
Стимулы и бонусы для нашей организации:
- Финансовая устойчивость благодаря оптимизации ценовой политики и поддержке малого бизнеса.
- Возможность повышения уровня жизни населения и подтверждения социального статуса через инвестиции в искусство.
Таким образом, развитие российской экономики создает благоприятные условия для роста спроса на предметы искусства и предоставляет возможности для оптимизации ценовой политики, что положительно влияет на финансовую устойчивость организаций и поддерживает малый бизнес.
Объем антикварного рынка в России, по оценкам экспертов, составляет порядка $700 млн. — 1 млрд. в год. На сегодняшний день произведения искусства и антиквариата являются одним из самых надежных и высокодоходных способов размещения капитала: их доходность в год превышает 15% [8].
Потенциальными работниками галереи являются выпускники художественных ВУЗов, в Новосибирске наиболее престижным заведением выпускающим таких специалистов является НГАХА. Возможно сотрудничество с Отделом содействия трудоустройству, который поможет подобрать необходимых специалистов [11].
Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, как привлечь покупателей к произведениям искусства и повысить престиж покупки произведений искусства среди населения России. Для этого необходимо укрепить «любовь к культуре» и сделать приобретение произведений искусства престижным и привлекательным для разных слоев населения. Ключом к достижению этой цели является эффективная реклама и активное освещение в средствах массовой информации.
Плюсы:
— Низкие требования к заработной плате у данной категории работников, что позволяет нанимать персонал с разным уровнем квалификации.
— Гибкость и готовность обучаться, что важно для быстро меняющейся художественной индустрии.
Целевая аудитория:
В России наблюдается тенденция к открытости на западные ценности, включая инвестиции в искусство. Целевая аудитория включает как простых граждан, так и более состоятельных покупателей. Для людей, которые ценят приобретение произведений искусства для демонстрации своего статуса, эффективна реклама в глянцевых журналах о стиле жизни (например, «Дорогое удовольствие»). Освещение в основных печатных изданиях также поможет повысить известность галереи и привлечь внимание целевой аудитории.
Технологии:
Использование новых технологий повышает эффективность работы и прибыль компании. Например, компьютеризация, обучение персонала через интернет и улучшение технической базы позволяют не только повысить квалификацию сотрудников, но и проводить мониторинг рынка, отслеживая последние тенденции в искусстве. Это важно для принятия информированных решений о покупке произведений искусства и поддержания актуальности галереи.
Анализ внутренней среды:
Важно понимать технологии создания произведений искусства, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. В современном мире, помимо традиционных технологий, добавилась еще одна — технология продажи. Успешный бизнес в сфере искусства зависит от умение представить произведение так, чтобы оно привлекло покупателя. Определение целевой аудитории и понимание того, что они ценят, имеет ключевое значение для разработки стратегии продаж.
Средняя статистика по провинциям позволяет составить портрет типичного покупателя произведений искусства: это женщина (60%) в возрасте от 40 до 50 лет, имеющая высшее образование и любящая живопись как форму самовыражения. Это означает, что стратегия продаж должна быть направлена на привлечение женщин среднего возраста с высоким уровнем образования.
Форма продажи также зависит от предпочтений покупателя. В данном случае рекомендуется использовать клубное пространство, игры или моноспектакли, которые создают атмосферу развлечения и интриги. Покупатель, скорее всего, доверит своему вкусу, а не эксперту при принятии решения о покупке.
Анализ жанра показывает, что наиболее популярными являются пейзажи (72% продаж), жанровые работы (15%), графика (4%) и абстракция (5%). Мелкая пластика занимает 4% продаж.
Наиболее эффективным способом продажи остаются аукционы. Аукционы привносят элемент азарта, соревнования и непредсказуемости, что делает процесс покупки захватывающим для некоторых покупателей. Аукционные цены отражают рыночную стоимость произведений искусства, и они могут значительно варьироваться в зависимости от спроса и предложения.
Внутренняя среда галереи:
Учитывая все вышеизложенное, галерея может строить свою внутреннюю стратегию на основе понимания целевой аудитории и рынка. SWOT-анализ (сила, слабости, возможности, угрозы) позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы в внешней среде. Это поможет галерее разработать эффективную стратегию для достижения своих целей и повышения конкурентоспособности на рынке искусства.
Возможности (O)
О1: Повышение интереса населения к современному искусству и «экзотическим» его направлениям.
О2: Желание потребителей вкладывать свои средства в искусство.
О3: Большое количество авторов, желающих сотрудничать.
Сильные стороны (S)
С1: Уникальный формат галереи.
С2: Постоянный мониторинг рынка и расширение клиентской и авторской базы.
С3: Грамотное расположение и уютная атмосфера.
О4: Сотрудничество с ведущими музыкальными и художественными коллективами и учреждениями в городе.
О5: Наличие ниши на рынке.
О6: Финансовая, материальная и рекламная поддержка со стороны муниципалитета, культурных учреждений, а также гранты и бонусы за организацию конкурсов и выставок.
О7: Активное участие в культурной жизни города и области.
О8: Посткризисное снижение цен на арендуемые площади.
О9: Большое число молодых специалистов на рынке труда.
С4: Масштаб и формат галереи, не имеющей аналогов в городе.
С5: Собственные помещения.
С6: Сотрудничество с молодыми специалистами, что обеспечивает постоянный приток новых идей.
Угрозы (T)
Т1: Негативные последствия финансового кризиса.
Т2: Наличие на рынке большого количества организаций-конкурентов, в том числе государственных.
Т3: Снижение спроса на предметы искусства.
Т4: Неготовность потребителей вкладывать свои средства в искусство.
Т5: Появление нового лидера на рынке, способного привлечь больше авторской базы и посетителей.
Т6: Переманивание сотрудников со стороны конкурентов.
Слабые стороны (W)
В1: Нестабильное финансовое состояние в краткосрочном периоде.
В2: Отсутствие собственных средств для финансирования проектов.
В3: Отсутствие прочных, налаженных связей с авторами.
В4: Зависимость от авторов и их сотрудничества.
В5: Малая известность и неузнаваемость на рынке.
В6: Нет налаженных информационных каналов для продвижения галереи.
В7: Высокая текучесть персонала, вовлеченного в творческую деятельность.
Анализ возможностей и угроз (SWOT)
Рассматривая выход на рынок, необходимо учитывать следующие факторы:
- Сложности с привлечением доверия покупателей и авторов из-за уникального формата галереи.
- Потенциал для финансового кризиса и его негативное влияние.
- Наличие конкурентов, особенно государственных организаций.
- Возможность снижения спроса на искусство.
Основные цели:
- Внедрение gallery «Mari! Mari!» как уникального проекта с широким спектром выставок и мероприятий.
- Привлечение авторской базы и посетителей, несмотря на конкуренцию.
Альтернативы:
Альтернатива 1 (А1):
Цель | Стратегия | Ожидаемые результаты |
---|---|---|
А1 | Работа с уже сформированным сектором рынка, позиционирование как уникальной галереи. | Позитивное восприятие посетителями, нейтральный экономический фактор. |
Альтернатива 2 (А2):
Цель | Стратегия | Ожидаемые результаты |
---|---|---|
А2 | Создание сегмента рынка, работа с авторами и персоналом, глобальная подготовка кадров, рекламная кампания. | Успешное внедрение gallery «Mari! Mari!» на рынок, положительное влияние экономической ситуации. |
Таким образом, анализ SWOT-анализа показывает, что gallery «Mari! Mari!» имеет потенциал для успешного выхода на рынок при правильном подходе к стратегии и целевому позиционированию.
Внутренняя среда:
— Сильные стороны: наличие уникальной концепции и формата галереи, направленность на широкий спектр направлений искусства.
— Слабые стороны: недостаточный опыт по сравнению с конкурентами, ограниченная специализация.
Внешняя среда:
— Возможности: высокий потенциал развития благодаря уникальности галереи и ее способности привлекать авторов и посетителей.
— Угрозы: наличие уже существующих галерей в Новосибирске, которые имеют более широкий круг контактов и опыт работы на рынке.
Стратегия:
— Укрепление позиций на существующих нишах, развитие связей с авторами и другими деятелями искусства для создания уникальной авторской среды галереи.
— Информирование потребителей о концепции и уникальности галереи через эффективную рекламную кампанию, акцентируя внимание на том, что подобная галерея в Новосибирске еще не существует.
— Постоянный поиск новых авторов, соответствующих концепцию галереи, и привлечение молодых специалистов для развития их навыков с помощью программ повышения квалификации.
— Мониторинг рынка для получения своевременной информации, необходимой для поддержания конкурентоспособности.
— Создание и поддержание имиджа галереи как уникального места в Новосибирске, привлекающего как авторов, так и посетителей.
Таблица 4:
— О2, О3-S2: создание клиентской и авторской базы, информирование о концепции и ее уникальности, разработка индивидуальных программ работы с авторами и клиентами.
— O1-W5, O10-W7: развитие рекламной кампании и формирование корпоративной культуры для повышения лояльности персонала.
Угрозы:
— T4-S1: повышение уровня доверия и внимания со стороны клиентов благодаря масштабной рекламе и акценту на уникальность галереи.
— T6-S6: отслеживание удовлетворенности посетителей и сотрудников, разработка должностных инструкций для снижения текучести кадров.
Стратегия по развитию рынка:
— Делать ставку на рекламные кампании с акцентом на уникальность галереи и ее концепцию.
— Организовывать различные мероприятия, такие как благотворительные выставки и аукционы, получать гранты от муниципалитета для привлечения внимания к галерее.
Анализ конкурентов (таблица 5):
Конкурентное преимущество: опыт работы, специализация.
Конкурентное отставание: ограниченная специализация, недостаток авторов и связей в мире искусства Новосибирска.
Выводы:
— Необходимо сосредоточиться на уникальности галереи и ее способности привлекать авторов и посетителей с помощью эффективной рекламной кампании.
— Развивать связи с авторами и другими деятелями искусства для создания сильной авторской среды.
— Инвестировать в программы повышения квалификации молодых специалистов, привлекая их к работе в галерее.
Создание уникальной ниши на рынке с помощью галерейного формата позволит укрепить позиции компании и выделиться среди конкурентов. Однако основными препятствиями для выхода на рынок станут значительные капитальные вложения и недостаток связей в творческих кругах.
Для укрепления своей позиций на рынке компания должна инвестировать в эффективную рекламную кампанию, которая будет отличать ее от конкурентов и привлекать внимание целевой аудитории. Это станет ключевым фактором успеха и поможет получить известность, что, в свою очередь, станет конкурентным преимуществом.
3. Разработка бизнес-плана для малого предприятия в сфере современного искусства: арт-галереи
3.1 Концепция бизнеса
Предлагаемая организация представляет собой галерею современного искусства, направленную на популяризацию современности среди масс. Ключевая идея заключается в сочетании «музейности» и активного коммерческого подхода к продажам произведений искусства. В отличие от музеев, галереи обычно занимаются активной продвижением и сбытом произведений искусства.
Основная цель — привлечь покупателей, которые могут позволить себе инвестировать в искусство, что является отражением их успеха и вкуса. Галерею также будет отличать отсутствие сувенирной продукции, что может отпугнуть серьезных художников и не соответствовать их ценностям и ценообразованию.
Таким образом, галерея позиционируется как художественно-культурное пространство, которое фокусируется на поиске, сборе и демонстрации ценных произведений современного искусства, раскрывая перед публикой их культурную и художественную значимость. Цель — превратить произведение искусства в «символический капитал», то есть придать ему соответствующую ценность, которая будет отражена в его продажной стоимости.
3.2 Маркетинговая стратегия
Маркетинговые усилия направлены на активизацию процесса продажи товаров и создание благоприятных условий для продвижения продукта на рынке. Успех бизнеса во многом зависит от эффективности маркетинга.
Основные элементы маркетинговой стратегии включают:
- Схема распространения товаров: определение каналов сбыта, включая онлайн и офлайн платформы.
- Цели и стратегия маркетинга: установление конкретных целей по продаже товаров, проникновению на новые рынки и привлечению новой клиентуры.
- Стратегия ценообразования: определение ценовой политики на основе качества продукта, конкурентного анализа и уникальных особенностей товара (например, экологической чистоты).
В данном проекте возможная цена устанавливается с учетом особых достоинств товара, таких как его уникальность, модность и эстетическая привлекательность.
Необходимо также определить цели рекламы и необходимые для этого расходы. Реклама является ключевым аспектом в работе галереи, поэтому необходимо обеспечить эффективное информационное воздействие на целевую аудиторию с помощью различных каналов, включая телевидение, прессу и наружную рекламу.
Основная часть жителей Новосибирска не осведомлена о своей культурной наследии из-за отсутствия специализированных средств массовой информации, которые бы информировали о достижениях местных художников и музыкантов. В частности, в городе нет телевизионного канала, посвященного созданию и трансляции образовательных программ об деятелях культуры, включая искусство. Новости сегодня представлены скудными событиями, не привлекающими массового зрителя. Тем не менее, телевидение является одним из наиболее актуальных видов художественной культуры в современном мире. Это синтетический вид культуры: оно выступает как средство массовой информации, так и форма искусства одновременно. Кроме того, телевидение можно считать серьезным идеологическим инструментом, необходимым для поддержания высокого культурного уровня, которого Новосибирску пока не хватает.
Реклама будет размещаться в печатных изданиях, которые ассоциируются с успешностью и роскошью, что позволит галерее эффективно продвигать свои картины. Расходы на рекламу могут варьироваться, поэтому мы возьмем средние значения. Стоимость реклами в некоторых популярных газетах представлена в Приложении Б. Примерный бюджет рекламной кампании в месяц приведен в таблице 6.
Таблица 6 — Бюджет рекламной кампании
№ п/п Название рекламного мероприятия Сумма (рубли)
1 2 3
Свежие комментарии