История мобильных кафе
Передвижные закусочные появились в начале ХХ века в Техасе — для сезонных рабочих на фермах и перегонщиков скота. Прообразом современных фуд-траков считается фургон Уолтера Скотта. В 1872 году он парковался перед офисом местной газеты в Провиденсе: журналисты часто работали по ночам и регулярно выходили за закусками.
Российский опыт
В России мобильные закусочные стали популярны только в начале 2010-х. В 2013 году в Москве появился фургон Durum-Durum, в котором продавали шаурму. Его запустили бывшие банковские работники Денис Пугач, Александр Грабко и Карен Исаджанян.
Оборудование
На eBay предприниматели купили за 10 тысяч долларов фургон американской марки Airstream. На растаможивание и транспортировку они дополнительно потратили пять тысяч доллары. Трак доставили в порт, дальше переправили на кораблях в Германию и оттуда — в Санкт-Петербург.
Запуск
На покупку оборудования предприниматели потратили 225 тысяч рублей. Запуск обошёлся им примерно в 720 тысяч рублей. Ещё до того, как начал работать первый фуд-трак, основатели Durum-Durum дополнительно приобрели три фургона — каждый из них обошёлся примерно в 700 тысяч рублей.
Работа
Бизнесмены работали втроём, готовить учились самостоятельно. На фестивали нанимали дополнительных поваров. В одном фуд-траке находилось четыре человека, считая самих предпринимателей.
Результаты
Весной 2013 года вагоны появились в парках им. Баумана и им. Горького — предпринимателей привлекло то, что эти места находятся в центре столицы. Ещё один фуд-трак разместили на парковке делового центра «Москва-Сити» — туда основателей пригласила администрация, узнавшая о Durum-Durum через знакомых.
Питание
По словам Дениса Пугача, весной и осенью на фестивалях и маркетах мог быть постоянный поток посетителей, но из-за плохой погоды клиентов не было. Два сезона подряд предприниматели работали в минус. Сумму убытков Денис не раскрывает.
Результаты
В парках больше всего клиентов появлялось в декабре и январе (из-за новогодних праздников) и в мае — благодаря отпускам и каникулам. На территории «Москва-Сити» были прибыльны будни, однако там возникли сложности с парковкой.
Переход на традиционный формат
Пять лет назад владельцы Durum-Durum решили вернуться к первоначальной идее. Они продали фуд-траки и открыли кафе на Бауманской улице. По словам Дениса Пугача, запуск обычной точки оказался не дороже открытия фуд-трака.
Мнение Павла Тряпичкина
«Бизнес на колёсах подходит тем, кто готов к нестабильному заработку: всё зависит от мероприятий, которые вы посетите, и погоды», — комментирует предприниматель.
Фуд-трак «Белки и углеводы» продолжает свою работу, но только на временных мероприятиях. Основными расходами являются затраты на аренду места. Например, на фестивале «О, да! Еда!» в 2019 году стоимость аренды составила 70–80 тысяч рублей за два дня. Ожидаемая выручка составляет 100–150 тысяч рублей, а прибыль — 60 тысяч.
Угнаться за красотой
Мобильный бизнес в сфере услуг также может быть перспективен. Например, салон красоты или барбершоп. Такой бизнес был основан в Севастополе парикмахером Дмитрием Богдановым в 2018 году.
Для запуска проекта Дмитрий купил подержанный грузовик Mercedes за 200 тысяч рублей, сделал брендирование за дополнительные 12 тысяч, а на покупку оборудования и мебели потратил около 200 тысяч рублей. Бизнес окупился через восемь месяцев. У Дмитрия уже была клиентская база с его предыдущего места работы в обычном салоне, что также способствовало успеху проекта.
За первый месяц после запуска количество заказов удвоилось благодаря тому, что барбершоп сам рекламировал себя во время своих поездок по городу. Кроме того, положительную роль сыграло сарафанное радио. Сейчас парикмахер ежедневно обслуживает не менее пяти человек и ежемесячно видит около 150–180 клиентов. Основными расходами являются затраты на бензин: примерно 10 тысяч рублей в месяц. Дмитрий периодически обновляет свои инструменты, но за два с половиной года он потратил всего 12 тысяч рублей на это.
Похожая идея возникла у предпринимателей из Архангельска, Степан Нимец и Ольга Пономарёва. Весной 2019 года они приняли участие в конкурсе GAZidea на лучшие идеи мобильного бизнеса. Они предложили открыть первый в стране передвижной маникюрный салон и победили в конкурсе.
Ольга и Степан получили сертификат на годовую эксплуатацию автомобиля «ГАЗель NEXT» и 2000 литров бензина. В то время у них уже был салон Berrynails в одном из торговых центров Архангельска, ежемесячная выручка которого составляла 550 тысяч рублей, а прибыль — 165 тысяч.
Мобильная студия маникюра начала свою работу в ноябре 2019 года. На оборудование и расходные материалы было потрачено около 200 тысяч рублей. В «газели» расположены три маникюрных столика, душевая кабина, вытяжка, телевизор для клиентов и печь для стерилизации.
Первые клиенты появились благодаря контекстной и наружной рекламе, а также акциям в социальных сетях. Владельцы предложили дизайн ногтей в подарок, что привлекло постоянных посетителей их стационарного салона в торговом центре.
Чтобы увеличить количество клиентов, предприниматели начали выезжать в различные районы города. «Поначалу мы приезжали в пригороды Архангельска, но оказалось, что людям удобнее стационарный формат: они сомневаются в гигиене и комфорте мобильного салона. Сейчас мы ездим на центральные улицы, где больше трафика», — говорит Степан Нимец.
Еще одной проблемой стало поиск сотрудников, согласных работать в ограниченном пространстве. Предпринимателям пришлось повысить заработную плату на 20%.
Сейчас мобильная студия выезжает на центральные улицы два раза в неделю и обслуживает около 40 человек ежемесячно. Выручка составляет 30 тысяч рублей, а прибыль — 10 тысяч. Эти показатели не удовлетворяют предпринимателей, но они надеются увеличить количество клиентов и выездов, чтобы достичь ежемесячной выручки не менее 130 тысяч рублей и прибыли в размере 30–40 тысяч.
Согласно условиям конкурса GAZidea, через год предприниматели должны вернуть фургон. Если захотят продолжить бизнес, они могут использовать машину на условиях лизинга или оформить долгосрочную аренду с последующей покупкой.
Как запустить бизнес на колесах
Шаг 1: Записать фургон в ГИБДД
Для вождения микроавтобуса, например Volkswagen Crafter, или легкового автомобиля необходимы права категории В. Если же речь идет о грузовом автомобиле или автобусе, нужны права категории С, а если есть прицеп, то категория BE или CE.
Шаг 2: Получить разрешение на торговлю
Получить разрешение на торговлю у администрации города — это самое сложное для владельца передвижного бизнеса, считает юрист по вопросам интеллектуальной собственности и автор телеграм-канала для предпринимателей «Бизнес-юрист» Алексей Башук. Это разрешение может выдать только администрация города, которая утверждает территориальный план, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов. За соблюдением правил торговли вне помещений следят Роспотребнадзор (СЭС) и полиция, они штрафуют бизнесменов за нарушение правил уличной торговли. Налоговая же организация контролирует незаконную предпринимательскую деятельность.
В России существует ряд препятствий для тех, кто хочет начать бизнес с фуд-траками:
Проблема №1: Отсутствие законодательной базы
В настоящее время в России нет специального законодательства, регулирующего деятельность фуд-траков. Минпромторг разработал законопроект, но он пока не был рассмотрен даже на первом чтении. Этот документ позволит решить вопрос о условиях аренды земли и местоположения фургонов. Авторы предлагают предоставлять места на срок от пяти до семи лет, чтобы минимизировать риск внезапной потери бизнеса из-за изменения условий аренды. Предлагается также создать реестр мобильных торговых объектов, что упростит процесс проверки и обеспечит законность их деятельности.
Шаг 1: Получение разрешения
Чтобы начать работу в фуд-траке, необходимо получить разрешение на размещение мобильного торгового объекта. Для этого владельцу бизнеса потребуется предоставить план размещения или карту, копии документов, подтверждающих его статус индивидуального предпринимателя или юридического лица, свидетельства о регистрации и налогообложении, а также справку об отсутствии задолженности перед бюджетом по налоговым платежам.
Шаг 2: Аренда земли
Владелец фуд-трака должен заключить договор аренды с владельцем земли, на которой он хочет работать. Это может быть администрация города, частная компания или парк. Условия аренды могут варьироваться в зависимости от местоположения и организации, поэтому важно уточнять все детали перед подписанием документа.
Шаг 3: Соблюдение санитарных норм и требований к типу бизнеса
Помимо разрешения на парковку, владелец фуд-трака должен соблюдать санитарные нормы и требования, установленные для конкретного типа бизнеса. Например, владельцы фуд-траков с едой должны следовать правилам гигиены и безопасности пищевых продуктов, иметь необходимое оборудование для приготовления и хранения пищи, а также соответствующую документацию. Кроме того, необходимо оформить все необходимые разрешения и лицензии, в зависимости от типа деятельности (например, продажа алкоголя, организация развлечений и т.д.).
Шаг 4: Защита интеллектуальной собственности
Если вы хотите создать уникальный бренд и дизайн для своего фуд-трака, рекомендуется зарегистрировать его как товарный знак и запатентовать. Это защитит вашу собственность от копирования конкурентами и даст возможность принять правовые меры в случае нарушения.
Шаг 5: Оборудование и технические моменты
Перед запуском фуд-трака необходимо убедиться, что он оснащен всем необходимым для работы. Это включает в себя подключение к водопроводу и канализации (или обеспечение автономной системы), электроснабжение (с возможностью генератора или внешнего питания) и вытяжные зонды для вентиляции. Также важно учитывать требования пожарной безопасности и иметь необходимые разрешения на работу с электрикой и газом.
Шаг 6: Бюджет и стоимость
Стоимость фуд-трака может варьироваться в зависимости от его оборудования, дизайна и типа бизнеса. В среднем, по оценкам экспертов, стоимость создания такого бизнеса составляет около 2 миллионов рублей, включая оснащение, разработку меню, брендирование и регистрацию товарного знака. Срок изготовления также может варьироваться, но обычно составляет около месяца.
В целом, запуск фуд-трака в России требует тщательной подготовки, соблюдения правовых норм и инвестиций. Однако при правильном подходе этот бизнес может принести хорошую прибыль и стать успешным предприятием.
Свежие комментарии