История развития
На протяжении тысячелетий сущест вования человечества по требности людей постоянно менялись. По мере развития цивилизации, запросы человека возрастали и становились более изощренными. Удовлетворение по требностей человека, в большинстве случаев, стоит денег.
Анализ рынка
Бизнес развлечений в развитых зарубежных странах имеет и больший ассортимент в предложении, и более широкую доступность для населения, и более высокую привлекательность с точки зрения качества услуг. В России существует значительный вакуум в сфере про ведения досуга.
Идея проекта
Собственно, заполнение это уже началось. Мы являемся свидетелями распространения ранее неизвестных и недоступных развлечений. Однако, зарубежный опыт свидетствует, что все эти развлечения по своей массовости не идут ни в какое сравнение с автомобильными гонками.
Цель проекта
Отсутствие по добно го зрелища в России указывает на существенную незаполненную нишу на рынке бизнеса развлечений. Это то, о чем широкий зритель слышал и то, что всегда мечтал увидеть; то, чего у нас никогда не было; за что зритель готов платить свои деньги.
Описание проекта
Задачей настоящего бизнес-плана является рассмотрение практической возможности строительства в непосредственной близости от Москвы спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок, например, типа «Nascar», в период 1996-1998 годов и эффективности его последующей эксплуатации.
План реализации
Предлагается создание спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок типа Nascar в ближайшем Подмосковье. Предлагается обеспечить максимальную привлекательность комплекса для жителей близлежащих районов города Москвы путём создания системы услуг, являющихся дефицитными в этих районах, и превращения комплекса в зону отдыха района.
Финансовый план
Планируется основной доход получать за счет продажи билетов на соревнования по автогонкам. Соревнования будут проходить 7-8 месяцев в году за счет строительства стадиона с утепленными трибунами, обеспечивающими максимально комфортные условия для зрителей при любой погоде.
Результаты
Устойчивая реализация билетов будет обеспечиваться: созданием специальной службы по продаже билетов, имеющей широкую сеть пунктов реализации по всей Москве; проведением целенаправленной рекламной кампании по телевидению, радио, в периодической печати, почтовой рассылкой и т.д.; созданием максимально комфортных условий, позволяющих зрителям присутствовать на стадионе при любой погоде; предложением зрителям невиданного доселе, яркого и увлекательного зрелища, организованного в России впервые.
Финансовые ожидания
Как показали расчеты, инвестор получит около 55,0 млн. долл. чистой прибыли за первые три года эксплуатации комплекса. Рентабельность затрат на организацию работы комплекса составляет 362%. Срок возврата первоначальных вложений Инвестора оценивается в 4 года.
Заключение
В заключение надо сказать, что автогонки и авто-бизнес вокруг них чрезвычайно развиты и популярны во всем мире. В России строительство специального стадиона для кольцевых автогонок — это первый шаг, начало большого дела, имеющего громадные перспективы и огромный рынок.
Спортивный и автомобильный комплекс для кольцевых гонок уникален и будет абсолютным монополистом в России, так как аналогов с ревнованием пока нет. Отделения СК, такие как питание, торговля, спортивные и культурные мероприятия, медицинская служба и прочие, несомненно, будут иметь конкурентов в Москве и близлежащих районах.
Таким образом, важно рассмотреть следующие моменты:
Гонки будут проходить по выходным дням один раз в неделю. В остальное время комплекс должен функционировать как торговый центр, место для отдыха, занятий спортом и досуга.
В дни гонок все службы СК будут обслуживать зрителей, специально приходящих посмотреть гонки, со всего Московского региона. Для них здесь будет представлено уникальное зрелище. Это не постоянная аудитория. Она меняется от гонки к гонке в течение года. Прибыль, получаемая от гонок, является незначительной статьей дохода СК.
В период между гонками, в течение недели, посетителями СК будут жители Нового Переделкина. Для них постоянно будут работать рестораны, магазины, бассейны, теннисные корты, пляж, спортивные залы, площадки для игр, лыжная база, бани, сауны, аттракционы и компьютерные игры, дискотека, библиотека, кинотеатр, охраняемые парковки, мастерские по ремонту автомобилей, салоны красоты, диагностические центры, аптеки, перукарни, залы лечебной гимнастики и фитнеса, различные детские спортивные школы.
Все вышеперечисленное либо отсутствует в районе Нового Переделкина, либо является дефицитом в прилегающем к СК микрорайоне. Расположение этих отделов СК в зданиях юго-восточной трибуны, протяженной на 1,2 км вдоль Лукинской улицы, по другую сторону от которой находится жилой район Новый Переделкин, позволит им работать без серьезной конкуренции. Эти объекты органично вписываются в инфраструктуру района, заполняя существующие здесь пробелы. Все это будет способствовать популяризации СК, превращению его в торгово-культурный, спортивный и рекреационный центр района.
Оценка рисков и страхование:
Рассмотрим возможные причины, которые могут повлиять на степень риска планируемого бизнеса:
-
Случаи форс-мажора, связанные со стихийными природными бедствиями.
-
Изменение геополитической ситуации в стране, которая может снизить интерес зрителей к автогонкам или уменьшить инвестиции в проект.
-
Возникновение межнациональных или межрегиональных конфликтов.
-
Организация забастовок, актов гражданского неповиновения или других стихийных или спланированных выступлений определенными слоями населения.
-
Изменения в налоговом регулировании в России.
-
Колебания курса свободно конвертируемой валюты по отношению к рублю.
-
Угрозы, связанные с высокой преступностью в стране.
Вероятность возникновения причины 1 в Москве не выше, чем в других частях мира, и это не является достаточным основанием для снижения коммерческой активности.
Причина 2 возможна и ее вероятность возрастает из-за предстоящих выборов. Несмотря на это, люди всегда нуждаются в отдыхе и развлечениях, поэтому изменение геополитической ситуации вряд ли отпугнет зрителей от стадиона. Однако изменения могут повлиять на владение собственностью, то есть привести к экспроприации.
В настоящее время реальные левые политические силы, действующие в России, исключают всеобщую экспроприацию, вместо этого они предлагают национализацию только криминализированных частных предприятий. Таким образом, вероятность реализации причины 2 не так высока.
Причина 3 в Москве, столице государства, где расположены все государственные учреждения, маловероятна. Наличие подобных конфликтов в других регионах России вряд ли повлияет на посещаемость гонок в Москве.
Причина 4 имеет высокую вероятность. Серьезное влияние на деятельность СК могла бы оказать, например, месячная забастовка работников московского метрополитена. Вероятность такой длительной забастовки в столице близка к нулю.
Возможность возникновения причины 5 чрезвычайно высока. Изменения в налогообложении ожидаются уже давно.
Одна из возможных причин введения нового Налогового кодекса может привести к ухудшению финансового положения объектов культуры и спорта, которым отводится роль спортивного комплекса для автогонок.
Причина 6 проявляется в России ежедневно: централизованный банковский контроль над валютным курсом делает его довольно предсказуемым. Нет оснований полагать, что стабильность валютного курса, которая принесла реальные положительные результаты, изменится. Обвал рубля, подобный «черному вторнику», может негативно сказаться на финансовом положении спортивных комплексов, но эта ситуация не будет долгой, в противном случае она приведет к краху всей экономики страны. Учитывая высокую рентабельность спортивного комплекса и временную природу обвала валютного курса, мы ожидаем, что его влияние на спортивное предприятие будет минимальным.
Причина 7 связана с криминогенной обстановкой в Москве: существует несколько потенциальных угроз. Во-первых, это терроризм; во-вторых, рэкет со стороны преступного мира; и, наконец, коррупция среди государственных чиновников. Однако мы уверены, что при правильном подходе к организации работы этих факторов можно избежать негативных последствий, а даже использовать их в своих интересах.
В заключение следует отметить, что существует возможность страхования финансовых или других рисков, связанных с деятельностью спортивного комплекса. Но, по нашему мнению, это не является необходимостью, так как анализ рисков и прогнозирование показывают высокую рентабельность инвестиций и значительную прибыль с учетом краткосрочного срока возврата первоначальных затрат.
Оценка рынка:
Профессиональные автогонки существуют на Западе уже почти столетие, начиная с появления серийных автомобилей. За 90 лет развития сформировалась целая отрасль развлекательного бизнеса. Высокий интерес зрителей к автогонкам делает их идеальной платформой для демонстрации достижений автомобилестроительных компаний: новых автомобилей, резины, аксессуаров и т.д. Победитель в автогонках привлекает внимание потенциальных покупателей, что способствует росту продаж и прибыли автомобильного бизнеса.
В СССР конкуренция в автоспорте отсутствовала, и это не стимулировало автомобилестроительные компании вкладывать деньги в организацию гонок. Однако в последние годы в Крылатском появились «Гонки на выживание», которые стали альтернативой традиционным автогонкам. Организованные АО «Коррида-А», они проводятся регулярно с начала 1994 года и привлекают все больше зрителей. Цена билета составляет около 4 долларов, и это цена в среднем по рынку, которая может варьироваться в зависимости от валютного курса. Стадион в Крылатском вмещает 8000 человек, и в летний период он полностью заполняется зрителями, которые не могут попасть на гоночную трассу из-за ограниченного количества мест.
Важно отметить, что рост популярности автогонок на выживание в качестве зрелища стал возможным исключительно благодаря устной рекламе со слов участников и зрителей. Несмотря на отсутствие какой-либо системной рекламной кампании и неудовлетворительные условия для зрителей и персонала, популярность этих событий мгновенно возросла. Организаторы столкнулись с необходимостью создания комфортных условий для всех вовлеченных сторон, чтобы поддержать и развить достигнутый успех.
К концу летнего сезона 1994 года организаторы пришли к пониманию, что для дальнейшего развития автогонок необходимо: а) проводить рекламные кампании; б) реконструировать стадион и трассу. Регулярное телевидение под названием «Гонки на выживание», трансляции по кабельному телевидению, а также информация о событиях в журнале «За рулем» оказали огромное влияние на рост популярности этих автогонок среди зрителей.
Компания АО «Коррида-А» планирует построить новую трассу длиной в один километр, установить трибуны для 15-20 тысяч зрителей, построить гостиницу пяти звездного класса, рестораны, кафе и магазины. Общая сумма инвестиций, необходимых для развития этого комплекса, составит около 60 миллионов долларов США. Среди спонсоров и инвесторов проекта — такие компании, как ТВТ, Юникол-76, АО «Логоваз», «Сименс-Трик», Монтана, Тексако, Финансовая корпорация «Траст», банк «Метрополь», Уником банк, Союзный банк развития и банк «Деловой кредит», а также ряд коммерческих банков.
Автогонки планируется развивать в плане развлекательных шоу с элементами каскадерства. Из-за низкой стоимости билетов эти события рассчитаны на широкую аудиторию, от низкооплачиваемых работников и студентов до среднего класса. Оценивая потенциальную аудиторию автогонок, можно предположить, что определяющим фактором посещаемости будет цена входного билета. Цены будут варьироваться в зависимости от места розташування и близости к старте и боксам. Предлагается установить диапазон цен на билеты от 40 до 100 долларов США. Учитывая соотношение дешевых и дорогих мест, можно принять среднюю стоимость входного билета равной 50 долларам США.
Согласно статистическому обзору № 10 за 1995 год, опубликованному «Статистическим управлением», 74% доходов населения России расходуются на покупку товаров и оплату услуг (включая развлечения). Это не включает в себя обязательные платежи, взносы, вклады в банках и покупку валюты. Согласно данным Госкомстата России, к концу 1994 года средний доход жителей Москвы составлял более 1,2 миллиона рублей или около 343 долларов США в месяц на человека. Это означает, что ежемесячные расходы этой категории людей на товары и услуги составляли 254 доллара в месяц.
По данным Госкомстата, население Москвы и Московской области составляет примерно 15,6 миллиона человек, не считая гостей столицы. Простые расчеты показывают, что потенциальная аудитория автогонок равна примерно 1,7 миллионам человек. Этот вывод подтверждается данными ГАИ Москвы: в регионе зарегистрировано около 550 тысяч автомобилей иностранных марок (европейских, американских и японских). Такие автомобили приобретаются людьми, которые могут позволить себе поддерживать их на дороге. При расчете одного автомобиля на семью из трех человек, получается 1,65 миллиона человек с доходом выше среднего.
Приведенные цифры отражают статистику официально зарегистрированных доходов. На самом деле, реальные доходы этой категории людей в два-три раза выше официальных. Кроме того, статистика не учитывает большое количество самозанятых лиц, которые не получают зарплату по «ведомости» (например, так называемые «челноки»). К тому же, данные не включают миллионный контингент приезжих. Можно по-разному оценивать материальное положение приезжающих в Москву людей, особенно среди них наблюдается рост количества беженцев и неимущих.
Одна из основных масс «приезжих» всегда направлялась в Москву, чтобы что-то купить и потратить деньги.
Все вышесказанное указывает на то, что потенциальная аудитория автогонок в Москве и Московской области может составлять от 2 до 2,5 миллионов человек. Это люди с относительно высоким свободным доходом, которые могут тратить по три тысячи долларов и более в год на покупки и развлечения.
Вполне реально представить, что такие люди готовы потратить небольшую сумму на необычное зрелище один-два раза в год.
За год на автодроме может быть проведено около 30 гонок. Определенный объем интересов может обеспечить заполнение стадиона на 48 тысяч зрителей в течение всего года.
Что же может побуждать этих людей купить билеты и посетить гонки? Можно выделить следующие основные причины:
- Желание увидеть необычное, невиданное зрелище;
- Стремление к риску, азарту и опасным развлечениям;
- Желание быть в престижном месте среди известных людей;
- Интересное времяпрепровождение с друзьями или семьей;
- Близость автодрома к их месту проживания;
- Желание поддержать детей в спорте, отправить их в спортивную школу;
- Желание заниматься спортом самому;
- Желание воспользоваться услугами сопутствующих служб и комплексных услуг.
Очевидно, что работа автодрома должна быть направлена на расширение клиентской базы, предоставление конкурентоспособных тарифов и внедрение системы скидок, побуждающих покупать билеты и пользоваться услугами автодрома.
В заключение следует отметить, что нестабильность экономической, политической и социальной ситуации в стране, а также продолжающаяся инфляция не должны оказывать существенного негативного влияния на работу автодрома. Эта уверенность основана на следующих факторах:
- Предприятие практически не имеет конкурентов в Москве, области и, возможно, в России;
- Социальная направленность проекта очевидна и полезна для общества;
- Идущие реформы в стране уже сформировали значительную группу людей с хорошим доходом (так называемый «средний класс»), которые могут и хотят тратить деньги на необычные развлечения;
- Политика Центрального Банка направлена на стабильный прогнозируемый курс доллара, что позволяет точно планировать финансовую политику автодрома;
- Такое предприятие является привлекательным для инвестирования как для российских, так и для зарубежных финансовых компаний;
- Реализация проекта в дальнейшем может стать катализатором развития отечественного автомобильного спорта и всех смежных отраслей.
Все это дает основание для оптимистичной оценки рынка развлекательных услуг в России.
Постановка задачи:
Цель предлагаемого проекта — создание и развитие в России новой области бизнеса развлечений на базе спортивного комплекса автогонок, а также его эффективная эксплуатация.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Создание нового предприятия, например, акционерного общества, которое будет координировать все вопросы, связанные с проектированием, строительством и эксплуатацией спортивного комплекса автогонок (СК).
- Покупка или долгосрочная аренда участка земли для размещения СК.
- Проектирование и строительство СК на выбранном участке.
- Параллельно с выполнением задач 1, 2 и 3 — решение организационных вопросов, связанных с максимальной эффективностью последующей эксплуатации СК.
- Планируемая эксплуатация SK.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных задач:
- Предлагаемое предприятие по своей природе может быть акционерным обществом закрытого типа (АО). В состав его учредителей могут входить инвестор(ы) и администрация Москвы и соответствующего округа или района, где будет располагаться СК.
- Речь идет о конкретном участке земли площадью 100 гектаров в районе Новопеределкино, расположенном в 6 километрах от МКАД между Боровским шоссе и Киевской железной дорогой (рисунок 19-1). Владелец (владелец) земли — Агрокомбинат «Московский» — войдет в состав учредителей АО, внеся свою долю уставного капитала в виде указанного участка. Таким образом, будут обеспечены все юридические гарантии использования земли созданным АО.
Размеры и расположение участка земли идеально подходят для решения поставленных задач:
- непосредственная близость к огромному городу, что позволяет легко добраться до спортивного комплекса (СК) для тысяч зрителей;
- непосредственная близость к новому району Москвы Ново-Переделкино (86 000 жителей), что минимизирует затраты на строительство инженерных коммуникаций и подключение к электросетям, теплосетям, газопостачанию и водопроводу.
Чтобы попасть на территорию СК, жители Ново-Переделкина будут вынуждены переходить на другую сторону Лукинской улицы, что сделает СК зоной отдыха района и, следовательно, увеличит число зрителей и посетителей.
Кроме того, участок расположен удобно с транспортной точки зрения: автобусные маршруты городского транспорта и железная дорога от Киевского вокзала ведут к станции Переделино или Мичуринец, где постоянно курсируют пригородные электрички.
Проект спортивного комплекса может быть разработан Центральным научно-исследовательским институтом экспериментальной строительной конструкции (ЦНИИЭП), специализирующимся на проектировании спортивных сооружений. АО необходимо заключить договор с ЦНИИЕП, выдать техническое задание и осуществлять контроль за выполнением проекта. По завершении проектных работ АО будет подбирать конкурсанта на генеральный контракт на строительные работы, а также контролировать качество и срок их выполнения.
Решение четвертой задачи, связанной с формированием устойчивого интереса к автогонкам и их участникам среди широкой аудитории, является ключевым моментом для достижения максимальной эффективности эксплуатации комплекса. На это должны быть направлены основные усилия создаваемого АО:
- Проведение длительной (2-3 года) рекламной кампании в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы), выпуск рекламной продукции (майки, кепки, календари, открытки, объявления и т.д.) с информацией о будущих мероприятиях в СК;
- Стимулирование демонстрации по центральному телевидению трансляций зарубежных автогонок, а также ввоза на российский рынок зарубежной видео-продукции (художественных и документальных фильмов) об автогонках;
- Сотрудничество с автомобильными производственными объединениями России (АЗЛК, ВАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УАЗ, Ижмаш, КамАЗ и др.), шинными заводами, предприятиями по производству моторных масел, лакокрасочной промышленности, оборонно-промышленным комплексом в создании или модернизации гоночных автомобилей и технических средств обеспечения, соответствующих требованиям проведения автогонок;
- Привлечение иностранных компаний, специализирующихся на автомобильном бизнесе или спонсоров автогонок (например, Marlboro, Rothmans, Lucky Strike, Agip, Castrol, Elf, Bosch, Michelin, Texaco, Shell, Champion, Nokia, Basf, Mobil, Slik, Ford, Nissan, Honda, Toyota, BMW, Volvo, Renault, Citroen, Mersedes, Ferrary, Coca-Cola и т.д.) для финансирования разработки или модернизации автомобилей и технических средств обеспечения;
- Привлечение финансовых средств через эмиссию акций АО на фондовом рынке, что снизит финансовую нагрузку на первоначальных инвесторов и позволит привлечь иностранный капитал;
- Создание региональных структур и объединение команд в ассоциацию для организации автогонок;
- Разработка правил и условий проведения автогонок под эгидой Международной автомобильной ассоциации (ФИА) и других международных организаций.
Планируемая эксплуатация спортивного комплекса — это период, отделяющий начало проектирования и строительства комплекса от трех лет.
Под эксплуатацией понимается прибыльная работа всех звеньев, составляющих спортивный комплекс: от спортивных мероприятий и управления ревнованиями до работы сети магазинов, ресторанов, кафе, бассейнов, теннисных кортов, гимнастических залов, бань, гостиниц, детских спортивных школ, аттракционов, мастерских по мелкому ремонту, услуг по уходу за автомобилями, платных стоянок и так далее.
Это также включает в себя оптимизацию доходов от продажи прав на телевизионные трансляции Revenues и размещения коммерческой рекламы на территории комплекса.
Цель состоит в том, чтобы сделать спортивный комплекс привлекательным местом для отдыха, проведения досуга, спортивных занятий и обучения детей, а также местом для проведения народными гуляниями и другими мероприятиями.
Успешная реализация предыдущих задач (пункты 1, 2, 3 и 4) позволяет рассмотреть возможность полной окупаемости затрат на строительство комплекса в течение года и půl.
Одна из ключевых задач настоящего бизнес-плана — продемонстрировать эффективность многосторонней эксплуатации спортивного комплекса для проведения автогонок.
Стратегия маркетинга:
В разделе «Характеристика бизнеса» были определены семь основных направлений деятельности для достижения максимальной эффективности комплекса.
-
Продажа билетов: перед службой продажи билетов стоит задача реализовать 48 тысяч билетов в течение 7 дней (между двумя Revenues). Часть билетов, возможно, даже значительная часть, будет продана непосредственно на стадионе перед началом гонок. Это означает, что зрители, не имеющие билета, приезжают на Revenues и приобретают их в кассах стадиона, расположенных у входов на трибуны, у продавцов билетов при входе на территорию комплекса, на парковках и там же, на самих парковочных местах. Ориентировочное количество билетов, проданных непосредственно на стадионе перед началом гонок, может составить 30% или 14-15 тысяч.
-
Остальные 34-33 тысячи билетов необходимо реализовать в сети предварительной продажи. Для этого необходимо организовать точки реализации в Москве, обеспечив их необходимой технической поддержкой и рекламными материалами (плакатами, открытками, календариками, буклетами и т. д.). Целесообразно размещать продажи в местах, где потенциальный покупатель может совершить покупку в течение дня и иметь при себе соответствующую сумму денег: крупные универмаги, супермаркеты, магазины импортной одежды и электроники, автосалоны, ярмарки, центральные гостиницы, ночные клубы, рестораны, казино, банки и престижные выставки.
-
Для стимулирования предварительной продажи можно предложить скидку в 5% на стоимость билета. Однако следует учитывать комиссионные расходы за привлечение организаций, которые будут использоваться для создания точек продажи билетов.
-
Необходимо организовать 500 точек предварительной продажи билетов (ТППБ) с таким расчетом, чтобы на каждую точку выпадала нагрузка по реализации около 70 билетов в неделю. Каждая ТППБ должна быть подключена к компьютеру с модемом для связи с диспетчерской службой продажи билетов. Это позволит продавцам гибко подходить к выбору мест для каждого покупателя и избавит службу от необходимости собирать не проданные билеты перед Revenues и размещать их в кассах стадиона.
-
Номера мест, выбранные каждым покупателем, и соответствующие им билеты будут фиксироваться на компьютере диспетчера службы продажи билетов, что позволит исключить эти места из «банка» билетов, доступных для продажи.
-
Наличные вырученные средства каждый вечер инкассируются уполномоченным персоналом ТППБ и ежедневно переводятся на счет комплекса.
-
Диспетчеры службы продажи билетов должны осуществлять контроль за ТППБ, предоставляя вспомогательные материалы и рекламу, а также обеспечивать техническое обслуживание оргтехники.
-
На ТППБ можно также организовывать бронирование мест и продажу билетов на другие спортивные и культурные мероприятия, проводимые на комплексе.
Наконец, оставшиеся не проданными в сети ТППБ билеты будут реализованы непосредственно на территории комплекса в день Revenues. Для этого у входов на трибуны и вдоль путей движения зрителей устанавливаются кассы продажи билетов (КПБ).
Количество КПБ может варьироваться в зависимости от числа оставшихся не проданных билетов, в пределах от 100 до 250 касс. Сравнительно большее количество КПБ предпочтительно, так как это позволяет сократить время на приобретение билета каждым зрителем и реализовать весь остаток билетов за один час перед началом гонок.
Реклама должна проводиться постоянно:
а) через средства массовой информации путем организации трансляций со стартов по ЦТ и каналам кабельного телевидения, организации специальных телевизионных и радиопередач, использования газет и специализированных журналов;
б) путем изготовления специальных рекламно-информационных изданий, рекламных листков, плакатов, буклетов и т.д., а также их распространения через сеть ТППБ, КПБ, служб питания и торговли СК, а также индивидуальную почтовую рассылку жителям близлежащих районов Москвы;
в) путем изготовления различных сувениров с рекламной нагрузкой (майки, шапочки, воздушные шары, наклейки, флажки и т.д.) и продажи их через сеть службы торговли СК.
Повышение динамики продаж билетов можно обеспечить не только агрессивной рекламной кампанией, но и рядом других специальных мероприятий:
• организация системы скидок на стоимость билета;
• создание системы специальных поощрений как продавцов, так и покупателей билетов;
• организация бронирования билетов по телефону с последующей доставкой их курьером;
• постоянный анализ продаж по различным критериям (зрители, места, время продаж), проведение опросов и анкетирования зрителей для достижения максимальной эффективности работы СК.
Стратегия финансирования:
Как мы уже определили в предыдущих разделах, на строительство автомобильного спортивного комплекса для «кольцевых гонок» в Подмосковье требуется 43745 тыс. долларов США.
Инвестиции планируется получить в виде инвестиций в проект. Как видно из этой таблицы, инвестиции распределяются довольно равномерно (в среднем около 3-4 млн. долл. -в квартал) за исключением четвертого квартала первого года работы, когда сроки последнего платежа за землю перекрывают начало финансирования строительных работ.
Некоторые изменения в объеме инвестиций на третий год строительства вызваны необходимостью проведения усиленной рекламной кампании.
Инвестор получает 80% акций созданного акционерного общества по проекту.
Возврат средств Инвестору начинается с момента начала проведения стартовых гонок на СК. Полностью средства Инвестора будут возвращены через 51 месяц (4 года 3 месяца) после начала инвестирования. В дальнейшем Инвестор получает чистую прибыль, которая к концу второго года эксплуатации СК достигнет 20 млн. долл., а к концу третьего года превысит 55 млн. долл.
На графике представлена динамика инвестирования проекта и прогнозируемая выручка от эксплуатации СК.
График изменения затрат и доходов в процессе реализации проекта в первые шесть лет. Отрицательная область по вертикальной оси — инвестиции (инвестиционные платежи), положительная область — доходы предприятия. Инвестиции растут с самого начала строительства комплекса и достигают пика в 33-месячный период (2 года 9 месяцев). К этому моменту комплекс завершен строительством и готов к проведению первых автогонок. Для наглядности расчетов мы объединили начало эксплуатации комплекса с началом нового календарного года (январь). Очевидно, что для предотвращения естественных потерь, связанных с тем, что гонки в первом квартале могут не состояться из-за устойчивого снежного покрова на трассе, можно рассчитать период инвестирования таким образом, чтобы начало эксплуатации пришлось, скажем, на первое воскресенье апреля.
Следующий спад динамики роста доходов приходится на начало второго года эксплуатации (45-й — 48-й месяцы). Эта «полоска» практически горизонтальна и указывает на то, что в этот период расходы на эксплуатацию комплекса компенсируются доходами, приносимыми обслуживающими службами комплекса, которые продолжают работу даже когда гонки не проводятся. С началом проведения гонок во втором году эксплуатации кривая снова движется вверх. Пересечение горизонтальной оси в 51-м месяце означает полную амортизацию инвестиций, внесенных Инвестором в создание комплекса, и начало окупаемости предприятия.
С этого момента (4 года 3 месяца с начала инвестирования) кривая переходит в положительную область графика, то есть в зону постоянных и растущих доходов предприятия.
Потенциальным резервом роста прибыли предприятия являются периодически возникающие в начале каждого календарного года «полоски» на графике. Чем быстрее обслуживающие службы комплекса добьются устойчивой рентабельности в зимние месяцы (службы питания, торговли, медицинские, технические, спортивные и культурные мероприятия), тем быстрее комплекс превратится в зону отдыха и развлечений для жителей близлежащих районов города, и тем быстрее эти «полоски» перестанут сдерживать рост прибыли.
Транспортный план:
В день проведения гонок по кольцу 48 тысяч зрителей должны занять свои места на трибунах стадиона к определенному времени. Зрители могут воспользоваться следующими видами транспорта:
- Киевская железная дорога до станций «Переделкино» или «Мичуринец»;
- метро до станции «Юго-Западная», и далее городской автобус по Боровскому шоссе до Ново-Переделкино;
- личным автомобилем;
- дойти пешком из близлежащих микрорайонов Ново-Переделкино.
В процентном отношении «потоки зрителей» можно оценить следующим образом:
Рассмотрим каждый вид транспорта подробнее:
Если начать гонки в 11:00, то основная масса зрителей будет подходить на стадион в промежутке между 10:00 и 11:00 утра.
Пригородные поезда от Киевского вокзала до станции «Переделкино» отправляются каждые 26 минут. В промежуток времени с 8:30 до 10:00 отправляется 8 поездов по 12 вагонов каждый. Вагон имеет 100 сидячих мест, и около 50 человек могут стоять в проходах. Если учитывать только сидячие места и то, что в воскресные дни утренние пригородные электрички из Москвы практически пусты, можно рассчитать, что с этими поездами на стадион могут добраться более 8000 человек.
Большинство зрителей будут использовать метро. От станции метро «Юго-Западная» до района Ново-Переделкино ходит несколько городских автобусов. Однако, представляется целесообразным не учитывать эти автобусы по следующим причинам: во-первых, они делают несколько остановок по пути и поэтому находятся в пути долгое время; во-вторых, по воскресным дням эти автобусы отправляются нерегулярно.
Для снижения неудобств зрителей необходимо использовать специальные автобусы-экспрессы вместимостью до 50 сидячих мест. Автобус может двигаться по следующим маршрутам: проспект Вернадского — Ленинский проспект — МКАД — Боровское шоссе или улица Покрышкина — Никулинская улица — Мичуринский проспект — Боровское шоссе. Время в пути составляет около 40-45 минут на одну поездку туда и обратно.
Если считать, что первые зрители будут выходить из метро и садиться в автобус в 9:30, чтобы оказаться на стадионе за час до начала гонки, то нам потребуется около 170-180 автобусов для двух поездок.
Время в пути следования можно использовать для того, чтобы зрители, не имеющие входных билетов, могли приобрести их, а также для подачи рекламной информации.
После окончания соревнований эти же автобусы будут возвращать зрителей обратно к метро.
Автобусы могут отличаться по цвету от автопредприятий Москвы.
Затраты на аренду автобусов предполагается покрывать за счет платы за проезд в размере 1-2 долларов.
Предполагается, что 25% зрителей могут приезжать на стадион на личных автомобилях. Люди будут ехать с друзьями или с семьями, то есть в каждой машине будет находиться 2 или 3 человека. Это значит, что за час до начала соревнований необходимо пропустить не менее 6000 легковых автомобилей.
Подъездные пути к СК: Мичуринский проспект, Боровское шоссе и МКАД имеют на участке подъезда 3-х и более полных полосы движения в одну сторону. В воскресное утро эти пути обычно совершенно не загружены транспортом. Светофоры в это время работают в «предупреждающем» режиме, поэтому остановки практически исключены.
Несложные расчеты показывают, что даже при движении со средней скоростью 40-45 км/ч пропускная способность магистралей подъезда достаточно для того, чтобы за интервал времени в один час спокойно добраться до стадиона 6-7 тысячам легковых автомобилей.
Вопросы единовременной разгрузки автобусов-экспрессов и парковки легковых автомобилей на территории СК и прилегающих улицах решаются за счет создания специальных мест выхода пассажиров, специальных мест парковки, подземных переходов и транспортных развязок, которые будут предусмотрены в проекте СК.
Финансовый план:
Как мы видим, спортивный комплекс для кольцевых автомобильных гонок представляет собой весьма сложный финансовый механизм, в составе которого действуют более 10 самостоятельных служб. Часть из них являются чисто затратными, то есть не приносят прямого дохода, другие могут и должны приносить доход и являться самоокупающимися. К таким самоокупающимся службам следует отнести:
— службу питания;
— службу торговли;
— службу спортивных мероприятий;
— врачебную службу.
Если эти службы в результате своей деятельности не будут приносить доход, а наоборот, будут существовать на дотациях из бюджета СК, отпадет всякий смысл в их организации. В этом случае гораздо проще и дешевле, например, отдать все права на обеспечение продуктами питания и организацию сети кафе на территории СК фирме «Макдональдс». Это же касается и других подобных служб.
Помимо самоокупающихся служб, есть службы, в составе которых действуют подразделения, приносящие доход. К ним относятся служба охраны и техническая служба.
Служба охраны имеет платные автомобильные стоянки. По нашим расчетам, при проведении соревнований необходимо обеспечить стоянку 6000 легковых автомобилей зрителей. Из них 2000 автомобилей могут размещаться на крытой стоянке, организованной в цокольном этаже трибуны, а остальные — на открытых стоянках на территории СК. Стоимость парковки на крытой стоянке составляет 1,5 доллара в час. Средняя продолжительность парковки машин в день проведения соревнований — 4 часа.
Не трудно подсчитать, что годовой доход от платных автостоянок составит порядка 840 000 долларов.
На техническую службу возлагаются: автозаправочная станция, мастерские по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей зрителей, а также мойка автомобилей. Такие услуги, очевидно, будут пользоваться повышенным спросом при таком большом скоплении машин.
Мы делаем второе предположение и, для наглядности, принимаем, что затраты на создание, техническое оснащение и эксплуатацию этих двух служб, а также их фонды оплаты труда будут равны доходам от работы этих служб.
Допущение третье: мы считаем, что в первые три года эксплуатации комплекса основные фонды (оборудование, здания, техника и т. д.) не потребуют замены, а значит, мы будем нести только эксплуатационные расходы.
Допущение четвертое. Мы принимаем, что расходы на рекламу, начиная с первого года эксплуатации стадиона, будут полностью покрываться доходами от продажи прав телевизионных трансляций и размещения видовой рекламы на территории СК. (Для справки: право телевизионной трансляции только одного дня соревнований стоит около 5 миллионов долларов).
Доходные статьи бюджета СК включают в себя:
а) Доходы от продажи билетов на соревнования;
б) Доходы служб питания, торговли, спортивных и развлекательных мероприятий, культурных мероприятий, медицинской помощи, охраны и технической поддержки.
Статьи доходов | 1-й год | 2-й год | 3-й год |
---|---|---|---|
1. Служба питания | 1167 | 1067 | 1067 |
2. Служба торговли | 760 | 660 | 660 |
3. Спортивные и развлекательные мероприятия | 940 | 540 | 540 |
4. Культурные мероприятия | 407 | 127 | 127 |
5. Медицинская служба | 445 | 245 | 245 |
6. Служба охраны | 650 | 450 | 450 |
7. Техническая служба | 682 | 435 | 435 |
8. Рекламные услуги | 4000 | 4000 | 4000 |
Итого: | 9051 | 7524 | 7524 |
в) Доходы от рекламных услуг.
Таким образом, исходя из вышеуказанных допущений, мы можем условно определить доходы по позициям б) и в), сопоставив их с необходимыми суммами расходов на эти службы и рекламу.
Считаем, что соревнования проходят один раз в неделю, а также, что в период с ноября по март гонки не проводятся из-за устойчивого снежного покрова на трассе. Продажу билетов на квалификационные заезды, проводимые за день до основных стартов, мы не учитываем.
Для стимулирования продаж билетов на первые соревнования планируемого эксплуатации СК предлагается установить на первые конкурсы низкую цену входных билетов. В дальнейшем цена будет постепенно повышаться, одновременно с ростом спроса и популярностью соревнований.
Месяцы | Порядковый номер соревнований | Количество проданных билетов |
---|---|---|
1-й год | 2-й год | 3-й год |
1. Январь | 2. Февраль | 3. Март |
— | — | — |
4. Апрель | 1, 2, 3, 4, 5 | 40, 35, 37, 37, 38 |
5. Май | 6, 7, 8, 9 | 38, 38, 38, 39 |
6. Июнь | 10, 11, 12, 13 | 40, 40, 40, 40 |
7. Июль | 14, 15, 16, 17, 18 | 40, 40, 40, 40, 38 |
8. Август | 19, 20, 21, 22 | 37, 35, 35, 33 |
9. Сентябрь | 23, 24, 25, 26 | 33, 35, 37, 40 |
10. Октябрь | 27, 28, 29, 30, 31 | 37, 37, 35, 35, 35 |
11. Ноябрь | — | — |
12. Декабрь | — | — |
Всего за год: | 1162 | |
1-й год | 12-й год | 13-й год |
— | — | — |
1150 | 1250 | 1400 |
Средняя стоимость билета в долларах США:
Порядковый номер соревнования | Средняя стоимость билета |
---|---|
1-2 | 20 долларов |
3-4 | 25 долларов |
5-6 | 30 долларов |
7-8 | 35 долларов |
9-10 | 40 долларов |
11-12 | 45 долларов |
13-31 | 50 долларов |
Исходя из приведенных в таблицах данных, можно рассчитать годовой доход СК за первый год эксплуатации.
Соревнования | Количество проданных билетов | Доход (долларов США) |
---|---|---|
1-2 | 75000 | 1500000 |
3-4 | 74000 | 1850000 |
5-6 | 76000 | 2280000 |
7-8 | 76000 | 2660000 |
9-10 | 79000 | 3160000 |
11-12 | 80000 | 3600000 |
13-31 | 702000 | 35100000 |
Всего от продажи билетов: | 50150000 | — |
Суммарный годовой доход (за 1-й год) составит: 59201 тыс. долларов США.
Расчетная прибыль определяется как: 59201 тыс. долл. — 12813 тыс. долл. = 46388 тыс. долл.
Ставка налога на прибыль от ведения спортивных и зрелищных мероприятий составляет 35%.
Таким образом, налог на прибыль составит: 46388 тыс. долл. х 0,35 * =* 16235,8 тыс. долл.
Чистая прибыль СК будет равна: 46388 тыс. долл. — 16235,8 тыс. долл. = 30152,2 тыс. долл.
Вычисленная рентабельность спортивного комплекса для кольцевых автомобильных гонок составляет: 46388 тыс. долл.: 12813 тыс. долл. = 362%.
Приведенные расчеты показывают, что годовой доход уже первого года эксплуатации СК (59201 тыс. долл.) не только покрывает текущие расходы (12813 тыс. долл.), но и компенсирует первоначальные инвестиции, связанные с проектированием и строительством (43745 тыс. долл.). Кроме того, не учтены дополнительные доходы от самостоятельных служб СК и продажи билетов на квалификационные заезды, что может увеличить доходы на 20-25% от доходов от основных соревнований.
Доходы и расходы, тысячи долларов США
Временные интервалы | №/№ ревнований | Доходы | Затраты | Прибыль | Налог на прибыль | Чистая прибыль |
---|---|---|---|---|---|---|
33 месяца проектирования и строительства | 43745 | -43745 | -43745 | |||
1-й год экс-плуатации, январь | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Февраль | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Март | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Апрель | 1-5 | 5344,2 | 1067,7 | 4176,5 | 1461,8 | 2714,7 |
Май | 6-9 | 6114,3 | 1067,8 | 5046,5 | 1766,3 | 3280,2 |
Июнь | 10-13 | 7954,3 | 1067,8 | 6886,5 | 2410,3 | 4476,2 |
Июль | 14-18 | 10654,3 | 1067,8 | 9586,5 | 3355,3 | 6231,2 |
Август | 19-22 | 7754,3 | 1067,8 | 6686,5 | 2340,3 | 4346,2 |
Сентябрь | 23-26 | 8004,3 | 1067,8 | 6936,5 | 2427,8 | 4508,7 |
Октябрь | 27-31 | 9704,3 | 1067,8 | 8636,5 | 3022,8 | 5613,7 |
Ноябрь | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
Декабрь | — | 754,2 | 1067,7 | -313,5 | 0,0 | -313,5 |
За весь 1-й год | 59201 | 12813 | 46388 | 16235,8 | 30152,2 | |
По состоянию на начало 2-го года эксплуатации | 13592,8 | -13592,8 | -13592,8 | |||
2-й год эксплуатации, 1-й квартал | 1881,0 | 2480,0 | 599,0 | 0,0 | -599,0 | -599,0 |
2-й квартал | 28381,0 | 2480,5 | 25900,5 | 9065,2 | 16835,3 | |
3-й квартал | 28381,0 | 2480,5 | 25900,5 | 9065,2 | 16835,3 | |
4-й квартал | 11381,0 | 2480,0 | 8901,0 | 3115,4 | 5785,6 | |
За весь 2-й год | 70024,0 | 9921,0 | 60103,0 | 21036,1 | 39066,9 | |
По состоянию на начало 3-го года эксплуатации | 25474,1 | |||||
За 3-й год эксплуатации | 77524,0 | 9921,0 | 67603,0 | 23661,1 | 43941,9 | |
Всего за 3 года эксплуатации | 206749,0 | 32655,0 | 174094,0 | 60932,9 | 113161,1 | |
Всего с учетом времени проектирования и строительства в течение 3 лет эксплуатации | 206749,0 | 76400,0 | 60932,9 | 69416,0 |
Из представленной таблицы видно, что во 2-м квартале 2-го года эксплуатации СК полностью окупает первоначальные затраты, связанные с его проектированием и строительством. Чистая прибыль в размере 30152,2 тыс. долларов идет на погашение первоначальных затрат. Таким образом, по состоянию на начало 2-го года эксплуатации остаток непогашенных первоначальных затрат составит -13592,8 тыс. долларов.
Свежие комментарии